Социально экономические основы пенсионного страхования

Правовой основой обязательного пенсионного страхования является федеральный закон «об обязательном пенсионном страховании в РФ», закон «о трудовых пенсиях РФ», закон «об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Проблема построения пенсионных систем относится к числу глобальных. В соответствие с федеральным законом «об обязательном пенсионном страховании» обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого им до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком , которым является ПФ РФ.

ПФ РФ и его территориальные органы составляют единую центральную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФ перед застрахованными лицами. Наряду с ПФ РФ страхователями по ОПС могут являться и не государственные ПФ.

Страхователями по ОПС являются следующие категории:

· Юридические лица (работодатели)

К застрахованным лицам относят:

· Граждане, работающие по трудовому договору

· Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Пенсионное страхование осуществляется по случаю страхового риска, которым признается утрата застрахованным лицом, утрата заработка в связи с страховым случаем(это событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществить страховое обеспечение):

При наступлении страхового случая возникает система обязательного пенсионного обеспечения

Данная система означает, что при наступлении страхового случая ПФ должен исполнить свои обязательства перед застрахованным лицом посредством страховых выплат:

· Социальные пособия на погребение умерших пенсионеров и не работающих на день смерти

Трудовая пенсия– это ежемесячная выплата в целях компенсации гражданам зарплаты или иного дохода, которые получали застрахованные лица до наступления страхового случая. Нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

Пенсия составляет 28% от заработной платы.

По требованию международной организации труда она должна быть не ниже 50%.

В соответствии с ФЗ «о трудовых пенсиях» выделяют следующие виды трудовых пенсий:

· По старости (возрасту)

· По случаю потери кормильца

По старости назначается и выплачивается лицам при наличии 2 условий:

· Достижение пенсионного возраста (женщины – 55 мужчины – 60)

· Наличие не менее 5 лет страхового стажа

Страховой стаж –это суммарнаяпродолжительныхпериодов работы в течении которых застрахованное лицо перечисляет страховые взносы (бюджет ПФ)

Еслигражданин не имеет право на получение трудовой пенсии, то ему назначается социальная пенсия.

Социальная пенсия –вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению ,которая назначается при отсутствии права на трудовую или иной вид пенсии.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности (3, 2, 1) степени определяется по медицинским показаниям органами медико-социальной экспертизой.

Трудовые пенсии по инвалидности устанавливаются не зависимо от причин инвалидности, продолжительности страхового стажа, при полном отсутствие страхового стажа будет назначаться социальная пенсия.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи, состоящие на его иждивение.

В настоящее время трудовые пенсии состоят из 2-х частей:

Страховая часть формируется за счет поступивших за застрахованное лица страховых взносов в пенсионный фонд.

Тариф страхового взноса дифференцирован в зависимости от возрастной группы застрахованных лиц.

26% от начисленной оплаты труда (начинает действовать с 2011г).

1)граждане родившиеся до 1967г. Страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии 26% от оплаты труда.

2)граждане родившиеся 1967г и позже 20% от оплаты труда.

Таким образом, страховая часть непосредственно зависит от величины оплаты труда застрахованного лица.

Чем выше размер оплаты труда, тем выше страховые взносы и тем выше размер будущей пенсии. Накопление источников для финансово-страховой части трудовой пенсии, а в дальнейшем финансирование назначенной пенсии происходит следующим образом: страховых взносы перечисляемые работодателями поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Полученный объем страховых взносов (пенсионный капитал) регулярно индексируется.

При назначении трудовой пенсии объем страховых взносов делится на так называемый период дожития 19 лет(228 мес.) – это средний возраст нахождения пенсионера на пенсии. Тем самым определяется величина страховой части трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии, по сути, является разновидностью страховой части. Она финансируется не за счет части страхового тарифа установленного для более молодой возрастной группы. С 2011 года составит 6% от начисленной оплаты труда.

Страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии расходуется ПФ на выплату текущих пенсий, в этом случае действует принцип солидарной ответственности накоплений. Страховые взносы на финансирование трудовой пенсии зачисляются на специальную часть лицевого счета застрахованного лица.

В дальнейшем эти взносы перечисляются в управление управляющих компаний, которые инвестируют эти страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Государственное управляющая компания – это ВнешЭконом Банк. Управляющая компания могут инвестировать страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии следующие виды активов:

ü Государственные ценные бумаги РФ

ü Государственные ценные бумаги субъектов РФ

ü Облигации российских эмитентов (ОАО)

ü Денежные средства в рублях на счетах предприятий (организаций)

ü иностранная валюта (на счетах)

Индивидуальные предприниматели (ИП) – перечисляют страховые взносы в ПФ исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года – это сумма денежных средств, которая должна поступать за застрахованное лицо в бюджет ПФ в течении 1-го финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения.

Стоимость страхового года определяется путем умножения min размера оплаты труда (4330 руб)*12 месяцев*20%=10392 руб

Действует программа государственного софинансирования пенсии.

Граждане формируют накопительную часть трудовой пенсии добровольно, и не зависимо от возраста на 1000 страховых взносов государство дополняет еще 1 тыс. но не более 12 тыс. в год.

Система социальной защиты включает в себя социальные гарантии, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование.

Согласно Конституции РФ, ст.39 каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.

К основным видам социального обеспечения относятся:

• пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;

• пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др.;

• содержание и обслуживание детей, престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях;

• медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.

Следовательно, социальное обеспечение – система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Сегодня отмечается тенденция роста численности престарелых и инвалидов, что требует изменения социальной политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения.

В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введения страховых механизмов (страховых взносов) и понятия социального риска. Социальный риск – это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным причинам. Речь идет об одной из форм социального обеспечения – о социальном страховании. Социальное страхование – это система мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования. В нашей стране социальное страхование является государственным и обязательным.

Система социального обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение, государственное (обязательное) социальное страхование, обязательное медицинское страхование.

Перед нами стоит задача: рассмотреть организационно-экономические основы социального обеспечения.

Организационно-экономическими основами социального обеспечения являются взаимосвязанные организационные, экономические, законодательные меры.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения.

Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, отличающиеся по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, которые образуются за счет отчислений работодателей. Государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетов различных уровней.

Одним из элементов социального обеспечения является обеспечение граждан пенсиями.

Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» , «О трудовых пенсиях в РФ», Положении о Пенсионном фонде РФ. Экономическую основу пенсионного обеспечения выполняют государственный бюджет и пенсионный фонд.

Известно две модели пенсионного обеспечения. Первая, когда пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений – работающих граждан и нетрудоспособной части населения. Система пенсионного обеспечения, которая характеризуется зависимостью демографической и экономической ситуациями в стране, является распределительной. Другая модель основывается на накопительном принципе: страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную пенсионную компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Такая модель является накопительной.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системы, был сделан в 1991 году, когда был создан Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации. ПФ является государственным социальным внебюджетным фондом.

Пенсионный фонд представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система ПФ включает центральный аппарат, региональные отделения и пункты уполномоченных.

Первоочередной задачей ПФ является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Это означает создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

Для этого ПФ выполняет следующие функции:

1. собирает страховые взносы от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами;

2. взыскивает с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3. капитализирует свои средства;

4. контролирует с налоговыми органами своевременное и полное поступление страховых взносов;

5. проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников;

6. финансирует выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по случаю потери кормильца.

В настоящее время средства ПФ формируются за счет следующих источников:

1. страховые взносы (например, работодатели – 28%);

2. средства ФБ, направленные через ПФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий (например, пенсии военнослужащим);

3. средства государственного фонда социального страхования.

Страховые взносы поступают от плательщиков: работодателей и самозанятого населения. Федеральный бюджет направляет средства на выплату пенсий военнослужащим, гражданам, пострадавшим вследствие радиационных аварий, социальных пенсий, надбавок к пенсиям участников ВОВ, на покрытие расходов по доставке и пересылке пенсий. Фонд социального страхования перечисляет средства на выплату пенсий вследствие трудового увечья. Государственные службы занятости населения направляют средства на выплату пенсий тем безработным гражданам, которые имеют право оформить пенсию по старости раньше установленного возраста.

Назначением пенсий до недавнего времени занимались органы социальной защиты населения, а в настоящее время – отделы назначения и выплаты пенсий входят в структуру региональных отделений ПФ.







1.1.Сущность пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения [21, c.223].

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Функционирование системы обязательного пенсионного страхования базируется на реализации страховых принципов, как общих для всех видов социального страхования, так и применимых только к пенсионному обеспечению.

Основными принципами обязательного социального страхования являются [21, c.223]:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемая на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение договорённостей по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

В настоящее время существует угроза не соблюдения основного принципа пенсионного страхования - устойчивости финансовой системы обязательного пенсионного страхования, достигаемой на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов. В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание стационарно-равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших микро- и макроэкономических задач. Из неё следует, что экономические субъекты стремятся перевести экономическую систему в оптимальное состояние, рассматривая его как равновесие, которое в данном контексте ассоциируется с устойчивостью, однако она не является центральной проблемой указанной концепции. Устойчивость системы зависит от большой группы факторов. Потеря устойчивости в общем случае может произойти вследствие изменения параметров системы, из-за наличия внешних воздействий (в частности, слишком значительных или качественно несовместимых с системой), либо при нарушении связей в системе, когда меняется её структура (структурная неустойчивость). Отсюда, устойчивость - это способность системы сохранить своё качество в условиях изменяющейся среды и внутренних трансформаций (случайных или преднамеренных). При этом качество измеряется с позиций целей системы. Поддержание устойчивости составляет внутреннюю цель системы в отличие от внешней, характеризующей взаимоотношения со средой. Следовательно, система должна быть организована так, чтобы обеспечить собственное выживание, стабильность в динамичной среде и одновременно развитие, приближение к определённой цели.

Поскольку финансовые отношения составляют лишь часть от экономических отношений хозяйствующего субъекта, финансовая устойчивость отличается от более общего понятия «устойчивость», как часть от целого. В то же время финансовая устойчивость как элемент системы находится под влиянием других её элементов: организационных, правовых, управленческих и пр.

Финансы обладают свойством количественного отображения производственного процесса через финансовые ресурсы. Следовательно, финансовую устойчивость можно характеризовать количественными показателями. Распределение как движение финансовых ресурсов определяет состояние устойчивости или неустойчивости, а контрольная функция выявляет это состояние, превращая финансовую устойчивость в один из индикаторов соблюдения определённого круга стоимостных пропорций, при изменении которых в ходе распределительного процесса изменяется и состояние финансовых ресурсов. Таким образом, финансовая устойчивость - состояние финансовых ресурсов, при котором экономический субъект способен сохранить своё качество в условиях динамичной среды и внутренних трансформаций и одновременно обеспечить развитие, приближение к определённой цели [24, c.302].

Отметим, что само понятие «платёжеспособность» в современной российской экономической науке терминологически ещё не оформилось. Оно трактуется как способность экономического субъекта выполнять свои финансовые обязательства перед прочими субъектами рынка, а также используется в качестве синонима ликвидности, означающей способность экономического субъекта рассчитаться по неотложным (краткосрочным) обязательствам. Но каждое из этих понятий имеет собственное содержание. Ликвидность означает способность экономического субъекта произвести своевременную конверсию активов в наличные денежные средства с целью погашения обязательств. Платёжеспособность же предполагает наличие у хозяйствующего субъекта возможности оплатить требования, обусловленные ранее принятыми обязательствами.

Пенсионный фонд России, как и любой другой субъект экономики, представляет собой микросистему в рамках макросистемы, что ставит вопрос о её устойчивости. Данная микросистема располагает финансовыми ресурсами, что позволяет говорить о её финансовой устойчивости. Пенсионный фонд России является организацией, управляющей специфической сферой деятельности, связанной с формированием и использованием внебюджетного фонда социального назначения. Будучи составной частью сферы государственных финансов, внебюджетный пенсионный фонд призван на основе организационной самостоятельности обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, то есть материального обеспечения граждан при наступлении соответствующих социальных рисков. При этом социальный риск можно определить как вероятность ухудшения материального положения в результате утраты трудового дохода по объективным социально значимым причинам.

Особенности разных видов социальных рисков (круг получаемых социальных выплат; различная степень вероятности реализации риска; различная степень ответственности субъектов данных финансовых отношений работника, работодателя, государства) обусловили организационную обособленность внебюджетного пенсионного фонда, которая, в свою очередь предопределила специфику оперативного управления им. Функция управ внебюджетным пенсионным фондом возложена на специально созданную организацию - Пенсионный фонд РФ. Участие в денежных отношениях распределению и перераспределению национального дохода с формирования и использования денежного фонда, предназначенного финансирования расходов, обуславливает специфику функционирования и, следовательно, особенности его финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость внебюджетного пенсионного фонда определяется специфик доходов и расходов.

Источником доходов пенсионного фонда служат обязательные страховые взносы. Страховой метод основан на социально-обязательном праве возмездном и эквивалентном (хотя и относительно) характере представителей страхового обеспечения для застрахованных лиц. Относительной эквивалентности и возмездность страховых взносов и выплат состоит в что она поддерживается в целом по страховому фонду, но для отдельных застрахованных лиц объективно не может выдерживаться в полном объеме. Наступление страхового случая (реализация социального риска потери доходов в результате утраты трудоспособности при наступлении старости) обязательно, но только для тех застрахованных лиц, которые доживу установленного законом возраста выхода на пенсию. Те же из них, кто проживёт больше среднестатистического периода дожития, получает больший объём страховых выплат (пенсий).

Функциональное предназначение внебюджетного пенсионного фонда обусловливает специфику пенсий как формы использования его средств. Необходимость замещения ранее зарабатываемого дохода в случае реализации указанного выше социального риска предполагает регулярный долговременный характер пенсионных выплат, что требует постоянного поддержания покупательной способности пенсии в течение всего периода её выплаты. В связи с долгосрочным характером социального риска возникает необходимость предусматривать дополнительные финансовые гарантии обеспечения финансовой устойчивости внебюджетного пенсионного фонда, например, в виде системы резервов с целью нивелирования влияния фактора времени, связанного с вероятностью реализации сопряжённых рисков (инфляционных, демографических, инвестиционных, актуарных и др.).

Финансовую устойчивость внебюджетного пенсионного фонда можно определить как постоянное соответствие в целом по денежному фонду текущих доходов и резервов расходам по выплате пенсий, определённым величиной и структурой долгосрочного социального риска. Проблема обеспечения финансовой устойчивости в данном случае может рассматриваться как определение вероятности дефицита средств в тот или иной период времени.

В настоящее время всеми государствами, входящими в международную организацию труда (МОТ), членом которой является РФ, признаётся страховая природа пенсии. Суть данной концепции состоит в том, что работник посредством обязательного включения его государством в систему пенсионного страхования защищает себя (страхуется) от риска оказаться в нищете в старости или при наступлении инвалидности в результате неизбежной утраты регулярного дохода от трудовой деятельности. Кроме того, страхуются и нетрудоспособные члены семьи работника, живущие на доходы от его трудовой деятельности, также от риска оказаться в нищете в случае смерти своего кормильца. Иначе говоря, пенсия назначается не в связи со старостью или инвалидностью, а исходя из презумпции утраты в этих случаях дохода, необходимого для жизнеобеспечения человека. При этом представлять каких-либо доказательств утраты дохода от трудовой деятельности для приобретения права на пенсию не требуется [13, c.12].

Ещё в 1944 году МОТ приняла рекомендацию №67 об обеспечении дохода, в которой чётко и однозначно указала на то, что система обязательного социального страхования должна уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путём восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость), или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца. Случаем, в котором должна выплачиваться пенсия по старости, является достижение установленного возраста, который должен быть таким, в котором люди обычно становятся неспособными к эффективному труду, характер заболеваний и инвалидности становится тяжёлым, а безработица, если она имеет место, постоянной.

В обязательном пенсионном страховании в качестве страхового риска всегда выступает изменение материального положения работающих граждан, а достижение пенсионного возраста, инвалидность и потеря кормильца являются лишь страховыми событиями, наступления которых порождает обязанность страховщика осуществлять выплату страховки (т.е. пенсии). Всё это позволяет определить пенсию как компенсацию работнику или его иждивенцам утраченного ими дохода при наступлении соответствующего страхового события (старость, инвалидность, потеря кормильца).

Вместе с тем выплата пенсий возможна и вне рамок обязательного пенсионного страхования. В любом обществе есть категории граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется непосредственно государством (т.е. не за счёт страховых средств). В Российской Федерации к таким категориям относятся военнослужащие и приравненные к ним лица, судебные и прокурорские работники, таможенники и др. Однако, несмотря на данное обстоятельство, установление им пенсии также призвано компенсировать утраченный заработок при прекращении выполнения своей профессиональной деятельности.

Кроме того, существует и институт социальных пенсий, позволяющий в практическом плане реализовать закреплённый в Конституции Российской Федерации принцип всеобщности пенсионного обеспечения. Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным лицам, которые не приобрели право на другие виды государственных пенсий в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Целевым предназначением только этого типа пенсионных выплат является необходимость предоставления государством материального обеспечения нетрудоспособным гражданам, не имеющим другого источника средств к существованию.

1.2.Пенсионное страхование в системе социальной защиты населения

Пенсионное страхование как форма социальной защиты населения существует во всех развитых странах. Пенсионное страхование – это страхование с целью формирования источников финансирования пенсий.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Государство проводит активную политику в сфере пенсионного обеспечения. В 2013 г. утверждена Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. В соответствии со Стратегией предусматривается сохранение трех классических уровней. Первая ступень (трудовая пенсия) – соответствует распределительной системе, призванной обеспечить коэффициент замещения среднего заработка на уровне 40 %. Вторая ступень (корпоративная пенсия) – накопительная корпоративная пенсионная система за счет отчислений работодателей. Третья ступень (частная пенсия) – частная накопительная система из добровольных взносов граждан. Ожидаемый коэффициент замещения корпоративной и частной пенсии – до 30 % от среднего заработка. Участие работников в пенсионном страховании на трех уровнях способствуют возмещению утраченного заработка до 70 % [16, c.25].

В настоящее время начался новый этап пенсионной реформы, отражающей структурные преобразования в социальной политике государства. Реформирование пенсионной системы направлено на приведение системы социальной защиты граждан в соответствие с вызовами времени. Цель реформы – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности [16, c.26].

Пенсионная реформа затронула интересы всего населения страны, включая молодежь.

Правительство определило меры по развитию пенсионного страхования, которые стали результатом долгого поиска в области пенсионного возраста, увеличения трудового стажа, эффективности пенсионных накоплений, развитии корпоративных программ, социальной ответственности бизнеса и т. д.

В последние годы в стране широко обсуждались проблемы накопительной части пенсии.

Несмотря на ряд нерешенных проблем, например обеспечение гарантий сохранности пенсионных накоплений, специалисты отмечают, что вектор ее развития выбран правильно. Пенсионные накопления являются инвестиционным ресурсом, важным для пенсионной системы.

Накопления учитываются на индивидуальных пенсионных счетах граждан в страховой системе. Работник должен участвовать в накоплении средств, позволяющих повысить выплаты в период наступления старости [1].

Законодательством предусмотрена возможность добровольного пенсионного страхования.

Гражданин согласно договору перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, которая инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении клиентом пенсионной возрастной планки компания выплачивает ему дополнительную пенсию.

Существует много программ дополнительного пенсионного страхования. Взносы могут быть единовременными или накопительными, платежи – ежегодными, ежеквартальными или ежемесячными (в зависимости от договора). Выплата денег пенсионеру в случае дополнительного пенсионного страхования может также производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т. д. – в течение оговоренного срока или же до конца жизни. Благодаря принятию федерального закона о негосударственных пенсионных фондах, получили развитие корпоративное пенсионное страхование, пенсионные программы для отдельных граждан, желающих накопить средства к достижению нетрудоспособного возраста.

Дополнительное пенсионное страхование позволяет гражданину и не дожидаться наступления пенсионного возраста. В зависимости от конкретной программы начало выплат может наступить задолго до получения официального статуса пенсионера.

Таким образом, пенсионное обеспечение граждан России основывается на солидарной системе страхования при взаимной ответственности государства, работодателей и работников за благополучие в случае наступления социальных рисков.

В РФ основы пенсионного страхования гарантируют каждому гражданину нашего государства, а также иностранцу или лицу без установленного гражданства, при страховом случае ежемесячные денежные выплаты в определенном размере. Сумма пенсионного обеспечения будет зависеть от стажа застрахованного лица, количества заработанных им пенсионных баллов и некоторых других условий.

Правовые основы


В нашей стране обязательное пенсионное страхование действует на федеральном уровне. Его основы заложены в следующих НПА:

  • Закон 165 от 16. 07. 1999 “Об основах…”;
  • Закон 167 от 15. 12. 2001 “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 167);
  • Закон 400 от 28. 12. 2013 “О страховых…” (далее – ФЗ № 400);
  • Закон 424 от 28. 12. 2013 “О накопительной…”;
  • Закон 27 от 1. 04. 1996 “Об индивидуальном…”;
  • Закон 111 от 24. 07. 2002 “Об инвестировании…”;
  • ФЗ 75 от 7. 05. 1998 “О негосударственных…”;
  • ФЗ 56 от 30. 04. 2008 “О дополнительных…”;
  • Главе 34 НК;
  • международных договорах;
  • иных ФЗ и НПА.

Организационные основы

Организационные основы обязательного пенсионного страхования состоят в:

  • гарантировании всем застрахованным лицам вне зависимости от религиозных, идеологических убеждений, социального статуса, семейного положения, прочих факторов, получения страхового обеспечения при условии подтверждения факта наступления страхового случая;
  • утверждении Правительством НПА в сфере ОПС, обязательных к исполнению всеми гражданами, юридическими лицами и органами государственной, региональной, муниципальной властей без каких-либо исключений;
  • установлении четко разграниченных полномочий и обязанностей субъектов (участников) сферы пенсионного страхования и в их взаимодействии друг с другом только в пределах указанных прав и обязательств;
  • формировании бюджета ПФР за счет источников, представленных в законе, а также в обеспечении его надлежащего функционирования и платежеспособности;
  • наличии законодательной возможности по разрешению споров, возникающих между субъектами сферы пенсионного страхования, как в досудебном, так и в судебном режимах;
  • предоставлении права для всех застрахованных передать накопления, которые учтены в спец. части ИЛС, из ПФР в негосударственный фонд.

Финансовые основы

Финансовые основы системы ОПС состоят в формировании бюджета ПФР и в последующем расходовании средств из фонда на выплату страхового финансового обеспечения, на его доставку, на техническое обеспечение текущей деятельности госстраховщика, на уплату гарантийных взносов и на прочие цели, предусмотренные нормативным законодательством.

Финансовые основы пенсионного страхования практически аналогичны таковым в сфере других видов страхования:

  • страхователи, они же работодатели и налоговые агенты граждан, осуществляющих деятельность по трудовому контракту, платят страховые взносы на условиях, которые указаны в Главе 34 НК;
  • за счет заплаченных страховых взносов, межбюджетных трансфертов, прибыли от инвестирования свободных денежно-финансовых средств и иных источников, формируется бюджет ПФР на очередной финансовый год;
  • наконец, граждане, которые были застрахованными в соответствии с ФЗ об основах ОПС (ФЗ № 167), получают страховую, накопительную пенсию из средств бюджета ПФР.

Как видим, финансовая основа сферы пенсионного страхования заключается в солидарной ответственности ее участников. То есть “платят все, а получают лишь некоторые – у кого произошел страховой случай”.

ОПС в России


В нашей стране основу системы ОПС составляет взаимодействие между всеми участниками:

  • застрахованными лицами;
  • страхователями;
  • страховщиком (внебюджетным или негосударственным фондом).

Важно! Каждый из указанных лиц имеет свои права и обязанности. Например, застрахованные имеют полномочие платить дополнительные взносы на накопительную пенсию, а страхователи – бесплатно получать в ПФР информацию о свежевыпущенных нормативных актах в области обязательного страхования.

В основах ОПС предусмотрено несколько страховых случаев, при которых застрахованный будет иметь полномочие на страховое обеспечение:

  • старость;
  • инвалидность;
  • утрата кормильца.

Всего предусмотрено 9 видов страхового обеспечения. Основной – страховая пенсия по старости. В дополнение, застрахованный сможет оформить накопительную пенсию, или срочную пенсионную, или разовую выплату из имеющихся средств пенсионных накоплений.

Страховые пенсии

Страховые пенсии в РФ выплачиваются застрахованным в соответствии с ФЗ № 400, при выполнении определенных условий.

Так, чтобы получать пенсию по старости, лицу нужно:

  • достичь пенсионного возраста (по новым нормам – 65 лет для муж., 60 лет для жен., с учетом переходных положений);
  • иметь как минимум 15 лет периодов трудовой деятельности или иных периодов (например, уход за нетрудоспособным гражданином, служба в армии, период получения в ЦЗН пособия по безработице) (с учетом переходных положений);
  • обладать 30-ю пенсионными баллами или более (с учетом норм, указанных в ч. 3 ст. 35 ФЗ № 400).

А для пенсии по инвалидности нужно выполнить меньше условий:

  • иметь хотя бы 1 день стажа;
  • быть признанным инвалидом согласно заключению МСЭ.

Размеры страховых пенсий всегда зависят от ИПК. Чем больше в наличии баллов, тем выше размер назначаемой пенсии. В этом и заключаются основы пенсионного страхования – чем больше человек заплатил страховых взносов за свою жизнь, тем больше он будет получать в старости или при инвалидности.

Государственные пенсии

Под государственной пенсией понимается та, которая выплачивается определенным категориям физлиц вне контекста страхования.

То есть если для получения страховых пенсий нужно платить взносы, то есть солидарно с другими участниками участвовать в формировании фонда и как бы страховать себя от возможных неблагоприятных событий в будущем, то для получения государственных нужно всего лишь иметь соответствующий статус, например:

  • госслужащий;
  • военнослужащий;
  • участник ВОВ;
  • гражданин, награжденный значком “Жителю блокадного Ленинграда”;
  • ребенок-сирота и др.

Назначение и выплата госпенсий в РФ осуществляется на основе соответствующих ФЗ:

  • Закон 166 от 15. 12. 2001 “О государственном…”;
  • Закон 3 от 8. 05. 1994 “О статусе…”;
  • Закон 4468-1 от 12. 02. 1993 “О пенсионном…” и др.

Добровольное пенсионное страхование

Согласно ст. 29 ФЗ № 167, любое лицо, которое не является застрахованным по ОПС в силу законодательства, может стать таковым добровольно.

Внимание! Для этого нужно подать заявление в ПФР в формате, утвержденным Приказом Минтруда № 462н от 31. 05. 2017. До 31 декабря каждого года нужно будет платить страховые взносы, минимальный размер которых составляет: МРОТ * 22 % * 12 месяцев.

Права, обязанности лиц, добровольно застраховавшихся, такие же, как у тех, которые застрахованы в силу закона (в том числе, и полномочие на получение всех видов страховых пенсий).

Итак, в РФ функционирует система пенсионного страхования, в рамках которой нашим гражданам и иностранцам гарантируются денежные выплаты в старости, при инвалидности или при потере кормильца в семье. Есть вопросы? Тогда добро пожаловать в интерактивный чат, расположенный в правом нижнем углу экрана. Юрист разъяснит все непонятное быстро и бесплатно.

Не забываем также лайкать и делиться постом в социальных сетях.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.03.2017 2017-03-28

Статья просмотрена: 1850 раз

Библиографическое описание:

Сатторкулов, О. Т. Сущность пенсионного страхования / О. Т. Сатторкулов, Б. Б. Тошбоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 363-364. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41099/ (дата обращения: 07.12.2020).

Процесс поэтапного перехода республики к рыночным отношениям потребовал адекватного реформирования пенсионной системы, которая последовательно преобразовывается из централизованной системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, способную самостоятельно, при координации государства, адаптироваться к механизмам рыночного развития. Осуществляемая за прошедшие годы сильная социальная политика в республике, оказала существенное влияние на стабилизацию социально-экономической ситуации в обществе и создала необходимые условия успешного осуществления экономических реформ. В этом аспекте наиболее важное с социально-экономической точки зрения являются социальное и пенсионное страхование работающих граждан Узбекистана. [1, с. 3].

Общее название «социальное обеспечение» объединяет в себе различные формы социальной защиты населения, одним из которых является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение предлагается рассматривать в широком и узком понимании. Под пенсионным обеспечением в его расширенном виде понимается совокупность денежных отношений по формированию и использованию финансовых ресурсов социального назначения и части средств бюджетов различных уровней бюджетной системы на возмещение потерь в доходах граждан, достигших не трудоспособного возраста, получивших инвалидность или по случаю потери кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой государственную и негосударственную, обязательную и добровольную поддержку лиц, потерявших способность трудиться из-за старости или потерявших доходы по иным обстоятельствам. Всего на реализацию мер, предусмотренных в Государственной программе «Год внимания и заботы о старшем поколении», за счет всех источников было затрачено 2 триллиона 246 миллиардов сумов и более 225 миллионов долларов. [2, с. 2].

Пенсионное обеспечение граждан в узком его понимании является одной из форм пенсионного обеспечения в целом, которое осуществляется за счёт бюджетных средств всем нуждающимся гражданам в случае наступления инвалидности, пенсионного возраста и потери кормильца независимо от наличия трудового стажа и получаемых доходов.

Система организации пенсионного страхования в стране носит название пенсионной системы. К числу элементов, объединяющих пенсионное страхование в единое целое, относятся:

1) единство цели, поскольку деятельность системы в целом и каждого направления (обязательного и добровольного государственного и негосударственного пенсионного страхования) подчинено единой цели — обеспечению достойного уровня жизни после наступления пенсионного возраста;

2) единство принципов, на которых построена система пенсионного страхования Республики Узбекистан;

3) единая правовая база — на всей территории Республики Узбекистан действует единая законодательная база, регламентирующая права, обязанности и ответственность всех субъектов пенсионной системы, порядок формирования и использования финансовых ресурсов этой системы, а также контроль за нормальным её функционированием; 4)единство органов регулирования и контроля этой системы. Качественными свойствами пенсионной системы Республики Узбекистан являются: целостность, сложность, экономичность, финансовая устойчивость, надежность, адаптивность, структурная стабильность, единое географическое, правовое и социальное пространство.

В самом термине «пенсионное страхование» присутствует указание наличие страховых отношений. Являясь отраслью страхования, пенсионное страхование существенно отличается от классического страхования. Во-первых, работники не платят из своей заработной платы (доходов) страховые взносы, их уплачивают в обязательном порядке в полном объем работодатели (страхователи). Во- вторых, суммы уплаченных работодателем страховых взносов не эквивалентны пенсиям, которые получат работники после выхода на пенсию. Это связано с установленным порядком начисления пенсий, с длительным временным промежутком страхования, с инфляционными процессами и другими причинами. В то же время, нельзя не видеть в пенсионном страховании страховых отношений. Наступление пенсионного возраста и потеря способности полноценно трудиться — это один из видов социального риска, для компенсации которого создаются страховые пенсионные фонды. Страховым риском, по поводу которого осуществляется обязательное пенсионное страхование, признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. При этом под страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Пенсионное страхование предусматривает, что основные выплаты страхового обеспечения осуществляются при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста (наступлении страхового случая), определенного законодательством и зависит обычно от величины получаемой им оплаты труда. Все это позволяет сделать вывод о том, что пенсионное страхование представляет собой частную финансовую категорию в особой страховой форме. Поэтому ей присущи и общие функции финансов, и функции страхования.

Учитывая сказанное, пенсионное страхование выполняет следующие функции:

1) образования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов;

2) использования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов;

3) замещения (возмещения) заработной платы (дохода) застрахованного лица при наступлении пенсионного возраста (страхового случая).

Как уже отмечалось, пенсионное страхование в Республике Узбекистан осуществляется в обязательной и добровольной формах. Исходя из этого и степени государственного вмешательства возможны следующие формы (институты) пенсионного страхования: государственное обязательное пенсионное страхование; государственное добровольное пенсионное страхование; негосударственное обязательное пенсионное страхование; добровольное дополнительное пенсионное страхование; негосударственное добровольное пенсионное страхование. При формировании системы пенсионного страхования необходимо влияние и возможности всех его форм. Преобладающей из них в Республике Узбекистан является государственное обязательное пенсионное страхование. Однако для построения сбалансированной пенсионной системы необходимо ускоренное развитие добровольного пенсионного страхования путем комбинации его различных форм.

  1. Умурзаков Б. Х. Социально-экономическая сущность пенсионных взносов и налоговых платежей населения. //сборник материалов научно-практической конференции. – Т.: Университет. 2014.
  2. Каримов И. А. «Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создание еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса». Т., Народное слово.17.01. 2016.

Читайте также: