Социальная активность пенсионеров диплом









СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Социальная активность – это такая деятельность личности или индивида, которая направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей, а также создания благоприятных социальных условий, реализацию социальных инициатив, формирование активной жизненной позиции [1, с.83]. При этом следует выделить показатели социальной активности:

- желание самого человека;

- эмоциональный компонент деятельности.

Стоит отметить, что главным образом социальная активность пожилых и престарелых граждан заключается в деятельности, которая направлена на семью и близких людей, удовлетворения своих потребностей и интересов. Впрочем, изменения в обществе влечет за собой постепенное расширение интересов и сфер деятельности пенсионеров, к многообразию форм социальной активности. Из выше изложенного можно сказать, что это, в свою очередь, ведет к устранению одиночества и отчужденности старшего поколения.

Как показал анализ литературных источников, социальная активность граждан пожилого возраста зависит:

- от субъективных факторов (личные качества самого индивида, уровня образованности, мотивации и жизненной позиции);

- от объективных факторов (отношения общества к старшему поколению, совершенствование системы социальной защиты, согласования интересов и действий разных социальных институтов) [4, 181].

Необходимым условием социальной активности пожилого человека выступает самодеятельность, то есть деятельность, возбуждаемая внутренними побуждениями, стремлениями и интересами. В то время как компонентами социальной активности пожилых служат самостоятельность, инициативность, ответственность, умение принимать конкретные решения по реализации инициатив и планов.

Социальная активность старшего поколения – интегрированная оценка целенаправленной деятельности человека, относящейся к преобразованию общественной среды и возникновением социальных качеств индивида. Прежде всего, она зависит от социально-экономического статуса пожилых, их самочувствия, социальной среды, от настроения людей. Чем лучше самочувствие и настроение пожилых людей, тем выше их активное взаимодействие в социальной деятельности и их успешная адаптация. И чем хуже, то есть вероятность уменьшения их активности и неспособность адаптироваться к новым условиям. Это объясняет то, что многие пенсионеры перестают вести активную жизнь из-за плохого самочувствия, чувства ненужности, нехваткой денежных средств и эмоциональных переживаний [3, с.204].

Закономерно выделить фундаментальные сферы социальной активности лиц пожилого возраста:

- сфера трудовой деятельности;

- сфера общественно-политической деятельности;

- сфера семейно-бытовой деятельности;

Трудовая деятельность дает возможность пенсионеру самореализоваться, чувствовать себя полезным и нужным. Пожилой человек участвует в этой деятельности для того, чтобы удовлетворить личные потребности, повысить профессионализм, передать свой опыт подрастающему поколению и оставаться востребованным и нужным.

Регулярное участие в общественных и социокультурных сферах возможно только с помощью внутренней мотивацией и указывает на активную жизненную позицию пенсионера. К тому же, пожилые и престарелые люди получают моральное удовлетворение от участия в общественных делах, такая деятельность в основном компенсирует прежнюю занятость в профессиональной сфере и для большинства она имеет престижное значение, хоть и не приносит материального заработка.

Сфера семейно-бытовой деятельности устанавливает семейные обязанности и ритм жизни. Семья, родственники имеют огромно значение в пожилом возрасте. Пожилой человек выступает как хранитель семейных историй, традиций, способный передавать опыт младшему поколению.

Образование в пожилом возрасте содействует личностному развитию пенсионеров, увеличению их активной жизненной позиции и помогает адаптироваться к изменяющемуся информационному обществу.

Что касается волонтерского движения, то эта деятельность способствует избавлению от одиночества, приносить пользу обществу и окружающим людям. Направив силы на благие дела, пенсионеры сами получают от этого удовольствие, а также чувствуют свою полезность и нужность.

Безусловно, социальная активность проявляется во всех вышеперечисленных сферах. Активное участие в них удовлетворяет разнообразные потребности старшего поколения: потребность в расширении знаний, саморазвитии и самовыражении, общении, удобно обустроенной жилище, поддержки и помощи, здоровой среде обитания.

Активизируя пожилых людей к деятельности, стимулируя их социальную активность, этим можно принести пользу пожилым людям, сделав их жизнь более насыщенным, творческим и социально активным, которая приносит им удовлетворение и пользу. В тот период, когда пожилых людей одолевают болезни, недомогания, депрессии, важно создать условия для их социально активной жизни.

Таким образом, быть социально активным в пожилом возрасте, значится улучшать качество своей жизни, преодолевать депрессию и негативность по отношению к старости. Ведение активного образа жизни и участие в общественной деятельности делают пожилого человека удовлетворенным своей жизнью.

Нагорнова, А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: Учебно-методическое пособие / А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 149 с.

Нестерова, Г.Ф. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 320 с.

Нор-Аревян, О.А. Социальная геронтология: Учебное пособие / О.А. Нор-Аревян. – М. : «Дашков и К»; Ростов н / Д: Наука-Спектр, 2014. – 312 с.

Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. - М. : «Дашков и К», 2014. - 340 с.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марунова Татьяна Романовна

Анализируются социальная активность пожилых людей и различные механизмы активизации социального поведения пожилых людей в современном российском обществе. Предложены различные пути активизации социального поведения пенсионеров .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Марунова Татьяна Романовна

THE FACTORS OF SOCIAL ACTIVITY IN OLDER PEOPLE

Social activity of the seniors and various mechanisms of activization of social behaviour of the old in a modern Russian society are analyzed in the article. Various ways of activization of social behaviour of pensioners are offered in the article conclusion.

Текст научной работы на тему «Направления социальной активности пожилых людей»

Т. Р. Марунова. Направления социальной активности пожилых людей

2 См.: Администрация муниципального образования «Город Саратов» : [сайт]. URL: http://www.saratovmer. ru/news/2014/02/19/30552.html (дата обращения: 14.03.2014).

3 См.: О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24 августа 2012 года № 1973 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в муниципальном образовании «Город Саратов» на 2012-2014 г.» : постановление

администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28 декабря 2012 г. № 3011. URL: http:// www.saratovmer.ru/documents/rubrics/9/4440.html (дата обращения: 14.03.2014).

4 См.: «Об утверждении ведомственной целевой программы «Молодежь Саратова» на 2014 год» : постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21 октября 2013 г. № 2599. URL: http://www. saratovmer.ru/documents/rubrics/9/4468.html (дата обращения: 14.03.2014).

направления социальной акшв1 пожилых людей

Саратовский государственный университет E-mail: marunovatr@mail.ru

Анализируются социальная активность пожилых людей и различные механизмы активизации социального поведения пожилых людей в современном российском обществе. Предложены различные пути активизации социального поведения пенсионеров. Ключевые слова: социальная активность, пожилые люди, пенсионеры.

The Factors of social Activity in older People T. R. Marunova

Social activity of the seniors and various mechanisms of activization of social behaviour of the old in a modern Russian society are analyzed in the article. Various ways of activization of social behaviour of pensioners are offered in the article conclusion. Key words: social activity, seniors, pensioners.

Процесс старения общества существенно изменяет его возрастную структуру. С каждым годом число людей третьего возраста увеличивается, возрастает их роль и значимость во всех сферах общественной жизни. В связи с этим актуальной становится задача создания «общества для всех возрастов», конструирования позитивного образа старости, эффективного использования потенциала геронтологической группы населения.

Социальная активность - деятельность личности, индивида, направленная на удовлетворение потребностей, создание благоприятных социальных условий, реализацию социальных инициатив, формирование активной жизненной позиции. Показателями социальной активности являются мотивированность, желание и инициативность субъектов. Социальная активность людей старшего возраста заключается, главным образом, в деятельности, направленной на семью и родных, удовлетворение собственных интересов и потребностей. Однако изменения в обществе

приводят к постепенному расширению сфер деятельности и интересов пожилых людей, к разнообразию форм социальной активности. Это, в свою очередь, способствует устранению чувства одиночества и отчужденности в старших возрастных группах.

Социальная активность пожилых людей зависит как от субъективных (личностных качеств отдельного человека, уровня его образования, его мотивации и жизненной позиции), так и от объективных факторов (отношения общества к пожилым людям, совершенствования социального управления, согласования интересов и действий различных социальных институтов)1.

В качестве причин снижения социально-экономического статуса пожилых людей в обществе в научной литературе выделяются следующие: прекращение трудовой деятельности, низкий уровень пенсии, отсутствие у большинства пожилых людей других источников доходов и помощи со стороны родственников, высокие расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и медицинское обслуживание; слабая адаптация к новым условиям жизни, невозможность повысить уровень образования, невостребованность на рынке труда в связи с возрастом; слабое здоровье2.

Сегодня социальный статус пожилых людей в России находится на довольно низком уровне. Не случайно у многих пожилой возраст ассоциируется исключительно с болезнями, снижением всех видов активности, выходом на пенсию, одиночеством и бездеятельностью. Это противоречит тому факту, что большинство людей пенсионного возраста довольно долго сохраняют свою социальную и личностную активность. Не стоит забывать также и об огромном жизненном и профессиональном опыте старшего поколения.

Основная проблема современного российского общества и государства заключается в том,

© Марунова Т. Р., 2014

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2

что социальная и государственная политика направлена в основном на молодое поколение как наиболее динамичную и развивающуюся социально-демографическую группу. Настало время обратить внимание на старшую возрастную группу и если не полностью обеспечить ей достойное материальное обеспечение, то дать возможность для реализации своего неистраченного потенциала, проявления активности и оказать разного рода поддержку. Главными особенностями социальной активности пожилых людей являются: инициативность, непритязательность, эмоциональность. Все это приводит в результате к более успешному достижению поставленных целей и задач.

Таким образом, социальную активность пожилых людей можно охарактеризовать как деятельность, направленную на изменение общественной среды и формирование социально активных качеств личности, зависящей во многом от настроения, самочувствия и субъективного состояния пожилого человека. Просматривается определенная закономерность в направлениях деятельности лиц пожилого возраста. Можно определить конкретные виды деятельности, наиболее характерные для данной социально-возрастной группы: трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая, куль-турно-досуговая, образовательная деятельность. имеют место различного рода общественные объединения и организации. Все эти направления деятельности способствуют более успешной интеграции в новый социальный статус, раскрытию и реализации накопленного опыта, сохраненной энергии саморазвития.

Продолжение трудовой деятельности позволяет пожилому человеку самореализоваться, не чувствовать себя ненужным и отстраненным от повседневности. Мотиватором к этой деятельности выступают жизненные потребности личности, стремление в определенной мере повысить свой профессионализм или поделиться имеющимся опытом, оставаться и в пенсионном возрасте нужным и востребованным. Общественно-политическая и социальная деятельность проявляются в соответствии с личностными потребностями в форме участия пожилых людей в различных видах деятельности. Все это позволяет им ощущать себя способными контролировать самостоятельно свою жизнь, стать востребованными и активными участниками общественных отношений, стать не потребителями социальных услуг и помощи, а активными организаторами и активистами различных обществ, советов и клубов. Задача состоит в том, чтобы создать условия для активной жизни именно в тот период, когда подступают старческие болезни, слабости и недомогания. Решить многие проблемы старости призван принцип активизации ресурсов для улучшения социального положения представителей третьего возраста.

Семейно-бытовая сфера определяет семейные обязанности и ритм жизни. Семья представляет собой матрицу любого проявления социальной жизни в старости. Усиливается посредническая функция пенсионеров, которая реализуется в том, что пожилые члены семьи нередко являются своего рода мостиком между родственниками, связующим звеном в межличностных отношениях, хранителями истории семьи, традиций, семейных альбомов и воспоминаний о «семейном дворе».

Культурно-досуговая и творческая деятельность способствуют более успешной социально-психологической адаптации пожилых людей, возрастанию активности и стремлений во многих сферах жизнедеятельности. Активный досуг и творческая деятельность позволяют людям старшего поколения развивать креативное и нестереотипное поведение, осваивать зачастую новые для себя виды искусства, находить творческие подходы в решении жизненных ситуаций. Свободное время становится более структурированным, что в то же время не мешает им заниматься давно любимыми видами деятельности и осваивать новые.

Образовательная деятельность способствует личностному развитию пожилых людей, сохранению их активной жизненной позиции и приобщению к изменениям современного информационного общества. Геронтологические данные позволяют сделать вывод о том, что структурные изменения, обусловленные возрастом, не являются препятствиями для включения представителей третьего возраста в образовательный процесс. Люди в зрелом и более старшем возрасте обладают хорошей организацией памяти, способностью к верным суждениям относительно неопределенных жизненных ситуаций. Кроме того, обучение в третьем возрасте - наиболее эффективная форма тренировки психических функций. Важным итогом образования в третьем возрасте должно стать позитивное изменение имиджа пожилых людей в обществе, инициация разных форм активности.

Активная жизненная позиция позволяет развивать и удовлетворять различные потребности пожилых людей, а именно: в новых знаниях и образовании, коммуникации, самовыражении, поддержании нормальной бытовой сферы и семейных отношений. Сегодня необходимо создание условий для увеличения и реализации социальной активности людей пожилого возраста. На данный момент корпус эмпирических данных свидетельствует о негативных явлениях, имеющих место в геронтологическом секторе социальной жизни: уровень стресса людей старших возрастных групп неизменно выше, чем у молодых, отмечается тенденция его роста у пенсионеров; пенсионеры по возрасту относятся к группам повышенного суицидального риска. Существуют разнообразные геронтологические

С. А. Узакова. Особенности культурной самоидентификации в этнических казахских семьях

риски: социальная изоляция, бедность, вдовство, плохое самочувствие, болезни, нарастание степени зависимости, отсутствие собственного жилья, семейного уюта, которые неблагоприятно отражаются на пожилых людях, попадающих в группу социальных аутсайдеров.

Нужны новые подходы к решению традиционных социогеронтологических вопросов, связанные со становлением мирового информационного пространства, новыми геронтотехно-логиями. Необходимы активные действия государства в направлении повышения социальной активности людей пожилого возраста:

- содействовать активизации интеграции граждан третьего возраста во все сферы жизни общества;

- содействовать распространению позитивного имиджа старости в обществе;

- совершенствовать социальные программы, мероприятия, направленные на людей старшего возраста;

- обучать квалифицированные кадры для специальных служб, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей и осуществление гарантий граждан пенсионного возраста.

1 См.: Интегрированная старость : практики социального участия / под ред. М. Э. Елютиной. Саратов : Изд. центр «Наука», 2007. С. 89.

2 См.: Старость в современном российском обществе : интеробъективный и интерсубъективный контексты / под ред. М. Э. Елютиной. Саратов : Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та. 2010. С. 54.

особенности культурной самоидентификации в этнических казахских семьях

Западно-казахстанский инженерно-гуманитарный университет, уральск E-mail: Salima1966@mail.ru

в статье обсуждаются особенности и отличия культурной самоидентификации казахов в традиционную эпоху и современность, влияния западной и восточной цивилизации, рыночной экономики, языковой ситуации, что говорит о сложности формирования новой казахстанской идентичности. По мнению автора статьи, массовая культура, несомненно, оказывает влияние на размывание традиционной культурной идентичности казахов, делая ее фрагментарной и многомерной.

Ключевые слова: семейные ценности, этничность, культура, культурная самоидентификация, русификация, вестернизация, традиционность

Features of Cultural self-Identification in Ethnic Kazakh Families

Features and differences of Kazakhs cultural self-identification during a traditional era and modernity, influences of western and east civilization, market economy, and a language situation that speaks about complexity formation of new Kazakhstan identity are discussed in article. According to the article's author, the mass culture, undoubtedly, has impact on erode of Kazakhs traditional cultural identity, doing it fragmentary and multidimensional.

Кеу words: family values, ethnicity, culture, cultural self-identification, russification, westernisation, traditional character.

Формирование своеобразия казахской культуры происходило под мощным влиянием четырех основных факторов: природных условий, особенностей социальной жизни, тенгрианско-

мусульманской религии и специфических особенностей национального воспитания. Исследуя своеобразие казахской духовной культуры, можно констатировать, что она сформировалось на основе ислама, и это во многом обусловило доминирование в ней сердечного, чувственно-созерцательного начала. Своеобразное творческое сочетание мусульманского и домусульманского начала в казахском народе сформировало характерное чувство любви к Родине как особую форму религиознаых чувств. Достижение суверенитета привело к возрождению этнического самосознания и культурной идентичности казахов. Вместе с тем культура казахов сегодня отличается мозаичностью, смесью вестернизации с традиционализмом, маргинальности с самобытностью.

Казахская цивилизация является традиционной, а казахстанская - современной. Как верно указывает С. Б. Алимова, в социогуманитарных науках главной и определяющей чертой традиционного общества признается доминирование традиции над инновацией. Сущность традиционного общества определяется в большей степени тем, что оно воспроизводит себя на основе традиций, традиционного опыта. Российский ученый А. Агаджанян выделяет три значения понятия «традиционность»:

- значение, близкое по содержанию к определению понятия «традиционное общество»,

Арсентьева Виктория Александровна,студентка Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления, г. НовосибирскArsenteva.vika.96@mail.ru

Социальная активность людей пенсионного возраста: взгляд социолога

Аннотация.В статье рассмотрены представления осоциальной активностилюдей третьего возраста. Проведен вторичный анализ исследования социальной активности людей пенсионного возраста. Представлены основные сферы социальной активности пенсионеров. Рассмотрены тенденции социальной активности в зависимости от пола респондента.

Ключевые слова:образ жизни, пенсионеры, пожилые люди, социальная активность, трудовая деятельность.

В современной российской реальности складываетсяситуация увеличения доли пожилых людей среди общего населения, что непосредственновлияет на социальноэкономические и духовнонравственные измененияв обществе. В связи с этим актуальной становится задачаиспользованияпотенциала людей старшего поколения. С переходом на пенсию меняется образ жизни человека. Сужается кругобщения и потребностей, увеличивается объем свободного времени, который необходимо заполнить полезной и содержательной деятельностью для продолжения полноценной жизни. В связи с этим возникает необходимость содействия в решении проблемы организации досуга для пожилых людей[1, c.52]. Свободное времяспособствует раскрытиюновых талантов. Кроме того, у людей пенсионного возраста естьжеланиебыть нужными полезным. Поэтому данная проблема проявляется как некий поиск путей удовлетворения своих желаний и реализации нерастраченного потенциала, как следствие получения удовлетворения от жизни. В настоящее время становится актуальным исследованиеповседневной жизнилюдей, находящихся на пенсии, с целью выявления их потребностей, а также длядальнейшейразработки мероприятий по организации свободного времени и досуга[2, c. 58].Довольно многие ученые исследуют как биологические, так и социально демографические особенности людей пенсионного возраста. Так,например место и роль пожилых людей в российском обществе, влияние социальнодемографических характеристик научастие пожилых людей в трудовой и общественной деятельности, концепции социального поведения личности в пожилом возрасте, динамика изменения статуса пожилого человека глубоко проанализированы в работахН. Г. Большаковой, И. Н. Бондаренко, В. М. Васильчикова, Д. Г. Владимирова, С. В. Калашникова,.В социологии социальная активность определяется как способ жизнедеятельности социального субъекта, заключающийся в осознанной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Через социальную активность выражается уровень социальных потенций субъекта, его культура, умения, знания и навыки, способность охватывать своей деятельностью окружающий мир, изменять его и вместе с ним самого себя. Социальную активность можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны, как результат воздействия социальной среды, а с другой –как фактор, который определяет эту среду.Социальная активность пожилых людей сгруппирована по двум основным направлениям: 1) выполнение повседневной работы в семье; 2) удовлетворение различного рода своих интересов. Оба этих направления взаимосвязаны и способствуют сохранению позитивной самооценки, устраняют чувство ненужности, одиночества, при условии, что им сопутствует материальное обеспечение, соответствующее реальному прожиточному минимуму. Следует отметить, что социальная активность пожилых людей зависит как от субъективных факторов –личностных качеств отдельного человека, уровня его образования, его мотивации и жизненной позиции, так и от объективных –отношения общества к пожилым людям, совершенствования социального управления, согласования интересов и действий различных социальных институтов. Поэтому, определяя причины активности пожилых людей, следует иметь в виду объективную необходимость поддержания, выполнения определенной роли каждым человеком в обществе в процессе его жизни, удовлетворения потребностей поддержания его жизнеобеспечения и деятельного существования.Основными компонентами социальной активности пенсионера, на наш взгляд, являются самостоятельность, ответственность, инициативность личности в достижении общественно значимых целей, ее способность предпринимать конкретные действия по реализации инициатив и планов. Активность пожилого человека обуславливают его духовные ценности, интеллектуальные потребности и целесообразное их использование в течение жизненного пути. У физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта может продолжаться и после 80 лет. Разум пожилого человека глубоко проникает в суть явлений, ясно видит взаимосвязь жизненных событий. Исходя из вышеизложенного, можно считать, что социальная активность пожилых людей –это интегрированная характеристика целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности. Она зависит от социальноэкономического положения пожилых людей, их состояния здоровья, социальной среды, уровня профессионализма социальных работников, осуществляющих функциональноролевой репертуар социальной работы, от настроения людей. Чем лучше настроение и самочувствие людей, тем более вероятны активное участие соответствующих слоев в социальной деятельности и успешная адаптация, а чем хуже, тем вероятнее их неспособность приспосабливаться к новым условиям и меньшая активность. По мнению Н. Смелзера, некоторые пожилые люди перестают играть активную роль в обществе изза расстройства здоровья, финансовых затруднений и эмоциональных переживаний.Социальная активность как готовность к общественной деятельности выступает в соответствии с основными потребностями личности и проявляется в вовлеченности пожилых людей в процесс деятельности. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион 64 Активизация социального поведения пожилых людей означает, что они выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных проблем. При этом развиваютсятакие качества личности, которые делают личность способной контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественных отношениях. Все это будет проявляться в освоении новых социальных ролей: вместо просителей и клиентов Центров социального обслуживания –участники и организаторы обществ или советов ветеранов, клубов пожилых людей. Конечно, в этом могли бы участвовать те, кому позволяют здоровье и возраст, но и этих пожилых лиц тоже будет немало.Однако, социальная активность напрямую связана с образом жизни человека, так Г. Осадчая и А. Возьмитель определяют образ жизни как устойчивые формы социального бытия, совместной деятельности людей. Определенный образ жизнивозникает в результате реализации и последующей объективации тех или иных многообразных способов и стилей жизни.Что касается двух основных сфер жизнедеятельности (трудовой и семейнобытовой), то здесь активность пожилых определяется отношением к данным видам деятельности, т.е. эмоциональным компонентомдеятельности. Следует особо отметить, что в сфере трудовой деятельности на первый план выступают жизненные потребности личности, материальные интересы семьи, взаимоотношения в коллективе, стремление повысить свое профессиональное мастерство, понимание общественной значимости труда. В большинстве случаев трудовая занятость пенсионеров вызвана необходимостью дополнительного источника средств к существованию. Такая деятельность является вынужденной, и ее можно считать «отчужденной», пассивной.Если же трудовая деятельность пенсионера связана с утверждением своей роли в обществе и самореализацией, то в этом случае она являетпримерсоциальной активности пожилого человека.Сфера быта дает представление о том, каковы особенности общения личности в быту, ритм жизни и круг выполняемых обязанностей, несвязанных с профессиональной деятельностью. Деятельность в семейнобытовой сфере может и не считаться активной, если она вынужденная и не приносит позитивных эмоций.Так,в систему образа жизни пожилого человека частично входит ведение домашнего хозяйства, устройство жилого пространства. Другой важной составляющей образа жизни пожилого человека является рекреация –процессы восстановления жизненных сил, снятие психического напряжения, оздоровление, осуществляемые в различных формах отдыха, активного или пассивного досуга, лечения. Кроме того,среди составляющих образа жизни пенсионеров присутствуют процессы саморазвития, общения, воспитание внуков и т.д.[3, c.88].На примере исследования, проведенного в Магаданской области в 2010 году, прослеживается социальная активность людей пенсионного возраста, распределение их досуга. Так, например, по результатам опроса выявлено, что большинство пенсионеров(59%)продолжают трудовую деятельностьс учетов своих возможностей[4]. Образ жизни пенсионеров во многом определяется тем, как они проводят свободное время. Как показали результаты,больше половины пенсионеров(64.2%)в свободное время смотрят телевизор, читают книги, газеты, журналы(55.7%). Чуть меньше половины респондентов(45.2%)общаются с родственниками, друзьями. 37.9% пенсионеров ездят на природу, 21.6% занимаетсяс внуками. Как видим, в большей мере это пассивный досуг. Лишь одна пятая занята более продуктивным видом деятельности –общением с внуками.Что касается общественной жизни респондентов, то 30.1%пенсионеров участвуютв митингах и демонстрациях. С нашей точки зрения, участие в митингах –это показатель активной жизненной позиции пенсионеров. Даже понимая, что эти митинги не дадут желаемого результата, люди пенсионного возраста продолжают в них участвовать. Показательно, что незначительная часть пенсионеров состоит в партии (8%).Это тоже пример активной гражданской позиции.Каждый четвертый (26.2%) пенсионер посещает культурнодосуговые мероприятия, когда есть желание и возможность. Не посещают вообще никаких мероприятий чуть меньше одной трети опрошенных. 30 % людей пенсионного возрастапосещают по особым случаям, например, когда их приглашают или по праздникам. Интересно, что работающие пенсионеры чаще посещают культурнодосуговые мероприятия, чем пенсионеры, не продолжающие трудовую деятельность.Это еще раз подтверждает то, что активная жизненная позиция зависит от самого человека.Отметим, что респонденты интересуются общегородскими мероприятиями такими, как «день города», «проводы зимы», «день победы», «день семьи» и т.д. в связи с тем, что перечисленные мероприятия проводятся регулярно, бесплатно. Пенсионеры,ощущая нужду в общении, уверены, что в такой праздник всегда найдут с кем побеседовать, поделиться новостями и впечатлениями(Результаты представлены в таблице 1).Таблица 1

Итак, в ходе опроса было выявлено, что в пожилом возрасте социальная активность проявляется, прежде всего, в четырех основных сферах жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейнобытовой и социокультурной. Как именно будет вести себя представитель третьего возраста, зависит от его жизненной позиции, типа маскулинности или фемининности.Подведем итоги. Трудовая занятость пожилого человека вызвана чаще всегонеобходимостью дополнительного источника средств существования. Такая деятельность является вынужденной. С выходом на пенсию у пожилого человека неизбежно возникаетряд проблем, связанных не только с изменением величины доходов, привычного уровня жизни, но и с привыканием к новому социальному статусу.Для этого необходимо создавать специальные условия и поддерживать инициативу дляпродолжениятрудовой деятельности.Показателями социальной активности в пожилом возрасте являются общественная и социокультурная деятельность: постоянная занятость в данных сферах может быть вызвана только внутренней мотивацией и свидетельствует об активной жизненной позиции индивида. Семейная деятельность чаще всего организована вокруг воспитания внуков. Но вместе с тем важно расширять сферу досуга в этой деятельности. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полноценной. Пенсионеры не будут чувствовать себя ненужными и отвергнутыми.

Ссылки на источники1.

Воробьев Ю.Л.,Попов А.А. Духовная жизнь пожилых людей в современном российском обществе// Вестник Самарского государственного университета. –2007. –№1. –С. 57–63.

Возьмитель А. А., Осадчая Г. И. Образ жизни: теоретикометодологические основы анализа // Социологические исследования. –2009. –№ 8. –С. 58–64. 3.Щанина Е. В. Основные факторы трудовой активности пожилых людей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. –2013. –№ 1 (25). –С. 88–96.4.Чепенко Л. В. Региональные особенности образа жизни пенсионеров Магаданской области// Современные исследования социальных проблем. –2012. –№ 1. 5.Ильиных С.А. Концепты маскулинности и фемининности в русле гендерного подхода // Идеи и идеалы. 2011. Т. 1. № 4. С. 131144.

Сегодня существует парадокс: население старится демографически и статистически, в то время как индивиды в биологическом и психологическом смысле становятся моложе.

Анализ средней продолжительности жизни в период с 1930 года по 2000 год показывает, что жизненный цикл увеличился на 15 лет. Знание характеристик, способов жизни, моделей участия пожилых людей в жизни общества вместе со всеми статистическими данными по демографическим изменениям в структуре населения – жизненно необходимые предпосылки для разработки согласованной, всесторонней политики в отношении к старому возрасту.

Участие пожилых людей в жизни общества кажется, на первый взгляд, вторичным или менее значимым вопросом по сравнению с другими возрастными проблемами. Однако, только участвуя в жизни общества, человек получает признание и социальный статус. Пожилые люди при выходе на пенсию теряют свою главную возможность социальной интеграции, которая называется занятостью.

Существуют различные причины для поддержания участия пожилых в жизни общества, часть из них – психологические. Если выход на пенсию рассматривается как выход «из нормальной жизни» (активная занятость может быть рассмотрена как «норма»), то пожилому человеку такая потеря должна компенсироваться другой деятельностью, которая помогла бы ему избежать социальной изоляции, ведущей к психологическим проблемам и ускорению процесса старения.

Участие пожилых людей в жизни общества можно рассматривать в двух аспектах:

· какой вклад пожилые вносят в жизнь общества, участвуя в различных видах социальной деятельности;

· как само общество помогает реорганизовать жизнь пожилых людей после выхода на пенсию и способствует их социальной интеграции.

Участие пожилых людей в жизни общества может иметь различные формы:

- голосование на выборах;

- политическое участие на местном, региональном и национальном уровнях;

- добровольная волонтерская работа в различных видах деятельности.

«Пожилые люди – полноправные члены общества, они могут принимать активное участие в жизни своей страны. Конечно, для этого само общество должно создать такие условия, чтобы участие пожилых людей в жизни общества было востребованным» [31, c. 90].

Процесс вовлечения пожилых людей в различные формы социальной активности является важным аспектом жизни данной категории людей.

Пожилой возраст – период в жизни человека, когда он набрался уже достаточно опыта, владеет многими умениями и навыками и может их всецело применить в своей жизни и на благо общества. Так как в данном возрасте основной проблемой стариков является их невостребованность и ненужность, то задачей специалиста по социальной работе будет не допустить возникновение этого чувства, или, по крайней мере, избавить человека от него.

В данном аспекте необходимым является помощь пожилым людям в применении их знаний, умений и навыков в жизни, то есть активизация трудовой деятельности пенсионеров. Кроме этого, специалист по социальной работе может помогать найти досуг по душе каждому человеку, наладить взаимоотношения с близкими и друзьями и т.д. То есть , пожилой возраст – это этап, когда стоит начать заниматься тем, чем еще не занимался, и исправить те ошибки, которые совершались ранее.

Социальной значимостью вовлечения пожилых людей в различные формы социальной активности будет тот момент, что они могут передать молодому поколению различные знания в той или иной сфере, а также их вклад имеет общественно-полезное значение. Важно помочь личности передать свои знания и опыт, этим самым предоставляя ощущение важности для общества и перспективы в жизни [52].

Козлова Т.З. убеждена [25, с. 12], что «благодаря помощи специалиста по социальной работе пенсионный возраст должен стать для человека плодотворным временем для творческой, культурной, образовательной и педагогической деятельности. К тому же, согласно исследованиям, интенсивная творческая работа, социальная активность, подвижный образ жизни позволяют увеличить продолжительность жизни».

Например, А.А. Аронов, исследуя представителей пожилого возраста, отмечает, что размеренный образ жизни, физические усилия, получение еще одного образования продлевают творческое долголетие [5].

Е.И. Холостова считает, что социальная активность пожилых людей должна осуществляться во многих направлениях. Человек должен воздействовать и на умственную сферу, и на физическую [48].

В социальной работе необходимо учитывать, что социальная активность пожилых людей проявляется в 4 сферах: общественной, социокультурной, семейно-бытовой и трудовой.

Трудовая деятельность проявляется в возможности продолжать работать в своей профессиональной сфере. К сожалению, из-за возрастных особенностей и ограничения здоровья, не все пенсионеры могут продолжать работать, поэтому для таких категорий людей может применяться работа на дому: вязание вещей на заказ, выращивание цветов, сельхозпродукции, разведение животных и т.д. Поэтому специалисту по социальной работе следует учитывать вышеобозначенные факторы и подбирать работу, исходя из индивидуальных особенностей пожилого человека.

Социокультурная деятельность проявляется в занятии различными хобби и возможности самовыражения личности. Снова, учитывая индивидуальные особенности, специалисту по социальной работе необходимо подбирать занятие и вовлекать пенсионера в клубы по интересам.

Третий вид деятельности, как общественная работа, позволит дать ощущение морального удовлетворения своих потребностей. Общественная активность может стать заменой трудовой, хотя и не несет материальной основы. Здесь пенсионеры могут сами стать социальными работниками или волонтерами и помогать другим группам населения.

«Добровольческая работа основана на свободном выборе активности. Она направлена на помощь бедным в самых различных областях, включая помощь пациентам в больницах, посещение заключенных в тюрьмах, доставку «еды на колесах» для зависимых людей – лиц с ограниченными возможностями. Эта работа часто выполняется через ассоциации, но может также быть прямо организована властями или учреждениями, такими как больницы, школы, муниципалитеты и т.д.» [31, c. 93].

Семейно-бытовая деятельность может дополнять одну из вышесказанных видов активности. Ее сущность заключается в том, чтобы наладить отношения с близкими или помогать младшему поколению в воспитании детей или налаживании быта [44].

Л.И. Анцыферова к тому же считает, что, если человек оказался в ситуации «отставки», перед ним встаёт трудная задача – реализовать свои возможности в новых видах деятельности, нередко требующих изменения образа жизни [3].

Одним из перспективных направлений В.А. Фокин и И.В. Фокин отмечают включение системы социально-геронтологической работы в электронно-сетевое пространство, то есть процесс интенсивного и широкого применения информационных технологий [47].

«Способности не сконцентрированы в раннем периоде жизни, а распределены по всему жизненному пути человека от детства до глубокой старости. Выявить и сформировать их можно только в соответствующий период жизни. Развитие этих способностей также нуждается в целенаправленной социальной и психологической поддержке, как и способности начального периода жизни» [39, c. 137].

Различают четыре типа способностей, сменяющих друг друга по ходу жизни: исполнительские, творческие, политические и духовные. Это не значит, что человек пожилого возраста перестает существовать как исполнитель или творец. Это значит, что пик высших достижений для этих способностей миновал [39].

«Общество закономерно стареет, но в этом должно видеть не беду, а благо, которым надо уметь пользоваться» [39, c. 138].

На основе изученных литературных данных можно сделать некоторые выводы о ресурсных возможностях пожилого человека. Под ресурсными возможностями мы понимаем некоторые особенности пожилых людей, которые могут способствовать благополучному старению и решению возрастных задач, но, как правило, не находят себе применения без внешней поддержки. На наш взгляд, они могут и должны быть актуализированы в каких - либо социальных структурах, предназначенных именно для создания наиболее комфортных условий существования пожилого населения.

В позднем возрасте в связи с резким изменением социального статуса, а также уменьшением физической и психической активности, можно наблюдать значительные изменения личности. Весьма расхожим является представление о затухающей жизненной, а значит и творческой активности престарелых людей. Однако это далеко не так. По данным Л.Н. Москвичевой [39], исследовавшей пенсионеров, работающих преподавателями МГУ, их творческая активность, а также удовлетворенность работой выше, чем у 40-летних. З.Ф. Есаревой была показана непрерывность развития зрелого человека на примере творческой активности, в том числе и в пожилом возрасте. Как ей удалось установить, творческая активность ученых разных специальностей (математики, физики, биологи, психологи, историки, филологи) во время зрелости имеет целый ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов. Причем оптимумы и подъемы приходятся и на пожилой и старческий возраст [45].

Однако практически все возрастные психологи считают, что классический образ "психической окаменелости" не годится для правильного понимания пожилого возраста. Сознание человека и его психика имеют системное строение, и изменение (в частности, ухудшение) одних психологических функций может быть успешно компенсировано за счет других психологических функций. Кризис и есть свидетельство того, что субъект в условиях изменившихся психофизиологических возможностей организма, состояния здоровья, исчерпавшейся мотивации достижений и прочего оказывается готов к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни [14]. Выход на пенсию, и другие маркеры смены статуса, формально узаконивают эти изменения, делают их, так сказать неизбежными, так как самостоятельно принятое решение о выходе на пенсию, например, есть всегда решение развивающегося субъекта. Поэтому представляется необходимым создание специализированных консультативных пунктов для людей пожилого возраста, задачей которых будет психологическая подготовка субъекта к выходу на пенсию, к совладанию с кризисом пожилого возраста, фасилитация(стиль управления) поиска субъектом новых жизненных ориентиров.

С точки зрения гуманистической психологии важнейшее условие самореализации в любом возрасте, личностного роста и психического здоровья – это позитивное принятие человеком себя, которое возможно только при безусловном позитивном принятии со стороны значимых других. По-видимому, для пожилого возраста безусловное позитивное принятие себя связано с безусловным позитивным принятием своего жизненного пути (семьи, профессии, досуга, жизненных ценностей и другое).

Психические процессы, хоть и отличаются в пожилом возрасте некоторой ригидностью и немного замедленны, по сравнению со зрелым возрастом, все же обеспечивают необходимый уровень жизненной активности. Умственные способности пожилых людей гораздо выше, чем это принято считать. При отсутствии сильных органических нарушений, они снижаются незначительно. Кроме того, старики обладают таким умственным качеством, которое недоступно более молодым взрослым, как мудрость. А это значит, что в житейском плане пожилые люди при благополучном старении умеют находить решения конфликтных ситуаций, а также наиболее выгодные разрешения жизненных ситуаций.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить следующие основные психологические ресурсы пожилых людей.

1. Мудрость, или жизненный опыт.

2. Нереализованные потребности духовно-познавательного, творческого плана, если они были сформированы в течение жизни.

3. Способность и желание к изменению.

4. Способность к социальным контактам и необходимость в них.

Для благополучного старения необходимо наличие некоторых внутренних условий. Возможность и потребность в их приобретении, в благоприятной психологической атмосфере и соответствующей социальной обстановке, наверное, и следует считать основным ресурсом пожилого человека. Однако, вспоминая теорию потребностей Маслоу, мы должны отметить, что большинство людей пенсионного возраста всерьез озабочены только одной проблемой – добыванием хлеба насущного и более высокие потребности у них, как правило, не актуализированы. Следовательно, пока не обеспечены низшие потребности, сложно добиться актуализации выделенных нами «ресурсов».

Итак, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на наличие необратимых биологических изменений, которые можно значительно замедлить в соответствии с современным уровнем развития медицины, сохранность когнитивных процессов во многом зависит от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека, его желания к саморазвитию и тренировки. При этом опыт позволяет восполнить снижение скорости познавательных процессов, а неоспоримым преимуществом старости является приобретение мудрости.

Что касается, эмоциональной сферы, к старости, как правило, человек становится более ранимым, требует более чуткого внимательного отношения. Несмотря на это, при выборе жизненной стратегии, пожилой человек может чувствовать себя эмоционально благополучно при практически любых жизненных обстоятельствах. В задачи социальных служб должно входить не только обеспечение психоэмоционального комфорта, но и помощь в выработке позитивной стратегии эмоционального старения. Скорее всего, наибольшее влияние на этот выбор оказывает осмысление жизненного пути. Структура самосознания пожилого человека претерпевает ряд изменений, таких как: депривация притязания на признание, отторжение от имени, размывание половой идентификации, удлинение прошлого при осознании временной перспективы.

В пожилом возрасте человека возникают новые задачи развития, при этом наиболее важными психологическими задачами являются: сохранение согласованности с собственной идентичностью и нахождение смысла жизни. Решение этих и других возрастных задач может быть облегчено при использовании пожилым человеком внутренних ресурсов, таких как: мудрость, нереализованные потребности духовно-познавательного, творческого плана, способность и желание к изменению, способность к социальным контактам и необходимость в них.

Исходя из вышесказанного также следует, что вовлечение пожилых людей в различные формы социальной активности является важнейшим направлением социальной работы и социальной геронтологии, так как данная группа населения, чаще всего, остается без внимания общества. Новый международный демографический порядок вызвал необходимость по-новому взглянуть на поколение людей, относящихся к третьему возрасту, на их место и роль в жизни общества.

При работе с пожилыми людьми необходимо учитывать, что пожилые люди владеют большим багажом знаний и умений, которые необходимы молодому поколению. Социальная работа должна быть сосредоточена на вовлечении пожилых людей в социум.

Способности не сконцентрированы в раннем периоде жизни, а распределены по всему жизненному пути человека от детства до глубокой старости. Различают четыре типа способностей, сменяющих друг друга по ходу жизни: исполнительские, творческие, политические и духовные. Общество закономерно стареет, но в этом должно видеть не беду, а благо, которым надо уметь пользоваться.

Анализ частных случаев

Для выявления социальных проблем и ресурсов (способностей) пожилых людей был использован метод беседы.

Беседа была проведена с двумя людьми пожилого возраста: 70 лет женщина и 85 лет мужчина.

В ходе беседы были заданы следующие вопросы:

1. С кем вы проживаете?

2. Семейное положение?

3. Каково состояние Вашего здоровья?

4. Имеется ли у Вас инвалидность?

5. Имеете ли Вы детей?

6. Общаетесь ли Вы со своими детьми?

7. С кем преимущественно общаетесь?

8. Какое у Вас образование?

9. Удовлетворены ли Вы своим питанием?

10. Удовлетворены ли Вы своими жилищными условиями?

11. Удовлетворены ли Вы своим материальным положением?

12. Удовлетворены ли Вы своими Медицинским обслуживанием?

13. Имеете ли Вы возможность оказания материальной помощи близким?

14. Нуждаетесь ли Вы в посторонней помощи?

Обобщённые результаты представлены в таблице 1.

Читайте также: