Систем пенсионного страхования старая

В 2014 и 2015 годах каждый гражданин 1967 года рождения и моложе имел возможность выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения: направить всю сумму страховых взносов работодателя на финансирование только страховой пенсии или распределить эту сумму на финансирование накопительной и страховой пенсий.

Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии.

Право сделать выбор в пользу дальнейшего формирования пенсионных накоплений сохраняется у граждан 1967 года рождения и моложе, за которых страховые взносы на обязательное пенсионное страхование впервые начали начисляться с 1 января 2014 года. Такое право у них сохраняется до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов. Если указанные лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления взносов не достигли 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря того года, в котором им исполнится 23 года (включительно).

При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не индексируются.

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных коэффициентов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов 6,25, так как 27,5% страховых взносов направляются на формирование пенсионных накоплений.

Важно отметить, что даже в случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Как отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии

При отказе от формирования накопительной пенсии тариф страховых взносов, который работодатель уплачивает из фонда оплаты труда работника, распределяется таким образом:

Тариф страховых взносов
работодателя на вашу
будущую пенсию

22%

16% на страховую пенсию
(индивидуальный тариф)

6% на финансирование фиксированной выплаты
(солидарный тариф)

Для того чтобы отказаться от формирования накопительной пенсии необходимо подать в ПФР соответствующее заявление. До истечения года, в котором подано заявление об отказе, застрахованное лицо вправе отозвать его, также подав соответствующее заявление.

Пенсионные накопления, сформированные в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, и средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, входят в общую сумму пенсионных накоплений гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Участники Программы могут отказаться от формирования накопительной пенсии по обязательному пенсионному страхованию, но смогут и дальше участвовать в Программе: уплачивать добровольные взносы, получать софинансирование от государства и инвестиционный доход. Владельцы сертификата на материнский (семейный) капитал тоже могут выбрать вариант пенсионного обеспечения без формирования накопительной пенсии, однако они все равно вправе направить средства МСК или их часть на формирование пенсионных накоплений.

Узнать больше о реализации права выбора варианта пенсионного обеспечения можно на сайте Пенсионного фонда России или по телефону: 8 800 302 2 302 (звонок бесплатный по всей России).

Как продолжить дальнейшее формирование страховой и накопительной пенсий

При формировании страховой и накопительной пенсий тариф страховых взносов, который работодатель уплачивает из фонда оплаты труда работника, распределяется таким образом:

Тариф страховых взносов
работодателя на вашу
будущую пенсию

22%

10% на страховую пенсию и 6% на накопительную пенсию
( индивидуальный тариф )

6% на финансирование фиксированной выплаты
( солидарный тариф )

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения в отношении будущих пенсионных накоплений сохраняется у лиц, 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. У них сохраняется возможность принять решение:

  • формировать только страховую пенсию;
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно.

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса. для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Узнать больше о реализации права выбора варианта пенсионного обеспечения можно на сайте Пенсионного фонда России или по телефону: 8-800-775-5445 (звонок бесплатный по всей России).

Куда обратиться

  1. При отказе от финансирования накопительной пенсии

Заявление об отказе от финансирования накопительной пенсии подается следующими способами:

  • лично (через представителя) в ПФР – в любую клиентскую службу территориального органа ПФР. При этом установление личности и проверку подлинности подписи гражданина осуществляет сотрудник территориального органа ПФР;
  • по почте. При этом установление личности и проверку подлинности подписи гражданина осуществляет нотариус или в порядке, установленном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, или должностное лицо консульских учреждений Российской Федерации, если гражданин находится за пределами РФ;
  • в форме электронного документа через портал www.gosuslugi.ru , в Личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФР
  1. При выборе дальнейшего формирования страховой и накопительной пенсий

Выбор формирования страховой и накопительной пенсии доступен только для граждан, 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2015 года. Чтобы в дальнейшем формировать страховую и накопительную пенсии, им следует в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов подать заявление о выборе управляющей компании либо негосударственного пенсионного фонда с направлением 6% тарифа страховых взносов на финансирование накопительной пенсии. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года

Старая пенсионная система

1. Общие положения

Сравнительный анализ старой и новой систем социального обеспечения показывает,

что размеры пенсий, которые получали застрахованные при старой системе, в

целом были меньше, чем при новой системе. Более того, эта разница

увеличивалась в течение пенсионного периода, так как старая система страдала

несовершенством механизмов индексации пенсий, что приводило к нарастающему

снижению их величины в реальном исчислении. Правда, с теоретической точки

зрения могут возникать ситуации, когда размер пенсии при старой системе

превысил бы ее размер в новой системе. [К примеру, если темп прироста

занятости превысит соответствующий показатель рентабельности средств,

накопленных в пенсионном фонде.]

Причины провала старой системы коренятся как в ее подходе к проблеме

пенсионного обеспечения, так и в ее организации. Основываясь на выводах

данного исследования, недостатки старой системы можно свести к следующим пяти

+ отсутствие автоматической индексации;

+ зависимость от государственных дотаций;

+ пассивная роль застрахованных;

+ ненадежность для вкладчиков.

2. Отсутствие единообразия

Отсутствие единообразия при старой пенсионной системе может быть

проиллюстрировано наличием в период, предшествовавший реформе, более ста

различных вариантов пенсионного обеспечения в зависимости от категорий

трудящихся (рабочие, служащие) и сферы их деятельности (государственный

сектор, банки, порты, муниципальные службы, ипподромы, железные дороги и т.

д.). К концу 1979 г. в стране действовали 32 страховые кассы.

Это привело к тому, что в способах расчета пенсий, а также в требованиях,

предъявляемых при оформлении пенсий, возникли существенные различия.

Рассмотрим их на примере основных касс.

В кассах ССС и СКЧС базовый оклад, по которому рассчитывалась пенсия,

вычислялся на основе доходов, полученных за последние пять лет, в то время как

в НКГС и Пенсионной кассе банковских служащих и ее отделениях -- за последние

три года. Следует добавить, что во всех указанных случаях за последние 36

месяцев учитывались номинальные доходы без индексации, т. е. без учета

инфляции. Поэтому застрахованный только в результате случайного совпадения мог

получить справедливую компенсацию.

Что касается условий оформления пенсии, то в большинстве касс минимальный

возраст, необходимый для выхода на пенсию по старости, равнялся для мужчин 65

годам. Но, например, в кассах для банковских служащих он составлял 55 лет.

Клиенты ССС не пользовались правом пенсии за выслугу лет, а в тех кассах,

которые предусматривали эту льготу, требования были неодинаковые. Так,

банковским служащим, чтобы получить это право, нужно было иметь стаж не менее

24 лет. Таким образом, выпускник средней школы, поступивший в 18 лет на работу

в один из банков, мог выйти на пенсию в 42 года, в то время как рабочим для

выхода на пенсию приходилось дожидаться 65-летнего возраста, за исключением

случаев, когда они за этот период становились инвалидами.

На основании сказанного можно сделать вывод, что отсутствие единообразия в

старой пенсионной системе приводило к откровенной дискриминации в пользу

определенных групп работающих и в ущерб, прежде всего, членам кассы ССС

(рабочим), которые составляли большинство застрахованных. С этой точки зрения

старая пенсионная система была социально несправедливой.

3. Отсутствие автоматической индексации

Огромный разброс в реальной величине пенсий, наблюдавшийся накануне реформы,

объясняется главным образом отсутствием необходимых механизмов индексации.

Компенсации, периодически выплачиваемые пенсионерам, не зависели от изменений

индекса потребительских цен.

Исключение из этого правила составляли так называемые "догоняющие" пенсии,

предоставлявшиеся некоторым государственным служащим, которые к моменту выхода

на пенсию занимали какой-нибудь руководящий пост или высшую ступень служебной

лестницы. В качестве пенсии им давали сумму, равную окладу, который они

получали на момент оформления пенсии. Существовала еще "малая догоняющая"

пенсия, предоставлявшаяся служащим административного аппарата, которые

выходили на пенсию в возрасте 65 лет. Она равнялась 75% оклада,

соответствующего данной должности. То, что этой привилегией могли

воспользоваться лишь отдельные работники, является еще одним доказательством

несправедливости старой пенсионной системы.

По мере того как соотношение активных и пассивных вкладчиков уменьшалось,

проблема финансового дефицита становилась все более острой, что неизбежно

должно было отразиться на наиболее низких пенсиях. Колебания размеров пенсий

происходили также в связи с тем, что застрахованные не обладали правом

распоряжаться накопленными средствами, то есть размер пенсии зависел от общей

суммы средств, находившихся в распоряжении всей пенсионной системы или

соответствующего ее сектора.

4. Зависимость от государственных дотаций

При прежней пенсионной системе зависимость от государственных дотаций была

практически неизбежна, т. к. перечисления активных вкладчиков были

недостаточны для выплаты пенсий. Причем, по мере того как число работающих по

отношению к пенсионерам становилось все меньше, помощь государства

превращалась во все более настоятельную необходимость.

Но поскольку государственные возможности не безграничны, возникает постоянное

давление, направленное на снижение реальных размеров пенсий и, таким образом,

на уменьшение бреши в бюджете. В результате, если исключить неограниченные

государственные дотации, что в описываемых условиях совершенно невозможно,

неизбежным следствием этой ситуации будет либо снижение реального размера

пенсий, либо повышение пенсионных взносов.

5. Пассивная роль застрахованных

Поскольку при старой пенсионной системе застрахованные не играли

сколько-нибудь активной роли, не существовало механизмов, которые направляли

бы и стимулировали работу касс. Кроме того, у застрахованных не было никаких

Работники должны были платить взносы в соответствующую кассу в зависимости от

вида трудовой деятельности, чтобы затем получать пенсию, которая в каждом

случае рассчитывалась определенным образом. Правда, через своих представителей

они участвовали в управлении кассами, но т. к. размеры пенсий прямо не

зависели от того, как кассы распоряжались имеющимися средствами, это участие

не имело большого значения.

Застрахованные были лишены возможности подобрать альтернативный вариант

пенсионного страхования. Кроме того, поскольку пенсии начислялись исходя из

доходов, получаемых только за последние три--пять лет работы (в зависимости от

обслуживающей кассы), наметилась тенденция к уклонению от уплаты взносов и

занижению декларируемых доходов в предшествующие периоды. Это, естественно,

вело к дефициту средств в кассах.

Узаконенную пассивность застрахованных можно считать серьезным недостатком

старой системы еще и потому, что она не давала им никакой возможности выбрать

вариант пенсионного обслуживания. Например, одни предпочли бы досрочно выйти

на пенсию, другие могли бы дополнить обязательный пенсионный взнос, чтобы по

достижении необходимого возраста получать более высокую пенсию, и т. д. При

отсутствии права владения фондами трудно предложить какую-либо схему, при

которой застрахованные могли бы выбрать наиболее подходящий для себя вариант,

касающийся как пенсионных выплат, так и эффективности обслуживания.

6. Ненадежность для вкладчиков

Несмотря на наличие общих требований к оформлению пенсий в старой системе,

которые различались в зависимости от законов, действовавших в разных кассах,

важно указать на два фактора, делавших положение застрахованных ненадежным и

+ Необходимо остановиться на общем (с незначительными исключениями)

требовании, согласно которому на момент оформления пенсии необходимо было быть

плательщиком взносов. Если же работник, достигший необходимого для пенсии по

старости возраста, не значился в качестве плательщика, так как в течение

последних лет не имел работы, он не мог рассчитывать на пенсию, несмотря на

то, что за весь предыдущий период трудовой деятельности регулярно выплачивал

+ Для клиентов ССС было предусмотрено специальное требование относительно

регулярности выплаты взносов, которая вычислялась как частное от деления числа

недель с выплаченными взносами на общее число недель трудового стажа. Если

работник не выполнял этого требования, он не имел права на пенсию даже по

достижении необходимого пенсионного возраста.

Оба вышеупомянутых требования представляли собой источник ненадежности для

трудящихся, так как никто не был застрахован от риска, что по той или иной

причине он окажется лишенным социальной защиты. [Для разрешения этой проблемы

в частном случае ССС был выработан специальный режим вспомогательных пенсий

(Закон № 15.386 (1963), ст. 27--30).]

Неустойчивость создавалась и в связи с отсутствием автоматического пересчета

пенсий в соответствии с изменением индекса потребительских цен, и потому их

реальные размеры в определенный период времени могли испытывать значительные

1. Что такое СНИЛС и зачем он нужен?

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) присваивается каждому человеку один раз и является уникальным. При регистрации территориальный орган Пенсионного фонда России (ПФР) открывает ваш индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. На этот счет поступают все взносы, уплаченные работодателем в страховую и накопительную части пенсии. Кроме того, система пенсионного страхования содержит информацию о вашем трудовом стаже, которая необходима в дальнейшем при назначении пенсии.

При регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета заявитель получит электронное или бумажное уведомление, содержащее страховой номер.

2. Как получить СНИЛС?

Сделать это можно:

  • при устройстве на работу через работодателя;
  • в отделении ПФР;
  • в центре госуслуг «Мои документы».

3. Какие нужны документы?

Для получения СНИЛС вам нужно будет заполнить анкету, указав в ней:

  • информацию о документе, удостоверяющем личность;
  • фамилию, имя, отчество;
  • гражданство;
  • адрес постоянного места жительства.

При оформлении документа в отделении ПФР или через работодателя, кроме анкеты, никаких документов не потребуется. Если вы хотите получить уведомление через центр госуслуг «Мои документы», нужно будет представить:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт; для детей, не достигших возраста 14 лет, — свидетельство о рождении);
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна и тому подобное), — для граждан, не достигших возраста 14 лет.

Если документы подает ваш представитель, ему также потребуется доверенность.

4. Когда я получу СНИЛС?

Если вы оформляете документ через работодателя, он в течение двух недель должен отправить ваши данные и заполненную анкету в территориальный орган ПФР. Уведомление, содержащее СНИЛС, сформируют в течение 5 дней, после чего передадут работодателю, который, в свою очередь, выдаст его вам.

Если вы получаете СНИЛС самостоятельно, обратитесь:

5. Где узнать СНИЛС?

  • если у вас есть свидетельство пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка), посмотрите на лицевую сторону свидетельства, где указаны ваши фамилия, имя и отчество. Сверху над этими данными видна последовательность цифр — это и есть ваш страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Например: 129-653-523-69;
  • обратитесь в отделение ПФР по месту жительства;
  • обратитесь в бухгалтерию по месту текущей или предыдущей работы, куда вы предоставляли копию страхового свидетельства при трудоустройстве;
  • зайдите в личный кабинет на сайте ПФР.

6. Как восстановить утраченное свидетельство со СНИЛС?

Страховое свидетельство со СНИЛС (зеленая пластиковая карточка) восстановлению или обмену не подлежит. Вместо него вы можете получить уведомление, содержащее СНИЛС (в электронной форме или на бумажном носителе). Электронное уведомление будет доступно в личном кабинете. Для получения бумажной версии обратитесь:

  • к работодателю (если вы трудоустроены). Работодатель должен передать заявление в ПФР в течение двух недель;
  • в клиентскую службу или управление Пенсионного фонда России;
  • в центр госуслуг «Мои документы».

7. Как долго действует СНИЛС и когда нужно его менять?

Срок действия СНИЛС не ограничен. Карточку пенсионного страхового свидетельства или уведомление, содержащее СНИЛС (в электронной форме или на бумажном носителе) необходимо поменять, если вы сменили фамилию, имя или отчество, дату рождения, место рождения или пол, обнаружили неточность или ошибочность в сведениях, указанных в документе. При этом страховой номер индивидуального лицевого счета не поменяется.

Обратите внимание, по новым правилам страховое свидетельство (зеленая пластиковая карточка) не выдается. При необходимости взамен вы получите документ нового образца — уведомление в электронной или бумажной форме. Документы старого образца действительны, обращаться в Пенсионный фонд для обмена не нужно.

8. Как через работодателя поменять документ со СНИЛС?

Вы можете обратиться к работодателю с заявлением об обмене страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования или уведомления, содержащего СНИЛС (в электронной форме или на бумажном носителе) в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения или пола, установления неточности или ошибочности в сведениях, указанных в документе.

Работодатель в двухнедельный срок со дня получения от вас заявления обязан передать его в территориальный орган ПФР. Документ нового образца — уведомление в электронной или бумажной форме передадут вашему работодателю, чтобы он отдал его вам. Электронное уведомление также будет доступно в личном кабинете. Ваш СНИЛС при этом останется прежним.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

Понятие пенсионного страхования и виды пенсионных систем

Пенсия — гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы. Пенсия является одной из разновидностей аннуитетов [1] . Особенность пенсии по сравнению с другими видами аннуитетов заключается в том, что она представляет собой замещенный доход застрахованного лица и, следовательно, должна обладать такой характеристикой, как пожизненность выплат, осуществляемых равными платежами.

Пенсионное страхование — это разновидность долгосрочного накопительного страхования жизни, при котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию.

Цель проведения пенсионного страхования — обеспечить доходом лиц, выходящих на пенсию. Пенсионное страхование представляет собой один из социально значимых видов личного страхования, так как затрагивает интересы всех граждан страны.

В отношениях пенсионного страхования в качестве страхователя может выступать работодатель, представленный либо государственной организацией, либо частной фирмой, а также отдельные граждане.

Договор пенсионного страхования может заключить дееспособное физическое или юридическое лицо. Возможен вариант, когда страхователь заключает договор пенсионного страхования в пользу третьего лица, например, работодатель страхует своих работников.

Страховым событием в пенсионном страховании является достижение застрахованным лицом пенсионного возраста.

Застрахованный — это физическое лицо, в пользу которого заключается договор пенсионного страхования. На страхование принимаются граждане независимо от состояния здоровья, но максимальный возраст застрахованного лица ограничен (для женщин — 54 годами, для мужчин — 59 годами).

Пенсия как выплата после прекращения трудовой деятельности гражданина является, по сути, его замещенным доходом.

Пенсионная система — совокупность различных методов финансирования пенсий, а также моделей, на основании которых определяется размер пенсионных выплат с их последующим перераспределением среди страхователей.

Выделают две основные группы пенсионных систем но источникам финансирования, которые условно можно назвать нефондируемые (распределительные) и фондируемые (накопительные).

Нефондируемые (распределительные) системы аккумулируют средства из бюджетов государства, профсоюзов, иных источников и затем распределяют их для текущих выплат пенсий. Они не инвестируют свободные средства, чтобы получить дополнительные денежные поступления. Следовательно, финансовые результаты пенсионного обеспечения в таких системах весьма неопределенны и полностью зависят от того, удастся ли накопить необходимые средства. К этой группе относятся некоторые государственные пенсионные системы и до начала пенсионной реформы относилась пенсионная система России. Распределительные системы в целом отражают принципы солидарности поколений, в соответствии с которыми работающие граждане финансируют тех, кто уже вышел на пенсию. В нефондируемых пенсионных системах налог на фонд зарплаты перечисляется в централизованный пенсионный фонд, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии работнику учитываются только такие общие показатели, как трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы.

Большая часть существующих в мире пенсионных систем принадлежит ко второй группе — фондируемых (накопительных) пенсионных систем. Для систем этой группы характерно систематическое долгосрочное накопление средств для обеспечения выплат пенсий. Поэтому такие системы носят название фондируемымых, т.е. финансируемых из заранее аккумулированных в специальных фондах средств. Сами пенсии в таких системах следует рассматривать как страховой результат. Баланс взносов и выплат пенсий определяется в соответствии со страховыми принципами.

В накопительных системах работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

Это дает ряд преимуществ:

  • — независимость от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста;
  • — дифференциация размеров пенсий в зависимости от накопленной суммы и эффективности инвестиций;
  • — использование аккумулируемых фондов для долгосрочного инвестирования в экономику;
  • — наличие конкуренции за пенсионные накопления между различными негосударственными пенсионными институтами.

В одних странах накопительная система служит лишь незначительным «довеском» к распределительной, в других — накопительный механизм постепенно вытесняет распределительный. Россия выбрала смешанный, накопительно-распределительный вариант.

Можно выделить три направления, по которым осуществляется формирование пенсий в пенсионных системах:

  • — индивидуальное страхование пенсий — клиент покупает (страхует) пенсию обусловленного размера (накопительная пенсионная система);
  • — клиент накапливает средства в страховой организации — пенсия адекватна накопленной сумме (накопительная пенсионная система);
  • — пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов (распределительная система).

На практике выделяют пять основных подходов к построению пенсионных систем.

  • 1. Пенсии выплачиваются из государственного бюджета. Такие пенсии существуют практически во всех странах. Но если, например, в Швейцарии или во Франции они составляют весьма значительную часть дохода пенсионеров, то в Чили они выплачиваются только тем, кто вообще не имеет другого обеспечения, так как размер таких пенсий часто ниже прожиточного минимума. Источником финансирования для такой пенсионной схемы являются налоги.
  • 2. Работающие оплачивают пенсии неработающим. На этом принципе до начала реформы 2002 г. функционировал ПФ РФ. Но если в России он объединял население в масштабе всей страны, то за рубежом такие фонды создаются, как правило, для локальных групп работников, объединенных по профессиональному, отраслевому или иному принципу. Подобные фонды чаще всего принадлежат государству, и взносы в них носят обязательный характер.
  • 3. Пенсию бывшему работнику выплачивает предприятие. При таком подходе пенсионный фонд как специализированная организация не создается, а пенсия выплачивается пенсионеру непосредственно из специальных средств предприятия. Исторически эта форма обеспечения сложилась раньше всего в США и Японии. Минусы этой схемы очевидны: отсутствие должного уровня гарантий выплат (по существу, их необязательность); зависимость самой возможности выплат от наличия у предприятия средств; дополнительная финансовая нагрузка, причем не по профилю основной деятельности предприятия.
  • 4. Пенсия обеспечивается страховой компанией. Пенсионная система, основанная на этом принципе, не предполагает создание специализированного пенсионного фонда. Пенсия формируется через выкуп страхового полиса, предоставляющего пожизненный аннуитет. Законодательство по страхованию при такой схеме предполагает, что средства, отданные за пожизненный аннуитет, не могут быть использованы страховой компанией в качестве собственной прибыли до тех пор, пока не произошло покрытие всех обязательств перед бенефициаром (получателем пенсии). Таким образом, происходит капитализация пенсионных накоплений, и эти средства используются как ресурсы финансовых рынков, но не от лица пенсионного фонда, а от лица страховых компаний.
  • 5. Пенсия обеспечивается через механизм пенсионных фондов, основанных на капитализации накоплений. В таких фондах происходит капитализация средств, и их суммарные активы но законодательству должны быть равны обязательствам перед будущими и настоящими пенсионерами.

Читайте также: