Соглашение между грузией и россией о пенсионном обеспечении

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.



Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

- Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf.



При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

- Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

от 16 мая 1997 года

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ГРУЗИИ О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ

Правительство Российской Федерации и Правительство Грузии, именуемые в дальнейшем Сторонами,

желая развивать сотрудничество и исходя из равенства прав граждан Российской Федерации и граждан Грузии в области пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:

"граждане" - лица, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации или Грузии и на которых распространяется пенсионное законодательство этих государств;

"члены семьи" - лица, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации или Грузии;

"место постоянного жительства" - место постоянного или преимущественного проживания граждан, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством Российской Федерации или Грузии;

"трудовой (страховой) стаж" - продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение;

"компетентные органы" - органы, на которые возложено осуществление пенсионного обеспечения;

"полномочные органы" - для Российской Федерации - Министерство труда и социального развития Российской Федерации, для Грузии - Министерство социальной защиты, труда и занятости Грузии.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Российской Федерации или Грузии, кроме пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 9 настоящего Соглашения.

Одна Сторона предоставляет на территории своего государства гражданам, переехавшим (приехавшим) из государства другой Стороны на постоянное место жительства, такие же права в области пенсионного обеспечения, как и своим гражданам.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения в соответствии с настоящим Соглашением, несет предоставляющее такое обеспечение государство.

Взаимные расчеты не производятся.

1. Назначение пенсий гражданам Российской Федерации и Грузии производится компетентными органами по месту их постоянного жительства.

2. Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г.

3. Для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.

Для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились.

В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

1. При переселении пенсионера с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства.

2. По новому месту жительства пенсия назначается пенсионеру с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца регистрации (прописки) по новому месту жительства или получения вида на жительство.

В случае когда законодательством государства по новому месту жительства пенсионера не предусмотрено назначение пенсии по указанному основанию, выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, до возникновения права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством государства, куда пенсионер переехал. Перевод пенсионных сумм обеспечивается в порядке, определяемом специальным соглашением.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории государств Сторон (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г., принимаются без легализации.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Грузии, регулируется специальными соглашениями.

Компетентные органы Сторон сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между полномочными органами Сторон.

Вопросы, не урегулированные полномочными органами Сторон, являются предметом переговоров между Сторонами.

Полномочные органы Сторон информируют друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, его изменениях, а также принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.

Настоящее Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.

1. Настоящее Соглашение заключается сроком на три года и будет автоматически продлеваться каждый раз на такой же срок.

2. Каждая из Сторон вправе прекратить действие настоящего Соглашения, письменно уведомив об этом другую Сторону не менее чем за шесть месяцев до завершения текущего календарного года, причем срок действия настоящего Соглашения прекращается с истечением указанного года.

3. Право граждан на пенсионное обеспечение, возникшее в соответствии с настоящим Соглашением, не теряет своей силы в случае прекращения его действия.

Совершено в Москве 16 мая 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и грузинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Судебная практика и законодательство — "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения" (заключено в г. Москве 16.05.1997)

Статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.95, статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.97 и статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.99 допускается возможность продолжения выплаты пенсии соответственно Республикой Молдова, Грузией, Литовской Республикой переселяющимся пенсионерам до приобретения ими права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (вступило в силу 28 июня 2002 года);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 года).

Сообщаем, что в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имели минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились.








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.





Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительства в Россию из государств – республик бывшего СССР

Законодательные акты, регулирующие условия и нормы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Россию из республик бывшего СССР

Федеральные законы Российской Федерации:

от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

Документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории России:

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ:

Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в трудовой (страховой) стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения от 29 июня 1999 г., принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Периоды работы, включаемые в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав на 01.01.2002г.

В общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - республиках бывшего СССР до 1 января 2002 года.

При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.

Заработок для оценки пенсионных прав на 01.01.2002г.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР и осуществлявшим до 1 января 2002 года на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае если в государствах - участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса на 01.01.2002г.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации, после переселения.

Для граждан, которые после переселения на территорию Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в Российской Федерации.

При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории Российской Федерации.

В этом случае во внимание следует принимать сведения о заработке по аналогичной должности или о среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за декабрь 2001 года в размере 1671 руб., утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль).

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам - участникам Соглашения от 29.06.1999 учитывается заработок в рублях (СССР или РФ) в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ.

Лицам, которые после переселения на территорию РФ не работали, расчетный размер трудовой пенсии может определяться с учетом среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденной Правительством (1671 руб.), которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период (1671 руб.).

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.





Адреса и контакты oбщественных приемных

г. Ульяновск, ул. Гоголя, д.34а (Заволжский р-н)
тел.: 55-80-70
время приема: понедельник, четверг с 10.00 до 12.00, пятница с 15.00 до 17.00

Ульяновская обл., г.Димитровград, ул. Мелекесская, д.34
тел.: 8 (84235) 7-44-48
время приема: вторник, четверг с 9.00 до 12.00

Разъяснение Пенсионного Фонда РФ о назначении пенсии иностранным гражданам, установившим в суде факт постоянного проживания на территории России.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ПФР)
Государственное учреждение

Исполнительная дирекция
Шаболовка ул.. 4, ГСП -1, Москва. 119991 телетайп; 207050 PFR RU. факс 9598353
ОГРН 1027700220624 ИНН/КПП 7706016118/770601001

На №361-05/1278 от 18.05.2005 Уполномоченному по правам человека в Калужской области

пл. Старый Торг, 2
г. Калуга, 248600

О пенсионном обеспечении Дитрих Т.П.

В связи с вступлением в силу 01.01.2002 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон от 15.12.2001) и Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 17.12.2001) основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и трудовую пенсию устанавливаются соответственно названными федеральными законами.

При этом статья 3 Закона от 15.12.2001 и статья 3 Закона от 17.12.2001 предоставляют иностранным гражданам одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения только в случае их постоянного проживания в Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Пенсионное обеспечение граждан государств – участников СНГ, к числу которых относится Россия и Узбекистан, (Казахстан тоже в СНГ/Fedor)регулируется международными соглашениями - Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 (далее - Соглашение от 13.03.1992) и соглашениями о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключаемыми между правительствами государств - участников СНГ.

Соглашение от 13.03.92 предусматривает общий порядок пенсионного обеспечения граждан государств - участников названного Соглашения, согласно которому назначение пенсий указанным лицам и членам их семей производится по месту их жительства и осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством иностранным гражданам, в том числе прибывающим на жительство в Российскую Федерацию из государств-участников СНГ, пенсии устанавливаются при подтверждении указанными гражданами постоянного проживания на территории России.

Вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с названным Федеральным законом постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство, т.е. документ, выданный в подтверждение права указанных граждан на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Находящийся в Российской Федерации на ином законном основании иностранный гражданин считается временно пребывающим (проживающим), и, следовательно, правовых оснований для назначения и выплаты ему пенсии по нормам российского законодательства не имеется. Согласно абзацу первому пункта 16 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19п и зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 31.05.2002, регистрационный № 3488 (далее - Перечень от 27.02.2002), вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации, предъявляется в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Законность возложения на иностранных граждан обязанности по предъявлению вида на жительство при установлении им пенсии (как документа, подтверждающего постоянное проживание на территории Российской Федерации) проверялась в Верховном Суде Российской Федерации. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2003 №КАСОЗ-407 признано соответствующим законодательству Российской Федерации данное требование и отмечено, что «получение вида на жительство (т.е. приобретение статуса постоянно проживающего на территории России) как условие для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу закона» . .


Граждане стран СНГ, прибывшие на постоянное место жительства в РФ, имеют право на пенсионное обеспечение в РФ. При этом выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством РФ. Механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в РФ из стран СНГ, подробно прописан в соответствующих международных договорах.

Международные договоры

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины)

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.

Документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории России

паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве

паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории России на 06.02.1992г.

вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на трудовую пенсию по старости

Гражданам, прибывшим из государств - участников СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва , в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.

Соглашение от 16.05.97

между Правительством Российской Федерации и Грузии Правительством

«О гарантиях прав граждан в области обеспечения пенсионного»

(Москва, 16 мая 1997 г.)

Правительство Федерации Российской и Правительство Грузии, именуемые в дальнейшем желая,

Сторонами развивать сотрудничество и исходя из равенства граждан прав Российской Федерации и граждан Грузии в пенсионного области обеспечения,

согласились о нижеследующем:

используемые, Понятия в настоящем Соглашении, означают следующее:

"лица" - граждане, которые постоянно проживают на территории Федерации Российской или Грузии и на которых распространяется законодательство пенсионное этих государств;

"члены семьи" - имеющие, лица право на пенсию по случаю потери соответствии в кормильца с пенсионным законодательством Российской Федерации Грузии или;

"место постоянного жительства" - место или постоянного преимущественного проживания граждан, определяемое признаваемое или в качестве такового законодательством Российской или Федерации Грузии;

"трудовой (страховой) стаж" - трудовой продолжительность и иной общественно полезной деятельности, признается которая в качестве таковой законодательством Российской или Федерации Грузии и во время осуществления которой страховые уплачиваются взносы на пенсионное обеспечение;

"компетентные органы" - органы, на которые возложено осуществление пенсионного полномочные;

"обеспечения органы"- для Российской Федерации - труда Министерство и социального развития Российской Федерации, Грузии для - Министерство социальной защиты, труда и Грузии занятости.

Пенсионное обеспечение граждан Федерации Российской и Грузии, а также членов их семей законодательству по осуществляется государства Стороны, на территории которого имеют они место постоянного жительства.

Соглашение Настоящее распространяется на все виды государственного обеспечения пенсионного граждан, которые установлены или установлены будут законодательством Российской Федерации или кроме, Грузии пенсионного обеспечения лиц, указанных в настоящего 9 статье Соглашения.

Одна Сторона территории на предоставляет своего государства гражданам, переехавшим (государства) из приехавшим другой Стороны на постоянное место такие, жительства же права в области пенсионного обеспечения, своим и как гражданам.

Все расходы, осуществлением с связанные пенсионного обеспечения в соответствии с настоящим несет, Соглашением предоставляющее такое обеспечение государство.

расчеты Взаимные не производятся.

1. Назначение пенсий Российской гражданам Федерации и Грузии производится компетентными месту по органами их постоянного жительства.

2. Для определения пенсию на права, включая пенсию на льготных основаниях и за лет выслугу, учитывается трудовой (страховой) стаж, соответствии в приобретенный с законодательством Российской Федерации и Грузии (в числе том до вступления в силу настоящего Соглашения), а территории на также бывшего СССР по 31 декабря 1991 г.

3. граждан Для государства одной Стороны, переселившихся на государства территорию другой Стороны и работавших после размер, переселения пенсии исчисляется исходя из заработка (получаемого), дохода после переселения.

Для граждан одной государства Стороны, которые, переселившись на территорию другой государства Стороны, не работали или не имеют стажа минимального работы, требуемого для исчисления платы заработной при назначении пенсии в соответствии с государства законодательством Стороны, куда они переселились, пенсии размер исчисляется исходя из среднемесячного заработка соответствующей работника профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную дня до деятельность назначения пенсии государством той территорию, на Стороны которого они переселились.

В случае определения невозможности среднемесячного заработка в указанном порядке пенсии размер исчисляется исходя из среднемесячного заработка, времени ко сложившегося назначения пенсии на территории того куда, государства переселился гражданин.

1. При пенсионера переселении с территории государства одной Стороны на государства территорию другой Стороны выплата пенсии по месту прежнему жительства прекращается, если такие же для основания назначения пенсии предусмотрены законодательством новому по государства месту жительства.

2. По новому месту пенсия жительства назначается пенсионеру с месяца, следующего за прекращения месяцем выплаты пенсии по прежнему месту более, но не жительства чем за шесть месяцев до месяца прописки (регистрации) по новому месту жительства или вида получения на жительство.

В случае когда законодательством новому по государства месту жительства пенсионера не предусмотрено пенсии назначение по указанному основанию, выплата пенсии государством продолжается, откуда выехал пенсионер, до возникновения пенсионное на права обеспечение в соответствии с законодательством государства, пенсионер куда переехал. Перевод пенсионных сумм порядке в обеспечивается, определяемом специальным соглашением.

для Необходимые пенсионного обеспечения документы, выданные в порядке установленном на территории государств Сторон (в том вступления до числе в силу настоящего Соглашения), а также на бывшего территории СССР по 31 декабря 1991 г., принимаются легализации без.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и ним к приравненных лиц, являющихся гражданами Российской Грузии и Федерации, регулируется специальными соглашениями.

органы Компетентные Сторон сотрудничают друг с другом в определяемом, порядке по соглашению между полномочными органами Вопросы.

Сторон, не урегулированные полномочными органами Сторон, предметом являются переговоров между Сторонами.

органы Полномочные Сторон информируют друг друга о государствах в их действующем пенсионном законодательстве, его изменениях, а принимают также меры к установлению обстоятельств, необходимых определения для права на пенсию и ее размера.

Соглашение Настоящее подлежит ратификации и вступает в силу с обмена даты ратификационными грамотами.

1. Настоящее заключается Соглашение сроком на три года и будет продлеваться автоматически каждый раз на такой же срок.

2. Сторон из Каждая вправе прекратить действие настоящего письменно, Соглашения уведомив об этом другую Сторону не чем менее за шесть месяцев до завершения текущего года календарного, причем срок действия настоящего прекращается Соглашения с истечением указанного года.

3. Право пенсионное на граждан обеспечение, возникшее в соответствии с настоящим теряет, не Соглашением своей силы в случае прекращения действия его.

Совершено в Москве 16 мая 1997 двух в года экземплярах, каждый на русском и грузинском причем, языках оба текста имеют одинаковую Правительство.

За силу Российской За Правительство Грузии

подпись Федерация ратифицировала настоящее Соглашение законом Федеральным от 08.10.00 N 128-ФЗ

Читайте также: