Российский негосударственный пенсионный фонд социальная защита


Возникает вопрос: смогут ли негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) решить задачу, возлагаемую на них реформаторами отечественной пенсионной системы? Несмотря на положительные тенденции развития системы негосударственного пенсионного обеспечения России, НПФ до сих пор не стал всеобщим инструментом добровольного пенсионного страхования граждан страны. Участниками НПФ являются только 4% населения страны, совокупные активы НПФ составляют лишь четверть годового бюджета Пенсионного фонда РФ. Существует немало проблем, сдерживающих расширение деятельности российских НПФ, в частности:

  • неэффективная система налогообложения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения;
  • недостаточное количество объектов инвестирования пенсионных резервов;
  • невысокий уровень доходов граждан России;
  • низкая страховая культура населения;
  • отсутствие необходимой информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения [3].

Только проведение целенаправленной государственной политики по осуществлению пенсионной реформы создаст условия для решения перечисленных проблем и позволит системе негосударственного пенсионного страхования занять то место, которое ей отводится российской программой пенсионной реформы: стать компенсатором невысокой государственной пенсионной страховки. Достаточно небольшие усилия требуются для разрешения проблемы недостатка информации о функционировании негосударственной пенсионной системы страны и ее возможностях по страхованию российских граждан от пенсионных рисков. Действительно, НПФ имеет в нашей стране гораздо меньшую рекламную поддержку в СМИ, чем другие финансовые институты (коммерческие банки и страховые компании). По мнению Айзиновой И.М., «причины пассивности застрахованных лиц известны. Это неподготовленность людей к пониманию институтов пенсионного страхования: недоверие к деятельности негосударственных компаний. информационный вакуум для населения в этой проблеме» [1].

Восполнить недостаток информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения можно путем осуществления активной согласованной политики НПФ и органов государственной власти. Государству выгодно перенесение части пенсионных рисков российских граждан из системы государственного социального страхования в частную сферу. В связи с этим органы государственной власти должны проводить работу по пропаганде дополнительного пенсионного страхования, информируя население о принципах и выгодах данного института. Вполне возможно софинансирование из средств НПФ и бюджетных источников информационно-разъяснительных программ в средствах массовой информации, пропагандирующих выгоды заключения договоров о дополнительном пенсионном обеспечении с НПФ. Таким образом, социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы в повышении уровня жизни пенсионеров. Недостаточная степень развитости негосударственного пенсионного обеспечения, незначительная доля негосударственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения граждан, низкий уровень разработанности законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, - это повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере. В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение призвано играть огромную роль в экономической, общественно-политической жизни и финансово-бюджетной сфере государства. Это обусловлено тем, что пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых коммерческих и некоммерческих организаций, в значительной степени обусловило изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение пенсией населения служит одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития, общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30% населения страны, а косвенно и все население. Конституция Российской Федерации (ст. 39) гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [9]. Понятие «социальное страхование» является достаточно емким и охватывает различные формы общественного страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности, имущества и доходов, наступлением старости и т.п. [4].

Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей при поддержке государства. Вместе с тем социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности, это определяет зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Однако в отличие от частного страхования в социальном страховании принцип эквивалентности сочетается с принципом объединения рисков и коллективной солидарности, при этом решаются следующие задачи:

  • формируются финансовые ресурсы, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;
  • обеспечиваются необходимое количество и структура воспроизводства трудовых ресурсов;
  • сокращается разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;
  • повышается жизненный уровень различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс.

Система социального страхования призвана обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовку, а также гарантировать материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее. «Социальный риск» - это вероятность материальной необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. [5]. Таким образом, защита от социальных рисков является объективно закономерной функцией современного общества в его взаимоотношениях с людьми, общностями, социальными группами. Смысл этой функции - обеспечение необходимых условий существования каждого гражданина и устойчивости общества как целостного образования.

В рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков, являющегося разновидностью добровольного личного страхования граждан, которое осуществляется за счет взносов физических и юридических лиц в частные страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. В данном случае действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зависимости размера возмещения от индивидуальной платежеспособности. Развитие рыночных экономических отношений в России создало объективные предпосылки для возникновения на финансовом рынке принципиально новой формы негосударственного пенсионного обеспечения, условия которого были определены Федеральным законом № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» [10]. Согласно данному Закону пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая дополнение к обязательному пенсионному страхованию в виде предоставления пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц [1]. Иными словами, негосударственные пенсионные фонды призваны аккумулировать средства инвесторов для их последующего увеличения. Этот вид коллективного инвестирования отличают, как правило, консервативная инвестиционная политика и высокая надежность вложений.

Большое значение для успешного развития негосударственного пенсионного обеспечения в России имеют изучение зарубежного опыта по данному вопросу и его адаптация к отечественным условиям осуществления социальной политики. Следует отметить, что в развитых странах 60% пенсий формируется за счет частных сбережений, профессиональных пенсионных систем и дохода от работы, а 40% - из государственного сектора через системы обязательного социального страхования по старости и инвалидности и через систему социальной помощи [8]. При всем многообразии систем пенсионного обеспечения все они базируются на двух основных моделях пенсионных систем - модели Бисмарка и модели лорда Бевериджа [8]. Базовыми характеристиками пенсионных систем, построенных по модели Бисмарка, являются:

  • определяющая роль института обязательного пенсионного страхования, на долю которого приходится более 60% всех пенсионных ресурсов;
  • размер пенсионных страховых взносов и пенсий, ориентированный на замещение заработной платы в высоких к ней соотношениях (60-75%);
  • институты дополнительного добровольного страхования, играющие вспомогательную роль;
  • страховые услуги обязательного пенсионного страхования.

Данная модель характеризуется демократичностью управления, прозрачностью всех финансовых потоков, некоммерческим характером страховых организаций, находящихся под государственным правовым и финансовым контролем. Другими словами, в рассматриваемой модели Бисмарка доминирует установленное законом обязательное пенсионное страхование. Ярким примером построения пенсионной системы по модели Бисмарка является Германия, где более 78% всего населения в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами, а размер выплат и услуг составляет 63% от общего объема услуг, предоставляемых всеми пенсионными институтами [4].

К числу стран, выбравших в качестве основы построения пенсионной системы модель лорда Бевериджа, можно отнести Великобританию, Канаду, Японию, США. Пенсионные системы, сформированные по данной модели, включают три уровня обеспечения:

1) государственные базовые пенсии, сформированные за счет обязательных взносов работодателей и работников и выплачиваемые в едином для всех получателей размере (около 20% от средней заработной платы по стране). Они должны обеспечивать прожиточный минимум пенсионера. Так, в Великобритании государственные базовые пенсии составляют в настоящее время 120 евро в неделю;

2) добровольные профессиональные пенсии, сформированные в рамках национальной пенсионной системы страны за счет взносов работодателей и работников, размер которых после 40 лет страхового стажа достигает 50-65% размера последней заработной платы;

3) индивидуальные пенсионные программы, сформированные за счет добровольного участия через частные, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании в страховании пенсий (данные программы в Великобритании реализуют около трети населения).

Таким образом, различия этих двух основных мировых пенсионных систем заключаются в роли государственного сектора после прекращения трудовой деятельности: классическая Бисмарковская модель преследует цели сохранения дохода после выхода на пенсию, а классическая модель лорда Бевериджа преследует цели обеспечения прожиточного минимума для пенсионеров. Изучая статистику о размере активов негосударственных пенсионных фондов за рубежом в процентах к ВНП, можно сделать вывод о том, что начиная с 1970 г. они, аккумулируя значительные финансовые ресурсы на рынке капитала, стали активными участниками финансовой системы, мирового инвестиционного процесса, важнейшим элементом пенсионного обеспечения. Активы пенсионных фондов в таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швейцария, составляют более 50% к внутреннему национальному продукту [2].

В Программе пенсионной реформы Российской Федерации заявлено, что в дополнение к трудовым пенсиям следует развивать дополнительное пенсионное обеспечение и страхование в направлении передачи большего объема прав и ответственности в этой сфере в компетенцию работодателей и работников. Негосударственные пенсии позволяют учитывать отраслевые и территориальные особенности, индивидуальные запросы и ожидания граждан при определении суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности. Иными словами, ускоренное развитие НПФ во многом определяется неблагоприятными демографическими и экономическими условиями России.

НПФ являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Граждане могут передать средства накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда РФ в негосударственные пенсионные фонды, отвечающие необходимым законодательным требованиям. Фонд не гарантирует договором точный размер пенсии, он может сделать лишь предварительный расчет. Размер взносов вкладчика определяется на основании актуарных расчетов, в которые также закладывается определенный уровень доходности. На практике фактическая доходность от размещения внесенных средств оказывается выше заложенного минимума. При этом на момент начала выплат участнику фонд делает расчет и назначает пенсию исходя из фактического объема средств на его именном счете. Если говорить об ожидаемой доходности, необходимо учесть один ключевой момент. Инвестиционная свобода НПФ ограничена законодательно: вклады могут быть не выше установленного лимита. С одной стороны, это диверсифицирует инвестиционный портфель и минимизирует риски, с другой - может отрицательно сказаться на доходности.

Анализируя современное состояние системы негосударственного пенсионного страхования в России, следует отметить, что основные показатели их деятельности отличаются стабильностью роста, за исключением кризисных периодов. За последнее десятилетие отмечается положительная тенденция постоянного увеличения размеров пенсионных резервов, сформированных НПФ. Негосударственные пенсионные фонды продолжают наращивать пенсионные выплаты. Негосударственную пенсию в среднем по России получает 1 из 24 пенсионеров по старости. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе в негосударственном пенсионном обеспечении участвуют 35% всего занятого в экономике региона населения, пенсию из НПФ получают 71,5% пенсионеров. В ряде отраслей (нефтяная, газовая промышленность, транспорт, электроэнергетика, связь) негосударственным пенсионным обеспечением охвачено более 60% работников. У крупнейших фондов по количеству участников, получающих негосударственную пенсию (НПФ «Благосостояние» - 235,6 тыс. человек, Ханты-Мансийский НПФ - 179,9 тыс. человек, НПФ «Телеком-Союз» - 115,2 тыс. человек, НПФ электроэнергетики - 95,8 тыс. человек, НПФ «Газфонд» - 88,7 тыс. человек), число пенсионеров сравнимо или превышает число пенсий по старости, выплачиваемых некоторыми отделениями Пенсионного фонда России [7]. Таким образом, анализируя деятельность системы негосударственного пенсионного обеспечения, следует отметить некоторую монополизированность данного сектора финансового рынка. В частности, на долю Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов приходится 91,8% всех пенсионных резервов, 75% всех участников НПФ, 73,2% от общего числа пенсионеров, получающих негосударственные выплаты.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Доходность:-3,33 %
Активы:10174078,22071 тыс. руб.
Надежность:
Официальный сайт:npfsr.ru
Личный кабинет:Войти в личный кабинет
Телефон:8 (800) 200-01-48

НПФ «Социальное развитие» появился в 1997 году. С тех пор он обслуживает физические и юридические лица по пенсионным вопросам, предлагает удобные программы.


Для быстрого взаимодействия с клиентами фонд развивает услугу личного кабинета.

Официальный сайт


Сайт рассказывает о пенсионных программах для физических и юридических лицах, предлагает к ознакомлению всю правовую информацию по пенсионным вопросам, освещает текущую деятельность фонда.

Доходность

Специалисты советуют при выборе негосударственного пенсионного фонда ориентироваться на доходность не по одному году, а проанализировать как минимум 3-5 лет. Высокий процент может говорить о том, что фонд вкладывает средства в рискованные проекты, что не всегда хорошо.

Ниже представлена таблица, составленная по отчетам об основных показателях деятельности НПФ за разные года. Доходность за 2018 -3,33 %.

201011,08
20110,55
20126,88
20136,9
20141,03
201514,49
20168,55
20173,23

Рейтинг надежности

Как вступить?

На сайте можно подать заявку на оформление договора о переходе в НПФ «Социальное развитие».

На странице https://npfsr.ru/support/dogops/ откроется анкета, где нужно указать:

  • текущие ФИО;
  • контактные данные: почта и телефон;
  • адрес;
  • ФИО при рождении;
  • место и дата рождения;
  • номер страхового свидетельства;
  • паспортная информация;
  • ФИО наследников;
  • текущее место хранения накопительной части пенсии;
  • согласие на обработку введенных сведений.

Красным помечены поля для обязательного заполнения.

Отправленная заявка будет рассматриваться в течение нескольких дней. Сотрудники свяжутся для уточнения деталей и консультации по необходимым документам. Обычно это СНИЛС и паспорт гражданина РФ.

Переход в другой НПФ также подразумевает подачу заявления в текущий НПФ или Пенсионный Фонд России.

Средства переводятся в марте следующего года после заключения договора. Тогда же и ставится активным статус самого документа.

Личный кабинет


В случае потери пароля, его можно восстановить на сайте или при личном обращении в офис фонда.

Возможности

  • проверка счета ОПС и НПО;
  • бланки заявлений на внесение изменений в текущий договор;
  • пенсионный калькулятор;
  • онлайн-консультация.

Как узнать свои накопления?

Чтобы узнать текущие накопления на счету, авторизуйтесь в личном кабинете и откройте раздел. Вся информация по договору собрана в одном месте.

Телефон горячей линии НПФ «Социальное развитие»


Для решения вопросов по выплатам, по накопительной части пенсии и условиям договора, вы можете связаться с фондом по бесплатной горячей линии 8–800–200–01–48. Сотрудники подробно проконсультируют вас и решат все проблемы. Для жителей Липецка есть еще один телефон: 233-833.

Часто можно услышать от пенсионеров, да и не только - пойду в соц.защиту разбираться, что-то мне пенсию маленькую насчитали. Так вот, Пенсионный Фонд и Социальная защита - это абсолютно разные организации. В чём-то их деятельность пересекается, но направления работы, финансирование - у каждой службы своё.

Пенсионный Фонд - это молодая относительно служба . Пенсионный фонд Российской Федерации (сокращённый вариант названия — ПРФ) представляет собой крупнейшую организацию России, занимающуюся оказанием социально значимых государственных услуг гражданам РФ.

Данный фонд был образован в 1990 году согласно постановлению Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Главной целью Пенсионного фонда РФ является государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечение прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

На Пенсионный фонд России возложен ряд социально значимых функций, в числе которых представлены установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий и пенсии госслужащих.

К числу таких функций также относятся выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан, как то ветераны, инвалиды, Герои Российской Федерации и другие, назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, а также ведение системы персонифицированного учёта прав участников системы обязательного пенсионного страхования.

Также Пенсионный фонд РФ выполняет и такие социально значимые функции, как формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений, адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, реализация Программы государственного софинансирования пенсии, а также реализация международных соглашений. К слову, в настоящее время на основании международных соглашений Пенсионный фонд России осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

И вкратце о Социальной защите, поддержке, помощи.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Теперь понятно, что за неправильно насчитанной пенсией надо обращаться в Пенсионный фонд?

Далее я более подробно буду рассказывать об услугах.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Svetlana Modonova запись закреплена
Svetlana Modonova запись закреплена
Svetlana Modonova запись закреплена
Svetlana Modonova запись закреплена
Svetlana Modonova запись закреплена
Anna Kryukova
запись закреплена

Дорогой друг!

Центр социальной защиты населения Сысольского района https://vk.com/social_sysola приглашает Вас вступить в своё сообщество.


Спасибо

РНПФ Социальная Защита запись закреплена


РНПФ Социальная Защита запись закреплена

Законопроект также устанавливает обязанность Пенсионного фонда России распределять страховые взносы, поступающие по обязательному пенсионному страхованию, на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии с учетом выбора застрахованного (6% или 0% на накопительную).

РНПФ Социальная Защита запись закреплена
DELETED запись закреплена
РНПФ Социальная Защита запись закреплена

Республиканский негосударственный пенсионный фонд «Социальная защита» был создан в 1995 году. Учредителями фонда являются:

Правительство Республики Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений
Администрация города Улан-Удэ в лице Комитета по управлению имуществом
Бурятская республиканская организация профсоюза работников народного образования РФ
Показать полностью.
Бурятская республиканская организация профсоюза работников здравоохранения РФ
Бурятская республиканская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов
Муниципальное образование "Тункинский район"
ЗАО "Улан-УдэСтальМост"
За все годы своей деятельности фонд зарекомендовал себя как устойчивый надежный пенсионный фонд, полностью выполняющий свои обязательства перед вкладчиками и участниками, что косвенно подтверждается тем, что даже в периоды кризиса не только не прекратил выплаты пенсий, но и сохранил пенсионные деньги, обеспечив начисление доходности на уровне минимально-гарантированной ставки.

В настоящее время фонд является единственным республиканским Фондом и в отличие от других фондов, осуществляющих свою деятельность на территории республики Бурятия (представленных филиалами и представительствами в основном московских фондов), ориентирован на инвестирование большей части пенсионных накоплений внутри республики и при этом абсолютно доступен каждому жителю республики с точки зрения прозрачности его деятельности и возможности получения оперативной достоверной информации о состоянии дел в фонде.

Республиканский Негосударственный пенсионный фонд «Социальная Защита» создан с целью предоставления услуг по дополнительному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, трудовым коллективам предприятий и организаций, а также населению Республики Бурятия.

РНПФ «Социальная Защита» заключил соглашение о сотрудничестве с «БайкалБанком», и теперь автоматизированные банковские процессы применяются для обслуживания клиентов фонда!

РНПФ Социальная Защита запись закреплена

Гарантии деятельности Фонда:

Особый статус негосударственного пенсионного фонда

РНПФ «Социальная Защита» является некоммерческой организацией социального обеспечения, основными видами деятельности являются:
Показать полностью.

негосударственное пенсионное обеспечение Участников Фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.
обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
Данные виды деятельности являются для Фонда исключительным, никакими иными видами деятельности Фонд заниматься не вправе.

В соответствии с действующим законодательством, Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

18 декабря 1996 года РНПФ «Социальная Защита» получила Лицензию № 248. В соответствии со п.4 статьи 7 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ
"О негосударственных пенсионных фондах" РНПФ «Социальная Защита» в 2009 годку подтвердила право на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Структура имущества Фонда

Имущество Фонда подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности и пенсионные резервы.

Имущество для обеспечения уставной деятельности образуется за счет совокупного вклада учредителей, за счет части пенсионных взносов (не более 3% взносов), за счет части дохода, полученного от размещения пенсионных резервов (не более 15% такого дохода), целевых взносов и других источников.

Пенсионные резервы Фонда формируются из взносов Вкладчиков исключительно для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, и на средства пенсионных резервов не может быть обращено взыскание по долгам Фонда, Вкладчиков, страхователей, управляющих компаний, специализированного депозитария и иных третьих лиц.

В целях обеспечения защиты прав Вкладчиков и Участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей.

По состоянию на 01.07.2009 г. совокупный вклад учредителей РНПФ «Социальная Защита» составляет 107 033 000 рублей

Меры по обеспечению открытости и прозрачности

НПФ ежегодно в обязательном порядке и в любое время (по персональным, самостоятельным запросам) информирует Вкладчиков и Участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати.

Фонд не вправе передавать третьим лицам за исключением правопреемников Участников, информацию полученную в процессе сбора, хранения, передачи и использования сведений, содержащихся в пенсионных счетах, а также при выплате негосударственной пенсии, выплатах выкупных сумм и выплатах правопреемникам.

Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов

Фонд осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и имущества, составляющего пенсионные резервы.

Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов для органов внутреннего, государственного, внешнего контроля:

Система внутреннего контроля

Внутренний контроль за деятельностью Фонда обеспечивают специально формируемые органы, которые действуют на постоянной и непрерывной основе.

Совет Фонда - Высший орган управления Фондом, состоящий из представителей учредителей Фонда. Устанавливает принципы и порядок деятельности Фонда, назначает Исполнительного директора, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет и т.д.

Попечительский совет - Осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников Фонда. В Попечительский совет включаются представители крупных Вкладчиков и Участников, государственные и общественные деятели, заслужившие признание и авторитет.

Ревизионная комиссия - Осуществляет ревизию финансовой деятельности Фонда, проверяет учет пенсионных взносов, использования полученных средств и выплат негосударственных пенсий

Система государственного контроля

Федеральная служба по финансовым рынкам - Осуществляет государственное регулирование в области негосударственного пенсионного обеспечения и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Система внешнего контроля

1. Независимый аудитор

2. Специализированный депозитарий

3. Независимый актуарий

Согласно законодательству размещение средств пенсионных резервов осуществляется в строгом соответствии с требованиями законодательства, на принципах:

обеспечения сохранности указанных средств;
обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
учета надежности ценных бумаг;
информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;
профессионального управления инвестиционным процессом.
Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения пенсионных резервов: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда.

Для обеспечения устойчивости исполнения Фондом обязательств по выплате пенсий сформирован страховой резерв Фонда, нормативный размер, которого определяется уполномоченным федеральным органом (составляет 15% от пенсионных обязательств). Согласно законодательству Фонд вправе участвовать в обществах взаимного страхования, а также заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств Фонда перед Участниками.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотов Дмитрий Юрьевич

Проанализированы проблемы отечественной пенсионной системы, проведена оценка уровня социальной защиты российских пенсионеров. В качестве инструмента повышения уровня материального обеспечения пенсионеров рассматривается институт негосударственных пенсионных фондов . В статье проведен анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов России в 2001-2006 гг., выявлены ключевые проблемы, препятствующие развитию их деятельности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федотов Дмитрий Юрьевич

Role private pension founds in social security of population

The pension system and the level of social security of Russian pensioners are analyzed. Private pension founds are viewed as an instrument to raise the material well-being of pensioners. Performance of Russian private pension founds in 2001-2006, and major stumbling blocks, are discussed.

Текст научной работы на тему «Роль негосударственных пенсионных фондов России в обеспечении социальной защиты населения страны»

заместитель директора НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного

университета экономики и права, кандидат экономических наук, г. Иркутск

РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ*

Современная российская государственная пенсионная система не в состоянии предоставить отечественным пенсионерам достаточный уровень социальной защиты. Трудовые пенсии в настоящее время возмещают только четверть предыдущего заработка граждан России1, тогда как Международной организацией труда был установлен минимальный критерий замещения пенсией заработка трудящегося в размере 40%. Это означает, что пенсия не решает задачу компенсации работнику утраченного заработка при наступлении пенсионных событий, хотя она и формировалась за счет недоплаченной ему работодателем оплаты труда, которая направлялась на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

По этому поводу бывший председатель правления Пенсионного фонда РФ М.Ю. Зурабов заявлял: «Правительство абсолютно не склонно рассматривать систему негосударственного пенсионного обеспечения в качестве какой-то дополнительной структуры, отделенной от государственной системы и сосуществующей как бы параллельно с ней. В принципе государство могло бы, конечно, обеспечить требуемый пенсионный потолок, но это неизбежно повлечет за собой дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на бизнес. Поэтому недостающие средства для покрытия потребностей российских пенсионеров придется "добирать", используя именно механизмы и возможности негосударственного пенсионного обеспечения, которое в данных обстоятельствах никак не может быть альтернативой. государственной пенсионной системе»2. С позиции правительства, дополнительная негосударственная пенсия

должна решать задачу материального обеспечения российских пенсионеров, позволяя сокращать разрыв между необходимым и фактически сложившимся уровнем пенсионного обеспечения в нашей стране. Ведь, как показывают данные социологических опросов ВЦИОМ, в 2006 г. разрыв между минимально необходимым для граждан размером пенсии и ее фактической величиной составил 2,3 раза (опрошенные пенсионеры минимально необходимую величину пенсии определили в среднем в 7 148 р. при фактическом размере получаемой пенсии 3 053 р.)3. При этом за предыдущие три года данный показатель изменился незначительно — в 2003 г. он составлял 2,5 раза.

Но смогут ли негосударственные пенсионные фонды (НПФ) решить задачу, возлагаемую на них реформаторами отечественной пенсионной системы? Рассмотрим результаты деятельности таких фондов в России с начала текущего столетия.

Система негосударственного пенсионного обеспечения — динамично развивающийся сектор финансового рынка России. За последние пять лет стоимость собственного имущества НПФ увеличилась в 11,4 раза, пенсионные резервы — в 12,0 раза, численность получателей негосударственной пенсии — в 2,6 раза, общая сумма пенсионных выплат — в 10,1 раза, количество участников НПФ — в 1,6 раза (табл.). При этом общее число НПФ возросло незначительно — на 2,4%. Рост этот сопровождался естественным процессом закрытия одних и открытием других фондов. Подавляющее большинство НПФ расположены в г. Москве — на начало 2007 г. число московских фондов составило

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

126, или 49,2% их общего количества. За период 2001-2006 гг. существенно (почти в 4 раза) сократилось число НПФ, расположенных в Иркутской области. Здесь к началу 2007 г. функционировали лишь два фонда: «Благоденствие» и «Иркут».

Доверие населения страны к такому финансовому институту, как НПФ, неуклонно повышается — к началу 2007 г. в НПФ были застрахованы уже более 6 млн чел., что составляет 9,5% трудящегося населения России. В данной связи можно отметить определенные успехи проводимой пенсионной реформы, ставящей задачу повышения уровня материального обеспечения пенсионеров за счет увеличения доли негосударственной составляющей. Тем более, что уровень государственного пенсионного обеспечения в текущем столетии вырос незначительно, тогда как средний размер негосударственной пенсии за рассматриваемый период изменился в большей мере и в 2006 г. достиг уже 993,4 р.

Существует непосредственная связь между стоимостью собственного имущества НПФ и численностью его участников. Нами проведено распределение НПФ по дециль-ным группам исходя из средней величины стоимости собственного имущества, кото-

рая сопоставлена со средней численностью участников НПФ данной группы (рис. 1). Прослеживается прямая зависимость между рассматриваемыми показателями: чем большее количество участников привлечено в фонд, тем больше стоимость имущества данного НПФ: в первой группе НПФ при средней численности участников 164,5 тыс. чел. каждый фонд имеет собственного имущества в среднем на 18 450,3 млн р., тогда как в десятой группе НПФ, при средней численности участников около 0,5 тыс. чел., каждый фонд имеет собственного имущества только на сумму 1,5 млн р.

Сопоставляя в тех же самых децильных группах НПФ среднюю величину стоимости их собственного имущества с отношением стоимости имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности (ИОУД), к размеру пенсионных резервов (ПР), по методике, предложенной В.Ю. Михальчук4, мы уже не наблюдаем прямой зависимости между двумя указанными показателями. Из рис. 2 видно, что наименьшее отношение стоимости ИОУД к размеру ПР характерно для первой-третьей групп, где оно не превышает 0,50. А самый низкий уровень данного показателя приходится на вторую группу НПФ, в которой он составляет 0,19.

Динамика показателей деятельности НПФ России в 2001—2006 гг.*

2001 2002 2003 (9 мес.) 2004 2005 2006 2006 к 2001, %

Количество НПФ 250 256 272 270 261 256 102,4

НПФ, расположенные в Москве 106 112 127 126 126 118,9

НПФ, расположенные в Иркутской области 7 4 4 4 2 28,6

Стоимость собственного имущества, млн р. 45 103 63 667 97 255 215 804 344 346 514 785 1 141,4

Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности 10 328 10 314 27 134 42 472 59 640 91 387 884,8

Пенсионные резервы 33 640 51 417 67 307 169 792 277 365 405 229 1 204,6

Инвестиции НПФ, млн р. 39 281 60 111 92 642

Количество участников, тыс. чел. 3 953 4 444 5 042 5 531 6 059 6 421 162,4

Получатели негосударственной пенсии 331 351 419 501 705 865 261,3

Общая сумма пенсионных выплат, млн р. 1 025 1 988 2 431 4 961 7 558 10 317 1 006,5

Среднемесячный размер негосударственной пенсии, р. 258,1 472,0 483,5 825,2 893,4 993,4 384,9

* Составлено автором по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (www.fcsm.ru) и Инспекции НПФ России (www.dol.ru/users/npfinsp/).

Качество работы НПФ во многом зависит от рациональности управления собственными ресурсами. НПФ — лидеры, относящиеся к первым пяти группам, а также близкие к ним по величине рассматриваемого показателя НПФ девятой группы демонстрируют эффективное управление собственным имуществом: они в основном стараются разместить поступившие финансовые ре-

сурсы в пенсионные резервы с тем, чтобы направлять их на инвестиционные цели, а не использовать на осуществление текущей деятельности фонда. Для НПФ данных шести групп характерно превышение размера ПР над стоимостью ИОУД, чаще всего в 2 раза, тогда как НПФ, входящие в шестую-восьмую и десятую группы, имеют превышение стоимости ИОУД над размером ПР, и в НПФ

1 200 1 100 1 000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

160 140 120 100 80 60 40 20 0

Рис. 1. Взаимосвязь средней величины стоимости собственного имущества НПФ и средней численности участников НПФ в 2006 г.

(составлено автором по данным Федеральной службы по финансовым рынкам)

9 10 Группа НПФ

Рис. 2. Взаимосвязь отношения стоимости имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, к размеру пенсионных резервов и средней величины стоимости собственного имущества НПФ в 2006 г. (составлено автором по данным Федеральной службы по финансовым рынкам)

восьмой группы данный показатель достигает 2,01. Превышение стоимости ИОУД над размером ПР свидетельствует о нерациональной финансовой политике НПФ, которые либо недавно появились в системе негосударственного пенсионного обеспечения и до сих пор в ней не освоились, либо проводят излишне осторожную инвестиционную политику. В восьмой, наименее экономически эффективной, группе велика доля региональных НПФ, большинство из которых еще не производили пенсионные выплаты застрахованным в них лицам. Стоимость собственного имущества в данной группе варьирует в интервале 11,4-31,7 млн р., и большая часть его не направляется НПФ в пенсионные резервы, а остается в их текущем управлении.

В 2006 г., по сравнению с 2005 г., была существенно снижена дифференциация между российскими НПФ по способу управления своими активами. В 2005 г. отношение стоимости ИОУД к размеру ПР по децильным группам варьировало в интервале 0,20-4,47.

Несмотря на все указанные ранее положительные тенденции развития системы негосударственного пенсионного обеспечения России, НПФ все еще не стали всеобщим инструментом добровольного пенсионного страхования граждан страны, как это предусмотрено Программой пенсионной реформы Российской Федерации 1998 г. Участниками НПФ являются только 4% населения страны, совокупные активы НПФ составляют лишь четверть годового бюджета Пенсионного фонда РФ. К концу 2008 г. объем пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию должен превысить общую сумму активов всех НПФ России. Существует немало проблем, сдерживающих расширение деятельности российских НПФ. Основными из них являются следующие:

- неэффективная система налогообложения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения;

- недостаточное количество объектов инвестирования пенсионных резервов;

- невысокий уровень доходов граждан России;

- низкая страховая культура населения;

- отсутствие необходимой информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Только проведение целенаправленной государственной политики по осуществлению пенсионной реформы создаст условия для решения перечисленных проблем и позволит системе негосударственного пенсионного страхования занять то место, которое ей отводится российской программой пенсионной реформы: стать компенсатором невысокой государственной пенсионной страховки.

Достаточно небольшие усилия требуются для разрешения проблемы недостатка информации о функционировании негосударственной пенсионной системы страны и ее возможностях по страхованию российских граждан от пенсионных рисков. Действительно, НПФ имеют в нашей стране гораздо меньшую рекламную поддержку в СМИ, чем такие финансовые институты, как коммерческие банки и страховые компании. Данную проблему отмечают многие специалисты. П. Клочков считает, что «причины пассивности застрахованных лиц известны. Это неподготовленность людей к пониманию институтов пенсионного страхования: недоверие к деятельности негосударственных компаний. информационный вакуум для населения в этой проблеме»5.

Восполнить недостаток информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения можно путем осуществления активной согласованной политики НПФ и органов государственной власти. Государству выгодно перенесение части пенсионных рисков российских граждан из системы государственного социального страхования в частную сферу, поэтому органы государственной власти должны проводить работу по пропаганде дополнительного пенсионного страхования, разъясняя населению принципы и выгоды данного института. В этой связи вполне возможно софинансирование из средств НПФ и бюджетных источников информационно-разъяснительных программ в средствах массовой информации, пропагандирующих выгоды заключения договоров о дополнительном пенсионном обеспечении с НПФ.

1 В 2006 г. — 25,1%.

2 Пенсионная реформа: специалисты обсуждают проблемы в Нижнем Новгороде// Вестник

государственного социального страхования. 2004. № 1. С. 20.

4 Михальчук В.Ю. Собственные средства негосударственного пенсионного фонда и обеспечение

его экономической устойчивости // Финансы. 2002. № 2. С. 62-63.

5 Клочков П. На паритетных началах // Пенсионное обеспечение. 2005. № 5. С. 28.

аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Территория Российской Федерации находится в разных климатических зонах. Согласно статистическим данным Росгидромета, ежегодно в России экономические потери сельского хозяйства от воздействия опасных гидрометеорологических явлений составляют десятки миллиардов рублей1. Кроме того, в отрасли животноводства ежегодно в результате гибели или вынужденного убоя животных вследствие как инфекционных заболеваний, так и несчастных случаев сельскохозяйственные производители несут огромные убытки. В частности, в России, по данным Российского птицеводческого союза, в 2005 г. общий ущерб отрасли в результате гибели и вынужденного убоя птицы в связи с распространением птичьего гриппа составил более 110 млн р.2

Большинство российских сельскохозяйственных товаропроизводителей вынуждены оставлять риски на собственном удержании. В то же время в мировой практике наиболее эффективным методом управления рисками в сельском хозяйстве признано страхование. В связи с этим можно утверждать, что для обеспечения стабильности сельскохозяйственного производства и в России необходимо развитие сельскохозяйственного страхования.

В соответствии с теорией страхования и современным состоянием страхового рынка автор предлагает выделять следующие виды сельскохозяйственного страхования:

- страхование имущества сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- страхование сельскохозяйственных культур;

- страхование сельскохозяйственных животных;

- страхование рыбы, выращиваемой сельскохозяйственными товаропроизводителями;

- страхование доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Все виды сельскохозяйственного страхования осуществляются в добровольной форме, однако из-за отсутствия свободных денежных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей они фактически не получили развития. Следствием этого является увеличение государственных расходов, а именно: государство вынуждено напрямую выделять сельскохозяйственным производителям средства на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями и инфекционными заболеваниями. К тому же, как свидетельствует практика, такая форма государственного участия снижает заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в обеспечении сохранности своего имущества и не стимулирует их в проведении превентивных мероприятий.

По мнению некоторых экономистов, для успешного развития системы сельскохозяйственного страхования необходимо введение его обязательной формы. Однако, в соответствии с действующими нормами ГК РФ, на сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан не может быть возложена обязанность застраховать собственное имущество. Таким образом, на основании ст. 935 ГК РФ сельскохозяйственное страхование не может производиться в обязательной форме.

Считаем, что наиболее оптимальным и эффективным путем оказания государственной поддержки сельскому хозяйству с целью снижения рисков является государс-

Читайте также: