Социальные программы для пенсионеров в украине

Пенсионная реформа существенно повысила требования к количеству страхового стажа, необходимого для оформления пенсии. В связи с этим большое количество украинцев лишилось возможности выйти на заслуженный отдых при достижении пенсионного возраста. По этой причине украинским правительством принято решение о предоставлении временной (в период с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 года) социальной помощи пенсионерам, которым не хватает стажа.

Назначение пособия вместо пенсии

Процедура назначения денежного пособия регламентирована Постановлением КМУ № 1098 от 27.12.2017 «О Порядке назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату». При этом получить пособие вместо пенсии могут только те, кто на момент оформления социальных выплат имеет не менее 15 лет страхового стажа. Деньги будут выплачиваться до достижения такими лицами возраста, с которого они приобретают право на пенсионную выплату.

Как пенсионеру получить соцпомощь?

Для назначения временной финансовой помощи, лицам без необходимого пенсионного стажа, необходимо обратиться в органы соцзащиты по месту прописки или по адресу фактического проживания. К заявлению на оформление социального пособия нужно приложить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность пенсионера и его место жительства + ИНН
  • справку об имеющемся страховом стаже (выдается в Пенсионном фонде по запросу пенсионера – в течении 5 рабочих дней)
  • декларацию о доходах и имущественном состоянии (заполняется на основании справок о доходах каждого члена семьи) за последние полгода, предшествующие месяцу обращения за назначением пособия

Если временная денежная помощь (социальная пенсия) оформляется не по адресу прописки, а по месту фактического проживания пенсионера, к вышеперечисленному списку документов должна прилагаться справка о неполучении такой помощи в УТиСЗН по зарегистрированному месту жительства.

Сроки выплаты временной помощи пенсионерам

Временная финпомощь назначается со дня, следующего за датой достижения пенсионного возраста, установленного ч. 1 ст. 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», при условии, что обращение за пособием произошло не позже 90 дней после достижения такого возраста.

Если временные сроки небыли соблюдены и пенсионер обратился в органы социальной защиты спустя трехмесячный период, денежная помощь назначается со дня обращения за ней, т.е. с даты подачи всех необходимых документов и справок.

Решение о назначении пенсионерам, которым не хватает стажа, временной помощи или об отказе в ее предоставлении принимается органом социальной защиты населения в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления. Об отказе сообщается письменно в пятидневный срок со дня принятия решения.

Кто из пенсионеров не получит денежное пособие?

В соответствии с законодательством Украины не все пенсионеры, которым не хватает трудового стажа для оформления пенсии, имеют право на получение временной финансовой помощи от государства. Так, в соответствии с п. 12 Постановления Кабмина № 1098 «Про Порядок назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату» от 27 декабря 2017 года, соцпособие пенсионерам не назначается в случае, если:

  • лицо получает пенсию (в т.ч. социальную), работает или ведет другую деятельность, связанную с получением дохода
  • кто-либо из членов семьи в течение года перед обращением за временной помощью осуществил покупку (оплату услуг) на сумму свыше 50 тыс. гривен
  • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие полгода превышает 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц
  • в результате выборочной проверки выявлены дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача в аренду жилого помещения (дома), заработок членов семьи не трудоустроенных и т.п.)
  • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. м на 1 члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля (другого ТС, механизма)

Однако, как и с оформлением субсидии, временная финансовая помощь пенсионерам, не имеющим достаточного пенсионного стажа, может назначаться вопреки некоторым вышеуказанным ограничениям по заключению комиссии, если в составе семьи есть человек с инвалидностью. Решение принимается после обследования материально-бытовых условий лица, обратившегося за назначением такой помощи. Обжаловать решение соцзащиты можно в органе исполнительной власти высшего уровня или в суде.

Размер пособия пенсионерам, которым не хватает стажа

Сумма государственной помощи лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим права на пенсионные выплаты, составляет разницу между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% ПМ для нетрудоспособных граждан. Таким образом, максимальный размер социальных выплат пенсионерам в 2020 году составляет:


Перерасчет размера денежных выплат производится каждые полгода с учетом изменений имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода получателя пособия.

Обращаться в УТиСЗН для изменения суммы ранее назначенного временного пособия из-за утверждения нового размера прожиточного минимума нет необходимости. Сотрудники собеса самостоятельно проведут перерасчет с месяца установления новых государственных соцстандартов.

А вот уведомить управление соцзащиты населения об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на размер или порядок получения социальной пенсии, необходимо не позднее чем через 10 дней с момента произошедших перемен.

Выплата государственной соцпомощи

Согласно законодательству соцпособие от государства выплачивается в денежной форме ежемесячно на текущие счета в банках или через национального оператора почтовой связи. Выбор способа получения выплат остается на усмотрение получателя помощи.

Когда прекращается выплата временного пособия?

Как и с другими социальными пособиями в Украине, выплата временной денежной помощи пенсионерам без необходимого количества стажа может быть отменена по следующим причинам:

  • скрыты сведения или намеренно представлены недостоверные данные о доходах и имущественном состоянии — с месяца, следующего за тем, в котором обнаружены указанные факты
  • трудоустройство или занятие предпринимательской деятельностью — с месяца оформления на работу или регистрации предпринимателем
  • выезд на постоянное место жительства за границу — с первого числа месяца, следующего за месяцем выезда
  • смерть получателя пособия — с месяца, следующего за тем, в котором человек умер
  • оформление пенсии — с даты ее назначения

Кроме того, если на протяжении полугода не забирать начисленные денежные средства, выплата помощи будет приостановлена.

Как возобновить выплату денег?

Для восстановления выплаты пособия необходимо обратиться в управление соцзащиты с письменным заявлением с указанием причины неполучения денег. Возобновление выплат производится со дня их приостановления, если за соответствующий период лицо имело право на их получение, и при отсутствии обстоятельств для их прекращения.

4 online консультации по “ Денежная помощь пенсионерам, которым не хватает стажа ”

Для обращения в Пенсионный фонд не хватает количества отработанных лет. Будет ли пенсия, если нет достаточного трудового стажа для назначения пенсионных выплат?

Консультация юриста

Внимательно прочтите статью.

Пенсия без трудового стажа в Украине бывает двух видов:

  • единоразовая (одноразовая) помощь
  • минимальная социальная пенсия
  • Исполнилось 60 лет, стаж 22 года и 7 месяцев. Пенсия жены составляет 2443 грн. При прожиточном минимуме 2870 гривен (1435*2) мне назначили социальную помощь в размере 213 грн. Я считаю, что должно быть 426 гривен.

    Если стажа для пенсии недостаточно, в ПФ требуют предоставить такие документы: копии паспортов и идентификационного кода мужа (жены), справку о доходах супруга и свидетельство о браке.

    Для поддержания лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, государством предусмотрены определенные виды помощи – пособия, выплаты и предоставление социальных услуг. О том, какие социальные услуги в Украине можно получить бесплатно, а за что нужно платить, и кто имеет право на получение бесплатных социальных услуг, мы и поговорим.

    Социальные услуги в Украине: кто может ими воспользоваться

    Согласно Закону Украины «О социальных услугах» на получение бесплатных услуг имеют право лица, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах. К таким лицам относятся:


    • Лица, не способные себя обслуживать самостоятельно из-за болезни, преклонного возраста или инвалидности. При этом у них нет родственников, которые могут обеспечить им присмотр и необходимую помощь.
    • Лица, находящиеся в сложной жизненной ситуации из-за безработицы (им необходимо состоять на учете в службе занятости), катастроф, стихийных бедствий, а также лица, ставшие беженцами в результате военных и межэтнических конфликтов, если их среднемесячный совокупный доход ниже установленного законом прожиточного минимума.
    • Дети и молодежь, находящиеся в сложной жизненной ситуации вследствие инвалидности, тяжелой болезни, беспризорности, сиротства, конфликтов в семье или в результате жестокого обращения.

    Социальные услуги в Украине: что можно получить бесплатно

    В печень услуг, предоставляемых бесплатно указанным выше лицам, входят услуги самых разнообразных сфер деятельности:

    • Социально-бытовые, в которые входят обеспечение продуктами питания и горячим питанием, предоставление транспортных услуг, социально-бытовой патронаж, вызов врача, покупка и доставка медикаментов и так далее.
    • Социально-педагогические, в перечень которых входят такие обязанности, как организация индивидуального воспитательного, учебного и коррекционного процессов, организация досуга и спортивно-оздоровительной деятельности, организация художественной деятельности и так далее.
    • Психологические, в которые входят психологические консультации по вопросам социальной адаптации и психического состояния, психологическая коррекция, различные психологические советы.


    • Социально-медицинские – консультации врача, оздоровительные мероприятия, профилактические мероприятия, организация трудотерапии.
    • Социально-экономические – предоставление натуральной помощи продуктами или одеждой, либо предоставление денежной помощи, выплаты одноразовых компенсаций.


    • Юридические консультации, оформление защиты прав и интересов, оформление юридических документов, помощь адвоката, нотариуса и так далее.
    • Содействие в трудоустройстве и социальное сопровождение трудоустроенного.
    • Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными физическими возможностями.
    • Информационные услуги.


    Указанный перечень услуг можно получить бесплатно, если представить документы, подтверждающие ваше право на их получение. А что делать, если человек действительно нуждается в помощи (пенсионер, инвалид), но у него есть дети, которые хотя по закону и обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях, но живут далеко или социально неблагополучные и такую помощь оказывать не могут или не хотят? А сами нуждающиеся не могут оплачивать определенный перечень услуг?

    Выход есть и в этом случае. Для получения необходимой помощи следует обратиться в управление труда и социальной защиты населения по месту жительства. Помощь будет оказываться теми лицами, кто может ее предоставлять и также обратились в данное управление. За их услуги им выплачивается денежная компенсация от государства.

    Платные социальные услуги в Украине

    Некоторые социальные услуги в Украине предлагаются платно. Их предоставляют государственные учреждения и организации, целью которых не является получение дохода. Да, они платные, но их стоимость на порядок ниже, благодаря чему многие могут ими воспользоваться. Единого прейскуранта на них нет, каждое учреждение может устанавливать свою цену. В перечень платных услуг входят:


    • Пошив одежды и обуви.
    • Некоторые транспортные услуги.
    • Койко-места в учреждениях, предоставляющих социальные услуги.
    • Ведение домашнего хозяйства.
    • Стирка белья и одежды.
    • Сельхозработы.
    • Парикмахерские услуги.
    • Услуги специалистов-дефектологов.
    • Образовательные услуги.

    Это далеко неполный перечень социальных платных услуг. По конкретному вопросу можно обратиться в управление социальной защиты и получить подробную консультацию.

    Помните, что вряд ли кто-то придет к вам домой и предложит свою помощь. Если вы действительно в чем-то нуждаетесь, то обращайтесь за помощью – дверь открывают тому, кто стучится. В Украине много хороших людей, и помощь вы обязательно получите.



    Анна Пешкова


    Анна Пешкова

    Раньше за уход за 80-летними можно было получить компенсацию. Правда, она была совсем смехотворной - 4 гривны и 80 копеек. Ставка делалась на то, что за престарелыми захотят ухаживать в обмен на стаж. Больше года назад эту помощь отменили из-за несостоятельности выплаты, и с тех пор тем, кто ухаживает за престарелыми пенсионерами, не светят автоматические отчисления к будущей пенсии.

    В конце июля правительство приняло постановление, согласно которому одинокие пенсионеры старше 80 лет получат 685 гривен ежемесячного пособия. Экспертное сообщество восприняло это как новость о повышении объема компенсации. Но в правительстве говорят, что это не старая компенсация, а новая, специально созданная доплата. Ее экс-премьер Алексей Гончарук обещал еще во время презентации бюджета на текущий год.

    Более того, пенсионеры могут на старте получить на руки даже больше 685 гривен. В постановлении указано, что оно начинает работать "задним числом", 1 января 2020 года. Министр соцполитики Марина Лазебная подчеркнула, что будет учитываться период, который уже прошел.

    Пенсионеры обращаются за предоставлением выплаты в собесы, однако им пока отказывают. В чем причина заминок, и как теперь будут начислять помощь на уход?

    Выплата не для всех

    Правительство внесло изменения в порядок начисления помощи по уходу, который раньше включал уход по инвалидности или для малообеспеченных пенсионеров. Согласно решению правительства, одиноким 80-летним украинцам будут начислять 40% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

    Это гораздо больше, чем для других категорий. В порядке, в который вносятся изменения, людям с инвалидностью II группы выделяют лишь 25% от прожиточного минимума, а для IIІ группы - и вовсе только 15%. С чем связано такое распределение - неясно. Адвокат Ростислав Кравец считает, что сумма взята "с потолка" и абсолютно логически не обоснована.

    Можно предположить, что законодатели отталкивались от компенсации профессиональной деятельности по уходу. Если пересчитать выделяемую сумму на 20 гривен в час, денег хватит на то, чтобы оплачивать 1 час специалиста в день. Впрочем, удастся ли найти желающих работать за такие деньги на практике - отдельный вопрос.

    Кроме того, эти выплаты учтут в общем семейном доходе, как это недавно сделали с субсидиями. Поднимая один показатель в формуле выплат, законодатель отменяет другой. Так что, если оформить эту доплату, выплату для малообеспеченной семьи пенсионеры рискуют уже и не получить. Как вариант, можно оформить вместо новой выплаты уже существующую надбавку за уход, которая не учитывается в общем доходе. Но стоит ли 50 гривен в месяц бумажной волокиты?

    Сейчас эти 685 гривен будут суммироваться с 500 гривнами доплат пенсионерам - их до конца карантина никто не отменял. То есть одинокие пенсионеры будут получать в общей сложности минимум 2 897 гривен. Надбавка получается неплохая. Но с учетом того, что фактический прожиточный минимум в Украине составляет более 4 тысяч гривен, даже этой суммы мало.

    Отдельный вопрос - почему выплата "светит" только 80-летним. Ведь нельзя сказать, что одинокие 75-летние защищены лучше. Вероятно, это попытка правительства сэкономить. Рассчитывать на новую выплату сможет совсем небольшое количество пенсионеров, учитывая, что средний возраст жизни украинца - 72 года. Экс-глава Офиса президента Андрей Богдан говорил, что 80-летних в Украине – всего полтора миллиона.

    Руководитель управления социального страхования и пенсионного обеспечения Федерации профсоюзов Владимир Максимчук считает, что выплачивать надбавки стоило исходя не из возраста пенсионеров, а из их стажа. Так как 65-летний, который официально проработал 40 лет, не сможет рассчитывать на выплату, которую получит менее трудолюбивый 80-летний с таким же стажем. По его словам, это будет провоцировать социальную несправедливость и недовольство.

    Помимо того, что 80-летних в Украине немного, тех из них, кто подпадает под критерий одиночества, еще меньше. Для получения помощи нужна целая кипа бумаг: заявление, справка о составе семьи, вывод врачебно-консультативной комиссии о проблемах со здоровьем. Получить ее заключение не так уж и легко. Это не только рискованно с точки зрения коррупции, но и просто физически сложно для пожилых людей.

    Впрочем, что гадать на кофейной гуще? В расчете количества тех, кто почувствует на себе позитивные изменения, можно пойти и от обратного. На новые надбавки правительство в 2020 году предусмотрело дополнительные 806 миллионов гривен. Получается, ежемесячно выплату смогут получать максимум 97 800 человек. Это меньше 1% (!) от всех пенсионеров Украины (их, по данным на начало года, в стране 11,3 миллиона). Вот такая "прорывная" соцпомощь.

    До свидания, родственнички

    К одиноким, согласно текущему порядку выплат, относятся граждане, не имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать. Ранее же, когда устанавливалась компенсация по уходу за 80-летними, одиночество определялось тем, что пенсионер просто проживает один.

    Получается полный разворот от идей экс-министра соцполитики Андрея Ревы, который считал, что помощь по уходу за пожилым человеком должны предоставлять родственники и предлагал платить за работу им, а не соцработникам. Правда, денежная выплата была столь мизерная, что в основном эти выплаты оформляли как раз ради стажа, чтобы можно было рассчитывать на пенсию.

    Теперь же трудоспособные дети, мужья, братья и сестры, которые готовы уйти с работы, чтобы следить за своими родителями, не получат ни денег, ни стажа. Для них, начиная с 2019 года, ничего не меняется. Родственники могут разве что рассчитывать на соцработника, если предоставят объективные причины, по которым не могут следить за своими родителями. А если причины покажутся соцслужбе не слишком весомыми, не будет и этого.

    Отчасти, в отмене нормы со стажем есть резон, так как некоторые предприимчивые украинцы оформляли специально ради стажа, и, фактически не оказывая услуг, работали "в тени". Да и уровень ухода со стороны родственника все равно хуже, чем со стороны соцработника. К примеру, человек, который ухаживает за своей не ходячей матерью, может сорвать спину. А специалист знает, что есть скользящие простыни для перемещения больных, которые можно купить или взять напрокат. Медсестры знают, как правильно усаживать, поворачивать пожилых людей, чтобы не травмировать их, предотвратить появление пролежней, безопасно кормить, - если нужно, через специальный зонд, как оказать помощь с гигиеническими процедурами, чтобы человек сохранил достоинство даже в такой ситуации.

    Но, скорее всего, правительство ушло от этой практики не только из справедливости, а и потому, что это крайне выгодно. Ежегодно увеличивается требование по количеству отработанных лет для выхода на пенсию (сейчас его нужно 27 лет, а в конце реформы понадобится 35). Чем дальше, тем больше украинцам будет не хватать стажа для выплаты. Дополнительной опции в виде ухода за престарелым не будет, а покупать месяц стажа за 2 тысячи гривен - слишком дорого. Значит, больше людей будет получать наименьшую из возможных видов помощи - минимальную пенсию.

    Никакие преимущества от ухода за пенсионерам не получат и посторонние украинцы. Они вообще не будут подавать документы для такой помощи. В порядке начисления доплат речь идет только о данных о самом пенсионере.

    Впрочем, есть надежда на то, что хотя бы сами пенсионеры откусят кусок пирога побольше. В постановлении идет речь о том, что правила вступают в силу "задним" числом - с 1 января. Значит ли это, что получат 4 800 гривен за все прошлые 7 месяцев?

    5 тысяч гривен "задним числом"

    Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Экономический эксперт Олег Пендзин говорит, что норма вступает в силу с момента подписания закона, а значит, на дополнительные суммы рассчитывать не стоит. А вот адвокат Ростислав Кравец подчеркивает: пересчет будет, раз это указано в постановлении. Судя по заявлениям Минсоцполитики, Кравец прав. Но вряд ли начисления будут одномоментными. Здесь все зависит от правительства и от того, найдутся ли деньги в бюджете.

    Секвестр здорово порезал социальные выплаты. Почти месяц назад Кабмину уже пришлось увеличить бюджет Пенсионного фонда из-за коронавирусного секвестра почти на 33 миллиарда гривен из-за различных доплат. Согласно украинскому Бюджетному кодексу, все нормативные акты и законы, которые предусматривают выплату различных надбавок, пособий, корректируются с нормами, заложенными в госбюджете на год. Ситуация та же, что и с выплатами для чернобыльцев, УБДшников. Пендзин уточняет, что выплату при желании можно вообще отменить.

    "Это была, как мы помним, инициатива президента. И это далеко не все "прорывные" социальные нормы, которые нас ждут. Зеленский хочет, чтобы в следующем году надбавки получат пенсионеры "75+". Лазебная также много говорила об индексации пенсий, которая в 2021 году пройдет не в мае, а в марте, как положено. А еще планируют поднять минимальную пенсию в соответствии с минимальной зарплатой, пропорционально. Проблема в том, что у нас высокий дефицит Пенсионного фонда. Во всех своих выступлениях министр соцполитики говорит, что выплаты будут внедрены, если это поддержит Минфином. Мол, мы-то хотим, но злые дяди из министерства могут вставить нам палки в колеса", - говорит Пендзин.

    Дополнительные права для Кабмина решать, начислять или нет такую помощь, дал закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (законопроект №2494). Сам по себе, несмотря на благие цели, он был спорный и второе чтение прошел только со второго раза.

    С другой стороны, власти уже сэкономили на выплатах пенсий около 60 миллиардов гривен, когда перенесли индексацию с марта на май. Даже если пенсионерам выплатят все 8 220 миллиардов гривен за год, все равно экономия будет существенной. К слову, чиновники по любопытному совпадению заявили о надбавке для 80-летних как раз тогда, когда перенеслась индексация - возможно, в попытке сгладить негативный шлейф.

    "Новой выплатой власть якобы хочет крыть те лишения, которые были до того. Но на практике это лишь несколько процентов от тех сумм, которые были сэкономлены раньше", - соглашается Ростислав Кравец.

    Как можно будет распорядиться деньгами

    Ростислав Кравец утверждает, что помощь можно будет потратить на свое усмотрение. Здесь все как с монетизацией проезда и услуг ЖКХ, когда человек получает возмещение за льготу, которой не пользуется. Но, судя по тому, как на данный момент выписан порядок по предоставлению помощи на уход, если вы выбираете деньги, рассчитывать на бесплатного соцработника от государства не сможете. Получается, берете либо деньгами, либо услугами.

    За уточнением этого и других аспектов мы обратились в собесы по всей Украине. Звонки в управления защиты труда по всей стране заканчиваются тем, что только в городе Дубно знают о новшествах от Кабмина. Хотя мы выждали неделю после принятия постановления, чтобы представители управления ознакомились с нормой. Специалисты говорят: детально проконсультировать не могут, так как ждут принятия специального порядка назначения и выплаты соцпомощи. Однако ждать, видимо, придется долго, ведь речь идет об изменениях в уже существующий порядок.

    Учитывая реалии украинского общества, скорее всего пенсионеры будут отказываться от услуг и попытаются самостоятельно выполнить всю работу по дому, чтобы позволить себе приобрести еду или лекарства. Предположить, что на эти деньги они будут нанимать сиделок, сложно: для этого выплата по уходу должна быть хотя бы в 10 раз больше. Наверное, не стоит уточнять, что начисление такого "дополнительного приятного бонуса" может быть опасно. Ведь не зря же выплата называется "на уход".

    Украинским законодательством установлено несколько вариантов социальной пенсии, которые различаются основаниями для ее начисления:

    • по состоянию здоровья: инвалидам с детства, детям-инвалидам, инвалидам всех групп, без единого дня трудового стажа;
    • по потере кормильца: несовершеннолетним лицам и студентам дневного отделения ВУЗа до достижения 23-летнего возраста, которые остались без одного/обоих родителей;
    • по старости: женщинам и мужчинам, которые не имеют достаточно трудового стажа или пенсионных баллов для оформления страховой пенсии (при неофициальном трудоустройстве или по иным причинам).

    Основные понятия

    Минимальный страховой стаж в 15 лет (до пенсионной реформы было всего 5 лет) дает в Украине право каждому человеку рассчитывать на пенсию по возрасту.

    При 35 годах стажа для мужчин и 30 годах для женщин пенсия не может быть меньше, чем минимальная пенсия, то есть минимальный прожиточный уровень для нетрудоспособных лиц.

    Важно! Если же у мужчины стаж меньше, чем 35 лет, а у женщины — 30 лет, то пенсия может быть и ниже минимальной — пропорционально имеющемуся стажу.

    Закон Украины «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам» предусматривает выплату таким людям социальной помощи или, как ее еще называют, социальной пенсии.


    Социальная пенсия — это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж. Целью данного пенсионного обеспечения является материальная помощь лицам, у которых нет иных источников доходов.

    Выделяют следующие виды пенсий:

    • по старости;
    • по инвалидности;
    • по потере кормильца.


    Следует также отметить, что все указанные виды выплат назначаются на разный срок. Так пенсионное обеспечение по старости устанавливается до конца жизни.

    Пенсия у инвалидов устанавливается на срок, в течении которого лицо признано инвалидом, хотя возможны случаи бессрочного установления выплаты. Материальные перечисления по случаю потери кормильца устанавливается до достижения ребенком совершеннолетия (или до достижения 23 лет при очном обучении в образовательных учреждениях).

    Получите совет юриста за 15 минут!

    Есть вопрос к юристу?

    Кто имеет право

    Согласно указанному Закону и Постановлению КМУ от 02.04.2005 г. № 261 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам и государственной социальной помощи на уход», право на государственную социальную помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам (далее — социальная помощь) имеют лица, которые отвечают следующим условиям:

    • лица, достигшие возраста 63 лет и, которые не имеют права на пенсию в соответствии с законодательством или признаны инвалидами в установленном порядке;
    • не получают пенсию или социальные выплаты, назначаемые для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на производстве, в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», и помощь, которая назначается в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»;
    • являются малообеспеченными лицами (кроме инвалидов I группы);
    • являются инвалидами I группы, среднемесячный совокупный доход которых за последние шесть календарных месяцев или два квартала, предшествующих месяцу обращения за назначением пособия, не превышает 115 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;

    • государственная социальная помощь на уход.

    Лица, которые получают пенсию по инвалидности или государственную социальную помощь инвалидам с детства (или имеют право на их назначение), по желанию, вместо указанных выплат, могут получать социальную помощь.


    Размер

    Сумма государственной помощи лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим права на пенсионные выплаты, составляет разницу между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% ПМ для нетрудоспособных граждан

    Перерасчет размера денежных выплат производится каждые полгода с учетом изменений имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода получателя пособия.


    Обращаться в УТиСЗН для изменения суммы ранее назначенного временного пособия из-за утверждения нового размера прожиточного минимума нет необходимости. Сотрудники собеса самостоятельно проведут перерасчет с месяца установления новых государственных соцстандартов.

    А вот уведомить управление соцзащиты населения об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на размер или порядок получения пособия, необходимо не позднее чем через 10 дней с момента произошедших перемен.

    Порядок назначения

    Для назначения социальной помощи необходимо обратиться в органы труда и социальной защиты по месту проживания и предоставить следующие документы:

    • заявление;
    • паспорт;
    • трудовую книжку;
    • справку о присвоении ИНН;
    • декларацию о доходах и имуществе за последние полгода;
    • копию решения об установлении опеки (в случае признания лица недееспособным);
    • копию удостоверения беженца или временного вида на жительство;
    • справку о составе семьи, выданную уполномоченным органом по месту жительства, в том числе органом местного самоуправления.

    Заявление о назначении социальной пенсии должно быть рассмотрено не позднее 10 дней со дня его поступления со всеми необходимыми документами. Социальная помощь назначается со дня обращения за помощью. Документом, подтверждающим факт назначения помощи, является удостоверение, которое выдается органом, который эту помощь назначил.

    В случае если обращение за социальной помощью состоялось не позднее трех месяцев со дня достижения возраста, необходимого для назначения помощи, пособие назначается со дня достижения этого возраста, или со дня признания МСЭК обратившегося лица инвалидом.

    Получите совет юриста за 15 минут!

    Есть вопрос к юристу?

    Временная помощь

    В соответствии с частью первой статьи 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» гражданин Украины приобретает право на пенсию по достижении 60-летнего возраста и при наличии страхового стажа не менее 15 лет до 31 декабря 2017 года. Начиная с 1 января 2018 года, страховой стаж, необходимый для приобретения права на пенсию, будет постоянно увеличиваться и до 1 января 2028 года достигнет 35 лет.

    Украинцу, который достиг пенсионного возраста, но не имеет права на пенсию в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, может выплачиваться временное пособие. На сегодняшний день существует механизм выплаты такого пособия в период с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 года.

    Для назначения пособия нужно подать органу социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства или месту фактического проживания следующие документы:

    • заявление;
    • документ, удостоверяющий личность;
    • информацию об адресе зарегистрированного места жительства (адрес места фактического проживания)
    • документ о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов;
    • справку об имеющемся страховом стаже, выданную органами Пенсионного фонда Украины;
    • декларацию о доходах и имущественном состоянии (заполняется на основании справок о доходах каждого члена семьи) за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением пособий;
    • копию решения о назначении опекуна (для лица, признанного недееспособным).

    Информация о составе семьи лица, обратившегося за назначением пособий, отмечается в декларации о доходах и имущественном состоянии.

    Временная помощь не назначается в случае, если:

    • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев превышает 100 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
    • лицо получает пенсию или государственную социальную помощь, которая назначается в соответствии с Законами Украины “О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам” или “О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью”;
    • лицо или члены его семьи в течение 12 месяцев перед обращением за предоставлением временной помощи осуществили покупку земельного участка, квартиры (дома), автомобиля, другого транспортного средства (механизма), строительных материалов, других товаров долгосрочного потребления или оплатили услуги (единоразово) по строительству , ремонту квартиры (дома) или автомобиля, другого транспортного средства (механизма), телефонной (в том числе мобильной) связи, кроме жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и медицинских услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности, на сумму, которая на дату покупки (оплаты) превышает 50 тыс. гривен;
    • лицо работает, ведет другую деятельность, связанную с получением дохода;
    • по результатам выборочного обследования материально-бытовых условий семьи обнаружено, что лицо имеет дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача внаем или в аренду жилого помещения (дома) или его части, один или несколько членов семьи работают без оформления трудовых отношений в установленном порядке; возможность получения дохода от содержания скота, птицы, других животных, доход от народных промыслов, использования имеющейся сельскохозяйственной техники, грузовых машин, микроавтобусов и т.п.);
    • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. метр на одного члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля, другого транспортного средства.

    При наличии обстоятельств, перечисленных в четвертом – шестом пункте, временная помощь может быть назначена органом социальной защиты населения на основании решений образованных ими комиссий, если в составе семьи есть человек с инвалидностью.

    Кому не положено

    В соответствии с законодательством Украины не все пенсионеры, которым не хватает трудового стажа для оформления пенсии, имеют право на получение временной финансовой помощи от государства. Так, в соответствии с п. 12 Постановления Кабмина № 1098 «Про Порядок назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату» от 27декабря 2017 года, соцпособие пенсионерам не назначается в случае, если:

    • лицо получает пенсию (в т.ч. социальную), работает или ведет другую деятельность, связанную с получением дохода
    • кто-либо из членов семьи в течение года перед обращением за временной помощью осуществил покупку (оплату услуг) на сумму свыше 50 тыс. гривен
    • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие полгода превышает 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц
    • в результате выборочной проверки выявлены дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача в аренду жилого помещения (дома), заработок членов семьи не трудоустроенных и т.п.)
    • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. м на 1 члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля (другого ТС, механизма)

    Однако, как и с оформлением субсидии, временная финансовая помощь пенсионерам, не имеющим достаточного пенсионного стажа, может назначаться вопреки некоторым вышеуказанным ограничениям по заключению комиссии, если в составе семьи есть человек с инвалидностью. Решение принимается после обследования материально-бытовых условий лица, обратившегося за назначением такой помощи.

    Обжаловать решение соцзащиты можно в органе исполнительной власти высшего уровня или в суде.

    Выплату временной денежной помощи также могут отменить:

    • если были скрыты сведения или намеренно предоставлены недостоверные данные о доходах и имущественном состоянии – с месяца, следующего за тем, в котором обнаружены указанные факты;
    • в случае трудоустройства или занятия предпринимательской деятельностью – с месяца оформления на работу или регистрации предпринимателем;
    • при выезде на постоянное место жительства за границу – с первого числа месяца, следующего за месяцем выезда;
    • в связи со смертью получателя помощи – с месяца, следующего за тем, в котором человек умер;
    • по факту оформления пенсии – с даты ее назначения.


    В Украине будут по-новому заботиться о стариках. Сегодня Кабмин планирует рассмотреть законопроект о внесении о социальной защите людей пожилого возраста.

    По сравнению с действующим законодательством, изменений много. Во-первых, уточнят сам термин "пожилые лица", которые сейчас фигурирует в законах.

    Если проект примут, в Украине будет сразу несколько категорий украинцев в возрасте:

    • лица предпенсионного возраста, которым осталось два года до пенсии.
    • лица пожилого возраста (с 60 лет, без привязки к пенсионному возрасту, как сейчас)
    • лица старческого возраста (от 75 до 90 лет)
    • долгожители (старше 90 лет)

    Для разных категорий прописаны разные льготы.

    Для лиц предпенсионного возраста преференций, собственно, не так много. Прописано их право на поиск работы через службу занятости, а также переквалификацию.

    Кроме того, в случае потери работы такие украинцы могут зарегистрироваться на бирже и получать помощь. Но указано, что она будет выплачиваться "вместо пенсии". Тогда как действующая формулировка - до момента наступления пенсионного возраста и получения пенсии по возрасту.

    То есть, непонятно, будут ли такие выплаты временными, пока человек не достигнет пенсионного возраста, или же постоянными. Ведь последнем случае людям могут попросту урезать содержание, так как социальная помощь далеко не всегда дотягивает до размера пенсии по возрасту.

    Для лиц пожилого, старческого возраста и долгожителей предусмотрены следующие льготы:

    - социальные услуги, в том числе, за счет привлечения негосударственных организаций (им будут компенсировать затраты из бюджета)

    - для ветеранов труда — бесплатные рецептурные препараты, которые назначит врач

    - для этой же категории граждан — освобождение от коммуналки (в пределах норм потребления, утвержденных Кабмином) и абонплаты за стационарные телефон. Последние две льготы есть и сейчас, их только по другому сформулировали.

    - для ветеранов труда — право на бесплатный капремонт квартиры или дома. Эта норма - тоже действующая. Но в новом проекте есть нюанс. Сейчас такой ремонт проводится в соответствии с Положением о системе обслуживания, ремонта и реконструкции жилых домов, но, если законопроект примут, порядок проведения таких бесплатных ремонтов еще должен прописать Кабмин. То есть, пока неясно, что в нем будет. А так как в Украине требуют капремонта десятки если не сотни тысяч многоэтажек и частных домов, не исключено, что чиновники творчески откорректируют нормы его проведения, тем более, бесплатно.

    - право на помощника, который будет представлять интересы пожилого человека, в том числе, имущественные. Эта льгота распространяется только на лиц, требующих стороннего присмотра

    - покупка товаров и продуктов питания по сниженным ценам на ярмарках, в выездных магазинах и пр. Но такие программы - на усмотрение местных властей и с учетом "финансовых возможностей местных бюджетов". То есть, будут ли они работать на практике - не факт.

    - право на "кнопку безопасности". Это специальной устройство, с помощью которого человек может оперативно вызвать подмогу (в частности, "Скорую помощь"). Такие "кнопки" будут выдаваться по необходимости, но обязательно при утрате двигательной активности, тяжелых болезнях и др. По расчетам Минсоцполитики, на "кнопки безопасности" и бюджета дополнительно понадобится 20 млн гривен (по 800 гривен за штуку) и еще 45 млн в год - на техническую поддержу приборов.

    - компенсации на покупку памперсов и пеленок лежачим старикам. На памперсы Минсоцполитики запросило 365 млн гривен, на пеленки - 182,5 млн.

    - льготные цены на билеты в кинотеатры, театры, выставочные залы и музеи. Все затраты, опять-таки, — на местных бюджетах. По их решению могут быть определены отдельные дни для бесплатного посещения музеев.

    Но есть льготы, которые действуют сейчас, но могут быть отменены в случае принятия проекта.

    Во-первых, предлагается убрать из действующего законодательства пункт о первоочередном праве ветеранов труда на ссуды под застройку или на покупку жилья, дачного участка и пр.

    Во-вторых, ветеранов труда хотят лишить права на первоочередное получение "местных строительных материалов на строительство или капремонт жилья".

    То есть, самые затратные для бюджета статьи предлагается отменить.

    Стоит отметить, что и сейчас эти нормы работают через раз. Но так они законодательно прописаны, старики могут требовать их выполнения. И лишатся такого права с принятием нового законопроекта.

    Зато пожилым украинцам обещают содействие в продлении активного образа жизни. Местные власти обяжут создавать специальные программы для туризма, отдыха и творчества наших стариков.

    Читайте также: