Совершенствование системы обязательного пенсионного страхования


В связи с изменившимися социально-экономическими условиями в нашей стране существовавшая государственная Пенсионная система, в основе ко­торой лежали принципы распределения и солидарности поколений, уже не могла обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам.

В условиях рыночных отношений возникла необходимость создания новой модели Пенсионной системы: перевода выплаты трудовых пенсий на страховую основу с добавлением накопительного элемента.

Новая Пенсионная система предполагает, что определенный процент заработной платы работников направляется на выплату пенсий сегод­няшним пенсионерам (страховая часть пенсии), а другая часть (накопительная часть пенсии) в виде пенсионных накоплений попадает на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и представляет собой средства на будущую пенсию конкретного пенсионера.

Сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами до 1 января 2002 г., стало одной из главных задач реформы Пенсионной системы. С введением в действие За­кона «О трудовых пенсиях» началось преобразование пенсионных прав граждан в пенсионный капитал (конвертация), который стал основным показателем но­вой пенсионной формулы расчета пенсий и продолжится до 2013 г. Отразится это не только на тех, кто уже на пенсии, но и на тех, кто продолжает работу до дости­жения пенсионного возраста и после него.

Естественно, разным категориям населения пенсионные права рассчитывают­ся по-разному: одной категории граждан — из общего трудового стажа, другой — из специального стажа. При этом начальный пенсионный капитал определяется в соответствии с индивидуальным коэффициентом пенсионера.

Для учета трудового стажа и заинтересованности каждого в формировании сво­ей будущей пенсии гражданин должен быть обязательно зарегистрирован в си­стеме обязательного пенсионного страхования.

Информационной базой новой системы пенсионного страхования стал де­тальный учет сведений о застрахованных лицах, количестве оплаченных страхо­вых лет и размерах поступивших платежей, а обязанностью каждого работодателя — правильно и в установленные сроки зарегистрировать своих работников в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

В связи с этим была проведена большая подготовительная работа по установ­лению порядка и правил представления в ПФР информации о периодах работы и (или) иной деятельности застрахованных лиц, которые работают у страховате­лей по трудовому договору или договору гражданско-правового характера.

В развитие системы пенсионного страхования Постановлениями Правительства РФ были разработаны и утверждены:

  • Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхо­вания, определяющая порядок ведения учета сведений о каждом лице, на ко­торое распространяется обязательное пенсионное страхование;
  • правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления тру­довых пенсий.

Работодателями и территориальными органами Пенсионного фонда была про­ведена работа по регистрации работников, оформлению и выдачи им страхового пенсионного свидетельства.

В си­стеме обязательного пенсионного страхования на основании предоставленных данных каждому работнику открыт индивидуальный лицевой счет с постоянным страхо­вым номером, на котором стали учитываться все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии.

Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать на один и тот же инди­видуальный лицевой счет. При этом страховой номер ему присваивается один раз на всю жизнь с целью объединения в ПФР всех сведений о нем, поступающих от различных работодателей.

Выданная карточка пенсионного страхового свидетельства официально под­тверждает статус застрахованного лица в системе обязательного пенсионного стра­хования и понадобится в будущем при устройстве на работу и в момент насту­пления страхового случая, определенного пенсионным законодательством, для подтверждения и получения своих пенсионных накоплений.

В карточке указывается индивидуальный номер лицевого счета работника, на котором в ПФР фиксируется вся информация о пенсионных отчислениях.

Страховое свидетельство хранится у застрахованного лица и действительно только при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего лич­ность.

Страховое свидетельство необходимо предъявлять при приеме на работу по трудовому договору, при заключении договора гражданско-правового характера о вы­полнении работ или оказании услуг или авторского договора.

Страховое свидетельство подлежит обмену в случаях:

  • изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения или пола застрахованного лица;
  • установления неточности или ошибочности содержащихся в нем сведений;
  • непригодности для использования.

В настоящее время страховой стаж для назначения трудовой пенсии форми­руется только из периодов, в которые за работника перечислялись страховые взносы.

В соответствии с нормами пенсионного законодательства работодатель (страхо­ватель) обязан представлять сведения по персонифицированному учету о каждом работающем у него застрахованном лице, в котором отражаются:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилия, имя, отчество;
  • дата приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу в от­четном периоде) или дата заключения договора гражданско-правового харак­тера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы;
  • дата увольнения (для застрахованного лица, уволенного в течение отчетного периода) или дата прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которому начисляются страховые взносы;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемые особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севе­ра и приравненных к ним местностях;
  • сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы;
  • сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
  • сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж за­страхованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Указанные сведения представляются по установленным формам в ПФР, а их ко­пии страхователь передает каждому застрахованному лицу в тот же срок.

Отчет по персонифицированному учету, представляемый работодателем в территориальные органы фонда, содержит информацию не только о суммах начисленных и уплаченных взносов, но и о стаже работы каждого сотрудника.

Эти сведе­ния заполняются на основании приказов и других документов, подтверждающих трудовую деятельность работника, а также данных бухгалтерского учета.

При оформлении документов в связи с выходом на пенсию работодатель обязан выдать работнику только те сведения персонифицированного учета, которые еще не были представлены им в территориальный орган фонда, в течение 10 календар­ных дней со дня подачи соответствующего заявления.

Указанные сведения передаются работнику в последний день его работы или прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начислялись страховые взносы.

На основании представленных сведений Служба персонифицированного учета территориального органа фонда по запросу отдела по назначению пенсий форми­рует Выписку из индивидуального лицевого счета (ИЛС) застрахованного лица, в которой отражаются данные о страховых взносах по каждому страхователю (работодателю), и передает ее для обеспечения выплаты трудовой пенсии.

Ука­занная Выписка приобщается к документам пенсионного дела. Страховые взно­сы в Выписке из ИЛС застрахованного лица указываются с разбивкой по месяцам без учета индексации.

За прошедшие годы ПФР создал колоссальную базу персональных данных, не имеющую аналогов во всем мире, — более 100 млн. участников системы обязатель­ного пенсионного страхования.

Из них все, кроме россиян, проживающих за гра­ницей, и неработающих пенсионеров, получают извещения ПФ о состоянии соб­ственного пенсионного счета.

Персональные данные накапливаются и хранятся исключительно в электронной форме. С использованием именно сведений ин­дивидуального (персонифицированного) учета осуществлено информационное обеспечение ежегодного процесса корректировки и перерасчета страховой части трудовых пенсий.

Для нашей пенсионной системы реализованный закон персо­нифицированного учета создал новые механизмы и технологии заблаговремен­ной подготовки информационно-правовой основы для назначения пенсии по ста­рости тем гражданам, у которых приближается пенсионный возраст.

Показатели, определяющие пенсионные права каждого застрахованного лица, фиксируются теперь не в момент обращения этого лица за пенсией, как было до 1995 г., а в ре­альном времени его трудовой деятельности.

С 2010 г. в результате совершенствования системы обязательного пенсионного страхования изменилась формула расчета трудовой пенсии и формирование ее на основе двух составных частей:

  • страховой (дифференцированной части, которая зависит от результатов тру­да человека). В ее состав входит теперь фиксированный базовый размер;
  • накопительной (части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в спе­циальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица).

Фиксированный базовый размер (бывшая базовая часть) в структуре трудовой пенсии является государственной гарантией минимального пенсионного обеспе­чения граждан пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность.

При этом необходимо наличие следующих условий: для трудовой пенсии по старости — не менее 5 лет страхового стажа, для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца — не менее одного дня страхового стажа.

Кардинальным образом изменилась и система пенсионного страхования.

От­менен единый социальный налог (за счет которого ранее выплачивались трудо­вые пенсии) и введены вместо него страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхова­ния.

Замена ЕСН страховым взносом автоматически устранила две части пенсии: базовую и страховую, и осталась только ее страховая часть, которая будет выпла­чиваться только из одного источника — Пенсионного фонда РФ.

Индексироваться те­перь будет вся пенсия целиком, а не по частям, как было прежде, — в соответствии с ростом заработной платы, но не свыше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. После замены ЕСН страховым тарифом бизнес будет отчислять на пенсионные цели не 20% фонда оплаты труда, а 26%.

С 2010 г. пенсионная система России полностью переведена на страховую осно­ву.

Изменился принцип формирования пенсионной системы. Установлен уровень заработков (доходов), сверх которого страховые взносы не уплачиваются.

Законом введено новое понятие «страхуемый заработок», с которого теперь должны начисляться страховые взносы.

В 2010 году он составлял — 415 тыс. руб. в год, в 2011 году - 487 630 руб. и каждый год индексируется.

Если сумма заработка за год превысит величину страхуемого заработка, то с остальной суммы страховые взносы ни в Пенсионный фонд РФ, ни в Фонд социального страхования, ни в Фонд обязательного медицинского страхования не взыскиваются.

Такое ограниче­ние, как считают идеологи новой Пенсионной системы, позволят сбалансировать уплату страховых взносов и выполнение пенсион­ных обязательств государства. Данные изменения, по их заявлениям, позволят существенно повысить не только размеры пенсий, но и пособия по больничному листу, по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Обязанность и правила уплаты работающими гражданами страховых взносов, а также размеры тарифов определяются законодательными актами исходя из со­циальных гарантий пенсионного обеспечения каждого гражданина и единых прин­ципов исчисления пенсий.

Что касается более молодого поколения, моложе 1967 г. р., то ставится задача в соответствии с Конвенцией МОТ довести их будущую пенсию до 40% замеще­ния зарплаты.

Точнее — 40% от той части зарплаты, с которой поступают страхо­вые взносы. Кроме того, в Законе закреплена норма, по которой страховая часть пенсии будет дифференцироваться в зависимости от величины страхового стажа.

Это означает, что формирование пенсионных накоплений зависит от самих бу­дущих пенсионеров.

При этом государство будет поощрять более поздний выход на пенсию.

Пенсионная система России рассчитана на активное участие граждан в формировании собственной пенсии. Россияне теперь обязаны будут на протя­жении всей своей трудовой деятельности самостоятельно отслеживать, перечис­лены ли взносы, за какой период и в каком количестве, поступили ли в систему персонифицированного учета необходимые данные о страховом стаже и произ­веденных страховых платежах.

Страховой стаж будет засчитываться только в том случае, если страховые взносы перечислены в ПФР и учтены в системе учета.

В но­вой пенсионной модели размер будущей пенсии поставлен в прямую зависимость от величины поступивших в ПФР страховых платежей, перечисленных работода­телем, а не от продолжительности трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее.

Только при условии постоянной уплаты страховых взносов можно будет в пол­ном объеме реализовать свое право на пенсионное обеспечение при утрате тру­доспособности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кор­мильца.

Страховые взносы являются обязательными возмездными платежами, которые при наступлении у гражданина права на трудовую пенсию будут ему возвращены в виде пенсии.

Планируется, что при достижении работником пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его лицевом счете.

При назначении трудовой пенсии по старости (инвалидности) страховая часть пенсии будет зависеть от того, какие пенсионные взносы с его заработной платы были перечислены в ПФР, за исключением фиксированного базового размера, ко­торый установлен законодательно и будет стандартным для всех.

Что еще посмотреть по пенсионному страхованию и пенсионному планированию:

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

23 апреля 2019 09:02


Управляющий ОПФР по Тамбовской области Николай Горденков принял участие в работе II Всероссийского научно-практического семинара «Актуальные проблемы социальной сферы: теория и практика», прошедшего на базе Института педагогики Тамбовского государственного университета имени Державина.

Николай Горденков выступил с докладом по вопросам перспектив развития и совершенствования пенсионного законодательства. В частности, он отметил, что основная задача, стоящая перед государством в части пенсионного обеспечения, — гарантировать устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперед. Это значит, обеспечить не только сохранение, но и рост доходов пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Для того, чтобы понять, с какими трудностями может столкнуться государство в краткосрочной и долгосрочной перспективе, ПФР проводит актуарные расчеты будущих пенсионных прав и, соответственно, государственных пенсионных обязательств.

Горденков подчеркнул, что за последние годы государством принимались и принимаются меры, направленные на совершенствование пенсионной системы, которые позволили установить неработающим пенсионерам возможность пенсионного обеспечения не ниже регионального прожиточного минимума пенсионеров, повысить уровень пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время, приблизить российские нормы пенсионного права к международным стандартам, повысить средний размер страховых и социальных пенсий.

Вместе с тем, в рамках прежних параметров пенсионной системы (действовавших до 2019 года), не были в полной мере достигнуты цели по долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР.

В связи с этим были рассмотрены меры и принят федеральный закон, который позволяет исправить сложившуюся ситуацию. В первую очередь, речь идет о повышении пенсионного возраста и закреплении его на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Повышение пенсионного возраста началось постепенно с 1 января 2019 года и продлится в течение 10 лет до 2028 года.

Решение об увеличении продолжительности трудоспособного периода жизни обусловлено состоянием демографии и ростом продолжительности жизни, достаточно большим количеством льготных категорий работников, несоответствием тарифов страховых взносов и обязательств по выплате страховой пенсии, «теневой» занятостью. Каждый год число пенсионеров увеличивается, а работающих граждан уменьшается. Кроме того, требует модернизации накопительная составляющая пенсионной системы.

Российская пенсионная система построена по солидарному принципу, поэтому с учетом сложившейся демографической тенденции обеспечивать достойный рост пенсий в будущем будет затруднительно. Если брать в расчет не просто все трудоспособное население, а только тех людей, которые работают официально и за которых поступают страховые отчисления на пенсию, тогда соотношение работающих и пенсионеров будет еще меньше.

В результате страховых взносов, перечисляемых работодателями, на выплату пенсий нынешним пенсионерам не хватает, и эта «недостача» покрывается за счет средств федерального бюджета. Приведем такой пример. В Тамбовской области проживает чуть более 1 млн. жителей, пенсионеров из них порядка 350 тысяч. При этом «своих» ресурсов (страховых взносов, собираемых на территории области), чтобы выплатить пенсии нашим пенсионерам, хватает только на 30 процентов от необходимой суммы. Все остальное – это трансферты из федерального бюджета. И если не предпринимать радикальных мер, ситуация будет только ухудшаться.

Добавим также, что пенсионный возраст для назначения пособия по старости устанавливался в России для разных категорий рабочих еще в начале прошлого столетия. В 20-е годы прошлого века, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла всего 43 года. Действующий пенсионный возраст был установлен во времена тяжелых условий труда и жизни, во времена индустриализации и войн. Сегодня ситуация кардинально изменилась: улучшены условия труда и жизни граждан, качество медицинского обслуживания, в экономике преобладают служащие, работники сферы услуг, фрилансеры и самозанятые. Это положительно сказывается и на продолжительности трудоспособного периода жизни человека.

Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. В 2019 году страховая пенсия устанавливается женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности. Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии.

Предусмотрено новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми получают право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений.

При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ вводится понятие «предпенсионный возраст». С 2019 года для предпенсионеров также введены новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.

Для педагогических, медицинских и творческих работников досрочные пенсии сохраняются в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Сам стаж сохраняется, но исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 5 лет, но с переходным периодом

Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2028 год и далее с учетом увеличения пенсионного возраста и переходных положений. Т.е. требования к специальному стажу – не меняются, но сам возраст выхода на пенсию будет сдвигаться.

Закон предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 65 и 70 лет, соответственно. Данные изменения также будут проводиться поэтапно.

Важно отметить, что в полном объеме сохранены пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, эти пенсии назначаются независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами.

Кроме того, с 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате предоставляется при соблюдении трех условий: наличие не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, проживание на селе и отсутствие оплачиваемой работы.

Производимые специалистами ПФР расчеты дают основания говорить о том, что в ближайшие годы социально – политическая и экономическая ситуация будет развиваться по инновационному варианту при одновременном проведении активной демографической политики, направленной на преломление негативных демографических тенденций.

Группа по взаимодействию со СМИ ОПФР по Тамбовской области

«горячая линия» 79-43-99, 79-43-93


Совершенствования функционирования пенсионной системы в настоящее время требует особого внимания, но выбор самого подхода к реформированию и совершенствованию этой системы должен не ограничиваться лишь изменениями системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышения уровня пенсионного возраста и т.д. К решению проблем пенсионной системы и пенсионного обеспечения необходимо подходить комплексно. В рамках проведенных исследований и оценки проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации, предлагаются следующие пути совершенствования функционирования пенсионной системы:

- комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений;

- развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС;

- повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ;

- повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан.

Рассмотрим более подробно каждое из предлагаемых мероприятий.

  1. Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. В целях повышения уровня доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, необходимо решать проблему с «серыми» зарплатами граждан. Дело в том, что основа будущей пенсии – страховые взносы работодателя, которые он ежемесячно уплачивает за своих сотрудников в Пенсионный фонд России. Эти взносы учитываются на индивидуальных лицевых счетах работников и формируют их пенсионные права. В будущем уплаченные страховые взносы определят размер пенсии граждан, так как чем больше накопленная сумма страховых взносов, тем выше размер устанавливаемой выплаты страховой пенсии. При «серых» схемах оплаты труда страховые взносы либо уплачиваются в минимальном размере, либо не уплачиваются совсем. Соглашаясь на зарплату в конверте, каждый лишает себя не только будущей пенсии, но и прав социальной защиты: нет гарантий оплаты отпуска, листа нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам, и многое другое. Каждый должен знать, что можно и нужно контролировать своего работодателя.

Легализация трудоустройства необходима для каждого гражданина, ведь благодаря этому есть возможность заявить о получении имущественных и социальных вычетах, а также обеспечить себя пенсией и социальным пакетом. Прежде, чем устроиться на работу с неофициальной оплатой труда, работник должен задуматься о последствиях для себя:

- отсутствие возможности получать страховые выплаты и пенсионные сбережения;

- обречение работника на получение минимальной пенсии, несмотря на длительные годы трудового стажа;

- лишение возможности получить ипотеку и малопроцентный кредит.

Организации и предприятия в свою очередь получают следующие негативные результаты:

- обязательные выездные проверки экономической деятельности предприятия, которые могут выявить неофициальные выплаты;

- применение к нарушителям штрафов и пеней за не уплату необходимых налогов;

- начисление достаточно больших налогов к штрафовому взносу, которые работодатель обязан погасить.

Несмотря на достаточно негативные последствия теневого трудоустройства, множество работодателей заставляют своих сотрудников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если работник этого не желает. В связи с высокой безработицей, происходит большая конкуренция среди граждан за свободные рабочие места, поэтому работодатели этим пользуются. Именно это тянет за собой итоги для формирования доходов населения в виде роста цен, падением экономики, недостатка стабильности, а также маленьким заработным платам.

В связи с чем, необходимо усиль инспекционную работу соответствующих ведомств по устранению нарушений налогового законодательства. Также необходимо усилить профилактическую и агитационную работу по формированию необходимости осуществления социальных отчислений для населения.

Что касается самого Пенсионного фонда и его отделений в субъектах РФ, для адекватного понимания финансового состояния ПФР, в том числе причины и действительную величину дефицита его бюджета, по нашему мнению, необходимо чётко разделить затраты ПФР на четыре принципиально различающиеся части, источники финансирования которых не могут быть сходны, поскольку несходны те функции ПФР, на исполнения которых направляются соответствующие затраты.

Во-первых, это затраты ПФР на пенсии по старости, назначенные по общеустановленным условиям. В РФ на 2018 год это достижение возраста в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, наличие минимального трудового стажа 9 лет и 13,8 пенсионных балла и рассчитанной по стандартным методикам. Именно выплаты по этой и только этой части пенсии, формируются из поступлений в бюджет ПФР, которые вносят все работодатели, имеющие наёмных работников, в размере 22% и 10% от ФОТ, а также выплаты индивидуальных предпринимателей. Это так называемая «страховая пенсия по старости». Сюда же относится та часть пенсии иной категории лиц, которая соответствует упомянутым стандартам условиям.

Во-вторых, затраты на выплаты пенсий работавшим гражданам, когда сроки выхода на пенсию отличаются от общеустановленных, размеры выплат исчисляются по иным, отличным от общепринятых, критериям и методикам. Например, пенсии военным и приравненным к ним лицам, «работникам Севера», судьям, государственным и муниципальным служащим, врачам, работавшим в сельской местности, депутаты разных уровней и т.д.

В-третьих, затраты на прочие пенсии и выплаты. Их характерной особенностью являются, либо полное отсутствие связи с фактом трудовой деятельности, либо она крайне слабая и условная. Сюда относятся, например, пенсии в связи с потерей кормильца, инвалидам, и с детства и по стрости, социальные пенсии лицам не делавших, по каким-либо причинам, пенсионные взносы, иные социальные выплаты различного толка, например, многодетным матерям, выплаты участникам боевых действий, затраты на программу государственного софинансирования пенсионных накоплений, выплаты лицам имеющим особые заслуги пред государством и т.д. Здесь же и прочие виды платежей гражданам осуществляемых через ПФР, такие как «материнский капитал» или единовременный платёж в 5000 рублей произведённый решением правительства в 2017 году большей части пенсионеров по возрасту.

В четвёртых, затраты на функционирование пенсионного фонда России.

Более детальный анализ всех видов затрат должен быть проведен соответствующими компетентными органами в целях их оптимизации и снижения.

  1. Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС. В целях развития уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС, в первую очередь, необходимо начать воплощать в жизнь закон об основах обязательного социального страхования. Проблема состоит в том, что в России существует три фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС — взаимосвязь между которыми очень слаба.

Достаточно сказать, что у каждого из фондов своя информационная система, и они очень плохо сопрягаются. По идее, должна быть создана единая информсистема — банк социальной информации. Этот банк данным должен, с одной стороны, сопрягаться с информацией других государственных социальных учреждений, а с другой со страховыми компаниями, обществами, обществами взаимного страхования.

Информация должна синхронизироваться, уточняться очищаться. В итоге, если у человека есть социальные права — они должны отстаиваться по умолчанию, без необходимости доказывать их в судах.

Возьмём, к примеру, Фонд социального страхования, который раньше имел мощнейшую систему предупреждения заболеваемости. Такая система позволяет сократить расходы на лечение, продлить жизнь и продлить рабочий период. А продленный рабочий период — это дополнительные взносы в систему пенсионного обеспечения. Сейчас все обстоит иначе, Фонд социального страхования работает в большей части на периферии, отменили систему санаторно-курортного лечения, систему рационального питания на предприятиях, что в целом ведет к ухудшению здоровья и трудоспособности граждан.

Совершенствование системы услуг ПФР должно проходить по нескольким направлениям, включая улучшение взаимодействия с МФЦ, чтобы человек мог получать все услуги за одно посещение, а также необходима реализация единых стандартов оказания государственных услуг в клиентских службах ПФР. Постоянно необходимо увеличить долю услуг, предоставляемых через личные кабинеты на сайте Пенсионного фонда и портале Государственных услуг, и развивать проактивное оказание услуг, которое в том числе предусматривает беззаявительное назначение выплат по сведениям, имеющимся у ПФР.

Необходимо прорабатывать пути совершенствования функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения, создавать базу и условия повышения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечивать условия их достойного существования.

  1. Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения на регулярной основе должны реализовать комплекс мер по противодействию коррупционным проявлениям в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях осуществления деятельности по профилактике коррупционных проявлений в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, занимающиеся вопросами противодействия коррупции. Во всех территориальных Управлениях ПФР по федеральным округам необходимо создать отделы организации и контроля систем безопасности, на которые должны быть возложены задачи координации мероприятий по профилактике коррупции, а также контроль за их исполнением.

Необходимо разработать и утвердить положения о порядке обработки информации, содержащей признаки коррупционных проявлений в деятельности ПФР и его работников. В соответствии с данными документами, необходимо определить порядок регистрации поступающих в адрес ПФР и его территориальных органов обращений, писем и жалоб граждан, а также юридических лиц, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях в действиях сотрудников ПФР.

В ПФР необходимо реализовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов Пенсионного фонда Российской Федерации в целях выявления коррупционных факторов.

Пенсионным фондом России также необходимо осуществлять проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

- контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР при назначении и выплате пенсий;

- контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

- контрольные мероприятия по проверке своевременной и полной реализации процедур по администрированию страховых взносов;

- разработка и внедрение административных регламентов по предоставлению государственных услуг ПФР, а также анализ и оценка качества их исполнения;

- совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР.

Вся деятельность ПФР по профилактике коррупционных проявлений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должна координироваться с правоохранительными и иными государственными органами.

  1. Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан. Необходимо поднять все вопросы, связанные с затратами на создание пенсионной системы, за период реформирования пенсионной системы в России огромные деньги населения были размещены в различных банках. И часть денег была потеряна. Очень большие средства тратятся на строительство зданий и сооружений Пенсионного фонда, которые в дальнейшем необходимо содержать. Пенсионная система в современных условиях позволяет абсолютно безнаказанно выводить деньги в частный сектор, что развязывает руки негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям, депозитариям.

Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.

Происходящие в настоящее время реформы пенсионной системы имеет ряд негативных моментов, при этом негативные моменты можно было избежать, включая петиции, выступления, митинги против пенсионной реформы, будь продолжительность жизни в России выше, а для этого нужно правильно распределять ресурсы страны (денежные, природные, научные). После рационального распределения ресурсов, экономическое состояние начнет улучшаться: вырастут зарплаты, пенсии, пособия для инвалидов, матерей-одиночек и т.д., качество государственной медицины и образования. Главным тормозом для экономического роста является сырьевая экономика страны. Доля объема экспорта сырья составляет 60%, а импортом завозится уже готовая продукция, сделанная из сырья и материалов России, которая продается в разы дороже.

Считаем необходимым проработать вопрос об эффективности использования пенсионных накоплений граждан, инвестировать средства в развитие крупнейших федеральных проектов, которые в будущем вернут эти средства в бюджет с отдачей. Так, например если на средства бюджета ПФ РФ построить дорогу от Санкт-Петербурга до Владивостока, то будет развиваться и сельское хозяйство, и придорожное строительство, и торговля, и сфера автотранспортных услуг, гостиничный бизнес и т.д. Будет развиваться экономика всех тех территорий, где пройдёт эта дорога. Соответственно произойдет увеличение количества рабочих мест, работникам будут платить заработные платы, а следовательно увеличатся и социальные отчисления.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что текущее состояние российской пенсионной системы свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в долгосрочной перспективе. Соответственно, в целях обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная реформа и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с рядом факторов.

- пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы, его основной целью является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны;

- на сегодняшний день в структуре Пенсионного фонда РФ - 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР.

- бюджет Пенсионного фонда РФ на протяжении анализируемого периода являлся дефицитным, при этом можно отметить ежегодное снижение дефицита, связанное, как с общим увеличением его доходной части, так и со снижением отдельных видов расходов;

- система формирования и выплат пенсионных накоплений на протяжении последних нескольких десятилетий подверглась глубокому реформирования, продолжающемуся и по настоящее время.

Читайте также: