Социально педагогика для пенсионеров

Педагог едва ли не самая значимая из профессий, которая была, есть и останется на все времена. Работа преподавателя – совсем нелегкий и порой неблагодарный труд, к тому же не самый хорошо оплачиваемый. Но наряду с начавшимся в 2010-х годах глобальным реформированием системы образования стала расти и престижность самой профессии. Все охотнее выпускники педагогических вузов выбирают школу местом своей будущей работы. Немало способствуют этому многочисленные дотации и привилегии, которые положены педагогам.

Основные виды льгот учителям школ

Привилегии, предназначенные для работников образования, регламентируются рядом законодательных актов. Основной из них – Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», принятый в 2012 году. Но то, что будет включено в полный перечень преференций, зависит от того, в каком из субъектов Федерации проживает педагог. Регионы принимают собственные законодательные акты, определяющие, какие льготы имеет учитель.

Дотации, предоставляемые работникам образования, распространяются на работающих в государственных и муниципальных образовательных организациях. Педагоги, работающие в частных учебных заведениях, тоже не лишены преференций, но на них распространяются привилегии, обозначенные либо региональными законами, либо те, которые предусмотрены нормативными актами учебного заведения.

Основные привилегии работников образования:

  • сокращенная рабочая неделя;
  • увеличенный трудовой отпуск;
  • возможность работы по совместительству;
  • предоставление отпуска без содержания на 1 год с сохранением должности;
  • досрочный выход на пенсию;
  • доплаты за звания, классное руководство, совмещение, проведение ЕГЭ, ГИА и другой расширенный объем работ;
  • дотации на приобретение литературы и других пособий;
  • стимулирующие выплаты молодым специалистам.

Подробнее остановимся на том, какие льготы положены учителям согласно федеральному законодательству, общие для всех специальностей. Обозначим размеры некоторых из перечисленных выше несоциальных привилегий и условия их назначения.

Продолжительность рабочей недели у преподавателя начинается от 18 часов в неделю. Это то обязательное количество часов, за которое ему начисляется полный должностной оклад. Остальные часы, которые он отрабатывает сверх этой нормы, оплачиваются дополнительно. По закону их общее число не должно превышать 36 часов в неделю.

Количество дней трудового отпуска педагога варьируется от 42 до 56 календарных дней в году. Для учителей, работающих на Крайнем Севере, предусмотрено увеличение этой нормы до 80 дней. А также один раз за 10 лет преподаватель имеет право оформить неоплачиваемый отпуск с сохранением за ним текущей должности. В виде льготы по выслуге лет учителям гарантируется досрочный выход на пенсию по достижении трудового стажа 25 лет.

Многих работников образовательной сферы интересует вопрос об имеющихся привилегиях у педагогов, награжденных званием «Заслуженный учитель Российской Федерации». Льготы для этой категории работников предусмотрены в виде повышения профессиональной категории и ежемесячных доплат к основному окладу для преподавателей государственных школ и средних специальных заведений. Размер доплат регулируется местными законами, но не может быть менее 15 % от оклада. Доплата назначается при условии, что занятость педагога составляет не менее 18 часов в неделю. Также наличие звания служит основанием для получения заслуженным учителем РФ льготы в виде права на получение звания ветерана труда.

Доплаты за расширенный объем работ предоставляются по тем видам деятельности, которые определены законом об образовании и областными (краевыми) нормативными документами. К примеру, за проверку тетрадей, проведение экзаменов, внеклассную работу, занятия с группой продленного дня педагоги получают дополнительные начисления к зарплате.

К сожалению, некоторые льготы городским учителям в субъектах РФ находятся под угрозой отмены. Неоднократно СМИ фиксировали случаи, когда региональные законодательные органы выступали с инициативой сокращения доплат педагогам за проверку тетрадей, мотивируя это повышением им окладов, поэтому не исключено, что к началу 2020 года можно ожидать уменьшения суммы доплат.

Но есть и хорошие новости. Например, для жителей Ямало-Ненецкого АО с 2020 года льготы учителям школ в виде северных надбавок будут начисляться сразу же по факту трудоустройства. Причем северный коэффициент для них будет максимальным с начала трудовой деятельности. Раньше для получения максимальных привилегий надо было проработать не менее 3 лет на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах.

Социальные льготы учителям

Многим интересно, какие льготы имеет учитель по линии социальной защиты. В этот перечень входят:

  • дотации на оплату коммунальных услуг;
  • компенсация транспортных расходов при переезде на другое место работы;
  • возможность получения ипотечного кредита со сниженной ставкой;
  • предоставление бесплатного социального жилья сельским педагогам;
  • возмещение транспортных расходов;
  • освобождение от ряда налогов пенсионеров.

Педагоги, имеющие различные почетные звания и государственные награды, задаются вопросом, какие льготы заслуженным учителям сохраняются при выходе на пенсию.

По достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин педагогические работники, имеющие звание «Заслуженный учитель РФ», получают право оформить звание ветерана труда. На момент оформления трудовой стаж претендента должен составлять не менее 25 лет. Этот статус гарантирует его владельцу получение государственных дотаций в форме ежемесячных денежных выплат и других социальных дотаций.

Что касается льготы по ипотеке учителям, то размер ставок ипотечного кредита не регулируется законодательными актами, потому что у каждого банка разработаны собственные пакеты кредитов на особых условиях. Предоставление ипотеки со сниженной процентной ставкой осуществляется в рамках государственной программы поддержки населения совместно с банками, сотрудничающими с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. По условиям программы претендент, который может принять в ней участие, должен быть не старше 35-летнего возраста. Размер выделяемой субсидии устанавливается местным законодательством, но финансируется из федерального бюджета. Право на субсидию должно быть подтверждено соответствующим сертификатом.

Пожалуй, самой распространенной льготой детям учителей является приоритетное право на получение места в детском саду. А также в марте 2019 года фракция ЛДПР выдвинула на рассмотрение законопроект о приоритетном праве зачисления детей в образовательные организации, где преподают их родители.

Для работников образования некоторых регионов предусмотрены компенсации транспортных расходов на проезд. Для Москвы, к примеру, они составляют порядка 15 % от основного оклада.

Следует еще раз напомнить, что перечень социальных льгот учителям и размеры выплат – прерогатива регионального законодательства, и в каждом отдельном федеральном образовании он может иметь отличающиеся друг от друга преференции.

Льготы на ЖКХ

Льготы по коммунальным услугам учителям предоставляют только при наличии у них постоянной регистрации в том городе или сельской местности, где они работают.

Размер льготы учителям за газ и свет составляет около 50 % от стоимости услуг, приходящихся на долю самого получателя. В местах проживания, где начисления за отопление происходят по факту, сумма начисления компенсации изменяется в зависимости от сезона. Если преподаватель живет в доме без центрального отопления, то льготы на отопление учителям предоставляются в виде компенсации стоимости топлива в размере, установленном региональным законодательством в пределах социальной нормы.

Чтобы получить денежное возмещение за эту коммунальную услугу, в местный орган соцзащиты нужно представить пакет документов и заявление на дотацию по отоплению. В качестве обязательного подтверждения факта покупки потребуются платежные документы на приобретение топлива с печатями и реквизитами и документ, подтверждающий расходы на его транспортировку.

Больше компенсаций по оплате услуг ЖКХ местные власти предоставляют преподавателям, работающим в сельских образовательных организациях. Денежное возмещение выплачивается из бюджета региона, поэтому размер суммы может варьироваться. Возмещению подлежат услуги по отоплению, освещению, газоснабжению и плата за жилое помещение. Неоднократные попытки региональных законодательных органов заменить льготы по оплате ЖКХ учителям, которые сейчас рассчитываются как доля от оплаты коммунальных услуг, на фиксированную сумму до сих пор не нашли поддержки.

Льготы учителям-пенсионерам

Перед выходом на пенсию у педагога часто возникает резонный вопрос, на какие может рассчитывать учитель льготы. Пенсия гарантирует преподавателям, вышедшим на заслуженный отдых, ряд преференций.

Льготы ветеранам труда – учителям предоставляются органами социальной защиты. Ветерану положена ежемесячная фиксированная денежная выплата. Сумма единовременной денежной выплаты (ЕДВ) для каждого региона РФ назначается своя. К примеру, размер ЕДВ ветеранов труда Москвы – 1000 рублей, а для той же категории льготников Краснодарского края она составляет 551 руб. Также ветеран труда – учитель имеет льготы по возмещению половины суммы стоимости коммунальных услуг от департамента социальной защиты населения.

Компенсация расходов за проезд или перелет воздушным транспортом предоставляется в размере 50%-ной льготы ветеранам – учителям. Этой привилегией ветераны труда могут воспользоваться в период с сентября по май.

Также в виде социальной льготы бывшим учителям, вышедшим на пенсию и имеющим звание ветерана труда, предоставляется бесплатное зубное протезирование и обслуживание в государственных лечебных учреждениях.

Льготами учителям-пенсионерам, предоставляемыми на общих основаниях, является освобождение их от имущественного и земельного налогов на один участок и объект недвижимости. Пенсионеру также положена скидка на 50 % суммы транспортного налога для машин с двигателем до 100 л. с.

Льготы молодым учителям

Для привлечения педагогов на работу большинство российских регионов разрабатывают собственные программы стимулирования молодых специалистов, такие, например, как:

  • единовременное пособие;
  • транспортные расходы на переезд (для сельской местности);
  • предоставление бесплатного социального жилья;
  • стимулирующие доплаты к окладу три года с момента трудоустройства.

Преподаватель, имеющий статус молодого специалиста, вправе рассчитывать на единовременную выплату, называемую подъемными. Для этого он должен трудоустроиться в течение трех месяцев по окончании учебного заведения в государственную образовательную организацию и заключить с ней трудовой договор на срок не менее 3 лет. Такое право предоставляется только по первому месту работы молодого специалиста.

В качестве льготы молодым специалистам – учителям предоставляется освобождение от осеннего призыва в армию для педагогов-мужчин. Они призываются в ряды Вооруженных сил только весной.

Начинающие педагоги интересуются, есть ли льготы учителям на покупку канцтоваров и книг для рабочих целей. Они есть и определены законом об образовании в качестве ежемесячных выплат фиксированных сумм. Размер компенсации может быть установлен региональным законодательством, а также откорректирован по усмотрению руководства образовательной организации.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Трансформация общественного сознания в направлении нейтрализации дискриминации по возрастному признаку, понимания необходимости поддержания жизненной и социальной активности лиц «третьего возраста» составляет глобальную проблему современности.

Права пожилых людей в области культуры и образования рассматриваются в контексте конституционных прав. Пожилым людям гарантируется вовлечение в активную культурно-досуговую и образовательную деятельность независимо от пола, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства.

Граждане старшего поколения – это связующее звено между историческим прошлым, настоящим и будущим, ради которого осуществляются глубокие экономические и социальные преобразования в России. Творческий потенциал пожилых людей является неотъемлемой частью культурной жизни страны, но еще не в полной мере востребован обществом и нуждается в эффективной поддержке.

Как особое общественно значимое, творческое, образовательное и практико-ориентированное явление, социально-культурная деятельность изначально направлена на педагогическое обеспечение вхождения человека в социум, в мир культуры. Как научное направление она отражает сложный диалектический процесс преемственности поколений, исследует закономерности влияния культуры на социальные процессы, происходящие в российском обществе. Статистика показывает, что уровень образования пожилых людей постоянно растет, так как эта социально-демографическая группа пополняется представителями более образованных поколений.

Пожилые люди по отношению к другим поколениям имеют многие преимущества, позволяющие им легко принимать правильные жизненные решения, гарантирующие высокий шанс успешного выживания в непростой социально-экономической обстановке. Старость может означать высшую ступень жизни, полную эмоциональной зрелости, мудрости, основанной на опыте, наблюдениях в течение долгой полноценной жизни.

Установлено, что чем интенсивнее человек работает творчески, тем дольше сохраняется активность его ума, поддерживаются интеллектуальные возможности. Поэтому особенно важно создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу средствами культуры образования, общения. Активный образ жизни и участие в общественной деятельности помогают пожилому человеку сохранить и реализовать себя как личность. Однако далеко не всегда люди, вышедшие на пенсию, могут самостоятельно организовать свою жизнь, направить ее в русло общественно полезных, социально значимых акций и инициатив. Научно-обоснованная совокупность образовательных, рекреационных, релаксационных и других программ призвана обеспечить условия, в которых пожилые и престарелые люди могли бы осуществлять полноценную жизнедеятельность. Поэтому смыслом концепции педагогической деятельности в отношения граждан пожилого возраста должно стать включение их в активную общественную жизнь, конкретный живой труд, где прежде опекаемый человек становится творцом своего ближайшего и отдаленного будущего.

Практика социальной работы с пожилыми людьми свидетельствуете о необходимости совершенствования системы социально-культурных мероприятий для пожилых людей, привлечения их к активной культурной деятельности, сохранению уникальных общенациональных духовных ценностей, обозначения реальных путей их сохранения, трансляции в общекультурном взаимодействии поколений.

Социально-образовательная и досуговая деятельность помогает пожилым людям избавиться от одиночества, изменить свою позицию в обществе, сделать ее более заинтересованной, проявлять интерес к делам, происходящим вокруг них. Активная жизненная позиция предоставляет пожилому человеку новые возможности для раскрытия и самореализации собственного творческого потенциала, передачи накопленных знаний и жизненного опыта как своим ровесникам, так и представителям других поколений.

Систематическая работа соответствующих служб социальной защиты, образования, культуры, общественных организаций и объединений своей деятельностью должна обеспечивать:

· создание условий свободного, разнообразного, общения лиц старших возрастных групп между собой, членами своих семей, представителями трудовых коллективов;

· свободный доступ к занятиям художественной самодеятельностью, промыслами, ремеслами;

· активное включение лиц старших возрастных групп в процесс духовного развития, воспитания детей;

· содействие сплоченности и вовлечению пожилых людей в гражданское общество;

· более активную интеграцию пожилых людей в политическую, социальную и культурную жизнь.

Досуговая деятельность пожилого человека может быть представлена следующими формами:

· восстановление сил пожилого человека — прогулки на воздухе, вечера отдыха для пожилых.

· повышение эрудиции, потребление духовных ценностей – чтение книг, журналов, просмотр фильмов, телепередач, посещение музеев, участие в лекториях, путешествия, экскурсии.

· развитие духовных сил и способностей к активной творческой деятельности;

· труд на приусадебных участках, в мастерских, занятия прикладным творчеством, общественная деятельность.

· реализация потребности в общении – клубы общения, творческие объединения, вечера встреч, диспуты.

Выбор пожилым человеком той или иной формы досуговой деятельности связан с преобладанием у него индивидуальных ценностных ориентации. Для людей старшего поколения важно сохранение тех ценностей, того образа жизни, которые сопровождали их в течение жизни.

Основным направлением в работе с пожилыми людьми в центрах социального обслуживания определено создание условий для свободного, разнообразного общения лиц старших возрастных групп между собой, с членами своих семей, представителями трудовых коллективов по месту прежней и настоящей работы путем распространения знаний по психологии общения, построению взаимоотношений с детьми, родственниками, друзьями; организации клубов общения с участием представителей разных поколений.

В поведении современного пожилого человека, несмотря на сохраняющиеся стереотипы, характерные для прошлых лет, становятся доминирующими разнообразное внесемейное общение, досуг, различные виды самореализации. Существенным позитивным фактором социальной адаптации к пенсионному периоду является правильный выбор и рациональная организация занятий, способствующих укреплению здоровья через клубы здоровья и т.п.

С целью преодоления негативных представлений относительно преобразований российского общества для пожилых людей создаются специальные образовательные

программы, организуются и проводятся мероприятия, призванные помочь им лучше ориентироваться в современной жизни.

В настоящее время все большую популярность в работе центров социального обслуживания приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана арттерапия — терапия средствами искусства. Использование арттерапии вызывает положительные эмоции, помогает пожилым людям преодолевать апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Используются следующие виды арттерапии: музыкотерапия, танцетерапия, сказкотерапия, цветотерапия, звукотерапия.

Деятельность пожилых людей может быть связана с выполнением общественных обязанностей, работой в общественных организациях, в группах самопомощи, группах профессионального консультирования, с наставничеством и воспитательной работой). Основной фактор мотивации пожилых людей к участию в общественной деятельности – ощущение значимости своего труда, чувство собственной необходимости. Некоторые профессиональные знания, умения и навыки пожилых людей находят применение в общественной работе легко и органично. Пожилые люди могут успешно участвовать в деятельности различных учреждений в качестве членов научных, общественных советов, где пригодятся и будут по достоинству оценены их опыт, знания, а также выступать в роли связующего звена между поколениями.

Люди преклонного возраста придают большое значение организации содержательного досуга. Наибольший интерес вызывают проводимые в центрах социального обслуживания культурно-массовые мероприятия познавательного характера (лекции по правовым, медицинским, психологическим, историческим, литературным, политическим, искусствоведческим вопросам; дискуссии, круглые столы; творческие мастерские). Следующим направлением образовательной работы с пожилыми людьми является их информационное обеспечение через выпуск специальных бюллетеней, информационных листков, оформление стендов, ведение постоянных рубрик в СМИ.

Основной базой для образовательной, досуговой и социокультурной работы с гражданами пожилого возраста в системе социального обслуживания являются отделения дневного пребывания и социально-реабилитационные отделения центров социального обслуживания, социально-оздоровительные центры для граждан пожилого возраста и инвалидов, специальные дома для одиноких и престарелых, дома интернаты для престарелых и инвалидов. В рамках деятельности этих служб применяются следующие формы работы с пожилыми людьми: организация образовательной деятельности («университет третьего возраста»), досуговые мероприятия, информационное обеспечение пожилых людей, трудотерапия, методическая работа как условие совершенствования социокультурной работы с пожилыми людьми, организация социокультурной деятельности в отдаленных сельских населенных пунктах, театральная деятельность, общественная полезная деятельность, техническое творчество, нетрадиционные виды оздоровления, занятия икебаной и флористикой, клубная и кружковая работа, другие досуговые формы и технологии.

Социокультурные технологии имеют неограниченные возможности применения, они весьма мобильны и восприимчивы к инновациям. Каждая из досуговых технологий, включаемая в повседневный обиход учреждения социального обслуживания, непременно должна способствовать продлению творческой активности пожилого челове

ка, сохранению энергии и оптимизма, предоставлять широкие возможности для самовыражения, максимального использования жизненного, профессионального опыта. Только при соблюдении этих условий организация досуга пожилых людей осуществит свою главную миссию – будет утверждать подлинные права старшего поколения на активную роль в жизни общества.

Вместе с тем, остаются недостаточно разработанными технологии социальной педагогики для данной категории граждан. Наименее изученной и в содержательном, и в методическом аспекте является социально-педагогическая деятельность тех работников социальной сферы, для которых педагогические, а также социально-коррекционные, социально-реабилитационные, социально адаптационные функции не являются основными. Практически эта работа сегодня только обозначена. Однако сегодня социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми уже широко используется не только в педагогической сфере, но и в социальной науке и практике в целом.

Разработка и внедрение в социальную работу социально-педагогических услуг для пожилых людей – новейшее и актуальнейшее направление развития, как в практике социальной работы, так и в проектировании ее технологий. Социально-педагогические услуги пожилым людям оказываются на основе учета особенностей, интересов, потребностей клиента и предложений специалиста по социальной работе. Они направлены на восстановление, поддержание, развитие возможностей клиента по организации собственной полноценной жизни в период поздней взрослости, адекватную оценку им качественных изменений собственного бытия.

Социально-педагогические услуги должны проектироваться с учетом особенностей жизненных процессов пожилых людей, совокупности их потребностей, интересов, мотивов деятельности, обусловленных влиянием возрастных и психофизиологических изменений, логикой возрастного развития и угасания жизненного пути. Проектируя и внедряя социально-педагогические услуги для пожилых людей, необходимо руководствоваться принципами адресности и определенной персонификации.

Таким образом, цель социально-педагогической работы с пожилыми людьми – обеспечение им возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту, максимальное приспособление пожилого человека к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний участия в общественно полезном труде.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кокин А. Б., Львова А. Ю.

В работе представлен материал об особенностях и специфике социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста , рассмотрена необходимость адресной работы с данной категорией в зависимости от типов и характеристик.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кокин А. Б., Львова А. Ю.

SPECIFICITY OF SOCIALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH PEOPLE OF ADVANCED AGE

In work the material about features and specificity of welfare activity with people of advanced age is presented, necessity of address work with given categories depending on types and characteristics is presented.

Текст научной работы на тему «Специфика социально-педагогической деятельности с людьми пожилого возраста»

Kokin A.B., Lvova A.J. SPECIFICITY OF SOCIALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH PEOPLE OF ADVANCED AGE. In

work the material about features and specificity of welfare activity with people of advanced age is presented, necessity of address work with given categories depending on types and characteristics is presented.

Key words: Advanced age, welfare activity, psychological types, the relation, old age, social integration.

А.Б. Кокин, канд. пед. наук, доц. РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: abkokin@mail.ru;

А.Ю. Львова, аспирант РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: a.u.lvova@gmail.com

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

В работе представлен материал об особенностях и специфике социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста, рассмотрена необходимость адресной работы с данной категорией в зависимости от типов и характеристик.

Ключевые слова: пожилой возраст, социально-культурная деятельность, психологические типы, отношение, старость, социальная интеграция.

Сегодня в наиболее развитых странах наблюдается одна из устойчивых тенденций в сфере статистики населения - рост относительной доли пожилых людей. По прогнозам ООН, к 2025 году численность людей старше 60 лет, по сравнению с 1950 годом, увеличится более чем в 5 раз, а общее население планеты только в 3 раза. Главными причинами «старения» населения являются снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни. Неизбежным следствием этого явления будет возрастание влияния пожилого населения на различные сферы общественной жизни и увеличение значимости проблем пожилых людей в социальной жизни общества.

Общество, государство на различных этапах человеческой истории всегда обращало внимание на социальные проблемы пожилых людей и стремилось к их решению. Исторически сложились два глобальных подхода к решению проблем старости в зависимости от приоритетных задач, выдвигаемых обществом:

1) обеспечить физическое, психическое здоровье и значительную продолжительность жизни;

2) предоставить возможности для максимальной реализации социальной активности и полноценной социальной адаптации.

Естественно, что в различные времена приоритетность задач менялась. Говоря о настоящем времени необходимо отметить следующие достаточно противоречивые моменты.

Во-первых, в современном обществе, ориентированном в основном на молодежную культуру, во многом сложились негативные стереотипы пожилого возраста, старости, что отрицательно сказывается не только на самих пожилых людях как социальной группе, но и на развитии общества в целом. При этом социологи и антропологи склонны относить пожилых людей к «группе риска», отмечая, что член группы, который получает больше, чем дает, исключается и отвергается группой. И один из способов (наиболее естественный) избежать такого отвержения для пожилых людей - это повысить уровень их включения в общественную жизнь (через увеличение социальной активности).

Во-вторых, Генеральная Ассамблея ООН постановила объявить 1999 год годом пожилых людей; разработала и приняла ряд принципов, которые в случае их реализации на уровне государственной социальной политики должны помочь пожилым людям вести полнокровную и плодотворную общественную жизнь. Принцип «независимости» подразумевает, что пожилые люди должны иметь свободный доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, возможность участия в программах образования, профессиональной подготовки и переподготовки.

Принцип «участия» обозначает вовлеченность пожилых людей в жизнь общества и активное участие в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать общественные объединения или движения лиц пожилого возраста. Принцип «ухода» отражает проблемы обеспеченности, уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального состояния; а также преду-

преждения заболеваний, доступа к услугам попечительских учреждений, социальным и правовым возможностям, и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав пожилого человека. Принцип «реализации внутреннего потенциала» дает понимание того, что пожилые люди должны иметь возможности для всесторонней реализации своего потенциала, свободного доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Принцип «достоинства» обозначает недопущение, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, эксплуатации их в любом виде, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также от уровня прошлого материального вклада в общественное развитие.

На практике современное общество предоставляет недостаточно возможностей для полноценной адаптации к новой социальной ситуации, в которую попадают пожилые люди, достигая пенсионного возраста. Следует также отметить, что социальная адаптация пожилых людей — процесс достаточно индивидуальный и во многом зависит от психологических особенностей самих пожилых людей, от особенностей переживания ими своего старения и отношения к своей старости.

Так Д.Б. Бромлей выделяет 5 типов отношения пожилых людей к старости [1 ].

1. Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха.

2. Отношение зависимости обозначает, что человек, подчинен кому-либо, зависим от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеет высоких жизненных претензий и поэтому достаточно охотно уходит из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

3. Оборонительное отношение, которому свойственны излишняя эмоциональная сдержанность, определенная прямолинейность в привычках и поступках, стремление к самодостаточности и «самообеспеченности», нежелание принимать какую-либо помощь от других людей. Люди данного типа отношения к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими проблемами даже с близкими. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4. Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пен-

сию, так как реализуют механизм разрядки напряжения через активность, склонны к острым реакциям страха, не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это может соединяться с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

5. Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Характерным является чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

В зависимости от типа, которым характеризуется пожилой человек, должна создаваться программа помощи, поддержки и реабилитации данной категории населения существующая в ряде стран.

И.С. Кон несколько иначе характеризует социальнопсихологические типы старости [2].

1. Активная творческая старость, когда пенсионеры, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д., живут полноценной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности.

2. Старость, для которой характерно то, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. Для этого типа пенсионеров также характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя.

3. Старость, которая (проявляется преимущественно у женщин) находит главное приложение своих сил в семье. А так как домашняя работа никогда не заканчивается, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда болеть, скучать и пр. Однако, как отмечают психологи, удовлетворенность жизнью у этой категории пенсионеров ниже, чем у первых двух.

4. Старость, когда смыслом жизни становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с этим обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Наряду с названными, достаточно благополучными, типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные варианты:

а) агрессивные, старые «ворчуны», недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и «терроризирующие» бесконечными претензиями;

б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными.

Таким образом, одной из важнейших задач социальнокультурной деятельности с пожилыми людьми выступает -формирование позитивных тенденций в отношении пожилых людей к собственной старости, к своему изменившемуся социальному статусу и противодействие негативности, что возможно только в случае успешной социальной адаптации через социальную интеграцию. Социальная интеграция - сохранение значимой роли, следование нормам, поддержание референтных групп - компенсируют отрицательные эффекты плохого физического состояния, положительно влияют на поддержание благополучия и сводят к минимуму душевные страдания. Успешное старение связано с поддержанием физической и когнитивной активности и, особенно - вовлечённостью в социальные взаимодействия, занятием продуктивными видами деятельности [3].

С философских позиций можно констатировать, что человек в пожилом возрасте должен выступать не только как объект социальной заботы, но и необходимым образом реализовывать себя в качестве субъекта общественной жизни. Данной точки зрения придерживаются такие организации Санкт-Петербурга как:

- Школа третьего возраста Невского района;

- Университет серебряного возраста;

К сожалению, в городе не достаточно центров, структур и подразделений, которые бы могли помочь всем желающим людям пожилого возраста заниматься собой, своим развитием передавать уникальный опыт молодому поколению.

Необходимо продолжать развитее данного сектора образования, как на государственном, так и негосударственном, частном уровнях - ведь забота о пожилых людях является важной и приоритетной для всех. От того, как в той или иной стране живут пожилые люди, судят о государстве, о его политике, социальном и экономическом состоянии общества [4].

На одном из международных форумов «Старшее поколение» в ЛенЭкспо, пожилым людям были заданы вопросы, относительно планов на образование. Желающих заниматься, быть общественно полезным человеком составляет 95%. Люди пенсионного возраста хотели бы изучать основы компьютерной грамотности (83%). Но, к сожалению, материальный вопрос в организации социально-культурной деятельности для себя и своих близких остается на первом плане, и очень многие желания остаются нереализованным в связи с платным обучением .. Поэтому вопрос о повышении благосостояния пожилых людей должен быть приоритетным при решении рассматриваемых в работе проблем.

1. Бромлей, Д. Психология старения человека. - М., 1966.

2. Кон, И.С. Постоянство личности: миф или реальность? // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

3. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология. - Владивосток, 2003.

4. Вершловский, С.Г. Общее образование взрослых. Стимулы и мотивы. - М., 1987.

1. Bromleyj, D. Psikhologiya stareniya cheloveka. - M., 1966.

2. Kon, I.S. Postoyanstvo lichnosti: mif ili realjnostj? // Khrestomatiya po psikhologii / pod red. A.V. Petrovskogo. - M., 1987.

3. Nosko, I.V. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya. - Vladivostok, 2003.

4. Vershlovskiyj, S.G. Obthee obrazovanie vzroslihkh. Stimulih i motivih. - M., 1987.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

Krivykh S.V., Aristova T.A. EDUCATIONAL SYSTEM OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOL PUPILS BY MEANS SPEECH-THOUGHT ACTIVITIES. The article presents the educational system of intellectual development of young school pupils on the basis of evidence-based discourse, which adapts young school pupils to technology-step algorithm. During mastering speech-thought activity pupils record and overcome the difficulties arising from them, which is possible if PUPIL includes sensory area in the learning process, is aware of the processes that he feels is acquire knowledge through self-discovery.

Key words: activity rechemyslitelnaya younger students, demonstrative discourse, reflective skills


социальный проект для пенсионеров

ВложениеРазмер
sots._proekt_pensionery.docx 46.29 КБ
sotsialnyy_proekt.pptx 1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

педагог дополнительного образования

Галина Викторовна Бацина

участники волонтерского движения

Сроки реализации: апрель, май.

Место реализации проекта:

Нижегородская область, с. Починки.

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.

В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. В этих условиях социальная забота о престарелых людях ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.

Характерно, что за последние 20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России сократилась. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Изменение социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновение различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с такими людьми.

Одним из закономерных последствий старения населения как социально-демографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системы социального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы. В маленьких сёлах, где нет домов престарелых, комнат медицинского ухода, домашних медсестёр-сиделок, на помощь одиноким и престарелым людям приходят отряды милосердия.

В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Поэтому одна из задач школы – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Да и сами дети в последнее время мы начали осознавать, что самым острым дефицитом у них стали человеческое тепло и забота о ближнем, и именно поэтому они чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание.

Одной из сегодняшних задач является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе престарелых людей, на долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания. А таких людей в нашем селе, немало. Пожилые люди по самым разным причинам, остаются один на один со своей старостью. Болезни, нехватка общения, - всё это делает жизнь пенсионеров безрадостной, однообразной.

Хорошо, что сейчас появились социальные работники, которые оказывают необходимую помощь пожилым людям. И всё-таки этого мало. Пожилым людям необходимо чувствовать, что они нужны кому-то, что их опыт, знания могут ещё пригодиться молодому поколению.

Формирование навыков социального закаливания и моральной ответственности для успешной адаптации в социуме через организацию социально-значимой деятельности; Включение обучающихся нашего техникума в активную благотворительную деятельность, направленную на психологическую поддержку пожилых людей; Формирование у обучающихся чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения друг к другу. Укрепить духовную связь между людьми разных поколений.

Оказать социальную помощь и психологическую поддержку одиноким и престарелым людям; Пропагандировать здоровый образ жизни и семейные ценности; стимулировать и поддерживать социально значимую деятельность Формирование высокого уровня социальной ответственности за свои поступки сейчас и в будущем Формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков; использование имеющихся в техникуме наработок и воспитательного потенциала (система дополнительного образования ) для организации социально значимых дел.

Актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, понимания.

Инициативная группа и участники проекта

Бацина Галина Виктовна- воспитатель общежития ГБПОУ ПСХТ

Нами было проведено социологическое исследование среди различных категорий обучающихся нашего техникума.

  1. Актуальна ли в обществе проблема пожилых людей
  2. В наших ли силах помочь пожилым людям?
  3. Что нам нужно для реализации проекта?

Деятельность инициативной группы по составлению плана работы по проекту.

В ходе выполнения проекта мы научились составлять смету проекта, также работать в команде.

Название и содержание деятельности

1. Проектировочный этап

Основная деятельность – составление плана работы над проектом.

1. Определение темы и актуальности проекта.

Тихомирова Мария гр.2К

2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.

Бацина Галина Викторовна

3.Определение ресурсного потенциала

Бацина Галина Викторовна

4. Определение миссии проекта.

Бацина Галина Викторовна

5. Подготовка к реализации проекта

Бацина Галина Викторовна

6. Организация и проведение акции

1 октября 20-16 года в день пожилых людей

7.Подготовка материалов компьютерной версии проекта и презентация проекта.

Читайте также: