Роик обязательное и добровольное пенсионное страхование

Уровень финансового благосостояния отечественных пенсионеров оставляет желать лучшего. В том числе именно поэтому государство законодательно предусмотрело дополнительные инструменты накопления гражданами их будущего ежемесячного дохода.

Одним из них и стало добровольное страхование в системе пенсионного обеспечения РФ. Рассмотрим, что же это такое, чем оно отличается от страхования, являющегося обязанностью граждан и их работодателей, и каким образом реализуется на практике.

Бесплатно по России

Что такое добровольное пенсионное страхование

Понятие добровольного пенсионного страхования не раскрывается действующим законодательством. Лишь в некоторых нормативных документах (например, Налоговом кодексе) фигурирует термин негосударственное пенсионное обеспечение (далее также НПО), что на практике является синонимичным понятием.

Простыми словами, под ним понимается вступление в добровольные договорные отношения с негосударственным пенсионным фондом по формированию дополнительной к государственной пенсии. После заключения такого договора у гражданина или его работодателя появляется обязанность в течение определенного периода времени вносить платежи в размере, установленным договором.

Все перечисленные в добровольном порядке средств в дальнейшем будут формировать дополнительную пенсию. Также указанные финансы могут быть перемещены из одной управляющей организации в другую либо получены гражданином или его наследниками.


Кроме НПФ программы добровольного пенсионного страхования предлагаются и страховыми компаниями. В этом случае заключается договор страхования, а застрахованное лицо или страхователь вносит периодические платежи в счет будущей пенсии.

Разница между добровольным и обязательным

Основные различия двух этих видов страхования заложены в самом их наименовании. Обязательное подразумевает обязанность гражданина или его работодателя осуществлять взносы в ПФР на будущее государственное пособие пожилого гражданина. Решение о добровольном страховании принимается самим лицом или его работодателем, государство оставляет возможность использования данного инструмента на усмотрение самих этих лиц.

В рамках НПО лицо, вступающее в договорные отношения с фондом, имеет возможность по своему усмотрению определить:

  • размер платежей;
  • длительность их перечисления;
  • периодичность внесения;
  • схему формирования (правила наследования, период начала выплат и т.п.).

Правила НПО устанавливаются управляющими компаниями самостоятельно, но должны подчиняться Типовым страховым правилам, утвержденным Центробанком. Указанные правила НПФ регистрируются в Банке России, а при внесении в них изменений регистрации подлежат и они.

Роль государства в формировании НПО заключается в установлении общих законодательных норм и регулировании деятельности НПФ. Непосредственного участия в формировании негосударственных пенсий власти не принимают, поскольку оно является лишь дополнительным к обязательному страхованию.

Цели и функции добровольного страхования

Основная цель добровольного пенсионного страхования заключается в формировании дополнительного дохода после прекращения гражданином трудовой деятельности в силу возраста. НПО позволяет иметь дополнительный источник ежемесячного дохода наряду с государственным обеспечением. Также этот инструмент позволяет обеспечить гражданину более достойное финансовое состояние в старости.

В качестве одной из функций НПО также можно привести инвестирование средств, т.е. их вложение с целью получения прибыли. Так, некоторые программы НПО подразумевают не только возможность перевода накопленных таким образом средств в другие фонды, но и получение их в дальнейшее личное распоряжение. При грамотном выборе фонда у его вкладчиков имеется возможность накопить определенную сумму, а также приумножить ее в случае финансово грамотной деятельности НПФ.

Рассматриваемый вид страхования также позволяет реализовать возможность граждан, которые трудятся на вредных или опасных работах, выйти на пенсию ранее установленного законом срока. Досрочное НПО позволяет гражданам получать гарантированный ежемесячный доход до наступления права на выплаты со стороны государства, прекратив при этом свою трудовую деятельность.

Еще одна функция – предоставление дополнительных социальных гарантий работникам со стороны работодателя. Так, коллективным договором между организацией и ее сотрудниками может быть предусмотрена обязанность работодателя дополнительно застраховать сотрудников в рамках НПО. Таким образом, работодатель может заинтересовать граждан во вступлении с ним в трудовые отношения, а работник – получить дополнительные гарантии.

Субъекты добровольного страхования

В рамках договора НПО в отношения вступает несколько категорий лиц, т.е. субъектов этих правоотношений:

  1. Негосударственный пенсионный фонд – организация, которая оказывает рассматриваемую услугу, принимая взносы, инвестируя их в различные проекты и сферы, и выплачивая негосударственные пенсии действующим пенсионерам или иным лицам, имеющим на это право в соответствии с условиями договора.
  2. Вкладчики – лица, осуществляющие внесением регулярных платежей в счет формирования НПО. В качестве этих лиц могут выступать сами граждане, а также их работодатели. Категория последнего не имеет значения, в этом качестве могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Эти лица всегда выступают второй стороной договора НПО.
  3. Участники – те граждане, в интересах которых осуществляются взносы в рамках НПО, т.е. по сути, будущие получатели выплат негосударственной пенсии. В случае внесения взносов гражданином от своего имени и в своих интересах, он одновременно будет являться и участником и вкладчиком.

В качестве самостоятельных субъектов правоотношений по НПО могут выступать управляющие компании, осуществляющие непосредственное инвестирование накапливаемых средств.


Тонкости договора о ДС

Содержание договора рассматриваемого вида ДС устанавливается каждым фондом самостоятельно с учетом норм законодательства. С формой такого документа предварительно до его заключения или визита в офис компании всегда можно ознакомиться на официальном сайте того или иного НПФ.

При этом типовая форма этого документа в ближайшем будущем планируется утвердить Указанием Центробанка, в настоящее время рассматривается и обсуждается его проект.

Итак, на что стоит обратить особое внимание в договоре о ДС:

  1. Выбранная пенсионная схема. Каждый НПФ предлагает различные схемы формирования и выплаты негосударственной пенсии в части порядка внесения взносов, получения сумм накопления участником или его правопреемником, времени назначения НПО. В самом тексте договора, как правило, лишь указывается номер такой схемы, расшифровка же ее приведена в Правилах конкретного фонда.
  2. Основания возникновения права на получение ежемесячных выплат в рамках НПО.
  3. Правила внесения взносов (их размер, периодичность, протяженность времени внесения).
  4. Период действия договора.

Рассматриваемый договор касается очень важной сферы, поэтому подлежит тщательному изучению целиком. Это касается не только озвученных моментов, но и всех остальных разделов, будь то права и обязанности сторон, их ответственность, тонкости правопреемства и др.

Программы ДС у НПФ

Каждый НПФ помимо обязательного страхования предлагает программы НПО. Причем принимать участие в такой программе можно также по различным схемам, утверждаемым внутренними правилами фонда. В каждом из них перечень различен. ГАЗФОНД, например, предлагает 7 возможных схем участия, в НПФ «Транснефть» таковых схем уже 10.

В каждом случае они подлежат индивидуальному изучению в зависимости от конкретной ситуации, целях вкладчиков и участников.

Различия этих схем заключается в следующих критериях:

  • длительность осуществления пенсионных выплат;
  • время наступления права участника на получение ежемесячного дохода в рамках НПО;
  • уровень участия в программе работодателя и сотрудника;
  • размеры взносов, длительность и периодичность их внесения.

Полный перечень программ и схем конкретного фонда должен быть приведен в его пенсионных правилах, утверждаемых Советом директоров. Любому гражданину должен быть предоставлен свободный доступ для ознакомления с ними.

В заключение отметим, что добровольное страхование в рамках НПО позволяет гражданам самостоятельно сформировать дополнительный источник дохода в пожилом возрасте. ДС служит не только увеличению будущего дохода пенсионера, но может рассматриваться как инвестиция или дополнительная гарантия работнику со стороны работодателя. При заключении договора необходимо ответственно выбрать схему формирования и выплаты НПО.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Роик В.Д., д.э.н., профессор, Институт труда и социального страхования, г. Москва, НИИ труда и социального страхования Минтруда России

Пенсионное страхование - основной институт доходов пожилого населения. Его эффективное функционирование зависит от степени развитости социально-трудовых и страховых отношений, достойной заработной платы и постоянного найма. В условиях демографического старения, изменения модели социально-трудовых отношений пенсионное страхование требует своей модернизации.


Нерешенные проблемы государственного регулирования социальной защиты и пенсионного обеспечения населения в современной России

Переход России к рыночной экономике вызвал необходимость коренной трансформации всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального обеспечения пожилых граждан. Социалистическая патерналистская идеология бесплатности пенсионного обеспечения для граждан, базировавшаяся на принципах «алиментарности» (бесплатности) и общественных фондов потребления, была отвергнута.

Величина финансовых пенсионных ресурсов, которые были заработаны в советский период, составляла на начало 1990-х годов примерно 250 - 300 % ВВП, которые государство должно было вернуть в форме пенсий, что оно обеспечило в урезанном объеме. При этом приватизация государственной собственности, обеспечивающая две трети финансовых ресурсов на пенсионные нужды, была проведена без должного плана и контроля, что закончилось ее расхищением. Никто из законодателей и государственных структур власти не озаботился обеспечением (резервированием) средств на выполнение пенсионных обязательств государства, которое оно приняло на себя в советский период, будучи основным работодателем абсолютного большинства экономически активного населения.

Величина нереализуемых прав для пенсионеров в последние два десятилетия оценивается в диапазоне примерно 40-60% от тех объемов финансовых средств, которые были накоплены трудящимися в течение трудовой жизни в советское время. Прежде всего, это касается пенсионных прав тех категорий пенсионеров, заработная плата которых в период трудовой деятельности была существенно выше средней заработной платы по стране: работников угольной, горной и металлургической промышленности, тяжелого машиностроения, оборонного комплекса, газовой и ряда других отраслей экономики, а также научной сферы. Во многом приватизация была проведена за счет пенсионеров и будущих поколений.

Формирование эффективных институтов пенсионного страхования в России не завершено. За 25-летний постсоветский период общественных преобразований все еще не удалось осмыслить и концептуально сформулировать государственную программу создания эффективной пенсионной системы, отвечающую изменившимся социально-трудовым отношениям и новой структуре населения, а также демографическому старению населения.

Пять пенсионных реформ, осуществленных с начала 1990-х годов, все еще не сумели создать приемлемую по эффективности и финансовой надежности пенсионную систему, а поэтому на очереди шестая пенсионная реформа, которую планируется провести в период 2015- 2018 годов.

Нерешенные вопросы касаются как законодательного оформления институциональной базы, так и создания условий для эффективного функционирования финансовых механизмов. Размеры пенсий и пособий все еще по покупательной способности и коэффициенту замещения составляют примерно 65-70% от их показателей 1990 г., доступность к качественной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования затруднена для большинства пожилого населения.

Во многом медленное и непоследовательное становление национальной системы пенсионного страхования связано с тем, что изначально в стране не была принята доктрина формирования институтов пенсионного страхования как важнейшего компонента доходов населения, органически связанного с системой заработной платы, демографической политикой и политикой на рынке труда. В конечном итоге это объясняет отсутствие четко обозначенных целей и программы действий в данной области, является причиной «размытости» и непоследовательности управленческих воздействий, для которых применимо известное высказывание: «шаг вперед, два – назад».

Например, в 2001 году страховые взносы работодателей (в пользу работников) в государственные внебюджетные фонды были заменены на единый социальный налог (ЕСН), придав тем самым данному виду платежей налоговый характер, что противоречит самому духу и сути социального страхования. При этом был ликвидирован Государственный фонд занятости населения (осуществлявший социальное страхование в связи с безработицей)[1]. Кроме того, были отменены страховые отчисления работников в Пенсионный фонд России, а накопленные по этому источнику пенсионные права работников ликвидированы, без сохранения каких-либо обязательств со стороны государства перед застрахованными лицами. В 2005 году был существенно снижен размер ЕСН, что привело к устойчивому и существенному дефициту бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Последствиями таких контрпродуктивных мер стало снижение уровня социальных гарантий в системе пенсионному страхования и возврат к государственному социальному обеспечению по типу недавнего социалистического прошлого, но при этом размер дотаций из государственного бюджета определен в несравненно меньших пропорциях и объемах, чем это было в советское время. В итоге получился своего рода эклектический набор элементов и механизмов социальной помощи, государственного социального обеспечения, пенсионного страхования и личного страхования (накопительная часть пенсионной системы), который не имеет каких-либо перспектив на развитие в дальнейшем.

Данная политика привела к отрицательным результатам и потребовала существенной корректировки, которая была частично проведена в 2010 году, но не позволила создать условий для завершения формирования эффективных институтов пенсионного страхования. Достаточно отметить, что в стране до сих пор отсутствует статистическая база, позволяющая оценивать пенсионные права каждому застрахованному лицу, и на этой основе проводить расчеты своей возможной пенсии, без чего граждане страны лишены возможности в течение своей трудовой жизни оценивать возможные размеры своей будущей пенсии. Это лишает их рычагов влияния на формирование своих пенсионных прав и не стимулирует к личному участию в финансировании своей будущей пенсии.

Аналогичная ситуация с управлением государственными пенсионными обязательствами. Государственные органы управления, включая Министерство финансов России, Минтруд России, Пенсионный фонд России, не располагают самыми важными статистическими данными по ежегодным объемам финансовых пенсионных обязательств на текущий и прогнозные периоды.

В отличие от экономически развитых стран, в России объемы имеющихся государственных пенсионных обязательств перед гражданами статистически не зафиксированы, законодательно не закреплены и публично не представляются населению. Они не отражаются ни в прогнозах Министерства экономического развития России, ни в программах экономического и социального развития страны, ни в прогнозных разработках проектов федерального и региональных бюджетов на среднесрочный период Министерства финансов России.

В свою очередь, низкий уровень управления государственными финансовыми обязательствами в социальной сфере и пенсионном обеспечении резко ограничивает возможности Правительства России по долгосрочному системному принятию решений, зауживает его возможности управления в данной области, ограничивает арсенал его управленческих воздействий такими трудновыполнимыми мерами как повышение тарифов страховых взносов, бюджетными дотациями пенсионной системы и других видов социальной защиты населения, или принятием социально-непопулярных мер, с помощью заниженной индексации пенсий (период 1992-2009 гг.), многочисленными и малоэффективными госбюджетными дотациями семейных бюджетов пенсионеров (дотации на оплату коммунальных услуг и жилья).

Следует отметить и недостаточность финансовых ресурсов, выделяемых на цели пенсионного страхования в России, размер которых составляет всего 6 % ВВП, что в два-три раза меньше требуемых объемов для обеспечения даже простого воспроизводства населения.

Показателями, отражающими уровень развития экономических отношений в системе пенсионного страхования, являются: величина текущих доходов застрахованных лиц, сложившейся уровень их потребления, стандарты потребления в случаях временной или постоянной утраты трудоспособности. Сопоставления данных показателей дают представления о качестве жизни населения, охвате системами пенсионного страхования, продолжительности здоровой жизни в различных странах (см. Табл. 1).

Показатели качества жизни в ряде стран в 2012 гг.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

25 октября 2019 14:57

Пенсионное страхование в России носит обязательный характер и распространяется на всех работающих граждан. Взносы на пенсии, согласно его правилам, формируют и уплачивают работодатели. При этом существует ряд случаев, когда человек сам может делать взносы на пенсию. Например, когда он работает за границей, но хочет, чтобы пенсия в России продолжала формироваться, или чтобы формировать пенсию близкого человека, который нигде не работает.

Взносы могут также делать те, кто работает на себя, – чтобы увеличить уже имеющиеся пенсионные права либо полностью формировать их с нуля. Последнее, в частности, относится к самозанятым, применяющим налог на профессиональный доход. По закону они не обязаны делать отчисления на пенсионное страхование, как, например, индивидуальные предприниматели или нотариусы, и формируют свою пенсию самостоятельно. В том числе за счет добровольных взносов.

Чтобы уплачивать их, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд России, зарегистрировавшись таким образом в качестве плательщика. Сделать это можно только в клиентской службе ПФР или отправив заявление по почте. Кроме того, в отличие от добровольных взносов на формирование накопительной пенсии, которые за человека может перечислять его работодатель, добровольные взносы на страховую пенсию делает только сам человек.

Соответствующие платежи перечисляются через банк по реквизитам, сформированным с помощью электронного сервиса ПФР. Он доступен в открытой части сайта Пенсионного фонда и не требует входа в личный кабинет. Квитанция с необходимыми реквизитами также предоставляется в клиентских службах ПФР.

Периодичность взносов человек определяет самостоятельно: можно перечислить сразу всю желаемую сумму либо делать небольшие платежи в течение определенного времени. Расчетным периодом по уплате добровольных взносов является календарный год. Минимальный и максимальный платежи при этом имеют ограничения и в том числе зависят от того, сколько времени в течение года человек был плательщиком взносов. Чем дольше этот период, тем больше пенсионных прав он позволяет сформировать.

Пенсионные коэффициенты и стаж, приобретенные в результате уплаты добровольных взносов, учитываются 31 декабря и отражаются на лицевом счете до 1 марта года, следующего за годом уплаты. Учет взносов происходит автоматически, поэтому представлять в Пенсионный фонд документы, подтверждающие совершенные платежи, не требуется.

Люди, которым не хватило страхового стажа или пенсионных коэффициентов для получения права на пенсию, также могут воспользоваться уплатой добровольных взносов, чтобы восполнить недостающие пенсионные права. Притом что самой распространенной причиной нехватки коэффициентов или стажа является неофициальное трудоустройство, отказы в назначении пенсии из-за этого происходят не часто и составляют примерно 3% от всех решений, выносимых по заявлениям граждан.

Пример уплаты добровольных взносов на пенсию

15 октября 2019 года человек подал заявление в Пенсионный фонд России об уплате добровольных взносов на пенсию, перечислил 30 тыс. рублей и решил до конца года больше не делать новых платежей. По итогам 2019-го на его лицевом счете в Пенсионном фонде будет сформировано 21 818,18 рубля, или 1,186 пенсионного коэффициента, а также 2 месяца и 17 дней стажа:

30 000 рублей × 16% ÷ 22% ÷ 184 000 рублей × 10 = 1,186 коэффициента.

15 октября – 31 декабря: 2 месяца 17 дней.

22% – общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в России.

16% – индивидуальная часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (общий тариф 22% за вычетом солидарной части тарифа 6%, из которой финансируется фиксированная выплата к страховой пенсии).

184 000 рублей – максимальная сумма взносов, которая направляется на формирование пенсии в 2019 году по индивидуальному тарифу (1 150 000 рублей × 16%).

10 – максимальное количество пенсионных коэффициентов, которое можно сформировать за год (в 2019 году согласно действующему переходному периоду ограничено 9,13 коэффициента).

Возможность уплаты добровольных взносов на пенсию предусмотрена статьей 29 федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и реализуется в соответствии с приказом Минтруда России № 462н от 31 мая 2017 года.

Статья 3 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон об организации страхового дела) предусматривает добровольное и обязательное страхование.

Добровольное пенсионное страхование является одним из видов личного страхования. По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае достижения самим страхователем или другим названным в договоре гражданином (застрахованным лицом) определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая) (п. 1 ст. 934 ГК РФ). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.

Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица (п. 2 ст. 934 ГК РФ).

Налогоплательщикам, заключившим договоры добровольного пенсионного страхования и уплачивающим в 2007 г. страховые взносы по таким договорам, заключенным со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), необходимо также ознакомиться с самыми последними изменениями, внесенными законодателем в ст. 213 НК РФ Федеральным законом от 24.07.07 г. № 216-ФЗ. Положениями ст. 213 НК РФ устанавливаются особенности определения налоговой базы по НДФЛ по договорам страхования.

В частности, в соответствии с п.п. 4 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае пенсионные основания - это основания приобретения участником договора права на получение негосударственной пенсии.

При расторжении договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврате физическому лицу денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договора выплате при расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ и подлежит налогообложению у источника выплаты, которым является страховщик (страховая организация).

Обратите внимание! В случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, установленного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Если налогоплательщик предоставит справку, выданную налоговым органом по месту его жительства, подтверждающую неполучение им социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет подлежащую удержанию сумму НДФЛ. Форма такой справки, выдаваемой налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, утверждается ФНС России.

Обратите внимание! Указанный порядок налогообложения выкупных сумм и сумм страховых взносов, уплаченных физическим лицом по договору добровольного пенсионного страхования, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, установленный п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, при расторжении такого договора применяется в случае, когда застрахованным лицом является непосредственно сам страхователь.

Если застрахованным лицом является кто-то из близких родственников страхователя, то согласно условиям договора право на получение денежной суммы может принадлежать тому застрахованному лицу, в пользу которого заключен договор. Соответственно в случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата застрахованному физическому лицу денежной суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договора выплате при расторжении такого договора, полученный доход подлежит налогообложению у источника выплаты, которым является страховщик (страховая организация).

При определении налоговой базы по НДФЛ в отношении денежной суммы, полученной застрахованным лицом в случае расторжения страхователем договора добровольного пенсионного страхования, вычет сумм страховых взносов, внесенных налогоплательщиком-страхователем, не производится.

Таким образом, только при налогообложении выкупной суммы, выплачиваемой непосредственно самому страхователю, страховщик обязан производить вычет сумм страховых взносов, внесенных налогоплательщиком-страхователем за каждый календарный год, в котором налогоплательщик либо еще не имел права на получение социального налогового вычета, предусмотренного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (т.е. за налоговые периоды, предшествующие 1 января 2007 г.), либо не воспользовался указанным вычетом за 2007 г. и последующие календарные годы, что подтверждается выданной налоговым органом по месту жительства налогоплательщика справкой.

Пример 1. Сотрудник коммерческого банка заключил в 2005 г. договор добровольного пенсионного страхования в свою пользу сроком на 5 лет со страховой фирмой, имеющей лицензию на осуществление добровольного и обязательного страхования в Российской Федерации. Договором определена страховая сумма в размере 600 тыс. руб., исходя из которой установлен размер платежей, ежемесячно перечисляемых страхователем страховщику в качестве страховых взносов в сумме 10 тыс. руб., а также размер страховой выплаты при наступлении страхового случая. Страховыми случаями в договоре признаются потеря трудоспособности вследствие инвалидности, а также потеря источника дохода в связи с выходом на пенсию.

В 2005, 2006 и 2007 гг. страхователем (застрахованным лицом) ежегодно перечислялись страховой компании страховые взносы в размере 120 тыс. руб. По окончании 2007 г. он представил в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2007 г., в которой заявил социальный налоговый вычет в связи с расходами по договору добровольного пенсионного страхования, произведенными в 2007 г., в размере 100 тыс. руб. Заявленный вычет был налогоплательщику предоставлен, в 2008 г. ему произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 13 тыс. руб. В декабре 2008 г. страхователь уволен в связи с реорганизацией банка, и ему пришлось досрочно расторгнуть договор добровольного пенсионного страхования. В январе 2009 г. страховщик произвел страхователю возврат выкупной суммы, подлежащей в соответствии с условиями договора выплате при его расторжении.

В данном случае на основании п.п. 4 ст. 213 НК РФ вычету подлежат суммы страховых взносов, перечисленных страхователем страховщику в 2005 и 2006 гг.

Кроме того, при расторжении договора добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, установленный п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ. При этом страховая организация при выплате физическому лицу выкупных сумм по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации страховщик должен удержать сумму НДФЛ с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, перечисленных страхователем по этому договору в 2007 г., в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет в размере 100 тыс. руб. и произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 13 тыс. руб. Для этого налогоплательщику необходимо представить страховщику справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую получение им социального налогового вычета за 2007 г., предусмотренного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, на основании которой страховая организация соответственно исчисляет подлежащую удержанию сумму НДФЛ.

Теперь рассмотрим другую ситуацию, когда страхователь не является застрахованным лицом.

Пример 2. Сотрудница туристической компании заключила в 2006 г. договор добровольного пенсионного страхования в пользу своего отца сроком на 5 лет со страховой фирмой, имеющей лицензию на осуществление добровольного и обязательного страхования в Российской Федерации. Договором определена страховая сумма 480 тыс. руб., исходя из которой установлен размер платежей, ежемесячно перечисляемых страхователем страховщику в качестве страховых взносов в сумме 8 тыс. руб., а также размер страховой выплаты при наступлении страхового случая. Страховыми случаями в договоре признаются потеря трудоспособности вследствие инвалидности, а также потеря источника дохода в связи с выходом на пенсию.

Согласно договору получателем денежной суммы, сформированной на день прекращения договора добровольного пенсионного страхования, является не страхователь, а застрахованное лицо.

Налогоплательщиком-страхователем в 2006 и 2007 гг. в пользу застрахованного лица ежегодно перечислялись страховой компании страховые взносы в размере 96 тыс. руб. за каждый календарный год. По окончании 2007 г. налогоплательщик представил в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2007 г., в которой заявил социальный налоговый вычет в связи с расходами по договору добровольного пенсионного страхования, произведенными в 2007 г., в размере 96 тыс. руб. Вычет был налогоплательщику предоставлен, в 2008 г. ему произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 12 480 руб.

В октябре 2008 г. страхователь в связи с банкротством компании вынужден был досрочно расторгнуть договор добровольного пенсионного страхования. В ноябре 2008 г. страховщик произвел выплату застрахованному лицу денежной суммы, подлежащей возврату при расторжении договора.

В данном случае на основании п.п. 4 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ в отношении денежной суммы, полученной застрахованным лицом в связи с расторжением налогоплательщиком-страхователем договора добровольного пенсионного страхования, суммы страховых взносов, перечисленных страхователем страховщику в 2006, 2007 и 2008 гг., вычету не подлежат.

Таким образом, страховая организация при выплате застрахованному лицу денежной суммы на основании досрочно расторгнутого страхователем договора добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму НДФЛ, исчисленную с полного размера денежной суммы, признаваемой доходом налогоплательщика - застрахованного лица.

Налогоплательщик-страхователь в такой ситуации получателем дохода не является, в связи с чем объекта налогообложения у него, на первый взгляд, не возникает. Однако в случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Следовательно, страховая организация обязана удержать соответствующую сумму НДФЛ как с денежной суммы, выплачиваемой застрахованному лицу согласно условиям договора добровольного пенсионного страхования, так и сумму НДФЛ, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком-страхователем по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, установленного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Таким образом, в рассматриваемом примере страховщик должен удержать налог с суммы дохода налогоплательщика-страхователя, равной сумме страховых взносов, перечисленных страхователем по этому договору в 2007 г., в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет в размере 96 тыс. руб. и произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 12 480 руб.

Для этого налогоплательщику-страхователю необходимо представить страховщику справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую получение им предусмотренного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ социального налогового вычета за 2007 г. и неполучение указанного вычета за 2008 г. На основании такой справки страховая организация соответственно исчисляет подлежащую удержанию сумму НДФЛ за 2007 г. и не удерживает сумму налога за 2008 г.

Автор - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Главная > Реферат >Банковское дело

Основная цель пенсионного страхования - гарантировать пожилым и престарелым гражданам достойный уровень жизни. В идеале – не хуже, чем тот, которого они достигли до момента выхода на заслуженный отдых.

Пенсионное страхование является социально значимым видом страхования, так как затрагивает интересы всех граждан. Оно возникло в России в начале XX века и не получило изначально широкого распространения.

До 1917 г. пенсионное страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданских работ в связи с наступлением установленного возраста.

К началу 1920-х годов широко обсуждался вопрос рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении. В то время социальное обеспечение пенсионеров базировалась на критериях утраты трудоспособности и наступления инвалидности.

В 1929 г. впервые были установлены принципиальные различия в размере между пенсией по инвалидности и пенсией по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.

Начиная с 1932 г. пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. С этого времени был законодательно введен пенсионный возраст: для женщин – 55 лет и для мужчин – 60 лет.

Конституцией СССР в 1936 г. был предусмотрен всеобщий характер пенсионного обеспечения для рабочих и служащих.

В 1956 г. был принят Закон «О государственных пенсиях», который установил механизм регулирования пенсии по старости работающим пенсионерам, одновременно увеличив размеры назначаемой пенсии. Одним из результатов этого этапа развития пенсионного обеспечения, наряду с ростом уровня пенсий, явилось сокращение доли работающих пенсионеров, которая уменьшилась с 60 % в 1956 г. до 9 % в 1962 г.

Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15 июля 1964 г. предусматривал выход на пенсию для колхозников-мужчин с 65 лет и для женщин – с 60 лет. Однако уже в 1968 г. колхозникам было предоставлено право на пенсию по старости с такого же возраста, как рабочим и служащим.

К середине 60-х г. в стране сложилась полноценная государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости, которая обеспечивала всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. В этой связи пенсионная система начиная с 1960-х г. и до 1990 года получила определение государственного пенсионного обеспечения .

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в консолидированном бюджете государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил составной частью в государственный бюджет страны.

Важным этапом формирования программы государственного пенсионного страхования обычно рассматривается середина 60-х годов XX века, когда было установлено право на получение пенсий в период наступления соответствующего возраста, инвалидности, либо по случаю потери кормильца.

Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся и увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку обязательные страховые взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 1980-е гг. составила около 60 % всего бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные выплаты, размеры которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий:

по случаю потери кормильца;

В целях стабилизации и подъема материального положения пенсионеров в 1990 году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1, в соответствии с которым были сформулированы принципы обязательного государственного пенсионного страхования, определены на законодательном уровне условия формирования Пенсионного Фонда РФ. Особенностями вышеназванного закона были следующие:

Социальная направленность с сохранением всех предыдущих государственных обязательств;

Дальнейшее расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию;

Введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа;

Установление размера пенсий, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа;

Введение выплаты полного размера пенсии всем работающим пенсионерам.

В августе 1995 г. Постановлением Правительства РФ №790 была утверждена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», которая определила общие тенденции дальнейшего реформирования государственного пенсионного страхования.

Необходимость пенсионного реформирования была обусловлена сложившейся ситуацией в связи с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения. Пенсионная реформа изменила пенсионную систему, включая ее организационную структуру, экономические принципы формирования пенсионных прав застрахованных лиц и правовые основы ее функционирования.

Действующее в настоящее время законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других нормативных документов.

Пенсия - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом №166-ФЗ, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Существуют следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц.

Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5 124 рублей в месяц.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

В случае установления трудовой пенсии по старости, в состав которой входят страховая часть и (или) накопительная часть пенсии, средства, отраженные в общей части индивидуального лицевого счета и (или) специальной части индивидуального лицевого счета и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете и корректировке соответствующей части трудовой пенсии по старости.

В этом случае размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П - размер трудовой пенсии по старости;

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности и определяется по формуле:

П = ПК / (Т x К) + Б, где

П - размер трудовой пенсии по инвалидности;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.

Фиксированный базовый размер лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в следующих суммах:

1) при I группе - 5 124 рублей в месяц;

2) при II группе - 2 562 рублей в месяц;

3) при III группе - 1 281 рубля в месяц.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Трудовые пенсии назначаются на следующие сроки:

трудовая пенсия по старости – бессрочно;

трудовая пенсия по инвалидности – на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе и бессрочно;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца – на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.

Добровольное и обязательное пенсионное страхование в РФ.

В РФ пенсионное страхование основывается на двух видах пенсий: государственной и негосударственной (дополнительной). Если первый вид гарантируется государством, а порядок получения четко регулируется законом, то второй вид пенсии может существовать в различных вариантах, нюансы которых зависят от конкретного договора.

Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Оно предназначено для реализации государственных социальных гарантий трудящимся на получение пенсии и обеспечение старости. Как правило, этот вид страхования распространяется на всех граждан.

В Российской Федерации размер средней пенсии равен примерно третьей части от уровня зарплаты работающего гражданина, в то время как в экономически развитых странах - 80-90%. Существующая динамика развития в этом отношении показывает, что нашей стране потребуется еще немало лет, прежде мы приблизимся к западному уровню.

Пенсионная реформа в нашем государстве началась с принятием Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании» в 2002 году, дав старт распределительно-накопительной системе формирования пенсии. В соответствии с этим Законом все граждане Российской Федерации становятся застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счёт, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы, которые за работника перечисляет работодатель (6% от з/п) при начислении ему заработной платы. Эти взносы и формируют будущую трудовую пенсию.

После открытия индивидуального ЛС застрахованному лицу выдается на руки страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (карточка пенсионного страхования). Свидетельство пенсионного страхования содержит следующую информацию: номер ИЛС гражданина, дату регистрации в качестве застрахованного лица и его анкетные данные. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования хранится у застрахованного лица.

России с 2010 года базовая часть трудовой пенсии по старости, по случаю инвалидности, потере кормильца объединена со страховой. В результате у лиц, родившихся после 1967 года, трудовая пенсия состоит из страховой и накопительной частей, у более старших граждан - только из страховой. Объединение является прямым следствием ликвидации с 2010 года ЕСН, из которого формировалась базовая часть пенсии, и переходу к уплате работодателями прямых страховых взносов в Пенсионный фонд.

С 2010 года также введен фиксированный базовый размер страховой части пенсии. Он соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии установленных на 31.12.2009 в зависимости от вида пенсии.

Опыт экономически развитых государств доказывает, что даже существенная по размеру государственная пенсия не может равняться зарплате, поэтому государственное пенсионное страхование не может и не должно быть единственным источником существования граждан на склоне лет.

Обязательное пенсионное страхование допускает внесение гражданином добровольных взносов на накопительную часть пенсии. Более того, если гражданин согласится добровольно откладывать часть зарплаты на свой пенсионный счет в ПФР, государство добавит еще столько же в пределах 12 000 рублей в год.

Страховые компании также предлагают продукты негосударственного пенсионного обеспечения – накопительное пенсионное страхование.

Получить полис пенсионного страхования можно на работе, так как многие организации все чаще включают в так называемый социальный пакет негосударственное пенсионное страхование сотрудников.

Негосударственное пенсионное страхование, по-другому - добровольное пенсионное страхование физических лиц, представляет собой разновидность добровольного личного страхования, которое регулируется Гражданским кодексом, а также Законом РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Добровольное пенсионное страхование – система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное пенсионное страхование. Отличие состоит, во-первых, в том, что добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному. Во-вторых, размер взносов определяет не государство, а сам застрахованный, т.е. гражданин.

Страховщиками по системе добровольного пенсионного страхования выступают: Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или Страховые компании.

Страховщики предлагают различные программы дополнительного пенсионного страхования, и право клиента – выбрать ту, что ему по душе.

Взносы по программе добровольного пенсионного страхования могут быть единовременными или накопительными. В зависимости от программы добровольного пенсионного страхования взносы могут уплачиваться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

Само по себе добровольное пенсионное страхование позволяет самостоятельно определить размер будущей страховой пенсии. Пенсионное страхование бывает двух видов: временное и пожизненное.

Временное, или срочное, пенсионное страхование отличается тем, что пенсия выплачивается лишь определенное время, например, 5 или 10 лет. Пожизненное пенсионное страхование устанавливает пенсию без ограничения срока.

Некоторые страховые компании предлагают услугу под названием «семейное пенсионное страхование», когда пенсия выплачивается только одному из супругов, а в случае его смерти - другому супругу.

Договор пенсионного страхования может указывать дату начала выплат — необязательно, чтобы она совпадала со вступлением в пенсионный возраст. Добровольное пенсионное страхование дает защиту от непредвиденных обстоятельств.

За деятельностью страховщиков осуществляется серьёзный контроль со стороны государства. Контролю подлежат объём страховых резервов и их размещение, что обеспечивает надёжность страховых компаний.

Программы добровольного пенсионного страхования успешно реализуются в самых разных странах мира, позволяя гражданам обеспечить себя средствами к существованию в старости, размер которых зависит не от возможностей государственной системы социального обеспечения, а исключительно от желания и возможностей застрахованного. А также иногда дополнительное пенсионное страхование позволяет сразу получить всю накопленную сумму.

Немного о статистике:

Страховые премии и выплаты по добровольному личному страхованию за 1 полугодие 2010 года

Доля договоров, заключенных с физическими лицами, от общего количества договоров по видам страхования в 1 квартале 2010 г.

Доля договоров с ФЛ в действующих договорах

Доля договоров с ФЛ в заключенных договорах

Читайте также: