Социальная защита пенсионеров на предприятии

Краткое содержание:


С возрастом способность работать и обслуживать себя у человека уменьшается, и, с определенного возраста, он нуждается в уходе.

Кроме того, ситуация может сложиться так, что у пенсионера нет близких, которые могли бы ухаживать за ним. Тогда нормы законодательства предусматривают возможность воспользоваться услугами, которые оказывают социальные работники, приглашаемые через соцзащиту для пенсионеров.

Как это выглядит на практике

Главным условием предоставления социального работника, является отдельное проживание пенсионера, нуждающегося в помощи. То есть по указанному адресу он должен жить один и при этом нуждаться в оказании помощи.

Решение о выделение для помощи пенсионеру социального работника принимает специальная комиссия, которая находиться в органах социальной защиты населения. Она рассматривает заявления, поступившие от лиц пенсионного возраста.

Также к заявлению требуется приложить пакет документов:

  • Справка из поликлиники о том, что пенсионер не имеет заболеваний, препятствующих найму соцработника;
  • Паспорт заявителя либо уполномоченного представителя;
  • Справка из Пенсионного фонда, подтверждающая размер пенсии;
  • Справка из ЖЭУ о составе семьи.

Приняв заявление, комиссия выезжает к пенсионеру и на месте, анализируя ситуацию, определяет перечень требуемых услуг. Например, ходить за продуктами, лекарствами, убирать помещение и т. д.

Необходимость в получении помощи выражается в невозможности самостоятельно передвигаться, осуществлять самообслуживание, обеспечивать жизненно важные потребности.

Также учитывается размер дохода, который получает нуждающийся в помощи человек. Поэтому при обращении в соцзащиту, нужно будет предоставить справку о доходах.

На основании нее определяется достаток гражданина и необходимость в оплате услуг соцработника. Так, если размер пенсии не превышает 1,5 размера прожиточного минимума региона, то соцработник будет предоставлен бесплатно.

Внимание! Правила предоставления социальной помощи регулируются на уровне регионов и муниципалитетов. В некоторых городах нормативный акт может предусматривать предоставление бесплатных социальных работников пенсионерам, имеющим почетные звания — например, деятелям культуры, почетным гражданам города и т.д.

Отказом от предоставления социального работника при подаче документов может стать: Предоставление неполного пакета документов; Предоставление документов, у которых срок действия уже истек, либо в документы внесены не заверенные подчистки, приписки, исправления и т. д. Сокрытие определенных сведений либо предоставление ложных; Наличие медицинских противопоказаний, в том числе бактериальных и вирусных болезней, алкоголизм, туберкулеза, психических расстройств и т. д.

Обязанности социального работника по уходу за пенсионерами

Обязанности соцработника определяются на основании обследования условий жизни пенсионера и определении размера помощи, которую нужно оказывать.

Существует перечень гарантированных услуг, которые предоставляют социальные работники для пенсионеров на бесплатной основе и дополнительные обязанности, оказываемые этим помощником за определенное вознаграждение.

Перечень гарантированных услуги

В гарантированные услуги включается:

  • Посещение пенсионера регулярно в установленные дни с целью получения информации об имеющихся у него потребностей.
  • Приобретение и доставка продовольственных и промышленных товаров, лекарственных препаратов.
  • Приготовление пищи для нуждающегося пенсионера.
  • Помощь в уборке дома, сдачи вещей пенсионера в ремонт, химчистку и т.д.
  • Сопровождение его в медицинские учреждения – поликлинику, больницу.
  • Помощь в оформлении, отправке и получении корреспонденции, газет и журналов.
  • Помощь в оплате коммунальных услуг.
  • Поддержка психологического характера (проведение бесед, советов).
  • Помощь в оформлении льгот, путевок в санатории, получении пенсии.
  • Вызов скорой помощи и врача, и нахождение с пенсионером до их приезда.
  • Помощь при вызове «социального такси», сопровождение на выставки, в театры и т.д.

Внимание! При этом стоимость приобретаемых товаров, услуг осуществляется за счет пенсионера. Соцработник должен вести журнал, в который регулярно вносятся записи о произведенных расходах и прикладывать соответствующие подтверждающие документы.

Дополнительные обязанности

Дополнительные услуги оказываются соцработником на основании заключенного договора на платной основе. Размер ее значительно ниже общерыночных цен.

В данный перечень входит:

  • Стирка на дому как вручную, так и с использованием стиральной машинки.
  • Глажение белья.
  • Стрижка.
  • Помощь в огороде.
  • Помощь при уборке двора.
  • Мытье окон, ковров, стен, потолка
  • Ремонт помещения.
  • Помощь в заготовке дров.
  • Услуги оздоровительного характера – массаж, физиотерапия и т.д.
  • Приготовление еды из продуктов пенсионера.

т.е. все то, что не входит в список гарантированных услуг.

Каждый город разрабатывает свой прейскурант стоимости таких услуг. Оплата за полученные услуги может производиться через отделение Сбербанка либо (если пенсионер малоподвижный) через самого соцработника с оформлением на месте кассовых документов.

"Отдел кадров коммерческой организации", 2015, N 2

Каждый человек, интересующийся общественными явлениями, знает, что экономическая нестабильность в стране обостряет социальные проблемы и приводит к снижению уровня жизни населения, хотя именно в области социальной защиты населения лежат приоритеты государства. Однако обеспечение гарантиями и удовлетворение потребностей возможно и на уровне организации. Интересы работника и работодателя взаимосвязаны, ведь уровень прибыли и производительности труда находится в прямой зависимости от уровня социальной защищенности персонала, а значит, для благополучия трудовых отношений необходимо озаботиться этим вопросом.

Понятие и направления социальной защиты

Понятие "социальная защита" является достаточно широким. Его можно рассматривать как на конституционном уровне обеспечения прав и свобод граждан, так и на конкретном уровне - в нашем случае в рамках работы по реализации прав и свобод работников. В то же время социальная защита не сводится к оказанию поддержки только определенным категориям сотрудников (например, работникам с ограниченными возможностями или пенсионерам). В идеале при грамотном нормативном закреплении социальная политика любой организации должна быть направлена на поддержку каждого работника. Она представляет собой совокупность положений, решающих определенные социальные, экономические и юридические проблемы, гарантирующих право на достойный уровень жизни.

Вспоминая рассмотренную ранее (в других номерах журнала) пирамиду человеческих потребностей, мы можем выделить несколько направлений социальной защиты в организации:

  • обеспечение условий для занятости, что позволяет сотрудникам зарабатывать денежные средства для своего существования, а также создание вакантных рабочих мест для поддержания мотивации персонала;
  • обеспечение безопасных условий труда и возможности повышать профессиональный уровень специалистов;
  • материальное обеспечение работников на период, связанный с рабочим риском или трагедией, несчастным случаем, иной ситуацией, повлиявшей на их профессиональную жизнь (например, производственной травмой, рождением ребенка, потерей родственника).

Наличие этих условий послужит мощным стимулом для персонала, так как затрагивает и первичные, и вторичные потребности работников.

Должное соблюдение норм социальной защиты работников любой организации численностью от 50 человек вполне может снизить процент текучести кадров, позволит участвовать в государственных программах развития, повысить лояльность сотрудников и их мотивацию. В свою очередь, это ведет к повышению эффективности производства, стабилизации доходности, урегулированию и предотвращению рабочих разногласий и увеличению прибыли предприятия.

Социальную политику компании можно представить себе как план. Есть цель, есть средства для его реализации. Под целью понимается результат, на достижение которого направлен план. По сути, каждый отдельный работник выступает высшей ценностью при формировании и реализации социальной политики компании. Если исходить из этого, важнейшей ее целью должно стать обеспечение работникам достойного уровня жизни, справедливого вознаграждения за трудовую деятельность, защиты социальных прав, социальной защиты. Средствами осуществления внутриорганизационной социальной политики являются инструменты, с помощью которых она формируется и реализуется: финансовые средства, социальные выплаты, льготы, компенсации работникам, социальные программы, коллективный и трудовой договор.

Меры и институты социальной защиты

Социальная защита - это меры, направленные на повышение производительности труда работников, стимулирование их лояльности и мотивации и обеспечение безопасного и достойного уровня жизни. Это система социальных и экономических гарантий, закрепленная законодательством. Они обеспечиваются как государством, так и предпринимателями. Данная система состоит из социального страхования, социальных услуг и социального обеспечения.

Социальное страхование является обязательным и представляет собой страхование работников от возможного изменения материального или социального положения, например, предполагая оказание материальной помощи при наступлении инвалидности, получении травмы на производстве, наступлении временной нетрудоспособности.

Социальные услуги представлены такими видами поддержки, как материальная помощь при рождении или смерти родственника, оплата питания. Организации с большим штатом и высоким уровнем дохода предоставляют более широкие пакеты, например лечение работников в оздоровительно-лечебных учреждениях, имеют собственные культурные дома и спортивные комплексы.

Социальное обеспечение - это система мер, направленных как на материальное обеспечение работников при наступлении страхового случая, так и на оказание поддержки в удовлетворении социальных потребностей работников, а именно в обучении, профессиональном развитии.

Все больше работодателей пытаются защитить своих работников, но опыта проведения грамотной социальной политики в организации не у всех хватает. Лишь немногие могут сформировать и реализовать системную и четкую социальную политику. В то же время материальная поддержка работника обеспечивает только его первостепенные потребности, для решения остальных проблем необходимо сочетать ее с социальными мерами.

Основной и наиболее мощной формой организации социальной защиты человека является государство.

Институтами, защищающими наемных работников, являются профессиональные союзы, охватывающие в своей деятельности весь коллектив предприятия и располагающие для этого необходимыми правами и возможностями. Основная функция профсоюзов состоит в защите прав и интересов работников, то есть в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождении компромиссов и выработке на этой основе приемлемых решений. Важный инструмент социальной защиты работников на предприятии - коллективный договор, при условии закрепления в нем юридических основ социальной защищенности. Другим важным социально-нормативным институтом является трудовой договор, в котором могут быть предусмотрены специальная система обеспечения прав работников и ответственность работодателя за несоблюдение обозначенных социально-экономических гарантий.

Эффективная социальная политика позволяет компании реализовать свои основные потребности в выживании и стабильности, увеличивает доверие персонала, инвесторов, а значит, повышает конкурентоспособность бизнеса.

Социально оснащенный бизнес способен:

  • увеличить прибыль и быть конкурентоспособным;
  • заслужить репутацию, развить новые направления;
  • повысить продажи, увеличить производительность труда;
  • привлечь и удержать сотрудников;
  • улучшить отношения с регулирующими органами.

Заключение

В качестве заключения можно выделить несколько принципов эффективного механизма социальной защиты:

  • социальная защита должна основываться на эффективном труде работающих и таким образом быть частью экономических отношений между работодателем и работником;
  • социальная защита не должна ограничиваться одним кругом гарантий. Если повысить заработную плату, но не позаботиться о повышении квалификации способных сотрудников или об обновлении производственного оборудования, эффект может оказаться далеко не таким заметным, как ожидалось;
  • социальная защита должна базироваться на самостоятельности и самозащите сотрудников. Иными словами, работник должен стремиться защитить себя сам, а не ждать решения извне. При этом, конечно, работодатель тоже должен не стоять на месте, а развиваться, заботясь не только об увеличении прибыли, но и о наличии в штате мотивированных, заинтересованных людей;
  • необходимо напоминать сотрудникам об их собственной ответственности - о том, что нужно соблюдать внутриорганизационную дисциплину, вести здоровый образ жизни. Ведь лучший защитник работника - это он сам.

Для государства наличие социальной защищенности является критерием эффективного функционирования. От степени такой защищенности зависят благосостояние государства, уровень его конфликтности и уязвимости. Для предпринимателя социальная защита - один из способов мотивирования к труду, поскольку она позволяет удовлетворить не только физиологические, но и социальные потребности. В то же время социальная защищенность работающего населения может существенно зависеть от того, в каком состоянии экономика государства. И нельзя не добавить, что механизмы экономического управления поведением работодателей в области охраны труда не действуют на уровне малых предприятий, которые не включены в отраслевую систему управления охраной труда.

Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барыгин М. Е.

В статье анализируются проблемы и перспективы вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность Автором определены основные факторы и условия такого вовлечения. Затронуты вопросы социальной защиты лиц пенсионного возраста , желающих участвовать в трудовой деятельности

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барыгин М. Е.

Major aspects of the social protection of the elderly people participating in labor activity (Russia, St. Petersburg)

The article analyses problems and prospects of involving the elderly into labor activity , including the major factors and conditions of this process. Specific attention is given to the social protections of such people

Текст научной работы на тему «Основные аспекты социальной защиты лиц пенсионного возраста, участвующих в трудовой деятельности»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, УЧАСТВУЮЩИХ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

аспирант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем Санкт-Петербургского государственного экономического университета

В статье анализируются проблемы и перспективы вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность Автором определены основные факторы и условия такого вовлечения. Затронуты вопросы социальной защиты лиц пенсионного возраста, желающих участвовать в трудовой деятельности.

Ключевые слова: лица пенсионного возраста, трудовая деятельность, социальная защита, трудовой потенциал

УДК 67.400.22+ 330.1

Демографическое старение становится государственной проблемой для большинства развитых стран. Так, по расчетам американских специалистов к 2030 году, когда последний человек из поколения «бэби бума» достигнет 65 лет, количество людей за 65 в США будет равняться около 70 млн — вдвое больше, чем сегодня. Более 30% населения будет старше 50 лет. Такая же ситуация наблюдается и в других развитых странах. В Российской Федерации ожидается, что к 2025 году доля пожилых граждан будет составлять 25,8%. По данным Федеральной службы статистики РФ ежегодно количество трудоспособного населения уменьшается на 1 миллион человек. Т.е., еще никогда в истории человечества так много здоровых людей не достигали позднего этапа жизни, и возникает опасность того, что затраты на медицинскую помощь и социальную безопасность станут тяжелейшим экономическим бременем.

Во многих странах отмечается повышение пенсионного возраста. В Великобритании сейчас мужчины могут выйти на пенсию в возрасте 65 лет, а женщины — 60 лет. Начиная с 2020 года предполагается повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 66 лет, с 2034 до 2036 года до 67 лет, с 2044 по 2046 — до 68 лет.

Улучшение жизненных, трудовых условий и качества медицинского обслуживания в развитых странах увеличило количество активных людей старше пенсионного возраста, желающих участвовать в трудовой деятельности

Согласно исследованию Merrill Lynch New Retirement более 80% пожилых людей в США планируют работать даже после 65 лет. Многие постараются пополнить свое соцобеспечение, так как

минимум одна четверть людей не накопили достаточно денег на пенсию, согласно данным Бюджетного управления Конгресса.

Сегодня ощущается явная необходимость рассматривать людей пенсионного возраста, особенно в перспективе, в качестве трудового потенциала, что ставит ряд новых задач, порожденных особенностями современного этапа, одной из которых является реализация их профессионального потенциала.

Очевидно, что одним из направлений социальной защиты пожилых людей должна стать защита лиц пенсионного возраста, желающих участвовать в трудовой деятельности. Причем такая защита должна приносить эффект как для самого пенсионера, так и для государства.

Желание работать или не работать — это, прежде всего выбор самого пенсионера. В любом случае государство обязано удовлетворить все потребности пожилого человека, обеспечить защиту его прав в соответствии с конституционными гарантиями. Соответственно к лицам пенсионного возраста не может применяться какая-то одна модель социальной защиты. Отметим также, что сегодня в нашей стране нет одного комплексного федерального закона, регулирующего вопросы социальной защиты рассматриваемой категории граждан. Соответственно нет и четкого системного представления о данной категории социальной политики.

Автором произведена попытка классификации категории «лица пенсионного возраста» по принадлежности их к трудовому капиталу (потенциалу), в соответствии с которой выделены четыре модели социальной защиты данной категории граждан (рис.1).

Рис.1. Классификация лиц пенсионного возраста по признаку их принадлежности в трудовому капиталу (потенциалу)

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Рассмотрим каждую из категорий подробнее.

Те граждане, которые в силу различных причин не относятся к трудовому капиталу (потенциалу) делятся на следующие подкатегории:

1 — не находящиеся в состоянии депривации —

это те пенсионеры, которые, закончив трудовую деятельность, осознанно не желают работать, проживают в семьях или в одиночестве, имеют жилье, не испытывают особых проблем со здоровьем, располагают доходом, достаточным для удовлетворения своих потребностей и могут самостоятельно себя обслуживать. В отношении этой категории лиц может применяться стандартная модель социальной защиты, заключающаяся в выплате пенсий, предоставлении различных льгот, в т.ч. налоговых, оказании социальных услуг. Т.е. основными законами, регулирующими формирование данной модели, являются ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В каждом субъекте РФ могут предоставляться дополнительные выплаты, льготы людям пенсионного возраста.

2 — находящиеся в состоянии депривации — к этой группе пенсионеров относятся те лица, которые нуждаются в дополнительной государственной поддержке. Это престарелые граждане, инвалиды, малоимущие, т.е. те, кто не может самостоятельно себя обслуживать. В отношении таких граждан должна применяться расширенная модель социальной защиты, в рамках которой органы государственной власти берут на себя дополнительные обязательства. Построение такой модели должно происходить в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», в котором установлены экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе, и Федеральным Законом «О государственной социальной помощи».

Лиц пенсионного возраста, относящихся к трудовому капиталу (потенциалу) можно разделить на следующие подкатегории:

1 — активные (работающие), т.е. те пенсионеры, которые продолжают активно участвовать в трудовой деятельности, как правило, на прежнем рабочем месте (около 60%) также, пенсионеры, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

В отношении данной категории может быть применена поддерживающая модель социальной защиты, которая практически идентична стандартной (право на трудовую пенсию, льготы), но еще должна включать в себя меры по защите пенсионера именно как работника (предпринимателя). Прежде всего, это юридическое закрепление и реализация мер борьбы с дискриминацией пожилых людей на рынке труда. Формирование данной модели регулируется трудовым кодексом, а также законами о пенсионном обеспечении. Например, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» запрещает распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном «ограничении» прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от возраста, поскольку это условие не связанно с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Сегодня активно обсуждается вопрос о том, что защита работающих пенсионеров провоцирует дискриминацию неработающих пожилых людей. Предлагается, в частности, отменить накопительную часть пенсии для работающих пенсионеров. Но данные предложения противоречат Конституции, 39 статья которой гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

2 — относительно активные лица пенсионного возраста, т.е. те граждане, которые в силу различных причин хотят работать, но нуждаются в государственной помощи для осуществления трудовой деятельности. К таким пенсионерам может быть применена профессионально-адаптационная мо-

дель социальной защиты, представляющая собой систему социально-экономических отношений, формируемую и реализуемую государством, обществом, хозяйствующими субъектами и социальными институтами с целью разумного вовлечения в трудовую (экономическую) деятельность потенциально активной части лиц пенсионного возраста посредством применения различных методов и инструментов путем снижения вероятности возникновения рисков различной природы как для самих лиц пенсионного возраста, так и для государства.

К первой группе (активные) относятся граждане пенсионного возраста, которые продолжают работать, не нуждаясь для этого в дополнительных мерах поддержки. В отношении этой категории может быть применена профессионально-адаптационная модель социальной защиты, которая, в некотором роде, интегрируя в себя элементы трех рассмотренных выше моделей, содержит также новые, практически не применяемые в России направления. Например, переобучение, повышение квалификации лиц пенсионного возраста, содействие их трудоустройству, организация психологических тренингов.

Сюда также можно отнести меру и по стимулированию работодателей к приему на работу лиц пенсионного возраста. Так, в Швеции, работодателям предлагается скидка с социальных отчислений на каждого сотрудника старше 55 лет. Например, если такой работник год является безработным, то наниматель освобождён от выплаты на него социальных отчислений в течение двух лет.

Согласно ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» все граждане независимо от возраста имеют право на добровольный труд и свободный выбор занятости, а также на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости. Таким образом, сегодня безработные лица пенсионного возраста имеют право на содействие в трудоустройстве со стороны органов службы занятости населения.

Но этот же Федеральный закон не относит лиц пенсионного возраста к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, из чего следуют, что на сегодняшний день у пенсионеров нет дополнительных гарантий занятости.

Безусловно, в силу постоянного снижения числа граждан трудоспособного возраста формирование и развитие профессионально-адаптационной модели социальной защиты лиц пенсионного возраста является одним из условий социальноэкономического развития страны и ее отдельных субъектов.

Одним из начальных этапов построения данной модели является определение основных факторов и условий, способствующих вовлечению лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность. Данные факторы можно разделить на две группы: внутренние (субъективные), зависящие от пенсионера, и внешние, которые обусловлены состоянием внешней среды.

К внутренним факторам относятся:

1. Психологические факторы, т.е. желание и готовность самого человека участвовать в трудовой деятельности;

2. Медицинские факторы (состояние здоровья), т.е. отсутствие заболеваний различного характера, препятствующих человеку заниматься тем или иным видом деятельности;

3. Профессиональные, т.е. наличие знаний, навыков, опыта, позволяющих лицу пенсионного возраста участвовать в производственном процессе.

В качестве внешних факторов можно отметить:

1. Демографические факторы, определяющие потребность экономической системы в трудовом потенциале лиц пенсионного возраста;

2. Политические факторы, отражающие отношение власти к процессам вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность, т.е. определяющие государственную стратегию защиты и поддержки рассматриваемой категории граждан;

3. Правовые факторы, формирующие необходимую нормативно-правовую базу процессов вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность;

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

4. Инфраструктурные факторы, отражающие состояние инфраструктуры, необходимой для вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность (например, центры переобучения, наличие специализированных подразделений в центрах занятости и т.д.);

5. Социальные факторы, отражающие отношение общества к процессам вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность.

Особняком стоят экономические факторы, которые также могут быть как субъективными, так и объективными.

К объективным экономическим факторам можно отнести отраслевую и профессионально-квалификационную структуру рынка труда, спрос и структуру спроса на рынке труда, уровень безработицы, состояние пенсионной системы и т.д. К субъективным относятся уровень материальной обеспеченности пенсионера, уровень доходов, структура потребностей, наличие иждивенцев и т.д.

Совокупность экономических факторов и условий составляют экономическую основу социальной защиты лиц пенсионного возраста, желающих участвовать в трудовой деятельности.

В условиях рыночной экономики, безусловно, определяющей является первая группа факторов. Однако, в социальном государстве не могут не учитываться и факторы из второй группы. Таким образом, основной целью социальной защиты лиц пенсионного возраста, желающих участвовать в трудовой деятельности, является нахождение оптимального равновесия между двумя группами факторов, обеспечивающего с одной стороны удовлетворение интересов лиц пенсионного возраста, а с другой — недопущение нарушения воспроизводственного процесса.

Поэтому сегодня более уместно использовать термин «социально-экономическая защита лиц пенсионного возраста», что позволит учитывать как внешние, так и внутренние экономические факторы обеспечения и развития рассматриваемой категории населения.

Отметим, что проблема социальной защиты лиц пенсионного возраста наблюдается и в европейских странах, где отмечается стремительное старение населения. Некоторые государства ищут решение проблемы в трудовой иммиграции из стран за пределами ЕС. Но при этом, согласно опросам, 80% работодателей не желают нанимать людей старше 55 лет. Эта проблема даже была затронута в докладе комиссии ЕС «Европа для всех возрастов», в котором правительствам рекомендовано разработать меры, которые позволят пенсионерам занять свое место на рынке труда.

Особенно остро проблемы дискриминации по возрасту стоят в постсоциалистических странах (кроме Эстонии). В этих странах абсолютно не развита практика найма на неполный рабочий день. Кроме того здесь наблюдается практика заключения договоров на неопределенное время (в западных странах доля краткосрочных договоров составляет до 25%).

Но есть и положительны примеры. Так, в Дании лица предпенсионного возраста (с 61 года) имеют право на получение полной зарплаты при 90%-й занятости, а также на дополнительные 5 дней отпуска.

В Российской Федерации по официальным данным, занятость пожилых людей, начиная с 2002 года, растет, и в настоящее время охватывает около четверти всех людей пенсионного возраста. Особенно много пожилых работников заняты в таких сферах, как наука, культура, педагогика, здравоохранение и социальное обслуживание. Среди предпринимателей также наблюдается все больше лиц пенсионного возраста. С января 2013 года обсуждается законопроект № 206801-6 «О внесении дополнений в часть 6 статьи 14 Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно которому предлагается работающим пенсионерам (т.е. лицам, получающим трудовую пенсию) не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированных размерах.

Сегодня в центрах занятости пенсионерам предлагаются различные вакансии: работа страховых агентов, курьеров, почтальонов, дворников, расклейщиков объявлений, киоскеров, музейных смотрителей, библиотекарей, диспетчеров, лифтеров, консьержей, продавцов или кассиров в небольших магазинах. Постоянный дефицит кадров наблюдается в регистратурах поликлиник и в детских садах. Мужчинам-пенсионе-рам, особенно работавшим в силовых структурах, несложно найти работу в охране. Особую ценность представляют пенсионеры рабочих специальностей, поскольку средний возраст в этой сфере 55-58 лет. Бывшие педагоги, как правило, занимаются репетиторством или ведут кружки в детских домах творчества.

Очевидно, что сегодня в рамках профессионально-адаптационной модели социальной защиты лиц пенсионного возраста должен быть создан механизм развития и профессиональной поддержки пожилых людей, что будет способствовать их разумному вовлечению в трудовую деятельность.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» // http://www.pfrf.ru/individual_ records/22817.html

2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html

3. Васильчиков В.М. Структура и основные направления развития системы социальной защиты пожилых людей в российской федерации. http://www.globalaging.org/elderrights/world/2005/federation2.htm

4. Елютина М.Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал социальной работы. — 1997. — № 2/6. — С. 9-15.

5. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. — 2003. — № 2.

6. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология. — М., 2004.

Читайте также: