Социальная справедливость в пенсионном обеспечении

26 декабря 2009 10:39

Загадочная и малопонятная валоризация заставила пенсионеров изрядно понервничать: что такое деноминация, девальвация, монетизация, инфляция и индексация, народ за последние годы вроде уже усвоил, а тут подкинули новую задачку для ума – без дополнительных доступных разъяснений никак не обойтись. Что же сулит населению валоризация, к какой части пенсии будет прибавка и как грядущее увеличение скажется на кармане конкретного пенсионера, мы попытались разобраться вместе с заместителем управляющего Отделением ПФР по Самарской области Светланой Михайловной НЕФЕДОВОЙ.

Сам термин «валоризация» означает государственные меры по повышению денежной оценки чего-либо. В данном случае имеется в виду намеченная Правительством переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения, чей трудовой стаж в большей степени приходится на советскую эпоху, то есть до 1991 года.

Новые нормы направлены на то, чтобы отдать долг тем пенсионерам, труд которых не был оценен в полном объеме к началу пенсионной реформы. Напомним, что до 2002 года пенсии рассчитывались в зависимости от стажа и заработной платы за последние два года. Если в конце трудовой деятельности зарплата была не слишком высокой, то уходящему на заслуженный отдых человеку начисляли пенсию, взяв за основу ту пятилетку, когда он зарабатывал больше. При этом пенсия ограничивалась максимальным размером.

В первые годы действия новой реформы пенсии тех, кто ушел на заслуженный отдых до 2002 года, и тех, кто вышел на пенсию чуть позже, различались совсем незначительно. Но год от года этот разрыв увеличивался, ведь люди, оформляющие пенсию позже, помимо пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, располагают новыми страховыми правами в виде суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, учтенных на индивидуальном счете застрахованного лица. Вот и получилось, что при аналогичном трудовом стаже у тех, кто уходит на пенсию сейчас, она значительно выше, чем у людей, заработавших стаж до 1991 года. Конечно же, это несправедливо по отношению к тем, кто ушел на пенсию до начала реформы. Чтобы исправить несправедливость, и было решено увеличить путем валоризации пенсионных прав – то есть одномоментного увеличения пенсий - страховую часть трудовых пенсий прежде всего тех граждан, которые заработали пенсионные права в старой пенсионной системе.

Особо подчеркнем, что валоризация распространяется на всех, у кого имелся трудовой стаж до начала пенсионной реформы – это могут быть как сегодняшние пенсионеры, так и те, кому еще только предстоит выйти на пенсию. В основу методики определения коэффициента валоризации положена продолжительность стажа - естественно, чем больше вы трудились в советское время, тем выше будет этот коэффициент и, соответственно, сама прибавка.

В целом методика перерасчета довольно понятна и проста: все права, которые были заработаны до 2002 года по стажу и заработку подлежат конвертации - преобразованию в денежные суммы. Так, у всех получателей трудовых пенсий, имеющих стаж работы до 1 января 2002 года, произойдет повышение на 10 процентов первоначального пенсионного капитала, сформированного на эту дату. Пенсионерам, работавшим в советское время, за каждый год стажа до 1 января 1991 года пенсионный капитал будет дополнительно увеличен еще на 1 процент. Так как размер страховой части пенсии за период до 2002 года зависит от стажа и заработка, то результаты валоризации для каждого пенсионера будут индивидуальными.

Для тех, кто вышел на пенсию до 2002 года и после этого больше не работал, а значит, и не имел страховых взносов, самим себе посчитать прибавку проще всего. Для этого достаточно взять размер страховой части по состоянию на декабрь 2009 года и умножаем на коэффициент валоризации.

Пример 1:

Например, у женщины общий стаж на 1 января 2002 года составляет 28 лет, из них 20 лет приходится на советский период (до 1991 года). Десять процентов полагается за наличие трудового стажа к началу пенсионной реформы, еще 20 процентов полагается за каждый «советский» год стажа. Таким образом, суммарный коэффициент валоризации составляет 30 процентов, чтобы узнать новый размер страховой части, достаточно умножить размер декабрьской страховой части (она указана в квитанции на получение пенсии) на коэффициент валоризации – в данном случае 30%. Рассмотрим эту схему более детально на примере конкретного пенсионера.

Пример 2:

Сергею Петровичу 1937 года рождения назначена трудовая пенсия по старости в 1997 году. Продолжительность общего трудового стажа на 1 января 2002 года – 39 лет, в том числе до 1991 года – 32 года. Размер его пенсии по старости в декабре 2009 года составляет 5147 рублей 88 копеек: 2562 рубля (базовая часть) + 2585 рубля 88 копеек (страховая часть). Коэффициент валоризации на 1 января 2010 года составит: 10 процентов + (1 процент Ч 32 года) = 42 процента (или 0,42). Прибавка к пенсии за счет валоризации на 1 января 2010 года составит 1086 рублей 07 копеек (2585 рублей 88 копеек Ч 42 процента).

Таким образом, трудовая пенсия по старости в январе следующего года у данного мужчины составит: 2585 рублей 88 копеек (страховая часть в декабре) + 1086 рублей 07 копеек (прибавка от валоризации) + 2562 рубля (фиксированный базовый размер) = 6233 рублей 95 копеек.

Можно рассчитать прибавку Сергею Петровичу и по другой, методике, определенной законом - исходя из величины расчетного пенсионного капитала (РПК). Величина РПК по состоянию на 1 января 2002 года у Сергея Петровича – 101230 рублей 56 копеек. Как получилась эта сумма? Путем следующих математических подсчетов:(1,0 х 0,69 х 1671 рубль – 450рублей ) х 144 = 101230 рублей 56 копеек, где:

1,0 – это отношение заработков пенсионера к средней заработной плате по стране

0,69 – стажевый коэффициент (55 процентов - за 25 лет + 14 процентов - за стаж сверх требуемого),

1671 руб. – среднемесячная заработная плата по стране, утвержденная для начисления пенсий в 2001 году.

450 – базовая часть пенсии на 1 января 2002 года,

144 – ожидаемый период выплаты для пенсии по старости назначенной в 2002 году и ранее.

Коэффициент валоризации на 1 января у Сергея Петровича мы уже подсчитали выше – он составил 42 процента (10 + (1 процент х 32 года). Далее:

101230 рублей 56 копеек х 42 процента х 3,6784 : 144 месяца = 1086 рублей 07 копеек, где:

3,6784 – это суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовых пенсий, проведенных в РФ со дня назначения гражданину пенсии до 1 января 2010 (в данном случае в 2002–2009 г.г.),

144 - ожидаемый период выплаты пенсии

В итоге, получается та же сумма валоризации - 1086 рублей 07 копеек в месяц.

ЕСЛИ ЕСТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Подчеркнем еще раз, что прибавка к пенсии с учетом валоризации осуществляется только к страховой (!) части пенсии, которая была заработана в период до 1 января 2002 года. Поэтому в приведенных выше примерах все довольно просто и ясно. В других случаях рассчитать сумму, от которой будут расти проценты, самостоятельно будет сложнее, а в некоторых случаях даже и невозможно. Те, кто вышел на пенсию после 2002 года, так просто посчитать прибавку уже не смогут, потому что к прежде заработанным правам присоединяются еще и страховые взносы, перечисляемые работодателем.

Пример 3:

Тамара Федоровна, 1956 года рождения, собирается выйти на пенсию в 2011 году.

Год ожидаемого назначения пенсии - 2011.

РПК на 1 января 2002 года - 157 726 рублей 68 копеек.

Коэффициент роста РПК с 2002 года (все индексации) - 4,18.

Продолжительность общего трудового стажа на 1 января 2002 года - 26 лет, в том числе до 1991 года - 15 лет.

Коэффициент валоризации на 1 января 2010 года – 10 процентов + (1 процент х 15 лет) = 25 процентов ( или 0,25).

Ожидаемый период выплаты пенсии - 204 месяца (см. таблицу 1).

Прибавка к пенсии за счет валоризации на 1 января 2010 года составит: (157 726 рублей 68 копеек х 25 процентов х 4,18) : 204 месяца = 807 рублей 96 копеек.

КАКОЙ ПРИМЕРНО БУДЕТ ПРИБАВКА ОТ ВАЛОРИЗАЦИИ

Наибольший эффект от валоризации будет для людей старше семидесяти лет – для них прибавка составит более 1600 рублей, для пенсионеров в возрасте старше восьмидесяти лет прибавка составит и того больше – около 1800 рублей.

При этом на увеличенные пенсии будут распространяться все плановые индексации, которые производятся в течение года. Индексация, кстати сказать, планируется в привычный срок - с 1 апреля 2010 года. Причем впредь будет увеличиваться вся трудовая пенсия, а не ее отдельные части.

НА УРЕГУЛИРОВАНИЕ ДАЕТСЯ ГОД

Все расчеты в территориальных органах Пенсионного фонда выполняются автоматически, то есть дополнительно ходить и писать заявления самарцам нет необходимости - с 1 января 2010 года пенсионеры будут получать пересчитанный с учетом валоризации увеличенный размер трудовой пенсии.

Но помните о весьма важном для некоторых пенсионеров обстоятельстве. В старом пенсионном законодательстве существовала максимальная величина трудового стажа, которая учитывалась при назначении пенсии: 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин. Так как дальнейшее продолжение работы на размер пенсии уже никак не влияло, то стаж, выработанный сверх установленного законом, подтверждали, подавая соответствующие документы в Пенсионный фонд, не все граждане. Для таких пенсионеров предусмотрена возможность в течение всего 2010 года предоставлять дополнительные документы о периодах трудовой деятельности, не учтенных ранее при назначении пенсии. В этом случае перерасчет будет сделан гражданину исходя из полного, подтвержденного документально стажа. Причем, перерасчет будет произведен с 1 января 2010 года, даже если заявление с дополнительными документами будет подано 31 декабря 2010 года.

Пример 4:

Алексею Ивановичу 1957 года рождения, инвалиду III группы (1 степени ограничения способности к трудовой деятельности) назначена трудовая пенсия по инвалидности в 2009 году. По документам пенсионного дела его трудовой стаж – 27 лет до 2002 года, из них – 16 лет до 1991 года, величина соотношения его среднемесячного заработка к средней заработной плате по стране – 1,2.По состоянию на декабрь 2009 года размер пенсии составляет 1999 рублей 83 копейки. Для увеличения размера пенсии в связи с изменением порядка исчисления размера пенсии для инвалидов 3 группы и валоризацией определяем:

1. Величину расчетного пенсионного капитала с учетом стажевого коэффициента 0,57 за стаж 27 лет (вместо 0,30, применяемого до 1 января 2010 года):

0,57 х 1,2 (величина соотношения заработков) х 1671рубль (среднемесячная заработная плата по стране для исчисления пенсии - это абсолютная и неизменная величина) - 450 рублей (размер базовой части трудовой пенсии на 01.01.2002) х 186 (ожидаемый период выплаты) х 0,8 (отношение нормативной продолжительности страхового стажа к 180 месяцам) х 3,6784 (суммарный коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии до 1 января 2010) = 379 291рубля 02 копейки.

2. Коэффициент валоризации:

10 процентов - за стаж до 2002 года + 16 процентов - за стаж до 1991 = 26 процентов.

3. Сумму валоризации:

379 291 руб. 02 коп.- величина расчетного пенсионного капитала х 26 процентов - коэффициент валоризации = 98 615 руб. 66 коп.

4. Размер пенсии с 01.01.2010:

с учетом фиксированного базового размера по III группе инвалидности 1281 рубль и суммы валоризации общий размер пенсии по инвалидности составит 4492 рубля 74 копейки:

1281 руб. + (379 291 руб. 02 коп. + 98 615 руб. 66 коп) / 186х0,8 = 4492 руб. 74 коп.

Прибавка пенсии за счет изменения стажевого коэффициента и суммы валоризации составила 2492 руб. 91 коп.

Пример 5:

Для увеличения размера пенсии в связи с валоризацией определяем:

1. Величину расчетного пенсионного капитала:

0,75 (стажевый коэффициент за 45 лет стажа) х 1,2 (величина соотношения заработков) х 1671рубль (среднемесячная зарплата по России для исчисления пенсии) + 185 рублей 32 копейки (сохраненный размер повышения за участие в войне по Закону № 340-1 от 20.11.1990) – 450 рублей (размер базовой части трудовой пенсии на 1 января 2002 года) х 144 (ожидаемый период выплаты) х 3,6784 (суммарный коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии) = 656 401рубль 95 копеек.

2. Коэффициент валоризации:

10 процентов (за стаж до 1 января 2002 года) + 33 процента (за стаж до 1991 года) = 43 процента

3. Сумму валоризации:

656 401рубль 95 копеек (РПК) х 43 процента (коэффициент валоризации) = 282 252 руб.84 коп

4. Размер пенсии с 01.01.2010:

При фиксированном базовом размере трудовой пенсии по случаю потери кормильца 1281 рубль и суммы валоризации общий размер пенсии по случаю потери кормильца с 2010 составит 7799 рублей 44 копейки:

1281 руб. + (656 401 руб. коп. + 282 252 руб. 84 коп.) / 144 = 7799 руб. 44 коп.

Прибавка пенсии за счет валоризации в данном случае составила 1960 руб.08 коп.

РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВО О СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Как неоднократно указывалось традиционно принято считать, что социальная справедливость исчерпывается перераспределением благ в пользу слабых и достигается при определенном регулировании сферы социально-экономических прав человека. Однако справедливость, социальная справедливость в понимании, которое лежит в основе данной монографии, проявляется практически во всех сферах деятельности государства и нельзя ограничиваться рассмотрением лишь социальной сферы.

Справедливость как правовой принцип лежит в основе всех отраслей права, как публичного, так и частного. Социальная справедливость тесно связана с реализацией социально-экономических прав (труд, пенсии, социальное обслуживание, образование, медицина, доступ к культурным ценностям), с социальной функцией частной собственности.

Анализ конституций стран мира позволяет выделить основные позиции, по которым определяется социальная справедливость. Это приоритет расходов бюджета на социальные нужды (перераспределение доходов бюджета в пользу социально слабых), регулирование труда и справедливая его оплата, обязывающий характер частной собственности, допустимость законных забастовок, роль профсоюзов, государственное пенсионное обеспечение, государственное образование (бесплатное в определенной части), бесплатное медицинское обслуживание, социальная защита незащищенных слоев населения (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, детей, многодетных семей, безработных и других). По существу, названные показатели характеризуют государство как социальное, а значит, стремящееся к социальной справедливости.

Например, согласно Конституции Польши 1997 года Польша — «государство, осуществляющее принципы социальной справедливости».

Слово «справедливость» упоминается в Конституции РФ один раз, в преамбуле в следующем контексте: народ России, «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», принимает Конституцию РФ. По общему правилу, преамбула не нормативна, однако Конституционный Суд РФ использует положения преамбулы к Конституции РФ как основные принципы, на которых базируется Конституция. В этом смысле справедливость можно рассматривать как основу Конституции.

Согласно статье 7 Конституции РФ Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В отличие от многих других конституций, российская Конституция дает своеобразное определение социального государства, а именно, не через его признаки, а через целеполагание. При этом социальная справедливость не только не называется в Конституции РФ в качестве признака или цели социального государства, но вовсе не упоминается в тексте. Как она может достигаться — в Конституции даже не упоминается.

Важными целями в контексте стремления к социальному государству являются достойная жизнь и свободное развитие человека. Оба эти понятия никак не объясняются действующей Конституцией РФ. Какую жизнь можно считать достойной? Можно провести параллель соизмерения уровня и качества жизни с достоинством личности, государственная охрана которого зафиксирована статьей 21 Конституции РФ. В этой статье право на охрану достоинства личности связано с запретом пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, запретом насильственных медицинских, научных или иных опытов. А что касается нищеты? Отсутствия уверенности в будущем? Не говорится ничего.

Часть 2 статьи 7 Конституции РФ разъясняет, какими именно способами государство намерено проявлять свой социальный характер. Называются такие меры, как охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для всех указанных мер важно существование критериев для определения того, позволяют ли эти меры обеспечить человеку достойную жизнь или не позволяют. Если такие критерии не закреплены на уровне неких социальных стандартов, то оценки эффективности принимаемых государством мер могут быть спорными.

Например, можно ли считать, что установление гарантированного минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) обеспечит достойную жизнь, если размер МРОТа с 1 июля 2016 года — 7500 рублей [234], а прожиточный минимум в целом по РФ за III квартал 2016 года для трудоспособного населения — 10678 рублей [235]? Если формально установление МРОТа отвечает требованиям социального государства, то к социальной справедливости такой вариант реализации института МРОТа очевидно не приводит. Если рассматривать справедливость, как соответствие воздаваемого ожидаемому, то при прожиточном минимуме в 10678 рублей справедливо ожидать минимальную зарплату не меньше этой суммы или даже больше (при наличии у гражданина иждивенцев). Таким образом, существующая практика может рассматриваться как несправедливая.

АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РФ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА В ПОЛЬЗУ СОЦИАЛЬНО СЛАБЫХ

Конституция РФ не содержит принципа, в соответствии с которым доходы государственного бюджета должны перераспределяться в пользу социально слабых. Есть отдельные случаи, когда средства федерального или регионального бюджета направляются на социально значимые задачи. Однако в целом в Конституции РФ не ставится вопрос о государственном регулировании перераспределения экономических благ и покрытии за этот счет социальных расходов государства.

В части 1 статьи 41 Конституции РФ есть только один случай финансирования социально значимого института за счет бюджета: медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Но именно эта формулировка за два с половиной десятилетия действия Конституции РФ позволила уйти от полностью бесплатной государственной медицины в сторону сокращения объема бесплатных медицинских услуг, снижения их качества, усложнения процедур бесплатного обслуживания в государственных и муниципальных медицинских учреждениях и, таким образом, навязываемой платной медицины. Это контрсоциальная практика.

В других случаях, когда государство обещает что-то бесплатно, в Конституции РФ прямо не указано, из какого бюджета (федерального или регионального) в итоге происходит оплата. Например, в Конституции РФ указано, что малоимущим и иным нуждающимся в жилье гражданам жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40). Реализация этого права на бесплатное жилье ограничена множеством условий, очередь на получение бесплатного жилья растягивается на десятки лет (за которые основания для получения жилья могут отпасть).

Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в некоторых случаях даже бесплатно. Статья 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» называет среди принципов оказания такой помощи социальную справедливость и социальную ориентированность. Не будет преувеличением сказать, что это единственный закон, в котором социальная справедливость возведена в принцип.

Статья 20 Закона содержит перечень категорий граждан, на которых распространяется действие Закона.

Перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, также есть в Законе. Указанный в Законе перечень лиц, которые могут претендовать на бесплатную юридическую помощь, не содержит исключений и предполагает, что социальная справедливость в контексте правовой помощи осуществляется только в отношении названных лиц. Если же предположить, что люди, чей доход немногим превышает прожиточный минимум, не имеют права на бесплатную юридическую помощь, но и не имеют средств для оплаты услуг юристов, то такая социальная справедливость, порождаемая Законом, довольно сомнительна.

Каким образом в Конституции РФ могло бы быть отражено перераспределение благ в пользу социально слабых? В конституции могла быть предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения. Например, в статье 53 Конституции Италии 1947 года закреплены следующие положения: «Все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими возможностями. Налоговая система строится на началах прогрессивности». Статья 24 Конституции Лихтенштейна 1921 года гласит, что «государство предусматривает справедливое налогообложение, освобождая от обложения минимум, необходимый для существования, и облагая более высокими ставками более крупные имущества и доходы».

Прогрессивное налогообложение не противоречит российской Конституции: в период ее действия уже существовала прогрессивная шкала налогов до 2000 года.

Также в конституции могли бы предусматриваться накопительные фонды общественного потребления, средства из которых могли бы направляться на социальные нужды.

ВЫРАВНИВАНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ, УРОВНЯ ЖИЗНИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП И ИНДИВИДОВ

Это является одним из важнейших направлений деятельности социального государства.

Слова «выравнивание» нет в Конституции РФ, как, впрочем, и в основных законах многих других государств, но российское законодательство предусматривает это, например, по отношению к территориальным публичным коллективам (субвенции и дотации субъектам РФ и муниципальным образованиям). Такие положения в отношении субъектов Федерации можно найти, например, в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ и в бюджетном законодательстве. Однако выравнивание в отношении публично-правовых субъектов и в отношении социальных групп или индивидов — это не одно и то же. Такое выравнивание могло бы осуществляться с помощью прогрессивной шкалы налогообложения, уменьшения разрыва между реальными доходами самых бедных и самых богатых граждан. Такой практики и таких законодательных требований в России нет.

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА

Положение о социально ориентированной экономике встречается, хотя и в сокращенной формулировке, в некоторых конституциях.

Социальная ориентация экономики предполагает государственное прогнозирование и планирование. Такие нормы есть в конституциях Индии, Испании, Италии, Португалии и др. В российской Конституции о планировании не говорится, хотя Россия, как часть СССР, была первой страной, где вводились перспективные государственные планы.

[234] Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ.

[235] Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 No 1275 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2016 г.»

Из главы 5 «Действующая российская конституция и право и социальная справедливость» коллективной монографии «Государство справедливости — праведное государство (от теории к проекту)» .

Пашкова Галина Георгиевна, доцент Томского экономико-юридического института, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается реализация общеправового принципа социальной справедливости в основных институтах права социального обеспечения, в частности, в отношениях по обеспечению пенсиями, пособиями, при социальном обслуживании, предоставлении социально-обеспечительных льгот.

Ключевые слова: социальная справедливость, право, общеправовые принципы, внутриотраслевые принципы, социальное обеспечение, льготы.

Realization of Social Justice Principle in the Social Security Law

Pashkova Galina G., Assistant Professor of the Tomsk Economics and Law Institute, Candidate of Legal Sciences.

The article discusses the implementation of the General legal principle of social justice in the basic institutions of social security law, in particular in relations to provision of pensions, allowances, social services, providing social-security benefits.

Key words: social justice, law, general legal principles, intra-industry principles, social security, benefits.

Справедливость считается основной и общей для морали и права категорией. Однако сущность и содержание справедливости с точки зрения права и с точки зрения этики понимаются по-разному. Интуитивно под справедливостью подразумевается уравнивание, согласование, соответствие, соразмерность (например, в теории права различают справедливость воздающую (принцип древних правовых систем талиона), уравнивающую (равенство граждан перед законом), распределительную (учет всех обстоятельств личности при распределении материальных и иных благ)).

Этимологически русское слово "справедливость" восходит к слову "правда", созвучному слову "праведность" [6. См. Т. 3. С. 379]. В первом русском политическом трактате "Слово о законе и благодати" Иларион пользуется терминами "закон" и "правда", что, видимо, отражает уже сложившиеся в обществе представления об идентичности их смыслового содержания, хотя традиционно "закон" более часто употребляется им для абстрактного обозначения высшей воли, выраженной в непререкаемых велениях: законы Бога, законы Моисея. Когда же речь идет о законах государства, о правосудии, он чаще употребляет термин "правда" [10].

В европейских языках соответствующие слова указывают на происхождение от латинского слова "юстиция", свидетельствующее о его связи с юридическим законом (у римлян jus - право, justitia - справедливость, законность). Было бы неверно делать вывод о том, что есть особое русское понимание справедливости, поскольку в старинном значении слово "правда" означало и установленный закон. В Средние века такое совмещение упомянутых понятий было характерно не только для Руси, но и для ряда западноевропейских стран (Франция, Германия), так как сборники законов тогда, как правило, назывались "правдами" ("Саксонская правда", "Бургундская правда"). В словаре В. Даля "справедливость" также приравнивается к слову "правда", однако в значении "правосудие", а основное слово "справедливый" помещено в группе слов, производных от слова "справливать" (т.е. править, прямить, выправлять), и в качестве первых значений имеет: "правильный", "сделанный законно", а затем уже "по правде", "по совести", "по правоте" [6. См. Т. 4. С. 299].

Во все времена и у всех народов считалось, что право должно быть справедливым. При этом либо оно рассматривалось как воплощение справедливости, либо выдвигалась цель привести его в соответствие со справедливостью. Можно сказать, что справедливость - одна из наиболее долговечных и существенных ценностей права, один из его основных принципов. Более того, справедливость можно назвать высшей ценностью в праве, и все другие ценности соизмеряются с ней и действительны лишь при условии, что они не противоречат справедливости.

Справедливость, по самым общим представлениям, это соответствие того, что человек отдает обществу и получает от него, соответствие прав и обязанностей, а права и обязанности составляют основу правовой материи. Таким образом, исторически идея справедливости воплощается именно в праве. Именно справедливость более всего подходит для определения сущности права, это одна из наиболее гуманных и плодотворных идей в истории человечества, которая в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Можно сказать, что справедливость является абстрактнейшим выражением самого права. В этом смысле само право является нормативно закрепленной справедливостью, состоящей в реализации общественного компромисса. По определению Н.Н. Алексеева, "справедливый правопорядок есть единственно возможное, нормальное и здоровое состояние права. Всякий правовой организм нормально должен быть справедливым" [1]. Справедливость - не только этическая, философская категория, но и правовое понятие, закрепляющее определенные общественные отношения и соответствующие этим отношениям правила поведения, каноны, поступки и действия людей. Конкретное выражение справедливость находит в правовых нормах и поступках людей, применяющих эти нормы. Справедливость, будучи зафиксированной посредством правовых норм, выступает как признанный и защищаемый государством масштаб соизмерения действий людей. Справедливость, воплощенная в праве, отражает специфически правовую качественную определенность соответствующих процессов и явлений. В ней как бы подытожено отношение общества к праву. Приобретая юридическую форму, справедливость не теряет присущих ей качеств. Правильно будет сказать, что требование справедливости, выраженное через право, выступает и как моральное, и как правовое требование.

Категория справедливости в юридической науке [2. С. 108; 7] определяется как принцип права, принцип юридической ответственности, социально-политический и нравственный идеал, оценка соотношения юридических интересов, распределения прав и обязанностей между членами общества. Каждый из указанных подходов вполне правомерен, и это обусловлено сложным и многоплановым характером понятия справедливости и многообразием ее социальных функций.

В условиях формирования современного общества право по своей сути является "прямым выражением, носителем и проводником свободы человека, его высокого статуса", что "уже напрямую отвечает потребностям социальной жизни. ". В связи с этим должен быть приведен в действие "потенциал права, его инструментарий, соответствующие юридические конструкции (принципы)", обогащен "весь арсенал правовых средств и юридических механизмов новыми элементами, позволяющими решать сложные вопросы жизненной практики" [3].

Правовые принципы, как основополагающие идеи, начала, отражающие сущность, назначение, закономерности и тенденции развития права, определяющие общую направленность правового регулирования, обеспечивают единообразное развитие и функционирование правовой системы российского общества. Специфическая природа права, как феномена человеческой цивилизации, отражается именно в принципах. Принципы же, в свою очередь, обеспечивают целостность права, сохранение его основных свойств и функций.

Следует сказать, что справедливость как деятельный, а не формальный принцип предполагает системность, т.е. одновременность реализации ее ценностей во всех фазах или сферах: законотворческой, правоприменительной и правосознании. Нарушение системности может привести (и приводит) к негативным последствиям. К примеру, законодательство закрепляет справедливость в качестве своего принципа, и в то же время с законодателя снимается обязанность изменять или отменять ту или иную правовую норму в случае признания ее не соответствующей этому принципу. В этом случае перед государством открывается простор для использования силы принуждения, в том числе и в реализации несправедливых правовых норм, блокирующих защиту прав и свобод человека. Такими же негативными могут быть последствия, если будут выключены из механизма действия права правовое сознание и правовая культура самих граждан [13].

Общеправовые принципы распространяются на всю систему права, определяют ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты, следовательно, и на право социального обеспечения.

Среди них обычно называют принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности в процессе создания и реализации норм права, единства юридических прав и обязанностей, демократизма [2. С. 108 - 109; 8, 12].

Содержание принципа справедливости в правовой системе общества и, следовательно, принципа справедливости для права социального обеспечения достаточно многогранно. Во-первых, справедливость, как следует из сказанного выше, заложена в самом содержании права. Во-вторых, деятельность субъектов права должна быть пронизана идеями беспристрастности, истинности, правильности, законности, честности и т.п. (judex bonus nihil ex arbitrio suo facit, nec propositione domesticae voluntatis, sed juxta leges et jura pronunciet - хороший судья ничего не должен делать по собственному усмотрению или по велению своего желания, но должен выносить решение согласно закону и справедливости). В-третьих, вынесенные юридические решения, устанавливающие права и обязанности, меры поощрения и юридической ответственности должны по форме и существу быть справедливыми [9].

Связь права социального обеспечения с социальной справедливостью прослеживается уже в самом названии отрасли - единственной из всех отраслей, содержащей слово "социальное". Слово "социальный" происходит от латинского socialis и означает общественный, имеющий отношение к общественному строю [11]. Социальная (общественная) справедливость, как уже отмечалось, характеризует меру воздаяния и требования, прав и благ личности, меру требовательности общества к личности и личности к обществу. Общество через систему социального обеспечения берет на себя заботу о тех, кто в силу различных причин, признаваемых им значимыми, не может сам обеспечить себе жизнесуществование. Характеризуя понятие "социальный" применительно к социальному обеспечению, можем сказать, что оно отражает качественную сторону соответствующих правовых мероприятий (источник, способ формирования, направленность мероприятия). Следует иметь в виду, что средства, которые направляются на обеспечение нуждающихся членов общества, являются общественными и обобществленными. Понятие "социальный" отражает направленность распределения обобществленных средств, поскольку общество определяет, кому следует их выделить, оказать помощь.

Соотношение социальной справедливости и права социального обеспечения прослеживается также через общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права социального обеспечения.

Для права социального обеспечения наиболее значимыми из общеправовых принципов являются принципы гуманизма, равенства и социальной справедливости, поскольку если оно не будет основываться на этих отправных идеях, то фактически утратит свое назначение. Нормы этой отрасли регулируют общественные отношения, являющиеся преимущественно по своему характеру распределительными. Право социального обеспечения закрепляет определенную меру потребления в процессе распределения тех ресурсов, которые общество выделяет на нужды пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, безработных. Субъектами права социального обеспечения являются лица, которые самостоятельно не могут обеспечить себе достойное существование и нуждаются в особой социальной защите, которые как никто заинтересованы именно в справедливом распределении благ.

Общеправовые принципы находят либо прямое, либо преломленное через принципы конкретных отраслей отражение и таким образом трансформируются в отраслевые или межотраслевые руководящие начала. Гуманизм, равенство и социальная справедливость находят свое проявление в таких отраслевых принципах, как всеобщность социального обеспечения и его адресность, прямо и непосредственно отражаются и в дифференцированном подходе к виду, характеру и размеру социальных предоставлений [5].

Общеправовой принцип равенства преломляется в отраслевом принципе всеобщности права на социальное обеспечение. Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает, что законодательство закрепляет "равную и одинаковую для всех граждан возможность при наступлении определенных обстоятельств получать установленные виды обеспечения и не лишает те или иные категории граждан права на обеспечение по признакам расы, пола, вероисповедания и т.п. и не устанавливает каких-либо ограничений. в праве на получение тех или иных видов обеспечения при наличии установленных законом условий" [4]. Этот принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения. К примеру, законодательством о пенсионном обеспечении предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа . В то же время гражданам, не имеющим права на страховую пенсию, предусмотрено право на социальную пенсию, т.е., таким образом, реализуется принцип всеобщности пенсионного обеспечения и одновременно принцип гуманности, поскольку ни один человек не должен оставаться без средств к существованию в случае нуждаемости. Право на социальное обслуживание, в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", возникает у гражданина в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Однако на практике не всегда появляется возможность беспрепятственно реализовать субъективное право на предоставление соответствующей социальной услуги: получить без задержки, например, полагающийся автомобиль с ручным управлением, место в учреждении социального обслуживания. В связи с этим для некоторых категорий граждан предусматривается предоставление ряда социальных услуг в первую очередь. Такое положение не противоречит принципу справедливости, поскольку справедливость предполагает оценку обществом деятельности человека и воздаяние за его заслуги, что может быть осуществлено как раз с помощью изъятий из общих установлений, к которым, в частности, относятся льготы (меры социальной поддержки).

Статья 8 ФЗ РФ "О страховых пенсиях".

Принцип адресности приобретает в праве социального обеспечения все большее значение, находит прямое закрепление в ряде нормативных актов . Во исполнение этого принципа проводится в жизнь избирательная политика государства, которое предоставляет средства не всем, а действительно нуждающимся гражданам, т.е. осуществляет конкретизацию субъекта-получателя социальных предоставлений. Для того чтобы избежать нецелевого использования средств социально-обеспечительных бюджетов, государством определяются причины, в силу которых гражданин признается нуждающимся, вырабатываются критерии, которым должно отвечать лицо для наделения его соответствующим субъективным правом, разрабатывается процедура признания гражданина нуждающимся. Принцип адресности не противоречит принципу всеобщности социального обеспечения, а лишь уточняет его границы, поскольку безадресным оно быть не должно.

См., например: статья 3 ФЗ "О государственной социальной помощи", статья 4 ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Государство в силу действующего принципа всеобщности социального обеспечения возлагает на себя обязанность по предоставлению средств нуждающимся гражданам во всех случаях, за некоторым исключением , когда они оказываются в трудной жизненной ситуации с точки зрения действующего законодательства. Однако в законодательстве осуществляется уровневая и содержательная дифференциация социального обеспечения, отражающаяся в его формах и видах, что не противоречит принципам социальной справедливости, в частности принципам равенства, заслуг, потребности. К примеру, членам семьи, потерявшей кормильца в результате участия его в боевых действиях, пенсия (денежная форма социального обеспечения) назначается в более высоком размере, чем лицам, потерявшим кормильца в связи с его смертью от общего заболевания. Инвалиду I группы, лишенному возможности передвигаться без посторонней помощи, предоставляются специальные средства передвижения (инвалидная коляска, автомобиль), право на размещение гаража в непосредственной близости от жилища, а инвалиду III группы, наряду с выплатой пенсии, оказывается содействие в подыскании подходящей по состоянию здоровья работы по имеющейся у него профессии, специальности (натуральные формы и виды обеспечения) .

Например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", обеспечению пособием по временной нетрудоспособности не подлежит лицо, у которого временная нетрудоспособность наступила вследствие совершения им умышленного преступления.
См.: статьи 4, 9, 15, 20 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

Социальная справедливость находит отражение и во внутриотраслевых принципах права социального обеспечения. Так, в статье 4 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Для того чтобы принципы права не стали простой декларацией, необходимо создание определенных условий, применение специальных механизмов реализации, особого юридического инструментария, к которому, в частности, относятся льготы (меры социальной поддержки), способствующие правомерной и более полной реализации прав личности.

Общая цель правовых льгот, выступающих в качестве определенного способа правового регулирования, выравнивания социального положения различных слоев, формы поддержки, помощи, заключается в согласовании (гармонизации) интересов личности, социальных групп и государства (общества). Это дает возможность рассматривать их в качестве одного из важнейших юридических средств реализации общеправовых принципов, и в частности, принципа социальной справедливости. Это юридическое средство позволяет наполнить реальным содержанием права человека и гражданина, провозглашенные российским законодательством, является одним из инструментов механизма их реализации.

В настоящее время существует некоторое несоответствие между социальным обеспечением и социальной справедливостью, поскольку посредством основных видов социального обеспечения не в полной мере реализуются такие принципы социальной справедливости, как принципы равенства, потребности, заслуг. Льготы создают дополнительные возможности для реализации указанных принципов, поэтому их существование на данном этапе обоснованно и справедливо.

В качестве механизма реализации общеправовых принципов равноправия, социальной справедливости льготы способствуют выравниванию фактического положения субъектов, не равных в силу социально-экономических причин, созданию приблизительно равных возможностей использования ими благ, предоставляемых обществом, являются определенным способом социальной поддержки отдельных слоев населения (инвалидов, многодетных семей, пенсионеров и т.п.), средством адаптации к изменившимся условиям жизни. Посредством льгот абстрактные правовые возможности превращаются в возможности реальные, воплощаются в жизнь извечные правовые идеи равенства, гуманизма, обеспечивается достижение справедливой упорядоченности общественных отношений, что особенно важно в настоящее время в условиях действия рыночных механизмов. Реально справедливое общество есть общество, построенное на правильном соотношении благ, - соотношении, в основе которого лежит как образец идея справедливости.

Читайте также: