Социальный статус пенсионер студент

ВОПРОС:

Какие льготы имеют люди предпенсионного возраста? Нужно ли этот статус как-то подтверждать? Если нужно, то где? Как воспользоваться положенными льготами? В каких законодательных актах освещены эти вопросы?

ОТВЕТ:

Нет единого законодательного документа, в котором были бы прописаны все льготы и гарантии.

На основании принятого Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, были внесены соответствующие изменения в гражданский, налоговый, трудовой, семейный кодексы.

Профильные ведомства выпустили письма и информацию, например:

  • письмо Минтруда РФ от 18.12.2018 № 21-2/10/П-9349 «Рекомендации об определении критерия с целью отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста в целях предоставления им льгот и мер социальной поддержки с 1 января 2019 года»,
  • информация на сайте ПФР «Что нужно знать об изменениях в пенсионной системе».

Были разработаны различные программы (например, специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года вкупе с «Планом мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года»).

Разберемся подробнее, кто является на сегодняшний день предпенсионером и на какие льготы и гарантии он может рассчитывать.

Кто является предпенсионером

К предпенсионерам отнесены граждане, у которых до получения страховой пенсии по старости, в том числе имеющие право на выход на пенсию досрочно, осталось 5 или менее лет.

В 2020 году общеустановленный пенсионный возраст составляет 62 года для мужчин и 57 лет для женщин. В приложении к письму Минтруда РФ от 18.12.2018 № 21-2/10/П-9349 приведена подробная таблица с возрастом предпенсионеров на каждый год переходного периода.

Таким образом, право на большинство предпенсионных льгот возникает у женщин начиная с 51-го года и у мужчин с 56 лет. С 2020 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

У работников тяжелых и опасных профессий и других, позволяющих досрочно выходить на пенсию, при назначении пенсии учитываются одновременно выработка спецстажа и достижение определенного возраста. Для них предпенсионный возраст также возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию. При этом должно соблюдаться условие по выработке льготного стажа или подтверждаться факт работы по соответствующей специальности.

Есть работники (например, врачи, учителя), у которых право на пенсию возникает при выработке спецстажа, а не с определенных лет. У них одновременно с приобретением стажа наступает и предпенсионный возраст.

У тех граждан, у которых не поменялся пенсионный возраст с 2019 года, тоже есть теперь право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. К ним относятся, например, многодетные матери.

Льготы и гарантии для предпенсионеров

Для предпенсионера сохранили льготы, которые ранее предоставлялись пенсионерам, например, проезд на транспорте.

В Москве данная льгота реализована таким образом:

Москвичам, достигшим возраста 55 (женщинам) или 60 (мужчинам) лет обеспечивается бесплатный проезд:

  • на наземном общественном транспорте;
  • метро (кроме такси);
  • на Малом кольце Московской железной дороги (МЦК);
  • вне МЦК на ж/д транспорте общего пользования в пригородном сообщении;
  • на наземном транспорте Московской области по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам.

В отношении налоговых льгот нужно отметить:

  • льготы по земельному налогу . База обложения налогом земельных участков уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка. Участок, по которому уменьшается база, выбирается налогоплательщиком, в чьей собственности, пользовании или владении он находится. Такая льгота установлена пп. 9 п. 5, 6.1 ст. 391 НК РФ.
  • льготы по налогу на имущество . От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются предпенсионеры в отношении одного объекта каждого вида по их выбору. Такая льгота может быть предоставлена только в том случае, если освобождаемое от налога имущество не используется в предпринимательской деятельности (пп. 10.1 п. 1, п. 2, 3 ст. 407 НК РФ).

Но в отношении налоговых льгот следует учесть, что они являются исключением, на которое не распространяется правило 5 лет. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста.

Увеличились гарантии безработным.

Так, увеличен период выплаты пособия по безработице признанным безработными граждан предпенсионного возраста (пп. 1, 2 ст. 34.2 закона № 1032-1, ч. 1 ст. 11 закона № 350-ФЗ):

  • если они уволены в течение года, предшествующего началу безработицы, — не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев;
  • если они имеют страховой стаж не менее 25 или 20 лет (соответственно для мужчин и женщин) либо такой стаж и необходимый стаж на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости, — 12 месяцев плюс 2 недели за каждый год работы сверх указанного страхового стажа, но не более 24 месяцев, в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

Сохранены права по наследованию и алиментам.

Имеются в виду правила о наследовании нетрудоспособными лицами, например, их право на обязательную долю в наследстве.

С начала 2019 года эти правила применяются также к женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет. Установил такие гарантии Закон от 25.12.2018 № 495-ФЗ, внесший изменения в часть 3 Гражданского кодекса РФ в отношении прав наследования.

Также достигшим прежнего пенсионного возраста гражданам предоставлено право на алименты как нетрудоспособным совершеннолетним лицам, нуждающимся в помощи, или достигшим пенсионного возраста и нуждающимся в помощи бывшим супругам. Такие дополнения внесены в п. 8 ст. 169 Семейного кодекса РФ.

С 2019 года для предпенсионеров введены новые льготы:

  • ежегодная диспансеризация. У работодателей появилась обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы. Такое положение предусмотрено ч. 2 ст. 185.1 ТК РФ.
  • дополнительные гарантии трудовой занятости. За отказ в приеме на работу граждан предпенсионного возраста по причине возраста или увольнение таких работников работодатель может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Так, если работодатель вынудил работника в связи с предпенсионным возрастом подать заявление об увольнении по собственному желанию и уволил его на данном основании, работодателю грозит уголовная ответственность (В УК РФ была введена новая статья 144.1)
  • возможность получить новую специальность или пройти курс дополнительного профобразования. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2018 № 3025-р была утверждена специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года.
    Согласно этой программе для граждан предпенсионного возраста организуется дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение.

Такое образование предоставляется бесплатно — в целях содействия занятости граждан. Для того чтобы получить новые навыки и знания, можно самостоятельно обратиться в органы службы занятости населения. На такое обучение может направить и работодатель.

Существуют также некоторые другие льготы федерального или региональнго уровня, которые предоставляются гражданам предпенсионного возраста, имеющим звание «Ветеран труда» или «Ветеран военной службы».

Так, могут быть предоставлены льготы по уплате жилищно-коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт, изготовлению и ремонту зубных протезов, компенсации услуг телефонной связи, ежемесячные городские компенсации, бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение и проезд до места лечения и обратно.

Узнать о перечне предоставляемых льгот и гарантий в отношении конкретного гражданина рекомендуем в территориальных органах социального обеспечения.

Досуг студентов

Студенческая жизнь - это не только учебный процесс. От того, насколько ярким содержательным будет период пребывания студентов в ВУЗе, во многом зависит вся последующая профессиональная и общественная жизнь выпускников.

Молодежь действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально-демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи. Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируется ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т. д. Однако это внешняя сторона, характерная не для всей молодежи в целом.

Одним из ведущих факторов творческого развития молодежи, реализации способностей, расширения диапазона интересов является досуг. В рамках досугового времени молодые

люди восстанавливают свои психические, интеллектуальные и физиологические возможности. Досуг может, как стать стимулом для развития личности, так и превратиться в силу, калечащую сознание и поведение человека, ограничивающую духовный мир, что может привести молодого человека к пьянству, наркомании и другим формам асоциального поведения.

Культура досуга – это прежде всего внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.

Объект исследования – опрос в соц. сети

Предмет исследования-Использование свободного времени студентами

Цели исследования:

1. Оценить объем свободного времени у студентов 13 ЗИО-1 и 13ЗИО-2.

2. Выяснить хватает ли свободного времени студентам.

3. Узнать, каким образом, где, с кем студенты проводят свой досуг.

4. Определить, как сказывается нехватка свободного времени на здоровье.

Задачи исследования:

1. Разработать программу исследования.

2. Сконструировать анкету.

3. Провести анкетный опрос.

4. Обработать информацию.

5. Сделать выводы

Анкета

1.Укажите ваш возраст:

а) от 11 до 14 лет

б) от 14 до 16 лет

в) от 16 до 18 лет

г) от 18 лет до 23 лет

2.Укажите ваш социальный статус:

Где вы проводите свой досуг?

в) в ночных клубах

д) занятия спортом

Что вы любите читать?

д) Классическую литературу

Какую музыку вы предпочитаете слушать?

а) Популярную современную музыку

г) Альтернативную музыку

Любите ли вы играть в компьютерные игры?

7. Где Вы обычно отдыхаете в каникулы или отпуск?______________________________________________________________

Каким телепередачам Вы предпочитаете смотреть?

в) Развлекательные шоу

д) Художественные фильмы

е) Политические диспуты

Результаты анкетирования

Возраст Количество респондентов
от 11 до 14 лет
от 14 до 16 лет
от 16 до 18 лет
от 18 лет до 23 лет


Рис 1. Диаграмма «Возраст респондентов».

По данным таблицы видно, что набольшее число респондентов вошли в возрастную группу от 11 до 14 лет, 18 человек из 73 вошли в возрастную группу от 14 до 16 лет. Наименьшее количество респондентов – это люди, вошедшие в возрастную группу от 18 до 23 лет.

Таким образом, целевая группа – это молодежь в возрасте от 11 до 23 лет.

Социальный статус респондентов

Социальный статус Количество респондентов
учащийся
работающий
безработный


Рис 2. Диаграмма «Социальный статус респондентов».

Из 73 респондентов, участвующих в анкетировании 77% являются учащимися каких-либо учебных заведений (Школ, ВУЗов, Колледжей, Лицеев, Институтов, Училищ и т. д.). А 23 % респондентов являются работающими (14%) и безработными (9%). Таким образом, наибольшее количество респондентов - учащиеся.

Неприязненное отношение к пожилым закрепляется на последующих этапах развития общества вследствие противоречивости общественного бытия. Усиление классовых антагонизмов привели к тому, что наряду с формированием общечеловеческой гуманистической тенденции признания общественной ценности старых людей возникает второй, резко отрицательный взгляд на старость.

Разработанные Всемирной Ассамблеей ООН по старению документы содержат ряд общегуманистических рекомендаций в области улучшения здоровья и положения пожилых. В них предусматривается необходимость обеспечить справедливое распределение как благ, так прав и обязанностей среди всех возрастных групп общества, создать всем пожилым широкие возможности и условия для проявления и развития их физических, духовных и культурных потребностей. Документы ООН о проведении международного года пожилых людей (1999 год). - М.:1998.

Социальный статус пожилого человека

Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условно объединить их в несколько групп - это проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом, необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере медико-социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным. Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек «выпадает» из трудового коллектива, больше времени проводит дома. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

Главным признаком, объединяющим людей в группу пенсионеров, является не возрастной, а сугубо социальный признак - получение пенсии, как основного и постоянного источника средств существования.

Социальный статус пенсионеров по старости связан прежде всего с природой получаемой ими пенсии, которая трактуется специалистами по-разному.

К материально-финансовым проблемам этой категории населения России, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, зачастую, находится ниже уровня бедности. Индексация пенсий только в последние годы стала проводиться, относительно регулярно, однако её коэффициент пока отстает от уровня инфляции. Финансово-экономический кризис 17 августа 1998 г. существенно ухудшил материальное положение пенсионеров, доведя многих из них до полной нищеты. За последнее время государство несколько раз проиндексировало пенсии.

Однако, несмотря на все сложности, можно говорить, что сегодня руководству страны удаётся принимать меры, способствующие постепенному повышению доходов пенсионеров.

Другой социальной проблемой пожилых людей, решение которой во многом способствовало бы повышению их благосостояния, является проблема трудовой занятости этой категории населения. Как уже говорилось выше, далеко не все из них к пенсионному возрасту теряют трудоспособность. Многие по состоянию здоровья еще долгие годы могут заниматься производственным трудом, а значит иметь ещё один источник доходов. Однако, сегодня определенное количество пенсионеров работает лишь в бюджетной сфере (педагоги, врачи, работники культуры и т.д.). Это связано с тем, что, с одной стороны, финансирование их заработной платы производится не за счёт средств предприятий, а из бюджетов разного уровня. С другой стороны, невысокая заработная плата в бюджетной сфере способствует возникновению вакансий, которые занимают пенсионеры. Те же люди, которые работали в различных формах акционерных предприятий (заводы, фабрики, НИИ и т.д.) по достижении пенсионного возраста, практически сразу увольняются в связи с уходом на пенсию.

Старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его диапазона адаптационных возможностей. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности, которая понимается, как «…полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью». Престарелому человеку и его семье нужна помощь и поддержка - психологическая, медицинская, социальная. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется в частности тем, насколько широка сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в решении их медико-социальных проблем.

Одно считают, что пенсия по старости - определенное вознаграждение за предшествующий труд, признание заслуг перед обществом, оплата заслуженного отдыха. Другие - пенсия по старости является компенсацией заработка утраченного при наступлении нетрудоспособности, вызванной старостью.

Многие пенсионеры по старости сохраняют частичную или даже полную трудоспособность, но тем не менее, пенсия им выплачивается, как и тем, которые вследствие наступления старости оказались полностью нетрудоспособными.

Часть людей пенсионного возраста продолжают работать. Их социальный статус определяется участием в общественном производстве и основным источником средств существования для них является оплата за труд.

Говорить о пенсионерах по старости, как об однородной в целом возрастной группе, не совсем верно, среди пенсионеров имеются едва вступившие в пенсионный возраст, престарелые и долгожители.

Период, после выхода на пенсию, длительный, он составляет в среднем примерно 16 лет у мужчин и 24 года у женщин. Изменения в это время жизни, причем не только биологические, но и социальные, и психологические, происходят значительно быстрее, чем в среднем возрасте. Существенно разделение пенсионеров и по полу: пенсионный возраст у женщин на пять лет ниже, а средняя продолжительность предстоящей, после выхода на пенсию жизни в полтора раза больше, чем у мужчин.

Имеются большие колебания и в уровне материального обеспечения, как между неработающими пенсионерами и занятыми в общественном производстве, так и между отдельными группами самих неработающих пенсионеров. Главным фактором, обуславливающим последние различия является величина заработной платы и доходов, получаемых работником до выхода на пенсию. Не вызывает сомнения, что практические мероприятия, касающиеся населения пенсионного возраста не могут опираться на представления о некоемом среднем пенсионере, пенсионере вообще.

Пенсионеры по старости, представляют собой, ту часть населения, которая представляет повышенные требования к системам социального обеспечения, обслуживания и здравоохранения и в очень большой степени зависит от них.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  • когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Социальная роль состоит:

  • из ролевого ожидания (экспектации) и
  • исполнения этой роли (игры).
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого.

Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

  • фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
  • функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
  • общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
  • поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
  • обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
  • устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;
  • совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
  • социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
  • существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
  • система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
  • открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
  • представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
  • предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
  • набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.
Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.)

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными.

Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.

Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.


Это нужно, чтобы начать пользоваться положенными по закону льготами и преференциями.

Напомним, понятие "предпенсионер" появилось после вступления в силу закона о поэтапном увеличении пенсионного возраста. Предпенсионный возраст наступает за 5 лет до выхода на заслуженный отдых. В этом году с учетом переходного периода женщины считаются предпенсионерами с 51 года жизни, а мужчины - с 56-го года. То есть женщины 1968 года рождения и старше и мужчины с 1963 года. В этом и следующем году на пенсию выходят женщины, рожденные в 1964 году и мужчины 1959 года рождения, им пенсионный возраст увеличен на полгода.

Два отгула и запрет на увольнение



Для предпенсионеров, напомнили в ПФР, сохраняются меры соцподдержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов.

Среди новых льгот, которые появились с этого года, - право на два оплачиваемых дня для прохождения диспансеризации, получение пособия по безработице в повышенном размере, прохождение переобучения и повышения квалификации по направлению службы занятости. Также введена ответственность работодателей за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста.

Врачи и водители тоже в списках

В ПФР также обращают внимание, что предпенсионный возраст наступает и для работников, занятых на опасных и вредных производствах и досрочно выходящих на пенсию по 1 и 2 спискам. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникают за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа либо продолжение работы по соответствующей специальности.



Например, водители общественного транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 лет для женщин и 20 лет для мужчин) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что женщины-водители считаются предпенсионерами начиная с 45 лет, а мужчины-водители начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке спецстажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в определенный месяц 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, сразу же будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет. При определении статуса предпенсионера в таких случаях учитывается, например, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии, - им может быть необходимое число детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и прочее.

Как убедиться в статусе предпенсионера?

Убедиться в присвоении статуса предпенсионера можно несколькими способами. Как пояснили "Российской газете - Неделя" в ПФР, это можно сделать через личный кабинет на сайте фонда, заказав необходимую справку в разделе "Пенсии". Но для этого нужна подтвержденная учетная запись на портале госуслуг, а если ее нет, придется обратиться лично в территориальное отделение ПФР по месту жительства или в МФЦ "Мои документы".



Справка может очень выручить при устройстве на работу или в случае конфликтной ситуации на службе. Но каждый раз подтверждать свое право на льготы путем предоставления справки в различные инстанции не нужно. Так, чтобы воспользоваться льготами по налогам, достаточно подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя. Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Читайте также: