Создание реорганизация ликвидация негосударственных пенсионных фондов

- организация, исключительной деятельностью которой является:

негосударственное пенсионное обеспечение,

обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется негосударственным пенсионным фондом на основании лицензии:

лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и

лицензии на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) вправе осуществлять деятельность:

по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии,

а деятельность по обязательному пенсионному страхованию - со дня, следующего за днем внесения НПФ в реестр негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Создание негосударственного пенсионного фонда (НПФ)

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) может создаваться:

в организационно-правовой форме акционерного общества;

создание НПФ путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ об акционерных обществах.

Положения законодательства РФ об акционерных обществах применяются к негосударственным пенсионным фондам (НПФ):

с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О негосударственных пенсионных фондах";

акционеры НПФ имеют в отношении негосударственного пенсионного фонда удостоверенные принадлежащими им акциями права на участие в управлении деятельностью НПФ, а также иные права, предусмотренные законодательством РФ;

НПФ вправе выпускать только обыкновенные акции;

НПФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

НПФ не отвечает по обязательствам своих акционеров;

акционеры НПФ несут ответственность по его обязательствам в случаях, установленных законодательством РФ;

акции НПФ, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

НПФ не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы;

оплата акций негосударственного пенсионного фонда путем зачета денежных требований к НПФ не допускается;

размещение негосударственным пенсионным фондом ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах и законодательством РФ о рынке ценных бумаг с учетом, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" особенностей.

Требования к лицам, имеющим право распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал НПФ

Лицом, имеющим право прямо или косвенно распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал НПФ, не может являться:

юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов РФ, либо находится под прямым или косвенным контролем указанного лица;

юридическое лицо, у которого за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке, либо юридическое лицо, сведения о котором были исключены из реестра некредитных финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России;

лицо, не соответствующее требованиям к финансовому положению, устанавливаемым Банком России;

лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6.2 «Требования к органам управления фонда и его должностным лицам» Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

юридическое лицо в случае, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого юридического лица, не соответствует требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6.2 «Требования к органам управления фонда и его должностным лицам» Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

НПФ обязан соблюдать установленный Банком России порядок представления в Банк России и раскрытия неограниченному кругу лиц информации о структуре и составе своих акционеров, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится негосударственный пенсионный фонд.

Государственная регистрация негосударственного пенсионного фонда

НПФ подлежит государственной регистрации:

в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

с учетом установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Решение о государственной регистрации:

негосударственного пенсионного фонда при его создании, в том числе путем реорганизации,

о государственной регистрации изменений, вносимых в устав НПФ, или

о государственной регистрации при ликвидации НПФ

принимается Банком России в установленном им порядке.

Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда:

  • Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций НПФ.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений:

о создании, реорганизации и ликвидации НПФ,

сведений о внесении изменений в устав НПФ

осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России,

  • а внесение в ЕГРЮЛ иных сведений, которые подлежат внесению в указанный реестр,

осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании уведомления Банка России.

Документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений представляются в Банк России в сроки:

  • предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов:

осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом;

Банк России ведет книгу государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Учредительные документы негосударственных пенсионных фондов

Учредительным документом НПФ является:

устав негосударственного пенсионного фонда;

устав НПФ утверждается его учредителями (учредителем).

Дополнительно к сведениям, предусмотренным Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", устав НПФ должен содержать:

полное фирменное наименование негосударственного пенсионного фонда, содержащее слова "негосударственный пенсионный фонд", и сокращенное фирменное наименование фонда, содержащее аббревиатуру "НПФ";

указание на исключительный характер деятельности негосударственного пенсионного фонда;

указание на максимальную долю от доходов, полученных НПФ от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемую в состав собственных средств негосударственного пенсионного фонда;

указание на формирование попечительского совета НПФ с включением в его состав вкладчиков, участников и застрахованных лиц (их представителей).

Требования к уставному капиталу и собственным средствам НПФ

Минимальный размер уставного капитала НПФ:

должен составлять - не менее 120 миллионов рублей,

а с 1 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей.

В случае принятия негосударственным пенсионным фондом решения об уменьшении его уставного капитала:

лица, перед которыми НПФ несет обязанности по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании,

управляющие компании этого фонда, его специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и исполнители услуг по ведению пенсионных счетов

не являются кредиторами НПФ для цели применения положений законодательства РФ об акционерных обществах о защите прав кредиторов при уменьшении уставного капитала акционерного общества.

Минимальный размер собственных средств НПФ:

рассчитанный в порядке, установленном Банком России,

должен составлять - не менее 150 миллионов рублей,

а с 1 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей.

Краткое содержание:

  • «Как вы нам дороги»
  • Закрытие ПФР
  • Перспективы
  • Обсуждение


Пока в Государственной думе горячо обсуждались поправки в Конституцию, на сайте РОИ была размещена инициатива № Ф 7762629, выдвинутая на федеральном уровне. Ее авторы предлагают ликвидировать Пенсионный фонд РФ. Услышав эту новость, далеко не все граждане поняли, что именно кроется за данной фразой, и как это может сказаться на действующих и будущих пенсионерах. Сейчас я попробую это объяснить.

«Как вы нам дороги»

Создатели инициативы указывают на то, что обслуживание большого количества отделений ПФР и содержание 122 000 работающих в них человек оплачивается в том числе и из пенсионных накоплений граждан, а средств из других источников недостаточно. Поэтому пенсии граждан теряют в размерах. Также указывается на некомпетентность многих сотрудников Пенсионного фонда, на большое количество нарушений с их стороны и множество установленных фактов коррупции, при работе с обращениями на получение и перерасчет пенсий.

Помимо огромных трат на содержание самого себя, Пенсионному фонду часто припоминают скандалы, связанные с необоснованно большими тратами на командировки и корпоративы, дорогостоящими зданиями и задержанными за взятки высокопоставленными руководителями. Все это сильно диссонирует на фоне постоянных предложений лишить ту или иную группу пенсионеров очередной выплаты и скандала с январской индексацией, после которой некоторые граждане получили прибавку «в один рубль».

Закрытие ПФР

Инициатива предполагает поэтапное закрытие отделений ПФР – по мере того, как их функции будут передаваться расширяющимся для этого отделениям МФЦ. Также предполагается увеличение связанных с пенсионным обеспечением обращений, через портал Госуслуги. Счетами же граждан должны будут заняться банки.

К слову, предложение полной ликвидации Пенсионного фонда, заучит не в первый раз. Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, год назад уже выдвигал такое предложение, называя ПФР непрозрачной, неэффективной и ненужной организацией. Тогда политик предлагал передать управление пенсиями Федеральному казначейству.

Перспективы

Я считаю, что инициаторы не учли многие важные нюансы. В первую очередь, касающиеся реализации. Расширение отделений МФЦ для полной передачи им функций ПФР потребует дополнительного набора персонала. А куда денутся работники закрытых ПФР? Скорее всего, именно они и займут эти новые места. То есть, будут работать те же самые люди, с теми же самыми навыками, просто поменяется табличка на входе. И на реализацию этого проекта наверняка уйдет немало денег.

Кроме того, передача баз данных новой организации с их переносом на новую систему с большой долей вероятности может привести к потере части информации о пенсионных баллах и стаже граждан. Их восстановление – долгий и мучительный процесс, который, вероятно, ляжет на плечи самих граждан. Но и оставаться в современном своем виде ПФР, скорее всего, долго не сможет.

Для сравнения: в Управлении социального обеспечения США, в два с лишним раза меньше сотрудников, а население в два с половиной раза больше. И они вполне профессионально справляются со своей задачей, несмотря на то что объемы выплат пенсий и пособий почти в 10 раз больше.

Да, менять ситуацию действительно необходимо. Но, по моему мнению, предложенная инициатива этому не поможет. Вместо нее стоило бы начать с приведения в порядок баз данных, работы по устранению возможных сбоев и ошибок в них. Необходимо продумать способы защиты от потери стажа и баллов из-за ошибок на всех этапах. Основные проблемы известны, но эффективной системы их решения нет.

По мере обучения новых специалистов штат уже имеющихся сотрудников следует сокращать до тех пор, пока он не достигнет приемлемых размеров. Один хорошо подготовленный сотрудник, работающий с нормальной системой, может заменить нескольких малоорганизованных, работающих «как принято».

А что по этому поводу думаете вы? Согласны ли вы с автором инициативы или со мной или имеете другую точку зрения? Прошу принять участие в обсуждении публикации, в комментариях под ней. Спасибо за внимание.

Негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Чем занимается НПФ?

НПФ осуществляет два несвязанных друг с другом вида деятельности:

  • Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО);
  • Обязательным пенсионным страхованием (ОПС).

После 2010 года структура пенсии гражданина РФ изменилась – теперь она состоит из страховой и накопительной. На первую уходит 16 % ФОТ (фонда оплаты труда) из отчисления работодателя, а на вторую – 6 %. Взносы, направляемые на страховую часть пенсии, расходуются на денежные выплаты людям, которые сейчас получают пенсию, а накопительной частью можно распоряжаться самостоятельно. Накопительную часть пенсии каждый гражданин РФ может перенести в НПФ.

Накопительная часть инвестируется пенсионным фондом и приносит доход. При этом доходность инвестиций НПФ в среднем превышает аналогичный показатель Пенсионного фонда РФ, соответственно, и размер пенсионных накоплений граждан-клиентов НПФ повышается.

Когда клиент заключает с фондом договор о негосударственном пенсионном обеспечении, все перечисляемые по договору НПО пенсионные взносы будут отражаться на пенсионном счете клиента. Средства, доверенные в управление НПФ, будут инвестироваться в интересах клиента, принося доход.

Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляются на следующих принципах:

1) обеспечения сохранности указанных средств;

2) обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;

3) определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;

4) учета надежности ценных бумаг;

5) информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;

6) прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;

7) профессионального управления инвестиционным процессом.

Что представляет собой корпоративное пенсионное обеспечение? По сути, это специальный вид пенсий людей отдельных профессий. Если за рубежом этот вид пенсионного обеспечения достаточно популярен, то в России он пока носит частный характер и не имеет полноценной законодательной базы.

Стоит ли опасаться НПФ?

Многие люди, ранее не знакомые с НПФ, боятся отдавать в их руки управление своей будущей пенсией. Эти организации изначально созданы для того, чтобы сделать нашу с Вами старость финансово независимой.

Еще одним немаловажным аспектом является то, что деятельность НПФ постоянно находится под контролем целого ряда структур, среди которых Счетная палата, Пенсионный фонд РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также независимые аудиторы и актуарии.

«Актуарий - лицо, профессионально обученное математическим аспектам страхования, таким, как расчет премий, обязательств по полису и других величин» Д. Бланд, Страхование: принципы и практика. М. Финансы и статистика, 1998, с. 369.

«Актуарий - лицо, в область деятельности которого входит приложение вероятностной и статистической теории к проблемам страхования, инвестирования, финансового менеджмента и демографии» Н. Cockerell, Witherby's dictionary of insurance, London, Witherby, 1980, p. 33.

«Актуарий - профессионал, подготовленный в области применения вероятностных методов; используя математические методы для постановки, анализа и решения сложных задач в области бизнеса, финансов и социальной сферы, актуарий оценивает индивидуальные и корпоративные риски и вырабатывает финансово обоснованные страховые и пенсионные схемы» Ж. Лемер - руководитель Департамента страхования и риска Warton School, вице-президент ASTIN

Законодательной базой деятельности НПФ служат федеральные законы «О негосударственных пенсионных фондах» (ФЗ № 75), «О некоммерческих организациях (ФЗ № 14), а также ряд других нормативно-правовых актов.

Реорганизация и ликвидация НПФ

НПФ может быть реорганизован путем слияния, присоединения, выделения или разделения по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» (ФЗ № 75). Положения законодательства Российской Федерации об акционерных обществах применяются при реорганизации акционерных пенсионных фондов с учетом особенностей, установленных ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ФЗ № 75).

НПФ должен разослать уведомления о реорганизации/ликвидации. Уведомление о начале процедуры реорганизации, направляемое кредиторам НПФ по обязательствам, отличным от обязательств, возникших из договоров об обязательном пенсионном страховании, дополнительно должно содержать сведения об установленном в соответствии с законом порядке реализации ими права требования досрочного прекращения или исполнения обязательств в связи с реорганизацией фонда. А уведомление по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании, дополнительно должно содержать сведения об установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке реализации ими права на переход из реорганизуемого фонда в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации.

После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации реорганизуемый фонд дважды с периодичностью один раз в месяц размещает в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, а также в одном из печатных изданий, предназначенных для опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены реорганизуемый фонд и обособленные подразделения реорганизуемого фонда, уведомление о своей реорганизации.

В случае нарушения реорганизуемым фондом требований к порядку проведения реорганизации, установленному законом, Банк России вправе ввести запрет на проведение реорганизации фонда до устранения фондом оснований для введения такого запрета.

Принудительная ликвидация фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для конкурсного производства, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» (ФЗ № 75).

Таким образом видно, что деятельность НПФ находится под присмотром и контролем со стороны государства. НПФ не может «пропасть» бесследно для своих клиентов.

Становиться ли клиентом негосударственного пенсионного фонда выбор субъективный. Стоит помнить о том, что перед каждым поступком нужно все тщательно взвесить и оценить, и тогда все получиться.

За всю историю существования пенсионной системы в Российской Федерации ее кардинальные изменения проводились не один раз. Наиболее заметное из них произошло в 2002 году, когда пенсию по старости в России поделили на 3 обособленных группы: базовую (отменена), страховую и накопительную. Последняя же представляет наибольший интерес, поскольку до реформы 2002 года аналогов ее в нашей стране не было.

Накопительная часть в 2013 году была выделена в отдельный вид пенсионной выплаты. В соответствии с законом граждане вправе самостоятельно определять необходимость формирования данного вида обеспечения и распоряжаться тем, каким образом оно будет происходить – перечисляться в ПФР или в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Работа НПФ — это лицензируемая деятельность и за определенные нарушения организация может лишиться документа.

Бесплатно по России

Можно ли доверять НПФ

Многие граждане, которые вправе распоряжаться тем, каким образом будет формироваться их будущее пенсионное обеспечение, хоть и приняли решение о перечислении части страховых взносов на накопительную часть, однако оставили ее в государственном фонде. Такая позиция многими мотивируется тем, что накопления в ПФР находятся в большей сохранности.

НПФ же предлагают увеличить будущую пенсию за счет инвестиционного дохода, который образуется в результате вложений пенсионных средств граждан в различные проекты (в основном акции и иные ценные бумаги). Так существует ли риск потерять свою пенсию, формируя ее в НПФ?

Ответ на этот вопрос несколько неоднозначен. За те суммы, которые работодатель или сам гражданин перечисляет на накопительную часть, переживать не стоит. Федеральное законодательство предусматривает разносторонние меры контроля деятельности НПФ. Кроме этого, «пенсионные» деньги не могут быть взысканы по обязательствам негосударственного фонда, возникшим по каким-либо причинам.


Однако пенсию переводят в НПФ для получения дохода от инвестиций. Его же никакой фонд гарантировать не может. Потеря инвестиционного дохода вполне может случиться по причине финансовых проблем у НПФ, однако он же утрачивается, к примеру, и при переходе из одного фонда в другой чаще, чем один раз в 5 лет.

Кроме аккумулирования и формирования накопительной пенсии, что происходит в рамках ОПС, НПФ активно заключают договора добровольного пенсионного страхования. Государственные гарантии сохранности средств не распространяются на эти накопления. В этой связи существует риск, что в случае банкротства или отзыва лицензии у фонда они будут утрачены.

Из вышесказанного следует, что доверять НПФ можно и размещение накопительной части пенсии на их счетах не предполагает рисков ее утраты. В то же время прекращение деятельности фонда зачастую становится причиной потери инвестиционного дохода и средств, размещенных в рамках договоров добровольного пенсионного страхования.

Наиболее частой причиной прекращения деятельности рассматриваемых организаций является отзыв лицензии, который происходит по инициативе Центробанка РФ.

Список негосударственных фондов, у которых отозвали лицензию

Первые негосударственные пенсионные фонды начали появляться примерно в середине 90-х годов, однако они еще не участвовали в системе ОПС. После того, как гражданам позволили переводить пенсионные накопления на счета НПФ, контроль деятельности последних значительно усилился. Центральный банк РФ ежегодно по причине неисполнения ими требований законодательства.

Наиболее крупными организациями, которые закрылись в последние годы, являются:

  • «Держава»;
  • «Солнце. Жизнь. Пенсия»;
  • «Защита будущего»;
  • «Солнечное время»;
  • «Адекта-Пенсия»;
  • «Поволжский»;
  • «Мечел-Фонд»;
  • «Сибирский капитал».

Деятельность данных организаций с отозванной аккредитацией на сегодняшний день прекращена.

За что могут лишить лицензии НПФ

Чтобы организация была лишена лицензии на осуществление деятельности в рамках ОПС, должна быть веская причина. ЦБ РФ принимает подобное решение в следующих случаях:

  • сокрытие или недостоверность предоставляемой регулятору информации;
  • отсутствие достаточного количества оборотных средств;
  • высокие инвестиционные риски;
  • нарушение законодательных норм при инвестировании.
  • отказ в передаче денежных средств другим НПФ в случае соответствующего волеизъявления клиента;
  • размещение активов в кредитных учреждениях, не соответствующим требованиям, которые к ним предъявляются законом.

Что такое система гарантирования сохранности пенсионных накоплений

При Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) действует специальный фонд гарантирования пенсионных накоплений. Он был создан для защиты прав и интересов граждан, застрахованных в системе ОПС. Каждый НПФ имеет обязательство по перечислению денежных средств в данный фонд. Если у участника системы будет отозвана лицензия, то АСВ осуществит компенсацию потерянных средств клиентам организации.

Таким образом, государство гарантированно обеспечивает сохранность пенсионных накоплений граждан в рамках ОПС.

Что будет с накоплениями, если НПФ обанкротится

В соответствии с действующими правовыми нормами после отзыва лицензии назначаются временные управляющие, в обязанность которых входит перевод всех денежных средств в ПФР с последующей ликвидацией фонда как юридического лица.

Накопительная пенсия, с момента аннулирования лицензии, переходит в ПФР. В этой связи гражданину необходимо до истечения календарного года подать соответствующее заявление о выборе другого страховщика.

Если же клиент неблагонадежного фонда решит оставить накопления в ПФР, то никаких действий ему предпринимать не нужно.


Вопросы и ответы

В 2016 году я заключил с известным пенсионным фондом договор для формирования добровольной накопительной пенсии и исправно вносил средства на свой счет. Теперь он разорился, что же будет с моими деньгами?

К сожалению, АСВ не осуществляет компенсаций денежных средств в рамках договоров добровольного пенсионного страхования. Вопрос о том, получите ли Вы свои средства, будет решаться в зависимости от наличия собственных средств фонда после завершения процедуры ликвидации.

Не могу определиться с выбором негосударственного пенсионного фонда. Множество их них предлагают одинаково заманчивые предложения по доходности. Как же выбрать наиболее подходящий?

Доходность является важным критерием при выборе НПФ. Однако не следует забывать, что не всегда увещевания агентов и рекламные проспекты соответствуют действительности. В среднем доходность успешных фондов составляет около 8-10%. Если обещают выше, то это, по всей видимости, недобросовестная организация.

Топ-5 самых надежных компаний

Ниже представлен Топ-5 негосударственных фондов по версии «Эксперт РА» – ведущего аналитического агентства России.

  1. «ГАЗФОНД «пенсионные накопления».
  2. АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ».
  3. «ГАЗФОНД
  4. «ВТБ Пенсионный фонд»
  5. «НПФ Сбербанка».

Заключение

Для осуществления деятельности в рамках ОПС негосударственным пенсионным фондам требуется наличие лицензии. Однако, по причине нарушения законодательства последними, разрешение может быть отозвано, что грозит ликвидацией организации.


Клиентам фонда, у которого отозвана лицензия, по большей части, не о чем переживать, поскольку накопительная часть пенсии застрахована в государственной системе. Однако инвестиционный доход и добровольные перечисления могут быть утеряны, поэтому к выбору все же необходимо подходить крайне осознанно.

Полезное видео

Еще больше информации по теме в видео:

Лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов призвал ликвидировать Пенсионный фонд России. Платить россиянам пенсии он предлагает напрямую из бюджета. Разбираемся, стоит ли всерьез рассматривать такой механизм и может ли он решить имеющиеся пенсионные проблемы.


Фото: Москва 24/Михаил Сипко

Пенсионный фонд не нужен?

Депутат Госдумы и лидер справедливороссов Сергей Миронов предложил ликвидировать Пенсионный фонд России (ПФР). По его словам нарушения в работе фонда, которые выявила Счетная палата РФ, свидетельствуют о низком качестве работы ПФР.

"Отчет Счетной палаты о работе Пенсионного фонда и состоянии его баз данных приводит в ужас. Хуже всего то, что от этих технических ошибок и бардака страдают самые социально незащищенные люди: пенсионеры и получатели пособий", – пояснил парламентарий.

Миронов считает, что пенсии россиянам можно платить напрямую из бюджета, а затраты фонда на штат, офисы и IT-инфраструктуру себя не оправдывают.

Ранее Счетная палата (СП) РФ обнаружила ошибки в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда России (ПФР), которые приводили к нарушению пенсионных прав россиян. В частности, в 2017–2019 годах не начисляли доплаты к пенсиям более чем в половине случаев.

Но после аудита пенсионерам было доплачено 2,2 миллиона рублей. Основной проблемой учета стало открытие двух и более счетов на одного и того же человека, а также присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам. Выплата могла назначаться на основании данных о страховых взносах только одного счета, тогда как на момент обращения за назначением пенсии у гражданина было два и более счетов. Из-за этого размер пенсионной выплаты уменьшался.

В СП указали, что Минтруд и ПФР должны проверить назначенные и пересчитанные пенсии и доплатить гражданам недополученные деньги.


Фото: Москва 24/Михаил Сипко

А станет ли лучше?

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по соцполитике, глава Союза пенсионеров России Валерий Рязанский заявил Москве 24, что предложение депутата Сергея Миронова выглядит нереалистично и он его не поддерживает.

"Это нереалистично с учетом того, что у нас страховая пенсионная система и бюджет имеет опосредованное отношение к нашим пенсиям. Это сломает всю страховую систему, вызовет просто недоверие людей, которые на сегодняшний день только-только поняли и почувствовали стабильность в работе пенсионной системы", – пояснил сенатор.

По словам Рязанского, если ликвидировать ПФР, то сразу появится множество вопросов: кто будет страховать, кто будет оперативно управлять всеми процессами, какая госслужба будет это делать и так далее.

Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников также считает, что такая радикальная мера в отношении Пенсионного фонда "технологически нереализуема".

"Слишком большие издержки: придется останавливать бюджетные процессы или переделывать их на ходу, что влечет за собой неточности и, может быть, даже большие ошибки, чем выявлены Счетной палатой. Передача выплат страховых пенсий в бюджет тоже не решит проблему повышения пенсий до уровня ведущих экономик мира", – пояснил эксперт Москве 24.

По его мнению, политик предложил такие радикальные меры в связи с ошибками в учете ПФР и из-за низкого коэффициента соотношения средней пенсии к средней заработной плате.


Фото: портал мэра и правительства Москвы

По словам Масленникова, в проекте общенационального плана восстановления экономики значится создание нового института – социального казначейства. Эта структура должна как раз навести порядок во всех учетах, связанных с движением социальных трансфертов, отметил эксперт.

"Поэтому торопиться раньше времени не стоит. Даже, наоборот, стоило бы все, что есть в Пенсионном фонде России, по возможности интегрировать с точки зрения информационных баз и всего остального. Конечно, что-то придется менять в ПФР, но схлопывать и уничтожать этот институт, я думаю, преждевременно и нерационально", – подчеркнул собеседник Москвы 24.

Эксперт добавил, что увеличить размер пенсии в России можно только с помощью накопительной части пенсии, которая сейчас заморожена. Когда правительство примет решение о разморозке, пока не известно.

Пенсионному фонду предстоят сокращения и реорганизация, вопрос в том, будет ли от них толк





Пенсионный фонд России ждут масштабные сокращения. Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя назначение экс-министра труда и социальной политики Максима Топилина на пост главы фонда.

По словам Голиковой, сокращения, прежде всего, будут связаны с процессом цифровизации ПФР. Правительство недавно начало анализ информационных систем фонда, чтобы их оптимизировать и сделать получение услуг гражданами более удобным.

«Не все получается, но мы должны это сделать», — отметила вице-премьер. Она не исключила, что изменения затронут территориальные отделения ПФР, хотя не уточнила, сколько именно сотрудников может быть сокращено. Но в результате на структуру Пенсионного фонда «можно будет посмотреть другими глазами».

Нельзя исключать, что под сокращениями из-за цифровизации Голикова подразумевает грядущие чистки, которые готовятся в ПФР. За последний год в фонде произошло немало скандалов. Так, летом 2019 года по подозрению в получении взятки был задержан заместитель председателя правления ПФР Алексей Иванов. По версии следствия, Иванов получил за «совершение действий в пользу компании „Техносерв“ и общее покровительство» взятку в размере не менее 4,4 млн руб. Экс-зам Пенсионного фонда вину признал, дал показания против соучастников и «раскаялся в содеянном».

Еще одно громкое уголовное дело уже в новом году заведено в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей.

Да и вообще, к Пенсионному фонду накопилось немало вопросов. Например, еще в 2018 году президент Владимир Путин во время ежегодного послания раскритиковал Фонд за «дворцы», в которых находятся его отделения в разных городах РФ. По словам президента, недвижимость ПФР оценивается в 120 миллиардов рублей. Правда, он добавил тогда, что просто продать все эти здания и пустить деньги на выплату пенсий было бы неэффективно, поскольку их «хватит только на 6 дней». Да и в ПФР ответили, что их здания — не дворцы, а «обычные офисы», которые построены по нормативам, и в них идет прием населения.

Некоторые СМИ уже написали о том, что ПФР, возможно, ждет переезд в менее роскошные апартаменты, так что у Топилина появится еще один фронт работ.

Наконец, новому министру предстоит разобраться со сложной внутренней структурой ПФР. Как рассказал «СП» доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков, систему персонального учета внутри ПФР необходимо превратить в единый государственный банк социальной информации, интегрировав ее с базами данных других ведомств.

Однако принципиальный момент в том, что такая единая служба должна финансироваться из государственных средств. Сейчас же есть подозрения, что цифровизация происходит за счет пенсионеров, что недопустимо.

«Не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала», — утверждает Гудков.

В общем, поводов для чисток и изменений в Пенсионном фонде более чем достаточно. Вопрос в том, будет ли проводить их идеолог пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста Максим Топилин, и входит ли это в список поставленных ему задач в принципе. Некоторые эксперты считают, что это возможно, например, автор Telegram-канала «Политджойстик», политтехнолог Марат Баширов написал, что при Топилине ПФР может выйти из «роли статиста» и «стать помощником в реализации задач, которые поставил президент».

Однако другие специалисты очень сомневаются в такой оценке. По мнению директора Центра политологических исследований Павла Салина, оптимизация возможна, но задача провести масштабные чистки или вскрыть злоупотребления в ПФР перед Топилиным не стоит. Хотя контроль над Пенсионным фондом и его огромными денежными потоками может быть усилен.

— Что касается процедурной деятельности ПФР, интерес правоохранителей к ней сохраняется. В прошлом году арестовали замглаву Фонда, который как раз отвечал за цифровизацию. Но он не входил в команду Антона Дроздова, а был делегирован со стороны, поэтому к тогдашнему главе ПФР, видимо, критических претензий не возникло. Бенефициарами этих злоупотреблений при цифровизации, видимо, выступала не команда Дроздова, а кто-то еще.

После прихода Максима Топилина в ПФР, вероятнее всего, последуют кадровые перестановки. Просто потому, что сейчас мы видим в правительстве и госструктурах тренд на кадровое усиление за счет выходцев из силовой среды. Возможно, и в Пенсионном фонде произойдет то же самое. На денежные потоки расставляют все больше силовиков, чтобы они тщательно следили за их распределением. Это было и раньше, но сейчас процесс набирает обороты. А ПФР — это очень большие денежные потоки.

Поэтому перестановки возможны, но чистками в полном смысле слова я бы их не назвал. И вряд ли их будут подавать в таком ключе. Процесс будет происходить более спокойно и последовательно. В любом случае, для рядовых граждан от этого ничего не изменится.

«СП»: — Почему?

— Во-первых, потому что на место прежних бенефициаров придут новые. А во-вторых, потому что сам функционал Пенсионного фонда не предусматривает принятия решений, которые могли бы кардинально повлиять на судьбу граждан, даже пенсионеров, в худшую или лучшую сторону. Эти решения принимаются в других кабинетах. Пенсионный фонд — это всего лишь большая касса, куда направляются деньги, а потом оттуда расходуются. Поэтому, по какому бы сценарию изменения ни пошли, если они вообще будут проходить, для россиян ничего не изменится.

«СП»: — То есть речи о том, что ПФР может стать более независимым органом, не идет?

— Конечно. Никто сейчас структуре, которая распоряжается финансами, тем более такими колоссальными, большей независимости предоставлять не будет. Более того, даже ту самостоятельность, которая была у ПФР, скорее всего, немного подрежут.

Хотя структурные изменения возможны. Напомню, что раньше лоббировали идею объединения ПФР с другими небюджетными фондами, но Дроздов ее успешно блокировал. Возможно, сейчас ей попытаются дать второе дыхание. Хотя с учетом того, что руководство ПФР поменялась, а главная цель этого предложения была именно в том, чтобы убрать Дроздова, может быть, в этом уже и нет нужды.

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец также сомневается в том, что в ПФР грядут изменения. По мнению политолога, власть считает работу Пенсионного фонда вполне эффективной, а раз так, то и принципиальных реформ там не нужно.

— Не думаю, что Топилину будет поставлена задача проводить чистку. Вряд ли стоит ждать серьезных изменений. Дроздов в последние годы вложил много сил, чтобы оптимизировать работу ПФР в том, что касается IT. Он сделал примерно то же самое, что Мишустин сделал в Налоговой службе, по крайней мере, во внутренней структуре.

Конечно, многое нужно сделать в части взаимодействия с населением. Это, прежде всего, облегчение бизнес-процессов и документооборота, связанного с оформлением пенсий. Есть также проблема с людьми, которые приехали из-за границы, и должны подтверждать свой стаж за пределами России.

Так что Топилин будет просто поддерживать работу Пенсионного фонда, решать эти проблемы, что-то оптимизировать, но вряд ли нас ждут чистки. ПФР — достаточно эффективная структура, и для Топилина перемещение в нее — это, скорее, повышение, чем понижение.

«СП»: — В самом деле?

— До этого он курировал Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, но, несмотря на это, ПФР общался с правительством напрямую. Министерство труда было для него декоративной надстройкой. А сейчас Топилин получил в свое распоряжение десятки тысяч сотрудников и огромные деньги, которыми распоряжается ПФР. Дроздов же, скорее всего, пал жертвой коррупционных скандалов, и теперь отправился на должность заместителя министра финансов.

| Пенсионная реформа в России, последние новости:

Читайте также: