Средний для хорошей пенсии

По какой формуле считают будущую пенсию


Пенсионное законодательство в России реформировали несколько раз. Из-за этого кажется, что оно запутанное и разобраться в нем невозможно.


Но посчитать будущую пенсию по старости самостоятельно — реально. Это можно сделать совсем просто — на калькуляторе на сайте ПФР, хотя результаты там будут очень условными. Лучше прочитать эту статью и посчитать размер пенсии по специальной формуле.

Законодательное регулирование

Пенсию по старости начисляют по правилам, которые установлены:

  1. Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  2. Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
  3. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
  4. Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
  5. Федеральным законом от 27.12.2019 № 446-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год».
  6. Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».
  7. Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

По этим законам пенсионный фонд определяет длительность страхового стажа, величину индивидуального пенсионного коэффициента и размер будущей пенсии.

Для госслужащих, военных, космонавтов, летчиков и их родственников пенсию начисляют по другому закону — Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как узнать размер будущей пенсии

Государственная трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. Общая пенсия считается так:

Трудовая пенсия по старости = страховая пенсия + накопительная пенсия.

Чтобы рассчитать размер будущей страховой пенсии, нужно знать:

  1. Продолжительность страхового — трудового — стажа, в который входят не только отработанные годы, но и социально значимые периоды: служба в армии, уход за детьми, инвалидами, пожилыми родственниками, проживание с супругом в месте, где не было работы.
  2. Размер заработной платы до вычета НДФЛ в каждом отработанном календарном году.
  3. Год выхода на пенсию. Это особенно важно, если человек собирается выйти на пенсию не сразу в 65 или 60 лет, а позже.
  4. Индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый отработанный год и в сумме — за всю трудовую жизнь.
  5. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на год выхода на пенсию.
  6. Размер фиксированной части страховой пенсии, который установлен на год выхода на пенсию.

Все эти данные нужно подставить в формулу расчета пенсии:

СП = ИПК × СПК + (ФВ × КвФВ),

где СП — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента — балла — по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. СПК на 2020 год равна 93 Р ;

ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии, на 2020 год — 5686,25 Р ;

КвФВ — коэффициент повышения ФВ, который применяется при отсрочке обращения за страховой пенсией.


Накопительная пенсия — это уже не коэффициенты, которые государство считает по своим правилам, а настоящие деньги. Их называют пенсионными накоплениями. Часть пенсионных взносов от работодателя с 2002 по 2013 годы оставалась на вашем счете в Пенсионном фонде РФ — из них сформировались пенсионные накопления.

С 2014 года власти ввели мораторий: заморозили накопительную часть пенсии. Все страховые взносы стали уходить на формирование страховой пенсии. Мораторий действует до конца 2022 года. Накопительная пенсия со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого. Но те деньги, что успели накопиться, остались за вами и составят прибавку к страховой пенсии.

Чтобы узнать размер ежемесячной накопительной пенсии, необходимо разделить пенсионные накопления на количество месяцев ожидаемого периода выплаты. Ожидаемый период — это норматив, в 2020 году он составляет 258 месяцев.


Допустим, Олег выходит на пенсию в 2020 году. Он заработал 100 баллов ИПК и у него есть 258 тысяч рублей пенсионных накоплений. Отсрочку решил не брать, а выйти сразу, поэтому КвФВ = 1 . Тогда ежемесячная пенсия Олега составит:

5686,25 Р + 93 Р × 100 + 258 000 Р / 258 = 5686,25 Р + 9300 Р + 1000 Р = 15 986,25 Р .

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

- Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.








Что нам обещает правительство?

Ухоженные бабушки, путешествующие по миру, – красивая картинка из жизни Европы. Через 9 лет возраст выхода на пенсию в России будет таким же, как в развитых странах. А сами госпенсии? Приблизятся ли они к уровню той же Германии, где пожилые немцы получают на руки в среднем 835 евро, или 63 тыс. руб.? Цель правительства – к 2030 г. довести среднюю трудовую пенсию в России до 2,5 прожиточного минимума пенсионера. В ценах 2019 г. это 21 тыс. руб. в регионах и 28 тыс. руб. в Москве. Всё равно не разгуляешься. Ну а сколько в принципе нужно, чтобы жить в России на пенсии не хуже, чем было до пенсии? На какую сумму стоит ориентироваться тем, кто сейчас а­ктивно работает?

Нижний уровень достатка


Лаборатория проблем уровня и качества жизни Института с­оциально-экономических п­роблем народо­населения РАН, которой руководит профессор Вячеслав Бобков, разделила жителей России на несколько групп в зависимости от доходов. Нижний уровень пенсионного благополучия – это минимум 26 тыс. руб. чистыми в среднем по России и 35 тыс. руб. в месяц в Москве. Если семья состоит из двух пожилых супругов, то они экономят на совместном ведении хозяйства. И поэтому количество денег, которое нужно, немного меньше (см. т­аблицу).

Что такое хороший доход на пенсии?

Для одинокого пенсионера, руб./мес.

Для семьи из 2 пенсионеров, руб./мес. на чел.

В среднем по России

В среднем по России

Средний, ближе
к низкому

Средний, ближе
к высокому

Больше 116,5 тыс.

Данные за январь 2019 г. на основе методики, разработанной лабораторией проблем уровня и качества жизни
Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.

Что можно будет позволить себе, зацепившись за нижнюю границу среднего дохода? «Пенсионеры этой группы не будут иметь проблем с питанием, о­платой ЖКУ и покупкой одежды, – описывает возможности В. Бобков. – Они могут себе позволить Интернет, некоторые услуги платной медицины, редкие поездки по стране. Но отдыхать за границей для них уже дорого. Им сложно обновлять бытовую и компьютерную технику. У них есть небольшие сбережения, но при этом остаётся риск опуститься в группу с обеспеченностью н­иже среднего».


Золотая середина

Осень жизни может стать золотой, когда ежемесячный пенсион превышает 4,2 прожиточных минимума и начинается от 36 тыс. руб. в среднем по России и 48 тыс. руб. в М­оскве. «­Финансовое положение этих пенсионеров стабильно, – характеризует их жизнь В. Бобков. – Эти люди уже могут выбирать качественные мед­услуги, ходить в хорошие театры и рестораны, ездить на заграничные курорты. Они ядро среднеобеспеченной группы, границы которой среди пенсионеров сегодня простираются до месячного дохода 93 тыс. руб. в целом по стране и до 126 тыс. руб. в столице».

Верхи и низы

Для людей, у которых доход ещё выше, ни пенсионный возраст, ни пенсия от государства уже не имеют никакого значения. Чаще всего они живут на поступления от бизнеса и крупных финансовых активов. При желании после 50–55 лет они прекращают а­ктивно работать или, наоборот, до глубокой старости продолжают участвовать в делах своих предприятий.

А на другом полюсе самая многочисленная группа пенсионеров, которые крутятся вовсю. Чтобы жить достойно или просто свести концы с концами, они вкалывают на грядках, подрабатывают вахтёрами, продавцами и надомниками, добавляя к переводам из ПФР в лучшем случае 10–20 тыс. руб. Такая перспектива у многих нынешних предпенсионеров. Но правда в том, что и в богатой Германии с учётом местных цен госпенсии хватает только на самое необходимое. Золотая осень жизни наступает у тех, кто сумел накопить дополнительный пенсион, вкладывая деньги в инвестиционные фонды и страховые компании. В России это делают очень немногие: нет уверенности, что игра стоит свеч. Так ли это?


Копить лучше 30 лет

«Пенсионное инвестирование устроено так, – рассказывает финансовый консультант Илья Пантелеймонов. – Сначала вы ежемесячно вкладываете в депозиты, затем начинаете инвестировать в акции или облигации, приобретая их через паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Затем, накопив приличную сумму, размещаете её на инвестиционном счёте страховой компании или покупаете недвижимость, которую сдаёте в аренду. И живёте на ренту, раз в месяц получая деньги от арендаторов или проценты по счёту. При этом чем больше и дольше вы вкладываете, тем выше рента».

Расчёты показывают: если с 55 лет инвестировать 10% чистого дохода с заработка 60 тыс. руб., к 65 годам удастся обеспечить себе дополнительный пенсион около 3 тыс. целковых. Негусто. Но если стартовать в 45 лет, с той же зарплаты можно получить ренту уже 10 тыс. руб. И если такую же финансовую цель поставить в 35 лет, то её можно достигнуть даже с зарплатой 25 тыс. руб., вкладывая всего по 2200 руб. в месяц. При этом рента будет капать со счёта, на котором накопится 3,2 млн руб.
«Инвестируйте сколько сможете, – советует И. Пантелеймонов. – Есть инвестиционные компании, где можно открыть счёт при условии зачисления на него всего 1 тыс. руб. в м­есяц. Копить предпочтительнее в валюте, так как у евро и доллара очень низкая инфляция, а работать рекомендуется с крупными инвестиционными компаниями из первой десятки». При зарплате 40 тыс. за 30 лет реально создать пенсионный капитал 5,2 млн руб., ежемесячная рента с которого составит 17,4 тыс. руб. И это вместе с госпенсией обеспечит доход в пожилые годы как минимум на уровне нижней границы для средних стандартов (см. инфо­графику).


На пенсию – досрочно

А есть ли у наёмного труженика возможность самому у­становить возраст, когда можно не ходить каждый день на работу? Да, если он высокооплачиваемый профессионал и также начинает заботиться о своём будущем с молодости. «За последние 50–90 лет мировой фондовый рынок рос в среднем на 8–10% в год, – рассказывает И. Пантелеймонов. – В ближайшие 30 лет можно ожидать 7–8%. И если всё это время вкладывать в финансовые инструменты, например 12 тыс. руб. в месяц, то в ценах 2019 г. можно накопить 18 млн. Разместив затем эту сумму на инвестиционном счёте иностранной страховой компании, реально получать 4% годовых, которые равны пожизненной ренте 60 тыс. руб.».

Дожить до 40 тысяч

40 тысяч рублей – такой видится россиянам средняя пенсия, способная обеспечить вполне достойную жизнь на склоне лет. При этом многим опрошенным ясно, что уповать на государство бессмысленно: таких выплат от него не дождешься и придется, скорее всего, подрабатывать. Выходом из тупика теоретически могла бы стать система накопительной пенсии, законопроект о реформировании которой поступит в Госдуму в начале 2021 года. Но одно дело – благая идея, другое – реализация. Речь идет о модели добровольных пенсионных накоплений, в нынешних условиях кажущейся утопической.


Фото: Геннадий Черкасов

Основным источником дохода по достижении пенсионного возраста люди (29% респондентов) по-прежнему считают работу или подработку, выяснило одно из российских рекрутинговых агентств. На государственную пенсию рассчитывают 22%, на личные сбережения – 14% опрошенных. 3% в случае необходимости обратятся за поддержкой к детям, еще 3% полагаются на капитал, сформированный из отчислений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Что касается размера средней желаемой пенсии (средняя реальная в 2020 году составляет 16,4 тысячи), то, чем старше респонденты, тем выше их запросы: 32,6 тысяч рублей среди молодежи до 24 лет и 43 тысячи среди россиян старше 45 лет. Граждане с зарплатой от 80 тысяч хотят получать на старости 44,3 тысячи, а те, у кого зарплата до 30 тысяч – согласны на 33 тысячи. Очевидно, что с системой государственных страховых пенсий связывать эти надежды не стоит, учитывая, в частности, хронический дефицит бюджета Пенсионного фонда.

Выход из ситуации, собственно, один: переход на пенсионную накопительную модель, причем – исключительно в добровольном формате. Недавно эту «хорошо забытую» идею озвучил в Госдуме замглавы Минтруда Андрей Пудов. По его словам, инициатива затронет интересы 75,9 млн человек. Сейчас она находится на межведомственном согласовании. «Законопроект непростой, - признался чиновник, - мы исходим из того, что в обществе необходимо достигнуть консенсуса по этому вопросу».

Сегодня система накопительных пенсий как таковая отсутствует. Ранее предполагалось, что граждан каким-то образом обяжут откладывать на старость, но все усилия государства заканчивались крахом, говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Собеседник «МК» напоминает: опция прописана в действующем законодательстве и, по сути, касается лишь тех россиян, кто будет копить на пенсию самостоятельно, имея заработную плату от 100 тысяч рублей в месяц. Есть, впрочем, и другой вариант: работодатели могут делать отчисления за своих сотрудников в негосударственные пенсионные фонды. Но, разумеется, также добровольно: захотят, будут отчислять, не захотят - никто их не заставит.

Что касается желаемой средней суммы в 40 тысяч рублей, государственная страховая система обеспечить ее заведомо не способна. Максимум – это 26-28 тысяч, причем, при очень хорошем рабочем стаже и заработной плате, рассуждает Сафонов.

Пенсионные выплаты размером в 40 тысяч достижимы лишь гипотетически. Для этого потребуется перестройка всей экономики, всего механизма перераспределения бюджетных средств. Придется вывести из тени большую часть заработков, что, в свою очередь, позволит увеличить объем отчислений в ПФР, говорит член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. Нужно будет урезать финансирование каких-то статей бюджета, скажем, сектора ВПК и силовых структур. На это государство не пойдет.

Создать же эффективную систему накопительных пенсий, на взгляд Кудюкина, будет крайне сложно. Главная загвоздка – отсутствие надежных финансовых инструментов, которые бы позволили сохранять и приумножать средства. Наш фондовый рынок неразвит и волатилен, а будущие пенсионные деньги разрешено вкладывать, в основном, в государственные ценные деньги, часто имеющие доходность ниже инфляции. К НПФ доверия у людей нет, поскольку они слишком часто напарывались на недобросовестные финансовые структуры. Наконец, копить на пенсию россиянам не дает низкий уровень доходов (в сочетании с удручающей финансовой грамотностью). Очень многие с трудом доживают от зарплаты до зарплаты.

01.01.2019 была проведена индексация пенсий, после чего они повысились на 7.05 процентов. Средний показатель увеличился на 1000 руб. Так, средний размер пенсии по возрасту стал составлять 14151 руб., для инвалидов – 8738 руб., по утрате кормильца – 8869 руб.

Средняя пенсия в России по регионам

Бесплатно по России

Усредненный размер пенсионного обеспечения зависит от нескольких факторов. Прежде всего, на него влияет субъект РФ, в котором проживает пенсионер, а также его профессия.

Так, с 2019 г. усредненная пенсия в Ростовской области стала равняться 12250 руб.

Нужно сказать, что по состоянию на начало 2019 г. страховые пенсии в Ростовской области выплачиваются примерно 1.31 млн граждан, что на порядок больше, чем в 2017 г. В Московской области усредненный размер пенсионного обеспечения составляет 13900. В Свердловской области данный показатель равняется 15400.


По возрасту пенсионера

Пенсионные выплаты по старости были проиндексированы 01.04.2019 на 2 процента. Соответственно с информацией Министерства труда, еще повысились выплаты людям, которые пострадали от радиации, участвовали в ВОВ, пережили блокаду Ленинграда, работали космонавтами.

Несовершеннолетние с инвалидностью начали получать 13674, взрослые с инвалидностью 1 группы – 13812.

Какие пенсионные выплаты по профессиям?

Размер обеспечения зависит не только от наработанного стажа или выслуги лет, но и от профессии, по которой гражданин отработал определенное количество лет.

Средняя величина у военных

Бывшие служащие армии получают 26200. При этом усредненная величина пенсионного обеспечения зависит от звания:

  • генерал – 48500;
  • подполковник – 31000;
  • майор – 25000;
  • капитан – 23150.

Сколько составляет у педагогов?

Минимальный размер пенсионных выплат педагогу зависим от его заработной платы и рабочей нагрузки (количество часов, которые педагог проводит в образовательном учреждении и преподает материал).

Также принимается во внимание установленный субъектом РФ коэффициент. Фиксированный минимум выплаты равняется 40 процентам от зарплаты педагога. Например, если педагог получает заработную плату 25000 руб., то его пенсионное обеспечение составит минимум 10000.

Большое значение имеет прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, в котором живет педагог. Размер выплат не может быть меньше показателя прожиточного минимума. Нужно помнить и о надбавках, которые полагаются преподавателям. Они предоставляются тем сотрудникам образовательных учреждений, которые получили звание заслуженного педагога, ученую степень либо работали на Крайнем Севере.

У медработников


Пенсия медицинских работников включает в себя 2 части: фиксированную сумму и надбавку за пенсионные баллы.

Если цена одного балла определяется раз в год, то число этих баллов рассчитывается индивидуально, зависимо от:

  • наработанного стажа;
  • величины заработной платы;
  • наличия основания для использования премиального коэффициента при позднем уходе на пенсию.

Также могут использоваться региональные коэффициенты, зависящие от того, в каком субъекте России проживает бывший медработник. При заработке врачей в 72376 и наличии 25 лет стажа можно определить, что пенсия для них в 2019 году равняется 23300. Медсестры получают 13642.

У госслужащих

Госслужащий – достигший совершеннолетия россиянин, который исполняет в установленном порядке должностные обязанности государственной службы и получает за это определенное вознаграждение. Соответственно с законодательством, госслужащие могут получать:

  • обеспечение по выслуге лет;
  • доли страховой выплаты (для инвалидов либо по возрасту);
  • разного рода единовременные выплаты и надбавки (если есть основания).

Размер обеспечения госслужащего зависит от:

  • средней зарплаты;
  • величины страховых выплат по инвалидности/возрасту и фиксированной выплаты;
  • количества лет, которые были отработаны гражданином сверх установленного минимума.

Пенсионное обеспечение по выслуге лет назначается, если гражданин отработал госслужащим минимум 15 лет, а также уволился по одному из нижеперечисленных оснований:

  • уменьшение численности штата либо закрытие федеральных структур;
  • достижение соответствующего возраста;
  • проблемы со здоровьем, препятствующие исполнению должностных обязанностей;
  • увольнение по собственному желанию по причине выхода на пенсию.

Средняя величина пенсионного обеспечения государственных служащих в 2019 году равняется 83000.

У работников севера и шахтеров


Эту группу пенсионеров возможно разделить на 2 категории. Граждане, относящиеся к 1-й категории, проработали более 20 лет в северных регионах.

Ко 2-й категории причисляются люди, отработавшие минимум 15 лет на Крайнем Севере.

Люди, проработавшие хотя бы 20 лет в северных регионах или территориях, которые к ним прилегают (со сложным климатом), получают в среднем:

  • без содержания лиц на иждивении – 6200 (до 80 лет), 12400 (после 80 лет либо при наличии 1 группы инвалидности);
  • при содержании 1 лица на иждивении – 8300, 14500 соответственно;
  • при содержании 2 лиц на иждивении – 10400, 16600;
  • при содержании 3 и больше лиц на иждивении – 12400, 18700.

Люди, которые отработали хотя бы 15 лет в северных регионах или территориях, которые к ним приравнены, получают в среднем (приведены размеры до/после 80 лет и при наличии 1 группы инвалидности):

  • без содержания лиц на иждивении – 7300, 14400;
  • при содержании 1 иждивенца – 9600, 16800;
  • при содержании 2 иждивенцев – 12020, 19200;
  • при наличии 3 и более иждивенцев – 14400, 21600.

Если учитывать данные Росстата, то в 2019 г. средняя величина пенсий не станет значительно различаться с показателями прошлого года. Суммы увеличились незначительно, однако таковы реалии.

Интересное видео

В видео информация о минимальной пенсии с 01 мая 2019 года:

Читайте также: