Средняя пенсия в 1913

Во времена СССР пенсионное обеспечение вышедших на заслуженный отдых граждан преподносилось, как достижение социализма. Мол, цари и капиталисты изначально не утруждали себя заботами о пожилых людях, которые больше не могут работать. Но так ли это на самом деле?

Военные пенсии: «Дабы не позорили честь мундира»

В России первые пенсии начали выплачиваться при Петре I. В соответствии с Морским уставом, утверждённым в 1720 году, офицерам военно-морского флота по старости назначалась безусловная и обязательная к выплате премия. Офицеры других родов войск стали получать такое денежное пособие немного позже.

Первый российский император издал специальный указ «О пенсионе бывшим военным», где говорилось:

«Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира».

Если человек, которому назначалась пенсия, умирал, то денежное пособие продолжалось выплачиваться его семье: вдове или другим иждивенцам. Однако родственники офицеров, убитых на дуэли, пенсию не получали.

Но, несмотря на то, что в теории это всё выглядело просто замечательно, был в первой российской пенсионной реформе один существенный недостаток: денежное пособие по старости выплачивали только офицерам, но не рядовым солдатам. И получалось, что рекрут, отслуживший 25 лет, должен был вернуться в родную деревню без права на пенсию.

Правда, предполагалось, что местный барин должен уважительно относиться к бывшему солдату и при необходимости помочь ему в обзаведении хозяйством. Но многие ли из помещиков следовали этому предписанию?

В 1851 году Николай I издал указ, в соответствии с которым отставным крестьянам было запрещено жить в Петербурге или в Москве если они « не имеют возможности содержать себя положительными способами ».

Солдат-инвалидов, как правило, определяли на дожитие и прокорм в монастыри.

Но если воин успевал отличиться в военных походах, ему назначалось солидное единовременное пособие. Этих денег было достаточно, чтобы отставной солдат мог обзавестись торговой лавочкой, лесопилкой или мельницей, то есть, начать своё дело, которое кормило бы его до конца жизни.

Пенсия гражданским лицам: «За беспорочную службу»

Первое «настоящее» пенсионное законодательство появилось в Российской империи при Николае I, в 1827 году. В соответствии с ним, правом на денежное содержание обладали не только военные, но и гражданские чиновники.

Если человек прослужил на благо царя и Отечества 25 лет, ему назначалась пенсия в размере 50% от его жалованья. А прослужившие 35 лет имели право на получение денежного содержания, сумма которого равнялась бы 100% чиновничьего оклада.

В случае смерти материальное пособие получала вдова или дети: сын до 17 лет, а дочь - до 21 года, ну, или до тех пор, пока не выйдет замуж.

Главным условием для выплаты пенсии была «беспорочная служба».

Если чиновник увольнялся из-за каких-то нарушений или по причине серьёзного проступка, его прежний стаж терялся. И если человеку удавалось вновь устроиться на государственную службу, отчёт лет его выслуги начинался заново.

Правом на «пенсионное помилование» обладал только сам государь, а потому проштрафившимся чиновникам, в особенности, если те были осуждены по «политическому» делу, нечего было рассчитывать на пенсионное пособие.

Также не выплачивались выплаты по возрасту лицам, навсегда покинувшим Россию или тем, кто постригся в монахи.

Пенсия для царских «бюджетников»: значение стажа

Развитие пенсионной системы в царской России не стояло на месте, а продолжало развиваться. И вот денежное пособие по старости начали выплачивать уже и лицам, не имеющим чина: медперсоналу, преподавателям учебных заведений, а с 1913 года - работникам и служащим железных дорог и предприятий, причём, всем без исключения.

Но при её назначении имелся один нюанс: рассчитывать на пенсию могли только те, кто отработал на госпредприятиях определённое количество лет, то есть люди, которых сегодня можно было бы назвать бюджетниками.

Вообще же после 1912 года пенсионное законодательство в Российской Империи было на уровне лучших мировых стандартов.

При назначении денежного обеспечения учитывался не возраст, а стаж. И если у человека имелся стаж в 15 лет, при выходе на пенсию он каждый месяц получал 100% от своей зарплаты. Люди так и говорили: «вышел с полным окладом». Тем же, кто проработал 25 лет, выплачивалось 50% от заработной платы.

При этом, если человек немного «не дотянул» и отработал 24,5 и 34,5 лет, ему также начислялась пенсия.

Но и это ещё не всё. На многих предприятиях пенсионеры дополнительно получали ещё и ведомственную пенсию (эмеритуру). Её размер мог составлять до 100% от зарплаты, а назначалась она тем, кто за время работы на предприятии не менее 10 лет делал взносы в кассу взаимопомощи.

Если человек должен был уйти с работы по состоянию здоровья, он тоже не оставался без средств к существованию. Отработав 30 лет, пенсионер-инвалид получал 100% от своего заработка. Двадцатилетний стаж давал право на получение 2/3 от оклада, а пятилетний - на 1/3 от жалованья.

Полагались пенсии и лицам, имеющим госнаграды, например, георгиевским кавалерам, число которых в 1917 году составляло примерно 1,5 млн. человек.

При этом стаж не должен был быть непрерывным: при желании человек мог на 1-2 года сделать перерыв в работе, чтобы отдохнуть в деревне или, если была возможность, за границей.

А что же с крестьянами?

Пожалуй, наиболее серьёзным недостатком пенсионного обеспечения в царской России было то, что денежные выплаты по возрасту не полагались крестьянам. Между тем, страна была аграрной и около 80% её населения занималось земледелием.

Но представители высших сословий полагали, что крестьянам достаточно и того, что у них есть надел земли, с которого они должны кормиться всю жизнь, не полагаясь на денежные пособия «от государственных щедрот».

А что же по этому поводу думали сами крестьяне? Может быть, они и завидовали тем, кто, выйдя в отставку, получал пенсию. Но у них имелся и свой, выработанный веками и тысячелетиями способ обеспечить себя в старости, когда сил трудиться в поле уже не останется. Они просто старались рожать как можно больше детей.

И это не было блажью, прихотью или издержками чадолюбия. Младенческая и детская смертность была в царской России довольно велика и было нужно, чтобы хотя бы один из сыновей стал взрослым и смог содержать своих родителей в старости.

Крестьяне в Российской империи так и говорили: «Первый сын - Богу, второй - царю, третий - себе на пропитание».

При стаже 35 лет пенсия составляла 100% зарплаты независимо от возраста — такое было в России!

Немногие знают сейчас, что социальное страхование и рабочее законодательство России к 1912 году было лучшим в мире — об этом публично заявил американский президент Тафт в 1912 году [ Буркин А. И ., Начало. М.: Купина, 1997]. Но , думаю, ещё меньше людей знают, что к 1914 году уже практически все «бюджетники» (говоря нынешним сленгом) имели право на государственную «пенсию по старости». К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет («за долговременную беспорочную службу») имели все «бюджетники», то есть:

· чиновники всех ведомств, всех классов, а также канцеляристы;

· офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.;

· учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений;

· ученые и инженеры на всех казенных заводах, всех ведомств и организаций;

· врачи и фельдшеры (в том числе ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казенных больниц и заведений;

· к 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет получили и рабочие казенных заводов [ Фельдман М.А. Стимулы к труду в промышленности Урала в первые десятилетия XX века. с.45].

У обычных граждан Российской империи пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» либо пенсия по болезни (инвалидности) в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья, причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий.

Второе слагаемое — эмеритура — сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и так далее) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно при условии, что человек отчислял в эту кассу взносы на протяжении десяти лет. Размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии!

И третье: пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был не мал, и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами. В годы Первой мировой георгиевские кресты разных степеней получили почти полтора миллиона солдат — все они имели бы после войны и многие другие льготы. Имели бы…

Возвращаясь к пенсиям за выслугу лет («по старости»), следует сказать, что единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100% своей зарплаты (тогда говорили «получить полный оклад») следовало проработать 35 лет. Речь об общем стаже, советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена известно не было. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада» .

Каковы были пенсии за выслугу лет у рабочих до1917 года? — Поскольку они были введены только в 1914 году, а во время войны вряд ли о них писали где либо (во всяком случае мне не удалось найти сведений об этом в публикациях того времени), то оставалось искать только в архивных публикациях по истории рабочего движения в России первых после революционных лет (до середины 1920-х годов статистики еще не врали). Один такой источник мне удалось найти: согласно опубликованным в 1923 г. данным «Архива истории труда в России» [ Архив истории труда в России . Книга 9. Петроград, 1923., с.135, 141] пенсии у рабочих Петрограда в начале 1917 г. очень сильно различались — в пределах от 300 до 3000 р. (и более) в год (т.е. от 25 до 250р. в месяц) — Напомним, что средняя по России месячная зарплата рабочих в начале 1917 года составляла 116 рублей (на оборонных заводах не менее 160-ти и до 400 рублей), а средний бюджет семьи из трех человек составлял 169 рублей [13, Книга 9, с.59-60].. Накануне Февральской революции пенсии были повышены: минимальные на 75%, максимальные на 25%. Там же («Архив истории труда в России», с. 135) указано, что семьям рабочих, призванных на военную службу, сохранялось содержание (в том числе пенсия кормильца семьи), в зависимости от семейного положения: семьям с детьми — 100% содержания, бездетным — от 75 до 50%.

Возвращаясь к пенсиям по старости, - единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100;% своей зарплаты (тогда говорили: «получить полный оклад»), следовало проработать 35 лет (речь, разумеется, об общем стаже ; советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена еще не было известно), причем стаж 34,5 года также засчитывался как 35;летний. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада». К ним приравнивались и те, чья выслуга составляла 24,5 года.

Пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 до 20 лет ; треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, то «полный оклад» полагался уже после 20 лет работы, 2/3 его ; при выслуге не менее 10 лет, а треть ; при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.

Однако, помимо трудового стажа требовалось наличие еще одного принципиального условия: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Нечего было надеяться на пенсионное обеспечение тем, кто хотя бы раз был уволен «по статье»: «отрешен от должности» судом или же «удален от должности» по распоряжению начальства. Не полагалась пенсия и лицам, отбывшим наказанием за уголовные преступления. В число последних включали и представителей политической оппозиции ; от народовольцев до большевиков. И действительно, зачем идейным борцам с «царским режимом» находиться на его же содержании? Так что ни Ленину, ни Сталину, ни прочим их соратникам, осужденным по многочисленным уголовным статьям, государственная пенсия однозначно не светила. Терять им действительно было нечего…

Что касается уволенного «по статье» (через суд или начальством), то он мог устроиться на другую работу и уже там заслужить пенсию. Правда, в этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, Государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет «беспорочной» службы. Этот минимальный стаж служил своеобразным свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и, следовательно, может быть прощен. Если Государь давал согласие, в послужной список недавнего острожника делалась запись о том, что отбытое им наказание «не является препятствием к назначению пенсии». В пенсионный стаж, понятно, засчитывалась только служба, начатая после освобождения из мест лишения свободы.
Повышенную пенсию утверждал император.

В принципе любой работник по собственной инициативе мог надолго прерывать трудовую деятельность. Если, например, чиновник или офицер планировал годик-другой расслабиться в имении либо подлечиться на водах в Баден-Бадене, а потом вновь вернуться на работу, то увольнялся «по добровольному желанию» без просьбы о пенсии. Но если в силу каких-либо причин больше не собирался работать, то в заявлении об отставке сообщал о желании получать пенсию.

Размер назначенной пенсии обжалованию не подлежал ; суммы не пересчитывались. Но в случае если пенсионер оказывался под следствием за дела, ранее совершенные по службе, ему выплачивалась лишь половина суммы. Вторая ее часть выдавалась только в том случае, если суд выносил оправдательный приговор.

Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, становился невозвращенцем. А вот смерть пенсионера, как ни странно это для живших в СССР и нас, нынешних граждан РФ, не являлась основанием для прекращения выплаты: получателями становилась вдова (пожизненно, кроме вдов погибших на дуэлях) и дети (сыновья ; до 17 лет, дочери ; до замужества либо до достижения 21 года).

Если пенсионер решил вновь выйти на работу, он терял назначенную пенсию. Дело в том, что одновременно получать и зарплату, и пенсию в Российской империи запрещалось, а такой феномен, как «работающий пенсионер», еще не был известен (как и во всем мире в те времена). Продолжать трудовую деятельность вновь начавший работать пенсионер мог ровно столько, сколько сам считал нужным и возможным. По окончании службы размер пенсии исчислялся заново ; как правило, новая цифра за счет увеличившегося стажа была значительно больше первоначальной.
***
Все это было предусмотрено Сводом Законов Российской Империи к 1914 году, а также Уставом о промышленном труде [Свод законов Российской империи /Консультант Плюс: Классика российского права ], [Устав о промышленном труде Российской Империи / Киселев И. Я. Трудовое право России. М. 2001].

***
В начале статьи — одна из многих сотен фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944), сделанных этим замечательным изобретателем цветной фотографии в начале ХХ века. Очень советую посмотреть его работы, они есть в интернете. Это цветные фотографии России начала ХХ века очень высокого качества. Но главное в том, что сквозь эти фото проступают душа и дух того времени. Приведённая фотография — это семья рабочих одного из заводов города Златоуста (фото около 1907 г.). Кстати, 8-часовой рабочий день был введён на горнодобывающих и металлургических заводах Златоуста ещё в 1898 году.

(Впервые было опубликовано мной в книге "Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала" в 2011 году)


Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX —.

Пенсии до революции: социальное обеспечение в.

Пенсии до революции:

социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков

Пенсионное обеспечение в последние годы существования Российской империи представляло собой сочетание государственного и частного пенсионных капиталов. В системе дополнительного социального обеспечения уже в конце 19 века насчитывалось более 200 ведомственных эмеритальных касс. Но в целом система пенсионного обеспечения оставалась избирательной и охватывала менее 1/3 населения.

Дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов в эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало незначительную часть трудящихся, поскольку пенсионные кассы создавались в основном в государственных ведомствах и на крупных промышленных предприятиях. В то время как в России к началу XX века почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 года.

Российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции. Большинство сельских тружеников будут интегрированы в пенсионную систему страны лишь в 60-е годы ХХ века.

Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.

Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.

До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.

Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также рабочим частных предприятий.

В дореволюционный период социальная система Российской империи достигла достаточно высокого уровня по сравнению со многими другими странами. В целом по уровню жизни царская Россия к 1913 году занимала 15-е место в мире. Численность населения за пять лет (с момента переписи 1897 года) выросла более чем на треть.

Социальное страхование рабочих и система трудового законодательства в Российской империи признавались одними из лучших в мире – об этом, в частности, на встрече с группой промышленников из России в 1912 году заявил Уильям Тафт, 27-й президент США. Он посещал Россию в начале века, его путь в Санкт-Петербург на встречу с императором Николаем II пролегал через Владивосток. Поэтому президент Тафт оценивал качество социальной политики царской России непонаслышке.

Что касается оценок системы трудового законодательства, социального страхования и в целом качества пенсионной системы России на рубеже 19-20 веков, то они остаются весьма противоречивыми. И, безусловно, эта проблема требует дальнейшего объективного исследования.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, соответственно, получал 50% пенсионного оклада. Фактически, пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приема на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Во-вторых, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался посторонний уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия.

Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.

В начале 20 века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9-му разряду) до 1 453 рублей (по первому разряду). Для сравнения, заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Также важно подчеркнуть, что в конце XIX века рост инфляции в России значительно обесценил пенсионные оклады, которые долгое время не менялись. По пенсионному законодательству того времени, было запрещено устанавливать пенсии выше уровня, определенного Уставом. Руководители различных ведомств по этой причине нередко атаковали министерство финансов просьбами об «усилении» пенсий своим работникам. В случае несогласия министра финансов вопрос о повышении пенсии тому или иному чину выносился на заседание Комитета министров. Прибавка к пенсионному пособию могла составлять от одной трети до половины суммы жалования.

В случае смерти служащего размер пенсии определялся с учетом семейного положения. В частности, учитывалось количество членов семьи, оставшихся без попечения, а также их права на получение пенсии. Например, вдова служащего могла получать лишь половину пенсии мужа, если в семье не было малолетних детей (не старше 17 лет). На каждого из малолетних детей прибавлялась треть от половины пенсии отца. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать пенсию поровну, но в сумме не больше размера пенсионного жалования отца.

Пенсия умершего также не назначалась сыновьям старше 17 лет и дочерям старше 21 года. Кроме того, право на пенсию утрачивали сыновья, поступившие на службу или принятые в учебные заведения за казенный счет, а также дочери в случае выхода замуж или обучения за казенный счет. Вдовам, вторично вышедшим замуж, государственная пенсия первого мужа также не полагалась.

Кроме того, пенсии лишались чиновники при вступлении на новую должность, или при переходе на службу иностранному государству без согласия российского правительства. Пенсионное право утрачивалось также при пострижении в монашество и в случае нарушения условий выезда за границу (а именно пребывания за границей более разрешенного срока).

Что касается пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.

Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников — в среднем 25 лет для полного оклада пенсии, и 20 лет - для 50 %.

Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь.

Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удаленности места службы.

При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой.

Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования - за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам - за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).

Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии, отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Как уже отмечалось выше, доходы рабочих в Российской империи на рубеже 19-20 веков были весьма невысоки по сравнению со служащими. На получение пенсионного пособия рабочие в то время могли рассчитывать только при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с 80-х годов 19 века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах.

Правительство предпринимало попытки расширить сферу социальной защиты наемных работников. Так, в 1893 году по предложению министра финансов Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.

В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев».

2 июня 1903 года закон был утвержден Николаем II, и вступил в силу с 1 января 1904 года.

При всей ограниченности принятых мер Закон 1903 года все же был значительным прогрессом в развитии трудового законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий для наемных рабочих и служащих.

Так, при полной потере трудоспособности полагалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае потери кормильца. Главным изъяном закона было то, что в нем искусственно занижалось исчисление годового заработка рабочего. Что привело к уменьшению размера пенсии.

Активизация рабочего движения в период первой русской революции (1905–1906 годы) привела к разрушению многих пенсионных касс. Но их развитие продолжилось, как только общественно-политическая ситуация в России стабилизировалась.

К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс различных ведомств в единую организацию, что позволило бы создать в стране полномасштабную пенсионную систему страхового типа. Вступление России в мировую войну в 1914 году стало новым препятствием для развития в стране всеобщего пенсионного обеспечения.

В свою очередь, политические партии активно боролись за введение обязательного социального страхования рабочих за счет средств работодателя или из специальных фондов страхования рабочих, которые предлагалось формировать за счет взимания особого налога на владельцев частных предприятий. Этот вопрос, в частности, обсуждался в 1903 году на втором съезде РСДРП.

Кроме того, в 1912 году на VI Всероссийской партийной конференции в Праге была предложена страховая программа, которая предусматривала обязательное страхование всех наемных работников и членов их семей за счет предпринимателей, и за счет государства — в случае утраты рабочими трудоспособности, в том числе и по старости.

Требование распространить систему социального страхования на все категории рабочих стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения рабочих и активизации деятельности левых партий в России в начале ХХ века.

Вынужденным ответом правительства на эти вызовы стало принятие Закона от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в законе, были довольно ограниченными.

Так, обязательное социальное страхование распространялось только на предприятия с численностью не менее двадцати рабочих - при наличии двигателя (парового или электрического), и тридцати рабочих — при отсутствии двигателя.

В силу данных ограничений закон — безусловно, прогрессивный по тем времена - охватил не более 2,5 миллионов рабочих по всей стране. Еще порядка 12 миллионов наемных рабочих и служащих в России оставались по-прежнему без какого бы то ни было обеспечения по старости и инвалидности.

Социальное страхование не распространялось на всех транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, сельских наемных работников (батраков). Основную нагрузку по выплате страховых взносов закон возложил на самих страхуемых рабочих. По схеме страхования, 3/5 части страхового взноса платили рабочие из своего дохода, 2/5 части взноса платил работодатель. Это привело к снижению заработка большей части наемных работников, что, в свою очередь, провоцировало новую волну стачек и роста революционных настроений накануне 1917 года.

Краткое содержание:

  • Закон о пенсии
  • Расчеты пенсий
  • Льготы
  • Коэффициент замещения
  • Обсуждение


Пенсии появились еще в начале формирования Советской власти.

  • В 1918 году вышло первое постановление о пенсиях. Это коснулось инвалидов Красной Армии.
  • В 1923 году появилось постановление о пенсиях для партийных деятелей. Старых революционеров.
  • В 1924 году для военнослужащих Красной Армии и флота и их семей вышло постановление о пенсионном обеспечении, о льготах и преимуществах.
  • В 1928 году – постановление о пенсиях для работников горнорудной и текстильной промышленности.
  • С 1936 года пенсия стала отраслевой. В основном среди чиновников и рабочих.
  • 5 июня 1941 года, накануне войны обнародовано постановление Совнаркома СССР об обеспечении пенсией военнослужащих и их семей.

Закон о пенсии

В 1956 году, 14 июля вышел в СССР закон о пенсии. В нем говорилось, что на пенсию могут идти мужчины в возрасте 60 лет. При минимальном стаже 25 лет. И женщины 55 лет при стаже не менее 20 лет. Если условия труда были тяжелые, или значимые для советского общества – это врачи, учителя – такие граждане на пенсию могли уйти раньше.

Размер пенсий был от 70 до 120 рублей. Минимальная пенсия – 35 рублей. Это значит типа социальной. Тем кто не работал и достиг пенсионного возраста или те, у кого не хватило стажа. Максимальная пенсия по старости – 120 рублей.

Расчет пенсий высчитывали от среднего заработка за последний год, или по за любую пятилетку. В период десяти лет непрерывной работы. Также были надбавки. У мужчин – за 35 лет стажа. У женщин – 30 лет стажа. А за работу без перерыва больше 15 лет делали надбавку 10%, а за 25 лет на одном месте при стаже в 35 лет – 20% надбавки. Кто хорошо зарабатывал на производстве и работал на одном месте, те получали хорошие пенсии.


Что интересно, в этой системе, пенсионного фонда не существовало. Выплата пенсий производилась из бюджета, которые пополняли предприятия.

У колхозников была другая система выплат. До 1964 года за пенсию колхозников отвечали колхозные артели, у которых были специальные фонды. А с 1964 года по пенсионному обеспечению своих граждан взяло на себя государство.

Пенсия в СССР зависела от суммы зарплаты.

Средний размер пенсии составлял 100 рублей. Сельская пенсия была меньше городской процентов на 15. Но у сельских пенсионеров была привилегия. Пенсионер на селе мог работать и получать полностью пенсию. А вот в городе были проблемы. Зарплата и пенсия в сумме не могла быть выше определенной суммы.

Расчеты пенсий

Если зарплата была:

  • до 50 руб в месяц, пенсия 85% – 40 руб.
  • от 50 до 60 руб. – пенсия 75% – 42,50
  • от 60 до 80 руб. – пенсия 65% – 45 руб.
  • от 80 до 100 руб. пенсия 55% – 52 рубля.
  • от 100 и выше – 50% от заработка..

Член политбюро получал пенсию 500 рублей. Кандидат – 400. Секретари ЦК – 300. Военные пенсионеры до полковника – 250 рублей. Выше – 300 рублей. Академики – 500 руб.

Граждане, получившие инвалидность на предприятии или по профзаболеваниям, получали

  • I группа – 110% от зарплаты.
  • II группа – 100% от зарплаты.
  • III группа – 65% от зарплаты.

По общим заболеваниям;

  • I группа – 100% от зарплаты.
  • II группа – 90% от зарплаты.
  • III группа – 45% от зарплаты.

Льготы

Кроме пенсий, советский пенсионер мог рассчитывать и на льготы. Например существовали выплаты предприятиями из общественных фондов. Некоторые пенсионеры получали выплаты на районных и даже союзных уровнях.

Пенсионерам почаще выдавали путевки в санатории и курорты. Внукам пенсионеров облегчали получение путевок в пионерские лагеря. Существовали специализированные магазины «Ветеран». Записывались на льготных правах, например на очередь для приобретения дачных участков.

Да и что скрывать, была и льготная очередь по удостоверению ветерана.

Коэффициент замещения

В 1932 году по указанию Иосифа Сталина был установлен коэффициент замещения. Он должен был составлять 50%. Что это значит? А это соотношение средней пенсии к средней зарплате. Значит величина пенсии обязательно должна равняться 50% средней зарплате по стране. В 2018 году, замещение в России составляло 32,8%.

Спасибо за внимание!

4 налога, от которых освобождены пенсионеры России, можно ознакомиться Подробнее >>>

О каких трех надбавках Пенсионный фонд умалчивает, а пенсионерам о них стоит знать, можно ознакомиться Подробнее >>>

Почему пенсионерам опасно менять банк, в котором они получают пенсию? можно ознакомиться Подробнее >>>

Пенсия в России – это определённая денежная поддержка государства, которую получает гражданин РФ после достижения определённого стажа, в результате потери трудовой способности или наступления страхового случая. Она представляет собой некоторый гарантированный доход, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

Данные по минимальной

Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.

Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер ПМП, в рублях
2019 8657
2018 8726
2017 8540
2016 8803
2015 7161
2014 6354
2013 6131
2012 5564
2011 4938
2010 4780
2009 4294
2008 3191
2007 2731
2006 2418
2005 1801
2004 1605
2003 1379
2002 1144
2001 962
2000 571,3
1999 347,9

График:


Термин ПМП включает в себя все расходы на удовлетворение базовых нужд и потребностей гражданина. Среди этих расходов, которые должны полностью покрываться ПМП, входят следующие:

  • продукты питания (на них приходится основная расходная часть): овощи, фрукты, крупы, мясные и молочные продукты и другие. Данный вид расходов, который призван обеспечить поддержание здоровья человека в питании, называется продовольственной корзиной;
  • расходы непродовольственного характера: одежда, обувь, канцелярские принадлежности и другие.
  • оплаты медицинских услуг, в том числе и лекарств;
  • транспортные расходы (автобус, поезд, метро и другие);
  • расходы на ЖКХ.

Если пенсия, которая была установлена, пожилому гражданину не дотягивает по своему значению до ПМП, то ему необходимо обратиться в социальные органы защиты для выплаты дополнительной суммы денег до уровня минимального прожиточного минимума.

Данные по средней

Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер средней пенсии, в рублях
2020 15400
2019 14900
2018 14300
2017 13620
2016 13132
2015 11783
2014 10888,7
2013 10400
2012 9040,5
2011 8202,9
2010 7476,3
2009 5191,1
2008 4198,6
2007 3115,5
2006 2726,1
2005 2364
2004 1914,5
2003 1637
2002 1378,5
2001 1023
2000 694,3
1999 449


На основании данных таблицы видно, что средняя пенсия в целом по стране растет ускоренными, но недостаточными темпами. Если смотреть на нее в разрезе учета инфляции http://fincan.ru/articles/39_inflyacija-v-rossii-po-godam/, то можно увидеть, что практически сумма повышения только только перешагивает уровень инфляции. А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.

По прогнозам Минфина за счет новой пенсионной реформы средняя пенсия по стране достигнет к 2024 году всего лишь 20 тысяч рублей. Смогут ли при таком уровне пенсии граждане жить лучше к 2024 году? По мнению нашей редакции ответ "нет". Поскольку за этот промежуток времени бензин, налоговые отчисления, цены на товары и услуги вырастут значительно выше.

Читайте также: