Социально экономическое положение пенсионеров в россии на


Стареющая Россия

Количество пожилых людей и их доля в структуре населения России непрерывно растут. И процесс демографического старения будет усиливаться: если в 2018 году доля населения старше действующего пенсионного возраста составит 25,5%, то к середине 2030-х годов она достигнет 30% при тех же пенсионных возрастах для мужчин и женщин, по базовому сценарию Росстата. К началу 2023 года количество россиян старше пенсионного возраста впервые превысит половину от численности трудоспособного населения — говоря научным языком, коэффициент демографической нагрузки пожилых на трудоспособное население превысит 0,5 против сегодняшних 0,45.

Повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 для женщин позволит выправить демографический баланс: численность людей в трудоспособных возрастах к 2036 году станет больше на 12 млн человек, а коэффициент демографической нагрузки снизится примерно до 0,33.


Если в начале 2011 года в России было 41,8 млн пенсионеров, то к 2018 году их стало 46 млн. При этом пенсионная реформа напрямую касается только получателей страховой пенсии по старости — сейчас таких пенсионеров насчитывается 36,3 млн.

Более 20% в общей численности пенсионеров — это работающие пенсионеры, но раньше их было еще больше. Численность работающих пенсионеров резко сократилась после отмены индексации их пенсий: в 2016 году работали 15,3 млн пенсионеров, в 2017 году — уже 9,9 млн, а в 2018-м — 9,6 млн. В рамках пенсионной реформы не предусмотрено возвращение индексации пенсий работающим пенсионерам.

Пенсии в России выплачиваются не только по линии «гражданского» Пенсионного фонда, но и от военных, силовых и правоохранительных структур. Исходя из данных Росстата, число людей, получающих пенсии от Минобороны, МВД, ФСБ, ФСИН, Генпрокуратуры и Следственного комитета, плюс судьи в отставке на 1 января 2018 года составило 2,57 млн. Правительство пока не предлагает изменить пенсионный возраст для военных и силовиков, но, по словам первого вице-премьера Антона Силуанова, власти обсуждают изменение стажа для их выхода на пенсию.

Самые пожилые регионы

Лидерами по доле пенсионеров в общем населении являются Республика Карелия (38%), Архангельская область (36,8%) и Тульская область (36,2%). В этих регионах растет доля пожилых граждан из-за низкой рождаемости и оттока молодежи, сказал РБК ведущий научный сотрудник Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян. «Например, Тульская область находится близко к Москве, молодежь уезжает, а рождаемость низкая, соответственно, пенсионеров становится больше», — говорит он.


Самые «молодые» регионы расположены на Северном Кавказе: в Дагестане доля пенсионеров — 21,2%, в Ингушетии — 21,7%, в Кабардино-Балкарии — 22,9%. В Дагестане еще держится высокая по российским меркам рождаемость, и структура населения из-за этого молодая, отметил Мкртчян. А Москва оказалась среди регионов с низкой долей пенсионеров, потому как притягивает молодежь из других регионов. «В Москве низкая доля пенсионеров из-за миграции — московские вузы впитывают огромное количество молодежи со всей страны, большинство стараются остаться в городе и работать, и население из-за этого молодеет», — объясняет эксперт.

Где живут самые бедные пенсионеры

Соотношение размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера (ПМП) говорит прежде всего о том, насколько в регионах хватает базовой пенсии, чтобы пенсионеры могли минимально обеспечивать себя необходимыми товарами и услугами. Так, в Кабардино-Балкарии средняя пенсия ненамного превышает ПМП (соотношение составляет 117,5%), в Ненецком автономном округе — 121,4%, в Москве — 124,2%. Также среди регионов, где живут наиболее бедные пенсионеры, Рязанская и Еврейская автономная области.


На показатель влияют два фактора — размер средней зарплаты в регионе и уровень ПМП, утверждает заведующая лабораторией исследований рынков труда и пенсионных систем РАНХиГС Елена Гришина. «Если прожиточный минимум пенсионера сам по себе высокий, то пенсии не будут сильно его превышать», — отметила она. Так, в Москве ПМП за первый квартал 2018 года составил 11 157 руб., а в Ненецком округе — 16 756 руб. Кроме того, если в регионе низкие зарплаты, то и размер пенсии будет небольшим, добавляет Гришина. Средняя зарплата в Кабардино-Балкарии в 2017 году составила 22,8 тыс. руб., в Рязанской области — 28,8 тыс. руб., то есть гораздо меньше, чем в среднем по стране (39,1 тыс. руб. в 2017 году).


В Тюменской области пенсионеры в среднем живут на два прожиточных минимума, что выводит регион в лидеры (202,7%), далее следуют Белгородская область (186,7%) и Татарстан (183,1%). В этих регионах достаточно высокий уровень зарплат относительно прожиточного минимума, говорит Гришина. Средняя зарплата в Тюменской области в прошлом году была 63,8 тыс. руб. (ПМП за второй, наиболее показательный, квартал 2017 года — 8533 руб.), в Белгородской области — 29 тыс. руб. (6954 руб.), в Республике Татарстан — 32,3 тыс. руб. (7029 руб.).

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы 2012 года обещала в будущем обеспечить пенсионеров средними трудовыми пенсиями по старости на уровне не менее 250–300% ПМП, но в нынешних условиях эта цель недостижима, признало правительство, обосновывая необходимость повышения пенсионного возраста.

Зарплаты отрываются от пенсий

Один из мотивов для повышения пенсионного возраста — сокращение разрыва между размерами пенсий и зарплат в стране за счет того, что будущие пенсионеры проработают дольше и отдадут больше денег со своих зарплат в общий котел солидарной пенсионной системы, правительство рассчитывает опережающими темпами индексировать пенсии нынешним пожилым.


На 1 января 2018 года средний размер пенсии в стране составлял 34% от средней зарплаты за 2017 год (в западных странах этот показатель выше). Дифференциация российских регионов по этому показателю внушительная: от 20% для Москвы до 54% для Ивановской области.


В столице средняя зарплата в 2017 году была одной из самых высоких в стране — 73,8 тыс. руб., а средняя пенсия лишь немногим выше, чем в целом по стране (14,4 тыс.). Однако в Москве пенсионеры со стажем проживания более десяти лет получают ежемесячную надбавку, фактически доводящую их минимально гарантированную пенсию до величины городского социального стандарта — 17,5 тыс. руб. в 2018 году.

Где дольше живут на пенсии

Сегодня ожидаемая продолжительность жизни мужчин, которые дожили до текущего пенсионного возраста (60 лет), составляет в целом по России чуть более 16 лет, женщин, доживших до пенсионного возраста (55 лет) — почти 26 лет. Эти показатели «не являются барьерами на пути повышения пенсионного возраста», считают эксперты Высшей школы экономики (*.pdf).


Однако в региональном разрезе показатели ожидаемой продолжительности предстоящей жизни на пенсии сильно разнятся. В Еврейской автономной области мужчинам, достигшим текущего пенсионного возраста, предстоит прожить только 12,8 года, женщинам — 23,3 года. А в Ингушетии с ее долгожителями показатели составляют более 23 лет для мужчин и почти 31 год для женщин.

Получается, что Еврейская автономная область — один из самых неблагополучных регионов с точки зрения размера пенсий и продолжительности жизни пенсионеров. Курирующий Дальний Восток (к нему относится Еврейская автономная область) вице-премьер Юрий Трутнев в прошлом месяце заявил, что в вопросе повышения пенсионного возраста нужно учитывать специфику Дальнего Востока, связанную с тем, что «продолжительность жизни там немного другая».

Можно ли учесть региональные различия?

Учесть региональную специфику правительству будет сложно или вовсе невозможно, считает директор НИФИ Минфина Владимир Назаров. «Там, где действительно условия жизни существенно отличаются в силу климатических факторов, региональная дифференциация и так существует», — напомнил он: например, работники Крайнего Севера имеют право на досрочный выход на пенсию. Льготные условия для них относительно остальных работников сохранятся и при повышении пенсионного возраста, хотя он все равно вырастет одинаково — на пять и восемь лет для мужчин и женщин соответственно.

«Выплата пенсий — это федеральный мандат, поэтому региональную специфику надо учитывать скорее только в отношении рынка труда. Надо смотреть на регионы, что у них происходит с рынками труда, возникнут ли локально проблемы с трудоустройством пожилых», — говорит Назаров. Что касается региональных показателей продолжительности жизни на пенсии, то их учет при определении новых пенсионных границ не требуется — это привело бы к тому, что в каждом регионе был бы установлен свой пенсионный возраст. «Даже технически это будет трудно реализовать, потому что граждане переезжают из региона в регион. Что делать, если человек родился в Еврейской АО, потом поехал учиться в Москву, потом уехал работать в Новосибирск, по какому региону он должен будет выходить на пенсию?» — рассуждает Назаров.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садыков Рамиль Мидхатович

Рассматривается проблема низкого уровня жизни и благосостояния пенсионеров в России. В современной России в последние годы наблюдается тенденция старения населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, доли пенсионеров в общей численности населения, снижения уровня жизни и материальной обеспеченности пенсионеров . Многие из них говорят об ухудшении своего материального положения за последние годы. При этом не менее плачевными видятся им их дальнейшие перспективы. Это связано с рядом обстоятельств: с выходом на пенсию резко падают доходы, растет стоимость коммунальных, медицинских услуг и лекарств, являющихся для пенсионеров жизненно необходимыми. Материальное положение – проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания и коммунальных услуг. В современных социально-экономических условиях актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения размера пенсий, их своевременной индексации и увеличения их профессионального долголетия.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Садыков Рамиль Мидхатович

The social status of Russian pensioners in modern conditions

The article deals with the problem of a low standard of living and well-being of pensioners in Russia. There is a trend of population aging in modern Russia in recent years, an increase in life expectancy, share of pensioners in the population structure, and a decline in the standard of living and the material well-being of pensioners . Many of them talk about worsening of their financial situation in recent years. At the same time, their future prospects are no less deplorable. This is due to a number of circumstances: incomes are falling sharply with retirement, and the cost of municipal services, medical services and medicines, which are vital for pensioners , is rising. Financial situation is a problem that can compete with health in its significance. Older people are alarmed by their financial situation, inflation, the high cost of medical care and municipal services. In modern socio-economic conditions, the question of the need for a substantial increase in the size of pensions , their timely indexation and increase of professional longevity has become more urgent.

Текст научной работы на тему «Социальное положение российских пенсионеров в современных условиях»

научно-методический электронный журнал

ART 194036 DOI 10.24411/2304-120X-2019-14036 УДК 330.564

Садыков Рамиль Мидхатович,

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Инсти тута социально-экономических исследований - обособленного струк турного подразделения ФГБНУ «Уфимский федеральный исследова тельский центр Российской академии наук», г. Уфа Sadikovrm@mail.ru

Социальное положение российских пенсионеров в современных условиях*

Аннотация. Рассматривается проблема низкого уровня жизни и благосостояния пенсионеров в России. В современной России в последние годы наблюдается тенденция старения населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, доли пенсионеров в общей численности населения, снижения уровня жизни и материальной обеспеченности пенсионеров. Многие из них говорят об ухудшении своего материального положения за последние годы. При этом не менее плачевными видятся им их дальнейшие перспективы. Это связано с рядом обстоятельств: с выходом на пенсию резко падают доходы, растет стоимость коммунальных, медицинских услуг и лекарств, являющихся для пенсионеров жизненно необходимыми. Материальное положение - проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания и коммунальных услуг. В современных социально-экономических условиях актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения размера пенсий, их своевременной индексации и увеличения их профессионального долголетия. Ключевые слова: пенсионеры, уровень жизни пенсионеров, пенсионное обеспечение, неустойчивое материальное положение, социальная защита пенсионеров, профессиональное долголетие. Раздел: (04) экономика.

Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни отдельных категорий населения и поддержка деятельности общественных организаций. К числу приоритетных направлений социальной политики относятся: социальная поддержка и социальное обслуживание пожилых и инвалидов, ветеранов, семей, имеющих детей, малоимущих граждан, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и др. Социальная поддержка и обслуживание населения - основа благополучия отдельных категорий населения, инструмент выравнивания уровня жизни различных демографических и социальных групп. В России особую актуальность приобретает социальное положение наименее обеспеченного населения, живущего за чертой бедности. Среди малообеспеченных слоев населения наибольшую долю составляют пенсионеры [1, 2].

Основным показателем, характеризующим уровень жизни пенсионеров, является размер пенсий, обеспечиваемый пенсионной системой. Динамика среднего размера пенсий приведена на рис. 1.

В рассматриваемом периоде с 2006 по 2016 г. средний размер пенсий увеличивался незначительными темпами. Средний размер пенсий в Российской Федерации в 2015 г. составил 12 081 руб., 2016 г. - 12 426 руб., по Республике Башкортостан в

* Исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН по теме «Социализация экономической системы, формирующая новые траектории социального развития» на 2019 г.

научно-методический электронный журнал

2015 г. - 11 420 руб., 2016 г. - 11 806 руб. [3] Динамика изменений среднего размера назначенных пенсий показывает относительное замедление роста пенсий в России и подтверждает низкий уровень жизни российских пенсионеров (табл. 1).

Рис. 1. Средний размер назначенных пенсий в Российской Федерации и Республике Башкортостан

за период 2006-2016 гг. (руб.)

Рейтинг субъектов Российской Федерации с наименьшим и наибольшим размером назначенных пенсий в 2016 г.

Субъекты Российской Федерации с наименьшим размером назначенных пенсий (11 000 руб. и меньше) Субъекты Российской Федерации с наибольшим размером назначенных пенсий (16 000 руб. и больше)

Республика Северная Осетия Республика Коми

Тамбовская область Сахалинская область

Республика Марий Эл Республика Саха (Якутия)

Республика Адыгея Мурманская область

Чеченская Республика Ханты-Мансийский автономный округ

Карачаево-Черкесская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Калмыкия Камчатский край

Республика Ингушетия Ненецкий автономный округ

Кабардино-Балкарская Республика Магаданская область

Республика Дагестан Чукотский автономный округ

В целом по Российской Федерации средний размер пенсий с 2006 по 2013 г. рос быстрее, чем размер прожиточного минимума. В 2006 г. в целом по стране отношение среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму составляло 0,8 раза, в 2013 г. - 1,4 раза. К 2013 г. средний размер пенсий относительно прожиточного минимума вырос почти в два раза по сравнению с 2006 г. Данная ситуация говорит о росте денежных доходов пенсионеров относительно роста размера прожиточного минимума [4].

Начиная с 2014 г. наблюдается отставание среднего размера назначенных пенсий по отношению к уровню прожиточного минимума. В 2014-2015 гг. отношение среднего размера назначенных пенсий к уровню прожиточного минимума составило 1,3 раза. Эта тенденция продолжалась и в 2016 г. в связи с заморозкой очередной индексации пенсий и составила 1,2 раза [5].

В Республике Башкортостан наблюдается общероссийская тенденция повышения отношения среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму. За

научно-методический электронный журнал

период 2006-2013 гг. данное отношение увеличилось с 0,8 раза до 1,5 раза. Начиная с 2014 г. наблюдается отставание среднего размера назначенных пенсий по отношению к уровню прожиточного минимума. В 2014-2015 гг. отношение среднего размера назначенных пенсий к уровню прожиточного минимума составило 1,4 раза, 2016 г. -1,3 раза (рис. 2, табл. 2).

Рис. 2. Отношение среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму в Российской Федерации и Республике Башкортостан за период 2006-2016 гг. (разы)

Пенсионное обеспечение в Республике Башкортостан

Наименование показателя Годы

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Численность пенсионеров, тыс. чел. 1073,0 1089,2 1107,2 1122,1 1147,6 1164,4 1176,1

Доля пенсионеров, % 21,6 21,6 21,8 22,2 22,2 22,8 23,4

Средний размер назначенных пенсий, руб. 7761,4 8611,1 9437,8 10266,2 11419,7 11806,2 12409,3

Настораживающей тенденцией по-прежнему остается увеличение пенсионной нагрузки. Численность пенсионеров на 1000 чел. населения за последнее десятилетие постепенно растет, в 2015 г. она составляла 291,6 чел., 2016 г. - 294,1. Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера, начиная 2007 г. также постепенно снижается. В 2014 г. этот показатель составил 1,64 чел.; 2015 г. - 1,71; 2016 г. -1,68. С 2015 г. приводятся уточненные данные в соответствии с актуализированной методикой расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда (рис. 3).

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 годы □ Российская Федерация 0 Республика Башкортостан

Рис. 3. Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера, в Российской Федерации и Республике Башкортостан за период 2006-2016 гг. (чел.)

issn 2304-120X Садыков Р. М. Социальное положение российских пенсионеров в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/194036.htm.

научно-методический электронный журнал

Количество пенсионеров и их доля в структуре населения непрерывно растут. Процесс демографического старения будет усиливаться и в дальнейшем. Если в 2018 г. доля населения старше пенсионного возраста составляла 25,5%, то к середине 2030-х гг. она достигнет 30,0% при тех же пенсионных возрастах. Повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин позволит выправить демографический баланс в стране. Пенсионная реформа подразумевает постепенное повышение границ пенсионного возраста по полгода начиная с 2019 г. и до 2034 г. Основная цель повышения пенсионного возраста состоит в поддержании численности плательщиков пенсионных взносов и получателей пенсий на приемлемом уровне, что позволит повышать пенсии значительно выше инфляции. Благодаря этому появится возможность ежегодно поддерживать уровень пенсий относительно заработных плат. Повышение пенсионного возраста задумано ради повышения пенсий и уменьшения количества бедных в стране, а также позволит заместить выбывшие трудовые ресурсы. На одну тысячу рублей в год подразумевается индексация страховой части пенсии, что обеспечит прирост пенсий уже в 2019 г. В дальнейшем рост страховой части пенсии может быть выше и ожидается на уровне, близком к росту заработной платы [6, 7].

Во всех странах основанием для повышения пенсионного возраста является увеличение продолжительности жизни и уменьшение соотношения численности работающих и пенсионеров (табл. 3).

Пенсионный возраст в странах мира, лет

Страны Мужчины Женщины

Великобритания 67 67

К ключевым мировым тенденциям в сфере демографического развития можно отнести следующие:

- старение населения. С 2007 по 2015 г. население старше 60 лет увеличилось во Франции, в Германии, Великобритании, США, Японии, Индонезии и т. д.;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни. С 2000 по 2016 г. средняя продолжительность жизни в мире выросла на пять лет, с 66 до 71 года. По данным Росстата за 2017 г., самая высокая в мире ожидаемая продолжительность жизни в Японии (80,5 года для мужчин, 86,8 года для женщин). В странах Европы лидерами по данному показателю являются: Швеция (80,2 года для мужчин, 83,8 года для женщин), Франция (78,7 года для мужчин, 85,4 года для женщин), Великобритания (79,2 года для мужчин, 82,9 года для женщин).

Среди российских и республиканских тенденций демографического развития можно выделить:

- рост численности населения. В Российской Федерации численность населения увеличилась с 141,9 млн чел. в 2008 г. до 146,7 млн чел. в 2017 г. Среднегодовые темпы роста ниже мировых (1,0). В Республике Башкортостан за аналогичный период численность населения увеличилась с 4057 до 4071 тыс. чел., однако в последние

научно-методический электронный журнал

годы фиксируется убыль населения (среднегодовые темпы убыли с 2011-2017 гг. составили 0,99);

- старение населения, приводящее к увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население. В Российской Федерации доля населения старше трудоспособного возраста с 2008 по 2017 г. увеличилась с 21,2 до 25,0%, в Республике Башкортостан - с 19,3 до 23,4%. Старение населения подтверждается также увеличением среднего возраста в Российской Федерации - с 37,3 до 38,6 года. В результате активизации процессов старения увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население, о чем свидетельствует коэффициент демографической нагрузки, который увеличился с 2008 по 2017 г. в Российской Федерации с 590 до 764, в Республике Башкортостан - с 589 до 773;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни. В Российской Федерации с 2008 по 2017 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла с 67,88 до 71,87 лет, в Республике Башкортостан - с 68 до 71 года (табл. 4).

Ожидаемая продолжительность жизни

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Республика Башкортостан 68,00 69,01 68,89 69,04 69,32 69,63 69,76 70,08 71,00

За 2008-2016 гг. в Российской Федерации численность умерших в трудоспособном возрасте сократилась на 28,2% (с 610 580 чел. в 2008 г. до 438 524 чел. в 2016 г.). Структура смертности по видам причин за рассматриваемый период существенно не изменилась. Основными причинами смертности трудоспособного населения в 2016 г. явились: болезни системы кровообращения (156,7 чел. умерших на 100 000 лиц трудоспособного возраста), внешние причины (137,1 чел. умерших на 100 000 лиц трудоспособного возраста). В 2016 г. количество умерших в трудоспособном возрасте в Республике Башкортостан составило 13 730 чел., что меньше, чем в 2008 г., на 19,0%.

Основными мерами социальной поддержки и повышения уровня жизни современных российских пенсионеров являются: повышение эффективности функционирования пенсионной системы и увеличение среднего размера пенсий населению; своевременная индексация пенсий в зависимости от инфляции по стране; стимулирование занятости активной части пенсионеров.

Ссылки на источники

1. Социальная устойчивость региона: диагностика и проблемы развития. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН. -2017. - 188 с.

2. Ключевые аспекты социального развития региона в условиях экономической нестабильности / Р. М. Садыков, Ю. В. Мигунова, А. В. Гаврикова, Д. Ф. Ишмуратова // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15. - № 10. - С. 1906-1919.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели 2017. Статистический сборник / Росстат. -М., 2017. - 1402 с.

4. Козырева П. М., Смирнов А. И. Российские пенсионеры в условиях кризиса // Социологические исследования. - 2017. - № 1. - С. 64-73.

5. Садыков Р. М. Угрозы ухудшения уровня жизни пенсионеров в условиях социально-экономического кризиса // Молодой ученый. - 2016. - № 17 (121). - С. 275-278.

6. Галиева Г. М., Аслаева С. Ш., Гатауллин Р. Ф. Доходы и бедность населения в регионе: подходы к оценке // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-1. - С. 853-856.

научно-методический электронный журнал

7. Садыков Р. М. Проблемы бедности и благосостояние населения в условиях нестабильности социально-экономических систем // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 7. -С.1299-1310.

Candidate of Social Sciences, Senior Researcher, Institute of Social and Economic Research of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa Sadikovrm@mail.ru

The social status of Russian pensioners in modern conditions

Abstract. The article deals with the problem of a low standard of living and well-being of pensioners in Russia. There is a trend of population aging in modern Russia in recent years, an increase in life expectancy, share of pensioners in the population structure, and a decline in the standard of living and the material well-being of pensioners. Many of them talk about worsening of their financial situation in recent years. At the same time, their future prospects are no less deplorable. This is due to a number of circumstances: incomes are falling sharply with retirement, and the cost of municipal services, medical services and medicines, which are vital for pensioners, is rising. Financial situation is a problem that can compete with health in its significance. Older people are alarmed by their financial situation, inflation, the high cost of medical care and municipal services. In modern socio-economic conditions, the question of the need for a substantial increase in the size of pensions, their timely indexation and increase of professional longevity has become more urgent. Key words: pensioners, pensioners' standard of living, pensions, unstable financial situation, social protection of pensioners, professional longevity. References

1. (2017). Social'naya ustojchivost'regiona: diagnostika iproblemy razvitiya, ISEI UNC RAN, Ufa, 188 p. (in Russian).

2. Sadykov, R. M. et al. (2017). "Klyuchevye aspekty social'nogo razvitiya regiona v usloviyah ekonomicheskoj nestabil'nosti", Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika, t. 15, № 10, pp. 1906-1919 (in Russian).

3. (2017). Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli 2017. Statisticheskij sbornik, Rosstat, Moscow, 1402 p. (in Russian).

4. Kozyreva, P. M. & Smirnov, A. I. (2017). "Rossijskie pensionery v usloviyah krizisa", Sociologicheskie issledovaniya, № 1, pp. 64-73 (in Russian).

5. Sadykov, R. M. (2016). "Ugrozy uhudsheniya urovnya zhizni pensionerov v usloviyah social'no-ekonomicheskogo krizisa", Molodoj uchenyj, № 17 (121), pp. 275-278 (in Russian).

6. Galieva, G. M., Aslaeva, S. Sh. & Gataullin, R. F. (2016). "Dohody i bednost' naseleniya v regione: pod-hody k ocenke", Ekonomika ipredprinimatel'stvo, № 11-1, pp. 853-856 (in Russian).

7. Sadykov, R. M. (2017). "Problemy bednosti i blagosostoyanie naseleniya v usloviyah nestabil'nosti so-cial'no-ekonomicheskih system", Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika, № 7, pp. 1299-1310 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала « Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принята к публикации Accepted for publication 08.04.19 Опубликована Published 30.06.19

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Садыков Р. М., 2019

Рассматривая пенсию в России, необходимо учесть тот возраст, в котором люди выходят на заслуженный отдых. Помимо этого, принять во внимание размер средней пенсии по старости, а также ее минимальное значение.

Только так можно сориентироваться, какие категории лиц наиболее обеспеченные к старости, а кто вынужден довольствоваться минимальными суммами. К тому же можно проследить динамику роста выплат от государства и учесть прогнозные данные.


Пенсионный возраст

Рассматривая весь исторический спектр развития пенсионного обеспечения, стоит отметить, что данная выплата появилась в СССР в 1928 году и впервые была введена для работников текстильной промышленности. Именно с этого периода были установлены первые цифры, касающиеся пенсионного возраста, который составил:

  • Для мужчин 60 лет.
  • Для женщины 55 лет.

Далее, в 1932 году, данное право распространилось также на другие виды рабочих и колхозников. Но для работников сельского хозяйства были установлены другие временные рамки:

  • Для мужчин 65 лет.
  • Для женщин – 60.

Позже, с 1968 года, и они стали выходить на пенсию, как и остальные работники.


В современной России первые разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста начались еще в 1997 году. Инициатива исходила от Министерства экономики. В 2010 году эти разговоры и обсуждения стали регулярными. И вот, с 1 января 2017 года вступил в силу закон, касающийся повышения пенсионного возраста для всех чиновников. В соответствии с ним возрастную планку установили:

  • Для мужчин на отметке 65 лет.
  • Для женщин – 63 года.

И вот в 2019 году это повышение коснулось всех категорий работников. Теперь мужчины отправятся на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины в 60. Единственное, на что необходимо обратить внимание – это этапы введения. Так, например:

  • Мужчины 1958 года рождения выходят на пенсию в 60 лет.
  • А вот тот, кто родился в 1959, отправится на отдых только в 61 год.
  • Появившиеся на свет в 1960 смогут отдохнуть от работы только в 62 года.

Такая же поэтапность существует и у женщин. И чтобы точно узнать, когда можно собираться не работать, можно воспользоваться специальной табличкой.


Виды пенсий

На сегодняшний день в РФ существует несколько видов пенсий:

  • Страховая, которая служит компенсацией всем гражданам их заработной платы или других видов дохода на момент осуществления трудовой деятельности. Также она выплачивается нетрудоспособным застрахованным лицам. Страховая пенсия может быть трех видов:
  • По старости – используется чаще всего.
  • По инвалидности – назначается тем, кто утратил свое здоровье и получил определенную группу инвалидности.
  • По случаю потери кормильца – доступно тем нетрудоспособным лицам, которые утратили кормильца по причине смерти. За исключением только умышленный уголовных деяний, которые повлекли за собой кончину.

Существует также вид, который называется по государственному пенсионному обеспечению. Он доступен лицам, которые находились на федеральной государственной службе на тот момент, и когда они достигли определенного срока выслуги или возраста. Отсюда подвиды:

  • За выслугу лет.
  • По старости.
  • По инвалидности.
  • Социальная.
  • Накопительная, которая формируется за счет совместных взносов работодателя и дохода инвестирования. Но, на данный момент она доступна только тем лицам, которые родились в 1967 году и моложе и до конца 2015 года они сделали выбор в пользу именно такого вида. Правда, периодически встает вопрос о заморозке выплат по такому типу.

Также существует негосударственный тип, который требует заключения договора с негосударственным пенсионным фондом.

Численность пенсионеров

Рассматривая официальную статистику, можно учесть, сколько пенсионеров проживает на сегодняшний день в России, а также сколько из них получают разные виды пенсии. Таким образом можно проследить динамику, какова численность пожилых людей и как она изменяется по отношению к общему населению страны. Данные, предоставляемые Росстатом, говорят о том, что:

  • В 2012 году в стране было 42.367.000.
  • В 2013 – 42.837.000.
  • В 2014 уже 43.327.000.
  • В 2015 – 43.797.000.
  • В 2016 – 45.182.000.
  • В 2017 – 45.709.000.
  • В 2018 году – 46.071.000.
  • В 2019 году – 46.480.000.

При этом необходимо отметить существенный рост части населения, которая достигла возраста, когда им необходимо платить пенсию. Как видно из приведенной статистики, ежегодно это число увеличивается как минимум на 300.000 человек.


Размер пенсии

Рассматривая величину денежного пособия, которое получают пожилые люди, стоит отметить тот факт, как оно изменилось за последние 7 лет:

  • В 2012 году средний размер выплат для лиц, состоящих на учете в системе ПФР, составил 8272,7 руб.
  • В 2013- 9153,6 руб.
  • В 2014- 10029 руб.
  • В 2015- 10888 руб.
  • В 2016- 12080 руб.
  • В 2017- 17425 руб.
  • В 2018- 13323 руб.
  • В 2019- 14102 руб.


Динамика

Как видно из представленных цифр количества пенсионеров – этот показатель неуклонно растет. Происходит это весьма существенными темпами, которые составляют приблизительно 0,3-0,4% от общей численности населения в год.

Что же касается увеличения дохода, то здесь рост, к сожалению, не такой существенный. За 7 лет средняя пенсия увеличилась приблизительно на 65%.

Прогноз

По прогнозным данным количество пенсионеров в стране будет расти и дальше. Выглядеть это будет следующим образом:

  • В 2025 году их будет почти 45 млн.
  • К 2030 – 46,5 млн человек.
  • В 2040 количество будет превышать 50 млн.
  • А к 2050 составит около 52 млн граждан.


Обусловлено это следующими негативными факторами:

  • Уменьшением рождаемости в стране.
  • Недостаточно качественными условиями жизни, которые вызывают миграционный отток молодой части населения. К тому же уезжают самые образованные, те, кто может найти себе применение и более высокооплачиваемую работу в другой стране.
  • Увеличение возраста, в котором женщина рожает своего первенца. В результате возраст поколения увеличивается, а сменяемость поколений происходит реже.

Что же касается размера пенсии, то вот какие прогнозные данные предлагает Росстат:

  • В 2020 году ожидается сумма приблизительно в 15.800.
  • К 2025 году – 22.000 руб.
  • К 2030 году – 23.700 руб.
  • К 2035 году – она должна повыситься до 25.500 руб.


Как видно из всех данных Росстата, ситуация в стране с количеством пенсионеров является достаточно тяжелой. Их большое количество и дальнейший рост требуют немедленного решения проблемы по улучшению демографии. В противном случае в ближайшие десятилетия встанет вопрос о пенсионных выплатах, так как наряду с увеличением числа пенсионеров, число работоспособных граждан будет уменьшаться.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: