Региональный уровень пенсионного обеспечения

Согласно действующему законодательству, ежемесячный доход российского пенсионера не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в регионе его проживания. Но часто размер назначенной гражданину пенсии и других выплат, входящих в общее материальное обеспечение, бывает ниже ПМП. Чтобы предусмотренное законом требование выполнялось, пенсионеру назначается социальная доплата к пенсии — региональная или федеральная. Она назначается, чтобы компенсировать разницу между материальным обеспечением и прожиточным минимумом в регионе.

Региональная социальная доплата (РСД) назначается малообеспеченным получателям пенсии, проживающим в субъектах РФ, в которых установлен прожиточный минимум пенсионера выше, чем общероссийский.

  • Как правило, такие выплаты установлены в регионах донорах — на Севере или в субъектах РФ с высоким уровнем жизни.
  • В 2020 году таких субъектов будет 31, причем в 15 из них региональные выплаты вводятся впервые (до этого там были федеральные).

Размер РСД рассчитывается индивидуально для каждого — он зависит от величины материального обеспечения, а также от региона, в котором проживает получатель пенсии. Финансирование региональных выплат осуществляется из бюджетов субъектов РФ, поэтому за их назначением нужно обращаться в соцзащиту населения.

РСД к пенсии — что это?

Региональная социальная доплата к пенсии — это адресная мера поддержки малообеспеченных пенсионеров. Она назначается для того, чтобы поддерживать доходы граждан на уровне не меньше величины регионального прожиточного минимума пенсионера. Законодательно такая норма закреплена в статье 12. 1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи».

Доплата региональная, так как выплачивается за счет средств субъекта РФ (есть еще федеральная — она финансируется из федбюджета).

Согласно пункту 5 ст. 12.1 закона № 178-ФЗ, региональную социальную доплату платят в тех регионах, в которых установлен прожиточный минимум пенсионера, превышающий ПМП в целом по стране.

  • В 2019 году прожиточный минимум пенсионера в целом по России составлял 8846 рублей. Следовательно, региональные социальные доплаты к пенсии назначались в тех субъектах, где ПМП, установленный на 2019 год, превышал 8846 руб. (таких регионов было 16).
  • В 2020 году «минималка» по РФ составляет 9311 рублей. Соответственно, в регионах с прожиточным минимумом выше 9311 руб. назначают региональные социальные надбавки. Полная таблица с указанием ПМП в 2020 году по всем регионам представлена в статье.

Кому положена региональная доплата к пенсии

Пенсионер имеет право на региональную социальную доплату к пенсии при выполнении следующих условий:

  1. Получает любой вид пенсионного обеспечения:
    • страховую пенсию по старости, инвалидности или случаю потери кормильца;
    • социальное обеспечение по старости, инвалидности или потере кормильца;
    • военную, государственную пенсию и т.д.
  2. Считается неработающим пенсионером, то есть не работает официально и не уплачивает страховые взносы в систему ОПС.
  3. Постоянно проживает на территории РФ.
  4. Получает материальное обеспечение в сумме ниже, чем установленный в регионе его проживания прожиточный минимум пенсионера.

При выполнении вышеперечисленных требований пенсионер может обратиться за назначением социальной надбавки к пенсии. Однако при каких-либо изменениях (например, при трудоустройстве) об этом нужно сообщать в орган, осуществляющий выплаты, чтобы доплаты были отменены. В противном случае переплаты могут возмещены в судебном порядке.

В каких регионах назначается РСД в 2020 году

Региональная социальная доплата устанавливается в тех регионах, в которых величину ПМП утвердили в значении, превышающем общероссийский.

Таких субъектов 31 — их перечень и размер прожиточного минимума, до которого будут доплачивать, представлены в таблице:

Наименование субъекта РФ Величина ПМП в 2020, в рублях Наименование субъекта РФ Величина ПМП в 2020, в рублях
Кабардино-Балкарская Респ. 9598 Амурская обл. 10021
Респ. Карелия 11846 Архангельская обл. 10955
Респ. Коми 11534 Вологодская обл. 9575
Республика Саха (Якутия) 14076 Иркутская обл. 9497
Забайкальский край 9829 Калининградская обл. 9658
Камчатский край 16756 Магаданская обл. 15943
Красноярский край 10039 Московская обл. 9908
Приморский край 10775 Мурманская обл. 14354
Хабаровский край 10895 Новгородская обл. 9423
Еврейская авт. обл. 11709 Новосибирская обл. 9487
Ненецкий АО 17956 Псковская обл. 9529
ХМАО-Югра 12730 Сахалинская обл. 12333
Чукотский АО 19000 Смоленская обл. 9460
Ямало-Ненецкий АО 13510 Томская обл. 9546
г. Санкт-Петербург 9514
г. Севастополь 9597
г. Москва 12578

Если общий доход пенсионера ниже, чем величина минимума, указанная в таблице, он может обращаться в соцзащиту населения по месту жительства для получения социальной надбавки к пенсии.

Размер региональной доплаты к пенсии

Размер РСД рассчитывается таким образом, чтобы общий ежемесячный доход пенсионера составлял утвержденную для региона величину минимума. Расчет производится по формуле:

где МО — материальное обеспечение пенсионера.


Инфографика: социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума

В состав МО, согласно части 2 ст. 12.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 г., включаются следующие выплаты:

  1. Назначенная пенсия, в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии, суммы надбавок, назначаемые к ФВ, а также накопительная пенсия;
  2. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) вместе со стоимостью набора социальных услуг (НСУ);
  3. Срочная пенсионная выплата из средств пенсионных накоплений;
  4. Дополнительное материальное обеспечение (ДМО) за выдающиеся достижения и заслуги;
  5. Другие меры социальной поддержки, которые предоставляются в денежном выражении (кроме единовременных).

Отметим, что в материальное обеспечение пенсионера не входят меры поддержки, предоставляемые в натуральной форме. Однако это не касается денежного эквивалента компенсаций по оплате телефона, жилого помещения, коммунальных услуг, проезда на пассажирском транспорте — они в общий доход включаются.

Пенсионер Дмитрий Иванович получает страховую пенсию по старости в размере 6600 руб., накопительную — 1200 руб. и ежемесячную городскую денежную выплату в 1000 руб., как ветеран труда. Проживает в Москве и не работает.

Материальное обеспечение пенсионера составляет 6600 + 1200 + 1000 = 8800 рублей, что гораздо ниже установленного на 2020 год прожиточного минимума в Москве (12578 руб.). Начиная с 1 января 2020 года, он может получать региональную социальную доплату в размере 12578 — 8800 = 3778 рублей. Таким образом, он будет ежемесячно получать «минималку» — 12578 руб.

Порядок назначения и выплаты РСД

Региональная социальная доплата до минимума назначается по заявлению пенсионера, которое нужно подавать в отделение соцзащиты населения по месту проживания. При этом предоставлять документы, подтверждающие размер получаемых выплат и мер социальной поддержки, не нужно (часть 6 ст. 12.1 ФЗ № 178).

К заявлению нужно приложить следующий комплект документов:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий факт регистрации по месту жительства или пребывания;
  • трудовую книжку или иной документ, подтверждающий прекращение трудовой либо иной оплачиваемой деятельности.

Доплата назначается с 1 числа следующего месяца после подачи заявления на весь срок, на который установлено пенсионное обеспечение. Для детей-инвалидов и детей до 18 лет, получающих пенсию по потере кормильца (как страховую, так и государственную), социальная доплата назначается со дня назначения пенсии.

Важно: если величина прожиточного минимума в регионе или материального обеспечения пенсионера изменится, то и размер РСД будет пересмотрен. Для перерасчета величины РСД обращаться в соцзащиту не требуется.


Согласно ФЗ №178 «О государственной соцпомощи», величина материального обеспечения граждан, получающих пенсию, не должна быть меньше прожиточного минимума пенсионера (ПМП).

В целях улучшения уровня жизни нетрудоспособного населения Правительством была назначена финансовая помощь – региональная социальная надбавка.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Социальная региональная доплата – это ежемесячное пособие из госбюджета, направленное на увеличение общего дохода гражданина до уровня ПМП, установленного в субъекте его проживания.

Размер ПМП назначается каждый год по России и в каждом субъекте РФ отдельно. Если общая сумма дохода пенсионера не будет достигать регионального ПМП, а региональный окажется больше прожиточного минимума по России, то в этом случае ему будет положена доплата.

Пособие оформляется в органах соцзащиты по месту жительства. Для подачи заявки на оформление потребуется паспорт и СНИЛС. Дополнительных справок, подтверждающих размер получаемой материальной помощи и наличие пенсии, не потребуется.

Условия и сроки назначения неработающим пенсионерам

На 2017 таких субъектов всего 16. К ним, в основном, относятся северные республики и области, где уровень жизни более высокий по сравнению с большинством субъектов РФ.

Доплата назначается с начала установления прав на получение пенсии. Причем не важно, какие виды государственного обеспечения получает человек: по утрате кормильца, по инвалидности, социальную или страховую пенсию.

Если он вышел на пенсию по старости, но его совокупный доход оказался ниже ПМП на региональном уровне, то вместе с основными выплатами он имеет право сразу же оформить социальную доплату. Пособие устанавливается с 1 числа месяца, который идет за месяцем подачи заявления.

Надбавка положена не всем гражданам.

Для оформления должен быть соблюден ряд обязательных условий:

  1. Получатель не должен быть официально трудоустроен. Действительная запись в трудовой книжке автоматически лишает его социальной помощи.
  2. Человек должен проживать на территории РФ. При переезде в другую страну он лишается права получать пособие.
  3. Получателями могут быть инвалиды, неработающие пенсионеры, дети, потерявшие родителя, а также все те, кто получил право на государственную или страховую ежемесячную выплату. Главное условие – низкий уровень дохода, который не достигает ПМП.

Получателями могут быть также иностранцы и лица без российского гражданства, которые проживают в России не менее 15 лет и получают пенсию.

Размер

Сумма надбавки зависит от нескольких факторов:

  • субъекта РФ;
  • уровня прожиточного минимума;
  • совокупного дохода человека.

Для расчета размера пособия из суммы уровня регионального прожиточного минимума нужно вычесть сумму общего дохода человека. Полученная цифра окажется разной для пенсионеров, проживающих в одном и том же субъекте РФ, так как у них может оказаться разный уровень дохода.

Приведем примеры расчета размера региональной надбавки:

  1. Гражданин проживает в Москве, где установлен ПМ, равный 11561 рублю.
  2. Прожиточный уровень по стране меньше регионального – 8540 рублей.
  3. Пенсия равна 7000 рублям.
  4. Однако помимо нее человек получает пособия и льготы на сумму 1000 рублей.

Общий доход составляет 8000 рублей. Из суммы московского ПМП нужно вычесть общий доход. Получается: 11661-8000 = 3561 рубль. Эта суммы будет ежемесячно приходить вместе с пенсией как социальная надбавка к основной части материального обеспечения человека.

К общему доходу относятся:

  • все виды получаемых пенсий (государственные, за заслуги перед Отечеством, по потере трудоспособности, по утрате кормильца, страховая и пр.);
  • ЕДВ, пособия и льготы (инвалидам, родственникам погибших ветеранов, членам семьи чернобыльцев, ветеранам труда и войны и пр.);
  • набор социальных услуг (льготы на покупку проездных билетов, льготы на приобретение лекарств и на лечение).

При назначении этого пособия в органах соцзащиты проверяют данные о доходах, а также сопоставляют их размер с величиной прожиточного минимума региона.

О том, каков размер доплат и социальных пенсий в Москве, написано здесь.

Основания для утраты права на помощь

Несмотря на то, что надбавка устанавливается на весь срок получения пенсии, выплату могут приостановить на следующих основаниях:

  1. Трудоустройство. Доплата назначается только нетрудоспособным гражданам, поэтому официальная занятость и получение заработной платы автоматически лишает гражданина на получение средств.
  2. Переезд в другую страну. Согласно ФЗ 178 «О государственной социальной помощи» выплата назначается только гражданам, постоянно проживающим на территории России.
  3. Потеря права на получение пенсии. Если человеку по каким-то причинам на законных основаниях перестали выплачивать пенсию, то право на надбавку он также теряет.
  4. Смена адреса регистрации. В случае переезда на постоянное место жительства в другой субъект РФ, право на надбавку может быть утрачено, либо ее размер будет изменен, так как в каждом субъекте РФ установлен свой уровень прожиточного минимума.
  5. Повышение уровня дохода также может стать причиной утраты права на доплату. Если общий доход человека сравнялся или стал больше ПМП, установленного в его регионе, то он уже не будет получать надбавку.
  6. Смерть или признание человека безвестно отсутствующим.

В ФЗ 178 «О государственной соцпомощи» говорится, что получатель средств должен уведомлять органы об изменившихся обстоятельствах. К примеру, при смене места проживания гражданин утрачивает право на надбавку, поэтому должен сообщить органам соцзащиты о своем переезде в другой регион, чтобы выплаты прекратились.

В противном случае, когда об этом станет известно сотрудникам соцзащиты, ему придется возмещать полученную им сумму за весь срок, на протяжении которого приходили неположенные ему выплаты.

Пенсионер имеет право восстановить надбавку, если его жизненные обстоятельства изменились и стали снова соответствовать условиям назначения пособия.

Условия выплаты недополученных сумм

Если по каким-то причинам человек не получал надбавку, то он может получить все средства единовременно за прошедший период, обратившись в органы соцзащиты с заявлением.

Условия выплаты недополученной суммы:

  • средства, не начисленные своевременно, будут выплачены за весь срок, в который он бы мог их получать, но не более чем за 3 года с момента обращения за единовременной выплатой в органы;
  • если виновником оказались органы соцзащиты, то человек сможет получить средства за весь прошедший срок;
  • если деньги не были начислены в связи со смертью пенсионера, то они не выплачиваются родственникам и наследникам покойного, так как не относятся к наследуемому имуществу.

На выплату недополученных сумм могут рассчитывать граждане, которые не своевременно подали заявление о назначении доплаты.

Видео по теме

Смотрите подробнее о том, что такое региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам:

Заключение

Социальная помощь из бюджета положена только тем, кто официально не работает и не получает заработную плату. Право на выплату имеют только неработающие пенсионеры. При устройстве на работу получателю пособия необходимо известить органы соцзащиты об этом, чтобы средства не начислялись.

В противном случае работающему пенсионеру, получающему доплату, придется вернуть в бюджет всю полученную им не по закону сумму.

Повышение уровня материального обеспечения пенсионеров – одна из важных задач социальной политики нашего государства. Закон «О государственной соцпомощи» позволил малоимущим нетрудоспособным гражданам увеличить свои материальное обеспечение до прожиточного минимума.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


Региональные пенсионные системы

1. Пенсионная реформа и региональные пенсионные системы 1

2. Законодательная база для создания и развития региональной пенсионной системы 3

3. Схема региональной пенсионной системы 5

Результаты пенсионной реформы в Российской Федерации не приведут к сколько-нибудь серьезному повышению покупательной способности трудовой пенсии. Так, прогнозные расчеты коэффициента послетрудового возмещения утраченного заработка (отношение среднего размера пенсии к средней заработной плате), в настоящее время составляющего порядка 25 процентов, показывают устойчивую тенденцию к понижению реального размера пенсии. Следовательно, условия пенсионного обеспечения и страхования граждан, определяемые федеральными законодательными актами, не смогут достигнуть минимального размера пенсий равного 40 процентам заработной платы работников в соответствии с Европейским кодексом социального обеспечения (принят в 1964г.). Понятно, что именно этот показатель должен служить ориентиром для России. Однако он не достижим при существующем федеральном подходе к реализации пенсионной реформы.

Итак, федеральный уровень пенсионного обеспечения граждан недостаточен. Это означает, что в поисках решения проблемы необходимо перейти на региональный уровень. Если на уровне федеральном обязательное пенсионное страхование граждан строится по принципу преимущественно распределительному, то на региональном уровне оно должно носить характер дополнительного и строиться на накопительном принципе, а формироваться на добровольных началах.

Решение пенсионных проблем на уровне субъекта РФ обладает рядом преимуществ. Региональное дополнительное пенсионное обеспечение носит более гибкий характер, что позволяет учитывать интересы и возможности различных социальных групп, а пенсии граждан формировать из разных источников: личные сбережения, корпоративные финансы частных предприятий, бюджетные средства. Соответственно и пенсии будут выплачиваться разных видов: личные, корпоративные, бюджетные.

Для большинства регионов России характерны, в числе прочих, две социально-экономические проблемы: низкий уровень жизни пенсионеров вследствие недостаточных размеров государственных пенсий и нехватка инвестиционных ресурсов для развития экономики региона. Как показывает почти вековой зарубежный опыт, обе эти проблемы можно решить за счет использования одного организационно-финансового инструмента – негосударственного (или, иначе, – дополнительного) пенсионного обеспечения. В силу ряда причин, в России данный инструмент недооценивается, хотя для органов власти субъектов Российской Федерации он представляет несомненный интерес, так как позволяет целенаправленно формировать собственные инвестиционные ресурсы. Их потенциальным источником являются фактические накопления граждан, которые составляют огромную сумму (по некоторым оценкам – от 40 до 70 млрд. долларов США). В связи с этим одной из важнейших задач государства является создание надежных механизмов привлечения личных сбережений граждан с целью преобразования их в инвестиции.

Созданием одного из наиболее эффективных механизмов подобного рода, а именно: негосударственного пенсионного обеспечения – государство занимается более 10 лет. Об определенных успехах на этом пути уже можно говорить. За прошедшее время среди негосударственных пенсионных фондов, получивших государственную лицензию, не было зафиксировано ни одного скандала, связанного с обманом вкладчиков. Сегодня нет ни одной финансовой структуры в России, кроме пенсионных фондов, которая контролировалась бы более жестко и детально.

Таким образом, при создании регионами собственных систем пенсионного обеспечения, дополняющих федеральную пенсионную систему, наиболее логичным является использование института негосударственных пенсионных фондов. Организация РПС должна рассматриваться как развитие федеральной пенсионной реформы на уровне одного субъекта РФ и представлять собой взаимоувязанный комплекс правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих массовое вовлечение работодателей, граждан и органов власти всех уровней в дополнительное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что создание РПС не противоречит ни одному ныне действующему федеральному законодательному или нормативному правовому акту. Несмотря на то, что главным рабочим звеном РПС должны служить частные организации (негосударственные пенсионные фонды), организационно и финансово она должна быть подконтрольна руководству субъекта РФ. Целью функционирования РПС является достижение социальной, экономической и политической эффективности, а именно:

· повышение уровня доходов региональных пенсионеров всех категорий, и малообеспеченных – в первую очередь;

· приток инвестиционных ресурсов в экономику субъекта РФ;

· рост авторитета руководства субъекта РФ в результате повышения уровня жизни пенсионеров.

Рис. 1. Организационная схема РПС.


Системообразующей основой формирования РПС являются целенаправленные усилия администрации региона, предпринимаемые совместно с негосударственными пенсионными фондами, по привлечению в РПС средств физических и юридических лиц. Действия администрации в данном случае должны быть аналогичны действиям руководства крупного холдинга при организации корпоративной пенсионной системы.

Активная позиция администрации в процессе создания и развития РПС обеспечивает ей право:

· контролировать деятельность РПС;

· определять приоритеты при инвестировании пенсионных средств в экономику региона;

· информировать общественность о ходе формирования РПС как элемента федеральной пенсионной системы.

Развитие добровольного негосударственного пенсионного обеспечения в процессе формирования РПС способно постепенно обеспечить значительную часть жителей субъекта РФ дополнительной пенсией, которая в сочетании с государственной пенсией, позволит достичь или превзойти региональный прожиточный минимум.

Существует прямая зависимость между размером накопительных пенсий, которые получает население того или иного региона, и инвестиционным потенциалом, которым данный регион располагает. Формирование этого потенциала через создание РПС должно стать одной из важнейших задач регионального развития и опираться на собственное пенсионное законодательство, дополняющее и развивающее законодательство федеральное.

Создание РПС является задачей, имеющей множество вариантов решений по каждой из ее составных частей. Выбор же конкретного варианта зачастую не может быть обоснован какими-либо расчетами, т. к. является предметом внеэкономических (например, политических или организационных) решений, которые находятся в компетенции органов власти субъекта РФ. Соответственно оптимальный вариант РПС не может быть просчитан заранее, а формируется в процессе совместной деятельности специалистов НПФ и администрации субъекта РФ. Ее результатом может стать проект Целевой программы создания РПС, под которой понимается увязанный по задачам, ресурсам и срокам комплекс нормативно-правовых, социально-экономических, организационных, информационных и иных мероприятий.

В настоящее время специалисты ряда пенсионных фондов завершают разработку методических подходов к формированию региональных накопительных пенсионных систем. Начались предварительные консультации с администрациями отдельных субъектов РФ по практической реализации подготовленных материалов.

Приглашаем к сотрудничеству представителей субъектов РФ и муниципальных образований, заинтересованных в развитии этого направления социально-финансовой деятельности (56; e-mail: *****@***ru).

Социальное обеспечение является предметом совместного ведения федерального центра и регионов. Участие регионов в пенсионной системе необходимо и законодательно обоснованно. Основной закон Российской Федерации – Конституция – в статье 72 прямо указывает: «1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: ж)… социальная защита, включая социальное обеспечение;… 2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области…»

Данное положение развивается Федеральным законом от 01.01.2001 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в статье 26.3 Принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, а именно: «2. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения … за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации … относятся решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста … в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты … социальных пособий, … а также для возмещения расходов … в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан…».

Субъекты РФ имеют право издавать законы и иные нормативные правовые акты (в рамках федерального законодательства) по регулированию отдельных вопросов пенсионного обеспечения в регионе. Например, в настоящее время имеется позитивный опыт организации дополнительного бюджетного финансирования пенсионного обеспечения в регионе. Так, Думой Ханты-Мансийского автономного округа 19.06.2003 г. был принят закон «О дополнительном пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа». Во исполнение данного закона и после проведения конкурса по выбору негосударственного пенсионного фонда, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа был заключен договор о негосударственном пенсионном обеспечении с Ханты-Мансийским негосударственным пенсионным фондом. А в 2004 г. Правительством автономного округа принято решения о передаче функций назначения и выплаты доплат к пенсиям неработающих пенсионеров из органов социальной защиты населения в Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд.

Одновременно с тем, при создании региональной пенсионной системы, необходимо учитывать положения следующих федеральных законов, имеющих верховенство на всей территории Российской Федерации в соответствии с п.2 ст. 4 Конституции РФ:

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О негосударственных пенсионных фондах», который регулирует правовые, экономические и социальные отношения в сфере осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за указанной деятельностью;

Федеральный закон от 01.01.2001 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", который устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определяет особенности правового положения субъектов и участников данных отношений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.


Прожиточный минимум пенсионера, который в конце года устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).

Кому платят

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Индексация

С 1 января 2020 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,6 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали. и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть теперь минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на вопросе новой системы доплат. Расскажем об этом подробно в следующем материале.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2020 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

Наименование субъекта РФ

Величина ПМП в субъекте РФ в 2020 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2019 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2018 году

Прирост ПМП за 1 год (с 2019 до 2020)

Прирост ПМП за 2 года (с 2018 до 2020)

В целом по Российской Федерации

9 311

8 846

8 726

465

585

Центральный федеральный округ

8 016

0

9 120

597

9 077

551

8 750

0

8 978

402

9 303

595

8 967

337

8 600

0

8 620

0

8 744

14

8 694

126

9 460

635

8 241

430

9 302

456

9 310

652

8 646

483

12 578

464

9 908

0

Северо-Западный федеральный округ

11 840

2 994

11 534

792

10 955

697

17 956

0

9 572

726

9 658

812

9 514

668

9 247

401

14 354

1 680

9 423

577

9 529

723

Северо-Кавказский федеральный округ

8 680

0

8 846

0

9 598

752

8 846

0

Республика Северная Осетия-Алания

8 455

0

9 035

300

8 297

0

Южный федеральный округ

8 138

0

8 242

161

9 258

601

8 969

617

8 569

0

8 736

248

8 912

542

9 597

755

Приволжский федеральный округ

8 645

0

Республика Марий Эл

8 380

189

8 522

0

8 232

0

8 502

0

7 953

0

8 511

37

8 689

587

8 252

0

8 404

0

8 777

238

8 690

277

8 278

0

8 574

100

Уральский федеральный округ

8 750

0

9 311

465

9 250

404

8 691

0

12 730

554

13 510

85

Сибирский федеральный округ

8 753

41

9 207

361

8 846

0

8 975

193

8 894

225

10 039

1 193

9 497

656

8 387

0

9 487

673

8 480

0

9 546

751

9 829

983

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

14 076

125

17 011

0

13 720

144

10 775

767

11 799

904

10 018

1 172

16 756

33

15 943

483

12 333

0

11 709

2 543

19 000

0

9 311

465

Кому сколько прибавили

Как видно из таблицы, во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2020 году установлен на уровне прошлого года.

Более того, в некоторых регионах ПМП не повышался уже 2 года. При этом есть регионы, в которых прожиточный уровень пенсионера стоит на месте уже 3 – 4 года.

Так, например, в Татарстане последний раз рост ПМП наблюдался в 2017 году. А в таких регионах как Белгородская область, Адыгея, Удмуртия, Чукотский округ ПМП не растет с 2016 года.

То есть за 4 года жизнь для пенсионеров там ни йоту не подорожала?

Самую большую доплату к пенсии в 2020 году получат малоимущие пенсионеры Республики Карелия. В 2020 году ПМП там вырос сразу почти на 3 000 рублей. Большой рост также зафиксирован в Еврейской АО - на 2,5 тыс. рублей.

Отметим, что эти регионы ранее были названы в числе тех, где пенсионерам недоплачивают из-за того, что власти устанавливали ПМП ниже фактической среднегодовой величины.

Только еще несколько дней мы даем вам полгода доступа к нашей подписке бесплатно. Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:


Люди пенсионного возраста относятся к самой уязвимой категории граждан. В России власти прилагают много усилий для обеспечения хороших условий их существования. С этой целью целью введены и продолжают утверждаться много дотаций. Пользуясь льготами, люди получают шанс улучшить финансовое положение. Какие льготы положены пенсионерам по старости, регламентировано на федеральном и региональном уровнях. Утверждаются они специальными законодательными актами.

Льготы пенсионерам и кто такой пенсионер

Вопрос о том, есть ли льготы для обычных пенсионеров, весьма актуален. Для начала разберемся, кто такой пенсионер.

В соответствии со ст. 7 закона от 17.12. 2001 № 173-ФЗ имеют право на получение пенсии по старости:

  • Женщины, достигшие 55 – летнего возраста;
  • Мужчины, достигшие 60 – летнего возраста;

С этого возраста ПФ назначает человеку ежемесячное пособие – пенсию. Трудовая же пенсия при этом начисляется при наличии не менее чем 5 лет подтвержденного страхового стажа. Этой категории граждан могут назначаться соответствующие льготы.

Существуют некоторые категории граждан, которые выходят на пенсию раньше. К примеру, многодетные матери, воспитывающие более трех детишек. Для них установлена возможность раннего выхода на пенсию – в пятьдесят лет. Так же подобное право предоставляется бывшим военным, полицейским, сотрудникам МЧС и некоторым иным категориям граждан.

Пенсия может предоставляться на основании:

  • Достижения предусмотренного законом возраста (по старости);
  • Ограничение физических возможностей (по инвалидности);
  • Срок службы (выслуга лет).

Граждане, подходящие под один из критериев, вправе оформить пенсию в ПФ. Соответственно, автоматически они приобретают статус пенсионера. Зачастую размер пенсии невелик. Поэтому, государство предусматривает ряд льгот, для этой категории граждан. Льготы для пенсионеров напрямую зависят от основания выхода на пенсию и установленного перечня дотаций региона.

Группы льгот пенсионерам

По причине неудовлетворительного финансового положения лиц, пенсионного возраста, властями страны устанавливается определенная система льгот:

  • льготы и дотации;
  • финансовые выплаты;
  • первоочередное право на некоторые услуги.

Льготное пенсионное обеспечение осуществляется на двух уровнях:

  1. Федеральный – дотации одинаковые для всей страны.
  2. Региональный – льготы, действующие в определенной области.

К первым относятся дотации по пунктам:

  • коммунальные платежи;
  • получение лекарств;
  • освобождение от налога на имущество;
  • социальные гарантии;
  • оплата проезда.

Региональные льготы утверждаются законодательными актами органов местного самоуправления.

Общий перечень льгот не длинный, а сумма дополнительные выплаты бывают не особо большие.

Налоговые привилегии

Перечень налоговых льгот для пенсионеров можно сформировать на основании НК РФ и региональных нормативных актов:

  • Освобождение от налога на недвижимость согласно ст. ст. 401, 407 НК РФ.
  • Некоторые регионы дают привилегию пенсионерам по возрасту, как освобождение от:
    • Снижение налоговой базы земельного налога на сумму десять тысяч рублей ( в некоторых регионах этот показатель отличается). Данная сумма вычитается из кадастровой цены, на итог начисляется налог.
    • Освобождение от уплаты налога на одно транспортное средство мощностью меньше ста лошадиных сил.
  • Освобождение от гос. пошлин при обращении в судебные инстанции, если стоимость иска равна меньше одного миллиона рублей.

Региональный перечень льгот положенных пенсионерам может отличаться. Уточнять конкретный список лучше в территориальном отделении ФНС по месту жительства. Пенсионеры могут освобождаться от вышеуказанных налогов полностью либо частично.


Чтобы воспользоваться льготой, требуется обратиться к специалистам налогового органа с пакетом документации:

  • заявление;
  • удостоверение пенсионера.

После приобретения квартиры, человек преклонного возраста имеет право вернуть часть потраченных средств за счёт оплаченного ранее НДФЛ. Даже, если человек уже не трудится, он может подать декларацию за три года, если в это время производилась оплата НДФЛ.

Предположим, в 2017 году гражданин вышел на заслуженный отдых и купил жильё. У него есть возможность подать сведения об НДФЛ с 2014 – 2016 гг. в инспекцию. На основании требуемого пакета документации ему вернут 13 % от стоимости помещения, но не более внесенной суммы налога государству.

Льготы на коммунальные услуги

Правила предоставления субсидии на оплату коммунальных услуг гражданами страны регламентируется ст. 159-160 ЖК РФ. Право и правила пользования ими отдельными категориями граждан закреплены индивидуальным нормативным актами. К примеру, ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

Льготное пенсионное обеспечение направлено и на оплату ЖКХ. Обычно, такая льгота положена малоимущим пенсионерам, заработок семьи которых меньше прожиточного минимума.

Кому положены льготы по оплату услуг ЖКХ:

  • инвалиды первых двух групп;
  • пенсионеры, с которыми живет больше двух детей;
  • участники военных действий;
  • лица, подвергшиеся облучению Чернобыльской АЭС;
  • ветераны труда;
  • пенсионеры по старости, платежки за коммуналку которых превышают 22 % от их дохода.

Согласно ст. 169 ЖК РФ льготы распространены также на оплату фонда капитального ремонта, она составляют:

  • 50% для ветеранов войны, лиц с установленной инвалидностью, малообеспеченных граждан, лиц достигших 70-летнего возраста;
  • 100% для лиц достигших 80- летнего возраста;

Порядок предоставления субсидии и список требуемой документации определяет Постановление Правительства № 761 от 14.12. 2005 года.

Субсидия не предоставляется автоматически, её необходимо оформить в уполномоченном органе или МФЦ. Также существует возможность подать документы дистанционно, через портал Гос услуг.

Медицинские льготы


Так как здоровье людей преклонного возраста требует особого внимания, законодательством предусмотрены льготы пенсионерам в области здравоохранения:

1. Безвозмездное получение медицинской помощи в учреждениях:

  • все поликлиники и больницы;
  • гериатрические кабинеты;
  • геронтологические центры.

2. Пенсионеры по инвалидности вправе претендовать на определенные бесплатные лекарственные препараты.

3. Право льготного протезирования отсутствующих конечностей. Ветераны могут воспользоваться услугой бесплатно.

4. Получение медикаментозных препаратов для амбулаторного лечения со скидкой 50%. Право реализуется при предоставлении рецепта врача, действительного десять дней.

5. Бесплатная ежегодная вакцинация от гриппа. Для этого требуется обратиться к лечащему врачу.

6. Раз за три года проводится бесплатная диспансеризация. Инвалиды по болезни или ВОВ вправе проходить ее ежегодно.

7. Предоставление путевок в санаторий по индивидуальным программам на региональном уровне. Обычно оно предусматривает:

  • обеспечение проезда до места лечения по направлению врача на территории страны;
  • льготное лечение.

Оформить действующие медицинские льготы пенсионер может в поликлинике при предъявлении удостоверения. Скидки на лекарственные препараты действуют в любых аптечных пунктах, включая коммерческие аптеки. Для оформления путевки в санаторий придется обратиться к специалистам территориального отделения органа соцзащиты.

Работающие пенсионеры и льготы

Довольно часто после выхода на пенсию по старости люди продолжают работать. Причины подобных действий различны. Кто – то желает помочь близким, некоторым просто не хватает пенсионных выплат.

Существует свой список льгот для пенсионеров от работодателей:

  • Право на получение в любое время в течение года административного отпуска;
    • пенсионер по старости – 14 дней;
    • участник ВОВ – 30 дней;
    • инвалид – 60 дней.
  • Возможность бесплатного повышения квалификации.
  • Возможность переобучения;
  • Увольнение без отработки двух недель, по желанию пенсионера.
  • Очередной отпуск предоставляется стандартно 28 дней.

При приеме на работу, человек должен предоставить пенсионное удостоверение. Трудовой договор может заключаться как на неопределенный, так и объявленный срок при соблюдении условий, определенных ТК РФ.

Социальная помощь пенсионерам

Социальные льготы предназначены для пенсионера, попавшего в сложную ситуацию. Если человек живет один и помогать ему некому, поддержка оказывается в первую очередь.


Чтобы оформить подобную помощь, стоит обратиться к специалистам отдела соцзащиты. Когда нет возможности лично посетить его, можно пригласить специалиста инстанции на дом.

Социальная помощь предоставляется за счёт средств регионального бюджета. Набор услуг, в целом по регионам одинаков:

  • Финансовая поддержка. Получить ее вправе пенсионеры, совокупный доход которых меньше прожиточного минимума. Компенсация выдается ежемесячно либо разово. Так же поддержка может быть выражена, к примеру, в предоставлении сезонного топлива бесплатно либо обеспечением лекарств.
  • Лица преклонного возраста, при наличии определенных условий, вправе рассчитывать на помощь социального работника, который:
    • приобретет продукты;
    • приготовит еду;
    • сделает уборку помещений;
    • поможет дойти до поликлиники.
  • Пенсионерам, нуждающимся в одежде, должны предоставляться вещи.
  • В крайнем случае, пенсионера направят в дом – интернат, где за ним будут вести медицинское наблюдение.

Предоставление вышеуказанной помощи зависит от конкретной ситуации.

Дополнительные льготы

На региональном уровне устанавливаются льготы относительно проезда в общественном транспорте. Ее величина устанавливается местными властями. Если пенсионер отказывается от льготного проездного, сумму включают в ежемесячное дополнительное пособие.

Льготное пенсионное обеспечение относительно проезда распространяется на транспорт:

  • автобус;
  • самолет;
  • электричка;
  • поезд.

Также льготное пенсионное обеспечение направлено на предоставление адресной помощи. Согласно законодательству она выражается не только в денежном эквиваленте, а также в виде:

  • продуктов питания;
  • одежды;
  • обуви;
  • средств личной гигиены;
  • и т. п.

Для неработающих пенсионеров любой области считающейся Крайним Севером выплачивается компенсация за расходы на проезд к месту отдыха в пределах Российской Федерации.

Получить полагающиеся выплаты пенсионер вправе один раз за два года в виде:

  • денег;
  • билетов.

Чтобы оформить льготу пенсионер должен обратиться в ПФ города проживания или МФЦ. За проезд придется отчитаться, поэтому все билеты и договора рекомендуется сохранять.

Льготное пенсионное обеспечение нашей страны утверждено на законодательном уровне. Перечень дополнительных дотаций устанавливается в каждой области индивидуально местными властями. То, какими льготами пользуются пенсионеры, также зависит от их материального благосостояния. Если уполномоченный орган отказывает в предоставлении льготы, пенсионеру остается один выход – подать иск в суд.

Читайте также: