Социальная пенсия в 1996г в

Историю роста пенсий в России можно разделить на три этапа: первый – 90-е годы, второй – с 2002 по 2009 годы, третий – с 2010 по 2018 годы. Эти периоды отличаются друг от друга, как каменный, железный и бронзовый века. При этом, по мнению правительства, в стране уже наметились признаки золотого века. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» узнавал подробности.

Повышение пенсий с 1990 по 2001 годы

В 80-е годы минимальная пенсия в Советском Союзе равнялась минимальной заработной плате и составляла 70 рублей. Эта планка была одинакова для всех 15 союзных республик.

В ноябре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно которому минимальная пенсия была повышена с уровня минимальной заработной платы в 70 рублей до уровня прожиточного минимума – 100 рублей.

Таким образом, минимальный размер пенсии на территории РСФСР с 1991 года был увеличен на 30 рублей – с 70-ти до 100. Можно назвать это первой индексацией российских пенсий в 90-е годы. Этим же законом почти вдвое повышались социальные пенсии в РСФСР.

Ну, а дальше случился распад СССР, и началась до сих пор вспоминаемая с ужасом гиперинфляция. Государство проводило индексацию пенсий, но угнаться за инфляцией было не в состоянии.

В период с 1992 по 2001 год включительно размер минимальной пенсии с учётом деноминации вырос в 542 раза.

Повышение пенсий с 2002 по 2009 годы

В 2002 году в России началась пенсионная реформа: пенсию разделили на три части – базовую, страховую и накопительную, последняя стала новшеством в пенсионной системе страны. К сожалению, до сих пор, спустя 16 лет, современная российская власть толком так и не разобралась, что делать с накопительной частью пенсий.

А вот что касается базовой и страховой части – там всё просто, как дважды два. Это государственные управленцы, хоть и с грехом пополам, но усвоили. Простота заключается в регулярной индексации пенсий: выросла инфляция – вслед должны вырасти и пенсии.

До 2009 года базовая часть пенсии индексировалась 15 раз и повысилась с 450 рублей в 2002 году до 2,5 тысяч рублей в 2009 году. Страховая часть не отставала и тоже была проиндексирована 15 раз.

В результате этих повышений с 2002 по 2009 годы пенсии выросли в 7,5 раз – с 823 рублей в 2001 году до 6,2 тысяч рублей в 2010 году.

Повышение пенсий с 2010 по 2018 годы

В 2010 году – ещё одна пенсионная реформа: базовую и страховую часть объединили в страховую часть пенсии, которая и подлежала индексации. Ниже Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» публикует сведения о повышении пенсий по годам – с 2010-го по 2018-й.

Индексация пенсий 2010-2018, в процентах

• 2012 – 10,65

• 2013 – 10,12

• 2014 – 8,31

• 2015 – 11,4

В 2018 году индексация пенсий оказалась самой минимальной со времён распада СССР – 3,7%. В правительстве объясняют это низкой инфляцией, продемонстрировавшей успехи российской экономики. Жаль только, что эти успехи обернулись поражением пенсионеров, которых в 2018 году перевели на самое копеечное повышение пенсий в истории современной России.

Переплюнули даже 2016 год, когда правительство сократило размер индексации пенсий с 12,9% до 4%. Должны были тогда проиндексировать на одну величину, а проиндексировали на другую – в три раза меньшую. Сэкономили.

В результате такой арифметики власти не доплатили пенсионерам триллион рублей – такие расчёты приводят депутаты Госдумы от «Справедливой России», они же предложили правительству вернуть эти деньги пенсионерам. С ответом правительства на идею вернуть пенсионерам триллион рублей можно ознакомиться здесь .

Чтобы сохранить публикацию на свой компьютер, нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши – Ctrl и D . Ссылка автоматически сохранится в разделе «Избранное/Закладки» вашего браузера и всегда будет у вас под рукой.

Пенсия в России – это определённая денежная поддержка государства, которую получает гражданин РФ после достижения определённого стажа, в результате потери трудовой способности или наступления страхового случая. Она представляет собой некоторый гарантированный доход, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

Данные по минимальной

Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.

Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер ПМП, в рублях
2019 8657
2018 8726
2017 8540
2016 8803
2015 7161
2014 6354
2013 6131
2012 5564
2011 4938
2010 4780
2009 4294
2008 3191
2007 2731
2006 2418
2005 1801
2004 1605
2003 1379
2002 1144
2001 962
2000 571,3
1999 347,9

График:


Термин ПМП включает в себя все расходы на удовлетворение базовых нужд и потребностей гражданина. Среди этих расходов, которые должны полностью покрываться ПМП, входят следующие:

  • продукты питания (на них приходится основная расходная часть): овощи, фрукты, крупы, мясные и молочные продукты и другие. Данный вид расходов, который призван обеспечить поддержание здоровья человека в питании, называется продовольственной корзиной;
  • расходы непродовольственного характера: одежда, обувь, канцелярские принадлежности и другие.
  • оплаты медицинских услуг, в том числе и лекарств;
  • транспортные расходы (автобус, поезд, метро и другие);
  • расходы на ЖКХ.

Если пенсия, которая была установлена, пожилому гражданину не дотягивает по своему значению до ПМП, то ему необходимо обратиться в социальные органы защиты для выплаты дополнительной суммы денег до уровня минимального прожиточного минимума.

Данные по средней

Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер средней пенсии, в рублях
2020 15400
2019 14900
2018 14300
2017 13620
2016 13132
2015 11783
2014 10888,7
2013 10400
2012 9040,5
2011 8202,9
2010 7476,3
2009 5191,1
2008 4198,6
2007 3115,5
2006 2726,1
2005 2364
2004 1914,5
2003 1637
2002 1378,5
2001 1023
2000 694,3
1999 449


На основании данных таблицы видно, что средняя пенсия в целом по стране растет ускоренными, но недостаточными темпами. Если смотреть на нее в разрезе учета инфляции http://fincan.ru/articles/39_inflyacija-v-rossii-po-godam/, то можно увидеть, что практически сумма повышения только только перешагивает уровень инфляции. А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.

По прогнозам Минфина за счет новой пенсионной реформы средняя пенсия по стране достигнет к 2024 году всего лишь 20 тысяч рублей. Смогут ли при таком уровне пенсии граждане жить лучше к 2024 году? По мнению нашей редакции ответ "нет". Поскольку за этот промежуток времени бензин, налоговые отчисления, цены на товары и услуги вырастут значительно выше.







Обсуждение последующих вариантов пенсионной реформы в России невозможно без анализа того, что происходило в пенсионной системе в 1995–1997 годах, поскольку события тех лет определили появление принципиально новых реформаторских подходов.

1995 год можно считать переломным в состоянии пенсионного обеспечения. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 годов стремительно снизили покупательную способность пенсий, впервые с начала экономических реформ средний размер пенсии опустился ниже прожиточного минимума пенсионера, а минимальный – ниже 60% этого показателя (рис. 1). Это потребовало срочного повышения пенсий.

Одновременно с этим дальнейшее сокращение численности занятых, падение реальной зарплаты и увеличение задолженности по ее выплате привели к тому, что в 1995 году в пенсионную систему в реальном выражении поступило меньше средств, чем в 1994 году. Хотя формально бюджет ПФР был исполнен с текущим профицитом, впервые страховых взносов собрали меньше, чем требовалось для выплаты пенсий.

В дальнейшем балансировать бюджет ПФР удавалось за счет комбинированной схемы повышения уровня пенсий (нерегулярные индексации и периодическое повышение компенсаций) и накопления задолженности по выплате пенсий, впервые появившейся в том же 1995 году. Уже с начала 1996 года долг ПФР перед пенсионерами снова стал интенсивно нарастать (рис. 3), достигнув в конце года 12% от его годового бюджета.


Источник: данные бюджетов ПФР.

Рис. 3. Динамика задолженности ПФР по выплате пенсий

Колоссальными усилиями правительства по мобилизации просроченной задолженности и увеличению доли бюджетного финансирования в доходах ПФР задолженность была полностью погашена к июлю 1997 года (рис. 3). Однако достичь этого удалось ценой фактического замораживания индексации пенсий, что привело к ухудшению реального размера пенсии, отношения пенсии к прожиточному минимуму и ставки замещения (табл. 1). К тому же страховых взносов по-прежнему поступало меньше, чем требовалось для выплаты пенсий, поэтому о стабилизации финансов пенсионной системы говорить не приходилось.

Несмотря на тяжелое финансовое положение пенсионной системы, ее обязательства продолжали необоснованно расширяться за счет предоставления льготных по возрасту пенсий все новым категориям занятых. Иными словами, пенсионная система и в середине 1990-х годов продолжала играть роль амортизатора социальных проблем экономической трансформации. Наиболее яркий пример: в начале 1996 года педагогам школ и других детских учреждений, а также медицинским работникам в сельской местности разрешили получать пенсию за выслугу лет при условии продолжения работы на том же месте. И уже во II квартале того же года численность пенсионеров этой группы почти удвоилась (рис. 4), причем практически все они работали. Очевидно, что за счет пенсионной системы государство просто повысило доходы плохо оплачиваемых категорий занятых.


Источник: данные ПФР и Росстата.

Рис. 4. Увеличение численности пенсионеров за выслугу лет

Либерализация правил предоставления статуса инвалида в 1990-е годы спровоцировала рост числа пенсионеров по инвалидности – с 3,3 млн до 4,7 млн человек за 1992–1997 годы[30]. Это сказалось на снижении фактического возраста выхода на пенсию, поскольку пенсионеры переходили с пенсии по инвалидности на пенсию по старости, достигая пенсионного возраста[31].

Сокращение реальных размеров пенсий под влиянием возросшей в конце 1994 года –начале 1995 года инфляции совпало с подготовкой к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В течение 1995 года руководство страны старалось удержать средний размер пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера, провело пять индексаций пенсий и два повышения компенсационной выплаты. Дополнительно были введены компенсации к пенсиям ветеранов войны.

Темпы роста компенсационных выплат начали постепенно обгонять темпы индексаций, но средств ПФР не хватало для поддержания уровня жизни пенсионеров. Поэтому весной 1996 года была введена компенсационная выплата в размере, обратно пропорциональном величине получаемой пенсии. Те, кто имел минимальную пенсию, получили компенсацию 150 тыс. рублей (почти в 2,5 раза превосходившую минимальную пенсию), пенсионеры с максимальными пенсиями – 85 тыс. рублей (менее 2/3 размера их пенсий)[32]. Это привело к сокращению и до этого не высокой дифференциации размеров пенсий и еще большему отрыву их от прошлых заработков.

С середины 1996 года и до октября 1997 года ни минимальная пенсия, ни компенсации не повышались, поскольку правительство пыталось погасить долги перед пенсионерами. К тому времени экономическая неэффективность и социальная неприемлемость периодических индексаций пенсий и повышений компенсаций стали очевидными. Требовались новые способы регулирования доходов пенсионеров. В 1997 году в развитие идей, заложенных в Концепции 1995 года, для усиления связи пенсии с прошлым трудовым вкладом пенсионерам предоставили право выбирать (с февраля 1998 года), на основе каких правил – 1990 или 1997 года – рассчитывать пенсию, при этом сохранялись ранее действовавшие правила расчета пенсий[33].

В соответствии с новыми правилами пенсия определялась умножением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) на среднемесячную зарплату в стране в предшествующий назначению или перерасчету пенсии квартал. ИКП зависел от продолжительности трудового стажа и прошлых заработков пенсионера. Стаж учитывался аналогично правилам, установленным в Законе 1990 года: 20/25 лет трудового стажа обеспечивали женщинам/мужчинам размер пенсии на уровне 55% заработной платы. Превышение стажа позволяло увеличить пенсию по 1% за каждый дополнительный год работы, но не более 75%. Новацией правил 1997 года стало введение соотношения индивидуального и среднего заработков, установленного в 1998 году на уровне 0,7, а в 2000–2001 годах постепенно повышенного до 1,2.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

от 18 января 1996 г. N 1-1-У

О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ПРИБЫВШИХ

НА ЖИТЕЛЬСТВО В РОССИЮ ИЗ ГОСУДАРСТВ - БЫВШИХ

РЕСПУБЛИК СОЮЗА ССР

В связи с поступающими запросами органов социальной защиты населения о применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации сообщает следующее.

1. Пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории России.

В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, по месту жительства на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

2. После назначения пенсии в России о данном факте ставятся в известность органы, осуществлявшие пенсионное обеспечение лица по прежнему месту жительства.

3. Лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Далее именуется "Закон РСФСР от 20.11.90".

Далее именуется "Соглашение от 13.03.92".

В аналогичной ситуации в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92, назначение пенсии производится со сроков, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом у лиц, обращающихся за назначением пенсии, истребуется заявление, содержащее сведения о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Кроме того, в заявлении указывается, что в случае переплаты пенсии (при поступлении сведений о сроках прекращения выплаты пенсии) переполученные суммы будут выплачены.

При поступлении соответствующих сведений производится пересмотр сроков назначения пенсии и доплата либо удержание излишне выплаченных сумм пенсии.

5. В тех случаях, когда лицо, прибывшее на жительство в Россию из государства - бывшей республики Союза ССР, претендует на назначение какого-либо вида пенсии в России, утверждая при этом, что пенсия по прежнему месту жительства ему не назначалась и у органа социальной защиты населения есть основания предполагать, что пенсия могла быть назначена, это обстоятельство должно подтверждаться документально.

В этой связи из органа, осуществлявшего или осуществляющего пенсионное обеспечение в государстве, где ранее проживало лицо, истребуются сведения о том, что пенсия не назначалась. При их непоступлении до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии производится назначение пенсии со сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если впоследствии поступают сведения, подтверждающие получение пенсии по прежнему месту жительства, рассматривается вопрос о прекращении выплаты назначенной в России пенсии (в случае, если пенсия по прежнему месту жительства выплачивается) или продолжении выплаты назначенной в России пенсии (если ее выплата по прежнему месту жительства прекращена).

за назначением социальной пенсии обратилась женщина 70 лет, переселившаяся в Россию из Узбекистана. По сообщению заявительницы, по прежнему месту жительства пенсия не назначалась.

Поскольку женщина давно достигла общеустановленного пенсионного возраста и можно предполагать, что ей в Узбекистане устанавливалась пенсия, производится запрос соответствующих сведений из компетентных органов Узбекистана. При поступлении необходимых сведений женщине назначается социальная пенсия, о чем органы социального обеспечения Узбекистана ставятся в известность.

6. Лицам, которым пенсия была назначена по законодательству Российской Федерации, впоследствии выехавшим на жительство на территорию какого-либо из государств - бывших республик Союза ССР и затем вновь возвратившимся в Россию, производится возобновление выплаты ранее назначенной пенсии.

7. Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.92, назначение пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца производится в порядке, предусмотренном п. 1 письма Минсоцзащиты России N 1-369-18 от 31.01.94 (зарегистрировано Минюстом России 21.02.94 N 497).

Что касается лиц, прибывших из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92, то им пенсия назначается с учетом ст. 119 Закона РСФСР от 20.11.90.

8. При осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.92, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.90, засчитываются в трудовой стаж.

При осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.90, имевшие место после 1 декабря 1991 года на территории указанных государств, в трудовой стаж не засчитываются (пункт 2 письма Минсоцзащиты России N 1-369-18 от 31.01.94).

9. При исчислении пенсии лицам, переселившимся в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.92, суммы заработка, полученные после перевода национальной валюты в рубли, увеличиваются на соответствующие коэффициенты в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

10. В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.92, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц, а также национальной валюты Туркменистана - маната и др.), соответствующие суммы заработка, выплаченные, в частности, в манатах, исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

для назначения пенсии в России представляется заработок за 24 последних месяца работы (с 01.02.93 по 31.01.95) перед обращением за назначением пенсии. Работа протекала в Туркменистане. При этом заработок за период работы с 01.02.93 по 30.10.93 указан в рублях. За период с 01.11.93 по 31.01.95 - в манатах.

В этом случае при исчислении пенсии принимается во внимание, что национальная валюта Туркменистана - манат, введена на территории этого государства с 1 ноября 1993 г. Поскольку курс данной валюты к рублю Центральным Банком России не установлен, соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено при представлении дополнительных сведений о заработке за периоды работы, предшествующие введению данной национальной валюты.

11. При представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке.

для назначения пенсии представлена справка о заработке, выданная на территории Азербайджана, за 24 последних перед обращением за назначением пенсии месяца работы (с 01.02.93 по 31.01.95). Все суммы заработка указаны в рублях.

В этом случае принимается во внимание, что национальная валюта Азербайджана - манат, с 01.01.94 являлась единственным платежным средством на территории этого государства. Следовательно, за период с 01.01.94 по 31.01.95 соответствующие суммы заработка должны указываться в манатах. Данное обстоятельство является основанием для исключения из подсчета сумм заработка за указанный период. Исчисление пенсии производится при представлении сведений о заработке за 24 месяца работы, предшествующих введению национальной валюты на территории Азербайджана.

12. В случае, если лицо, обращающееся за назначением пенсии, работало на территории государств - бывших республик Союза ССР в течение двух последних лет перед обращением за назначением пенсии в России, но соответствующие сведения о заработке не могут быть представлены, несмотря на предпринятые действия по их истребованию, в учитываемый период, по желанию этого лица, можно включать месяцы, сведения о заработке за которые отсутствуют, и исчисление пенсии производить из заработка за имеющиеся месяцы путем его деления на 24.

Если документы, подтверждающие заработок за любые 60 месяцев работы также не могут быть представлены и к их получению принимались все необходимые меры, по желанию лица, обращающегося за пенсией, пенсия может быть исчислена путем деления заработка за имеющиеся месяцы на 60.

13. Сумма пенсии, подлежащая выплате за пределы России согласно Соглашению от 13.03.92 и Временному соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15.01.93 определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента (ст. 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.93). Без учета районного коэффициента определяются и полагающиеся надбавки к пенсии.

14. Выплата надбавки на нетрудоспособных иждивенцев и пенсии по случаю потери кормильца в случае, если ребенок обучается за пределами России, производится при условии, если ребенок зарегистрирован по месту жительства на территории России.

15. Документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.

16. Имеет некоторые особенности подтверждение трудового стажа в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из Республики Армения.

Трудовой стаж, установленный специальными комиссиями, созданными Правительством Республики Армения (государственным управлением по вопросам беженцев Республики Армения) или районными (городскими) Советами народных депутатов, принимается во внимание при назначении пенсии.

17. Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

18. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13.03.92, могут направляться по почте либо выдаваться на руки при наличии запроса органа, осуществляющего пенсионное обеспечение на территории соответствующих государств.

Поскольку отношения в области пенсионного обеспечения с государствами, не являющимися участниками Соглашения от 13.03.92, не урегулированы, пенсионные дела в эти государства не представляются. Лица, выехавшие в государства, не являющиеся участниками Соглашения от 13.03.92, информируются о порядке и условиях пенсионного обеспечения в соответствии с Законом Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" от 02.07.93.

19. По сообщению Министерства благосостояния Латвии, компетентные органы этого государства не представляют пенсионные дела лиц, выехавших с территории Латвии.

Вместо пенсионного дела представляется справка, содержащая информацию, необходимую для назначения пенсии в том государстве, где проживает пенсионер.

С целью получения такой справки органы социальной защиты населения России направляют запрос непосредственно в орган, осуществлявший пенсионное обеспечение лица по месту жительства в Латвии. В запросе указывается, какие конкретно сведения должны быть сообщены.

Компетентные органы Латвии на основании запроса готовят справку на латышском языке, в ее содержание включаются только запрашиваемые сведения, с указанием основания выдачи справки. По просьбе пенсионера из пенсионного дела могут быть изъяты оригиналы документов, подтверждающие стаж работы, заработную плату и др.

Указанная справка подписывается руководителем органа, выдавшего документ. Справка выдается на руки пенсионеру или направляется по почте.

Названная справка принимается к рассмотрению органами социальной защиты населения России после соответствующего перевода на русский язык, верность которого свидетельствуется в нотариальном порядке.

О НАИМЕНОВАНИИ, СРОКАХ ВВЕДЕНИЯ И ПЕРИОДЕ ДЕЙСТВИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ (ПЕРЕХОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЕДИНИЦ)

В ГОСУДАРСТВАХ, РАНЕЕ ВХОДИВШИХ В СОСТАВ СССР

Информация составлена на основании данных, представленных Посольствами Украины, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Грузии, Армении, Литвы, Эстонии в России, Национальным банком Беларуси, Министерством благосостояния Латвии.

НАИМЕНОВАНИЕ И АДРЕСА

ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ

1. Министерство социальной защиты населения Украины

252655, Украина, г. Киев, ул. Кудрявская, 26/28

2. Министерство социальной защиты Республики Беларусь

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 9

3. Министерство социальной защиты населения Республики Казахстан

480100, Республика Казахстан, г. Алма-Ата, ул. К. Маркса, 122

4. Министерство труда, социальной защиты и семьи Республики Молдова

277009, Республика Молдова, г. Кишинев, ул. Хынчешть, 1

5. Министерство социальной защиты населения Республики Таджикистан

734043, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Н. Хувайдуллоев, 270

6. Министерство социального обеспечения Туркменистана

744000, Туркменистан, г. Ашхабад, ул. Мулланепеса, 3

7. Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики

370016, Азербайджанская Республика, г. Баку, Дом Правительства, 6 подъезд, 2 этаж

8. Министерство социального обеспечения Республики Узбекистан

700008, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Авлони, 20 "А"

9. Министерство труда и социальной защиты населения Кыргызской Республики

720000, ГСП, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Медерова, 42

10. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Грузия

380007, Республика Грузия, г. Тбилиси, ул. Леонидзе, 2

11. Министерство труда и социального обеспечения Республики Армения

375025, Республика Армения, г. Ереван, ул. Исаакяна, 18

Судебная практика и законодательство — Указание Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 N 1-1-У О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР

"14. При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты (Указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР")".

При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У).


ТАСС-ДОСЬЕ. 1 февраля 2016 г. в России была произведена индексация пенсий. Страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличиваются на 4%. Впервые правительство приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 г. в России составит 13 тыс. 132 руб.

В настоящее время все виды пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР), ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы.

  • Пенсионные реформы в РФ. История вопроса
  • Накопительная пенсия в РФ
  • Пенсионный фонд России. Досье

История индексации пенсий в 1990-х гг.

Впервые в России пенсии были проиндексированы еще до распада СССР - в декабре 1990 г. Тогда Верховный Совет РСФСР из-за роста цен повысил минимальные пенсии с 70 до 100 руб.

С 1 января 1992 г. и до пенсионной реформы 2002 г. минимальная пенсия в России повышалась 27 раз: с 342 неденоминированных руб. до 185,32 руб. (с учетом деноминации 1998 г. выплаты выросли в 542 раза). В 1992-1993 гг. индексации производились согласно указу президента РФ, законам РФ, постановлениям Верховного Совета РФ. В 1994-1997 гг. соответствующие изменения вносились федеральными законами, затем решения о повышении пенсий принимались правительством РФ.

Самое большое единовременное повышение произошло 1 ноября 1992 г., тогда пенсии были увеличены в 2,5 раза.

Рост размера минимальных пенсий в этот период был выше, чем увеличение размера назначенных (реально полученных) пенсионных выплат. По данным Росстата, они выросли в 235 раз с учетом деноминации 1998 г.: с 3,5 тыс. неденоминированных рублей в 1992 г. ($12,2 США по среднегодовому курсу Банка России) до 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23).

Индексации пенсий в 2002-2009 гг.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).

Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 г. была установлена в размере 450 руб. (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 г. включительно она повышалась 15 раз - до 2 тыс. 562 руб. (в 5,69 раза). В 2007 г. базовая часть была проиндексирована трижды, в 2008 и 2006 г. - один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 г. - на 36%.

Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз - минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды - в 2007 г. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 г.

С 2001 г. по 2010 г. назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23) до 6 тыс. 177,4 руб. в 2010 г. ($203).

Индексация пенсий после 2010 г.

В 2010 г. было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий - они были объединены в страховую часть.

С 2010 г. размер страховой части трудовой пенсии индексировался 10 раз (включая повышение с 1 февраля 2016 г.). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 гг. корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015 гг. - один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 г. - на 11,4%. Меньше всего пенсии выросли в 2010 г. - на 6,3%.

По данным Росстата и ПФР, средний размер назначенных пенсий в 2010-2015 гг. вырос в 2,1 раза: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 12,9 тыс. руб. ($211).

Смысл пенсионной системы сводится к тому, чтобы застраховать людей от риска остаться без средств к существованию. В Советском союзе и в России такие гарантии были предусмотрены практически для всех рисковых групп – как для тех, кто был неспособен заработать (пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца, надбавки на несовершеннолетних и социальные пенсии), так и для тех, кто не зарабатывал достаточно (социальные пенсии, установление пенсионного минимума).

Советская и первая российская пенсионные системы

Советская пенсионная система была уравнительной. Она была ориентирована так, что слишком высокие доходы не позволяли рассчитывать на пропорционально высокую пенсию: во-первых, пенсии начислялись по регрессивной шкале (чем выше был доход, тем меньше от него зависел размер пенсии), а во-вторых, размер пенсии был сверху ограничен определенным максимумом, который превышал минимум лишь в 2,5 раза. Освободившиеся таким образом деньги шли на пенсионное обеспечение экономически более слабых людей.

Кроме того, пенсия зависела не от стоимости собственных пенсионных взносов, а от их примерной стоимости, рассчитанной по ориентировочным показателям – отработанному времени и примерной зарплате. Это тоже была уравнительная черта, поскольку прямой зависимости между вложенными в работу усилиями и размером пенсии не было. В 1997 здесь произошел переворот – был введен персонифицированный учет, и теперь «страховые» взносы учитывались для каждого человека отдельно – на его индивидуальном лицевом счете – и исходя именно из этих данных рассчитывалась пенсия. Теперь человек стал сам ответственным за свое благосостояние в старости.

Российская пенсионная система в первое десятилетие своего существования (1990-2001) почти не отличалась от советской. Лишь немного изменились шкалы для начисления пенсии и набор льгот, а персональные пенсии были преобразованы в надбавки.

Советская и первая российская пенсионные системы были распределительными, то есть «страховые» взносы тогдашнего работающего поколения использовались не для их собственного пенсионного обеспечения, а направлялись прямо тогдашним пенсионерам. Само тогдашнее работающее поколение могло рассчитывать на пенсию не из собственных взносов, а из взносов следующего поколения.

Основной сектор

Типы пенсии

Советская (а за ней и первая российская) пенсионная система включала два сектора: основной и льготный. В основной сектор входили три пенсии, основанные на «страховых» взносах работодателей (фактически это были специальные пенсионные налоги). Это были пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца.

Второй сектор представляли собой выплаты, не основанные на трудовом вкладе – это были государственные выплаты, проводимые в пользу отдельных групп граждан за счет большинства участников экономической системы. Такие выплаты представляли собой социальную поддержку мало защищенных или общественно значимых групп людей. Это были различные льготы и надбавки при начислении основных пенсий (в том числе пенсии за выслугу лет – представлявшие собой по сути пенсии по старости, начисленные со льготой), выплата минимальной пенсии при недостаточном стаже или слишком низкой зарплате, а также особые персональные пенсии (в 1990 превращенные в надбавки) и социальные пенсии для наиболее экономически слабых людей (введенные в 1990).

Условия назначения

Пенсия по старости была универсальной и назначалась пожизненно всем, кто имел работу, по достижении пенсионного возраста – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Поскольку рассчитать долю каждого работника в общей массе «страховых» взносов было тогда невозможно, при подсчете размера пенсии исходили из стажа работника и его средней зарплаты – таким образом можно было приблизительно оценить его вклад в общий котел.

Чтобы получить полную пенсию, нужен был стаж в 25 лет (для женщин 20 лет). Если стаж был меньше – пропорционально ниже была и пенсия по старости. При минимальном стаже – в 5 лет – можно было рассчитывать на 25% полной пенсии (в России – на пенсию в размере социальной).

Пенсия по инвалидности полагалась рабочим и служащим — по-разному в зависимости от того, насколько сильно была ограничена трудоспособность (инвалиды I, II и III группы), и от того, произошло ли это в рабочих условиях или из-за общего заболевания. Она назначалась на время нетрудоспособности, а людям старше пенсионного возраста – пожизненно.

Полностью нетрудоспособные люди получали I группу, если требовали постоянного постороннего ухода, и II – если не требовали. III группу получали те, кто утратил способность к регулярному труду лишь частично. Определяли инвалидность врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК).

Чтобы получить пенсию по инвалидности из-за общего заболевания, нужно было иметь определенный минимальный стаж: от 2 лет (для женщин 1 год) для 20-летних до 20 (15) лет для 61-летних. Если стажа не хватало – пенсия по инвалидности сокращалась пропорционально тому, что был – с минимальным стажем можно было получить 25% полной пенсии (в России – пенсию в размере социальной). Пенсии по инвалидности из-за трудовой травмы или профессионального заболевания можно было получить, независимо от стажа.

Пенсия по потере кормильца фактически представляла собой пенсию по инвалидности, выплачиваемую родственникам умершего от рабочей или общей болезни или травмы. Соответственно, эта пенсия зависела от стажа умершего так же, как его пенсия по инвалидности.

Размер


Основные советские пенсии рассчитывались исходя из среднего заработка человека. Но во-первых, каждая пенсия была ограничена снизу и сверху по абсолютной (в рублях) и относительной (в процентах к зарплате) шкале. Во-вторых, эта относительная шкала (или коэффициент замещения) была регрессивной, то есть зависимость пенсии от зарплаты снижалась по мере роста дохода: в итоге если заработок был ниже 50 рублей – пенсия назначалась в 85% зарплаты, а если превышал 100 рублей – в 50% зарплаты.

В первой российской пенсионной системе обе шкалы были изменены. Абсолютная шкала стала более гибкой: минимумы и максимумы теперь устанавливались не жестко в рублях, а в размере прожиточного минимума (с 1992 минимального размера оплаты труда). Вместо регрессивной относительной шкалы был установлен единый коэффициент замещения (55% заработка).


Пенсия по старости рассчитывалась исходя – как считалось – из вклада человека в экономику, то есть из его среднего заработка (по регрессивной шкале) и стажа. Как уже говорилось, полную пенсию можно было получить при полном стаже, а если его не хватало – размер пенсии снижался пропорционально тому стажу, что был.

Пенсия по инвалидности также рассчитывалась в зависимости от среднего заработка по регрессивной шкале. Максимальная пенсия полагалась инвалидам I группы – для трудового заболевания 110% и для общего заболевания 100% пенсии по старости. Инвалиды II группы получали пенсию в 100% / 90% заработка соответственно, а III группы – в 65%. В России шкала вместо регрессивной стала плоской, а ставки были снижены: для I и II групп до 75%, для III группы – до 30% заработка.

Пенсия по инвалидности из-за общего заболевания, как уже говорилось, зависела также от минимального стажа, а если его не хватало – пропорционально сокращалась.

Пенсия по потере кормильца рассчитывалась, как пенсия по инвалидности умершего. Но размер пенсии зависел не от группы инвалидности, а от числа оставшихся иждивенцев. Пенсия на трех и более иждивенцев рассчитывалась, как пенсия для инвалида I группы, на двух – как для II и на одного – как для III группы. Для пенсии по потере кормильца был дополнительно оговорен минимальный размер на одного ребенка-иждивенца.

В России пенсия по потере кормильца начислялась в размере 30% заработка умершего на каждого иждивенца, а для сирот – в размере 1,5 минимальных пенсий по старости.

Льготный сектор

Льготные пенсии


Льготы при определении пенсионного возраста и исчислении стажа полагались многочисленным группам людей: с одной стороны, это были льготы при начислении основной пенсии по старости, а с другой – специальные пенсии за выслугу лет. Пенсии для отдельных категорий работников время от времени переходили из одной группы в другую, но это не меняло сути: они по-прежнему получали льготу, и как правило в тех же размерах.

Такие льготы делились на профессиональные (для ряда отраслей и профессий), социальные, медицинские и льготы для силовых структур. В частности, для Крайнего севера был установлен минимальный профессиональный стаж в 15 лет собственно на Крайнем севере и в 20 лет – в приравненных к нему регионах.

В России также появился частичный льготный учет работы на тяжелых (прибавлялся 1 год стажа к каждым 2,5 для мужчин и к каждым 2 для женщин) и особенно тяжелых и горных производствах (прибавлялся 1 год стажа к каждому проработанному). Таким образом, если раньше проведенные на сложном производстве 10 лет не давали вообще никаких преимуществ и воспользоваться льготой можно было только после 12,5 лет тяжелого труда (минимум для мужчин), то теперь учитывался отдельно каждый год. Правда эта льгота действовала только если на тяжелые работы приходилась половина стажа.

Кроме того, в СССР действовала льготная стажевая шкала для начисления пенсии по инвалидности или потере кормильца из-за общего заболевания – для тех, кто был занят на тяжелых и особо тяжелых работах.

Льготные пенсии по старости и пенсии за выслугу лет начислялись в тех же размерах, что и основная пенсия по старости.

Численность лиц, выходящих на пенсию до официального пенсионного возраста, составляет 28% от численности пенсионеров по старости. Расходы на выплату таких пенсий составляют около 35% всех расходов на выплату пенсий по старости. В 1994 году каждому седьмому пенсионеру пенсия назначалась в возрасте, на 5-10 лет меньше общего пенсионного возраста (не учитывая пенсионеров Крайнего Севера и Приравненных территорий). До 30% работников, имеющих право на льготы, трудятся в нормальных условиях. (С.Г. Ерошенков
переход к накопительной пенсионной системе мировой опыт и возможности его применения в России)

Надбавки и персональные пенсии


Надбавки были трех категорий: социальные (на нетрудоспособных иждивенцев или на уход за ними), моральные (появившиеся в России надбавки как компенсации участникам Войны и жертвам репрессий) и благодарственные (надбавки за особые заслуги, в Советском союзе действовавшие как персональные пенсии).

Кроме того, были установлены повышенные пенсии для сотрудников силовых структур, в том числе солдат-срочников и проходивших военные сборы военнообязанных.

Социальные пенсии


Социальные пенсии назначались нетрудоспособным людям, не имеющим права на основную пенсию, например никогда не работавшим и потому не делавшим страховых взносов.

Стимулы к дополнительному вкладу

Работающим в СССР надбавка в 10 рублей за каждый год после пенсионного возраста (до 4 лет), если в эти годы не получал пенсии, в России — 10% за каждый год (до 3 лет). Кроме того, полагались надбавки к пенсии работникам с продолжительным стажем: от 10% до 20% к пенсии по старости, от 10% до 15% к пенсии по инвалидности (инвалидам I и II групп по общему заболеванию) и от 10% до 15% к пенсии по потере кормильца в случае его смерти от общего заболевания.

В России также было предусмотрено увеличение пенсии по старости на 1% заработка за каждый год, проработанный сверх необходимого общего стажа, и 1% за каждый год сверх профессионального стажа – но не более 20% в сумме. В 1992 это положение было распространено на пенсию по инвалидности.

В 1990 в СССР было введено добровольное пенсионное страхование с государственным софинансированием – для этого был создан специальный фонд в Госстрахе СССР, формируемый пополам госбюджетом и личными взносами. Работодатели при этом могли – полностью или частично – возмещать работникам эти личные взносы. Таким образом, новая программа представляла собой гибрид государственной, частной и корпоративной пенсии. Однако советский пенсионный закон после принятие российского в том же 1990 году перестал применяться, и софинансирование добровольных взносов в России было на почти 20 лет забыто.

Назначение и выплата

Назначением пенсий занимались специальные комиссии, формируемые районными и городскими исполкомами. Приемом заявлений, подготовкой документов на пенсию и выплатой занимались отделы соцобеспечения (с 1996 органы соцзащиты).

Пенсии выплачивались из союзного бюджета — за счет взносов работодателей. Пенсии колхозникам платились из особого централизованного союзного фонда соцобеспечения колхозников, который формировался из взносов колхозов. Кроме того, колхозы могли повышать пенсии своим членам за счет собственных средств.

В 1990 часть союзного бюджета, формируемая из страховых взносов работодателей и собственно бюджетных ассигнований на пенсионную систему, была выделена в особый Пенсионный фонд СССР. Кроме того, был упразднен особый фонд соцстрахования колхозников — колхозы теперь также направляли свои взносы в Пенсионный фонд. Однако через несколько месяцев был создан Пенсионный фонд РСФСР и действие норм о Пенсионном фонде СССР в России было отменено.


Российский Пенсионный фонд также формировался из взносов работодателей и средств союзного (с 1992 федерального) бюджета. В него полагалось направлять 27% зарплаты (26% платил работодатель и 1% работник) или 5% индивидуального дохода. Постепенно ставка работодателя дифференцировалась – появились дополнительные режимы для сельского хозяйства, традиционных промыслов Крайнего севера, адвокатов и авиаэкипажей. Некоторое время существовали также особые режимы для авторских гонораров и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Получать можно было только какую-то одну из доступных пенсий — по собственному выбору. С 1990 инвалиды войны могли получать две пенсии: по старости и по инвалидности, в 1995 право получать две пенсии предоставили инвалидам-ветеранам и (по старости и по потере кормильца) вдовам погибших в Войну, а в 1999 – обоим родителям погибших призывников и военных (по потере кормильца и любую другую).

Пенсию по старости и выслуге лет можно было получить только, уйдя с работы, по которой пенсия была назначена. После этого можно было найти другую работу по срочному договору. Эти ограничения, правда, не касались особо тяжелых работ и (с 1998) учителей и сельских врачей.

Пенсионеры по инвалидности могли продолжить работу. При этом в СССР I группе пенсия все равно выплачивалась полностью, II – полностью (при зарплате до 120 рублей) или не выше зарплаты до инвалидности, а III – в размере 50% и только если зарплата не превышала 120 рублей. В России пенсии по инвалидности работающим выплачивались в полном объеме.

Пенсии по потере кормильца выплачивалась, несмотря на заработок ее получателей.

Расчет пенсии и стажа

Пенсия рассчитывалась из среднемесячного заработка за последний год работы или любые 5 лет подряд из последних перед пенсией 10-ти. В заработок при этом не включались сверхурочные и работа по совместительству. В Союзный закон 1990 стал зачитывать их с ограничениями, а российский – полностью. В 1990 в СССР пенсию стали считать исходя из заработка за любые 5 лет из последних 15-ти, в России — исходя из заработка за последние 2 года или за любые 5 лет.

Если пенсионер продолжил работать и стал получать более высокую зарплату, его пенсия через 2 года после назначения пересчитывалась исходя из нового заработка. В 1990 были разрешены дальнейшие перерасчеты пенсии каждые 2 года при росте заработка.

Советская и первая российская пенсионные системы здесь почти не отличались. В стаж включалась работа, на которой человек был социально застрахован, а также индивидуальная трудовая деятельность, в том числе творческая, служба в силовых структурах, среднеспециальное, высшее и послевузовское образование, уход матери за ребенком до 3 лет (не более 9 лет на всех детей), начавшаяся во время работы временная нетрудоспособность, период ухода за человеком, для которого он обязателен (престарелого, инвалида I группы или ребенка-инвалида), период проживания с супругом-сверхсрочным военным или дипломатом там, где нельзя было трудоустроиться (но в целом не более 10 лет в каждом случае). С 1992 также период получения пособия по безработице.

С 1990 ветеранам тыла, работникам лепрозориев стаж засчитывался вдвойне, жителям блокадного Ленинграда и осужденным на заключение жертвам репрессий – втройне. Один сезон сезонных работ с 1990 считался за целый год стажа. Российский закон кроме того стал засчитывать военную службу в тройном размере, участие в Войне – в двойном, работу на Крайнем севере – в полуторном. С 1995 вдвойне стала считаться в стаж служба по призыву.

Все необходимые для учета сведения стал регулярно предоставлять работодатель или сам человек (если занимался индивидуальным трудом), а с 2001 также служба занятости (на безработных). Проверкой достоверности данных занимался Пенсионный фонд. С 2001, выявив недостоверные или укрытые данные, Пенсионный фонд мог через суд получить штраф – 10% причитающихся платежей.

С введением персонифицированного учета изменился также метод расчета пенсии: теперь стали применяться не общие сетки, а индивидуальные коэффициенты — отношение средней зарплаты человека к тогдашней средней зарплате в стране (но не более 120%, хотя в 2001 этот уровень был поднят до 190% для жителей Крайнего севера), умноженное на его коэффициент замещения. Эти же коэффициенты стали применяться при индексации пенсии: индивидуальный коэффициент просто умножался на текущую среднюю зарплату.

В 1990 была введена ежегодная индексация пенсий, но не более чем на 2% зарплаты в год. В 1992 закон уточнил, что индексация проводится пропорционально росту пенсионных минимумов. В 1995 индексация пенсий стала ежеквартальной. В 1997 порядок индексации изменился в связи с появлением персонифицированного учета.

Источники

закон СССР О государственных пенсиях (1956) в редакции 1986,
закон СССР О пенсиях и пособиях членам колхозов (1964) в редакции 1987,
инструкция о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера (1967),
закон СССР О пенсионном обеспечении граждан (1990),
закон РСФСР О государственных пенсиях (1990) в редакциях до 2002,
постановление ВС РСФСР Об организации пенсионного фонда РСФСР (1990),
закон РФ О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу (1993) и в последующих редакциях
ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования (1996) и в последующих редакциях.

Читайте также: