Система качества в пенсионном фонде

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» гражданам предоставляется возможность оценить качество предоставления государственных услуг ПФР.

Оценка качества предоставления государственных услуг осуществляется по следующим критериям:

  1. время предоставления оцениваемых услуг;
  2. время ожидания в очереди при получении оцениваемых услуг;
  3. вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении оцениваемых услуг;
  4. комфортность условий в помещении, в котором предоставлены оцениваемые услуги;
  5. доступность информации о порядке предоставления оцениваемых услуг.

В случае если предоставление оцениваемых услуг на момент проведения опроса осуществляется в электронной форме, то при оценке используются следующие критерии:

  1. доступность информации о порядке предоставления оцениваемой услуги в электронной форме;
  2. время ожидания ответа на подачу заявления и время предоставления оцениваемой услуги;
  3. удобство процедур предоставления оцениваемой услуги, включая процедуры записи на прием, подачи заявления, информирования заявителя о ходе предоставления оцениваемой услуги, получения результата предоставления оцениваемой услуги.

Оценка эффективности деятельности соответствующих руководителей проводится гражданами на всех стадиях предоставления оцениваемых услуг.

Мнение гражданина о качестве предоставления государственных услуг выявляется посредством использования:

  1. устройств подвижной радиотелефонной связи;
  2. терминальных и иных устройств, расположенных в территориальных органах ПФР (при наличии технических возможностей), а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;
  3. информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с помощью:

- сайта "Ваш контроль" и опросного модуля сайта "Ваш контроль";

- опросной формы, которая размещается в личном кабинете на ЕПГУ.

Мнения граждан о качестве предоставления государственных услуг обобщаются и анализируются с использованием автоматизированной информационной системы «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг» (далее - информационная система мониторинга государственных услуг).

В целях выявления мнения гражданина о качестве предоставления государственных услуг с использованием устройств подвижной радиотелефонной связи:

  1. территориальный орган ПФР, предоставивший государственную услугу, или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, принявший заявление о предоставлении государственной услуги обязан проинформировать гражданина о сборе мнений граждан о качестве предоставления оцениваемой услуги, разъяснить процедуру оценки и стадии предоставления оцениваемой услуги, подлежащие оценке, а также о бесплатном участии граждан в оценке;
  2. в случае письменного согласия гражданина на участие в оценке качества предоставленной ему государственной услуги, предоставленные им контактные данные, необходимые для выявления его мнения о качестве предоставления государственной услуги, передаются в информационную систему мониторинга государственных услуг;
  3. контактные данные, поступившие в информационную систему мониторинга государственных услуг, в автоматическом режиме передаются в федеральный телефонный центр, который в течение 1 рабочего дня с момента поступления данных направляет гражданину короткое текстовое сообщение с предложением оценить качество предоставления государственной услуги по пятибалльной шкале;
  4. гражданин оценивает качество предоставленной государственной услуги посредством направления ответного СМС-сообщения, содержащего цифру от 1 до 5, на номер, определенный оператором федерального телефонного центра сбора мнений граждан о качестве государственных услуг, при этом оценки 4 и 5 являются положительными;
  5. при получении отрицательной оценки (от 1 до 3 баллов) в автоматическом режиме формируется случайная выборка контактных данных из полученных отрицательных оценок для проведения телефонного опроса;
  6. если гражданин изъявил желание участвовать в оценке качества предоставленной ему государственной услуги и оставил сведения, необходимые для проведения телефонного опроса, но не ответил на СМС-сообщение, то он может быть опрошен сотрудником федерального телефонного центра;
  7. результаты оценки направляются федеральным телефонным центром в информационную систему мониторинга государственных услуг.»

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Тот самый, что выдает пенсию


Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.


Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.


Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.


Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

УровеньЧто входит
Федеральный уровеньЦентральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровеньОтделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровеньУправления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.


Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:


  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Меня зовут Светлана, я живу и работаю в Санкт-Петербурге. У меня две основные занятости: дома я заботливая жена и мама дочки, на работе – главный специалист-эксперт Управления Пенсионного фонда РФ .

После окончания университета, как и многие выпускники, задумалась о практическом применении высшего образования. Нужна была работа. Пенсионный фонд находился в пешей доступности от моего дома. По высланному резюме пригласили на собеседование. Тогда мне было 23 года.

Сейчас мне 30. За эти годы из неопытной молодой выпускницы я превратилась в профессионала своего дела. Хочу поделиться своим опытом работы с другими.

🔥 Пожалуйста, подпишитесь на мой канал перед тем, как продолжить. Спасибо!

Профессия

Диплом о высшем образовании я получала в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения на факультете массовых коммуникаций. Специальность – государственное и муниципальное управление .

Обучение длилось 5 лет, выпускались мы специалистами. Определяющим фактором моего выбора было поступление на бюджетное обучение .

  • делопроизводство;
  • экономику;
  • право;
  • бухгалтерский учёт;
  • психологию.

Данные навыки нужны для работы в любом государственном учреждении и на многих предприятиях.

В Санкт-Петербурге управленцы востребованы. Но и конкуренция на вакантные должности большая . Чтобы молодому специалисту устроиться на место с достойным заработком, приходится много трудиться на низких должностях, чтобы зарекомендовать себя.

Опыт работы в Пенсионном фонде России

В организацию я пришла молодым специалистом, поэтому главная цель трудоустройства – получение опыта. Меня взяли на должность ведущего специалиста-эксперта клиентской службы.

На 2019 год мой стаж составляет 7 лет и 3 месяца. Работаю теперь на должности главного специалиста-эксперта клиентской службы.

Отдел

Клиентская служба – это «горячая точка» Пенсионного фонда, так как сотрудники отдела занимаются приёмом граждан по пенсионным вопросам . Работать с людьми тяжело, особенно с теми, кто достиг пенсионного возраста.

Сотрудник клиентской службы должен обладать такими качествами, как :

  • стрессоустойчивость;
  • вежливость;
  • грамотная речь;
  • ответственность;
  • умение быстро принимать решения.

Должностные обязанности включают в себя :

  • Приём заявлений и консультация граждан.
  • Обеспечение электронного документооборота.
  • Ведение базы данных.
  • Приём жалоб и писем.

Заработная плата

Зарплата в Пенсионном фонде формируется из оклада и надбавок.

Работники, которые только устраиваются в фонд, проходят испытательный срок 3 месяца, оплата небольшая – около 13000 руб .

Моя зарплата такова: оклад – 4541.00 руб.

  • за выслугу лет;
  • за квалификацию;
  • за особые условия;
  • за сложность, напряженность;
  • компенсация на питание и проезд;
  • месячная премия.

В итоге за месяц сумма составляет – 22864 руб.

Квартальная премия выплачивается в размере 10000-13000 руб.

Высокие премии выплачивают в конце года около 50000 руб.

Плюсы и минусы работы

Идеальных организаций не существует, у каждой найдутся свои достоинства и недостатки.

Достоинствами работы в Пенсионном фонде являются :

  • Социальный пакет.
  • Заработная плата выплачивается каждый месяц без задержек.
  • Стабильность.
  • Достаточно дружный коллектив.

Недостатки таковы :

  • Тяжёлый труд . На приёме населения приходится принимать на себя много негатива каждый день.
  • Рабочий процесс организован непродуктивно . Начальство принимает решения, которые только усложняют работу.
  • Ненормированный рабочий день . Часто приходится задерживаться из-за больших объёмов работы.
  • Плохое техническое обеспечение персонала . Старая компьютерная и оргтехника.
  • Из-за большой нагрузки приходится работать с документами в выходной .
  • Текучка кадров . Работников не хватает, зачастую один человек работает за двоих.

Я бы хотела развеять один распространённый миф, связанный с организацией. Многие граждане полагают, что работа в пенсионной системе – это госслужба. Так вот, это не так . Статусом госслужащего обладает только начальник управления.

Вам понравилась статья? Пожалуйста, поставьте лайк 👍 или напишите комментарий. Мне будет приятно . 🙏

Планы на будущее

В организации практически нет карьерного роста и должность главного инспектора – максимум, который я достигла за 7 лет.

К тому же, когда каждый день работаешь с большими потоками людей, в какой-то момент может произойти профессиональное выгорание. Желательно понять это раньше, чем оно произойдёт. Я решила, что достаточный опыт получен. Нужно двигаться дальше.

За эти годы успела закончить несколько дополнительных курсов, в том числе курсы повышения квалификации . Учиться всегда любила, считаю, что человек должен постоянно получать новые навыки и знания.

Дополнительное образование позволит претендовать на руководящую должность и повышение зарплаты, но уже в другой организации .

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пистер Е.И.

В статье рассмотрены особенности современной системы пенсионного обеспечения. Значимым результатом проводимой пенсионной реформы является увеличение конкурентной борьбы на рынке пенсионных услуг. Одним из способов выживания в условиях жесткой конкуренции становиться внедрение подходов менеджмента качества в системе пенсионного страхования. Выявлена необходимость использования качественно новых подходов к предоставлению пенсионных услуг.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пистер Е.И.

Текст научной работы на тему «Актуальность внедрения подходов менеджмента качества в системе пенсионного страхования»

8. Обзор Центральным Банком банковского сектора РФ (интернет-версия). - 2009. - февраль. - № 76. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.

9. Погорелова Ю., Меркулов В. У банков утроилась просрочка // Коммерсантъ. - 2008. - № 200. - 05 ноября.

10. Исаев Р.А. Методика построения системы менеджмента качества и ее практическое применение // Управление в кредитной организации. -2009. - № 1.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ПОДХОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

В статье рассмотрены особенности современной системы пенсионного обеспечения. Значимым результатом проводимой пенсионной реформы является увеличение конкурентной борьбы на рынке пенсионных услуг. Одним из способов выживания в условиях жесткой конкуренции становиться внедрение подходов менеджмента качества в системе пенсионного страхования. Выявлена необходимость использования качественно новых подходов к предоставлению пенсионных услуг.

Пенсионный фонд Российской Федерации является одним из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. За счет средств Пенсионного фонда получают пенсии более 38 млн. пенсионеров, включая трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих [1].

Неблагоприятные демографические тенденции, связанные с глобальным старением населения, наблюдаются во многих странах, в том числе и в России. По статистике на долю одного пенсионера сейчас приходится 1,5-2 работающих. Однако, через пять-шесть лет соотношение работающих и пенсионеров в России резко изменится. На пенсию станут выходить дети послевоенного всплеска рождаемости. А через 15-20 лет на одного работающего будет приходиться один пенсионер [1].

♦ Аспирант кафедры Управления качеством и математических методов в экономике

Таким образом, в условиях постиндустриального мира правительства оказываются под двойным давлением: с одной стороны, тенденции старения населения, глобальная налоговая конкуренция вынуждают их сокращать или по меньшей мере ограничивать рост уровня социальных расходов; с другой стороны, непопулярность таких мер и объективные трудности осуществления изменений создают серьезные, часто непреодолимые препятствия на пути введения ограничительных мер [2]. Избежать этого может помочь только поведение глубокой реформы всей пенсионной системы, подобно той, которая и была проведена в России в 2002 году.

До 2002 года в нашей стране действовала распределительная пенсионная система. В рамках этой системы все средства, направляемые на пенсионное обеспечение, перечислялись работодателем в Пенсионный фонд России. Они не участвовали в процессе инвестирования, а сразу распределялись на всех граждан, ныне получающих пенсию [3]. Недостатки распределительной модели заключались в том, что она не создавала стимулов работающим к формированию пенсионных накоплений, т.к. практически не учитывала размер заработка и стаж у подавляющего большинства населения. Не стимулировала она и работодателя к полной и честной уплате взносов за своих работников. Все это привело к тому, что остро встал вопрос о проведении реформы пенсионной системы [1].

В ходе проведения пенсионной реформы система пенсионного обеспечения претерпела глубокие качественные изменения. Сейчас государство предлагает разделить потоки, направляемые на пенсионное обеспечение. Часть пенсионных отчислений, так называемая накопительная составляющая трудовой пенсии, поступает уже не в общий фонд, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет [2].

Структура пенсий в настоящий момент состоит из базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть трудовой пенсии - устанавливается в твердом размере и дифференцируется в зависимости от возраста (80 лет и старше), от наличия инвалидности I группы, а также от наличия и количества иждивенцев. Страховая часть - зависит от величины пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости. Накопительная часть трудовой пенсии - зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на накопительную часть пенсии и дохода от инвестирования этой части.

Следовательно, Вы, работая, начинаете накапливать себе на пенсию. В этом и заключается суть накопительной системы пенсионного обеспечения.

Необходимо отметить, что новая пенсионная система открывает также ряд дополнительных возможностей, среди которых возможность самостоятельно выбрать управляющую компанию, которая будет инвестиро-

вать пенсионные накопления, а также возможность перевода накопительной части пенсии из государственного в негосударственный пенсионный фонд - возможность выбрать тот фонд, который лучше относится к своим клиентам и эффективнее работает [4].

Привлечение негосударственных пенсионных фондов создает предпосылки для развития конкуренции в сфере обязательного пенсионного страхования, а, следовательно, для повышения качества пенсионных услуг, роста благосостояния пенсионеров [5].

В связи с этим особое значение приобретают вопросы качества предоставления пенсионных услуг. Уже сегодня ряд негосударственных пенсионных фондов получили сертификаты соответствия системы менеджмента качества требованиям ИСО 9001-2001 (ISO 9001-2000), что является дополнительным свидетельством высокого уровня их надежности [6,

В связи с тем, что деятельность Пенсионного фонда РФ (ПФР) регламентирована типовыми положениями в большей степени, чем в негосударственных пенсионных фондах, количество «степеней свободы» при выборе управленческих решений в рамках ПФР меньше, чем в негосударственных фондах. Однако, из этого не следует делать вывод, что управление в ПФР проще, чем негосударственном фонде.

Ключевое отличие управления в коммерческих организациях от управления в государственных учреждениях состоит в механизме реализации обратной связи. В коммерческих организациях этот механизм прост. Контур обратной связи содержит следующие звенья: повышение качества управления - повышение конкурентоспособности продукции - рост прибыли - направление части дополнительной прибыли на повышение качества управления. И вновь по той же цепочке.

В государственных учреждениях, оказывающих бесплатные услуги, действие механизма обратной связи не так прозрачно, но его можно проследить на примере отделения ПФР. Вследствие начатой пенсионной реформы размер назначаемой пенсии напрямую увязывается с размером заработной платы работника и с перечисляемыми за него суммами страховых взносов, поэтому персонифицированный учет сведений о стаже и заработке формирует контур обратной связи. Обратная связь по бюджету происходит следующим образом: после утверждения бюджета фактическое исполнение сопоставляется с плановым, и принимаются соответствующие управляющие решения. Обратная связь по качеству услуг отслеживается через установление нормативов качества (среднее значение сроков назначения или перерасчета пенсии, среднее количество обоснованных претензий пенсионеров, средний срок выплаты пенсий) - контроль отклонений от нормативов или поощрение за отсутствие таковых - анализ объема санкций - выработку управляющих воздействий (изменение тех-

нологии или объема привлекаемых ресурсов, корректировка нормативов и т.д.). Также можно проследить обратную связь по другим косвенным показателям работы: планирование показателей - сопоставление фактического исполнения с планом - учет меры и качества исполнения плана при реализации санкций или поощрений работников и руководителей подразделений отделения Фонда - составление нового плана.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, последний образован в «целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ». Следовательно, услуга, которую оказывает Пенсионный фонд, состоит в управлении. И речь должна идти о качестве этой услуги, то есть о качестве управления финансами пенсионного обеспечения. Основными клиентами ПФР являются пенсионеры, следовательно, необходимо уделять особое внимание качеству их обслуживания [8].

В настоящий момент Пенсионный фонд ведет активную работу по повышению качества своей деятельности, подтверждением этому является:

- постоянное совершенствование и внедрение новых технологий в обслуживании пенсионеров, застрахованных лиц, страхователей;

- организация клиентских служб с общей компьютерной базой данных во всех управлениях ПФР;

- организация работ по конвертации (преобразованию) пенсионных прав граждан, работавших на ныне не существующих предприятиях. Фонд восстанавливает утерянные данные архивов, заново фиксирует трудовой стаж с учётом найденных документов и заново рассчитывает размер пенсии;

- проведение конкурсов на лучшее управление ПФР;

- проведение ежегодной недели качества в целях повышения качества обслуживания пенсионеров, застрахованных лиц и страхователей [9, 10].

Однако, направления в работе по повышению качества могут различаться в различных региональных отделениях ПФР. Единая для всех отделений система менеджмента качества в настоящий момент не разработана. Региональные отделения ПФР, находятся в стадии интенсивного реформирования, остро нуждаются в решении проблем повышения качества корпоративного управления, и могут быть хорошим полигоном для внедрения прогрессивных подходов менеджмента качества. Научные разработки в области управления качеством в основном посвящены исследованию коммерческих структур. Поэтому вопросы оценки качества управления государственными учреждениями, оказывающими бесплатные услуги населению, требуют проведения дополнительных исследований.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.pfrf.ru/.

2. Гайдар Е. История пенсий: Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fundshub.ru/17492.

3. Пенсионная реформа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pensreforma.ru.

4. Негосударственный пенсионный фонд. - [Электронный ресурс].

5. Карагодин М.М. Основные принципы формирования профессиональных пенсионных систем. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.narfund.ru/?action=page&id=143.

6. Негосударственный пенсионный фонд «ЭНЕРГОАТОМГАРАНТ».

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npf-atom.ru.

7. Накопительный пенсионный фонд ГНПФ. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.gnpf.kz/3248.

8. Хасанов Р. Вопросы качества управления в государственных учреждениях. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iteam.ru/ publications/strategy/section_31/article_1417.

9. Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.llr.ru/razdel4.php?id_r4=3063&id_r3=112&simb=%CE&page.

10. Неделя качества в Пенсионном фонде [Текст] // Информационно-аналитический бюллетень Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю. - 2008. - №3 (3). - С. 4-5.

НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО» НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,

Данная статья посвящена проблеме внедрения на российских предприятиях системы «бережливое производство». В статье показаны основные преимущества и необходимость внедрения системы «бережливое производство» на промышленных предприятиях.

Читайте также: