Солидарная система пенсионного страхования в украине


Ты уже знаешь, что дефицит Пенсионного фонда достиг рекордной в истории Украины отметки?

Ты знаешь, что большинство пенсионеров получают пенсии ниже прожиточного минимума?

А знаешь, что уже через несколько месяцев в Украине введут накопительную пенсионную систему?


Какая система действует сейчас?

В Украине действует солидарная система пенсионного обеспечения.
Работающие украинцы платят налог в Пенсионный фонд — единый социальный взнос.
За счет этих средств обеспечивают нынешних пенсионеров.
Всего на пенсии тратят 257 миллиардов гривен, 145 миллиардов из них — дефицит.
Эту «дыру» уже ничем перекрыть невозможно.

Солидарная система основана на принципах солидарности и субсидирования.
В реформированной солидарной системе размер пенсий зависит от размера заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы, и от страхового стажа. С 1 января 2011 года пенсионный стаж рассчитывается только по стажу социального страхования. Трудовой стаж не учитывается.

Что ожидает участников нынешней солидарной системы, которым исполниться 35 лет и более на момент введения второго уровня системы пенсионного обеспечения?

Остается только «Солидарная система» социального страхования.

  • начисление 100% соц. пенсии при стаже социального страхования (не трудового стажа) у женщин – 30 лет, у мужчин – 35 лет.
  • начисление 50% соц. пенсии при стаже социального страхования минимум 15 лет.
  • соц. пенсия не начисляется, если нет 15 лет минимального стажа социального страхования.

Повышение пенсионного возраста: у женщин – до 60 лет, у мужчин-госслужащих – до 62 лет.

Увеличение выслуги лет для госслужащих с 20 до 25 лет.

СОЛИДАРНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА – несовершенная система старого образца:

  • она не гарантирует должного достатка в старости;
  • не заложена прибыль ПФ;
  • большинство пенсионеров вынуждены работать при выходе на пенсию.

Откуда украинцы будут получать пенсии?

— Солидарная система (действует сейчас). Из этих средств начисляются пенсии.

— Накопительная система (планируют запустить). Часть взноса будет накапливаться на индивидуальном пенсионном счету.

— Накопительная добровольная система (негосударственные пенсионные фонды, накопительное страхование жизни).

Что будет после реформы?


Пенсионная реформа запустит накопительную систему.
Украинцам придется платить еще один налог. Эти средства будут аккумулироваться на персональном счету.

Современных пенсионеров реформа не коснется, однако всем украинцам младше 35 лет придется в 2017 дополнительно платить 2%, а в 2022 — 7%. Украинцы старше 35, но младше 55 лет могут добровольно присоединиться к накопительной системе и выплачивать взносы.

Что ожидает людей, которым не исполнилось 35 лет на момент введения системы второго уровня?

  • Для них перестает существовать «Солидарная система», т.е. понятия «пенсионный и страховой стаж».
  • От 2% до 7% от взносов в ПФУ перечисляются на личные счета.
  • Личный счет будет доступен только по достижению пенсионного возраста.
  • Если нет официальной работы, или работодатель не платит за Вас в ПФУ, то на личном счете накопиться 0 грн.

Личный накопительный счет может быть открыт в одном из трех финансовых учреждений – СК, НПФ или уполномоченном банке.

При этом выгоды страховой компании перевешивают. Одним из главных плюсов личного накопительного счета, открытого в СК, является гарантированная Законом минимальная прибыльность в 4% (точнее до 4, но по факту имеем полноценные 4) на вложенный капитал – НПФ и банки прибыли не гарантируют.

В случае смерти клиента СК, деньги с его личного счета (при некоторых обстоятельствах даже в удвоенном или утроенном размере) будут переданы людям, указанным им при оформлении накопительного пенсионного договора в качестве выгодоприобретателей по договору, то есть накопления не пропадут.

Итак, накопительный личный счет – это ключевая составляющая системы обязательного государственного пенсионного страхования, единственная возможность поддержки государством каждого гражданина Украины в личном накоплении финансовых средств на безбедную старость.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ: ДОБРОВОЛЬНОЕ НАКОПИТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ.

Система общеобязательного государственного пенсионного обеспечения не способна обеспечить высокий уровень пенсии при низких размерах обязательных пенсионных отчислений и неблагоприятных демографических условиях.

Участие в негосударственном пенсионном обеспечении позволяет создать дополнительный к обязательному государственному пенсионному обеспечению источник пенсионных выплат и обеспечить более высокий уровень жизни при достижении пенсионного возраста.

Узнай в чем суть и преимущества накопительного страхования жизни, прочитав статью
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ. ЗАЧЕМ СТРАХОВАТЬ ЖИЗНЬ?

Пенсия – это ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, которую получает застрахованное лицо в случае достижения им пенсионного возраста или признания его инвалидом или получают члены его семьи. Законодательство выделяет пенсии: а) по возрасту; б) по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства); в) в связи с потерей кормильца. Лицу, имеющему одновременно право на различные виды пенсии, назначается одна из них по его выбору.
Пенсионером является лицо, получающее пенсию, или члены его семьи, получающие пенсию в случае смерти этого лица в случаях, предусмотренных законодательством.

Пенсия по возрасту – это разновидность пенсионной выплаты в солидарной системе, является регулярным (ежемесячным) денежным обеспечением лиц, которые в соответствии с действующим законодательством достигли пенсионного возраста и имеют необходимый страховой стаж. Этот вид пенсии является способом осуществления лицом конституционного права на материальное обеспечение при достижении им определенного законодательством пенсионного возраста.

Базовыми признаками, элементами юридического состава этого вида пенсионных правоотношений является пенсионный возраст и страховой стаж.
К 1 октября 2011 в Украине пенсионный возраст составлял 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. 1 октября 2011 вступил в силу Закон Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» от 8 июля 2011, которым внесены изменения в двадцати двух законов, которые в той или иной степени регулируют пенсионные отношения в нашем государстве. Были внесены, в том числе и изменения в ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которой определяется пенсионный возраст. За ними как мужчины, так и женщины имеют право на назначение пенсии по возрасту по достижении 60 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет. До достижения этого возраста право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 рождения и старше после достижения ими такого возраста: 55 лет – родившиеся до 30 сентября 1956 включительно; 55 лет 6 месяцев – родившиеся с 1 октября 1956 по 31 марта 1957 г. .; 56 лет – родившиеся с 1 апреля 1957 по 30 сентября 1957 г. .; 56 лет 6 месяцев – родившиеся с 1 октября 1957 по 31 марта 1958 г. .; 57 лет – родившиеся с 1 апреля 1958 по 30 сентября 1958 г. .; 57 лет 6 месяцев – родившиеся с 1 октября 1958 по 31 марта 1959 г. .; 58 лет – родившиеся с 1 апреля 1959 по 30 сентября 1959 г. .; 58 лет 6 месяцев – родившиеся с 1 октября 1959 по 31 марта 1960 г. .; 59 лет – родившиеся с 1 апреля 1960 по 30 сентября 1960 г. .; 59 лет 6 месяцев – родившиеся с 1 октября 1960 по 31 марта 1961 г. .; 60 лет – родившиеся с 1 апреля 1961 по 31 декабря 1961
Согласно ст. 27 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» размер пенсии по возрасту рассчитывается по формуле:

где: П – размер пенсии (в грн.) Зп – заработная плата (доход) застрахованного лица, с которой исчисляется пенсия (в грн.) Кс – коэффициент страхового стажа застрахованного лица.
Коэффициент страхового стажа – это величина, определяемая в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» для исчисления страхового стажа при определении размера пенсии в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Он определяется с округлением до пяти знаков после запятой по формуле:

где: См – сумма месяцев страхового стажа; Вс – величина оценки одного года страхового стажа (в процентах). За период участия только в солидарной системе величина оценки одного года страхового стажа равняется 1,35%, а за период участия в солидарной и накопительной системах пенсионного страхования – 1,08%.

Для лица, принимавшего участие в обоих названных системах, определяется один коэффициент страхового стажа как сумма коэффициента страхового стажа за период участия только в солидарной системе и коэффициента страхового стажа, определенного за период участия в солидарной и накопительной системах.

Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность. Однако действие этой нормы не распространяется на уже назначенные пенсии.
Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом. В случае выплаты застрахованному лицу пожизненной пенсии минимальный размер пенсии по возрасту в солидарной системе уменьшается на ее размер. За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1% размера пенсии, но не более чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту.

Пенсионное обеспечение по возрасту является главным видом пенсионного обеспечения в солидарной системе, под которое подпадает подавляющее большинство населения Украины.
Лицу, которое приобрело право на пенсию по возрасту, но по достижении пенсионного возраста изъявили желание работать и получать пенсию с более позднего возраста, пенсия по возрасту назначается с учетом страхового стажа на день обращения за назначением пенсии с повышением ее размера: а) на 0, 5% – за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок до 60 месяцев; б) на 0,75% – за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок более 60 месяцев. При этом за неполный месяц страхового стажа размер пенсии не повышается. Женщинам, которые родились до 31 декабря 1961, после выхода на пенсию размер пенсии повышается на 2,5% за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста.

Украина особенно нуждалась в пенсионной реформе хотя бы потому что размер ее ежемесячных пенсионных выплат является одним из самых низких в Европе. Учитывая, что за последнее время размер заработной платы в Украине вырос практически вдвое, пенсии населения скатились за черту среднего прожиточного минимума. Правительство к 2024 году рассчитывает вывести Пенсионный Фонд из дефицита, в котором он в настоящее время находится.
Слабым звеном в ныне существующей в стране пенсионной системе можно смело назвать широкую теневую занятость. И также неумолимо растущий показатель соотношения уровня пенсионеров к работающему населению. В этом Украина догоняет Европу.

Пенсионная система в Украине

В настоящее время на Украине действует солидарная система, предусматривающая несколько видов пенсий:

  1. Пенсии по возрасту. Начисляется при минимальном стаже равном 15 годам трудовой деятельности. А также в трудовом стаже: для женщин 30 лет, для мужчин 35 лет. В формулу расчета такого вида пенсии входят: зависимость средней ЗП работника к средней ЗП по Украине и коэффициент выработанных лет.
  2. Социальные пенсии. При низком трудовом стаже (меньше 15 лет) работник имеет право на получение ежемесячной социальной выплаты. Ее величина напрямую зависит от прожиточного минимума.
  3. Пенсии при потере кормильца. Без необходимого трудового стажа умершего кормильца, близкие родственники, находящиеся на содержании, не имеют прав на ежемесячные выплаты.
  4. Пенсия по инвалидности. Размер пенсии зависит от степени потери трудоспособности человека. Для получения данной выплаты необходимо иметь страховой стаж 2–5 лет, в зависимости от возраста человека.

Изменения грядущей пенсионной реформы 2017 года

Изменения, содержащиеся в новом законопроекте о реформе, могут вступить в силу же октябре 2017 года. Сам размер выплат вырастет, но вот выйти на пенсию будет значительно сложнее.

В чем заключаются изменения:

  1. Льготники: вышедшие на пенсию в Украине раньше будут финансировать работодателем. Для них изменится ставка социального взноса до 37 процентов. Это касается шахтеров, медработников и прочих. 2019 год готовит для них нововведения в виде будущих накоплений на частных счетах для работающих в возрасте до 35 лет. Пока это финансирование происходит за счет ПФ. Таким образом, правительства пытается его разгрузить за счет накопления средств в профессиональный системах. Размер социального взноса для работников льготного списка менее вредных условий труда составит 29 процентов от ЗП.
  2. Изменениям подлежит цифра страхового стажа. Работающие, с 25-ти летним стажем смогут выйти на пенсию в возрасте 60-ти лет. Но с последующими годами эта цифра изменится до 35-ти в 2018 году. Расчет, производится прибавляя ежегодно один год. Если же работник не достиг необходимого стажа в возрасте 65-ти лет он может рассчитывать на ежемесячную социальную выплату, цифра которой будет зависеть от суммы доходов всех членов семьи пенсионера.
  3. Возможность докупить недостающий стаж. Размер суммы одного года стажа составит 16896 гр. Максимально возможное количество приобретенных лет будет равняться 5 годам. Малоимущие пенсионеры, не имеющие возможности купить недостающие года смогут рассчитывать лишь на ежемесячную социальную выплату.
  4. Пенсионеров, предпочитающих продолжать рабочую деятельность, освободят от налогообложения. Такой шаг позволит правительству увеличить средний размер пенсии на 18 процентов.
  5. Солидарная пенсионная система закончит свое существование. Лишь первый уровень продолжит эту традицию. Добровольными пенсионными взносами граждан, будут пополнятся негосударственные пенсионные фонды. Новоиспеченный пенсионер сможет воспользоваться накоплениями или же передать их по наследству.
  6. Освоевременивание пенсий для тех, кто не получал прибавки за последние четыре года.

Как рассчитывается размер пенсионной выплаты

Основными показателями расчета пенсии являются:

  • размер средней ЗП по Украине;
  • выработанные годы (рассчитывает коэффициент при умножении каждого выработанного года на 1,35);
  • зависимость личной ЗП — средняя величина между тремя последним ЗП работника к среднему размеру ЗП по Украине (этот показатель меняется ежегодно).

Все это при величине перемножаются между собой и в итоге получается размер ежемесячной пенсионной выплаты.

Льготы для пенсионеров в Украине

Ситуация с пенсионными льготами, к сожалению, неутешительная. С 2016 года их распределение было передано в органы местного управления. Но при существующем системе выделенные деньги не доходят до адресата, а застревают в центральных органах власти. Таким образом, как таковые льготы пенсионерам в реальном положении вещей, отсутствуют.

Дефицит пенсионного фонда и уравнивание пенсий. Острый дефицит Пенсионного фонда довольно-таки яркий показатель того, что страна находится в глубоком экономическом кризисе. Для стабилизации ситуации необходима общая реформа:

  • уменьшение НДС;
  • стабилизации нулевой ставки ЕСВ;
  • стабилизация налога на доходы в пределах 19%;
  • стабилизация налога на прибыль в пределах 29%.

Таким образом, произойдет общее распределение труда и семейный бюджет поднимется на необходимый уровень для стабилизации экономического роста.

Еще одним вариантом влияния на дефицит ПФ является:

  • увеличение пенсионного возраста в Украине;
  • уменьшение среднего размера пенсии в Украине;
  • освобождение ПФ от несвойственных ему расходов, одной из которых является доплата к минимальной пенсии.

Новоиспеченная реформа 2017 года грозит быть социально справедливой. Реальными шагами к этому могут стать:

  • борьба с теневой заработной платой;
  • борьба с равенством;
  • новая улучшенная пенсионная система.

В настоящее время сложно судить о будущем пенсионной системы Украины. Только время покажет насколько эффективными будут предпринятые сегодня меры в последующие годы. Одно можно сказать с уверенностью, процесс это непростой и требующий времени. Нынешние пенсионеры, чья средняя продолжительность жизни в Украине оставляет желать лучшего, вряд ли заживут лучше в недалеком будущем.

14.01.2019 788 0 0

В солидарном уровне пенсионной системы участвуют все официально трудоустроены граждане Украины - для этого не нужно писать заявлений, или брать справки. Вместе с тем, незнание определенных процессов приводит к небрежного отношения людей к своим правам, что приводит к их нарушений, поэтому подробно разберем основные принципы работы солидарного уровня пенсионной системы Украины.

Каждый гражданин с началом своей трудовой деятельности, вместе с зарплатой от работодателя, если он наемное лицо, в рамках социального пакета получает от него взносы на свой аккаунт в виде ЕСВ.

ЕСВ - единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. В этом определении является очень важным термин « страхование » , который определяет принципы и механизмы работы солидарного уровня. Мы неоднократно будем к нему возвращаться в дальнейшем.

Ставка ЕСВ на сегодня в Украине составляет 22 процента от размера заработной платы и является обязательным к уплате всеми работодателями за своих работников, и за себя физическими лицами-предпринимателями и гражданами, которые самостоятельно обеспечивают себя работой.

Рассмотрим процесс с точки зрения наемного работника. Ежемесячно работник получает от работодателя заработную плату, и, отдельно, вклад ЕСВ на свой аккаунт в Пенсионном фонде. Каждый вклад является персонифицированным - это значит, что все средства сразу при поступлении фиксируются с конкретным работником в электронном реестре застрахованных лиц.

То есть, ежемесячно на учетную запись человека вносится информация о сумме взноса сделанного работодателем.

Этот процесс повторяется каждый месяц, каждый год, вплоть до полного прекращения трудовой деятельности человека, и возобновляется в случае возвращения к работе. Результатом этого процесса является персональная база, отражающая весь трудовой путь человека - название каждого места работы, должность, продолжительность стажа и сумму уплаченных взносов за каждый месяц работы.

Следующим этапом все средства направляются на финансирование расходной части Пенсионного фонда, то есть на финансирование выплат пенсий. Таким образом, после фиксации взносов в системе с каждым гражданином, они по сути превращаются в персональные баллы, которые затем используются при определении размера пенсии. Такой механизм полностью защищает деньги от инфляционных процессов, поскольку отсутствует хранения средств в « живом » виде.

Достигнув пенсионного возраста гражданин обращается в Пенсионный фонд за назначением пенсии, после чего вступают в силу страховые принципы работы системы.

При обращении гражданина начинает работу механизм проверки выполнения условий пенсионной страховой программы, а именно - требования к продолжительности страхового стажа (который является равнозначным трудовом), уплаты взносов и требования к возрасту. По аналогичным принципам работают вообще все страховые программы, а потому солидарную пенсионную систему можно справедливо сравнивать со страхованием жизни и здоровья, или даже имущества. Ключевые элементы такой системы следующие:

  • застрахованное лицо - работник, будущий пенсионер;
  • уплата взносов - работодателем или застрахованным лицом если он или она является физическим лицом-предпринимателем или самозанятым лицом;
  • фонд взносов с которого осуществляются выплаты - Пенсионный фонд Украины;
  • страховой случай - приобретение лицом определенного возраста и выполнения условий программы.

Основная разница со страхованием, к примеру здоровья, заключается в том, что если страховым случаем при страховании здоровья является болезнь, то при пенсионном страховании это ухудшение работоспособности через достижение человеком определенного возраста.

Следовательно, при обращении гражданина в Пенсионный фонд за назначением пенсии, после проверки выполнения условий пенсионной программы начинается расчет размера пенсии.

Для этого используется единая для всех формула, утвержденная пенсионной реформой в 2017 году:

Размер пенсии = Сз × ИКЗ × Кс,

где: Сз - это размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии; ИКЗ - это индивидуальный коэффициент заработной платы; Кс - это коэффициент страхового стажа, равной множественном количестве месяцев стажа работы и стоимости одного года страхового стажа.

Формула состоит из двух основных частей - взносов сделанных во время трудовой деятельности и продолжительности страхового стажа.

Сз × ИКЗ. При расчете размера пенсии учитывается размер сделанных взносов. Но они были сделаны в совершенно других экономических условиях и имели совсем другую ценность, чем когда человек обращается за пенсией. Поэтому происходит процесс актуализации вкладов - вклады привязываются к тем экономических показателей, которые существовали на момент их уплаты работодателем, после чего полученный коэффициент умножается на существующий размер средней зарплаты за три года до обращения за пенсией. То есть, стоимость взносов приводится в соответствие к современным экономическим условиям. Именно поэтому так важен официальный рост доходов граждан. По сути, этот процесс является преобразованием персональных баллов из учетной записи на « живые » деньги.

Кс. Второй важной частью формулы является коэффициент страхового стажа. В результате получаем количество страхового стажа в месяцах, которая умножается на стоимость одного года стажа.

Результатом этой формулы и есть размер ежемесячной пенсионной выплаты.

В дальнейшем происходит ежегодная автоматическая индексация пенсионных выплат, для приведения их в соответствие с актуальными экономическим изменениям. Этот процесс является абсолютно автоматическим и основывается на двух основных показателях - сумме 50 процентов роста инфляции и 50 процентов роста средних зарплат за предыдущий год. Таким образом, нивелируется влияние инфляционных процессов на стоимость пенсии, а также происходит ее увеличение более инфляционный уровень благодаря росту поступлений от увеличения заработных плат. Для сравнения, если до реформы повышение пенсий было инструментом популистов в виде подачек и уничтожало всю пенсионную систему через ручное вмешательство, например увеличением стоимости стажа до уровня полярников, то сегодня автоматический режим индексации исключает ручное вмешательство и имеет соответствующий ресурс для повышения в виде роста фонда оплаты труда.

Первая такая индексация состоится в марте 2019 года, после получения статистических данных об уровне инфляции и роста средних зарплат за предыдущий год.

Подытоживая стоит отметить, что реформированная пенсионная система делает свои первые шаги. Реформа лишила систему такого понятия как « пенсия по статусу » и устранила возможность для политиков к ручного вмешательства. Реформирована система все возможности для эффективного функционирования с реальными положительными результатами, поощрять каждого украинском защищать свои социальные права. В то же время, существуют значительные вызовы вне пенсионной системой, которые впрочем имеют прямое отрицательное влияние на ее работу, и которые невозможно преодолеть без участия всего общества. Речь идет прежде всего о неофициальной занятости, которая создает ситуацию, когда человек за которых уплачиваются взносы в реальном размере меньше, чем лиц которым осуществляются выплаты. Эту проблему часто пытаются выдать за демографическую, хотя это является абсолютной неправдой. Именно теневой сектор экономики с незадекларированной трудом и зарплатами в конвертах является главной проблемой низких пенсий. Проблемой, побороть которую можно только всем вместе.


Идея накопительных пенсий для украинцев, при которой люди откладывают себе на пенсии сами и "не давят" на без того дефицитный Пенсионный фонд, не дает покоя властям.

На прошлой неделе Кабмин согласовал законопроект о накопительных пенсиях для льготников по спискам №1 и №2 (шахтеров, химиков, других работников вредных производств). Новую схему хотят запустить уже с начала следующего года.

Ее суть в том, что на пенсии этой категории граждан будут собирать работодатели. Для этого планируется увеличить ЕСВ на 15% для списка №1 и на 7% для списка №2. То есть людям никакие доплаты, по идее, не грозят. Но есть нюансы.

"Работодатели считают чрезмерной такую нагрузку на ЕСВ. Получается, что помимо 22% единого социального взноса нужно будет платить еще плюс 15%. То есть в целом – до 37%. Это чрезмерная нагрузка на фонд заработной платы, которая может спровоцировать сокращения штата и увольнение людей. Максимум, на что согласны работодатели, – это плюс 10% к ЕСВ для списка №1 и 5% – для списка №2", – пояснил нам глава Конфедерации работодателей Алексей Мирошниченко.

Кроме того, работодатели готовы затеять ревизию льготных списков, то есть многие могут потерять право досрочного выхода на пенсию.

На начало декабря профильный парламентский комитет планирует вынести в сессионный зал и другой законопроект по пенсиям – №2683 "Об обязательном накопительном пенсионном обеспечении". Он прописывает новую пенсионную схему уже для всех украинцев.

Если проект примут, людям придется в обязательном порядке откладывать не менее 3% зарплаты на специальные пенсионные счета. "По сути, появится еще один налог", – говорит глава Экономического дискуссионной клуба Олег Пендзин.

Вот только что украинцы получат по итогу – пока неясно. Эксперты говорят, что пенсионные деньги в нашей стране особо некуда вкладывать. Так что на момент выхода на пенсию человек может получить разве что мизерную доплату – пару сотен гривен в месяц, да и то не факт.

То есть, получается, надежнее просто откладывать на старость на депозит или "под подушку".

"Страна" разбиралась, как в Украине хотят запустить накопительные пенсии.

Проблемные льготники

На прошлой неделе Кабмин согласовал законопроект о так называемой профессиональной накопительной пенсионной системе. Речь идет о накопительных пенсиях для категорий рабочих по спискам №1 и №2 – туда входят представители вредных специальностей (шахтеры, рабочие, задействованные на химических, металлургических производствах и др.).

Они имеют право на льготный выход на пенсию (по списку №1 – с 50 лет, по списку №2 – с 55 лет).

Скажем, чтобы выйти на пенсию по льготному списку №1 в 50 лет, нужно отработать на вредном производстве от 7,5 лет (для женщин) до 10 лет (для мужчин). Для списка №2 такой стаж должен составлять 12 лет.

"Эти пенсии выплачиваются из Пенсионного фонда, но всю сумму плюс стоимость доставки пенсий ПФ компенсируют работодатели, у которых пенсионер заработал вредный стаж. К примеру, если человек проработал на тяжелом производстве 12 лет, 5 лет на одном предприятии и еще 7 лет на другом, то и затраты на пенсию делятся между этими предприятиями пропорционально", – пояснил нам руководитель управления соцстрахования и пенсионного обеспечения Федерации профсоюзов Владимир Максимчук.

К примеру, если человек выходит на пенсию в 50 лет, то работодатель должен платить Пенсионному фонду 10 лет – пока пенсионеру не исполнится 60 лет.

На практике такая схема работает со сбоями. Как указано в пояснительной записке к проекту, за последние 10 лет задолженность перед ПФ по льготным пенсионерам выросла больше чем впятеро и продолжает увеличиваться на 1,5 млрд гривен в год.

Ежегодно работодатели не компенсируют ПФ четверть всех льготных пенсий. Многие предприятия, с которых люди уходили на пенсию, уже вообще не работают, так что выбивать долги, по сути, не с кого.

Также, по словам министра соцполитики Марины Лазебной, на многих предприятиях не ведется учет документов, поэтому люди часто просто не могут подтвердить свой льготный стаж. На данный момент долг работодателей по льготным пенсиям просто огромный – 15 млрд гривен. И эта нагрузка ложится на и без того дефицитный Пенсионный фонд.

Как рассказал нам Мирошниченко, предприятия в качестве решения вопроса с погашением этой задолженности предлагали отсрочку на 60 месяцев. Но пока власти на это не согласились.

Стоит отметить, что и для самих работодателей армия льготников, многие из которых могли проработать на вредном предприятии всего несколько лет, но за которых нужно платить, стала обузой. Поэтому переход на накопительные пенсии мог бы стать решением проблемы, если не сейчас, то в недалеком будущем. Но есть нюансы.

Три программы вредности

Чтобы решить эту проблему с пенсионерами-льготниками, Минсоцполитики предложило новую схему – накопительные пенсии для представителей льготных профессий. Накапливать пенсии будут за счет работодателей – им повысят ЕСВ (для списка №2 – на 7%, для списка №1 – на 15%). Пенсионные счета станут обязательными для рабочих до 35 лет.

Пенсионных программ будет три: для выхода на пенсию с 50 лет, с 55 лет и программа добровольного участия (скажем, для тех, кому сейчас больше 35 лет) – условия пропишут в коллективных договорах.

Программа №1 рассчитана на работников, которые заняты полный рабочий день (не менее 80% времени) на работах с особо тяжелыми и вредными условиями (по списку №1). По этой программе человек может рассчитывать на выплаты при достижении 50 лет. Дополнительные отчисления для работодателя – 15% ЕСВ. То есть предприятие всего будет платить за таких работников 37% ЕСВ.

Программа №2 – для работников из льготного списка №2, а также трактористов-машинистов сельхозпредприятий, машинистов строительных и грузовых машин, работников текстильных производств, водителей городского пассажирского транспорта, доярок, свинарок. Она дает право на получение пенсионных выплат с 55 лет. Дополнительные выплаты работодателей – 7% ЕСВ, то есть общая нагрузка по единому социальному взносу составит 29%.

Программа №3 – для "добровольцев". Она позволяет копить себе на пенсии, но не самостоятельно, а по условиям коллективных договоров с работодателями. Выплаты начинаются с 55 лет. Платить будут работодатели, но конкретные отчисления пропишут в договорах. Программа рассчитана на тех, кому до пенсии осталось не так много, но все же можно накопить на прибавку к пенсии.

То есть с самих работников ни по одной программе взыскивать средства не будут, все накопления – за счет работодателей.

Ловушка для льготников

Впрочем, на самом деле доплаты от работодателей еще не гарантируют льготникам стабильных пенсий в старости.

В Конфедерации работодателей говорят, что предложенные ставки пенсионных отчислений очень высокие и неподъемные для бизнеса. "Работодатели согласны на дополнительный ЕСВ 10% по списку №1 и 5% по списку №2. Если процент будет выше, есть угроза чрезмерной нагрузки на фонд заработной платы, что заставит компании идти на непопулярные меры, вплоть до увольнений. В нынешней экономической ситуации нагрузка в 37% ЕСВ попросту нереальная", – говорит Мирошниченко.

Также непонятно, как пенсионные накопления будут защищать от инфляции. Как отметили представители профсоюзов на заседании Кабмина, новую систему планируется внедрить уже с 1 января 2021 года, но инфраструктура к этому не готова, нет гарантий сохранности активов.

Формально человек сможет выбирать пенсионный фонд для хранения накоплений. Свои ПФ есть также на многих предприятиях (скажем, в Администрации морских портов Украины, Профсоюзе железнодорожников (ПФ "Вертикаль") и др.).

По данным Администратора пенсионного фонда "Центр персонифицированного учета", по итогам прошлого года, только 2% негосударственных ПФ обеспечили доходность выше 20% годовых, у 11% она колебалась от 0% до 5%, то есть не перекрывала даже инфляционные потери. А 25% и вовсе сработали в минус – доходность по вкладам ниже 0%.

Проблема в том, что в Украине особо некуда инвестировать, особенно на длительный срок 10-20 лет и больше, – считают эксперты.

"Фондового рынка у нас нет, как и высокодоходных объектов для инвестирования. Зато есть угроза гиперинфляции. С 1997 года гривна подешевела в 28 раз. Куда нужно вложить средства, чтобы получить такую доходность? А иначе, отработав всю жизнь на вредном производстве, человек в итоге получит копейки, на которые ничего нельзя купить", – отмечает Олег Пендзин.

Эти замечания обещали учесть при работе над проектом в комитетах Рады.

Если проект примут в нынешнем виде, то людям могут грозить проблемы, причем не на пенсии, а уже сейчас. Скажем, если работодатели начнут сокращать персонал или попытаются снизить зарплаты, ссылаясь на повышенные отчисления на пенсии.

Есть еще один нюанс – сами списки льготников.

"Нужна аттестация рабочих мест, а не просто определение вредной профессии. Сертифицированные центры могут определить, насколько работа на том или ином месте влияет на человека и его здоровье. Скажем, слесарь на химическом заводе может никогда не контактировать с вредными веществами, но почему-то тоже числится в списке льготников. Честная аттестация рабочих мест расставит все точки над "і", – говорит Мирошниченко.

По факту это значит, что льготные списки могут заметно сократиться. Поэтому многие из тех, кто сейчас имеет право выхода на заслуженный отдых в 50-55 лет, попросту его потеряют.

Впрочем, проект по накопительным пенсиям для льготников – это лишь "пробный шар". Власти не скрывают, что их цель – запуск накопительных пенсий для всех украинцев. Премьер-министр Шмыгаль уже предупредил граждан, что вскоре платить им пенсии будет не из чего и нужно копить себе на старость самим.

В Раде уже есть законопроект № 2683 на тему обязательного пенсионного страхования (его подала глава профильного комитета Галина Третьякова). И, как стало известно "Стране", на начало декабря намечено его рассмотрение в парламенте.

Мы уже подробно писали об этом проекте – он предусматривает отчисления на индивидуальные пенсионные счета не менее 3% от зарплаты: 1% будет платить работник, 2% – работодатель. Но в последующем общий процент отчислений вырастет до 10%.

Что, кстати, уже возмутило работодателей. "Если бы такие дополнительные выплаты шли за счет ЕСВ, еще одно дело, а если дополнительно – мы против", – говорит Мирошниченко.

Накопления будут распределяться по частным пенсионным фондам, но будет некий новый регулятор, который станет контролировать ПФ и следить за сохранностью денег украинцев.

Людям можно будет выбирать "пенсионные портфели" – консервативный, сбалансированный или динамичный. Отличие в том, как будут инвестировать ваши накопления. Скажем, консервативный портфель предусматривает вложения в менее рискованные, но при этом и менее доходные инструменты. То есть много заработать на процентах тут не удастся, но зато больше шансов сохранения денег. Динамичный портфель, наоборот, предусматривает более рискованные, но при этом и более доходные способы инвестирования. А сбалансированный портфель сочетает оба вида инвестирования. Если вы сами не выберете свой пенсионный портфель, за вас это сделают управляющие компании.

По этому законопроекту уже много вопросов. Главный, как и в случае с пенсиями для льготников, – где гарантия сохранности средств и их защиты от инфляции. Ведь, если деньги, которые будут принудительно взыскивать со всех работающих граждан, "сгорят" или обесценятся в частных пенсионных фондах, миллионы украинцев на старости лет останутся попросту ни с чем.

И пока внятного ответа – не грозит ли нам такой сценарий – власти не дали.

Но на самом деле вопрос гораздо шире конкретного законопроекта – готова ли Украина сейчас к введению обязательных накопительных пенсий?

Формально Пенсионный фонд – почти банкрот. Дефицит ПФ в следующем году превысит 200 млрд гривен, которые придется компенсировать из бюджета. Уже сейчас 11 млн работающих и отчисляющих ЕСВ украинцев содержат 12,5 млн пенсионеров.

По мере старения нации эта нагрузка будет только расти, в итоге Пенсионный фонд попросту опустеет. По крайней мере, на ежегодные индексации пенсий денег точно не будет, а без них пенсии очень быстро превратятся в "непрожиточные".

Анонсируя накопительную систему, власти не говорят об отмене солидарной. Она тоже будет, но с минимальными пенсиями. А на доплаты до более-менее приличного уровня нужно будет копить самим.

"Проблема в том, что Международная организация труда уже давно назвала коэффициент замещения (соотношение зарплаты к пенсии) – не ниже 40%. В некоторых странах Европы он достигает 60-80%, а у нас – до 25%. Понятно, что это нарушение всех соцстандартов. И, чтобы повысить этот коэффициент, власти педалируют накопительные пенсии", – говорит Олег Пендзин.

Хотя, по мнению экономиста Алексея Куща, пока Украина к обязательному пенсионному страхованию не готова.

"Во-первых, накопительные пенсии вводятся на точке роста экономики, в кризис такие эксперименты проводить нежелательно, ведь это дополнительная финансовая нагрузка на граждан и работодателей. Во-вторых, нужно сперва детенизировать рынок труда хотя бы на 80%, иначе большинство будет отчислять на пенсии только с минимальных зарплат, то есть по 150 гривен в месяц. За год это всего 1800 гривен, а за 20 лет 36 тысяч. Пусть даже с процентами набежит до 50 тысяч, но что они решают? Человек может забрать всю сумму на руки или получать частями по несколько сотен в месяц. При этом неизвестно, что к тому времени на 50 тысяч можно будет купить. Гораздо эффективнее откладывать на старость самому. В-третьих, нет источников для инвестирования. Некоторые эксперты предлагают вкладывать в иностранные ценные бумаги, но это чревато оттоком средств из Украины. Другие – покупать за пенсионные деньги ОВГЗ. Но в этом случае эти средства будут полностью подконтрольны государству, что тоже не очень хорошо. Как вариант, можно было бы совместить земельную и пенсионную реформы: разрешить ПФ инвестировать в землю, которая считается высоко ликвидным активом. Но власти почему-то на это пока не идут", – отмечает Кущ.

По его мнению, если будет реализована предложенная Третьяковой идея с созданием нового Пенсионного казначейства, появится новая схема.

"3% от зарплатного фонда – это 50 млрд гривен в год. Неплохой куш для тех, кто хочет контролировать потоки. Новый регулятор будет распределять эти деньги по управляющим компаниям фактически в ручном режиме, что позволит причастным зарабатывать миллионы", – говорит Кущ.

Олег Пендзин также считает, что пока накопительные пенсии в Украине вводить рано.

"Властям следовало бы сперва разобраться с солидарной системой. Если из 21 млн трудоспособного населения ЕСВ платит только 11 млн, а премьер-министр, вместо того чтобы заняться этой проблемой, говорит, что на пенсии не осталось денег и нужно копить себе самим, то у меня вопрос в первую очередь к правительству. Сперва нужно навести порядок с рынком труда и налогами, а если это не поможет – искать другие способы, как платить пенсионерам. В идеале нужно оставить солидарную систему и ввести добровольные накопительные пенсии. Но это не должно быть обязаловкой и еще одним налогом на работающих граждан", – отметил Пендзин.

По словам Мирошниченко, властям следовало бы озвучить "дорожную карту" реформы всей пенсионной системы, а не действовать точечно, на уровне отдельных законопроектов.

Сейчас люди просто не понимают, как именно будут реформировать пенсионную систему и что ее ждет через 10-15 лет, поэтому многие вообще задались вопросом – зачем платить ЕСВ и не выгоднее ли получать зарплату в конверте и уже с нее откладывать на старость.

Читайте также: