Система пенсии в будущем

Грядущий 2021 год станет еще одним этапом пенсионной реформы. О том, как изменится возраст выхода на пенсию, я рассказывала совсем недавно (график повышения пенсионного возраста представлен здесь ).

Но на этом, увы, все новшества не заканчиваются. Изменятся и правила начисления пенсий — и это коснется не только будущих пенсионеров, но и тех, кто уже получает пенсию. Расскажу о трех главных изменениях.

1. Стажа и баллов для пенсии потребуется больше

К сожалению, все чаще люди сталкиваются с этой проблемой: ПФР отказывается назначать человеку страховую пенсию по старости, даже если он достиг нужного пенсионного возраста, но у него не хватает стажа или пенсионных баллов.

В 2021 году эта планка повышается: для страховой пенсии по старости потребуется подтвердить не менее 12 лет стажа и 21 балла. Это касается всех, у кого пенсионный возраст наступает в следующем году.

До конца этого года им стоит посмотреть в своей выписке из ПФР, сколько накопилось на их лицевом счете индивидуальных пенсионных коэффициентов (это официальное название пенсионных баллов).

Если их не хватает до 21-го, до конца года можно уплатить в ПФР добровольные страховые взносы — тогда в следующем году недостающие баллы поступят на счет и отказа в пенсии удастся избежать.

Иначе придется ждать пенсии еще год, как минимум (т. к. добровольные взносы учитываются только в следующем году — см. подробнее здесь ).

2. Пенсионные баллы подорожают, но заработать их станет сложнее

Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2021 год принят Госдумой в 1-м чтении. Согласно этому документу индексация страховых пенсий с января запланирована на 6,3%.

Это значит, что один пенсионный балл будет стоить 98,86 рублей. А фиксированная выплата (которая добавляется к страховой пенсии) составит 6 044,48 рубля. Таким образом, зная сумму баллов, можно легко посчитать размер своей пенсии после индексации.

Однако тем, кто работает, будет сложнее получить в следующем году на свой лицевой счет хотя бы ту же сумму пенсионных баллов, что и в этом году.

Дело в том, что повышается величина, на основе которой рассчитываются пенсионные баллы (она называется «предельная величина базы для исчисления страховых взносов»).

Согласно проекту, представленному Минфином РФ, в 2021 году эта величина составит 1 465 000 рублей (что почти на 13% больше, чем в 2020 году).

Сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет работника за календарный год, делится на 16% от предельной величины базы на тот же год — и умножается на 10. Получаем сумму пенсионных баллов, заработанных за один год.

Поскольку предельная величина базы используется в формуле в качестве делителя, ее повышение приводит к уменьшению итогового результата.

Иными словами, при том же самом заработке в 2021 году работнику начислят меньше пенсионных баллов, чем в текущем 2020 году — т. е. зарабатывать баллы станет сложнее.

3. Многим нельзя будет перейти на другую пенсию

Нужно учитывать, что в 2021 году повысится возраст не только для назначения пенсии по старости, но и для перехода на другие виды пенсии.

В частности, инвалиды автоматически переводятся на страховую пенсию по старости с момента достижения ими пенсионного возраста.

Но возраст повысился и для них: в 2021 году инвалида переведут на страховую пенсию по старости, если ему исполнится 61,5 год (мужчине) или 56,5 лет (женщине), при условии, что у него будет 12 лет стажа и 21 балл.

В противном случае он так и останется на пенсии по инвалидности. Особенно это невыгодно инвалидам 3-ей группы, так как их пенсия отстает от страховой пенсии по старости, как минимум, на 3 000 рублей (из-за разницы в фиксированной выплате — ст. 16 Закона 400-ФЗ).

Перейти на пенсию супруга в 2021 году, увы, не смогут женщины моложе 56 лет и мужчины моложе 61 года. Причина все та же — повышение пенсионного возраста.

Для перехода на пенсию по потере кормильца (т. е. супруга) пенсионный возраст в 2020 году вырос на 2 года, а в 2021 году он повышается уже на 3 года.

А о том, как перейти на более выгодную пенсию, можно почитать здесь .


Министерство труда опубликовало расчеты предельной базы обложения пенсионными взносами на 2021 год. Благодаря этому, можно точно рассчитать – сколько сможет прибавить к своей пенсии работник, зная свою точную зарплату.

Что такое пенсионные баллы

Когда-то, с 2002 по 2014 годы, пенсия рассчитывалась очень просто и понятно – все взносы россиян учитывались по специальным счетам и суммировались, а государство каждый год прибавляло к ним определенный процент (то есть, компенсировало инфляцию). И при выходе на пенсию все накопленные на счету пенсионера условные деньги делились на число месяцев ожидаемой продолжительности жизни – в 2002 году это было 144 месяца, в 2014-м цифра дошла до 228 месяцев.

Кроме того, что получалось от деления «накоплений» на период выплаты, пенсионер получал еще и базовую часть пенсии – в 2014 году это было 3910 рублей.

Важно: это не накопительная пенсия, а обычная трудовая (которая затем стала страховой). Эти деньги – пенсионный капитал – учитывались по счетам условно, тогда как в случае накопительной пенсии они непосредственно закреплялись за будущим пенсионером.

С 2015 года система изменилась:

  • вместо того, чтобы учитывать взносы в рублях, их решили переводить в специальные баллы;
  • «стоимость» каждого балла зависит от суммы страховых взносов и максимальной базы обложения;
  • максимум, что можно получить в год – 10 баллов, но в первые 6 лет (вплоть до 2020-го) максимальное число было ограничено, сначала – 7,39 баллами, теперь – 9,57 баллами;
  • каждый год утверждается другая «стоимость» балла – которая используется при их пересчете в сумму пенсии;
  • базовая часть сохранилась, теперь это фиксированная выплата.

Другими словами, с 2015 года пенсионные взносы (а именно 16% из ставки в 22%) так же учитываются по индивидуальному личному счету, но сразу пересчитываются в баллы (они сейчас называются индивидуальные пенсионные коэффициенты).

В теории система не изменилась – те же взносы дают право на примерно такую же прибавку к пенсии, но в период кризиса власти поднимали стоимость балла не так сильно, как росли цены, как результат – пенсионеры недополучили часть своих денег.

Как определяется число баллов и их стоимость

Каждый год, начиная с 2021-го, пенсионер может получить не более 10 пенсионных баллов. При этом максимальное количество – 10 баллов – дается за уплату взносов на обязательное пенсионное страхование с предельной суммы доходов.

То есть, работодатель уплачивает за работника 22% от его зарплаты в Пенсионный фонд. Затем этот взнос делится на 2 части:

  • 6% идут на солидарную часть и не учитываются в сумме будущей пенсии;
  • 16% идут на индивидуальный личный счет и пересчитываются в баллы.

А пересчитываются они пропорционально предельной сумме взносов и 10 баллам. Так, получить 10 баллов в 2021 году можно будет, если сделать за год взносов с суммы в 1 465 000 рублей :

  • максимальная сумма взносов, которые будут учитываться на ИЛС – 234 400 рублей ;
  • зарплата, которая дает право на максимальное число баллов – 122 083,33 рубля .

Другими словами, за зарплаты в 122 тысячи рублей или в 150, 200 или 300 тысяч рублей работник получит одинаковые 10 пенсионных баллов. А вот если зарплата будет меньше 122 тысяч рублей, число баллов будет рассчитываться именно как пропорция. Примеры расчета:

  • при зарплате в 30 000 рублей работнику за год начислят: (30 000 * 0,16 * 12 / 234 400) * 10 = 2,457 балла;
  • при зарплате в 50 000 рублей работнику за год начислят: (50 000 * 0,16 * 12 / 234 400) * 10 = 4,095 балла;
  • при зарплате в 100 000 рублей работнику за год начислят: (100 000 * 0,16 * 12 / 234 400) * 10 = 8,191 балла.

Взносы на всю зарплату свыше 122 083 рублей работодатель будет платить по ставке 10%, и они пойдут полностью на солидарную часть пенсии (то есть, не будут учитываться при расчете пенсии).

Однако есть еще одно нововведение. С апреля 2020 года предприятия малого и среднего бизнеса при соблюдении ряда условий могут платить страховые взносы в размере всего 15%. Схема такая:

  • все доходы работника за месяц делятся на 2 части: МРОТ и все, что сверху;
  • за МРОТ взносы идут по стандартной ставке (30%, из которых 22% – на ОПС, из которых 16% идут на индивидуальную часть);
  • за все, что сверху МРОТ, ставка составляет 15%, из которых на ОПС идут 10%;
  • все эти 10% идут на индивидуальную часть взноса;
  • все взносы на сумму свыше предельной ставка будет также 10%, но она пойдет уже на солидарную часть, и в расчете пенсии не учитывается.

Разберем на примере. Если учесть, что по данным Минтруда МРОТ на 2021 год будет принят в размере 12 792 рублей, расчеты такие:

  • при зарплате в 30 000 рублей работнику за год начислят: ((12 792 * 0,16 + (30 000 – 12 792) * 0,1) *12) / 234 400 * 10 = 1,929 балла;
  • при зарплате в 50 000 рублей работнику за год начислят: ((12 792 * 0,16 + (50 000 – 12 792) * 0,1) * 12) / 234 400 * 10 = 2,953 балла;
  • при зарплате в 100 000 рублей работнику за год начислят: ((12 792 * 0,16 + (100 000 – 12 792) * 0,1) * 12) / 234 400 * 10 = 5,512 балла.

Таким образом, работать на предприятии малого и среднего бизнеса с точки зрения будущей пенсии окажется не очень выгодно – хотя для работодателей такая новация будет кстати, и за счет этого они могут повысить зарплаты работникам.

Что касается индивидуальных предпринимателей, для них в 2021 году решили сохранить прежний размер фиксированных взносов: они должны будут заплатить минимум 32 448 рублей на обязательное пенсионное страхование и минимум 8 426 рублей на медицинское страхование. Но если доходы ИП будут выше 300 тысяч рублей в год, за все, что сверху, предприниматель должен будет заплатить 1% взносов на ОПС.

Уплаченные взносы будет пересчитаны в баллы по тем же правилам. Так, минимальные фиксированные взносы дадут такие баллы: 32 448 / 234 400 * 10 = 1,384 балла. В 2020-м предельная база ниже, а взносы те же – поэтому ограничиваться фиксированными взносами для ИП в 2021 году станет еще невыгоднее.

Как это отразится на пенсии

Пенсионные коэффициенты пересчитываются в рубли, когда гражданин выходит на страховую пенсию. В 2020 году каждый балл «стоит» 93 рубля, в 2021-м это будет уже 98,86 рублей. Всем, кто уже получает пенсию, стоимость баллов пересчитают автоматически с 1 января (кроме работающих пенсионеров – им это сделают только в случае увольнения).

Кроме того, к стоимости баллов прибавляется фиксированная выплата, в 2021 году она будет составлять 6044,48 рубля.

Соответственно, общая формула будет иметь вид:

Пенсия = [число баллов] * 98,86 + 6044,48

Разберем на примерах, как накопленные за год пенсионные баллы увеличат будущую пенсию:

  • ИП, который платит только фиксированные выплаты . За 2021 год его пенсия вырастет на: 1,384 * 98,86 = 136,82 рублей;
  • работник, который получает 50 тысяч рублей в месяц : 4,095 * 98,86 = 404,83 рубля;
  • работник, который получает 50 тысяч рублей, работая на малом предприятии или у ИП: 2,953 * 98,86 = 291,93 рубля;
  • работник, который получает зарплату выше 123 083 рублей : 10 * 98,86 = 988,60 рублей.

Таким образом, за 2021 год ни у кого не получится заработать прибавку к пенсии даже в тысячу рублей. Правда, в 2022-м стоимость балла явно перейдет за 100 рублей – тогда и максимальная прибавка перейдет за тысячу. Однако цены за этот же период вырастут пропорционально.

Через 20 лет пенсия будет больше зависеть от человека

Пенсия – это то будущее, которое ждет большинство людей, но какой она будет через 20 лет?

Современная пенсионная система формировалась в ХIХ в. и была основана на простом принципе: работающее и молодое большинство кормит отработавшее свое старое меньшинство. Этот принцип солидарности оправдывал себя, пока весы не начали склоняться в пользу пожилых и молодых рук стало не хватать, чтобы прокормить их. И сейчас пенсионная система все больше напоминает огромный чемодан без ручки: бросить нельзя, а нести все тяжелее.

Развитые и развивающиеся страны ищут ответ, тасуя колоду с немногочисленными и стандартными решениями этой задачи: повышение пенсионного возраста и необходимого для ее получения трудового стажа, увеличение налоговой нагрузки на труд, обеление рынка труда, создание инструментов для накоплений. Но мир меняется слишком стремительно, в том числе рынок труда, население стареет, а молодые поколения не склонны копить и обременять себя имуществом. Некоторые эксперты задаются вопросом: стоит ли ремонтировать здание, фундамент которого не может уже его выдержать, или нужно строить новое? Понимание работы и пенсии существенно трансформируется, писал ректор РАНХиГС Владимир Мау в 2013 г. в статье «Человеческий капитал: вызовы для России», общество перерастает существующую пенсионную модель.

Планета пожилых

За последние 30 лет демографическая ситуация кардинально изменилась: продолжительность жизни выросла, рождаемость упала, как и число работающих людей, способных обеспечивать пенсионеров. По подсчетам Deutsche Bank, людей старше 65 лет впервые стало в мире больше, чем пятилетних детей. К концу века количество первых увеличится почти в пять раз, а вторых – почти не изменится, прогнозируют аналитики банка.

В России за 27 лет к 2018 г. число пенсионеров выросло с 34 млн до 43,5 млн человек, а работающих людей в расчете на одного пенсионера, напротив, резко сократилось – с 2,2 до 1,78. К 2036 г. пенсионеров будет столько же, сколько работающих, прогнозирует Росстат. Это значит, что работнику придется обеспечивать не только себя и свою семью, но и еще одного пенсионера.


Решение проблемы ищут многие страны. Наиболее очевидное – удержать людей на рынке труда, повысив пенсионный возраст. Это самый простой способ решить проблему пенсионного обеспечения и власти делают это снова и снова, говорит профессор Высшей школы экономики Евгений Гонтмахер. В среднем в странах ОЭСР с 90-х гг. пенсионный возраст женщин вырос к 2018 г. с 61 до 63,5 года, а мужчин – с 62 до 64,3. За последние годы повысили пенсионный возраст 30 из 34 стран ОЭСР и 10 планируют это сделать. По такому пути пошли и российские власти, решив постепенно к 2028 г. поднять возраст выхода на пенсию с 55 и 60 лет до 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. По прогнозу Минэкономразвития, это увеличит рабочую силу на 1,7 млн человек до 2024 г. и на 3 млн до 2036 г. Но экономисты предупреждают, что население будет стареть слишком быстро, а значит, проблема решена не будет. Так, по прогнозу Центра стратегических разработок, доля населения в возрасте 20–39 лет не вернется к нынешнему уровню и к середине столетия, а число занятых в возрасте 26–30 лет сократится на 4,6 млн человек, или на 43%, по сравнению с 2015 г.

Корпорации без сотрудников

Будущие пенсионеры могут столкнуться с еще большим, нежели сейчас, падением доходов при уходе с работы. Если через 20 лет экономическая ситуация существенно не изменится, то соотношение средней пенсии и средней зарплаты (коэффициент замещения) останется на уровне 33% до 2028 г., а затем будет постепенно снижаться, отмечает замдиректора Института стратегического анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Повышение пенсионного возраста помогает поддержать уровень пенсий, но без серьезных дополнительных реформ разрыв с зарплатами будет расти, заключает он. Чтобы довести коэффициент замещения до 40%, каким он должен быть по конвенции Международной организации труда, страховые пенсии работающих пенсионеров уже с 2022 г. нужно индексировать вдвое быстрее инфляции (сейчас – на уровень инфляции), оценивала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Демографические тренды – не единственный риск для сбалансированности пенсионной системы. Изменения на рынке труда и большой сектор неформальной занятости грозят серьезно сократить ее финансовую основу. Рынок труда постепенно сдвигается в сторону фриланса и так называемой gig economy (не просто частичная занятость, а гибкий рабочий график), констатирует директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов.

По прогнозам PwC, уже через 15–20 лет в отраслях с проектным принципом 70% работы будут выполнять фрилансеры, а численность постоянного персонала будет составлять 10–15% от нынешней. Это означает, что социально работник будет меньше защищен, считает Шибанов: самозанятые часто не платят пенсионные взносы, им будет сложнее рассчитывать на государственную пенсию и придется планировать личные инвестиционные стратегии, чтобы накопить на пенсию. Самозанятые не платят постоянных пенсионных взносов во всем мире, свидетельствуют данные ОЭСР. Решить проблему могут специальные накопительные системы для самозанятых. Например, в Чили, где в 2012–2015 гг. внедрялась такая система, налоговая служба стала удерживать 10% от суммы каждого чека за оказанные ими услуги, перечисляя этот налог управляющим компаниям как пенсионный взнос. А власти Турции ввели накопительную систему с 3%-ным взносом, четверть которого (сумма ограничена) финансирует государство.


В России действует специальный налоговый режим для самозанятых – с дохода, не превышающего 200 000 руб. в месяц, можно платить налог 4 или 6% в зависимости от того, кому самозанятый продает или оказывает услугу – другому человеку или компании. Но взносы на пенсионные накопления самозанятые платят добровольно, чтобы купить нужное количество баллов для страховой пенсии. Если же самозанятые предпочтут взносов не платить, у них будет право на социальную пенсию, которая после повышения пенсионного возраста будет выплачиваться с 70 лет (сейчас социальная пенсия составляет чуть больше 5000 руб.).

Ключевой источник пополнения пенсионной базы – фонд оплаты труда – в долгосрочной перспективе будет расти медленно или стагнировать, предупреждали проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, Гонтмахер и финансовый омбудсмен Юрий Воронин: промышленность автоматизируется, число стабильных высокооплачиваемых рабочих мест в ней сокращается, а низкоквалифицированная занятость в торговых секторах растет. Медианный риск автоматизации рабочего места в странах ОЭСР эксперты ЕБРР оценивали в 48%, а в России – в 49%. Каждый новый промышленный робот вытесняет от трех до шести работников, писали Дарон Аджемоглу из MIT и Паскуаль Рестрепо из Бостонского университета. Западные страны столкнулись с такой проблемой раньше, альтернатива же новому повышению пенсионного возраста – заставить бизнес повышать зарплаты, увеличить страховые взносы или сократить пенсии.

Избежать падения доходов пенсионеров поможет лишь комплекс мер, считает Горлин: повышение ставки страховых взносов, сокращение теневой экономики, а также увеличение продолжительности страхового стажа. По его оценкам, чтобы сохранить соотношение пенсий и зарплат на уровне 33% к 2050 г. тариф страховых взносов должен вырасти на 7 п. п., а для увеличения показателя до 40% – на 14 п. п.

Некоторые страны повышают ставки взносов, например Канада и Франция. Ужесточаются и условия раннего выхода на пенсию: в Финляндии этой возможности лишились работники частного сектора, в Португалии – все, в Польше в ходе реформы 2009 г. число граждан, имеющих право на досрочную пенсию, было сокращено вдвое. В Испании за каждый «преждевременный» год выхода на пенсию она уменьшается на 7%. Наряду с этим страны вводят стимулы для более позднего выхода на пенсию, расширяют возможности совмещать получение пенсии с продолжением работы.

Сам себе пенсионный фонд

В будущем человеку вновь придется все больше самому отвечать за свою пенсию , считает Шибанов. Люди уже неоднозначно относятся к перспективе ухода на пенсию, писал Мау, и если в прошлом большинство стремилось перестать работать, то сейчас растет число тех, кто вовсе не хочет на пенсию. В будущем система станет более индивидуальной, говорилось в его статье: в основе будут государственная пенсия, частные пенсионные накопления, вложения, приносящие рентный доход, и в семью, которая в старости будет служить опорой. Пенсионная система будущего будет более гибкой, рассуждает федеральный чиновник: в ее основе будет накопительный элемент и скорее по квазиобязательным программам, например корпоративным. Для фрилансеров же, которых будет все больше, пенсией будущего станет доход от их личных накоплений. Государственная минимальная пенсия сохранится для тех, кто не копил или не мог этого сделать, прогнозирует он.








Вариантов реформирования пенсионной системы нам предлагают множество. Однако все они — не более чем проекты на будущее, которые, возможно, никогда не будут реализованы. При этом мало кто знает о существовании рассчитанной вплоть до 2030 года официальной «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», которая еще в 2012 г. была утверждена правительством. Именно по этому документу сейчас и развивается пенсионная система нашей страны. АиФ.ru решил выяснить, что же написано в «Стратегии» и каких изменений нам точно стоит ждать в ближайшее время.

К чему стремимся?

Официальная «Стратегия» ставит к 2030 г. следующие задачи:

1. «Коэффициент замещения» утраченного заработка на пенсии должен вырасти до 40%. Это значит, что в среднем пенсионер должен получать не меньше 40% от той суммы, которую он зарабатывал, когда трудился. Кстати, «коэффициент замещения»

— основной показатель уровня пенсионного обеспечения в стране. Международная организация труда рекомендует значение не ниже 40%. В большинстве развитых стран коэффициент составляет 50-70%. В Нидерландах — 88%, в Германии — 70%, во Франции — 68% и т.д.

Как указано в «Стратегии», в России «отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру зарплаты по экономике в 2002 г. составляло 34%, к 2007 г. оно снизилось до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 г. увеличилось до 36,8%». Сейчас этот показатель — 38%.


2. Необходимо обеспечить средний размер трудовой пенсии по старости на уровне 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. По данным Пенсионного фонда, в 2017 г. среднегодовой размер страховой пенсии по старости — 13 620 руб., и это примерно 1,6 прожиточных минимума. Так что есть к чему стремиться.

Как пишут авторы «Стратегии», инерционный сценарий развития пенсионной системы (то есть сохранение существующей модели) приведет к уменьшению размеров пенсий и увеличению количества бедных пенсионеров. К 2030 г. средний размер трудовой пенсии по старости может не достигнуть минимального целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, и отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике будет снижаться.

3. Помимо перечисленных, ставятся также такие задачи, как:

  • достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
  • развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.


Что с пенсионным возрастом?

В официальной «Стратегии» нет ни слова о повышении пенсионного возраста в России в ближайшее время. Но прописаны планы по «решению проблемы досрочных пенсий» — их сегодня получают почти треть от всех пенсионеров. При этом 75% из них продолжают работать. Понятно, что государству было бы выгодно сократить число «досрочников».

«Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования СССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом социально несправедлива, — пишут авторы “Стратегии”. — Финансирование выплат лицам, которым назначена досрочная трудовая пенсия, осуществляется за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, а не дополнительных страховых взносов работодателей. Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда. Право на получение этих пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников.

Отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не существует, эти пенсии устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов. Это снижает возможность к повышению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

В результате те издержки, которые должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию, по сути, несут пенсионеры».


Как предлагается реформировать досрочные пенсии?

Предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.

— Повысить ответственность и стимулы работодателей к улучшению условий труда, а также предоставить работникам возможность получения соответствующих их интересам гибких форм гарантий и компенсаций за работу в условиях, отличающихся от нормальных.

— В условиях перехода на «эффективный контракт» в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

— Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совершенствование пенсионного обеспечения должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера.

Самозанятых заставить платить больше

«Отдельного внимания требует вопрос совершенствования тарифной политики в отношении самозанятых граждан», — указывают авторы «Стратегии». Это касается всех, кто работает на себя и сам за себя платит соцвзносы — адвокатов, индивидуальных предпринимателей, фермеров, нотариусов и др.

«В настоящее время они не могут сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, занятых по найму. При этом расходы бюджета Пенсионного фонда РФ на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам значительно превышают их страховые платежи на обязательное пенсионное страхование, — написано в “Стратегии”. — В этой связи данные расходы финансируются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников и трансфертов из федерального бюджета. Для создания в отношении самозанятых граждан объективных условий формирования пенсионных прав, соотносимых с правами наемных работников, предлагается поэтапное приведение размера уплачиваемых самозанятыми гражданами страховых платежей в соответствие с уровнем пенсионных выплат (не менее величины прожиточного минимума пенсионера)».

Кстати, данная мера «Стратегии» уже применялась — взносы частникам увеличили, однако это дало обратный результат: многие из них ушли «в тень». Поэтому будут ли развивать данный пункт «Стратегии», неизвестно, тем более, ситуация на рынке меняется — взносы частников считаются от МРОТ, а он итак в течение ближайших 2 лет должен вырасти до прожиточного минимума.


Пенсии будут платить работодатели?

По замыслу авторов «Стратегии», пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели. Если все уровни заработают, пенсии в нашей стране будут достойными.

1-й уровень. Трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Это уровень существует. При этом в «Стратегии» предполагается его совершенствование, снижение размеров трансфертов из бюджета, увеличение поступлений соцвзносов в Пенсионный фонд (в том числе за счёт самозанятых, вывода их из тени, сокращения числа досрочников) и других мер.

2-й уровень. Частная пенсия, формируемая работником. Этот уровень сейчас прорабатывается и предлагается обществу со стороны Минфина и Центробанка в виде концепции индивидуального пенсионного капитала. Откладываете каждый месяц 1-6% от зарплаты и копите сами на свою пенсию. Как видно, данная идея не нова и родилась не сейчас, а была запланирована ещё в 2012 г., когда была утверждена «Стратегия».

3-й уровень. Корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения.

Хорошо, если работодатели начнут массово дополнительно откладывать на пенсии своим сотрудникам. Пока же такие корпоративные пенсии предлагают только крупные компании — Сбербанк, «ВТБ», «Транснефть», «РЖД», «Лукойл».

«Возможность получать вдобавок к основной пенсии ещё и корпоративную — в виде поощрения за добросовестный и продолжительный труд в компании — выглядит для работников очень привлекательно, — говорит член совета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Андрей Неверов. — Желание получать такую корпоративную прибавку к основной пенсии, будет стимулировать дополнительную лояльность сотрудников к их компании и желание наращивать свои компетенции — для увеличения зарплаты, от которого будет зависеть и рост будущей их пенсии.


Сегодня в России практика корпоративных пенсий уже существует, и присуща она, по большей части, госкомпаниям. Регламентирование данного механизма в рамках разрабатываемой сейчас стратегии развития государственной пенсионной системы послужит дополнительным стимулом к реализации его и менее крупными, частными компаниями.

Существует несколько вариантов корпоративной пенсии, различающихся источниками накопления денежных средств. Первый вариант — солидарная система, когда пенсионные взносы, облагаемые налогом на прибыль, направляются работодателем на единый счёт. Продолжительность и сроки выплат в данном случае устанавливает само предприятие, а при назначении пенсии работодатель открывает именной счёт на работника и определяет сумму накоплений. Второй подход строится на индивидуальной системе — средства работодателя перечисляются на именные счета сотрудников и не облагаются налогом. Третий вариант — паритетный: при нём в формировании пенсии участвуют и работодатель, и работник.

Условиями выплаты корпоративной пенсии, в зависимости от того, какие критерии для этого были одобрены компанией, как правило, такие: реализация права на назначение пенсии, устанавливаемой по российскому законодательству, увольнение из компании не по причине правонарушений, наличие непрерывного стажа в компании в течение определённого количества лет, по инвалидности, в случае потери кормильца и др».

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: