С пенсионными и долгосрочными социальны

Правительством РФ утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование тарифно-бюджетной политики;

реформирование института досрочных пенсий;

реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;

совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;

развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа.

В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается, в частности:

установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам;

изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав;

законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, - направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;

повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих формирование и инвестирование пенсионных накоплений, и качеству составляющих их активов;

создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов.

В рамках второго этапа (2014 - 2015 годы) предлагается, в числе прочего:

совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;

совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;

формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;

комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

В рамках третьего этапа (2016 - 2030 годы) предлагается:

предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;

определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;

стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста.

На постоянной основе предлагается:

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;

повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;

поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;

оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;

повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);

стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;

расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;

совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;

принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.

По мнению разработчиков Стратегии, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

При этом предусматривается:

достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Старший научный сотрудник аналитического центра финансовых исследований НИФИ Татьяна Омельчук рассказала «Лаборатории пенсионной реформы» о своей оценке мероприятий, которые предпринимаются сегодня в рамках регулирования пенсионной отрасли, и предложила системные меры, которые, по ее мнению, позволят сбалансировать пенсионную систему и повысить ее эффективность.


На ваш взгляд, насколько хорошо объясняется пенсионерам суть пенсионной реформы сегодня? О чем умалчивается, что вводит в заблуждение? В чем вы видите основную проблему коммуникации ПФР (или Минтруда) и населения России?

Основной целью пенсионной реформы, которая началась с 2015 года, было сбалансировать пенсионную систему. Для этого ввели балльную пенсионную формулу, где пенсионные права формируются не в реальных рублях, а в пенсионных коэффициентах. Сумма всех взносов в пенсионную систему и трансфертов федерального бюджета к сумме всех пенсионных коэффициентов ежегодно должны были определять стоимость одного пенсионного коэффициента (балла). Но экономический кризис со снижением фонда оплаты труда и высокой инфляцией привел к необходимости значительного повышения размеров пенсий (и стоимости пенсионного коэффициента) по уровню роста потребительских цен за 2014 год, что в 2015 году уже потребовало дополнительно 188 млрд руб.

Второй важной целью пенсионной реформы было стимулирование более позднего возраста назначения пенсии. Для этого были введены повышающие пенсионные коэффициенты при назначении пенсии позже общеустановленного пенсионного возраста. При этом для работающих пенсионеров, получающих и пенсию, и заработную плату, с 2015 года введено ограничение, дополнительно стимулирующее откладывать назначение пенсии после достижения общеустановленного пенсионного возраста: формирование пенсионных прав происходит в размере не больше 3 баллов в год (вместо максимальных 10). Про это введенное ограничение работающие пенсионеры не знают. Для того чтобы работники сами были заинтересованы в будущем увеличении своей пенсии и добровольно откладывали назначение пенсии после достижения пенсионного возраста, Минтрудом и Пенсионным фондом должна проводиться разъяснительная работа о введении с 2015 года значительных дополнительных повышающих коэффициентов при назначении пенсии в более позднем возрасте после достижения общеустановленного пенсионного возраста и введении ограничения суммы пенсионных коэффициентов не более 3 для работающих пенсионеров, получающих пенсию.

Как вы относитесь к заявлению И.Шувалова о том, что «дискуссию о судьбе накопительной составляющей пенсионной системы РФ не стоит выносить на всеобщее обсуждение, этот вопрос должен решаться профессионально внутри правительства»? Насколько это правильный подход к решению одного из самых насущных вопросов, который стоит на повестке дня?

Публичные обсуждения накопительной части пенсии проводятся уже несколько лет. В настоящее время все это перешло в информационную войну. Прийти к единому мнению и конкретному решению это не помогает. Но население только больше пугает и путает, приводит к окончательному неверию как в пенсионную систему, так и в пенсионные накопления. Если работники не понимают, что будет с обязательной накопительной частью, то как они будут участвовать в системе софинансирования пенсий? На мой взгляд, чтобы определиться с накопительной частью, правительство должно определиться с будущей конфигурацией пенсионной системы, целевыми ориентирами, размерами трансферта федерального бюджета, долгосрочными параметрами пенсионного возраста. Эти будущие показатели не были определены в ходе принимаемых в спешке решений по пенсионной реформе 2015 года. Важно честно ответить на вопрос: действительно должна достигаться сбалансированность пенсионной системы и индексация пенсий в пределах имеющихся ресурсов или будет наращиваться трансферт федерального бюджета в пенсионную систему в ущерб, например, расходам на здравоохранение. Если проводить индексацию, исходя из доходов пенсионной системы, без повышения тарифов отчислений и наращивания трансферта федерального бюджета, то доходность пенсионных накоплений не будет проигрывать индексации страховой части.

Ваш прогноз относительно возможности полной отмены накопительной пенсии? И насколько обосновано беспокойство А.Кудрина о том, что могут вообще все пенсионные накопления изъять?

В России с учетом бесконечных противоречащих друг другу реформ в пенсионной сфере может быть принято любое решение. Но в случае отмены отчислений в обязательную накопительную составляющую, я думаю, еще не раз поднимется вопрос о переводе средств из накопительной части в страховую с увеличением пенсионных прав по страховой пенсии. Учитывая более высокую индексацию страховой пенсии по сравнению с накопительной в период с 2002 до 2015 года и отсутствие ограничений по сумме пенсионных прав по страховой составляющей до 2015 года, будущие пенсионеры выиграют в сумме пенсионных прав, но это окончательно разбалансирует пенсионную систему и индексация страховой части уже будет только по инфляции при увеличивающихся трансфертах федерального бюджета.

Понятно, что если в накопительную систему больше не будет притока средств, а только выплаты из системы, то оставшиеся средства будут работать менее эффективно, будут возрастать издержки на ведение счетов. Будут происходить слияния и поглощения НПФ.

Меры, которые озвучиваются в последнее время, - повышение пенсионного возраста, невыплата пенсий работающим пенсионерам, невыплата пенсий тем, кто уехал на ПМЖ за границу – как объясняются эти меры? Видна ли, по-вашему, под ними какая-то основа, структурность и логичность, ведущая к одному знаменателю? Или же это какие-то спонтанные меры?

Эти меры в целом давно назрели. Повышение пенсионного возраста нельзя начать со следующего года. О начале повышения пенсионного возраста нужно объявлять за несколько лет. При этом повышение пенсионного возраста – единственная мера, которая позволит снизить демографическую нагрузку на пенсионную систему. Невыплата пенсий работающим пенсионерам, невыплата пенсий тем, кто уехал на ПМЖ за границу, – это меры экономии расходов пенсионной системы, которые можно ввести, например, уже со следующего года. В условиях снижения фонда оплаты труда по сравнению с запланированным, и значительного дефицита бюджета любые меры экономии важны и могут быть приняты.

Насколько реально в России повысить пенсионный возраст? Что это даст пенсионной системе и – главное – как правильно объяснить населению эту инициативу, ведь в основном граждане против этого?

Численность плательщиков пенсионной системы ежегодно снижается, а численность пенсионеров растет. Одновременно из-за замедления экономического роста снижается возможность полностью финансировать существующий дефицит пенсионной системы за счет средств федерального бюджета. Только при повышении пенсионного возраста можно повысить размеры пенсий при постепенном снижении доли трансферта федерального бюджета на пенсионное обеспечение к ВВП. Для повышения уровня пенсионного обеспечения в России необходимо постепенно выровнять пенсионный возраст мужчин и женщин, затем постепенно повысить его до 63 лет к 2035 году. К этому времени пенсионный возраст 63 года все равно останется самым низким в мире. В настоящее время более 70% пенсионеров в первые 5 лет после достижения пенсионного возраста работают. Это доказывает, что пенсионный возраст в России занижен.

От меры повышения пенсионного возраста выиграют, прежде всего, сегодняшние пенсионеры, у которых повысятся темпы индексации пенсий. Одновременно повышение пенсионного возраста позволит заместить снижающую численность трудовых ресурсов и повысить конкуренцию на рынке труда.

Предусмотренное в настоящее время определение расходов федерального бюджета в пенсионную систему, исходя из ряда трансфертов, в том числе трансферта, покрывающего разницу между доходами при тарифе отчислений 26% и 22% в пенсионную систему, не позволит снизить сумму расходов федерального бюджета при повышении пенсионного возраста. Для получения экономии расходов федерального бюджета на пенсионное обеспечение необходимо установление независимого от других факторов порядка индексации стоимости пенсионного коэффициента по страховой части, например, по индексу, равному среднеарифметическому между ростом средней заработной платы и инфляции, но не ниже индекса потребительских цен. Другим вариантом бюджетной экономии при повышении пенсионного возраста может стать установление ежегодного постепенного снижения расходов федерального бюджета в пенсионную систему относительно ВВП, с учетом которых ежегодно будет определяться стоимость пенсионного коэффициента и, соответственно, размеры пенсий.

Повышение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и женщин к 2035 году по 3-6 месяцев в год для женщин с 2018-2019 года и по 3 месяца для мужчин с 2025 года позволяет снизить нагрузку на федеральный бюджет в 2030 году на 0,83% ВВП, в 2040 году на 0,95% ВВП. При этом средний размер трудовой пенсии постепенно увеличится до 14%, а индивидуальные размеры пенсий увеличатся больше.

Спрогнозируйте, пожалуйста, насколько увеличится нагрузка на пенсионную систему в случае отмены накопительной составляющей в ОПС?

Отчисление взносов в накопительную часть пенсии составляет 37,5%. Соответственно, отмена накопительной части увеличит пенсионные обязательства по страховой части (без фиксированной базовой части на 37,5%). Таким образом, отмена накопительной части повысит обязательства по обязательной пенсионной системе с 2022 года на 15% и с 2027 года на 25% и выше. При этом страховая часть пенсии в настоящее время дефицитна.

Какие резервы есть в нашей пенсионной системе, которые позволили бы, не отменяя накопительную пенсию, разгрузить бюджет? Что бы вы предложили в качестве мер для балансировки пенсионной системы?

Значительно снизить нагрузку на бюджет за счет снижения сумм трансфертов возможно только при постепенном повышении пенсионного возраста.

Остался еще набор мер, которые можно дополнительно реализовать для снижения расходов пенсионной системы, основной эффект от которых будет реализован в среднесрочной перспектив. Для работников медицинской и педагогической сферы необходимо повышать стаж, дающий право на получение досрочной пенсии. При этом возможно проведение аттестации данных рабочих мест на определение наличия вреда, дающего право на досрочное назначение пенсии. Для работающих во вредных условиях труда по спискам 1 и 2 необходимо привести в соответствие объем пенсионных обязательств до наступления общеустановленного пенсионного возраста установленным классам условий труда. В соответствии с данными классами условий труда должны быть установлены нормативный период работы во вредных условиях труда; нормативный период суммарного стажа работника для получения досрочной пенсии; возраст назначения досрочной трудовой пенсии для мужчин и женщин.

Необходимо поднять заинтересованность в уплате взносов самозанятого населения и в целом занятого населения, работающего во внебюджетной сфере. При этом повысится сумма поступлений взносов в пенсионную систему. Для этого необходимо ввести мораторий на изменения в пенсионной системе, в том числе гарантии сохранения стабильной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда на 7-10 лет, стабильность составляющих пенсионной системы, стабильность механизма расчета пенсий на 20-30 лет, стабильность целевых ориентиров пенсионной системы. Необходимо определить долгосрочные графики изменений общеустановленного пенсионного возраста, возраста получения социальных пенсий, возраста и условий назначения пенсий для разных категорий получателей досрочных пенсий.

Необходимо постепенно повышать возраст получения социальных пенсий для не выработавших нормативный минимальный стаж и сумму пенсионных коэффициентов, а одновременно достигнуть того, чтобы размер трудовой пенсии по старости значительно превышал размер социальной пенсии для всех пенсионеров.

Исходя из политики стимулирования более позднего возраста назначения пенсии нужно отказаться от досрочного назначения пенсии до двух лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста безработным гражданам по предложению службы занятости, а проводить программы поиска работы и переучивания для таких категорий.

В пенсионной системе необходимо принимать системные меры с оценкой долгосрочных социально-экономических последствий при принятии каждой меры.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования, которое подразумевает, что гражданин на протяжении некоторого периода времени регулярно делает страховые взносы, а страховщик, в свою очередь, обязуется в будущем выплачивать пенсию. Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему, на основании которой размер пенсии определяется трудовым стажем страхователя, а также размером пенсионных отчислений.



Система пенсионного страхования предполагает формирование у каждого гражданина страховой пенсии и пенсионных накоплений (последние являются добровольными). Вариант пенсионного обеспечения каждый гражданин выбирает для себя самостоятельно.

Закон, регулирующий обязательное пенсионное страхование

В настоящее время именно 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», который был издан в декабре 2001 года, определяет существующую пенсионную систему. В соответствии с ним, начиная с 2002 года, была изменена система пенсионного обеспечения, а гражданам России необходимо было стать застрахованными лицами. Сейчас для учета пенсионных и социальных прав открывается лицевой счет и устанавливается страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Именно на этот счет работодатель ежемесячно (одновременно с начислением заработной платы) переводит сумму обязательного страхового взноса, которая и формирует будущую пенсию.

Функции обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование является способом защиты граждан от возникающих рисков, связанных с наступлением нетрудоспособного возраста. В роли страховщика в данной системе выступает Пенсионный фонд РФ.

Современная система пенсионного страхования, определенная 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», выполняет две основные функции:

  • социальную функцию;
  • стимулирующую функцию.

Социальное предназначение системы состоит в том, чтобы обеспечить достойный уровень жизни нетрудоспособным гражданам. Эта функция реализовывается не только через выплату фиксированного пособия, но также через регулярное увеличение страховой пенсии и предусмотренные социальные надбавки нуждающимся.

Суть стимулирующей функции состоит в том, что гражданин может самостоятельно влиять на размер своей будущей пенсии. При ее расчете учитывается трудовой стаж, а также размеры страховых взносов, уплачиваемых в течение жизни.


Договор пенсионного страхования

Данный договор представляет собой соглашение между Пенсионным фондом и застрахованным гражданином, которое и устанавливает обязанность фонда выплачивать пенсию при наступлении страхового случая, а именно, по достижении гражданином пенсионного возраста.

Договор пенсионного страхования содержит следующую информацию:

  • Личную информацию о гражданине;
  • Права и обязанности обеих сторон (фонда и застрахованного лица);
  • Механизм и правила учета поступающих от гражданина взносов, а также регламент и порядок выплаты пособия в случае наступления страхового случая;
  • Порядок выплаты накоплений в случае смерти застрахованного лица его наследникам/правопреемникам;
  • Ответственность обеих сторон в случае несоблюдения обязательств;
  • Порядок внесения изменений и корректировок в подписанный договор.

Страховщиком может выступать как Пенсионный фонд, так и негосударственные фонды. Ежегодно гражданин имеет право сменить страховщика, написав заявление. Смена может быть осуществлена через пять лет либо в следующем году (досрочный переход). Второй вариант, как правило, предполагает определенные потери накоплений.

Таким образом, закон «Об обязательном пенсионном страховании» определил, что каждый гражданин имеет право обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда и получить страховое свидетельство с номером индивидуального лицевого счета. На данный счет производятся отчисления страховых взносов в размере 8–26 % от заработной платы. Изменяемый процент позволяет каждому гражданину самостоятельно определять особенности своего пенсионного обеспечения и влиять на размер будущей пенсии.




ознакомиться
с инфографикой

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Важно! В 2014-2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного формирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2020 года – 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

Читайте также: