Соглашение о пенсионном обеспечении между беларусью и украиной

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года

Зарегистрировано в НРПА РБ 8 июня 2005 г. N 3/1787

Вступило в силу 11 февраля 1997 года.

Правительство Республики Беларусь и Правительство Украины, именуемые в дальнейшем Договаривающиеся Стороны,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

стремясь урегулировать вопросы пенсионного обеспечения граждан,

желая развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения нижеуказанные термины означают следующее:

"законодательство" - законы, постановления, положения и иные нормативные акты в области пенсионного обеспечения;

для Республики Беларусь - Министерство социальной защиты Республики Беларусь;

для Украины - Министерство социальной защиты населения Украины;

"компетентное учреждение" - учреждение или орган, на которые возложено осуществление пенсионного обеспечения;

"трудовой (страховой) стаж" - продолжительность трудовой и иной деятельности или уплаты страховых взносов, определяемые или признаваемые в качестве таковых законодательством Договаривающихся Сторон;

"граждане" - граждане Республики Беларусь и граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории любой из Договаривающихся Сторон и на которых распространяется законодательство этих Сторон в области пенсионного обеспечения;

"постоянное проживание" - место постоянного жительства гражданина, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством Договаривающихся Сторон.

Статья 2

Настоящее Соглашение регулирует вопросы государственного пенсионного обеспечения граждан, постоянно проживавших на территории одной Договаривающейся Стороны и переехавших на постоянное проживание на территорию другой Договаривающейся Стороны, и охватывает нижеперечисленные виды государственных пенсий:

пенсии по возрасту;

пенсии по инвалидности;

пенсии за выслугу лет;

пенсии по случаю потери кормильца.

Статья 3

Пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности и членов их семей регулируется отдельными соглашениями.

Статья 4

Договаривающиеся Стороны предоставляют постоянно проживающим на своей территории гражданам другой Договаривающейся Стороны равные со своими гражданами права в области пенсионного обеспечения.

Раздел II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Статья 5

Пенсионное обеспечение граждан Договаривающихся Сторон и членов их семей осуществляется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они постоянно проживают, если настоящим Соглашением не установлено иное.

Статья 6

При назначении пенсий учитывается трудовой (страховой) стаж, в том числе дающий право для назначения пенсий на льготных условиях и за выслугу лет, приобретенный по законодательству любой из Договаривающихся Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории СССР до 1 января 1992 года. При этом исчисление трудового (страхового) стажа производится по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

Статья 7

Гражданам, проживавшим на территории одной Договаривающейся Стороны и работавшим после переселения на территории другой Договаривающейся Стороны, пенсия исчисляется из заработка (дохода), который они получали на территории Договаривающейся Стороны переселения, если ими приобретен минимально требуемый трудовой (страховой) стаж для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны переселения.

Гражданам, у которых отсутствует минимально требуемый трудовой (страховой) стаж для исчисления заработной платы при назначении пенсии, размер пенсии определяется из среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации в Договаривающейся Стороне переселения, аналогичной его последней профессии и квалификации на территории Договаривающейся Стороны прежнего постоянного проживания ко времени назначения пенсии.

Статья 8

При переселении пенсионера с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплата пенсии прекращается (кроме случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи и статьей 9 настоящего Соглашения) в порядке, предусмотренном законодательством соответствующих Договаривающихся Сторон.

Компетентное учреждение Договаривающейся Стороны переселения назначает пенсионеру, получившему разрешение на постоянное проживание, пенсию с месяца, до которого произведена выплата пенсии компетентным учреждением Договаривающейся Стороны прежнего постоянного проживания, но не более чем за шесть месяцев до месяца обращения за пенсией.

При переселении пенсионера, которому на территории одной Договаривающейся Стороны была назначена пенсия по основаниям, не предусмотренным законодательством другой Договаривающейся Стороны, выплата пенсии производится компетентным учреждением Договаривающейся Стороны, назначившим ее, до возникновения права на пенсию (в том числе пенсию другого вида) в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны переселения.

Статья 9

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья назначаются и выплачиваются компетентным учреждением Договаривающейся Стороны, законодательство которой применялось к работнику в момент получения увечья.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие профессионального заболевания назначаются и выплачиваются компетентным учреждением Договаривающейся Стороны, законодательство которой применялось к работнику в период осуществления трудовой деятельности, способной вызвать профессиональное заболевание, независимо от того, на территории какой из Договаривающихся Сторон впервые было выявлено это заболевание.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие профессионального заболевания, вызванного трудовой деятельностью, протекавшей в период, когда к работнику применялось законодательство любой из Договаривающихся Сторон, назначаются и выплачиваются компетентным учреждением Договаривающейся Стороны, на территории которой в последний раз выполнялась указанная работа.

Статья 10

Выплата пенсии осуществляется компетентными учреждениями за счет средств Договаривающейся Стороны, на территории которой пенсионер постоянно проживает. Взаимные расчеты между Договаривающимися Сторонами не производятся.

Выплата пенсии в соответствии с частью третьей статьи 8 и статьей 9 настоящего Соглашения осуществляется за счет средств Договаривающейся Стороны, выплачивающей пенсию. Платежи пенсии осуществляются в валюте Договаривающейся Стороны, выплачивающей пенсию. Выплата пенсии пенсионеру производится в валюте Договаривающейся Стороны его постоянного проживания.

Порядок платежей и выплат пенсий определяется специальным соглашением между компетентными учреждениями Договаривающихся Сторон, финансирующими выплату пенсий.

Раздел III. СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ

Статья 11

Компетентные органы Договаривающихся Сторон на безвозмездной основе оказывают друг другу правовую помощь в реализации настоящего Соглашения, предоставляют необходимую информацию о действующем законодательстве и его изменениях, об обстоятельствах, имеющих значение для назначения пенсий, а также принимают необходимые меры для установления этих обстоятельств.

Статья 12

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.

Раздел IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13

Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится путем оформления Договаривающимися Сторонами соответствующих протоколов, которые являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Порядок вступления в силу протоколов определяется положениями статьи 15 настоящего Соглашения.

Статья 14

Вопросы и разногласия, возникающие между Договаривающимися Сторонами по поводу толкования или применения положений настоящего Соглашения, решаются путем переговоров между компетентными органами Договаривающихся Сторон с оформлением соответствующих протоколов.

Статья 15

Настоящее Соглашение подлежит ратификации в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон и вступает в силу со дня обмена ратификационными грамотами.

Статья 16

Каждая Договаривающаяся Сторона вправе денонсировать настоящее Соглашение, письменно уведомив об этом другую Договаривающуюся Сторону. Действие настоящего Соглашения прекращается со дня, указанного в уведомлении, но не ранее истечения шести месяцев со дня, следующего за днем получения уведомления.

Права граждан, возникшие согласно положениям настоящего Соглашения, не теряют своей силы в случае его денонсации.

Совершено в Киеве 14 декабря 1995 года в двух экземплярах, каждый на белорусском, украинском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае разночтения по текстам настоящего Соглашения используется текст на русском языке.

За Правительство Республики Беларусь М.ЧИГИРЬ

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

  • Поиск документов
  • Описание базы данных
  • Помощь
  • Оплатить доступ
  • Вопросы и ответы
  • Контакты
  • О законодательстве стран СНГ

Дата обновления БД:

05.12.2020

29 / 182

Всего документов в БД:

104445

  • Соглашение об использовании сайта
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Лицензионное соглашение
  • Описание тарифных планов
  • Все документы базы данных

Соглашение между Пенсионным фондом Украины и Фондом социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь о взаимном переводе и выплате пенсий

от 12 июня 1997 года

В соответствии с частью третьей статьи 10 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 г. (далее - Соглашение) Пенсионный фонд Украины и Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь (далее - Стороны) договорились о таком:

Статья 1

В соответствии с частью третьей статьи 8 Соглашения в случае переселения пенсионера с территории одного государства на территорию другого, где при имеющихся в наличии условиях пенсия законодательством не предусмотрена, ее продолжает выплачивать государство, откуда переселился пенсионер, до того времени, пока он не будет иметь права на пенсию в соответствии с законодательством государства, на территорию которого переселился.

Перевод пенсий осуществляется обеими Сторонами.

Статья 2

В соответствии со статьей 9 Соглашения пенсии по инвалидности и в случае потери кормильца вследствие трудового увечья назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государства, на территории которого было получено трудовое увечье, за счет средств соответствующей Стороны.

Пенсии по инвалидности и в случае потери кормильца вследствие профессионального заболевания назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством, которое распространялось на работников в период осуществления трудовой деятельности, которая привела к этому заболеванию, независимо от того, на территории какого государства это заболевание было впервые обнаружено, за счет средств соответствующей Стороны.

Перевод пенсий осуществляется обеими Сторонами.

Статья 3

Перевод пенсий, осуществляется только при условии переселения пенсионера с территории одного государства на территорию другого для постоянного проживания.

Статья 4

Перевод пенсий осуществляется Сторонами на счета обслуживающих банков в долларах США по курсу валют, который устанавливается соответственно Национальным банком Украины и Национальным банком Республики Беларусь на день осуществления операции.

Выплата пенсий проводится в национальной валюте государства, на территории которой постоянно проживает получателя пенсии.

Статья 5

Выплата помощи на погребение и недополученной в связи со смертью пенсионера суммы пенсии проводится за счет средств Стороны, которая финансировала выплату пенсии.

Статья 6

Перевод пенсий осуществляется раз в квартал не позже 10 числа третьего месяца квартала, за который проводится выплата.

Статья 7

Перевод пенсий осуществляется начиная с месяца, до которого пенсия выплачивалась по предыдущему месту проживания, но не больше чем за шесть месяцев с того месяца, в котором гражданин обратился за пенсией.

Порядок перевода пенсий

Статья 8

Перевод и выплата пенсии осуществляются на основании заявления пенсионера.

Заявление о переводе пенсии пенсионер может подать по выбору:

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.

В настоящее время Республикой Беларусь заключены следующие договоры (соглашения) в области пенсионного обеспечения:

  • Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12 сентября 1995 года;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 года;
  • Соглашение между Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством социальной защиты населения Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 3 июня 1998 года;
  • Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 4 февраля 1999 года;
  • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года;
  • Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 года;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года;
  • Договор между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о пенсионном обеспечении от 14 марта 2018 года;
  • Договор между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой о социальном обеспечении от 07 декабря 2018 года.
  • Договор между Республикой Беларусь и Республикой Молдова о социальном обеспечении от 23.10.2019

Согласно двусторонним соглашениям с Украиной, Молдовой и Таджикистаном пенсионное обеспечение граждан этих государств осуществляется по «территориальному принципу» т.е. по законодательству государства, на территории которого они проживают. В случае переселения пенсионера на территорию указанных государств выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается и назначается по новому месту жительства в соответствии с законодательством государства нового места жительства. Если пенсионер получал пенсию по прежнему месту жительства, не предусмотренную законодательством государства переселения, то выплата пенсии ему производится компетентными органами того государства, которое назначило и выплачивало пенсию до выезда (т.е. производится экспорт пенсии). И в том, и в другом случаях за назначением (экспортом) пенсии следует обращаться в компетентные органы по новому месту жительства.

Такой же принцип назначения и выплаты пенсий действует и в отношениях с другими странами СНГ на основании Соглашения, подписанного в 1992 году.

В двусторонних договорах (соглашениях) Республики Беларусь с Литовской Республикой, Российской Федерацией, Латвийской Республикой, Азербайджанской Республикой, Чешской Республикой, Эстонской Республикой и Республикой Молдова в части пенсионного обеспечения заложен принцип «пропорциональности», согласно которому каждое государство назначает и выплачивает пенсию или ее часть за стаж работы на его территории, а в случае переселения пенсионера с территории одного государства на территорию другого пенсию продолжает выплачивать государство, ее назначившее, т.е. осуществляется экспорт пенсии.

Если международным договором (соглашением) предусмотрен экспорт пенсий, последний осуществляется Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и за счет средств государственного социального страхования. Никакие расходы, связанные с экспортом пенсии, получатель пенсии не несёт.

В случае переселения пенсионера с территории Республики Беларусь на территорию государства, с которым нет договора (соглашения) о пенсионном обеспечении, выплата пенсии производится территориальным органом по труду, занятости и социальной защите в соответствии со статьей 92 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» - за шесть месяцев вперед перед отъездом за границу.

Читайте также: