Споры о назначении пенсии украина

1. Настоящий Порядок определяет процедуру подачи и рассмотрения жалоб на решения о назначении, перерасчете, отказе в назначении, переводе с одного вида пенсии на другой, выплате пенсий (далее — решение), принятые главными управлениями Пенсионного фонда в районах и городах Украины (далее — органы, назначающие пенсии).

2. В случае, если гражданин считает, что орган, который назначает пенсию, принял решение, противоречащее законодательству о пенсионном обеспечении или выходит за пределы его компетенции, установленной законом, гражданин имеет право обжаловать такое решение в органе Пенсионного фонда Украины высшего уровня.

3. Жалоба на решение органа, который назначает пенсии, подается гражданином лично или законным представителем в соответствии с законодательством или представителем, действующим на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально (далее — заявитель).

Обратите внимание, что подача жалобы в соответствии с настоящим Порядком не лишает заявителя права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством.

4. Жалоба на решение управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также в городах и районах подается соответственно в главные управления Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее — региональные органы ПФ Украины), на решение региональных органов Пенсионного фонда Украины — в Пенсионный фонд Украины и сопровождается документами, свидетельствующими о принятия неправильных решений.

Жалоба может быть подана в орган Пенсионного фонда Украины в течение одного года с момента принятия решения, но не позднее одного месяца с момента ознакомления заявителя с принятым решением. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом Пенсионного фонда Украины, который рассматривает жалобу.

5. В жалобе должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя
  • наименование органа ПФУ, которым принято решение
  • суть возбужденного требования
  • информация об обжаловании решения Пенсионного фонда в суде (в случае обжалования)

Жалоба должна быть изложена в письменной форме и подписана заявителем с указанием даты. Документы направляются в орган Пенсионного фонда Украины по почте или передается заявителем лично. В случае необходимости заявитель может подавать другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются заявителю.

Жалоба, оформленная без соблюдения требований, не дает возможности рассмотреть дело по существу, возвращается заявителю с обоснованиями не позднее 10 дней со дня получения.

6. Если вопросы, затронутые в жалобе, полученной органом Пенсионного фонда Украины, не относятся к его полномочиям, то такая жалоба в срок не более пяти рабочих дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается заявителю.

Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом Пенсионного фонда Украины от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, о чем выносится решение о прекращении рассмотрения такого обращения и сообщается заявителю.

7. В случае, если орган Пенсионного фонда направляет заявителю решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой заявитель имеет право обратиться с повторной жалобой в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня в течение срока, указанного в п. 4 данного Порядка.

8. По желанию лица жалоба может быть рассмотрена Комиссией по вопросам рассмотрения жалоб граждан на решения органов Пенсионного фонда Украины относительно пенсионного обеспечения (далее — Комиссия), созданной при ПФУ или при региональных органах Пенсионного фонда Украины.

Обратите внимание, что решение Комиссии носит рекомендательный характер.

9. Пенсионный фонд обязан принять мотивированное решение и направить его в срок не более 1 месяца со дня поступления жалобы на адрес заявителя по почте или предоставить ему под расписку.

Если в месячный срок решить затронутые в жалобе вопросы невозможно, орган Пенсионного фонда Украины может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы заявителя, о чем письменно уведомить заявителя до истечения тридцатидневного срока. При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать 45 дней.

По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения жалобы может быть сокращен от установленного этим пунктом срока.

В случае, если последний день срока рассмотрения жалобы приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый следующий рабочий день.

10. Орган Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалобы заявителя проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения и принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения
  • удовлетворяет жалобу полностью или частично. В этом случае органу, который назначает пенсии, даются указания о надлежащих действиях

11. Решение по рассмотрению жалобы заявителя принимает руководитель соответствующего органа Пенсионного фонда Украины (или его заместитель в соответствии с распределением функциональных полномочий).

Жалобы Героев Советского Союза, Героев Украины, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются соответственно Председателем правления Пенсионного фонда Украины, начальниками региональных органов Пенсионного фонда лично.

12. Решение о результатах рассмотрения жалобы оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Решение оформляется на бланке органа Пенсионного фонда Украины, который рассматривал жалобу. В решении указываются:

  • фамилия и инициалы заявителя
  • дата и номер обжалуемого решения
  • дата принятия жалобы к рассмотрению
  • краткое изложение требований заявителя
  • сведения о предмете обжалования, в отношении которого составлена жалоба
  • перечень документов, которые были приняты во внимание при рассмотрении жалобы
  • результаты исследования материалов жалобы и доказательств, на которых основаны выводы должностного лица Пенсионного фонда Украины, которое рассматривало жалобу
  • ссылки на конкретные статьи и пункты законов Украины и других нормативно-правовых актов, которыми обоснован ответ на жалобу и вывод о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении требований заявителя

В решении также отмечается, что в случае несогласия заявителя с принятым решением оно может быть обжаловано в органе ПФУ высшего уровня (с указанием срока такого обжалования) или в судебном порядке. Решение Пенсионного фонда Украины, принятое по рассмотрению жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в срок, предусмотренный законом.

В случае полного или частичного удовлетворения жалобы к решению даются распоряжения органа Пенсионного фонда Украины, решение которого отменено полностью или в определенной части, о совершении соответствующих действий. Решение после указания регистрационного номера исходящей корреспонденции направляется (вручается) заявителю.

Решение считается направленным (врученным) заявителю, если оно вручено под расписку или направлено письмом в его адрес по месту жительства.

13. Отзыв жалобы производится по письменному заявлению заявителя.

14. Информация, которая стала известна должностным лицам органов Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалоб, является служебной и не подлежит разглашению. Порядок использования информации предусмотрен Инструкцией о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих служебную информацию, в ПФУ и его органах, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.06.2002 №11-1, зарегистрированной в Министерстве юстиции 12.07.2002 за №583/6871 (с изменениями).

7 online консультации по “ Порядок рассмотрения жалоб на решения Пенсионного фонда ”

Бабушка переоформляет пенсию умершего деда на себя. Пенсионный фонд затягивает это дело и не хочет выплачивать деньги (остаток и дальнейшие начисления). Уже было много судов, по решениям которых должны все выплатить, но ПФ их не исполняет.

Сотрудник ПФ не засчитал рабочий стаж — ему не понравилась одна цифра в дате приёма на работу, сказал: «исправление». Хотя день трудоустройства совпадает с датой приказа о зачислении на работу и днём выдачи трудовой книжки (первое место работы). Восстановить документы через архивы не удалось, т.к. отсутствуют кадровые ведомости данного предприятия.

Здравствуйте. В Пенсионном Фонде отказывают в перерасчете пенсии, ссылаясь на отсутствие оснований. Как заставить чиновников дать письменный ответ, чтобы подать на ПФ в суд?

Консультация юриста

Чтобы обратиться с исковым заявлением в суд для увеличения размера пенсии нужно предварительно отправить в ПФУ требование пересчитать сумму пенсионных выплат. Это делается с помощью отправки заказного письма с уведомлением на адрес Пенсионного фонда вашего района. Согласно Закона Украины «Про звернення громадян» ответ должен быть предоставлен в срок 30 дней.

День добрый. Подскажите, в какие сроки я могу обжаловать в суде решение Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии? Буду очень благодарна за квалифицированную юридическую помощь!

Консультация юриста

Согласно нормам ч. 1, 2 ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины иск против Пенсионного фонда может подаваться в шестимесячный срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Вместе с тем, если истец пользовался досудебным порядком урегулирования спора (обжалование в ПФУ), то для обращения в админсуд устанавливается месячный срок, исчисляемый со дня получения решения на рассмотрение жалобы.

Спасибо за полезную информацию для пенсионеров. Иногда добиться от ПФ вразумительного ответа о перерасчёте выплат бывает очень сложно.


Реформирование пенсионной системы в Украине, к сожалению, не способствовало уменьшению споров, связанных с пенсионным обеспечением. Большинство противоречий и спорных вопросов в данной сфере можно решить только в судебном порядке. Факторами, которые побуждают обращаться в суд, – вынесение решений Пенсионным фондом, руководствуясь подзаконными нормативно – правовыми актами, а не профильными законами и Конституцией Украины, а также процессуальные ошибки работников Пенсионного фонда, которые безосновательно отказывают в том, что положено по закону.

Спорные вопросы по пенсионному законодательству

Наиболее распространенными видами таких споров являются:

  • Назначение пенсии. Чаще всего речь идет о льготных пенсиях по списку № 1, по списку № 2, из – за того, что определенный вид трудовой деятельности в один год входил в перечень “особо тяжелые условия труда”, “тяжелые условия труда”, а на следующий год не включен. Также может быть и ошибка работодателя при сдаче отчета в органы ПФУ при определении кодировки профессии, как “вредная” или “тяжелая” деятельность.
  • Подтверждение стажа работы. На сегодня – это самая актуальная составляющая алгоритма расчета пенсии. Иногда запись в трудовой книжке внесена некорректно и не принимается в расчет при начислении пенсии.
  • Приостановление выплаты пенсий.
  • Приостановление выплаты пенсий.
  • Задолженность по выплате пенсий внутренне перемещенным лицам.
  • Пенсии пенсионерам, которые выезжают за рубеж.
  • Проблемы, возникающие при оформлении пенсий по инвалидности, потере кормильца.
  • Пенсии военнослужащим, участникам боевых действий, семьям погибших.
  • Споры о сумме начисленной трудовой пенсии.
  • Начисление выплат с нарушением действующего законодательства.
  • Незаконные действия или бездействия со стороны работников органов Пенсионного фонда Украины.

И это далеко не полный перечень оснований для обращения в суд в пенсионных делах.

Исковое заявление

При несоблюдении прав и законных интересов со стороны работников Пенсионного фонда необходимо подавать исковое заявление в Административный суд. Иск можно составить самостоятельно или обратиться за помощью к юристу.

В исковом заявление в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:

Адресная часть – наименование суда, в который подается исковое заявление; данные истца; данные ответчика. В данные включаются: ФИО сторон, место жительство, идентификационный код, серия и номер паспорта, мобильный телефон, адрес электронной почты.

Основная часть – изложить обстоятельства, при которых были нарушены права. Указать виновное лицо и приложить доказательства, подтверждающие указанные обязательства.

Требовательная часть – четко сформулировать требования, которые необходимы для восстановления нарушенных прав.

Заключительная часть – подпись, дата составления, перечень прилагаемых документов.

Важно! Если при составлении искового заявления не будут учтены требования законодательства, суд имеет право не принять его к рассмотрению.

К иску прилагаются документы: копии иска и всех документов, квитанции, подтверждающие уплату судебного сбора, ходатайство об истребовании доказательств. К иску, подписанному представителем истца – доверенность, подтверждающая полномочия истца. Подать иск можно через канцелярию суда или по почте заказным письмом.

Сроки обращения в суд

Административный иск может быть подан в пределах шестимесячного срока, который, исчисляется со дня, когда истец узнал о нарушении своих прав. Иск, поданный после истечения сроков обращения в суд, остается без рассмотрения, если суд не признает причины их пропуска уважительными. Если срок пропущен следует написать ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

У меня вопрос по поводу пенсионного обеспечения.

Если коротко, то мне интересен детальный алгоритм для постановки на пенсионное обеспечение в РФ граждан Украины, а именно моих бабушки и дедушки, так как я собираюсь перевезти их сюда. Я знаю, что это регулируется какими-то международными договорами и российским законодательством. Я начинал было изучать этот вопрос и немного узнал по верхам, но понял, что потрачу слишком много времени. Потому обращаюсь за помощью к Вам.

Нужны ссылки на конкретные пункты конкретных документов, которые регулируют этот процесс, чтобы я лично мог всё детально проверить, т.к. цена ошибки высока.

В качестве дополнительной информации могу рассказать, что они(дедушка и бабушка) большую часть жизни жили и работали в РСФСР, соответственно и основной стаж - тоже там. Дед был военным, служил до распада союза примерно, если я правильно помню – 28 лет. Закончил в звании полковника. Бабушка работала на разных работах, среди которых учитель, воспитатель, маляр и прочее. Дед также имеет некоторый стаж уже во время проживания на Украине(не знаю, учитывается ли это как-то).

Бабушка родилась в Иркутске, РСФСР. Дедушка же в Херсонской области УССР.

Из родственников здесь, в Петербурге, имеемся мы с братом(внуки), мама и тётя(дочки). Все граждане РФ. Зарегистрироваться бабушке с дедом есть где.

Если нужны какие-то дополнительные сведения – говорите – попробую их предоставить.

Также мне важно представлять, сколько этот процесс займёт времени.

Ответы юристов ( 2 )


Существует и действует Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.). В ст. 7 указанного Соглашения установлено:

Статья 7
При переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства — участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

При этом Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» гласит:

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию


3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Соответственно, если они не являются гражданами РФ, то им необходимо для получения права на пенсионное обеспечение получить вид на жительство в РФ. После этого необходимо будет обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства для оформления пенсии (предполагаю, что речь будет идти о пенсии по старости по Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Перечень документов, которые необходимо представить изложены в Приказе Минтруда России от 28.11.2014 N 958н. Потребуются подтверждающие документы, вид на жительство. Было бы проще, если бы Вы точнее сформулировали, что хотите узнать.

Более точная формулировка:

Видимо, не напечаталось…

Простите, набирал через приложение, а оно некорректно работает.

Сейчас сформулирую ещё раз.

Более конкретно меня интересуют все шаги: с чего начать, куда обратиться, сколько по времени займёт процесс и какие документы со стороны бабушки и деда потребуются.

Исходя из вашего ответа я понял, что для начала нужно получить вид на жительство.

Но по поводу остальных "шагов" пока что не совсем понятно.

Исходя из вашего ответа я понял, что для начала нужно получить вид на жительство.

Вот по поводу него подскажите: получается, что отказываться от пенсии на территории Украины имеет смысл, когда вид на жительство уже получен?

Да, т.к. получения вида на жительство они не являются «постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами». А право на страховую пенсию по старости, как я писал в первом ответе предоставляется именно при условии постоянного проживания (ВНЖ, статус «беженец» — не путать с «временным убежищем»)

Но по поводу остальных «шагов» пока что не совсем понятно.

Обращаться в пенсионный фонд придется в любом случае. Отдельные момент Вам уже раскрыл коллега, поэтому добавлю, что всегда ориентируйтесь на действующую на сегодня редакцию нормативного акта, которым установлен перечень документов, предполагаемых к подаче в пенсионный орган. В частности, в данном случае будет применяться Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н. В открытом доступе его можно посмотреть тут: http://docs.cntd.ru/document/4.


Они имеют право на назначение и получении страховой пенсии, при наличии соответствующих условий для ее назначения.

Право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на Украине и вернувшиеся в Россию, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.

У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство,

Для назначения российской пенсии гражданами, прибывшими с территории Украины, представляются следующие документы:

— документ, удостоверяющий личность:

для иностранных граждан – вид на жительство,

для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина Российской Федерации,

— документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002;

— пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства.
В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).

В случае если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России не менее 15 лет или наличия статуса беженца.

При этом также необходимо обратиться по вопросу регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и получить страховой номер (СНИЛС) в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации или месту фактического проживания, заполнив анкету застрахованного лица с предъявлением документа удостоверяющего личность. Оформление СНИЛС занимает три недели.

Территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства, также осуществляет прием необходимых документов.
Пенсионным фондом, самостоятельно некоторые необходимые сведения:

Документы, которые ПФР запрашивает самостоятельно, в зависимости от статуса заявителя.

С 1 июля 2012 года вступили в силу положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, находящихся в распоряжении иных государственных органах и ведомствах за исключением документов и сведений, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Так, территориальные органы ПФР путем направления межведомственных запросов, в том числе посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, самостоятельно запрашивает у других государственных органов и ведомств отдельные документы, необходимые для предоставления государственных услуг и находящиеся в распоряжении указанных органов и ведомств.

Целью такого межведомственного взаимодействия является снижение нагрузки на граждан и страхователей в части сбора документов, необходимых для получения государственных услуг ПФР.

Таким образом, территориальные органы ПФР самостоятельно запрашивают следующие сведения (информацию), необходимые для предоставления государственных услуг ПФР:

Государственная услуга по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

сведения о месте жительства (месте пребывания) на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации;

сведения, подтверждающие постоянное проживание на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
сведения, подтверждающие период постоянного проживания на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

сведения, подтверждающие факт получения (неполучения) пенсии в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

сведения, подтверждающие, что гражданин после возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости не является (не являлся) получателем ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного законодательством Российской Федерации;

сведения, подтверждающие период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

сведения, подтверждающие периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

сведения, подтверждающие периоды проживания супругов военнослужащих, проходивших военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании Российской Федерации (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения;

сведения, подтверждающие периоды проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации;

сведения о периодах службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, либо о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

сведения о принадлежности к малочисленным народам Севера;


В Украине растут требования к стажу для того, чтобы выйти на пенсию вовремя

С 2021-го вырастут требования и перестанут назначать материальную помощь

Через несколько лет половина украинцев будет работать до 63-65 лет


В Украине с 2021-го перестанут назначать "социальные пенсии". Те украинцы, которые не смогут выполнить требования по стажу, вынуждены будут работать дольше. И таких с каждым годом будет все больше и больше.

О том, как изменятся пенсионные правила через месяц и кого это коснетсячитайте в материале OBOZREVATEL.

В Украине со следующего года нужно будет иметь как минимум 28 лет стажа для того, чтобы выйти на заслуженный отдых вовремя. Всем остальным придется работать до 63-х (есть от 18 до 28 лет стажа), или 65-ти (есть от 15 до 18 лет).

Но если раньше и без официальной пенсии можно было получить выплату, с 1 января 2021-го ее отменят. Дело в том, что до конца 2020-го всем, кто не имел достаточно стажа, государство платило материальную помощь до момента, пока они не достигнут нужного возраста. К примеру, если вы выходите на пенсию в этом году, у вас есть 24 года стажа, но вам нужно 27, полную пенсию вам не назначат.

В таком случае можно выйти на пенсию в 63 года, но до 63 получать материальную выплату. Ее размер: разница между фактическим доходом и минимальной пенсией. Если не было никакого дохода, то можно было получать минимальную пенсию.

Но такие правила действуют только 31 декабря 2021-го. "Новые выплаты не будут назначать, а тем, кому она уже назначена, она будет выплачиваться до 63 или 65 лет", – рассказывает OBOZREVATEL старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследования Лидия Ткаченко. Ученая вместе со своими коллегами профессионально изучает пенсионную систему Украины.

Кстати, еще несколько месяцев назад советник министра соцполитики Николай Шамбир озвучил новость о том, что в Украине перестанут назначать социальную пенсию. Потом в комментарии OBOZREVATEL эту информацию опроверг. Мол, ее и так не назначают с 2005-го.

"Мною такие слова не были сказаны. Сейчас понятие "социальной пенсии" изживает себя. Нельзя сказать, что ее нет, но с 2005-го она не назначается. А те, кому ее уже назначили, доживают свое время", – рассказал советник министра.

И это правда. Выплата, которую сейчас назначают тем, кто не имеет нужного стажа, не называется социальной пенсией. Но по факту ее являются: ее платят тем, кто достиг нетрудоспособного возраста, но не заработал на полноценную выплату.

И что делать, если не хватает стажа?

Во-первых, самый важный шаг – заранее посчитать свой стаж. Если вам кажется, что до пенсии еще много лет и вообще ее "могут отменить пока мне будет 60", это не значит, что не нужно думать о своей пенсии.

Требования по стажу растут ежегодно, пока в 2027-м не составят 35 лет. Так, если 60 лет вам исполнится в 2027-м или позже, нужно к этому моменту уже иметь максимальный стаж, если в 2026-и – 34 года и так далее. Посчитайте, сколько лет вам осталось до пенсии, сколько стажа примерно вы сможете заработать, и посмотрите на таблице ниже – хватит ли вам для того, чтобы выйти на пенсию вовремя.


Важно работать официально. И, судя по статистике, количество украинцев, которые не смогут вовремя выйти на пенсию, будет расти. Всего за год, с июля прошлого года по июль 2020-го, количество сотрудников, которые платят взнос в Пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек. И демографическая ситуация здесь ни при чем. Коронавирус, кризис, увеличение количества физлиц-предпринимателей и смягчение штрафов.


Но есть и демографические проблемы. Согласно данным ООН (цифры озвучены в пояснительной записке к законопроекту о запуске накопительной пенсионной системы):

Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения. Причем в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить почти исключительно за счет населения трудоспособного возраста.

При условии сохранения текущих показателей рождаемости, смертности и миграции ООН прогнозирует уменьшение численности населения Украины к 2050-му на 28%, а доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет до 32%.

Населения сократится на 18%, а уровень старения возрастет до 34%. Соотношение между численностью населения пенсионного и трудоспособного возраста возрастет почти вдвое.

"Мы делали расчеты еще в 2017-м. Понятно, что это моделирование, у нас получалось, что при требовании по стажу в 30-32 года, ситуация изменится", – рассказывают в Институте демографии и социсследований.

И чем вы моложе, тем сложнее получить стаж. Вот почему: с 2004-го в стаж не считают декрет, образование. Учитываются только те года, когда вы платили взносы в Пенсионный фонд.

Что можно получить вместо пенсии?

Если на пенсию не заработали и купить стаж не можете (об этом позже), то можно оформить выплату как малоимущий. Она оформляется по примеру субсидии: если не делали покупку на сумму от 50 тысяч, если нет дополнительного дохода, если нет членов семьи, которые могут помогать и т.д.

"Многие отказываются от такой выплаты, так как нужно заполнять декларацию, доказывать, что нет дополнительных источников дохода. И это не пенсия. Это выплаты для малообеспеченных", – отмечает Ткаченко.

Второй вариант – докупить стаж. Если вам уже 60, то стоимость стажа будет считаться по формуле: 22% от минимальной зарплаты умножить на два. Сейчас это 2 640 грн за каждый месяц. Если вам нет 60-ти, стаж можно покупать постепенно, тогда его стоимость будет в два раза ниже.

По данным ПФУ, средний стаж 60-летнего украинца – 32 года. Большинство пока еще выполняют требования и выходят на заслуженный отдых вовремя. Но уже через несколько лет ситуация обострится и в результате 45% украинцев в возрасте 60 лет будут работать дополнительно 3-5 лет. Если вы рассчитываете выйти на пенсию вовремя, нужно уже сейчас позаботиться о своем стаже.

Если пенсионер не согласен с решением пенсионного органа о назначении, пересчете, отказе в пересчете или переводе с одного вида пенсии на другой, он может обжаловать такое решение в органы Пенсионного фонда высшего уровня. О том, как это сделать расскажет Prostopravo // 06.08.2018


В случае, если гражданин считает, что орган, который назначает пенсию, принял решение, противоречащее законодательству о пенсионном обеспечении или выходящее за пределы его компетенции, установленной законом, гражданин имеет право обжаловать такое решение в органе Пенсионного фонда Украины высшего уровня.

Жалоба на решение органа, который назначает пенсии, подается гражданином лично или законным представителем в соответствии с законодательством или представителем, действующим на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально.

Подача жалобы не лишает заявителя права обратиться в суд с исковым заявлением в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба на решение управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также объединенных управлений подается в главные управления Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (региональные органы Пенсионного фонда Украины). Решения региональных органов Пенсионного фонда Украины обжалуются в Пенсионный фонд Украины. Жалобу нужно сопроводить документами, которые свидетельствуют о принятии неправильных решений.

Жалоба может быть подана в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня в течение одного года с момента принятия решения, но не позднее одного месяца с момента ознакомления заявителя с принятым решением. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом Пенсионного фонда Украины, который рассматривает жалобу.

В жалобе должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя;
  • наименование органа Пенсионного фонда Украины, которым принято решение;
  • суть требования;
  • информация об обжаловании решения органа Пенсионного фонда Украина в суде (в случае обжалования решения).

Жалоба должна быть изложена в письменной форме и подписана заявителем с указанием даты. Жалоба направляется в орган Пенсионного фонда Украины по почте или передается заявителем лично.

Жалоба, оформленная без соблюдения этих требований, не дает возможности рассмотреть жалобу по существу и возвращается заявителю с соответствующими обоснованиями не позднее, чем через десять дней со дня ее получения.

В случае необходимости заявитель может подавать другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются заявителю.

Если вопросы, затронутые в жалобе, полученной органом Пенсионного фонда Украины, не относятся к его полномочиям, то такая жалоба в срок не более пяти рабочих дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается заявителю.

Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом Пенсионный фонд Украины от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, о чем выносится решение о прекращении рассмотрения такого обращения и сообщается заявителю.

В случае, если орган Пенсионного фонда Украины направляет заявителю решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой заявитель имеет право обратиться с повторной жалобой в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня в течение срока, определенного для обжалования решений органов ПФУ.

Рассмотрение жалоб органом ПФУ

Орган Пенсионного фонда Украины обязан принять мотивированное решение и направить его в срок не более одного месяца со дня поступления жалобы в адрес заявителя по почте или предоставить ему под расписку.

Если в месячный срок решить затронутые в жалобе вопросы невозможно, орган Пенсионного фонда Украины может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы заявителя, о чем письменно уведомить заявителя до истечения тридцатидневного срока. При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать сорока пяти дней.

Орган Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалобы заявителя проверяет законность и обоснованность решения, обжалуется, и принимает одно из следующих решений:

  1. оставляет жалобу без удовлетворения;
  2. полностью или в определенной части удовлетворяет жалобу. В случае полного или частичного удовлетворения жалобы, органу, назначающему пенсии, даются распоряжения о совершении соответствующих действий.

Решение по рассмотрению жалобы заявителя принимает руководитель соответствующего органа Пенсионного фонда Украины (или его заместитель в соответствии с распределением функциональных полномочий).

Жалобы Героев Советского Союза, Героев Украины, Героев Социалистического Труда, лиц с инвалидностью вследствие Великой Отечественной войны рассматриваются соответственно Председателем правления Пенсионного фонда Украины, начальниками региональных органов Пенсионный фонд Украины лично.

Решение о результатах рассмотрения жалобы оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Решение оформляется на бланке органа Пенсионного фонда Украины, который рассматривал жалобу.

В случае несогласия заявителя с принятым решением оно может быть обжаловано в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня или в судебном порядке.

Решение считается направленным (врученным) заявителю, если его оно вручено под расписку или направлено письмом на его адрес по месту проживания.

Информация, которая стала известна должностным лицам органов Пенсионный фонд Украины при рассмотрении жалоб, является служебной и не подлежит разглашению.

Рассмотрение жалоб Комиссией при ПФУ

По желанию лица жалоба может быть рассмотрена Комиссией по вопросам рассмотрения жалоб граждан на решения органов Пенсионного фонда Украины о пенсионном обеспечении, образованной при Пенсионном фонде Украины или при региональных органах Пенсионного фонда Украины.

Решение Комиссии, принятое по рассмотрению жалобы, носит рекомендательный характер.

Комиссия является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, который образуется при главном управлении Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в составе не менее пяти человек. Персональный состав Комиссии утверждается приказом главного управления.

В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией и законами Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, другими нормативно-правовыми актами.

Председателем Комиссии по должности является руководитель структурного подразделения главного управления, ответственного за организацию работы по пенсионному обеспечению. В работе Комиссии могут принимать участие по согласованию с правом совещательного голоса представители органов труда и социальной защиты населения, представители общественных организаций ветеранов и пенсионеров, представители территориальных объединений организаций профсоюзов и работодателей.

Основным задачами Комиссии являются: рассмотрение жалоб граждан; внесение рекомендаций начальнику главного управления или другому лицу, уполномоченному принимать решения по результатам рассмотрения жалобы.

На заседании Комиссии принимается одно из следующих решений:

  • рекомендовать удовлетворить жалобу;
  • рекомендовать отказать в удовлетворении жалобы;
  • рекомендовать привести материалы пенсионного дела лица в соответствие с нормами действующего законодательства в случае обнаружения ошибок в исчислении пенсии, о которых говорится в жалобе.

Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывает председательствующий на заседании, и в течение 2-х рабочих дней предоставляется руководителю.

Читайте также: