Роль и место пенсионного обеспечения в системе социальной защиты

Информация по социологии для студентов

В этой главе рассмотрим развитие пенсионного обеспечения в России и зарубежом, проанализируем проблемы государственного социального страхования, представим комплекс взглядов на пенсионную реформу в России с ее дальнейшем развитием.

Зарождение пенсионного обеспечения имеет глубокие исторические корни, в каждой стране оно происходило в соответствии с конкретными условиями. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования во всех странах есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы.

Довольно долго человечество осознавало необходимость оказания помощи всем, кто испытывает нужду по причине болезни, слабости, преклонного возраста. Например, в Древних Афинах существовало подобие пенсионной системы, обеспечивавшей граждан, «которые вследствие телесной слабости и дряхлости не могли зарабатывать себе хлеба», небольшим ежедневным пособием.

Постепенно забота о материальном благополучии детей, инвалидов и престарелых становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества, обязанностью государства.

Слово «пенсия» латинского происхождения, означает платеж. В Большом экономическом словаре "пенсия" определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством [70, c. 256].

Деятельность государства должна быть направлена на реализацию конституционных прав всех граждан на получение материального обеспечения при установленном законом возрасте либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться.

Такое материальное обеспечение граждан получило название "пенсия", а точнее, "государственная пенсия". Под государственной пенсией предлагается понимать ежемесячную денежную выплату, предназначенную для компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется условиями и нормами, установленными законодательством РФ [46, c.18].

Впервые старость была признана законным основанием для гарантированной помощи со стороны государства в виде пенсии в Дании, где в 1891 г. был принят закон, предопределивший переход от страхования на случай старости к прямому пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера.

Согласно этому закону, каждый гражданин, достигший 60-летнего возраста, имел право на получение пожизненной пенсии, выплачивающейся за счет государственного казначейства и доходов местных обществ.

Обострение потребностей трудящихся в социальном обеспечении непосредственно связано с развитием капиталистического способа производства, которому соответствовали лишение мелких производителей средств производства, изгнание крестьян с земель, рост армии обездоленных людей. Развитие капитализма породило для рабочего класса целый ряд социальных рисков, как угроза безработицы, рост заболеваемости, смертности, инвалидности, травматизм, преждевременное старение.

Формой защиты от возможных рисков являлось частное страхование, организация страховых больничных касс взаимопомощи, объединение в разного рода профессиональные общества вспомоществования, союзы и ассоциации.

Вместе с тем эти формы не могли охватить основную массу трудящихся, которая не имела достаточного дохода для участия в частном страховании, союзах и фондах.

Под давлением массовых выступлений рабочих в конце XIX и начале XX в. В ряде стран были приняты первые законодательные акты о социальном страховании.

В 1854 г. в Германии был принят Прусский закон, а в 1876 г. — Закон о регулировании работы больничных касс. Социальное страхование, охватывающее примерно 10% населения, появилось в 80-е гг. XIX в.

В 1896 г. принимается Германское гражданское уложение, где впервые в европейской практике утверждались принципы социальной справедливости и вводилось повсеместное рабочее страхование. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было принудительно-обязательным и основанным на взносах.

И работодатели, и работники должны были вносить средства на его финансирование. Стали формироваться пенсионные фонды и фонды страхования по болезни для отдельных групп трудящихся.

Похожие статьи:

К вопросу о соотношении понятий «имидж» и «бренд»
Центральной гносеологической проблемой теории имиджа является неопределенность имиджа как конструкта. Данное понятие является часто смешиваемым с такими понятиями, как «образ», «стереотип», «деловая репутация», «бренд» и др. Целью данной .

Сущность социальных проблем современных семей
Нестабильность семейной жизни появляется в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практика свидетельствует, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью зачастую прибегают к нелегальным, .

Теория систем Н.Луман
Одной из главных новаций Лумана следует назвать отход от автаркической трактовки общества (социальной системы), когда последняя включает в себя экономическую, социальную и другие системные образования в качестве составляющих общественное .

Место пенсионного страхования в системе социального обеспечения

В России насчитывается около 39 миллионов получателей пенсий. Подавляющее большинство из них – получатели пенсии, у которых она является основным, а зачастую и единственным источником существования.

Наибольшее количество получателей пенсий приходится на пенсии, связанные с достижением пенсионного возраста. Особое внимание при исследовании этого вида пенсий следует уделить системным проблемам формирования и использования финансовых ресурсов. Для этого необходимо в первую очередь разграничить широко применяемые ныне понятия: социальная защита, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение и пенсионное страхование. Разграничение этих понятий важно при подготовке соответствующих законодательных актов, определений приоритетов и выстраивании обоснованной системы пенсионного страхования, отвечающей интересам всех слоёв общества и государства.

Под социальной защитой чаще всего понимается совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз (безработица, бедность, болезни и т.д.) [5]. Наиболее близким к понятию социальной защиты по своему содержанию является понятие социального обеспечения, отличительной чертой которого является акцент на материальное обеспечение наименее защищенных слоев общества.

В словаре С.И. Ожегова [4] социальное обеспечение определяется как предоставление достаточных для жизни материальных средств кому-либо со стороны общества. Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия: экономическая и правовая [2]. Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию на экономических и субъектных критериях. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определённых граждан (военнослужащих, чиновников, наемных работников и пр.), пользующихся особой защитой со стороны государства. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счёт общественных фондов потребления, в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья, бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, социальное обслуживание, медицинская помощь, лечение, различного рода льготы для отдельных категорий граждан, а также все виды пенсий и пособий.

То есть общее название «социальное обеспечение» объединяет в себе различные формы защиты населения, одним из которых является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение, по нашему мнению, необходимо рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле пенсионное обеспечение граждан является важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого − предоставление человеку средств к существованию.

Под пенсионным обеспечением понимается совокупность общественных отношений по распределению финансовых ресурсов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения граждан в нетрудоспособном возрасте или по случаю потери кормильца. Это сложный социальный, финансовый и правовой феномен. Пенсионное обеспечение представляет собой поддержку лиц, потерявших способность трудиться из-за старости, т.е. служит одной из гарантий социальной защиты. Целостность и структура данных отношений раскрывает содержание пенсионного обеспечения как экономической категории.

→ способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счёт которых предоставляется пенсионное обеспечение;

→ круг лиц, обеспечиваемых за счёт средств финансовых источников;

→ вид обеспечения, предоставляемого кругу лиц за счёт средств определённых источников;

→ вид социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на получение пенсионного обеспечения;

→ структура органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

→ К основным организационно-правовым формам пенсионного обеспечения (в широком смысле) относятся:

→ пенсионное страхование граждан.

Пенсионное обеспечение граждан в узком смысле является одной из форм пенсионного обеспечения в широком смысле. Оно предоставляется за счёт бюджетных средств всем гражданам страны и должно обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, пенсионного возраста, а также в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Одним из недостатков организации пенсионного обеспечения в широком смысле является отсутствие чёткого разделения в постсоветской России институтов пенсионного обеспечения (в узком смысле) и пенсионного страхования, и эта тенденция сохраняется. Между тем пенсионное страхование и пенсионное обеспечение (в узком понимании), по сути, различны. Если пенсионное обеспечение призвано обеспечить всем гражданам страны гарантированный минимальный уровень материального обеспечения после потери возможности полноценно трудиться, в не зависимости от наличия трудового стажа и выплаченных в пенсионную систему взносов, то пенсионное страхование связано с формированием страховых фондов, образованных за счёт страховых взносов и предназначенных для выплаты застрахованным лицам после наступления пенсионного возраста, (в идеале соотносимых с уплаченными ранее взносами). Пенсионное страхование является составной частью пенсионного обеспечения в целом (см. рис.1).



Рис.1. Место пенсионного страхования в системе социального и пенсионного обеспечения

Основная цель пенсионного страхования − сохранение дохода или его застрахованной части при наступлении нетрудоспособного периода. Реализуется эта цель с помощью страховых платежей в течение установленного периода.

Экономическая сущность страховой пенсионной системы коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы, наемного труда. Стоимость рабочей силы не может и уже давно не определяется в развитых странах ценой "живого" труда в период ее функционирования непосредственно в процессе производства. Она включает и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается пенсия. Социальная сущность страховой пенсионной системы заключается в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, работающих в различных регионах, отраслях и на разных предприятиях, в солидарности поколений [3].

Пенсионное страхование по сравнению с пенсионным обеспечением (в узком смысле слова) обладает важными преимуществами:

→ трудящиеся (от которых, как правило, требуется внесение определенной доли страховых взносов) вовлекаются материально и морально в процесс обеспечения пенсиями членов общества при наступлении страхового случая: старости, инвалидности, потери кормильца, однако этот отличительный признак не характерен существующей системе пенсионного страхования России;

→ создаются специализированные (а потому и высокоэффективные) страховые учреждения, обеспечивающие финансирование денежных пенсионных выплат;

→ выплаты гарантируются путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами.

→ высокий и надежный уровень социальной защиты, который достигается в социальном страховании, связан с гарантиями финансовых ресурсов; арсенал финансовых гарантий включает в себя прежде всего интересы и прямое участие основных субъектов социального страхования: работников и работодателей.

В СССР пенсионное страхование играло лишь вспомогательную роль, а основной формой защиты в старости служило пенсионное обеспечение (в узком смысле). Планово-централизованная система, в значительной степени стандартизируя благополучие людей, обеспечивала устойчивость условий общественной жизнедеятельности: социалистическое государство в качестве основного работодателя и собственника средств производства гарантировало экономическую и социальную стабильность и несло ответственность за пенсионные риски.

С переходом к рыночной экономике и развёртыванием многообразия форм собственности сфера государственного пенсионного обеспечения и её возможности значительно сократились. Это обстоятельство стало историческим и логическим пунктом формирования пенсионного страхования. Единственная и всеобщая форма пенсионного обеспечения – пенсионное обеспечение, финансируемое исключительно из бюджета, – должна была утратить и стала реально утрачивать свой монополизм. Начали появляться различные альтернативные формы, финансовое обеспечение которых сопрягается с целевыми страховыми взносами, за осуществление которых отвечают сами работники и работодатели, корпоративные и муниципальные структуры. Среди этих форм на первый план естественным образом вышло пенсионное страхование. Пенсионное страхование может быть как государственным, так и негосударственным, как в обязательной форме, так и добровольной. Возможность комбинации форм и видов пенсионного страхования порождает его многовариантность. Различные виды пенсионного страхования и пенсионного обеспечения (в узком смысле), законодательство, их регулирующее, органы, занимающиеся их администрированием, составляют единую систему организации пенсионного обеспечения (в широком смысле).

Система организации пенсионного обеспечения (в широком смысле) носит название пенсионной системы. В нормативно-правовых документах понятие «пенсионная система» не определено. В научной и учебно-методической литературе трактовки этого понятия достаточно различаются. Свободная энциклопедия Википедия [1] определяет пенсионную систему как совокупность создаваемых в стране правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. С.В Шишкин определяет пенсионную систему как систему институтов, регулирующих способы аккумулирования средств и выплаты пенсий [8]. Л.М. Седова считает пенсионной системой совокупность субъектов, участвующих в формировании и использовании средств, предназначенных для пенсионных выплат, а также совокупность различных видов пенсий и обязательств по их выплате [7]. В.И. Роик определяет пенсионную систему как собой сложный организм, объединяющий экономические, социальные и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества [6].

По своей сути все эти определения сводятся к тому, что пенсионная система представляет собой систему организации аккумуляции и использования средств для выплаты пенсий населению после утраты трудоспособности.

Одним из наиболее важных вопросов при формировании пенсионной системы в стране является вопрос о степени и форме государственного вмешательства в пенсионную систему. Государственные системы могут быть организованы как на основе взносов застрахованных работников, так и независимо от участия работников в их уплате, когда пенсии предоставляются после проверки нуждаемости всем на равных основаниях.

Использование в России частных пенсионных систем затруднено исторически. Население страны не приучено откладывать себе на старость на протяжении всей своей жизни, начиная с молодости. И потребовалось бы не одно десятилетие, и даже не одно поколение, чтобы отношение к этому вопросу изменилось. Население привыкло рассчитывать не на себя, а на государство, которое должно о нём заботиться. В то же время в сложившейся экономической ситуации государство оказалось неспособным в полной мере нести ответственность за финансовое благополучие пенсионеров. Это обусловлено рядом макроэкономических проблем и политического, и экономического, и социального, и демографического свойства. Поэтому считаем вполне целесообразным и оправданным формирование такой пенсионной системы в России, при которой основную координирующую роль будет играть государство, но при активном, реальном и существенном участии негосударственных и частных структур.

1. Википедия — свободной энциклопедии код доступа/ http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России. М.: Проспект, 2008. С.6.

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и печальные результаты// Государство и право, 1998. №3. С.20-27.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.

5. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2007. С.12.

6. Роик В.И. Пенсионная система: институциональный подход // Человек и труд. 2001. №1. С18.

7. Седова Л.М. Вопросы финансовой устойчивости пенсионной системы // М.: Финансы и кредит, 2008. №19 (307). С.67.

8. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.:ГУ ВШЭ. 2003. С.295.

Слайд 1

Роль и место ПФР в реализации государственной социальной политики

Слайд 2

Право на пенсию – одно из основных прав, установленных Конституцией РФ (ч.1 ст.39), которые согласуются с нормами международного права, современными стандартами обеспечения социальной помощи и защиты права на жизнь. Более 43 млн. граждан России являются пенсионерами по линии Пенсионного фонда. В Хабаровском крае около 400 тысяч.

Пенсионный фонд России сегодня – это крупная вертикально интегрированная структура государственных учреждений, реализующих государственные полномочия по пенсионному страхованию, пенсионному обеспечению и отдельным мерам государственной социальной поддержки. Подразделения фонда представлены во всех региональных и районных центрах.

У нас в крае ПФР - это Отделение по Хабаровскому краю и подведомственные учреждения - Центр по выплате пенсий, а также территориальные подразделения – Управления либо на правах отделов – Клиентские службы в каждом районе края. Ежедневно к нам обращаются за различными услугами от 600 до 1 тыс. человек, в год – около полумиллиона человек, т.е. практически каждый третий житель края.

Ежегодные расходы Отделения, направляемые на различные выплаты гражданам, сопоставимы с годовым бюджетом Хабаровского края. Ежемесячно на выплату пенсий и социальных выплат Отделение направляет более 6,5 млрд. руб. В 2019 году на эти цели запланировано около 79 млрд руб., а с учетом выплат материнского капитала – 81,5 млрд руб.

Слайд 3

История ПФР насчитывает без малого уже три десятилетия. Практически ПФР – ровесник новой современной России.

В ноябре 1990 года на смену 2-м Законам «О государственных пенсиях» 1956г. и 1964г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» был принят 340-й закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который на тот момент признавался как «чрезвычайно радикальный». Единый пенсионный закон пришел на смену законам, регулирующим пенсионные права для рабочих и служащих по одним правилам и по совершенно другим правилам для членов колхозов. Таким образом, учреждалась единая всеобщая пенсионная система России. Также впервые появились социальные пенсии для тех, кто не имел необходимого трудового стажа. Пенсионный закон 90-го года также обеспечил старт перехода к страховой пенсионной системе, основанной на солидарно-распределительных принципах, заложена связь заработной платы принимаемой для расчета пенсии с условием обязательного страхования этой ЗП на случай нетрудоспособности. А финансирование пенсий предусматривалось из (на тот момент еще не созданного) Пенсионного фонда.

В рамках реализации данного закона для целей государственного управления финансами пенсионного обеспечения 22 декабря 1990 г. было образовано самостоятельное кредитно-финансовое учреждение Пенсионный фонд России. Отделение ПФР по Хабаровскому краю создано 27 февраля 1991 г.

В кратчайшие сроки была проведена регистрация и создана база плательщиков страховых взносов в ПФР, организованы все процессы администрирования страховых платежей. И в последующий исторический период перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в 90-х годах массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, когда бюджетная поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной, утвержденная организационно-правовая структура Пенсионного фонда сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России и доказала свою эффективность и значимость в периоды финансовой и экономической дестабилизации государства, позволив своевременно исполнять, возложенные на Фонд функции.

Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования выплаты пенсий с запретом на использование «пенсионных» денег на другие нужды. Пенсионным фондом собирались (аккумулировались) страховые взносы работодателей, которые целенаправленно шли на выплату пенсий гражданам, не растворяясь в общем бюджете.

Средства ПФР формально отделены от федерального бюджета, но при этом – это собственность Российской Федерации. Такая структура управления пенсионными средствами сыграла важную роль и обеспечила защиту пенсионных средств в экономически нестабильные периоды, когда прежняя модель финансирования пенсий из государственного бюджета уже очевидно не сработала бы. (в Хабаровском крае никогда не было перебоев с выплатой пенсий).

Проблема 90-х годов проявлялась не только в развале экономики и нестабильности финансовой системы, - развал государственных предприятий, и появление коммерческих повлекло еще и проблему сохранности архивов, сохранности, а также достоверности трудовых книжек. Поэтому, принятый 01.04.1996 г. 27-ФЗ «Об ИПУ в СОПС» дал старт не только следующему этапу перехода к страховой модели, а именно, в соответствии с этим законом ведение учета пенсионных прав работающих граждан перешло фактически к органам ПФР.

Слайд 4

На каждого гражданина с 1997(8) в ПФР открывается ИЛС с уникальным номером – СНИЛС сего в системе ОПС уже зарегистрировано более 150 млн ИЛС, в крае – 1,5 млн). На ИЛС аккумулируется информация, которая впоследствии используется при назначении пенсии конкретному гражданину. В период 1997(8)-2001 гг. на ИЛС персонифицировано фиксировались только сведения о стаже и заработке. А с 2002 года, с развитием технологий, стало возможным учитывать и страховые взносы, начисленные работодателем (а сейчас и пенсионные коэффициенты). Технология ПУ стала фундаментом, технологической платформой для развития пенсионной системы, основанной на страховых принципах. Таким образом, с выходом и реализацией закона о персонифицированном учете открылась новая эпоха в развитии современной пенсионной системы.

Слайд 5

Следующим серьезным шагом в реформировании пенсионной системы стал 2002 год, с 1 января одновременно вступили в силу три федеральных закона: Об обязательном пенсионном страховании (167-ФЗ), О трудовых пенсиях (173-ФЗ) и О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (166-ФЗ). Первый и третий законы действуют до настоящего времени, а закон о трудовых пенсиях трансформировался с 2015 года в два закона: О страховых пенсиях (400-ФЗ) и О накопительных пенсиях (424-ФЗ).

Здесь важно акцентировать внимание, что в 2002 году впервые введены обязательства государства, когда часть трудовой (страховой) пенсии (пенсии по 173-ФЗ), при наличии на нее права, устанавливается гарантированно, вне зависимости от стажа, вне зависимости от размера заработка и страховых взносов, гарантированная часть трудовой (страховой) пенсии – это БЧП или далее ФБР или сейчас ФВ.

Также впервые за счет средств федерального бюджета стали полностью финансироваться все пенсии по закону 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в РФ - это государственные пенсии, условием назначения которых является не стаж, а либо особые заслуги перед государством (как у УВОВ, ИВОВ), либо возмещение вреда здоровью (как в результате радиационных, техногенных катастроф), либо предоставление средств к существованию (когда при инвалидности, старости или потере кормильца отсутствует право на страховую пенсию – нет стажа). Эти пенсии полностью выплачиваются за счет средств федерального бюджета.

Так же впервые с 2002 года в пенсионной системе появляется накопительный компонент, который стал формироваться за счет части страхового тарифа.

Таким образом, обозначились рамочные возможности для дальнейшего формирования трехуровневой пенсионной модели: базовые государственные гарантии + страховой уровень пенсионного обеспечения + накопительный.

Напомню, что предварительные ориентиры на трехуровневую модель пенсионного обеспечения (с накопительным компонентом) были обозначены еще в 1995 году, когда в августе постановлением N 790 правительство РФ одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, а затем, 20.05.1998 г. постановлением N 463 Программу пенсионной реформы в РФ.

Но в связи с кризисом 98г. в 1999 г. эти планы были приостановлены.

Итак, Пенсионный фонд с 2002 года стал являться страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, с выполнением функций пенсионного обеспечения. Именно 167-й ФЗ закрепил передачу от органов государственной и муниципальной власти полномочий по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду РФ. Итак, в полномочия фонда вошли учет пенсионных прав граждан на технологической платформе ПУ, учет и администрирование пенсионных взносов, установление и выплата страхового возмещения (страховых пенсий, пенсий и иных выплат за счет пенсионных накоплений), а также установление и выплата государственных пенсий и отдельных социальных выплат.

С 2017 года полномочия по сбору взносов осуществляет налоговая служба. ПФР же остается администратором пенсионных прав граждан и социальных обязательств государства перед гражданами.

Слайд 6

Несколько слов о страховом тарифе на ОПС. Он определен законодательно и на сегодня составляет 22% (менялся), из которых 16% - индивидуальная часть, учитывается на ИЛС граждан, и 6% - солидарная часть, поступающая в бюджет ПФР (для фиксированной выплаты). Тариф не удерживается из з/платы работников. Это начисления работодателя на общий ФОТ.

Помимо общеустановленного тарифа, для работодателей с вредными и тяжелыми условиями производства предусмотрен дополнительный тариф, за счет которого финансируются досрочные пенсии.

В контексте темы страхового тарифа сразу же, отмечу, о пенсионных накоплениях. Как уже было сказано, накопительный элемент появился только в 2002 году - для лиц 1967 г.р. и моложе часть страхового тарифа (2-4-6% из 16%) направлялась на формирование пенсионных накоплений. Но с 2014 г. введен мораторий на дальнейшее формирование пенсионных накоплений, тариф не делится, все 16% учитываются на страховую пенсию. Накопления, сформированные ранее, никуда не изъяты, они по-прежнему учтены в лицевых счетах граждан, инвестируются, и при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста) – выплачиваются гражданам. Первые выплаты начались с 2012 года, их осуществляет ПФР или НПФ, выбранный гражданином.

Также, помимо пенсионных накоплений из обязательного тарифа, следует напомнить о программе добровольных пенсионных накоплений. Эта программа, в части вступления в нее (с условием получения госсофинансирования), работала с 2008 по 2014 год. В части формирования накоплений, она продолжает действовать и сейчас, в течение 10 лет с момента первой уплаты, т.е. до 2025 г. Особенность этой программы заключается в том, что государство участвует в формировании пенсионных накоплений в том же объеме, что и вносит человек, т.е. взносы удваиваются. В народе она называлась «тысяча на тысячу». При наступлении пенсионного возраста ПФР назначает и выплачивает накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату (за счет добровольных средств и на срок не менее 10 лет) или единовременную выплату, если при расчете накопительной пенсии, ее размер менее 5% страховой пенсии. Причем для получения этих выплат возраст сохранен 60 – для мужчин и 55 – для женщин. Если человек, имеющий пенсионные накопления, не дожил до указанного возраста, средства получат его правопреемники.

Дальнейший вектор развития накопительного элемента в пенсионной системе также зафиксирован в новой Концепции развития пенсионной системы 2012 г. и Стратегии до 2030 года, и предполагает его перевод из сферы публичных правоотношений в гражданско-правовые. То есть это уже будут добровольные, по заявлению, отчисления из собственных средств на накопительную пенсию. И будут являться не обязательствами государства перед гражданами, а личными накоплениями, но с определенными правилами их расходования (получения).

Далее. Основные выплаты, осуществляемые Пенсионным фондом, связанны с обязательным пенсионным страхованием: страховая пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также накопительная пенсия, срочная выплата и единовременная выплата пенсионных накоплений.

Главное, что нужно знать о страховой пенсии.

Право на нее формируется в процессе трудовой деятельности, когда работодатель начисляет и уплачивает страховые взносы (легальная занятость). Чем длительнее страховой стаж и выше заработная плата, тем больше пенсионных прав (коэффициентов) будет заработано и соответственно пенсия будет выше. Для права на пенсию по старости необходимо 15 лет страхового стажа, не менее 30 пенсионных коэффициентов и достичь установленного возраста. С 2019 года возраст увеличивается до 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам, рост поэтапно, на 1 год ежегодно. Все пенсионные права фиксируются на лицевом счете гражданина в ПФ, и абсолютно доступны через личный кабинет, для своевременного информирования. Там же можно при помощи калькулятора рассчитать предполагаемый размер будущей пенсии.

Слайд 7

Помимо полномочий страховщика по ОПС, ПФР является исполнителем ряда государственных полномочий в части пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета (166-ФЗ), а также предоставляет ряд мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан.

С 2005 ПФР становится центральным звеном в реформировании государственной социальной политики. Технология ПУ, вертикально интегрированная структура фонда стали платформой для перехода к адресности и монетизации государственных социальных льгот.

С 2005 года на ПФ возложены функции по установлению и выплате отдельным категориям граждан ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью пенсионным фондом создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, на основании которого производятся регулярные выплаты из средств федерального бюджета получателям социальных льгот - (ЕДВ) инвалидам, участникам ВОВ, инвалидам, и некоторым другим.

С 2007 года введена новая дополнительная мера государственной поддержки семьям, имеющим детей. На ПФР была возложена новая задача – выдача сертификатов на материнский семейный капитал семьям, в которых после 01.01.2007г. родился или был усыновлен 2-й ребенок.

Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификатов на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку 256-ФЗ не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако, в связи с очередным экономическим кризисом конца 2008 года, Правительство РФ разрешило гражданам с 01.01.2009 года направлять средства МСК на погашение кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. И в дальнейшем, практически ежегодно, в рамках Программы МСК, уточняются: или направления использования этих средств, в т.ч. появляются новые, или корректируются сроки, порядки рассмотрения документов, правила финансирования средств, все изменения предусматриваются для более удобного, рационального и эффективного использования этих средств.

Помимо перечисленных, самых массовых социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом, обозначу еще ряд, к примеру:

- компенсация проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам-северянам. Осуществляется в двух видах: возмещение фактически произведенных расходов и предоставление специальных талонов на право бесплатного проезда в авиационном и/или железнодорожном транспорте.

- выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами (80-летними, детьми-инвалидами, инвалидами 1 группы). Назначается в качестве компенсации утраченного заработка неработающим трудоспособным гражданам, которые осуществляют уход.

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров. Выплачивается гражданам, за чей счет было осуществлено погребение.

С 2015 года ПФР выплачивает неработающим пенсионерам компенсацию затрат, связанных с выездом из северных районов на другое постоянное место жительства.

- также в период с 2000 года по 2018 г ПФР участвовал в софинансировании социальных программ субъектов РФ. В первую очередь, это было финансирование мероприятий связанных с укреплением учреждений социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан (ремонт и оборудование домов интернатов, приобретение автотранспорта), на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам (в том числе пострадавшим при стихийных бедствиях, например у нас в 2013 году от паводка), а также с 2015 на обучение неработающих пенсионеров компьютерной грамотности.

Слайд 8

На современном этапе механизм предоставления государственных услуг, в том числе и услуг Пенсионного фонда активно трансформируется. Уже устойчиво входит в жизнь порядок, когда заявители для получения госуслуги предъявляют лишь документы личного хранения. Значительная часть сведений, необходимых для предоставления в частности услуг ПФР, запрашивается через систему СМЭВ, также через СМЭВ Пенсионный фонд предоставляет информацию для установления иных государственных услуг. Информационной платформой для СМЭВа также стал ПУ со СНИЛСом.

Сам же СНИЛС сегодня, как бумажный документ (привычная зеленая карточка) уходит в прошлое, также, как ушло в прошлое пенсионное удостоверение, на смену бумажным пенсионным делам приходят электронные, сертификат на МСК сегодня тоже выдается электронный.

Правительством подготовлен законопроект с изменениями в ТК и в закон о ПУ по которым сведения о периодах работы граждан будут фиксироваться и храниться в электронно-цифровой форме, т.о. в ближайшей перспективе на смену бумажной трудовой книжке придет электронная, а Пенсионный фонд, по сути, будет оператором (агентом, центральным звеном) кадрового делопроизводства.

Уже два года Пенсионный фонд является центральным звеном в построении новой информационной системы – ЕГИССО.

Все меры государственной социальной поддержки, оказываемые гражданам независимо от источника их финансирования, отражаются в этой системе. Для граждан – это возможность видеть, на какие меры господдержки есть право, установлена эта мера или нет, как ее установить. Для государства – в перспективе, видеть социальный паспорт всех семей, адресная социальная поддержка, повышение эффективности планирования и расходования бюджетных средств. Фонд по законодательству закреплен оператором данной системы ЕГИССО.

Слайд 9

Итак, как вы теперь понимаете, Пенсионный фонд – это не только назначение пенсий, а наши клиенты или получатели - не только бабушки и дедушки. Выплаты, которые устанавливает Пенсионный фонд, адресованы разным возрастным группам, а регистрируются в Пенсионном фонде все граждане, на сегодня уже с момента рождения. Также вся деятельность, которую каждый человек официально осуществляет, обязательно учитывается в Пенсионном фонде. Поэтому, Пенсионный фонд – это не ворох пыльных документов, это динамично развивающаяся, технологичная система реализации государственных полномочий в социальной сфере.

Для многих из 400 тыс. пенсионеров нашего края пенсионная выплата является основным (и зачастую единственным) источником средств к существованию. Поэтому от качества исполнения законодательства в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, как на этапе формирования пенсионных прав, так и на этапе реализации права на выплаты, сегодня в значительной мере зависят стабильность и благополучие нашего общества.

Слайд 10

Спасибо за внимание. Вопросы?

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеева А.В.

В статье рассмотрены основные социальные формы преобразования государства, а также проблемы, касающиеся непосредственно пенсионных отношений в обществе и их трансформации. Определена роль пенсионных отношений в обществе и выявлено их место в механизме социальной защиты государства.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексеева А.В.

Текст научной работы на тему «Роль пенсионных отношений в обществе и их место в социальной защите государства»

аспирант кафедры финансов, ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

РОЛЬ ПЕНСИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ И ИХ МЕСТО В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрены основные социальные формы преобразования государства, а также проблемы, касающиеся непосредственно пенсионных отношений в обществе и их трансформации. Определена роль пенсионных отношений в обществе и выявлено их место в механизме социальной защиты государства.

Ключевые слова: социальное государство, социальная защита, механизм социальной защиты, социальные гарантии, пенсионные отношения.

Главной задачей любого социально-ориентированного государства является защита прав и интересов граждан, как на территории данной страны, так и за её пределами. В последнее время, из-за множества негативных глобальных проблем, которые происходят по всему миру, такие как: терроризм, военные конфликты, социальное неравенство и другие, существенным образом нарушаются права человека. Мировые организации стараются повлиять на создание одинакового достойного уровня жизни в каждом уголке планеты, но это первоочередная цель каждой отдельной страны.

В процессе эволюционных трансформаций важное место занимает социальная защита. Поскольку высокий уровень социального положения населения, показывает достаточное экономическое развитие государства, что позволяет обеспечить качество жизни граждан. Одним из уязвимых слоев населения, которые требуют дополнительной социальной защиты, являются пенсионеры. Поэтому особую актуальность приобретает определение роли пенсионных отношений в обществе социально-ориентированного государства.

Большое количество ученых уделяют внимание, как проблеме формирования пенсионных отношений в социально-экономическом контексте [1], так и социальным формам преобразования государства в целом [2].

Так, О. В. Родионова говорит о том, что на современном этапе развития государство приняло вектор развития к неопатернализму. Современное неопатерналистическое социальное государство — это модернизированная форма социального государства, отвечающая требованиям времени. Но, следует отметить, что видоизменяющая роль органов публичной власти в реализации социальной функции влечет за собой обретение общественными отношениями иного формата [2, с. 7].

В свою очередь, Л. А. Омельянович и М. Е. Лобанова в своих исследованиях отмечают, что социальная защита — это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения человеку достойной жизни. Особого внимания достойны люди пенсионного возраста, чьи интересы требуют дополнительной защиты. Виды пенсионных отношений изменяются по мере общественной эволюции и заслуживают постоянного исследования состояния и поиска новых более совершенных путей [1, с. 67].

Целью статьи является определение роли пенсионных отношений в обществе и выявление их места в социальной защите государства.

На современном этапе развития общества большую актуальность приобретает формирование механизма социальной защиты населения. Это связано с возникновением необходимости поддержания определенных социально незащищенных групп граждан. С нашей точки зрения, под социальной защитой необходимо понимать комплекс мероприятий, который направлен на соблюдение прав и свобод человека, с целью обеспечения безопасности и достойного уровня жизни граждан на государственном уровне. Рассмотрим механизм социальной защиты государства (рис. 1).

Рис. 1. — Механизм социальной защиты 67

Исходя из рис. 1, особое место занимают пенсионеры, которые также являются главным субъектом пенсионных отношений. Пенсионные отношения — это сложная категория, под которыми мы понимаем двусторонние связи, возникающие между государством, с одной стороны, а именно Пенсионным фондом, и субъектом (физическим или юридическим лицом), несущим определенные обязательства и имеющим право на социально-экономические гарантии, закрепленные на законодательном уровне, с другой стороны [3, с. 49].

Пенсионные отношения являются наглядным отображением эффективности социальной политики государства в обществе. Поскольку государство — это слаженный механизм, который состоит из множества звеньев и результат его работы зависит от каждой отдельной составляющей. Во многих государствах определяющим направлением социальной защиты выделяют пенсионную сферу, так как она охватывает наибольший контингент получателей социальных благ. Место пенсионных отношений в механизме социальной защиты населения представлено на рис. 2.

Как видим из рис. 2, пенсионные отношения являются особой компонентой социальной защиты, которая способствует балансированию социальных норм и стабилизации экономического развития общества.

На наш взгляд, в любом государстве (развитом, находящемся на стадии развития или вновь образованном) необходимо большое внимание уделять населению, в частности, его благосостоянию. Анализ состояния развития социальной сферы свидетельствует о том, в какой стране живут люди, насколько высок коэффициент их безопасности, насколько устойчиво само государство и имеет ли оно будущее.

Сравним основные социальные гарантии по состоянию на 01.01.2016 г. в Украине и России (табл. 1).

_Основные социальные гарантии в Украине и России по состоянию на 01.01.2016 г.

Показатель Украина Россия

Прожиточный минимум 1074 грн./2632 руб. 8803 руб.

Минимальная зарплата 1378 грн./3346 руб. 7500 руб.

Минимальная пенсия 1074 грн./2632 руб. 8803 руб.

Количество пенсионеров 12296,5 тыс. чел. 45182 тыс. чел.

* Составлено по материалам Государственной службы статистики Украины, Федеральной службы государственной статистики России,

Как видим из табл. 1, человеку очень сложно прожить на минимальные социальные гарантии, которые предоставляет государство. В Российской Федерации средняя по стране минимальная заработная плата меньше прожиточного минимума. Т. е. работающий человек после отчисления всех налогов в казну остается за чертой абсолютной бедности. Это, в свою очередь, приводит к увеличению теневого сектора экономики, что негативно сказывается как для страны в целом, так и для социальных групп, которые нуждаются в материальной поддержке. Количество пенсионеров в скором времени сравняется с количеством работающих. таким образом 1 работающий должен будет содержать 1 пенсионера. А с уровнем дохода в 1378 грн. в Украине и 7500 руб. в России это просто невозможно сделать.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНОМ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1) социальное обеспечение, которое включает в себя: - пенсии;

> пенсии по возрасту;

> пенсии по инвалидности;

> пенсии по потере кормильца.

- выплаты временно нетрудоспособным;

- выплаты по беременности и родам;

- помощь семьям, в которых есть дети;

- пособия по безработице.

2) социальные гарантии, которые состоят из:

- обеспечение минимальных социальных гарантий (min заработная плата, min пенсия, min стипендия);

- разовая помощь при рождении ребенка;

- бесплатное медицинское обслуживание;

- различные социальные льготы.

3) социальное страхование — проявляется в защите экономически активного населения от различных социальных рисков

4) социальная поддержка (помощь) — выражается в денежной и натуральной формах (пример: создание домов-интернатов для пожилых людей и инвалидов)

Рис. 2. Место пенсионных отношений в механизме социальной защиты населения

Каждое государство старается обеспечить минимальный набор социальных благ, но, к сожалению, минимальные стандарты настолько низкие, что каждый человек по выходу на пенсию должен самостоятельно обеспечивать себе достойный уровень жизни. Таким образом, как Украине, так и России необходимо провести пенсионные трансформации в государстве, поскольку, пенсионеры занимают наибольший удельный вес в группах, нуждающихся в социальной защите.

1. Омельянович Л. А., Лобанова М. Е. Пенсионные отношения в социально-экономическом контексте // Финансовые исследования. — 2016. — № 1. — С. 67-74.

2. Родионова, О. В. Социальная функция современного государства :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.01 — Теория и история государства и права ; История учений о праве и государстве /О. В. Родионова ; Науч. рук. Л. С. Мамут ; Российская академия наук. Институт государства и права. — М., 2007. — 42 с.

3. Алексеева А. В. Пенсионные отношения в обществе, их сущность и составляющие / А. В. Алексеева // Экономика. 2016. Т. 4. №. 4. C. 48-51.

Читайте также: