Роль в пенсионном обеспечении индивидуального персонифицированного учета









РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Индивидуальный (персонифицированный) учет

это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.

Приоритетные направления персонифицированного учета

ндивидуальный (персонифицированный) учет сведений о занятом населении призван содействовать решению ряда принципиальных проблем, представленных на рис. 1.

строгий учет пенсионных накоплений взносов в зависимости от страхового стажа и уплаченных страховых взносов

привести механизмы пенсионной системы в соответствие с рыночными отношениями

точный прогноз изменения численности занятого населения, оценки расходов на выплату пенсий, контроль со стороны застрахованных лиц

Как показывает мировая практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате страховых взносов и структуре трудового стажа работников. Информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит, как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три - органы Пенсионного фонда).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью информации путем сопоставления суммы индивидуальных сведений с данными о начисленных взносах по всей организации, которые указаны работодателем. После выполнения начальной регистрации эти сведения, как правило, должны совпадать.

Наиболее сложным элементом персонифицированного учета считается контроль достоверности и правильности регистрации специального стажа, который предполагает ведение органами, осуществляющими персонифицированный учет, наблюдательных дел, содержащих, в частности, перечень профессий и количество рабочих мест, дающих право выхода на пенсию при пониженном возрасте, с правом выхода на пенсию по выслуге лет и на льготных основаниях в связи с работой в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и т.п. Сведения, получаемые от работодателей, выверяются путем сопоставления с этим перечнем.

Однако главной фискальной функцией персонифицированного учета является осуществление оперативного контроля за своевременностью, правильностью начисления и полнотой уплаты страховых взносов. Если отмеченные выше функции индивидуального учета выполняются для усиления контроля за стажем и заработком, обоснованием размера пенсии в процессе её исчисления, то оперативный контроль за начисленной заработной платой работника и перечислением текущих страховых платежей в Пенсионный фонд России направлен на устранение условий, при которых и работодатель, и сам работник были бы заинтересованы в сокрытии от начисления в Пенсионный фонд части поступаемых доходов.

Цели и принципы индивидуального (персонифицированного) учета представлены на рис. 2 и 3.

Рис. 2. Цели индивидуального (персонифицированного) учета

Рис. 3. Принципы индивидуального учета

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, а в организации приказом руководителя назначается ответственный.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Как правило, предоставляемые в Пенсионный фонд сведения персонифицированного учета включают документы, представленные в табл. 1:

Таблица – Документы, предоставляемые в ПФ:

Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица

Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица

Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР

Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

В соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета все документы заполняются чернилами, шариковой ручкой печатными буквами, при помощи пишущих машинок или средств вычислительной техники без помарок и исправлений. При этом могут использоваться любые цвета, кроме красного и зеленого.

Отметим порядок формирования некоторых реквизитов, общих для всех форм персонифицированного учета:

расчетный период — 2016 год;

фамилию, имя, отчество застрахованного лица указывают в именительном падеже;

период временной нетрудоспособности — указывают суммарную продолжительность периодов неуплаты страховых взносов, засчитываемых в страховой стаж;

отпуск без сохранения заработной платы — указывают суммарную продолжительность периодов, за которые работнику не начислялась заработная плата;

код основного тарифа — это код категории застрахованного лица (см. Таблицу 2);

код дополнительного тарифа заполняют организации, уплачивающие взносы по дополнительному тарифу АВИА;

территориальные условия заполняют для работников Крайнего Севера и работающих в зонах отселения и отчуждения.

В случае обнаружения ошибок в предоставленных в Пенсионный фонд формах документов персонифицированного учета страхователь в двухнедельный срок должен предоставить исправленные формы.

Сведения, содержащиеся в представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением требований Пенсионного фонда, в лицевые счета не вносятся. Эти документы или их копии территориальный орган возвращает страхователю с указанием обнаруженных ошибок. Затем страхователь в двухнедельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в Пенсионный фонд уточненные данные.

К лицам, не предоставившим в установленные сроки сведения, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставившим неполную или недостоверную информацию, применяют финансовые санкции. Речь здесь идет о штрафе в сумме 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

Причем сумму взыскания исчисляют не от всех причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный в фонд, а лишь от взносов тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета, не были представлены.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» [Электронный ресурс]. – М., [2015]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. – М., [2016]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. – М., [2016]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Персонифицированный учет - это учет сведений о каждом работнике организации или о лице, самостоятельно уплачивающем взносы в системе Пенсионного фонда РФ. Данный процесс осуществляется с целью реализации прав (пенсионных) человека в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом сведения, отраженные в системе персонифицированного учета, служат фундаментом для определения и расчета всех видов социальных выплат.

Персонифицированный учет и действующее законодательство

Персонифицированный учет основывается на нормах, закрепленных Федеральным Законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и призван усовершенствовать порядок получения сведений о лицах, получающих социальную помощь от государства.

Отметим, что помимо граждан России, персонифицированному учету подлежат и иностранные граждане:

граждане другого государства, постоянно или временно проживающие в РФ;

граждане другого государства, временно находящиеся в РФ, но имеющие трудовой договор на 6 месяцев.

Каждый месяц все работодатели-страхователи должны передавать информацию о каждом физическом лице, которому были начислены выплаты и вознаграждения, облагаемые страховыми взносами.

Кто является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд России

Все застрахованные лица подразделяются на:

людей, которые страхуют себя и выплачивают взносы самостоятельно;

людей, работающих на основе договора, который был заключен с лицом.

Плательщиком обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России являются лица, которые

работают на основании заключенного трудового договора;

работают на основе гражданско-правового договора или авторско­го договора;

не работают, но поставлены на учет в Службе занятости.

Кто участвует в системе пенсионного страхования

В системе Обязательного Пенсионного Страхования можно выделить следующих участников:

страховщик. Им может выступать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионный фонды;

страхователи. Это работодатели, т.е. организации и предприниматели, которые отчисляют пенсионные взносы за себя и за своих сотрудников;

застрахованные лица – это лица, которые являются собственниками пенсионных накоплений.

Цели персонифицированного учета

Под целями персонифицированного учета понимается:

Создание всех необходимые условий, позволяющих назначить застрахованному лицу будущую пенсию, исходя из итогов трудовой деятельности;

Обеспечение достоверности предоставляемой информации о стаже и заработной плате (дохо­де), которые являются основной информацией для назначения величины трудовой пенсии;

Создание и постоянное ведение информационной базы данных для того, чтобы назначать пенсию, учитывая итоговый трудовой стаж застрахованного лица, а также основываясь на вносимые страховые суммы;

Контролирование уплаты страховых вносов застрахованными лицами;

Упрощение порядка и ускорение процесса назначений трудо­вой пенсии застрахованным лицам.

Именно для этих важных целей и ведется в Пенсионном Фонде России персонифицированный учет.

При этом каждому застрахованному лицу открывается индивидуальный лицевой счет. Счет необходим для учета страховых взносов, которые поступают за сотрудника организации от работодателя.

Отметим, что кроме работодателя, такие взносы может делать само застрахованное лицо. Данный счет ведется обычно в информационной базе данных.

Какие сведения относятся к персонифицированному учету

К сведениям персонифицированного учета относится следующая информация о застрахованном лице:

дата и место рождения;

ИНН (при наличии);

сумма дохода по итогам отчетного периода (зарплата и прочие выплаченные вознаграждения);

размер уплаченных страховых взносов;

период трудового стажа.

На основании сумм страховых взносов, перечисленных страхователем за сотрудника, ПФР рассчитывает показатель пенсионных баллов.

При наступлении страхового случая (например, пенсионный возраст) данный показатель учитывается при расчете пенсии.

Также при расчете и назначении пенсии учитывается показатель трудового стажа.

Как работает система персонифицированного учета

На базе системы персонифицированного учета взаимодействуют три субъекта правоотношений обязательного пенсионного страхования:

застрахованное лицо (сотрудник).

Реализация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:

При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).

Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.

В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.

На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат.

Какая информация подлежит сбору и хранению при осуществлении индивидуального персонифицированного) учета

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах – это сбор и хранение следующей информации:

суммы страховых взносов, которые были начислены данному работнику работодателем;

суммы, которые поступили на страховой счет от страхователя за весь период;

размер установленной пенсии с учетом последующей индексации.

Персонифицированный учет Пенсионным фондом России ведется на постоянной основе.

Система Персонифицированного учета является гарантом того, что поступления и взносы не пропадут и будут учтены при расчете будущей пенсии.

Но при этом не стоит забывать: для того чтобы эти поступления были, необходимо работать официально, либо самостоятельно делать взнос (из неофициальной заработной платы) на личный лицевой счет в Пенсионный фонд России.

Ответственность за непредставление данных индивидуального учета

Работодатель, имеющий наемных работников, по отношению к которым он выступает страхователем, обязан подавать в ПФР данные персонифицированного учета в соответствии с порядком, утвержденным ФЗ-27 от 01.04.1996.

Если организация или предприниматель не представил данные персонифицированного учета, или в случаях, когда представлены недостоверные данные, предусмотрен штраф по каждому сотруднику от 300 до 500 рублей (ст.15.33.2 КоАП).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Даже сегодня большая часть будущих пенсионеров убеждена в том, что на сумму ежемесячного содержания по возрасту значимое влияние имеет только количество лет стажа: чем длительнее трудовая жизнь, тем привлекательнее размер пенсии. Несмотря на довольно широкую информационную кампанию для населения, заблуждение прочно сидит в сознании людей, которые не знакомы с тем, как работает индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования.

Законодательство о системе ОПС

Пенсионное законодательство по сложности сравнимо разве что с налоговым. Для тех, кто все-таки намерен разобраться хотя бы с основными его постулатами, нужно начинать с законов № 165-ФЗ от 16.07.1999

об общих принципах соцстрахования в России и № 167-ФЗ от 15.12.2001 об обязательном пенсионном страховании (ОПС): в нем рассказано о том, кто, как и сколько должен платить в Пенсионный фонд, и как этот момент контролируется государством.

Еще один закон - № 27-ФЗ от от 01.04.1996, который безусловно будет интересен для работодателей и наемных лиц, разъясняет как раз особенности персонифицированного учета.

Вторая важная часть законодательной базы, касающаяся непосредственно пенсионного обеспечения и его индивидуальной реализации в отношении всех категорий застрахованных лиц, тоже состоит из нескольких законодательных документов:

  • 166-ФЗ от 15.12.2001 разъясняет вопрос о том, кто может претендовать на получение пенсии по возрасту или досрочно в силу своей профессии;
  • 400-ФЗ от 28.12.2013 – о назначении страховой пенсии, рассчитываемой на основании ОПС;
  • 424-ФЗ от 28.12.2013 – о праве на накопительную часть.

В части накопительного пенсионного обеспечения действует еще ряд законов, которые призваны защитить доверенные негосударственным пенсионным фондам средства граждан.

Объекты и цели индивидуального персонифицированного учета

Стремление уйти от несправедливости советского солидарного принципа уплаты соцвзносов реализовалось в том, что сегодня приоритетом для государства стал индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного государственного пенсионного страхования. Эта задача настолько важна, что, сняв с 2017 года с органов ПФР обязанность контролировать уплату и начисление пенсионных страховых взносов, в их ведении оставили аналитическую работу, касающуюся учета индивидуальных платежей.

Это вовсе не означает, что все оплаченные самим сотрудником средства и часть начислений, которые вносятся за него работодателем, сохраняются в неприкосновенности до его выхода на пенсию.

Персонифицированный учет представляет собой базу данных, цель которой - сохранение на отдельных счетах информации о застрахованном лице, которая понадобится для реализации его пенсионного права в дальнейшем.

Исходя из этого, индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - это своеобразное хранилище данных об общем страховом стаже, размере доходов на протяжении трудовой жизни работника, оплаченных взносов и продолжительности работы по специальностям, дающим право на досрочный выход на отдых. Ежемесячно в течение всей жизни человека эта информация обновляется на основании показателей, предоставляемых страхователями в их отчетности, и используется для назначения или пересчета размеров пенсионного обеспечения.

Чтобы до конца разобраться в вопросе, нужно представить, что такое индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде России. Состоит счет из нескольких разделов:

  • основной части, учитывающей взносы по стандартной ставке ОПС;
  • специальной части, посвященной накопительной части пенсии и платежей в негосударственные структуры;
  • профессиональной части, фиксирующей взносы на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение в период его работы на вредных или опасных производствах.

Такая многоступенчатость учета позволяет вести объективный и полный учет всей необходимой информации о трудоспособном лице, накапливаемой в течение длительного периода.

Права и обязанности участников системы ОПС

Отношения в сфере пенсионного обеспечения являются трехсторонними:

  • застрахованное лицо;
  • страхователь;
  • органы ПФР.

Основным принципом их успешного взаимодействия является своевременный, достоверный и корректный обмен сведениями об уплате страховых сумм, а также проведение регистрационных мероприятий в установленные законами сроки.

Так, основная обязанность работодателя (страхователя) – выплата обязательных взносов и предоставление отчетности в ПФР. Также он должен беспокоиться о получении работниками страховых свидетельств, если они не были оформлены ранее.

Подразделения ПФР, в свою очередь, имеют право требовать от нанимателей полной информации о застрахованных лицах и контролировать ее достоверность. В обязанности органов пенсионного обеспечения входит также сохранение персональных данных работников, их обработка и выдача справок будущим или настоящим пенсионерам.

Самим же трудящимся предоставлено право требовать необходимую информацию как от работодателя, так и от ПФР, вносить в нее документально подтвержденные исправления и оспаривать действия остальных сторон в судебном порядке.

Значение и цели ПФ России

Поскольку Пенсионный фонд России является единственным органом, синтезирующим и обрабатывающим всю персональную информацию в этой сфере, он же и воплощает в жизнь основные цели персонифицированного учета:

  • хранение, обработка с целью назначения пенсий с учетом индивидуальных результатов труда;
  • контроль за страхователями и создание базы данных для выполнения требований пенсионного законодательства;
  • повышение заинтересованности в участии в системе ОПС и упрощении процедур с одновременным сохранением эффективности администрирования.

Роль негосударственных ПФ

Тем, кто родился в 1967 году и позже, кроме страховой пенсии можно рассчитывать еще и на накопительную. Поскольку эта часть ежемесячных выплат зависит от того, сколько денег будет на спецчасти индивидуального счета на момент выхода на пенсию, то вопрос управления средствами приобретает особую актуальность.

Роль инструмента в приумножении сумм накопленных взносов отведена негосударственным ПФ и регулируется законом 75-ФЗ от 07.05.1998 об этих учреждениях. Их основные обязанности состоят в том, чтобы проводить максимально рациональную и в то же время эффективную инвестиционную деятельность в интересах будущих пенсионеров.

Чтобы повысить доверие к НПФ, государство гарантирует, что даже в случае финансовых убытков выбранного фонда человек не потеряет ни копейки из уплаченных взносов.

СНИЛС: что это и зачем его получать

Основой персонифицированного учета является то, что каждый индивидуальный пенсионный счет имеет свое уникальный страховой номер. Это позволяет однозначно идентифицировать плательщика пенсионных взносов вне зависимости от того, изменялись ли его фамилия, имя, отчество или адрес на протяжении жизни.

Понадобится получение свидетельства о присвоении СНИЛС и при трудоустройстве , поскольку работодатель просто не сможет правильно отчитаться об уплаченных средствах на ОПС.

Читайте больше информации о том, чем еще может быть полезен и для чего нужен СНИЛС .

Персонифицированная отчетность в ПФ с 2017 года

С 1 января 2017 года все наниматели в РФ уплачивают взносы по ОПС и отчитывают о них в ФНС. Изменились не только счета для зачисления средств, но и сроки подачи отчетности. За всеми этими глобальными изменениями бухгалтерам главное не забыть, что часть отчетов нужно, как и прежде, предоставлять в ПФР, хоть и в обновленные даты.

Новые и старые формы отчетности

В начале 2017 года работодатели последний раз отчитались по «старым» формам в ПФР. До середины февраля были поданы два вида отчета по персонифицированному учету: РСВ-1 о выплатах в пользу физлиц и РВ-3 о взносах на дополнительное соцобеспечение.

Одновременно с этим уже до 15 февраля каждому нанимателю нужно было не пропустить срок предоставления нового ежемесячного отчета СЗВ-М за январь. В нем содержатся данные о застрахованных лицах, обновлять которые нужно не позднее 15 дней после окончания очередного месяца. Кроме того, раз в год работодатель должен сообщать в ПФР сведения о стаже каждого сотрудника.

Все эти отчеты подаются наряду с новой формой расчета по страховым взносам, утвержденной уже ФНС.

Ответственность за ошибки в отчетности в системе ОПС

С учетом новой системы администрирования, страхователю стоит понимать, что за ошибки, допущенные в отчетности по страховым взносам за периоды до 31.12.2016 года, они будут штрафоваться органами ПФР. С 2017 года эта функция передана фискальным службам.

Однако, несмотря на фундаментальные изменения в сотрудничестве в ПФР, за фондом оставили право привлекать к ответственности тех работодателей, которые допустили нарушения в отношении предоставления сведений, формирующих персонифицированный учет страховых взносов (ст. 17 закона 27-ФЗ).

К тому же не стоит забывать, что должностные лица предприятия могут быть привлечены еще и к личной административной ответственности за каждый факт нарушения.

Обратная связь плательщиков с ПФР

Любое застрахованное лицо имеет право и возможность активно интересоваться реализацией своих пенсионных прав, а также получать разъяснения относительно величины накопленных сумм и засчитанного страхового стажа.

Контролировать ситуацию можно как при личном посещении отделений фонда, так и посредством телекоммуникационных сетей.

Тем, кто не может или не хочет ходить по инстанциям, поможет один из онлайн-сервисов: Госуслуги или сайт ПФР. Данный вид услуг поможет и тем, кто желает знать, как обстоят дела с накопительной частью их будущей пенсии.

Если же работник заметил расхождения или этот факт выяснился только при назначении пенсии, то решить проблему может запрос о дополнении или уточнении индивидуального лицевого счета, посылаемый страхователю от имени ПФР. Такая форма коммуникации призвана откорректировать неточности в порядке досудебного урегулирования.

Выписка о взносах и стаже из Пенсионного фонда

Если простого ознакомления с информацией о накопленных пенсионных баллах и перечисленных за работника средствах недостаточно, россиянин может получить официальную выписку от ПФР. Кроме визита в одно из подразделений фонда или регистрации на сайте Госуслуги, можно воспользоваться услугами одного из банков-партнеров, например Сбербанка. Для этого нужны паспорт и страховое свидетельство.

Кроме сумм взносов, гражданина может также интересовать количество отраженных в профессиональной части персонального счета лет работы. Это может быть небезынтересно и тем, кто провел значимую часть жизни на Крайнем Севере или в районах, к нему приравненных.

Для того чтобы не восстанавливать утерянные в результате чужих ошибок годы труда в тяжелых условиях, нужно заранее ознакомиться с возможностью проверить трудовой стаж по СНИЛС .

Проблемы солидарной и накопительной системы ОПС

Источником многолетних проблем в пенсионном обеспечении является дефицит средств в Пенсионном фонде. Чтобы хоть частично решить эту проблему, государство наложило мораторий на использование накопительной части пенсионных взносов, а также приостановило индексацию пенсий для работающего населения. Кроме того, отрицательное влияние имеет также высокая ставка обложения доходов граждан и их низкая степень доверия к проводимым реформам.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникова Надежда Ивановна

Индивидуальный (персонифицированный) учет является одним из основных элементов проводимой в Российской Федерации пенсионной реформы . От того, насколько достоверными будут сведения о стаже и уплаченных страховых взносах, размещенные на индивидуальных лицевых счетах, зависит и установление размера пенсионного обеспечения с учетом вклада каждого лица в развитие экономики государства, и прогнозирование дальнейшего увеличения размера пенсионного обеспечения, а также и пересмотра тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сапожникова Надежда Ивановна

Individual (personified) records and its role in the implementation of the pension reform

Individual (personalized) accounting is one of the key elements in the Russian Federation carried out the pension reform . On how to be authentic information about the experience and paid insurance premiums placed on individual personal accounts depends on the size of the establishment of pension taking into account the contribution of each person in the development of the state economy and forecasting a further increase in the size of pensions, as well as the revision of tariffs of insurance contributions for compulsory pension insurance.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный (персонифицированный) учет и его роль в реализации пенсионной реформы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17 (372).

Право. Вып. 43. С. 58-62.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ) УЧЕТ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Н. И. Сапожникова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Индивидуальный (персонифицированный) учет является одним из основных элементов проводимой в Российской Федерации пенсионной реформы. От того, насколько достоверными будут сведения о стаже и уплаченных страховых взносах, размещенные на индивидуальных лицевых счетах, зависит и установление размера пенсионного обеспечения с учетом вклада каждого лица в развитие экономики государства, и прогнозирование дальнейшего увеличения размера пенсионного обеспечения, а также и пересмотра тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Ключевые слова: индивидуальный (персонифицированный) учет, пенсионная реформа, права граждан на пенсионное обеспечение.

Реформирование пенсионной системы занимает особое место среди наиболее значимых преобразований в социальной политике государства, которая затрагивает интересы людей на протяжении достаточно долгого времени.

Современная пенсионная реформа началась с 1 января 2002 г.

Проводимая пенсионная реформа сводится к модели, которая позволяет:

- гарантировать определенный уровень пенсии вне зависимости от стажа и заработка;

- обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров;

- избежать уравниловки, но при этом установить размер пенсионного обеспечения в зависимости от вклада каждого;

- обеспечить прозрачность пенсионной системы и при этом найти рациональный стимул для постепенного вывода заработной платы из тени;

- осуществить перевод пенсий, назначаемых до достижения общеустановленного пенсионного возраста за работу в особых условиях труда, в профессиональные пенсионные системы.

Основными задачами пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Принятие Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [1] практически стало на-

чалом пенсионной реформы. Органом, осуществляющим персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. На каждое застрахованное лицо в ПФР открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Основными целями персонифицированного учета являются:

- создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

- создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

- развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

- информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам [4. С. 134-135].

Развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета придано большое зна-

чение, так как она обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Одной из предпосылок введения системы персонифицированного учета является обеспечение достоверности сведений, необходимых для назначения пенсии. Это было обусловлено тем, что документы, представляемые для назначения пенсии, содержали либо искаженную информацию, либо являлись необоснованно выданными, то есть фиктивными.

Персонифицированный учет содействует решению ряда проблем. Он приводит механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями, способствует развитию обязательного пенсионного страхования в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, дает возможность более точного прогноза изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране.

Лишь при постоянно развивающейся системе персонифицированного учета возможно обеспечение информационной поддержки прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, совершенствование пенсионного законодательства Российской Федерации [3. С. 37-38].

Знание гражданами приобретенных ими пенсионных прав и зависимости между участием в работе пенсионной системы, с одной стороны, и размером и составными частями будущей пенсии, с другой стороны,— одна из целей и необходимое условие преобразований, проводящихся в настоящее время в пенсионной системе Российской Федерации. Реально возможность учесть каждый рубль, внесенный каждым гражданином за каждый год и месяц его трудового стажа, и, кроме того, закрепить их в виде обязательства государства персонально перед каждым работником дает индивидуальный (персонифицированный) учет.

Таким образом, цели персонифицированного учета тесно переплетаются с задачами пенсионной реформы в целом. В пенсионном законодательстве персонифицированный учет определен как информационная основа для реализации всей пенсионной реформы. Не будет преувеличением сказать сейчас, что персонифицированный учет является в настоящее время технологической и информационной основой всех основных процессов в пенсионной системе:

- назначение пенсий согласно федеральному законодательству осуществляется по данным персонифицированного учета; это более 2 млн назначений ежегодно;

- ежегодный перерасчет пенсий всем работающим пенсионерам (около 6 млн человек) произво -дится по данным персонифицированного учета;

- регистрация страхователей тоже ведется в подразделениях персонифицированного учета во взаимодействии с регистрирующими органами Федеральной налоговой службы.

Ежеквартально страхователь подает в территориальный орган ПФР индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах, начисленных и уплаченных за каждое застрахованное лицо. Территориальное отделение ПФР разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует застрахованных лиц о состоянии указанных лицевых счетов.

Но еще существует такая проблема, как непредставление работодателями в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений. К таким страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся за отчетный период платежей в ПФР в судебном порядке. Главный недостаток этой нормы в том, что она предполагает действия по принципу «все или ничего». Действительно, допустило ошибку крупное предприятие в одном документе или в 1000 таких документов, представленных в ПФР, задер -жало необходимые документы на день или на год, наказание одно — 10 % от начисленных взносов за отчетный период.

Другими словами, размер штрафа, подлежащего взысканию за подачу неполных сведений о застрахованных лицах, определяется исходя из суммы платежей, начисленных только в отношении тех застрахованных лиц, по которым представлены неполные сведения. Подобная несоразмерность провинности и наказания неизбежно приводит к тому, что эти санкции применяются редко и в основном служат для острастки. Поэтому следует разграничить меру ответственности по степени совершенного нарушения, то есть чем больше нарушение, тем существеннее должна быть мера наказания.

Установлены определенные правила по предоставлению отчетности в электронной форме

Н. И. Сапожникова

для организаций, численность работников в которых составляет 50 и более человек.

Следует отметить, что с 2015 г. численность работников организаций, на которых должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снижается с 50 до 25 человек.

То есть теперь если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью. При этом уже почти 90 % страхователей перешли на электронное взаимодействие с ПФР [6. С. 32-33] .

Одной из важнейших задач персонифицированного учета является назначение пенсий по данным персонифицированного учета. Отработана и успешно действует технология представления индивидуальных сведений для назначения пенсий. В настоящее время система персонифицированного учета устойчиво работает и информационная база для реализации пенсионной реформы в России практически сформирована.

Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. Новая пенсионная система предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями, которые повлияют на размер их будущей пенсии. А систе -ма персонифицированного учета дает возможность осуществлять этот контроль. В территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованные лица могут получить отчет о состоянии заработанных ими пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за них работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, в каких объемах он индексировался.

Более 30 % пенсионеров Российской Федерации составляют лица, которым назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми условиями труда. При этом размер пенсии ниже, так как срок уплаты страховых взносов меньше, следовательно, меньше расчетный пенсионный капитал.

Также происходит снижение уровня пенсионного обеспечения и остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), так как отдельного источника финансирования досрочных пенсий не существует, они устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов, то есть издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию несут все пенсионеры страны.

Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и повышении его безопасности, а также в развитии систем медицинской и социальной реабилитации пострадавших на производстве.

Необходимо реформирование досрочного пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования в части принятия закона, регламентирующего процедуру уплаты дополнительных страховых взносов работодателями, имеющими рабочие места с вредными условиями труда. Построение системы контроля за уплатой страхователями дополнительного тарифа страховых взносов за лиц, выполняющих работы на местах с вредными и опасными условиями труда, невозможно без системы персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц.

Поэтому, с нашей точки зрения, принятие закона по установлению дополнительного тарифа для работодателей, имеющих рабочие места, включенные в списки № 1 и № 2, должно способствовать стимулированию их на улучшение условий труда, снизить дефицит бюджета пенсионной системы и улучшить пенсионное обеспечение данной категории застрахованных лиц.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в работе территориальных органов Пенсионного фонда РФ, связанной с персонифицированным учетом сведений о застрахованных лицах, является назначение пенсий с учетом сведений о стаже и уплаченных страховых взносах, содержащихся на индивидуальных лицевых счетах. Современные технические и технологические возможности позволяют выйти на качественно новый уровень взаимодействия со страхователями в процессе назначения пенсий. Новой формой работы территориальных управлений ПФР стало взаимодействие со страхователями по представлению документов в электронном виде для проведения заблаговременной работы [5. С. 69-71]. Целью этого является сокращение времени ожидания в очередях клиентских служб управлений ПФР согласно Указу Президента от 7.05.2012 г. № 601 [2].

Отсканированные документы о стаже и заработке страхователи каналами электронной связи передают в управления ПФР. Заключительным этапом проведения заблаговременной работы с потенциальными пенсионерами является обра-

щение представителя страхователя на основании доверенности от застрахованного лица с подлинниками документов для сличения и заверения специалистом клиентской службы. При этом сокращается количество визитов граждан в территориальные органы ПФР, сокращается время приема, а соответственно и время ожидания в очереди, так как сканирование документов производит страхователь.

Также экономят рабочее время и страхователи, которым не нужно направлять специалистов кадровых служб в территориальные органы ПФР для сдачи документов на своих работников.

К основным отрицательным моментам, негативно воздействующим на организацию индивидуального (персонифицированного) учета, можно отнести следующие проблемы:

- снижение количества предоставляемых индивидуальных сведений (сокращение рабочих мест, банкротство, ликвидация, неофициальное трудоустройство застрахованных лиц, перерегистрация предприятий в другие районы);

- разнесение страховых взносов по лицевым счетам застрахованных лиц (сведения в данных формах не совпадают);

- отказ страхователей с низкой численностью работающих представлять отчетность в ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

Обозначенные проблемы требуют определенных организационных решений, которые необходимо принимать для эффективности функционирования работы в управлении.

Для устранения первой проблемы необходимо предложить организовать совместную работу правоохранительных и контролирующих органов (например, фонд социального страхования) для выявления фактов неофициального трудоустройства застрахованных лиц.

Вторую проблему можно решить двумя способами:

- выявление ошибок при сверке данных из рас -четов по начисленным и уплаченным страховым взносам и данных персонифицированного учета с помощью программного комплекса PERSO;

- извещение представителей организаций о не -обходимости исправления выявленных ошибок.

Для решения третьей проблемы необходимо дальнейшее проведение разъяснительной работы о положительных результатах представления отчетности в электронном виде и внесение изменений в законодательство РФ о представлении отчетности в электронном виде страхователей с численностью менее 50 человек.

Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность деятельности персонифицированного учета в ПФР.

1. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования : федер. закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 14. -Ст. 1401.

2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента РФ от 7.05.2012 № 601 // Рос. газ. - 2012. - 9 мая.

3. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации / Пенсионная реформа. - М. : Соврем. экономика и право, 2001. - С. 37-38.

4. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения : учеб. пособие / Г. В. Сулейманова. - Ростов н/Д, 2008. - 340 с.

5. Худаев, Д. В. Взаимодействие со страхователями по представлению документов для назначения пенсии в электронном виде / Д. В. Худаев // Пенсия. - 2013. - № 10. - С. 69-71.

6. Чижик, Л. И. Реализация основных функций и задач ПФР в 2014 году / Л. И. Чижик // Пенсия. -2014. - № 1. - С. 32-33.

Сведения об авторе

Сапожникова Надежда Ивановна — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и муниципального права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. law@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 17 (372). Law. Issue 43. Pp. 58-62.

INDIVIDUAL (PERSONIFIED) RECORDS AND ITS ROLE IN THE IMPLEMENTATION OF THE PENSION REFORM

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. law@csu.ru

Individual (personalized) accounting is one of the key elements in the Russian Federation carried out the pension reform. On how to be authentic information about the experience and paid insurance premiums placed on individual personal accounts depends on the size of the establishment of pension taking into account the contribution of each person in the development of the state economy and forecasting a further increase in the size of pensions, as well as the revision of tariffs of insurance contributions for compulsory pension insurance.

Keywords: Individual (personalized) accounting, pension reform, citizens' rights to pensions.

1. ["About the individual (personified) account in system of mandatory pension insurance". The federal law of 01 April, 1996, no. 27-FZ ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1996, no. 14. art. 1401. (In Russ.).

2. ["About the main directions of improvement of system of public administration". The decree of the Russian President of 07 May, 2012, no. 601]. Rossijskaja gazeta [The Russian newspaper], 2012, 9 May. (In Russ.).

3 Programma pensionnoj reformy v Rossijskoj Federacii [The program of pension reform in the Russian Federation]. Pensionnaja reforma [Pension reform]. Moscow, Sovremennaja jekonomika i pravo Publ., 2001, pp. 37-38. (In Russ.).

4. Suleymanov G. Pravo social'nogo obespechenija [Social Security Law]. Rostov-on-Don, 2008, 340 p. (In Russ.).

Читайте также: