Социальная политика пенсионеров в россии









Реализация социальной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

В современных условиях органами государственной власти уделяется пристальное внимание проводимой социальной политике в государстве. В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Российская Федерация является социальным государством. Данное конституционное требование определяет характер и направленность реализации социальной политики. Социальная ориентированность Российской Федерации, а также деятельность её политических институтов в этом направлении в значительной степени определяет целостность и устойчивость функционирования общества, социальных групп, социальных слоёв и сфер их деятельности.

Нормативная правовая база социальной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации является довольно обширной:

- Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года;

- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ;

- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ;

- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ;

- Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ;

- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ (основным из установленных данным законом изменений является повышение пенсионного возраста на 5 лет, то есть с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин);

- и другие нормативные правовые документы.

Нормативные правовые акты основываются на нормах Конституции Российской Федерации, а также на основе положений ряда международных нормативных правовых актов.

Стоит отметить значительную роль национальных проектов в совершенствование социальной политики пожилых людей. Например, с 2019 г. реализуется национальный проект «Демография», его цели следующие:

- увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни;

- увеличение суммарного коэффициента рождаемости;

- увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

В данный национальный проект входит один из федеральных проектов под названием «Старшее поколение». Целью проекта является содействие обеспечению достойного качества жизни и активному вовлечению граждан старшего поколения в жизнь общества. Также у людей предпенсионного возраста имеется возможность пройти переобучение или дополнительную профессиональную подготовку за счет средств федерального и регионального бюджета.

Социальная политика представляет собой систему конкретных мер, действий со стороны государства по обеспечению жизнедеятельности населения. Социальная политика в отношении пожилых людей является подсистемой института социальной политики государства. Под социальной политикой в отношении пожилых подразумевается система общественных приоритетов и мер, направленная на создание достойных условий жизни и успешной социализации пожилого населения [4]. Реализация социальной политики в отношении пожилых людей осуществляется по двум основным направлениям: социальное обеспечение и социальная помощь.

Социальное обеспечение пожилых людей подразумевает под собой защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживание пожилых людей. Социальная помощь направлена на повышение уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической, психической патологией и социальным неблагополучием.

Социальное обслуживание является одним из видов социального обеспечения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов. Существуют разнообразные способы предоставления социальных услуг, начиная от мобильных форм до оказания социальной помощи в центре социального обслуживания и помещения в дом-интернат.

Например, в 1993 г. в Москве был создан частный мини-пансионат «Замоскворечье» для одиноких пожилых. В Московской области на базе Клинского района функционирует модель социального обслуживания населения. В районе осуществляет свою деятельность творческая профессиональная лаборатория по разработке технологий социальной работы, а также клуб социального работника. В Кировской области имеются специальные жилые дома для ветеранов, они представляет собой социальные учреждения, где пожилые люди могут жить и получать необходимые социальные услуги. В Самарской области действует государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Самарский». Центр оказывает различные социально-реабилитационные, оздоровительные, бытовые, культурные услуги, а также медицинскую помощь инвалидам и пожилым людям, которые сохранили способность к самообслуживанию и активному передвижению. В Чебоксарах созданы уникальные учебные лаборатории по подготовке специалистов, занимающихся реабилитацией инвалидов и созданием новой структуры государственной реабилитационной службы.

Отметим, что социальная политика в отношении пожилых людей реализуется не только для граждан с проблемами и ограниченными возможностями, но также поддерживаются и активные пожилые люди. Существуют клубы по интересам, организуются курсы обучения, создаются досуговые центры для пожилых людей, реализуются социальные проекты с участием граждан пожилого возраста.

Несмотря на существующий положительный эффект от реализации социальной политики в отношении пожилых людей, также имеются и недостатки: нехватка ресурсов (финансовых, организационных и др.), недостаточная доля охвата пожилых и старых людей мероприятиями, проводимыми для интеграции граждан старшего поколения в жизнедеятельность общества. К 2016 г. в Российской Федерации действовали 3 гериатрические больницы (г. Нижний Новгород, г. Санкт-Петербург, г. Петропавловск-Камчатский). В некоторых субъектах Российской Федерации созданы клинические и организационно-методические гериатрические центры (Самарская, Кировская, Ульяновская, Оренбургская области и другие), а также 64 госпиталя ветеранов войн, что по нашему мнению является недостаточным [2, с. 56].

Признаются и традиционные проблемы: с увеличением возраста и изменения в семейных обстоятельствах значительная часть пожилых людей нуждается в социальной, психологической и инструментальной поддержке. Отсутствие надлежащих систем социальной поддержки уязвимых пожилых людей может привести к ухудшению их здоровья, одиночества и изоляции [1, с. 77]. Имеются также материальные трудности, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, бытовых вещей, лекарственных препаратов и ряд других проблем.

Актуальным вопросом в рамках социальной политики является повышение пенсионного возраста. На сегодняшний день, большая часть населения негативно оценивает действия органов государственной власти по внедрению такого нововведения. Это следует из результатов социологического опроса, проведенного Агентством по культурно-социальным исследованиям общества (АКСИО). «Пенсионной реформой недовольны 83 % граждан; отношением государства к народу недовольны 72 % граждан; Россию не считают социальным государством 52 %. Только 11 % признают Россию социальным государством», - говорится в поступившем в «URA.RU» отчете об итогах опроса. Большинство опрошенных считают, что ответственность за пенсионную реформу несут власти РФ. При этом 61 % граждан ответили, что не принимали участия в протестах против пенсионной реформы. Низкую активность в борьбе против пенсионной реформы 61 % граждан объясняют разными видами апатии, 33 % объясняю это страхом. Опрос проходил по всей России с 10 июня по 10 июля 2019 года. Было опрошено более 85 тысяч граждан. В АКСИО утверждают, что это был один из самых крупных соцопросов за последние десятилетия [3].

Таким образом, анализ реализации социальной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации показал, что имеются как преимущества, так и недостатки. Осуществляется комплексная работа по обеспечению пожилых людей достойными условиями жизни, содействие им в поддержании и укреплении здоровья, предоставление социального обеспечения, оказание социальной помощи и социального обслуживания. Несмотря на это существуют и проблемы, требующие пристального внимания. Это такие проблемы, как финансовые трудности с приобретением лекарств, необходимых вещей, продуктов питания, проблемы со здоровьем и ряд других проблем. Поэтому приоритетами социальной политики в отношении пожилых людей должны стать повышение качества жизни и здоровья пожилых людей, доступности и качества медико-социальной помощи и социального обеспечения, увеличение пенсионного обеспечения.

Список использованных источников:

1. Бейдина Т. Е., Гордеева Т. Н., Сапожникова Т. И. Подходы и направления социальной политики в условиях старения населения: специфика России, КНР, США // Вестник ЗабГУ Т. 23. - 2017. - № 7. - С. 74-85.

2. Бейдина Т. Е., Бейдина А. Р., Сапожникова Т. И. - Социально-экономические последствия старения в социальной политике США, Китая, России // Политика и Общество. - 2017. - № 6. - С. 51-59. DOI: 10.7256/2454-0684.2017.6.23514 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23514

3. Кислов А. Пенсионной реформой недовольны 83% россиян [Электронный ресурс]. URL : https :// ura . news / news /1052401807

Граждане пожилого возраста (пенсионеры) - граждане, достигшие возраста, установленного российским законодательством для назначения пенсии по старости.

Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий” с 1 января 2019 года предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается переходный период с 2019 по 2023 год по окончании которого возраст выхода на пенсию составит 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).

Меры социальной поддержки пенсионеров установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет", другими нормативно-правовыми актами и на федеральном уровне включают:

  • Индексация страховых пенсий
    • Осуществляется как мера компенсации инфляционных издержек неработающим пенсионерам.
    • Индексация пенсий работающим пенсионерам
  • Социальная доплата к пенсии
    • Предоставляется в таком размере, что общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.
  • Социальная пенсия по старости
    • Устанавливается гражданам, достигшим в 2019 году возраста 65 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев (соответственно мужчины и женщины) и постоянно проживающим в Российской Федерации.
  • Увеличение размера пенсионного обеспечения после 80 лет
    • Предусмотрено законодательством по достижению 80-летнего возраста граждан, получающих страховую пенсию по старости.
  • Налоговые льготы пенсионерам
    • Предусмотрены Налоговым Кодексом РФ в отношении имущественного и земельного налогов.
  • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста
    • Предоставляется нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные льготы пенсионерам, не относящимся к льготным категориям, которые финансируются региональными бюджетами.

В частности, в регионах пенсионерам предоставляется право на приобретение льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси и маршрутного такси).

Подробнее с региональными льготами пенсионерам можно ознакомиться в разделе "Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах" по своему региону проживания.

Экономист Жуковский: Пенсионная система России по сути — банкрот

В последнее время многие пенсионеры перестали получать социальные доплаты к пенсиям, которые когда-то были назначены им соцзащитой. А в ряде случаев некоторые пожилые люди и вовсе получают иски в суд, где им вменяется «неосновательное обогащение».

Социальные льготы имеют важное значение для человека, собирающегося выходить на пенсию. Большая часть привилегий для пенсионеров устанавливается местными властями. Депутат Госдумы Светлана Бессараб в интервью Федеральному агентству новостей назвала категорию граждан, которым положены федеральные льготы.

Смотрите также другие меры социальной поддержки

  • Меры социальной поддержки и льготы ветеранам
  • Меры социальной поддержки и льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
  • Меры социальной поддержки и льготы инвалидам
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк"
  • Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Меры социальной поддержки граждан из подразделений особого риска
  • Меры социальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги и выдающиеся достижения
  • Меры социальной поддержки и льготы донорам
  • Меры социальной поддержки и льготы многодетным семьям
  • Меры социальной поддержки и льготы семьям с детьми
  • Меры социальной поддержки и льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
  • Меры социальной поддержки и льготы матерям-одиночкам
  • Меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям
  • Меры социальной поддержки и льготы студентам
  • Меры социальной поддержки безработных граждан
  • Меры социальной поддержки жителей Крайнего Севера
  • Меры социальной поддержки вынужденных переселенцев
  • Меры социальной поддержки и льготы беженцам
  • Меры социальной поддержки и льготы детям войны
  • Меры социальной поддержки и льготы ветеранам боевых действий
  • Меры социальной поддержки и гарантии предпенсионерам
  • Меры социальной поддержки и льготы сельским жителям

Последние федеральные новости по соцподдержке

По поручению Генпрокурора Игоря Краснова прокуроры продолжают реагировать на нарушения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны. В настоящее время организована проверка исполнения законодательства о социальной защите ветеранов в целом по стране.

Количество трудоустроенных инвалидов должно удвоиться к 2025 году. Хочу сказать, несмотря на то, что ситуация в этом отношении сдвинулась с мертвой точки, важно, чтобы и удобства для жизни, и обеспечение инвалидов работой развивались повсеместно у нас в стране.

Правительство утвердило общие требования к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в соцсфере. Постановление вступает в силу 4 декабря.

Книги по социальной поддержке

Настоящее учебное пособие является результатом разработки содержания нового для российской образовательной системы курса, посвященного актуальным проблемам компенсации ущерба, причиненного жизни, здоровью и деловой репутации работника. Данная тематика практически не представлена в российской учебной литературе и в научных исследованиях. Авторы в доступной форме излагают сложные теоретические и практические аспекты социальной защиты жизни, здоровья.

Учебное пособие содержит изложение основных теоретико-методологических вопросов социальной работы, раскрывает содержание социальной политики государства, социальной поддержки населения, ориентировано на совершенствование системы профессиональной подготовки и развитие инновационной компетентности работников социальной сферы. Содержание.


Пенсионный возраст в России в соответствии с законом установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Однако помимо пенсионных выплат, государством предусмотрены различные меры поддержки пенсионеров. Это могут быть льготы на социальные услуги, продовольствие, лекарства и лечение. Они могут быть федеральными, а могут зависеть от региона.

Налог на имущество

Пенсионеры в России не платят налог на следующее имущество:

  • жилой дом;
  • квартиру, комнату;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • помещение, используемое для творческой мастерской, ателье, студии, негосударственного музея, галереи, библиотеки;
  • дом или жилое строение, которые расположены на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

NB: льготу можно получить только на один объект каждого вида. То есть, если у пенсионера дом и квартира, то он не платит ни за то, ни за другое. Но если у пенсионера две квартиры, то за одну придется платить.

Работающим пенсионерам положена еще одна льгота: имущественные вычеты по расходам на приобретение или строительство. Вычет предоставляется за три налоговых периода, предшествующие периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных вычетов. Чтобы получить эту льготу, нужно подать заявление в ведомство.

Льготы на проезд в общественном транспорте различаются в разных регионах – уточнить можно в местном органе соцзащиты или на портале Госуслуги. Если пенсионер не пользуется общественным транспортом, то вместо льготного проезда можно получать денежную компенсацию.

Адресная социальная поддержка

Перечень услуг адресной соцподдержки и критерии получателей устанавливаются отдельно для каждого региона по согласованию с федеральными органами власти.

Помощь может быть предоставлена в виде:

  • денежной выплаты;
  • вещевой и продовольственной помощи;
  • предоставления соцработника (для пенсионеров, неспособных к самообслуживанию) и др.

Для неработающих пенсионеров есть льготы по оплате ЖКУ и капремонта. Можете ли вы получить эти льготы, вам подскажут в местной администрации или на Госуслугах.

Также одиноким пенсионерам положены ежемесячная денежная компенсация телефонной связи и скидка 50% на использование телевизионной коллективной антенны.

Льготы пенсионерам на протезирование

На федеральном уровне такие льготы есть для военных пенсионеров, которые прослужили не меньше 20 лет и уволились по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или сокращению штата или отслужили не менее 25 лет и уволились по любым основаниям.

Также этой льготой могут пользоваться пенсионеры со статусом Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы.

Остальные пенсионеры могут рассчитывать на региональные льготы.

Бесплатные лекарства и лечение в санатории

Бесплатно получить лекарства могут следующие категории:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в период ВОВ;
  • награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, чья работа во время ВОВ обеспечивала нужды фронта;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
  • инвалиды.

Пенсионер с заболеванием из этого списка может получить путевку на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний, а также бесплатный проезд в пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Эти три услуги — лекарства, лечение и проезд к месту лечения — объединяются в пакет соцуслуг. Пенсионер может отказаться от нескольких соцуслуг или от всего пакета и попросить заменить их денежной выплатой.

Чтобы получить лекарства, необходимо взять у лечащего врача рецепт. Чтобы подать заявление на санаторно-курортное лечение, нужно получить справку у лечащего врача в поликлинике по месту жительства и приложить к заявлению на получение санаторно-курортного лечения. После того как органы соцзащиты выдадут санаторно-курортную путевку, в той же организации, что выдала справку, следует получить санаторно-курортную карту.

Повышение пенсии после 80 лет

Получателям страховой пенсии по старости, достигшим возраста 80 лет, размер фиксированной выплаты к пенсии увеличивается на 100%.







Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;

2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;

3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;

4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;

6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;

7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;

8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;

10. организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в toм числе в семье;

11. обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.[1]

8. Современное информационное общество предъявляет определенные требования к навыкам человека, как в профессиональном плане, так и в повседневной жизни. С каждым годом информационные технологии все более широко внедряются во все области жизнедеятельности, заменяя традиционные методы работы с информацией. Постоянно растет процент людей, которые с помощью Интернета делают покупки, обмениваются почтовыми и голосовыми сообщениями, пользуются электронными библиотеками, госуслугами, организуют и участвуют в on-конференциях, вебинарах, получают дистанционно образование и т. п. Молодое поколение и люди среднего возраста обычно не испытывают проблем, связанных с необходимостью освоения новшеств в области IT-индустрии, поскольку среднее и высшее образование обязательно подразумевает изучение основных разделов информатики. Тем более что без навыка работы на компьютере практически невозможно найти престижную работу, а для многих, и интересно организовать досуг. Таким образом, информационное общество раскрывает множество возможностей перед человеком, и главное, чтобы он умел правильно их применить.

О принадлежности общества к информационному специалисты стали уже заявлять с середины 20 века, но в России основы в сфере информатизации на государственном уровне начали формироваться только в начале 90-х годов. Вследствие этого, большинство людей пожилого возраста испытывают определенные затруднения в освоении новых технологий работы с информацией. Например, по официальной информации, расположенной на сайте федеральной службы государственной статистики, активными пользователя интернета в возрастной группе 60–72 года являются примерно 4 % (при расчете из 100 человек в возрасте от 15–72 лет)(см. рис. 1). Изменение социального статуса человека в старости, вследствие прекращения или ограничения трудовой деятельности, изменения образа жизни и общения, появления затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, актуализирует работу в области организационной и практической деятельности по оказанию различных видов социальной помощи такой категории гражданам.


Рис. 1. Распределение населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, по типам поселения по половозрастным группам (октябрь 2013 года) [12]

Одним из вариантов решения проблемы адаптации людей пенсионного возраста к ритму современного общества — это разработка различных программ повышения компьютерной грамотности, появление специализированных компьютерных школ. В Волгоградском государственном техническом университете в рамках учебного центра организованы компьютерные курсы для людей пенсионного возраста, основной целью которых является:

повышение информационной компетентности;

повышение экономической и социальной активности;

решение проблемы разрыва связи поколений;

содействие социальной адаптации неработающих пенсионеров с помощью Интернет-технологий;

Похожая статья:Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

решение проблемы организации досуга, расширение круга общения за счет использования социальный сете, почтовых программ и других сервисов Интернета.

При организации занятий на таких курсах необходимо учитывать ряд требований, связанных с возрастными особенностями курсантов:

- актуализировать мотивацию каждого слушателя для изучения современных информационных технологий, четко определить возможности, которые он приобретает в результате освоения курса;

- создавать комфортные условия (атмосферу семейного клуба и приятного времяпровождения), которые помогут пожилым людям преодолеть напряжение и страх перед компьютером.

- излагать материал на доступном языке, постепенно вводить профессиональную терминологию (например, совместно создавать словарь «компьютерных» терминов, «сленга»);

- группы должны быть малочисленными, не более 5–7 человек, чтобы обеспечить индивидуальный подход и уделять каждому слушателю персональное внимание;

- обеспечить слушателей только специальной методической литературой по повышению компьютерной грамотности людей старшего возраста.

В настоящее время, существует множество программ проведения занятий подобных компьютерных курсов. Приведем одну из них, которая успешно реализуется в нашем учебном центре и предназначена для людей пенсионного возраста «с нулевым уровнем» владения Интернет-технологий:

Похожая статья:Развитие новых информационных технологий

Занятие 1. Знакомство с компьютером (составные части ПК, периферийные устройства ПК, включение/выключение компьютера; работа с клавиатурой, мышью; знакомство с операционной системой и основными действиями с файлами/программами; работа с внешней памятью), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 2. Текстовые редакторы (общие сведения, знакомство с Microsoft Word, основные операции с документами). Например, предлагается слушателю под руководством преподавателя создать поздравительную открытку (текст, картинки), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 3. Работа в сети Интернет (терминология, браузеры, основные операции, поисковые системы, загрузка файлов). Демонстрация возможности чтения газет, журналов, книг, просмотра новостных сайтов, обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 4. Почтовые сервисы (электронная почта, регистрация, отправка/получение писем, прикрепление файлов), регистрация и общение в социальных сетях, обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 5. Знакомство слушателей с правительственными порталами, электронными социальными службами (например, запись в поликлиники, оплата услуг ЖКХ и т. п.), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 6. Знакомство с программой Skype (описание возможностей, установка, регистрация, отправка сообщений, голосовая и видеосвязь), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 7. Зачет, консультация.

Результаты освоения подобных программ компьютерных курсов представлены на рисунке 2 [13].


Рис. 2. Использование компьютера пожилыми гражданами

Таким образом, компьютерные курсы для пенсионеров способствуют не только приобретению новых знаний в области информационных технологий, но сохранению активной жизненной позиции в условиях современного общества.


Из этой статьи вы узнаете:

Как исторически решался вопрос о защите пожилых людей в России

На чем основывается система социальной защиты пожилых людей

Как строится защита пожилых людей за границей

Когда наступает старость, тем более отягощенная инвалидностью, взаимоотношения с окружающим миром коренным образом меняются. Появляется необходимость адаптироваться к новым условиям на психологическом и бытовом уровнях. Поэтому сегодня защита пожилых людей требует специальных технологий и новых методов решения возникающих задач. Подготовка общества к неуклонному росту среднего возраста может быть реализована только путем последовательной работы по совершенствованию социальных служб, развития способов избавления от всего спектра злободневных для стариков проблем – от психологических до бытовых.

Защита пожилых людей: из истории

Современная правовая система социальной защиты пожилых людей в России


Сегодня правовая система Российской Федерации – это комплекс законов с подзаконными актами, которые обеспечивают и гарантируют защиту интересов граждан страны. Система нормативных документов охватывает все сферы жизни и деятельности населения. Учтены все социальные и возрастные категории жителей государства. Значительная часть законодательной базы посвящена пенсионерам.

Защита прав пожилого человека в России обеспечена его правами, которые закреплены в трех условных группах правовых документов:

Общие права граждан, в том числе права, имеющие для стариков повышенное значение. Основной документ этой группы – Конституция РФ.

Документы, устанавливающие права граждан пенсионного возраста и инвалидов, а также обязанности государства и общества. В эту группу входит Закон о защите прав пожилых людей.

Документы, устанавливающие права особых категорий представителей пенсионного возраста: ветеранов, стариков, имеющих звание Героя, и т. д.


Конституция РФ – основной закон государства, на основании которого и в соответствии с которым должны разрабатываться все регламентирующие акты. В ней перечислены и описаны все права граждан. Также она содержит правовые нормы, предусмотренные специально для защиты интересов пожилых людей. Статья 7 устанавливает для граждан пенсионного возраста нашей страны нормы по поддержке и гарантии социальных условий, обеспеченные государством. Предусмотрены пенсии, служба защиты пожилых людей и многое другое. Особо важны для стариков закрепленные в Конституции РФ права на жилище, на частную собственность, на медицинское обслуживание. Как основа законодательства, документ по определению не подразумевает активных изменений. Но мировая практика свидетельствует о необходимости внесения поправок, дополнений и в этот нормативно-правовой акт. Дальнейшее развитие защиты граждан преклонного возраста нашей страны может заключаться в декларации приоритета прав этих слоев населения. На сегодняшний день данный вопрос в Конституции РФ не отражен.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Для реализации указанных норм по защите социальных прав предусмотрено три группы законов: общие нормы, в том числе имеющие повышенное значение для возрастного населения; законы, непосредственно влияющие на жизнь пожилых граждан; законы, прописывающие особый статус ветеранов, стариков, имеющих звание Героя и т. д.

В условиях снижающейся дееспособности старшее поколение в первую очередь волнуют вопросы: где жить, на что, как обустроить свой быт. Поэтому законодательные нормы, регулирующие жилищные, финансовые и семейные моменты, имеют для представителей преклонного возраста особое значение. К сожалению, масса печальных примеров отсутствия своевременной защиты пенсионеров подтверждает эту актуальность: конфликты с непорядочными родственниками из-за наследства; ставшие кошмаром для одиноких стариков систематические махинации с жильем, в результате которых на склоне лет превращаешься в бездомного. Но на сегодняшний день нет законодательных норм, ограждающих наиболее уязвимую часть населения от этой угрозы. Такая ситуация, во-первых, предоставляет широкое поле деятельности для мошенников, а во-вторых, благодаря несовершенству законов создает конфликтные ситуации там, где их быть не должно.
Отдельного упоминания заслуживает охрана здоровья. В законодательстве РФ закреплено право на медицинское обслуживание для всех граждан и выделено право пожилых людей на этот вид социальной защиты, а именно: право на медицинскую помощь, в том числе на дому, что порой имеет критическое значение для больных данной категории. Также закреплено право на льготное или бесплатное обеспечение лекарствами, что при ограниченных материальных возможностях и сложностях при перемещении пожилых людей крайне важно. Но указанные нормы в значительном числе случаев недостаточно разъяснены, что приводит к снижению эффективности оказания медицинских услуг престарелым гражданам вплоть до отсутствия таковой.
В этом плане пенсионное законодательство имеет гораздо меньше изъянов. Соответствующие права и нормы были достаточно подробно описаны и разобраны, и, что особо важно, хорошо известны пожилым людям. Но процесс замены предусмотренных ранее льгот на денежный эквивалент вновь добавил путаницы и противоречий в эту сферу. В частности, снизился уровень гарантии в получении причитающихся благ. Например, право на бесплатный проезд. Если до монетизации пенсионер мог воспользоваться общественным транспортом в любом случае, независимо от того, есть у него деньги или нет, то сейчас он не сможет доехать, например, до больницы, если не рассчитал, потратил все средства или забыл дома кошелек. А такая ситуация для представителей преклонного возраста весьма реальна. Особый статус в социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны, Героев труда и других людей, имеющих особые заслуги перед страной, – это уважение, выраженное в виде льгот и привилегий.

Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы

Различные процедуры преждевременного ухода на пенсию существуют с 80-х годов XX века и уже применяются в большинстве стран Евросоюза.

Реализация принципа «Пенсия раньше» пошла по двум направлениям:

Человек после выхода на пенсию имеет право работать.

Человек после выхода на пенсию не имеет права работать.

Наибольшего успеха в этом вопросе добились Бельгия, Германия и Франция.

Граждане Бельгии могут воспользоваться пенсией уже в 50 лет. А если ранний уход совершен в интересах работодателя, ежемесячные выплаты составят 80 % зарплаты. При этом большая часть пенсии идет из средств фонда страхования от безработицы, и пенсионеру разрешено ограниченно подрабатывать. На освободившиеся места бельгийского работодателя обязали принимать только молодых людей. В результате ожидается существенное омоложение трудящихся. Французские граждане по принципу «Пенсия раньше» могут получить 70 % зарплаты при условии, что на освободившееся место принят человек не старше 26 лет. Финансирование осуществляется из фонда страхования от безработицы, а также из бюджета. В Германии можно выйти на пенсию по своему желанию в 57 лет при условии наличия достаточных накоплений. Выплаты составят 65 %. Если на освободившееся место принят безработный, то наниматель может рассчитывать на специальный грант.
Перечисленные меры дали ожидаемые результаты: на пенсию стали уходить раньше, освободились рабочие места. Подобная практика стала применяться и в других странах. Но эффект от внедрения принципа «Пенсия раньше» оказался неоднозначным. Наряду с улучшением ситуации имеет место и негативная тенденция для работодателей. Одно из отрицательных последствий – снижение общего уровня квалификации сотрудников. Специалисты, обладающие требуемым опытом и знаниями, оказались не у дел. Для «ранних» пенсионеров тоже не все хорошо: резкое уменьшение круга общения, изменение образа жизни отрицательно сказались на моральном состоянии большого количества еще достаточно активных людей. Это в целом ухудшило социальный климат государств, идущих по пути реализации данного принципа. Возможно, поэтому наметился обратный процесс – возвращение к прежнему возрасту выхода на заслуженный отдых. Пенсионные реформы последних лет в развитых странах допускают увеличение возраста, позволяющего получить выплаты. В сфере социальной защиты пожилого человека дискуссии ведутся также по сопутствующим направлениям. В частности, о правах на пенсию супруга. Здесь мнения разделились. В Германии ввели эту процедуру, в Дании отменили.
Но есть и единые для всех стран тенденции: оптимизация пенсионных выплат. Для этого изменяют методики расчета пенсий, порядок взносов и т. п. Например, в 1986 году Великобритания сократила пенсию на 5 %, в Люксембурге был увеличен период взносов.

Выводы

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Читайте также: