Снижение уровня пенсионного обеспечения

Основные направления решения проблем ПФ РФ на современном этапе

Пути совершенствования функционирования пенсионной системы

Совершенствования функционирования пенсионной системы в настоящее время требует особого внимания, но выбор самого подхода к реформированию и совершенствованию этой системы должен не ограничиваться лишь изменениями системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышения уровня пенсионного возраста и т.д. К решению проблем пенсионной системы и пенсионного обеспечения необходимо подходить комплексно. В рамках проведенных исследований и оценки проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации, предлагаются следующие пути совершенствования функционирования пенсионной системы:

— комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений;

— развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС;

— повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ;

— повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан.

Решение проблем дефицита бюджета ПФ РФ

Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. В целях повышения уровня доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, необходимо решать проблему с «серыми» зарплатами граждан. Дело в том, что основа будущей пенсии – страховые взносы работодателя, которые он ежемесячно уплачивает за своих сотрудников в Пенсионный фонд России. Эти взносы учитываются на индивидуальных лицевых счетах работников и формируют их пенсионные права. В будущем уплаченные страховые взносы определят размер пенсии граждан, так как чем больше накопленная сумма страховых взносов, тем выше размер устанавливаемой выплаты страховой пенсии. При «серых» схемах оплаты труда страховые взносы либо уплачиваются в минимальном размере, либо не уплачиваются совсем. Соглашаясь на зарплату в конверте, каждый лишает себя не только будущей пенсии, но и прав социальной защиты: нет гарантий оплаты отпуска, листа нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам, и многое другое. Каждый должен знать, что можно и нужно контролировать своего работодателя.

Легализация трудоустройства необходима для каждого гражданина, ведь благодаря этому есть возможность заявить о получении имущественных и социальных вычетах, а также обеспечить себя пенсией и социальным пакетом. Прежде, чем устроиться на работу с неофициальной оплатой труда, работник должен задуматься о последствиях для себя:

— отсутствие возможности получать страховые выплаты и пенсионные сбережения;

— обречение работника на получение минимальной пенсии, несмотря на длительные годы трудового стажа;

— лишение возможности получить ипотеку и малопроцентный кредит.

Организации и предприятия в свою очередь получают следующие негативные результаты:

— обязательные выездные проверки экономической деятельности предприятия, которые могут выявить неофициальные выплаты;

— применение к нарушителям штрафов и пеней за не уплату необходимых налогов;

— начисление достаточно больших налогов к штрафовому взносу, которые работодатель обязан погасить.

Несмотря на достаточно негативные последствия теневого трудоустройства, множество работодателей заставляют своих сотрудников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если работник этого не желает. В связи с высокой безработицей, происходит большая конкуренция среди граждан за свободные рабочие места, поэтому работодатели этим пользуются. Именно это тянет за собой итоги для формирования доходов населения в виде роста цен, падением экономики, недостатка стабильности, а также маленьким заработным платам.

В связи с чем, необходимо усиль инспекционную работу соответствующих ведомств по устранению нарушений налогового законодательства. Также необходимо усилить профилактическую и агитационную работу по формированию необходимости осуществления социальных отчислений для населения.

Что касается самого Пенсионного фонда и его отделений в субъектах РФ, для адекватного понимания финансового состояния ПФР, в том числе причины и действительную величину дефицита его бюджета, необходимо чётко разделить затраты ПФР на четыре принципиально различающиеся части, источники финансирования которых не могут быть сходны, поскольку несходны те функции ПФР, на исполнения которых направляются соответствующие затраты.

Во-первых, это затраты ПФР на пенсии по старости, назначенные по общеустановленным условиям. В РФ на 2018 год это достижение возраста в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, наличие минимального трудового стажа 9 лет и 13,8 пенсионных балла и рассчитанной по стандартным методикам.

Именно выплаты по этой и только этой части пенсии, формируются из поступлений в бюджет ПФР, которые вносят все работодатели, имеющие наёмных работников, в размере 22% и 10% от ФОТ, а также выплаты индивидуальных предпринимателей. Это так называемая «страховая пенсия по старости». Сюда же относится та часть пенсии иной категории лиц, которая соответствует упомянутым стандартам условиям.

Во-вторых, затраты на выплаты пенсий работавшим гражданам, когда сроки выхода на пенсию отличаются от общеустановленных, размеры выплат исчисляются по иным, отличным от общепринятых, критериям и методикам. Например, пенсии военным и приравненным к ним лицам, «работникам Севера», судьям, государственным и муниципальным служащим, врачам, работавшим в сельской местности, депутаты разных уровней и т.д.

В-третьих, затраты на прочие пенсии и выплаты. Их характерной особенностью являются, либо полное отсутствие связи с фактом трудовой деятельности, либо она крайне слабая и условная. Сюда относятся, например, пенсии в связи с потерей кормильца, инвалидам, и с детства и по стрости, социальные пенсии лицам не делавших, по каким-либо причинам, пенсионные взносы, иные социальные выплаты различного толка, например, многодетным матерям, выплаты участникам боевых действий, затраты на программу государственного софинансирования пенсионных накоплений, выплаты лицам имеющим особые заслуги пред государством и т.д. Здесь же и прочие виды платежей гражданам осуществляемых через ПФР, такие как «материнский капитал» или единовременный платёж в 5000 рублей произведённый решением правительства в 2017 году большей части пенсионеров по возрасту.

В четвёртых, затраты на функционирование пенсионного фонда России.

Более детальный анализ всех видов затрат должен быть проведен соответствующими компетентными органами в целях их оптимизации и снижения.

Решение проблем информационного обеспечения и взаимодействия ПФРФ с другими ведомствами

Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС. В целях развития уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС, в первую очередь, необходимо начать воплощать в жизнь закон об основах обязательного социального страхования. Проблема состоит в том, что в России существует три фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС — взаимосвязь между которыми очень слаба.

Достаточно сказать, что у каждого из фондов своя информационная система, и они очень плохо сопрягаются. По идее, должна быть создана единая информсистема — банк социальной информации. Этот банк данным должен, с одной стороны, сопрягаться с информацией других государственных социальных учреждений, а с другой со страховыми компаниями, обществами, обществами взаимного страхования.

Информация должна синхронизироваться, уточняться очищаться. В итоге, если у человека есть социальные права — они должны отстаиваться по умолчанию, без необходимости доказывать их в судах.

Возьмём, к примеру, Фонд социального страхования, который раньше имел мощнейшую систему предупреждения заболеваемости. Такая система позволяет сократить расходы на лечение, продлить жизнь и продлить рабочий период. А продленный рабочий период — это дополнительные взносы в систему пенсионного обеспечения. Сейчас все обстоит иначе, Фонд социального страхования работает в большей части на периферии, отменили систему санаторно-курортного лечения, систему рационального питания на предприятиях, что в целом ведет к ухудшению здоровья и трудоспособности граждан.

Совершенствование системы услуг ПФР должно проходить по нескольким направлениям, включая улучшение взаимодействия с МФЦ, чтобы человек мог получать все услуги за одно посещение, а также необходима реализация единых стандартов оказания государственных услуг в клиентских службах ПФР.

Постоянно необходимо увеличить долю услуг, предоставляемых через личные кабинеты на сайте Пенсионного фонда и портале Государственных услуг, и развивать проактивное оказание услуг, которое в том числе предусматривает беззаявительное назначение выплат по сведениям, имеющимся у ПФР.

Необходимо прорабатывать пути совершенствования функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения, создавать базу и условия повышения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечивать условия их достойного существования.

Решение проблем коррупции в ПФ РФ

Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения на регулярной основе должны реализовать комплекс мер по противодействию коррупционным проявлениям в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях осуществления деятельности по профилактике коррупционных проявлений в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, занимающиеся вопросами противодействия коррупции. Во всех территориальных Управлениях ПФР по федеральным округам необходимо создать отделы организации и контроля систем безопасности, на которые должны быть возложены задачи координации мероприятий по профилактике коррупции, а также контроль за их исполнением.

Необходимо разработать и утвердить положения о порядке обработки информации, содержащей признаки коррупционных проявлений в деятельности ПФР и его работников. В соответствии с данными документами, необходимо определить порядок регистрации поступающих в адрес ПФР и его территориальных органов обращений, писем и жалоб граждан, а также юридических лиц, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях в действиях сотрудников ПФР.

В ПФР необходимо реализовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов Пенсионного фонда Российской Федерации в целях выявления коррупционных факторов.

Пенсионным фондом России также необходимо осуществлять проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

— контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР при назначении и выплате пенсий;

— контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

— контрольные мероприятия по проверке своевременной и полной реализации процедур по администрированию страховых взносов;

— разработка и внедрение административных регламентов по предоставлению государственных услуг ПФР, а также анализ и оценка качества их исполнения;

— совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР.

Вся деятельность ПФР по профилактике коррупционных проявлений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должна координироваться с правоохранительными и иными государственными органами.

Повышение эффективности использования пенсионных накоплений

Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан. Необходимо поднять все вопросы, связанные с затратами на создание пенсионной системы, за период реформирования пенсионной системы в России огромные деньги населения были размещены в различных банках. И часть денег была потеряна. Очень большие средства тратятся на строительство зданий и сооружений Пенсионного фонда, которые в дальнейшем необходимо содержать. Пенсионная система в современных условиях позволяет абсолютно безнаказанно выводить деньги в частный сектор, что развязывает руки негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям, депозитариям.

Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.

Происходящие в настоящее время реформы пенсионной системы имеет ряд негативных моментов, при этом негативные моменты можно было избежать, включая петиции, выступления, митинги против пенсионной реформы, будь продолжительность жизни в России выше, а для этого нужно правильно распределять ресурсы страны (денежные, природные, научные).

После рационального распределения ресурсов, экономическое состояние начнет улучшаться: вырастут зарплаты, пенсии, пособия для инвалидов, матерей-одиночек и т.д., качество государственной медицины и образования. Главным тормозом для экономического роста является сырьевая экономика страны. Доля объема экспорта сырья составляет 60%, а импортом завозится уже готовая продукция, сделанная из сырья и материалов России, которая продается в разы дороже.

Считаем необходимым проработать вопрос об эффективности использования пенсионных накоплений граждан, инвестировать средства в развитие крупнейших федеральных проектов, которые в будущем вернут эти средства в бюджет с отдачей. Так, например если на средства бюджета ПФ РФ построить дорогу от Санкт-Петербурга до Владивостока, то будет развиваться и сельское хозяйство, и придорожное строительство, и торговля, и сфера автотранспортных услуг, гостиничный бизнес и т.д. Будет развиваться экономика всех тех территорий, где пройдёт эта дорога. Соответственно произойдет увеличение количества рабочих мест, работникам будут платить заработные платы, а следовательно увеличатся и социальные отчисления.

Обобщенные мероприятия по решению проблем Пенсионного Фонда

В таблице 1 представлены основные мероприятия по совершенствованию функционирования Пенсионного фонда РФ и пенсионной системы РФ в настоящее время.

Таблица 1 – Основные направления совершенствования функционирования Пенсионного фонда РФ в настоящее время

Проблема Мероприятие Социально – экономический эффект
Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. Изменение системы формирования затрат ПФ РФ Повышение уровня отчислений во внебюджетные фонды. Снижение дефицита бюджета ПФ РФ
Проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС Совершенствование функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения. Правильный и полный расчет пенсий.
Сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного В настоящее время, Правительство совместно с Президентом РФ уже приняли меры для решения этой проблемы, увеличив пенсионный возраст. Снижение нагрузки на бюджет ПФ РФ, а также повышение уровня пенсий пенсионерам. В целом о положительном или отрицательном итоге проводимых реформ можно будет судить спустя определенное время.
Высокий уровень коррупции Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ Снижение уровня хищений из бюджета ПФ РФ.
Несовершенство накопительной системы Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан путем вложения этих средств в развитие инфраструктуры в регионах всей страны Повышение эффективности использования пенсионных накоплений, социально – экономическое развитие регионов. Рост количества рабочих мест, а как следствие, отчислений во внебюджетные фонды.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что текущее состояние российской пенсионной системы свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в долгосрочной перспективе. Соответственно, в целях обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная реформа и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с рядом факторов.

— пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы, его основной целью является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны;

— на сегодняшний день в структуре Пенсионного фонда РФ — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР.

— бюджет Пенсионного фонда РФ на протяжении анализируемого периода являлся дефицитным, при этом можно отметить ежегодное снижение дефицита, связанное, как с общим увеличением его доходной части, так и со снижением отдельных видов расходов;

— система формирования и выплат пенсионных накоплений на протяжении последних нескольких десятилетий подверглась глубокому реформирования, продолжающемуся и по настоящее время.

Понижение пенсий в 2020 году затронет все категории граждан, которым положено государственное обеспечение. Хотя президент Владимир Путин в своем обращении уверял, что пособия неработающим гражданам пожилого возраста в среднем будут увеличиваться каждые 12 месяцев на 1000 рублей.

Причины понижения пенсионных выплат

Обязательные налоговые сборы являются первоисточником для наполнения бюджета ПФР. На 2020 год размер страховых взносов равен 22% от зарплаты сотрудников. Кабинет министров рассматривает вариант уменьшения этих отчислений работодателей на 9%.


Если решение будет положительным, на нормативном уровне ожидается резкое падение финансирования пенсионного фонда. Это весомое основание для уменьшения социальных выплат гражданам, вышедшим на заслуженный отдых.

Предполагается, что материальные трудности ПФР покроются за счет денег из казны страны.

Формирование государственного бюджета осуществляется ежегодно, количество претендентов на заложенные в него средства возрастает, соответственно увеличивается нестабильность субсидирования государства.

Это приведет к тому, что пенсионные права граждан постепенно уравняются, и размер пособий будет снижаться.

Предполагаемая налоговая реформа повлияет на уменьшение страховых взносов, которые платит работодатель в ПФР с 30% до 22%. Власти обсуждают увеличение размера сбора на добавленную стоимость с 18% до 20% и отмены всех льгот НДС. В этом случае страховые фонды ежегодно будут терять около 2 трлн рублей.

Уменьшение выплат гражданам с ограниченными возможностями

Снижение пенсии в 2020 году ожидает инвалидов 3 группы, которые планируют выходить на заслуженный отдых.

Учитывая ФЗ № 350-ФЗ от 03.10.2019 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», срок завершения трудовой деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья отодвигается на год, и приводит к заметной потере в деньгах.

Так, инвалиды 3 группы получают пособие в размере 2667 рублей ежемесячно, а величина денежной выплаты по старости составляет 5334 рубля. Финансовое обеспечение снижается в 2 раза.

3 группа инвалидности определяется незначительными нарушениями здоровья. Большинство граждан имеют социальную недостаточность, и нуждаются в защите и помощи. Они самостоятельно себя обслуживают, передвигаются и обучаются в специальных заведениях, но на это уходит больше времени.


Также эта категория трудоспособного населения имеет право работать, но из-за особенностей своего здоровья не может полноценно реализовываться в профессии, соответственно, это сказывается на заработной плате.

Понижение начислений трудоустроенным пенсионерам

Сокращение пенсии работающим пенсионерам в 2020 году не прогнозируется. Страховые взносы официально занятым пожилым гражданам будут выплачиваться в том же размере, но индексации не произойдет.

Правительство считает, что отмена ежегодного увеличения начислений не скажется на доходах трудящегося населения. Получаемая заработная плата сегодня намного выше, чем инфляция.

Соответственно выгоднее будет работать, чем получать проиндексированные средства. Свои действия официальные органы объясняют неблагоприятной экономической обстановкой в стране.

Похожая ситуация рассматривается и с гражданами, вышедшими на заслуженный отдых и повторно трудоустроившимися. В этом случае они получают меньше пенсии, чем официально незанятые жители. Выплаты будут проиндексированы только с 1 числа месяца, следующего за увольнением.

Приостановка индексирования и снижение выплат

Стаж пенсионера увеличивается за счет продолжения трудовой деятельности. Независимо от возраста сотрудников, предприятие перечисляет страховые взносы. Как результат, возникает необходимость ежегодного перерасчета выплат работающему пожилому населению.


Размер пособий определяется по результатам инфляции предыдущего года, и предоставляется с ежегодным индексированием. Начисление страховых выплат производится в феврале, социальных – в апреле. С 2015 года прибавка работающим пенсионерам была заморожена. Причиной этому стала нехватка средств в бюджете.

Влияние срока дожития на спад пенсии

3 октября 2018 года был подписан ФЗ №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Основной поправкой к нему считается изменение возрастного порога выхода на заслуженный отдых в сторону увеличения:

  • мужчинам – с 60 до 65 лет;
  • женщинам – с 55 до 60 лет.

Запланирован постепенный рост с 1 января 2019 года. Этим определяется, что время дожития начиная с этого времени составляет 20,5 лет. В следующем году эти значения планируют увеличить еще на 6 месяцев.

Мнение властей о снижении выплат

Представители негосударственного пенсионного фонда считают такие нововведения недопустимыми и настаивают на том, что будет образовываться период, превышающий срок дожития. В такой ситуации нарушается соотношение поступлений на счета и выплат по обязательствам. Прогнозируется дефицит денежных средств.

По статистике в 2020 году величина накопительной пенсии снизилась на 2,4%. Общий размер обязательств НПФ перед своими вкладчиками составил на 1000 рублей меньше.

Падение произошло из-за потерь инвестиционного дохода клиентов за счет досрочной частой смены страховщиков. В 2020 году денежные средства получают 50000 граждан, через 3 года предвидится масштабное назначение сберегательной части.

Прогнозы руководства страны по поводу уменьшения размера пенсий

Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» оберегает социальные права работников, вышедших на заслуженный отдых. Сокращение выплат определяется как незаконная мера.


Председатель правления ПФР Антон Дроздов уверяет, что суммы страховых начислений недостаточно для необходимого обеспечения дотаций пожилому населению. Единственным выходом из сложившейся ситуации является уменьшение размера помощи.

С 01.01.2020 г. начал действовать ФЗ от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» о росте ставки НДС до 20%.

Благодаря этому планируется увеличение притока денежных средств в казну, и стабилизация финансовой поддержки Пенсионного фонда.

Таким образом, глобального понижения выплат в 2020 году не ожидается. Небольшие потери понесут граждане 3 группы инвалидности за счет более позднего выхода на заслуженный отдых. Руководство страны ищет различные способы стабилизации и рост размеров пенсионных поощрений жителям России.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: Почему уменьшили пенсию работающему пенсионеру?

Ответ: Суммы денежных выплат не изменились, они остались на таком же уровне. С 2015 года прекратилось ежегодное индексирование этих средств в связи с трудной экономической ситуацией в стране.

Вопрос: Будет ли проиндексировано пособие после увольнения работающего пенсионера?

Ответ: Да, положенная сумма будет насчитана уже с 1 числа месяца, следующего за уходом.

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%





Без изменений в пенсионной системе пенсии в России будут неуклонно снижаться по отношению к зарплатам, и к 2050 году коэффициент замещения утраченного заработка может упасть до 27% при международной норме в 40%. Такие выводы озвучили замглавы Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Юрий Горлин и научный сотрудник лаборатории исследований рынков труда и пенсионных систем института Виктор Ляшок в ходе семинара «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». При этом, чем выше будет рост экономики, тем быстрее будет сокращаться коэффициент замещения даже при росте и пенсий и зарплат в абсолютном выражении.

По мнению экспертов, причины неизбежного снижения пенсий в старении населения, низких зарплатах и появлении новых нестандартных форм занятости. Второстепенные причины — недостаточные требования к стажу для получения права на страховую пенсию, предоставление льгот по тарифам страховых взносов и исчерпание фактора «валоризации», повышающего размер пенсионных выплат.

Предотвратить снижение пенсий можно, но для этого правительство должно предпринять ряд мер, которые помогут исправить ситуацию. В числе таких шагов экономисты называют повышение требований к страховому стажу, легализацию неформально занятых и повышение тарифов страховых взносов.

Повышение требований к страховому стажу до 30 лет позволит коэффициенту замещения начать расти после 2035 года, а вывод из тени неформально занятых будет способствовать замедлению снижения пенсий. В итоге к 2050 коэффициент замещения может составить 30%, а не 27%. Это, правда, все равно далеко от международных стандартов.

Приблизиться к ним поможет постепенное повышение с 2025 года ставки взносов с нынешних 22% по 0,5 п. п. в год до 25% к 2030 году с последующим с 2044 года снижением до 24%. А совокупность всех названных мер позволит увеличить коэффициент замещения до 40%, снизить число получателей пенсий менее прожиточного минимума вдвое и зафиксировать приемлемый уровень совокупного бюджетного трансферта в пенсионную систему на уровне 2−2,3% ВВП.

Еще одним шагом, который мог бы улучшить стабильность пенсионной системы, экономисты РАНХиГС назвали ограничения пенсий работающим пенсионерам, но предлагать его они не стали «по политическим соображениям», так как это вызвало бы недовольство в обществе. Остальные шаги они считают достаточно безболезненными и не вызывающими общественного недовольства.

Опрошенные «СП» эксперты разошлись во мнениях по поводу предложенных мер. Доцент кафедры мировой экономики, финансов и страхования Академии труда и социальных отношений Константин Добромыслов считает, что они выполнимы и необходимы. Завлабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, д.э.н. Вячеслав Бобков, напротив, уверен, что на практике реализовать их будет трудно и они, как обычно, ударят по интересам граждан. Эксперты сходятся в одном — если ничего не предпринимать, пенсии действительно будут катастрофически снижаться.

— Увеличение страхового стажа — это абсолютно правильная мера, — считает Константин Добромыслов. — Мы должны хотя бы вернуться к советской модели и зафиксировать страховой стаж не на уровне 15 лет, как сейчас предлагается, или 5 лет, как было, а установить его на уровне 20−25 лет.

Каждая из предложенных мер сразу не даст большого эффекта, но они могут принести результат в совокупности. Я участвовал в обсуждении вчерашнего доклада. Ничего нового там не предложено, просто авторы освежили ту информацию, которая обсуждается последние 30 лет. Они говорили о параметрах пенсионной системы, которые и должны были быть изначально. На самом деле, мы пытаемся вернуться к советской модели, которая у нас и была.

Отдельный вопрос — это коэффициент замещения, который связан с заработной платой. Это не вопрос к пенсионерам, а вопрос к работодателям, которые хронически недооценивают стоимость труда. Кроме того, существует проблема льгот бизнесу, которые сейчас выдают всем подряд. Это тоже увеличивает нагрузку на бюджет. Нужно более строго подходить к вопросу предоставления льгот по уплате страховых взносов работодателям. Это плохо и для работников, которые получают меньше отчислений на свой пенсионный счет. Мы должны ответить на вопрос, кого мы спасаем — работодателей или все же работников?

«СП»: — Но бизнес постоянно говорит о том, что взносы и так высокие? Что будет, если их повысить, да еще и сократить льготы?

— На самом деле они совсем не высокие, а если сравнивать с международной статистикой, то откровенно низкие. Реально по сегодняшней жизни нам нужен страховой тариф не 22%, а 28%. Тогда мы более-менее выходим на нормальные параметры пенсионной системы. Это будет просто приемлемый минимум, а не уход в минус, как сейчас.

«СП»: — Без этих мер пенсии действительно будут неуклонно снижаться?

— У нас и сейчас коэффициент замещения утраченного заработка порядка 30%. Падение на 4−5% однозначно будет происходить. А к 2050 году мы можем и вовсе скатиться до 10−15%, если ничего не предпринимать. Это инерционный сценарий, если мы все оставим, как есть.

Но некоторые шаги уже сделаны, законодательные инициативы приняты и поэтапно вступают в силу в течение нескольких лет. Это нужно учитывать. Поэтому нельзя выхватывать отдельно взятую фразу и размахивать ей, как флагом, с криками «Все горит!» Не все горит, хотя все и не так хорошо, как хотелось бы.

Для работника предложенные меры не несут дополнительной нагрузки, вся нагрузка идет на работодателя. Единственная проблема в этом сценарии с малым бизнесом. Но малый бизнес не зря так называется, от него и доход малый, и экономический эффект. Единственный плюс экономике от малого бизнеса в том, что он обеспечивает занятость населения. Его вклад в ВВП, производительность труда и экономическая эффективность всегда будет ниже, чем у промышленного производства.

Завлабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, д.э.н. Вячеслав Бобков считает, что предложенные меры могут привести к росту социальной напряженности, но не решат проблемы с дефицитом ПФР. Экономист предлагает обратиться к альтернативным способам решения пенсионного вопроса, например, к выплате безусловного базового дохода.

— Соотношение пенсий к зарплатам действительно будет снижаться. Проблема в том, что на рынке сложились такие условия, которые могут не позволить использовать ни один из предложенных вариантов увеличения пенсионного обеспечения.

В связи с развитием цифровой экономики и расширением гибкости занятости увеличивается число факторов, которые снижают уровень и размеры платежей в ПФР. Гибкая занятость, как правило, действует в интересах работодателя. Он экономит на рабочей силе, чтобы снизить свои издержки. Четырехдневная рабочая неделя, о которой недавно велась бурная дискуссия, возникла не случайно. Уже сегодня до трети работников трудятся с неполной занятостью. А неполная занятость означает, что размеры взносов в Пенсионный фонд снижаются, источники для выплаты пенсий сжимаются.

Кроме того, эти факторы приводят к тому, что людям сложнее будет увеличивать свой трудовой стаж. Ведь чем меньше занятость, тем меньше стаж. Дотянуть до необходимых 30 лет с учетом новых условий будет очень непросто. И что тогда получится, людям придется перейти на мизерную социальную пенсию? Это вызовет никому не нужную социальную напряженность.

Точно также непросто будет снизить теневую занятость, которая сегодня растет. Люди заинтересованы в том, чтобы не платить подоходный налог, так как у них и без того очень низкие зарплаты. А работодатель заинтересован в том, чтобы не платить страховые взносы. К сожалению, пока государство не находит эффективных механизмов, чтобы вывести из тени большую часть рынка труда.

Конечно, нужно приветствовать легализацию рынка труда, потому что при теневой занятости не только не платятся взносы, но и работники полностью лишены своих прав. Но решить эту проблему нельзя, если думать только о пополнении бюджета. Если бы права работника были защищены, он сам не пошел бы на должность, где ему будут предлагать серое оформление.

Наконец, что касается увеличения тарифов страховых взносов, этому резко воспротивятся работодатели, и будут не так уж не правы, потому что уровень налогообложения бизнеса у нас и без того высокий. Переложить эти взносы на работников также нельзя, опять же вследствие низких зарплат. Если это сделать, уход в тень заметно усилится. Поэтому мне кажется, что эти предложения трудновыполнимы. И те, кто их выдвигает, думает не о людях, а о государстве и, прежде всего, о бюджете ПФР.

«СП»: — Что же можно предпринять, получается, что снижение пенсий неизбежно?

— Мы предлагаем выйти из плоскости и посмотреть на эту проблематику шире. Доходы Пенсионного фонда и других страховых социальных фондов падают. Уже сейчас ПФР дотируется из госбюджета, и повышение пенсионного возраста не помогло решить эту проблему.

Один из путей решения — это постепенный отход от страховой системы и выплата безусловного базового дохода из разных фондов: госбюджета, Фонда национального благосостояния, рентных платежей. Введение безусловного базового дохода каждому гражданину сегодня широко обсуждается в мире, и мы тоже предлагаем подумать об этом.

Проблема с нехваткой средств будет обостряться, и нужно искать новые механизмы. Мы предлагаем проводить эксперименты и посмотреть, к чему приведет такая мера. Можно начать эксперимент с отдельными категориями пенсионеров, например, с теми, кто получает выплаты по инвалидности. Мы все равно дотируем ПФР, так почему бы не попробовать новые механизмы?

Россиянам не могут гарантир­­овать к старости даже треть от средней зарплаты


При некоторых вариантах расчета пенсия
в стране выглядит достойно.
Фото PhotoXPress.ru
Российская пенсия в среднем не компенсирует гражданам даже треть от заработной платы. Сейчас это соотношение составляет лишь около 30%, сообщил Росстат. За последние три десятилетия трудно найти примеры, когда соотношение приближалось к 40%. Новый бюджетный цикл тоже не предполагает резкого улучшения. Кроме того, выявилась путаница, по какому показателю корректно оценивать достаточность пенсий: эксперты и Пенсионный фонд России (ПФР) приводят разные варианты. При этом из недавних отчетов Счетной палаты (СП) можно сделать вывод, что чем ниже у граждан зарплаты, тем достойнее на их фоне выглядит даже минимальный размер пенсий.

Соотношение средней по стране пенсии к средней зарплате составило по итогам девяти месяцев этого года 30,3%, сообщает Росстат. За последние несколько десятилетий это соотношение по итогам года лишь несколько раз приближалось к 40%, следует из сводок статведомства: в 1995, 1996, 1998 годах. Но в остальные годы пенсии редко когда компенсировали даже треть (то есть около 33%) от средней зарплаты. В ближайшую трехлетку, несмотря на обеспеченное в ходе повышения пенсионного возраста увеличение пенсий, это соотношение кардинально не изменится.

На прошлой неделе Госдума приняла в третьем чтении проект федерального бюджета, а также бюджет ПФР. Как тогда сказал глава ПФР Максим Топилин, неработающие пенсионеры будут обеспечены индексацией выше инфляции – 6,3% в 2021 году, 5,9% в 2022-м и 5,6% в 2023-м. Пенсия в среднем составит 17,4 тыс. руб. в следующем году, в 2023-м она превысит 19 тыс. руб.

Однако в заключении на проект бюджета Счетная палата отмечала, что «коэффициент замещения, характеризующий отношение уровня среднегодового размера пенсии к уровню заработной платы в стране, составит в 2021 году 32,9%, в 2022 году – 32,5%, в 2023 году – 32,1%».

Причем аудиторы уточняли, что, по их данным, «меры по совершенствованию пенсионной системы, позволяющие приблизить обеспечение коэффициента замещения страховой пенсией по старости до 40% утраченного заработка, правительством не предусматриваются».

Кроме того, аудиторы также выявили, что уже есть немало граждан, у которых соотношение пенсий к зарплате составляет 40% и даже больше. Но можно ли утверждать, что это показатель их благополучия? Вовсе нет. Потому что речь идет о тех пенсионерах, которые получали перед выходом на заслуженный отдых очень скромную зарплату.

Например, по данным СП, на 1 января 2020 года страховую пенсию по старости в размере 40% величины среднемесячной заработной платы имели около 10 млн человек, или почти 28% получателей страховых пенсий. Из 1 млн человек, которым в 2019 году была назначена страховая пенсия по старости, «коэффициент замещения 40% и выше сложился у 731 тыс. человек (69,7%)». «При этом у 78% данных граждан заработная плата перед выходом на пенсию составляла не более 20 тыс. руб. в месяц. Размеры назначенных им пенсий фактически не превысили размер социальной пенсии», – указывали в ведомстве Алексея Кудрина.

И на этом этапе начинается путаница. Как сообщили «НГ» эксперты и представители ПФР, на самом деле есть несколько вариантов, как именно надо рассчитывать соотношение пенсии и зарплаты, для того чтобы оценить достаточность пенсионного обеспечения.

Одни варианты показывают, что пенсия составляет лишь малую часть от утраченного заработка, другие доказывают, что уже давно граждане обеспечиваются очень достойными на фоне зарплат пенсиями.

Допустим, как сказал «НГ» замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин, в общественном сознании зачастую смешиваются два разных показателя: «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты».

Коэффициент замещения, по его словам, это «отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию». «При расчете этого показателя, как правило, принимаются усредненные величины заработной платы и трудового стажа. А показатель «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты» при этом примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения», – пояснил эксперт.

«Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 40-х годов, а соотношение пенсий и зарплат благодаря повышению пенсионного возраста удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года», – сообщил Горлин.

Другое уточнение делает ПФР. «В 2018 году Россия ратифицировала 102-ю конвенцию Международной организации труда, которая предусматривает коэффициент замещения прежнего заработка не менее 40%, и этот ориентир выполняется. Более того, в отношении некоторых типов получателей, определенных конвенцией, коэффициент замещения еще выше», – отметили в пресс-службе.

«Напомним, для подсчета коэффициента замещения используется определенная конвенцией методология, а не простое соотношение средней пенсии к средней зарплате. Условия конвенции не допускают использование среднеарифметических показателей общей пенсии и общей зарплаты, – обратили внимание в ПФР. – Так, согласно конвенции, 40% утраченного заработка должна обеспечивать не пенсия, а сумма выплат в соответствии с нормами российского законодательства о социальном обеспечении и социальной защите. Например, для пенсионера по инвалидности в составе суммы обеспечения наряду с пенсией как минимум учитывается ежемесячная денежная выплата, предоставляемая в обязательном порядке каждому инвалиду».

«В среднесрочной перспективе основным триггером увеличения пенсий выступает рост трансфертов из федерального бюджета. Также на наполняемость ПФР влияли пониженные тарифы страховых взносов для определенных типов организаций. Возвращение ставок страховых взносов к прежним значениям наряду с сохранением бюджетных трансфертов в ПФР может приблизить достижение среднего коэффициента замещения пенсией заработка в 40%», – ожидает аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.

По его словам, базой для пополнения ПФР остаются страховые взносы организаций. «Рост зарплаты и средней пенсии даже при существующей пенсионной системе – процесс взаимосвязанный. И ситуация, при которой рост пенсий будет сочетаться со снижением средней зарплаты, возможна при существенном дотировании ПФР из бюджета», – уточнил он.

«На данный момент выплата пенсий имеет регрессный характер. На практике человек с зарплатой более полутора миллиона рублей в год будет получать пенсию с ограничением до этой суммы (шесть регионов имеют среднюю зарплату с таким уровнем зарплат). Все, что сверх этого, будет идти на людей с зарплатой около 500 тыс. руб. в год или менее. Те, кто получает невысокий доход или вообще официально его не имеет, по выходе на пенсию рассчитывают на 40% замещения от среднего заработка по стране. Перекос в сторону малоимущих создает из страховых пенсий по старости аналог пособия», – считает, в свою очередь, независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский.

По уточнению эксперта, пенсионные системы мира, как и российская, похоже, готовятся к трансформации социальных обязательств в аналог гарантированного дохода с отменой большинства пособий и льгот, «поскольку проблемы с пенсиями грозят банкротством всей экономики».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Читайте также: