Социальная защита населения при пфр

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в соответствии с действующим российским законодательством осуществляют социальные выплаты. К ним относятся, в частности, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан из числа федеральных льготников и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – ежемесячные выплаты некоторым категориям граждан. Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания.

ДЕМО в размере 1 000 руб. устанавливается:

    • инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
    • инвалидам вследствие военной травмы;
    • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

ДЕМО в размере 500 руб. устанавливается:

    военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией;

вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны;

  • лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.
  • ДЕМО выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

    Гражданам, имеющим право на ДЕМО, но не реализовавшим его своевременно, необходимо подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган ПФР по месту жительства. Если гражданин имеет право на ДЕМО, но он не является пенсионером, эта выплата также назначается и выплачивается территориальными органами ПФР по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами России – Пенсионным фондом Российской Федерации.

    В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ДЕМО по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

    Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) – социальная выплата, устанавливаемая территориальными органами ПФР отдельным категориям граждан в Российской Федерации из числа ветеранов, инвалидов, членов семей инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.

    Для назначения ЕДВ гражданин может подать письменное заявление в любой территориальный орган ПФР или МФЦ.. Инвалиду, который подал заявление о назначении ЕДВ через электронный сервис, для получения ЕДВ личное посещение территориального органа ПФР не требуется.

    В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

    Набор социальных услуг (НСУ) – получатели ежемесячной денежной выплаты имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя:

    обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

    предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
  • При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

    Отказ от набора социальных услуг – граждане, имеющие право на набор социальных услуг, могут выбирать: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Допускается замена набора социальных услуг деньгами полностью либо частично.

    Для того чтобы отказаться от получения набора социальных услуг в натуральной форме и получать денежные средства, необходимо до 1 октября подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг полностью, или от одной из социальных услуг либо двух любых социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ЛКЗЛ) или через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

    На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг с 1 февраля 2019 года направляется 1121 руб. 42 коп. в месяц.

    Достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.), после чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление об отказе будет иметь силу до того момента, пока гражданин не примет решение возобновить получение льгот. В этом случае льготнику надо будет до 1 октября подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ЛКГ) или через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) .

    Социальная доплата к пенсии – доплата к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже его величины.

    Социальная доплата бывает двух видов: федеральная либо региональная.

    Федеральная доплата устанавливается, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума. Она выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации.

    Региональная доплата устанавливается, если пенсионер проживает в субъекте Российской Федерации, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального. Она выплачивается органами социальной защиты населения региона.

    Для получения социальной доплаты тем, кто вышел на пенсию до 1 января 2010 года, ничего делать не надо – ПФР совместно с органами соцзащиты рассчитали сумму соцдоплаты. Тем, кто выходит на пенсию после 1 января 2010 года, соцдоплата устанавливается одновременно с назначением пенсии по заявлению гражданина.

    Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи – персонифицированный список федеральных льготников, ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации для реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на эти цели.

    Часто можно услышать от пенсионеров, да и не только - пойду в соц.защиту разбираться, что-то мне пенсию маленькую насчитали. Так вот, Пенсионный Фонд и Социальная защита - это абсолютно разные организации. В чём-то их деятельность пересекается, но направления работы, финансирование - у каждой службы своё.

    Пенсионный Фонд - это молодая относительно служба . Пенсионный фонд Российской Федерации (сокращённый вариант названия — ПРФ) представляет собой крупнейшую организацию России, занимающуюся оказанием социально значимых государственных услуг гражданам РФ.

    Данный фонд был образован в 1990 году согласно постановлению Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

    Главной целью Пенсионного фонда РФ является государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечение прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

    На Пенсионный фонд России возложен ряд социально значимых функций, в числе которых представлены установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий и пенсии госслужащих.

    К числу таких функций также относятся выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан, как то ветераны, инвалиды, Герои Российской Федерации и другие, назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, а также ведение системы персонифицированного учёта прав участников системы обязательного пенсионного страхования.

    Также Пенсионный фонд РФ выполняет и такие социально значимые функции, как формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений, адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, реализация Программы государственного софинансирования пенсии, а также реализация международных соглашений. К слову, в настоящее время на основании международных соглашений Пенсионный фонд России осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

    И вкратце о Социальной защите, поддержке, помощи.

    Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

    Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

    Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

    Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

    Теперь понятно, что за неправильно насчитанной пенсией надо обращаться в Пенсионный фонд?

    Далее я более подробно буду рассказывать об услугах.

    Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

    Объекты социальной защиты

    Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

    пенсионеры, в том числе одинокие;

    инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

    граждане, не имеющие постоянного места проживания;

    Формы социальной защиты

    Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

    Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

    проведение мероприятий по социальному обеспечению;

    предоставление услуг по социальному страхованию;

    оказание социальной помощи.

    Рассмотрим эти формы социальной защиты.

    Социальное обеспечение

    Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

    Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

    Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

    Социальное страхование

    Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

    Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

    Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

    При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

    Социальная помощь

    Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

    Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

    В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

    Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

    Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

    В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

    Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

    Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

    Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

    Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

    Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

    Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

    Основные принципы социальной защиты

    Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

    партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

    экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

    адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

    приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

    превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

    Меры социальной защиты

    К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

    Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

    Меры по преодолению безработицы;

    Поддержка многодетных семей;

    Выплата пособий на детей;

    Контроль за соблюдением прав детей.

    Виды социальной защиты

    Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

    К государственным формам социальной защиты относятся:

    Доступное здравоохранение и образование;

    Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

    Меры социальной поддержки.

    Негосударственные формы социальной защиты – это:

    Добровольное социальное страхование;

    Частные системы здравоохранения и др.

    Основные виды социальной защиты – это:

    бесплатное медицинское обслуживание;

    предоставление санаторно-курортного лечения;

    социальная помощь семьям, имеющим детей;

    обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

    Система социальной защиты в Российской Федерации

    Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

    Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

    Пенсионный фонд Российской Федерации

    Фонд социального страхования Российской Федерации

    Фонд обязательного медицинского страхования.

    Средства социальной защиты

    К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

    нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

    социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

    анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

    существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

    создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

    организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

    Выводы

    Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

    Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

    В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".







    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Пенсионного фонда РФ 4

    1.1. Роль пенсионного фонда РФ в социальной защите населения. 4

    1.2. Значение пенсионной реформы в РФ.. 9

    2. анализ деятельности ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ и его бюджетной обеспеченности.. 13

    2.1. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ.. 13

    2.2. Финансовая обеспеченность Пенсионного фонда РФ.. 17

    3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ.. 24

    3.1. Проблемы реализация пенсионной реформы в России. 24

    3.2. Бюджетное послание Президента РФ на 2009 -2010 годы в части пенсионного обеспечения. 30

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

    ВВЕДЕНИЕ

    Любая пенсионная система - это система социального вспомоществования. Сама идея пенсионного обеспечения в свое время возникла как ответ на одну из вечных проблем человечества: как обеспечить средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им? Поэтому пенсия - это социальная компенсация тому, кто не может получать зарплату в связи с достижением пенсионного возраста и уходом с рынка труда. Однако на этом социальная функция пенсии не исчерпывается - она должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких зарплат и на смог заработать большую пенсию.

    Поэтому в любой пенсионной модели должна быть функция перераспределения. В остальном же, величина пенсии должна определяться количеством и качеством труда работника, измеряемого размерами его доходов

    Выбор темы курсовой работы обусловлен ее актуальностью в настоящее время.

    Цель курсовой работы – изучение деятельности пенсионного фонда РФ и направления развития в России.

    Для реализации поставленной цели определим задачи курсовой работы:

    - рассмотреть роль Пенсионного фонда РФ в социальной защите населения;

    - проанализировать значение пенсионной реформы в РФ;

    - провести анализ деятельности Пенсионного фонда РФ;

    - провести анализ финансовой обеспеченности Пенсионного фонда РФ;

    - указать проблемы реализация пенсионной реформы в России;

    - проанализировать бюджетное послание Президента РФ на 2009 -2010 годы в части пенсионного обеспечения.

    1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Пенсионного фонда РФ

    Роль пенсионного фонда РФ в социальной защите населения

    Во главе всех органов социальной защиты, участвующих в пенсионных правоотношениях, осуществляющих защиту граждан в старости, в случае потери кормильца и при наступлении других обстоятельств, в результате которых уровень жизни этих граждан значительно понижается, стоит Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) [2, с.323].

    Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

    Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2007 году составил более 1,9 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

    В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

    В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

    При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.


    Рисунок 1 - Структура ПФР

    Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячие линии».

    Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

    ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

    Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

    И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

    Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников [15, с.412].

    По мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

    Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке

    К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

    - аккумуляция страховых взносов;

    - финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде;

    - организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

    - капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

    - контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

    - организация и ведение индивидуального — персонифицированного учета застрахованных лиц;

    - участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

    - проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

    Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

    - страховых взносов работодателей;

    - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуаль­ной трудовой деятельностью;

    - страховых взносов других категорий работающих граждан;

    - ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гра­жданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадав­шим от чернобыльской катастрофы, на расходы по дос­тавке и пересылке пенсий и пособий;

    - средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государ­ственным фондом занятости населения РФ в связи с на­значением досрочных пенсий безработным;

    - средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в ре­зультате предъявления регрессных требований;

    - добровольных взносов физических и юридических лиц;

    - доходов от капитализации средств фонда;

    Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

    - выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

    - выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

    - оказание органами социальной защиты населения мате­риальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

    - финансовое и материально-техническое обеспечение те­кущей деятельности фонда и его органов;

    - финансирование других статей в соответствии с законом [7, с.376].

    Негосударственное пенсионное обеспечение является допол­нительным по отношению к государственному и может осущест­вляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо тер­риторий, а также в форме личного пенсионного страхования граж­дан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

    Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

    Объекты социальной защиты

    Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

    пенсионеры, в том числе одинокие;

    инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

    граждане, не имеющие постоянного места проживания;

    Формы социальной защиты

    Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

    Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

    проведение мероприятий по социальному обеспечению;

    предоставление услуг по социальному страхованию;

    оказание социальной помощи.

    Рассмотрим эти формы социальной защиты.

    Социальное обеспечение

    Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

    Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

    Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

    Социальное страхование

    Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

    Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

    Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

    При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

    Социальная помощь

    Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

    Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

    В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

    Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

    Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

    В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

    Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

    Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

    Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

    Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

    Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

    Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

    Основные принципы социальной защиты

    Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

    партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

    экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

    адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

    приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

    превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

    Меры социальной защиты

    К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

    Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

    Меры по преодолению безработицы;

    Поддержка многодетных семей;

    Выплата пособий на детей;

    Контроль за соблюдением прав детей.

    Виды социальной защиты

    Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

    К государственным формам социальной защиты относятся:

    Доступное здравоохранение и образование;

    Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

    Меры социальной поддержки.

    Негосударственные формы социальной защиты – это:

    Добровольное социальное страхование;

    Частные системы здравоохранения и др.

    Основные виды социальной защиты – это:

    бесплатное медицинское обслуживание;

    предоставление санаторно-курортного лечения;

    социальная помощь семьям, имеющим детей;

    обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

    Система социальной защиты в Российской Федерации

    Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

    Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

    Пенсионный фонд Российской Федерации

    Фонд социального страхования Российской Федерации

    Фонд обязательного медицинского страхования.

    Средства социальной защиты

    К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

    нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

    социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

    анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

    существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

    создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

    организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

    Выводы

    Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

    Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

    В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

    Читайте также: