Социального управления при решении социальных проблем пенсионеров

Краткое содержание:

  • Что входит в социальную помощь
  • Какие услуги полагаются пенсионерам
  • Кто заботится о пенсионерах
  • Порядок предоставления
  • Кому услуги предоставляются
  • Кому откажут
  • Особые случаи
  • Правила оформления социального контракта
  • Условия
  • Нужно ли платить за услуги
  • Перечень документов
  • Обсуждение


Одна из важнейших функций государственной системы — это поддержка людей, не способных решить свои проблемы самостоятельно. Такая нужна одиноким престарелым гражданам, малоимущим семействам, сиротам и другим. В законе № 178-ФЗ от 17.07.1999 закреплено право любого человека обратиться в госорганы соцзащиты за помощью.

В зависимости от ситуации и доходов, она будет оказана на платной или безвозмездной основе. Так, социальная помощь на дому пожилым людям в большинстве случаев оказывается без взимания денег.

Чтобы стать получателем социальных услуг, гражданин обязан самостоятельно обратиться в госорган и предоставить документы, подтверждающие статус.

Что входит в социальную помощь

Лицам пожилого возраста оказывается поддержка через специализированные учреждения — территориальные центры. Размер и вид услуг зависит от нуждаемости заявителя. В частности, малоимущие люди могут рассчитывать на такие безмездные услуги:

-стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и других специализированных учреждениях;

-срочные меры поддержки разового характера;

Новые методы государственной соцполитики построены на принципе комплексного обслуживания. На практике это означает, что клиент соццентра должен получить все возможные виды поддержки от специалиста:

-бытовые (при необходимости);

-по взаимодействию с госорганами;

-по медицинскому обслуживанию;

-по решению проблем психологического характера.

Причем взаимодействовать обслуживаемый на первом этапе должен только с соцработником. Последний становится для пожилого гражданина личным помощником в решении различных проблем. Для организации такой большой работы необходимо:

-создать мощные центры поддержки (проблемы у обслуживаемых лиц бывают самыми разнообразными);

-наладить взаимодействие соцработников с иными госслужбами и учреждениями.

На местном уровне территориальные центры плотно взаимодействуют с местной администрацией и органами самоуправления.

Какие услуги полагаются пенсионерам

Объем помощи нуждающемуся человеку определяется, исходя из потребностей. Например, если одинокий человек сильно болеет, то ему нужно продукты принести, уборку сделать, сопроводить в клинику и другое.

Получатель может рассчитывать на такой максимальный объем помощи:

-поддержка в бытовых вопросах:

-закупка продуктов и товаров первой необходимости (лекарств в том числе);

-уборка жилого помещения;

-проведение косметического ремонта;

-топка печи (если нет центрального отопления);

-подвоз питьевой воды при отсутствии водопровода;

-оплата коммунальных услуг и иных счетов;

-сопровождение к местам отдыха;

Важно: соцработник делает закупки и оплачивает счета за счет обслуживаемого лица.
Инвалидам уделяется особое внимание. Ведь эти люди зачастую не в состоянии самостоятельно провести гигиенические процедуры. Их поддерживает соцработник.

В его обязанности входит следующее:

-сопровождение подопечного в медучреждение;

-проведение гигиенических и иных процедур;

-поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе, по сбору и подаче необходимых документов;

Кто заботится о пенсионерах

В муниципальные образованиях работают центры социального обслуживания. Их может быть несколько, в том числе:

Согласно новым правилам, функция по заботе о престарелых людях может быть передана специализированному предприятию или индивидуальному предпринимателю. Таковые структуры финансируются из бюджета. Поэтому их деятельность должна быть лицензирована. Как правило, перечень структур, оказывающих поддержку нуждающимся, размещается на официальном портале муниципального образования.

Законодательством обязанность по организации поддержки нуждающихся лиц передана региональным властям. Следовательно, каждый субъект федерации по-своему решает организационные вопросы.

Для сведения: получить необходимую информацию нуждающийся гражданин может в:
- соцзащите;
- многофункциональном центре.

Порядок предоставления

Порядок оформления сотрудничества с целью предоставления/получения соцпомощи описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. Между сторонами заключается контракт. В документе описываются такие важные моменты:

-время действия (от трех месяцев до года);

-перечень услуг и их объем;

-права и обязанности сторон;

-основания прекращения действия.

Инициатива по оформлению договоренности принадлежит гражданину. Претендент на соцпомощь должен самостоятельно заявить об этом в письменной форме. Госоргану дано десять дней на принятие решения. В случае если необходимо дополнительное обследование условий проживания претендента, ответ предоставляется через месяц.

Ответ на заявку придет:

-в общем случае через 10 дней;

-в некоторых ситуациях — через месяц.

Кому услуги предоставляются

Предприятию, оказывающее соцуслуги, законом дано право выбирать претендентов. Так, в обязательно порядке обслуживанию подлежат люди пенсионного возраста:

-женщины, отметившие 55-летний юбилей;

-мужчины после 60-летия;

-инвалиды любого возраста.

Для сведения: претендовать на соцсопровождение могут также сироты, малоимущие семейства, оказавшиеся в сложной ситуации, опекаемые и опекуны, иные категории граждан.

Кому откажут

Законом разрешено не предоставлять соцсопровождение потенциально опасным для здоровья окружающих лицам. К таковым в общем случае относятся:

-психические больные, склонные к агрессивному поведению;

-люди, страдающие: заразными заболеваниями, в том числе венерическими; туберкулезом открытой формы; имеющие зависимость: алкогольную и наркотическую.

В случае отсутствия свободных сотрудников предприятие также может отказать претенденту в соцсопровождении.

Особые случаи

В законе № 122 приведена норма, позволяющая поместить пожилого человека в стационарное учреждения. Процедура принятия такового решения следующая:

-если человек одинок, то требуется:

-его письменное согласие;

-либо решение суда;

-если имеет родственников, то с последних берется согласие.

В стационар помещают лиц, не способных самостоятельно передвигаться и ухаживать за собой.

Правила оформления социального контракта

В законе предусмотрено составление договора между соцслужбой и получателем услуг.

Алгоритм выработки условий документа таков:

1. Человек пишет заявку и предоставляет документы, подтверждающие необходимость сторонней заботы.

2. Пакет передается в соответствующее учреждение (зависит от региональных правил):

-территориальный или районный комплексный центр.

3. Документы рассматриваются комиссией. Орган вправе:

-затребовать дополнительную информацию у гражданина;

-провести обследование условий проживания;

-принять решение о заключении контракта или отказе.

4. Комиссия обязана:

-разработать программу решения заявленной проблемы;

-определить объем необходимой помощи;

-подготовить проект договора.

Условия

Контракт составляется между двумя сторонами:

-предприятием, предоставляющим подобные услуги;

-получателем: непосредственно пожилым человеком или его близкими лицами.

По законным нормам, договор действует до конца года. Потом следует принимать новое решение. Однако в случае с пенсионерами действие документа продлевается автоматически. Ведь проблемы получателя соцпомощи не исчезнут в течение одного периода.

Решение о продлении действия социального контракта принимает комиссия. Пенсионеру не нужно писать новое заявление и собирать справки.

Нужно ли платить за услуги

В законе определено, что получателями безвозмездной соцпомощи могут стать лица, имеющие маленький ежемесячный доход. Поступления семейства или одинокого пенсионера сравнивают с показателем прожиточного минимума, установленного для региона проживания. Если пенсия меньше, то денег с пожилого человека не возьмут.

Справка: пенсионное пособие большинства получателей доведено до показателя прожиточного минимума в регионе. Таковым лицам полагается соцсопровождение без взимания платы.

Кроме того, соцслужба не имеет права брать денег с других льготников. Полный перечень определяется региональными властями.

Как правило, в него включают:

-участников Великой Отечественной войны;

-лиц, перешагнувших 80-летний порог.

Остальные получатели соцпомощи обязаны платить за нее. При этом величина оплаты прописывается в контракте. Как правило, сумма не превышает 250,0 рублей в месяц.

Перечень документов

Претендент на соцпомощь должен подать заявление (составляется на бланке с помощью соцработника) и такие документы:

-паспорт и его копию;

-справку из Федеральной миграционной службы о месте прописки (или документ о собственности на жилье);

-справку о доходах (кроме пенсии);

-документ, подтверждающий льготы:

-удостоверение участника или инвалида ВОВ;

-справку об инвалидности;

-сведения из больницы о необходимости реабилитации (для инвалидов).

Представитель пенсионера обязан предоставить первый экземпляр доверенности. Кроме того, необходим документ, подтверждающий родственные связи. К примеру, ребенок пенсионера предоставляет свое свидетельство о рождении.

Подсказка: пенсионеры подают документ о дополнительных доходах. Информацию о размере пенсии госорган возьмет самостоятельно. К иным видам поступления могут относиться:

-доход от аренды собственности;

-авторские гонорары и другое.


Социальная политика, являясь институтом всего гражданского общества, направлена на удовлетворение запросов пожилых, и имеет не узкоспецифическое, а общесоциальное значение. Как правовое государство Российская Федерация устанавливает ряд приоритетов в сфере социальной политики в отношении пожилых. К их числу относятся: рост качества и уровня жизни пожилого населения, индексация пенсий, разработка и реализация программ преодоления их социальных проблем и пр.

При планировании мероприятий, направленных на пожилое население, органы государственного и муниципального управления руководствуются официальными (демографическими и социальными) показателями, игнорируя мотивационные механизмы, которые не менее важны для осуществления реформ в сфере социальной политики.

В современных условиях главная проблема видится в несоответствии между существующей нормативно-правовой базой, с одной стороны, и общественными потребностями и запросами пожилых граждан -­ с другой.

Следует признать, что правовые основы взаимоотношений пожилых с обществом и государственными структурами в России находятся в самом начале формирования. Конституция РФ гарантирует пожилым «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие» [2]. Тем не менее, заявленный в Конституции принцип правового равенства всех граждан в России сегодня не обеспечивает возможность полноценного участия пожилых в решении своих проблем [5].

Группа «пожилых граждан» в российском нормативно-правовом поле позиционируется как пенсионеры - «женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет» [4]. При этом Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» фактически приравнивает людей пожилого возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья. Видимо, разрабатывая нормативно-правовые документы, их авторы, в первую очередь, занимались проблемами лиц, не способных или частично не способных к самообслуживанию и поэтому нуждающихся в специальном уходе и социальном обслуживании. В связи с этим за «бортом» российского законодательства остается большое количество пожилого населения, сохранившего достаточный социально-политический и трудовой ресурс, позволяющий им быть полезными для общества еще долгие годы.

Общественная система по отношению к пожилому населению также занимает покровительственную позицию. Начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, развивается система специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительных или социально-реабилитационных центров, работающих по принципу санатория или дома отдыха.

Основные усилия государственной политики в отношении пожилых направлены на повышение уровня материальной обеспеченности старшего поколения. Это и монетизация льгот, и валоризация пенсии, согласно советскому стажу, и льготы по оплате коммунальных услуг для тех, кто имеет советские звания и награды, и бесплатное социальное обслуживание пенсионеров и многое другое.

Несмотря на то, что государство прикладывает довольно много усилий для улучшения жизни пожилого населения, результативными их назвать сложно. Все изложенные факты показывают, что основными механизмами реализации отдельных направлений социальной политики в отношении людей пожилого возраста являются материально-компенсаторный и медико-реабилитационный. Их специфика заключается в ретардированном характере - реагировании на уже сложившуюся ситуацию. Это говорит о том, что государство не видит ни специфики данного возраста, ни проблем, характерных для пожилых людей. Практически невостребованным остается их общественно-трудовой ресурс.

Сложившийся диссонанс осложняет процесс развития отдельного направления социальной политики в отношении данной общественной группы. По нашему мнению, представленные проблемы возникли из-за двойственности проводимой социальной политики в отношении пожилых. С одной стороны, развивающийся институт социальной политики в отношении пожилых должен значительно отличаться от действующего и отвечать современным общецивилизационным требованиям, а с другой - поддерживать авторитет государства и укреплять политическое положение акторов, которые в настоящий момент находятся у власти. В этом несоответствии видится причина отсутствия последовательности действий государства в отношении процесса развития социальной политики применительно к пожилому населению на современном этапе.

Для устранения указанного противоречия и повышения эффективности социальной политики в отношении пожилых людей представляется целесообразным создать в Совете Федерации Федерального Собрания РФ структурное подразделение, ответственное за решение названных выше проблем.

Федеральное Собрание Российской Федерации, согласно Конституции РФ, обладает исключительным правом принимать законы. Обе его палаты занимаются вопросами, связанными с реализацией социальной политики. В частности, в настоящее время в ключе социальной политики в Государственной Думе функционируют следующие комитеты: Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов; Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока; Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Однако эти комитеты работают над проектами законов или изменениями в существующем законодательстве.

Комитеты, созданные при Совете Федерации, образуются с целью разработки «базовых, концептуальных положений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации» также работают по отдельным направлениям разработки и реализации государственной политики [1]. При этом в настоящее время процедура решения проблем, касающихся социального обеспечения и социальных гарантий пожилых граждан, оказывается «разорванной» между ними. Пенсионным страхованием и пенсионным обеспечением, трудом и занятостью, социальной поддержкой инвалидов занимается Комитет Совета Федерации по социальной политике; вопросы регулирования трудовых ресурсов, разработки социальных основ региональной политики, пенсионного обеспечения в районах крайнего Севера возложены на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; политикой в сфере образования и средств массовой информации занимается Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике; развитием малого и среднего бизнеса, предпринимательства - Комитет Совета Федерации по экономической политике. В таком многогранном поле становится практически невозможным решение задачи формирования отдельного направления социальной политики в отношении пожилого населения. Между тем потребность в самостоятельном структурном подразделении Совета Федерации, занимающемся разработкой базовых положений социальной политики в отношении пожилых людей, представляется очевидной.

При этом закрепленный Регламентом Совета Федерации статус комитета не позволяет создать отдельный комитет по вопросам реализации социальной политики в отношении пожилых людей. Однако существующее правовое поле позволяет создать Временную комиссию при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, для решения конкретной задачи развития социальной политики в отношении пожилого населения. [1].

Целесообразность создания подобной Временной комиссии, на наш взгляд, обоснована следующими причинами:

  • потребностью в выделении мер по социальной поддержке и социальному обеспечению пожилых в самостоятельное направление государственной социальной политики;
  • необходимостью разработки пакета нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные вопросы государственной поддержки пожилого населения;
  • объединением вопросов реализации социальной политики в отношении пожилых людей, которыми наделены существующие структурные подразделения палат Федерального Собрания, в компетенцию единого структурного подразделения.

Временная комиссия Совета Федерации по вопросам социальной политики в отношении пожилых могла бы стать своеобразной «площадкой», на которой представители региональных органов власти и органов местного самоуправления смогли бы обсуждать с федеральными ведомствами актуальные вопросы взаимодействия с пожилым населением, вопросы исполнения нормативных актов, получая гарантированную и адекватную обратную связь. То есть, Временная комиссия по вопросам социальной политики в отношении пожилых способствовала бы координации деятельности всех трех уровней власти.

Работа Временной комиссии по вопросам социальной политики в отношении пожилых должна строиться в тесном взаимодействии с комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, со структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации, с профильными федеральными органами исполнительной власти. Сформулируем возможные цели и задачи деятельности подобной Временной комиссии.

Целью работы Комиссии должно стать формирование и последующее развитие отдельного направления социальной политики, непосредственно направленного на решение проблем людей пожилого возраста.

  • организация исполнения Принципов ООН в отношении пожилых людей (1991 г.), в которых содержатся руководящие указания по вопросам независимости, участия, ухода, реализации творческого потенциала и достоинства личности пожилых людей;
  • формирование и развитие системы предупреждения пенсионного возраста. В первую очередь, это накопление личных средств (капитализация) для самостоятельного материального обеспечения себя в пожилом и старческом возрасте. Во вторую очередь, - необходимость формирования новой культуры в отношении лиц пожилого возраста;
  • мониторинг и координация сбора, обработки и анализа информации, необходимой федеральным органам государственного управления, по вопросам, касающимся проблем пожилого населения в Российской Федерации;
  • гарантирование полноценной социальной защиты и создание достойных социальных условий существования людей пожилого возраста, отработка взаимодействия региональных органов государственного управления, общества и частных инициатив;
  • обеспечение равных возможностей участия с другими возрастными группами в социально-экономической сфере жизни общества;
  • совершенствование процесса взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления с общественными объединениями и организациями пожилых;
  • максимальное использование собственных возможностей пожилых, усиление значимости индивидуально-личностного формирования их жизненного пути;
  • применение дифференцированного подхода, учитывающего потенциальный ресурс каждого человека, оказание помощи с учетом состояния здоровья, семейного и материального положения, степени трудоспособности и возможности оказания взаимопомощи между людьми пожилого возраста;
  • разработка альтернативных поведенческих стратегий, учитывающих вариативность установления пенсионного обеспечения (гибкая система выхода на пенсию); разработка схем индивидуальных профессиональных маршрутов для лиц пенсионного возраста, сохранивших трудовую и социальную активность;
  • учет специфики регионального развития.

В дальнейшем разработанные Временной комиссией мероприятия и рекомендации по реализации социальной политики в отношении пожилых передаются в органы государственного управления субъектов федерации, где должны быть осмыслены с учетом конкретных территориальных и социально-демографических факторов.

Осуществление этих задач должно происходить по всей властной вертикали, не только на федеральном или региональном уровнях, но и в конкретных условиях совместной деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления.

Кроме того, необходимо активизировать такие механизмы реализации социальной политики в отношении пожилых, которые создадут основу для завершения процесса ее окончательного оформления в самостоятельный институт. Рекомендованные механизмы реализации социальной политики в отношении пожилых должны носить компенсаторный характер, а их главная задача - социально-экономическая защита социально-демографической группы людей пожилого возраста и категории населения, рожденного в период с 1958 по 1964 год. Помимо этого, как представляется, внедрение вышеназванных механизмов будет способствовать достижению следующих положительных результатов:

  1. Нормативно-правовой механизм будет гарантировать юридическую защиту людей пожилого возраста путем создания единого правового пакета по вопросам социальной защиты, социальной работы и социальной поддержки пожилых.
  2. Компенсаторно-финансовый механизм создаст условия для экономической независимости социально-демографической группы пожилых. В современной России ситуация такова, что отсутствие ощутимой социальной поддержки со стороны государства ставит положение пожилых людей в зависимость от их личной экономической активности.
  3. Механизм социального регулирования обеспечит социальную защиту пожилого населения в части развития системы регионального социального обеспечения, совершенствования территориальных социальных служб и услуг и т.д.
  4. Механизм социализации будет способствовать адаптации личности к изменившимся социально-экономическим условиям, ее индивидуальному развитию и удовлетворению личных запросов.

Предложенные авторами механизмы реализации российской социальной политики в отношении пожилых и социальные практики могут считаться актуальными только на ближайшие годы. В перспективе они должны быть заменены на превентивные, которые создадут благоприятную социальную среду, предваряющую групповые запросы и индивидуальные притязания пожилого населения.

Конечным же результатом работы Временной комиссии должно стать создание условий для вложения государством, представителями бизнеса и некоммерческих социально ориентированных организаций инвестиций в развитие таких социальных проектов, которые будут отвечать современным запросам пожилого населения России, осуществлять их социально-экономическую защиту, поддерживать достойный социальный статус и реализовывать общественно-трудовые ресурсы.

Следующим шагом после завершения формирования социальной политики в отношении пожилых людей в качестве самостоятельной отрасли, могло бы стать создание в структуре одной из палат Федерального Собрания постоянного Комитета по делам социальной защиты и социального обеспечения пожилых людей. Думается, что создание и деятельность подобного Комитета способствовала бы повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также всех заинтересованных институтов гражданского общества в области поддержки пожилого населения.

Рецензенты:

Горохов П.А., д.филос.н., профессор кафедры ГиСЭд Оренбургского филиала РАНХиГС, г. Оренбург.

Стрелец Ю.Ш., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Читайте также: