Срок оплаты по акту выездной проверки пфр

Справочная / Бизнес‑будни

Выездные проверки ПФР и ФСС

Существует две основные формы проверки — камеральная и выездная.

Камеральные проверки осуществляются по итогам сдачи отчетности. Это стандартная процедура, в ходе которой контролеры проверяют правильность составления отчетности и уплату страховых взносов. Личного присутствия плательщика и тонн документов, как правило, не требуется. Наибольший интерес для предпринимателей представляют выездные проверки, потому что в этом случае с представителями Фондов придется общаться лично, проверять будут больше и готовиться нужно основательнее.

Право проводить выездные проверки контролеры получили только в 2011 году. В 2010 были только камеральные, т.к. согласно ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ проверка может охватывать только последние 3 года, и проверять, можно сказать, было нечего. Выездные проверки бывают плановые и внеплановые.

Внеплановую проверку могут провести, если:

  • в Фонды поступают жалобы от сотрудников;
  • организация ликвидируется или реорганизуется;
  • организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.

Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.

Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно. Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два — от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (Письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба поможет вам работать без бухгалтера. Она подготовит отчёты, посчитает налоги и не потребует от вас специальных знаний.

Кто рискует попасть в «чёрный список»?

В письме ПФР и ФСС есть критерии отбора, по которым проходила выборка для проведения проверки в 2011 году. На эти критерии контролирующие органы и ориентируются:

несоответствия расчетов по формам РСВ-1 в ПФР и 4-ФСС в ФСС;

у фирмы есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ (например, пособия по временной нетрудоспособности за счет ФСС);

отчетность не предоставлялась в срок;

организация произвела работнику выплату, которая не облагается страховыми взносами, например, материальную помощь в значительном размере;

применение льгот на уплату страховых взносов;

задолженность по взносам больше двух отчетных периодов подряд;

суммы начисленных страховых взносов уменьшились по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а численность сотрудников осталась прежней;

неоднократное предоставление корректировок;

налоговая может донести в ПФР об участии в схемах минимизации сумм страховых взносов, если заподозрит подобное.

Таким образом, если под большую часть критериев плательщик страховых взносов попадает, то вероятно, что ПФР и ФСС захотят его «навестить».

Что готовить и чего ожидать?

Обычно выездная проверка проходит на территории предприятия. Если нет возможности предоставить помещение — тогда по месту нахождения контролирующих органов.Проводить проверку могут только те инспекторы, которые указаны в решении, поэтому, прежде чем предоставить доступ сотрудникам фондов, сверьте реквизиты в решении с реквизитами удостоверений инспекторов.

Решений должно быть два:

  • первое — от руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР (форма N 8-ПФР);
  • второе — от руководителя (его заместителя) территориального органа ФСС РФ (форма N 9-ФСС РФ).

Будьте внимательны к документам проверяющих! Проверьте удостоверения инспекторов, сверьте их с реквизитами решений. Право проводить проверку имеют только те инспекторы, которые указаны в решениях.

Не пустить их на территорию предприятия, если все документы в порядке, вы не имеете права. Если не обеспечить доступ, контролеры составят акт воспрепятствования доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов. И тогда по 212-ФЗ, инспекторы имеют право начислять штрафные санкции по аналогии.

Продолжительность выездной проверки не может быть больше двух месяцев (считается с даты решения до составления справки о проведенной проверке). Сотрудники фондов могут приостановить проверку для получения дополнительной информации; в общем случае срок приостановки не превышает шести месяцев.

ПФР и ФСС не могут проверять страхователя чаще, чем один раз в три года. Проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться в любое время, независимо от того, когда была предыдущая.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, поэтому ничего «лишнего» представителей ПФР и ФСС интересовать не должно.

Документы

Будьте готовы по Требованию предоставить проверяющим документы, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов. Есть 10 дней со дня получения Требования на то, чтобы подготовить необходимые документы и предоставить их. Если компания не сможет предоставить документы в срок, необходимо письменно (в произвольной форме) сообщить об этом проверяющим, указав причину и новые сроки предоставления.

За отказ в предоставлении документов или нарушение срока инспекторы могут выставить штраф 200 рублей за каждый документ; также предусмотрено административное наказание для должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Сотрудники ПФР и ФСС имеют право потребовать все документы, связанные с оплатой труда сотрудников, с расчетом страховых взносов, учредительные документы. Ожидаемый список документов:

  • устав, учредительный договор, лицензии;
  • банковские и кассовые документы;
  • трудовые и договоры ГПХ с физическими лицами;
  • первичные документы бухучета, учетную политику;
  • кадровую документацию (приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, штатное расписание, приказы о предоставлении отпусков, приказы о премировании, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и т п.);
  • документы, связанные со страховым обеспечением (больничные листы, заявления сотрудников, приказы, подтверждающие документы).

Инспекторы не имеют права забирать с собой оригиналы документов, они могут работать с ними только на территории фирмы. Если необходимо забрать документы, то предоставить можно копии оригиналов, заверенные печатью организации и подписью директора.

Проверяющие будут искать несоответствие данных в документах с данными в отчетах, нарушения законодательства, правильность отражения в документах данных, влияющих на расчет страховых взносов.

Результаты проверки

В последний день проверки оформляется справка о проведенной выездной проверке в двух экземплярах.

Затем, в течение двух месяцев составляется Акт выездной проверки, этот документ является результатом проверки и может служить основанием для привлечения к ответственности. Если предприятие с решением акта не согласно, в течение 15 рабочих дней может предоставить письменные возражения руководителю контролирующего органа и приложить оправдательные документы.

Материалы о результатах проверки направляются руководителям фондов, они выносят решения о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.

Совет

Перед проверкой приведите в порядок все документы (примерный перечень известен), проверьте, что документы соответствуют друг другу. Если чувствуете, что какие-либо документы могут вызвать сомнение у инспекторов, подготовьте себе в защиту базу нормативно-правовых документов. Если имеется недоимка по страховым взносам — погасите её, рассчитайте и заплатите пени — это поможет избежать штрафов.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:


Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п . О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

(Распоряжение Правления ПФР от 03.02.2011 г. № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов»)

Согласно ст. 33 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ территориальные органы ПФР и ФСС РФ проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 г. № 127р были утверждены Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

ПФР утвердил новые, более подробные Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, которые применяются к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 г.

ПФР огласил критерии, на основе которых производится отбор плательщиков страховых взносов для включения в план проверок:

1. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников).

2. Несвоевременное представление индивидуальных све­дений.

3. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений).

6. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Периодичность проведения проверок плательщика – не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).

10. Наличие от органов ФНС РФ информацииоб участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Информация может быть также запрошена у налоговых органов.

При этом ПФР считает целесообразным на стадии планирования выездных проверок провести полный анализ проверяемого плательщика страховых взносов на основании всей имеющейся информации, которая может быть использована при проверке.

При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в ПФР территориальный орган ПФР проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

Проведение выездной проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица

Территориальные органы ПФР вправе осуществлять выездные проверки по вопросу правильности исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС ликвидируемых или реорганизуемых плательщиков за период с 1 января 2010 года по момент ликвидации (реорганизации).

Выездную проверку ликвидируемого плательщика страховых взносов рекомендовано организовать таким образом, чтобы до истечения двухмесячного срока с момента публикации информации о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (то есть до утверждения промежуточного ликвидационного баланса) плательщику страховых взносов были вручены копия решения территориального органа ПФР по результатам рассмотрения материалов выездной проверки, а также требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов.

В ходе выездной проверки проверяется факт представления юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации или реорганизации, сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае их отсутствия принимаются меры по их истребо­ванию.

Проведение выездной проверки обособленного подразделения юридического лица, если головная организация находится в другом регионе

Выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляемая в рамках выездной проверки всей организации с одновременной проверкой всех обособленных подразделений, проводится на основании решения территориального органа ПФР по месту нахождения плательщика страховых взносов (головной организации).

При проверке головной организации, включая ее обособленные подразделения, акт по результатам проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки обособленных подразделений.

Копии акта выездной проверки плательщика-организации направляются территориальным органам ПФР, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений, по месту их нахождения.

После принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки его копия направляется территориальным органам ПФР по месту нахождения обособленных подразделений.

Выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проводится на основании решения территориального органа ПФР по месту нахождения обособленного подразделения.

Орган контроля, на учете в котором находится обособленное подразделение, должен направить копию акта выездной проверки в территориальный орган ПФР по месту нахождения головной организации.

При проверке правильности начисления страховых взносов будут анализироваться организационно-распорядительные документы; договоры, контракты, соглашения; регистры бухгалтерского учета; первичные учетные, расчетные и платежные документы по той или иной выплате и по организации в целом.

– полноты представленного комплекта истребованных документов;

– правильности оформления первичных учетных документов, представленных для проверки;

– наличия утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

– правильности заполнения обязательных реквизитов в документах;

– соответствия даты записи хозяйственных операций по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для начисления страховых взносов;

– правильности подсчета соответствующих итогов в документах.

Конкретизирован комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки:

расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период;

бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;

синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период:

– главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.;

– 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

– 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

– 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;

– 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов осуществлялись выплаты, произведенные в натуральной форме, то в ходе выездной проверки будут проанализированы следующие счета бухгалтерского учета:

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов производилась безвозмездная передача материальных ценностей, то в ходе выездной проверки будут проанализированы регистры бухгалтерского учета по счету 91 «Прочие доходы и расходы»;

карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов;

организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам:

– приказы (в том числе об учетной политике, действующей в проверяемые периоды);

– соглашения, заключенные с физическими лицами;

– контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц;

банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы);

первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

К указанным документам могут относиться: ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).

Кроме того, в ходе выездной проверки могут быть дополнительно запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного учета) в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.

Возможный перечень документов, истребуемых при проведении выездной проверки, приведен в приложении Методических рекомендаций:

1. Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение)

2. Приказы об учетной политике

4. Расчет РСВ-1 ПФР

5. Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов

6. Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации

7. Список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг

8. Договоры между предприятием и страховой медицинской организацией (СМО) на обязательное медицинское страхование граждан, работающих на предприятии, с приложением списка граждан, застрахованных на ОМС

9. Регистры бухгалтерского учета:

Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок… утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 мая 2010 г. № 127р (далее – Рекомендации № 127р).

Напоминаем, что Пенсионный фонд РФ определен в качестве органа контроля за уплатой взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212 - ФЗ). Проверка проводится на территории (в помещении) проверяемой организации. Расскажем об основных правилах ее проведения.

В методичке приведен перечень документов, которые вправе изучить проверяющие (п. 7.1 Рекомендаций № 127р).

К ним относятся как документы юридического и общего характера (учредительные документы; лицензии, действующие в проверяемый период; трудовые, гражданско - правовые договоры с физическими лицами и т. д.), так и специальные – финансовые. А именно: приказы об утверждении учетной политики; расчеты по начисленным и уплаченным взносам; книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций; бухгалтерская отчетность, аудиторские заключения; регистры бухгалтерского и налогового учета, в том числе главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы - ордера, ведомости; банковские и кассовые документы; первичные документы.

Контролерам предписано проследить за устранением нарушений, выявленных предыдущей проверкой, и за тем, не повторяются ли они вновь в проверяемом периоде. Ну и, конечно, сверить соответствие поданных в ПФР расчетов данным бухгалтерского учета.

Одновременно бухгалтерский учет проверяется на полноту и правильность отражения хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления взносов. >|В отличие от Налогового кодекса РФ, где есть специальная статья 120, предусматривающая штрафы за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, в законе № 212 - ФЗ аналогичной статьи нет. Значит, наложение органами контроля штрафов на организацию за неправильный бухучет страховых взносов этим законом не предусмотрено.| 📌 Реклама

…включает следующие этапы:

– составление справки о проведенной проверке (последний день проверки);

– вручение справки проверяемому лицу;

– составление акта (два месяца со дня составления справки) и его вручение проверяемому лицу или направление ему этого документа по почте.

Специалисту территориального органа ПФР рекомендуется в случае необходимости вызывать на основании письменного уведомления руководителей (представителей) организаций – плательщиков страховых взносов для дачи пояснений (п. 7.3 Рекомендаций № 127р).

При выявлении нарушений производится доначисление взносов и выносится решение о привлечении плательщика к ответственности.

Если организация с результатами проверки не согласна, она может представить в орган контроля письменные возражения на акт выездной проверки в течение 15 дней со дня его получения. Такая возможность предусмотрена пунктом 5 статьи 38 закона № 212 - ФЗ.

В этом случае контролирующий орган должен рассмотреть материалы и принять по ним решение в течение 10 дней со дня истечения 15 - дневного срока, отведенного проверяемому лицу на представление возражений. >|Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 4 закона № 212 - ФЗ).| 📌 Реклама

По результатам рассмотрения материалов проверки выносится одно из двух решений: о привлечении плательщика взносов к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

В первом случае в решении должны быть изложены обстоятельства правонарушения (со ссылкой на подтверждающие документы, доводы, приводимые плательщиком в свою защиту, смягчающие обстоятельства) и указаны применяемые меры ответственности (со ссылкой на статьи нормативных актов). Кроме того, отражается размер выявленной недоимки, соответствующих пеней, подлежащего уплате штрафа (п. 9.7 Рекомендаций № 127р).

Во втором случае в решении указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа, смягчающие обстоятельства, а также (при наличии) сумма недоимки и пеней.

Первый экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения вручается проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

В случае направления по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма. Второй экземпляр приобщается к материалам проведенной проверки.

Прежде всего обратим внимание на полезные для строительной организации положения.

В методичке разъяснено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика в его совершении, возлагается на территориальные органы ПФР (п. 1.3 Рекомендаций № 120р).

Кроме того, отмечено, что:

– никто не может быть привлечен к ответственности повторно за совершение одного и того же правонарушения;

– для привлечения к ответственности факт совершения нарушения должен быть установлен решением территориального органа ПФР, вступившим в силу;

– при наличии определенных обстоятельств организация не подлежит ответственности за совершение правонарушения. >|Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются: стихийные бедствия; совершение действий физическим лицом в болезненном состоянии; выполнение письменных разъяснений контролирующих или уполномоченных органов и т. д. (п. 1 ст. 43 закона № 212 - ФЗ).| 📌 Реклама

Напомним, строительная компания обязана отчитываться в ПФР по начисленным и уплаченным взносам по форме РСВ - 1 ПФР (утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н) в следующие сроки:

– ежеквартально – до 1 - го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (подп. 1 п. 9 ст. 15 закона № 212 - ФЗ). Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год;

– за год – до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 5 ст. 16 закона № 212 - ФЗ);

– при ликвидации организации – до дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации (п. 15 ст. 15 закона № 212 - ФЗ).

Должностное лицо территориального органа ПФР в период, составляющий три месяца со дня представления расчета, проводит его камеральную проверку. При обнаружении нарушения сроков сдачи отчетности такие факты отражаются в акте камеральной проверки, который составляется не позднее 10 дней после истечения срока проведения камеральной проверки.

Если расчет сдан с опозданием до полугода, штраф составит 5 процентов от неуплаченной суммы взносов в месяц (со дня, установленного для представления расчета). При этом сумма штрафа ограничена, она не может быть более 30 процентов от суммы указанных в расчете взносов. Нижний предел штрафа – 100 руб. Об этом сказано в пункте 2.1 Рекомендаций № 120р.

Если просрочка подачи расчета составила более 180 календарных дней, то штраф составит 30 процентов от суммы взносов плюс 10 процентов (от той же суммы) взносов за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 - го календарного дня, но не менее 1000 руб.

Если расчеты не представлялись, привлечение к ответственности осуществляется по результатам проведения выездной проверки.

Обратите внимание: непредставление расчета за каждый отчетный период рассматривается контролерами как отдельное нарушение.

Подтвердить факт нарушения проверяющие должны документально (актом проверки; формами расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, сданными организацией в ПФР, с отметкой о приеме; документами, подтверждающими доставку расчета, включая доставку по каналам связи).

В методичке утверждается, что если сумма начисленных взносов по несвоевременно сданному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), то размер штрафа – 100 руб.

На самом деле такого положения статья 46 закона № 212 - ФЗ напрямую не содержит (как и аналогичная ст. 119 Налогового кодекса РФ). Но чиновники считают, что, если нулевая налоговая декларация сдана не вовремя, штраф составляет 100 руб. (письма Минфина России от 27 октября 2009 г. № 03 - 07 - 11/270; ФНС России по г. Москве от 16 марта 2009 г. № 20 - 14/4/022859@). >|Согласно изменениям, внесенным в статью 119 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229 - ФЗ, минимальная сумма штрафа за непредставление налоговой декларации в установленный срок со 2 сентября 2010 года составляет 1000 руб.| 📌 Реклама

В общем случае штраф составляет 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Если будет доказан умысел в совершении такого нарушения, то штраф увеличат до 40 процентов (ст. 47 закона № 212 - ФЗ, п. 2.2 Рекомендаций № 120р). Факт неуплаты взносов выявляется в ходе камеральной или выездной проверки.

Обратите внимание: размер штрафа рассчитывается исходя из величины суммы взносов, не уплаченных (не полностью уплаченных) именно в результате неправильного их исчисления или других неправомерных действий (бездействия) организации. То есть указанная статья применяется только в случае доначисления взносов при обнаружении ошибок или совершения плательщиком других неправомерных действий.

Строительная компания не может быть привлечена к ответственности на основании статьи 47 закона № 212 - ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов (для взыскания взносов должны применяться другие способы).

В отличие от применения санкций за нарушение сроков сдачи расчетов по страховым взносам наличие переплаты при данном нарушении может сыграть положительную роль. Но только при переплате в тот же внебюджетный фонд.

Согласно статье 26 закона № 212 - ФЗ засчитывать суммы, переплаченные в один фонд, в счет погашения задолженности перед другим фондом нельзя.

В методичке разъяснено, что, если у организации имелась переплата взносов по конкретному виду страхования, достаточная для погашения недоимки, состав правонарушения, предусмотренный статьей 47 закона № 212 - ФЗ, отсутствует.

А если переплата образовалась после возникновения задолженности, то освобождение от штрафа зависит от выполнения следующих условий (они связаны с внесением страхователем изменений в расчеты по взносам):

– уточненный расчет представлен до момента, когда плательщик узнал об обнаружении органом контроля ошибок в сведениях либо о назначении выездной проверки за данный период. Кроме того, до подачи «уточненки» должны быть уплачены недоимка и пени;

– уточненный расчет представлен после выездной проверки за соответствующий расчетный период, во время которой контролеры не обнаружили ошибок (ст. 17 закона № 212 - ФЗ).

Должностные лица, проводящие камеральную или выездную проверку, вправе истребовать у проверяемой строительной компании необходимые для проверки документы.

В Рекомендациях № 120р (п. 2.3) подчеркивается, что требование о представлении документов должно содержать достаточно определенные данные (перечень конкретных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества), а сами документы должны иметь отношение к предмету проверки.

Это руководящее указание контролерам очень важно и для проверяемых.

Отметим: в налоговой практике существуют официальные разъяснения в пользу налогоплательщиков. Так, в письме Минфина России от 25 июня 2007 г. № 03 - 02 - 07/2 - 106 обращено внимание на форму требования о представлении документов для налоговой проверки, в которой предусмотрено указание наименования, реквизитов и иных индивидуализирующих признаков истребуемых документов, а также периода, к которому они относятся.

Есть и судебные решения в пользу налогоплательщиков. Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07 сделан следующий вывод: если требование о представлении документов, предъявленное в ходе камеральной проверки, содержит неопределенные данные о запрашиваемых документах, то привлечь налогоплательщика к ответственности (по ст. 126 Налогового кодекса РФ) за неисполнение такого требования нельзя.

Для представления документов, истребованных в ходе проверки, организации отводится 10 рабочих дней. Штраф взыскивается в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ на основании статьи 48 закона № 212 - ФЗ.

Привлекать организацию к ответственности рекомендовано после завершения проведения камеральной либо выездной проверки.

Порядок зачисления штрафов в бюджеты регулирует статья 46 Бюджетного кодекса РФ (для взносов – подп. 3 п. 1).

Так, сумма штрафа за несвоевременное представление расчетов по пенсионным взносам подлежит перечислению в бюджет ПФР по нормативу 100 процентов.

Сумма штрафа за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в полном объеме подлежит перечислению в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов, в отношении которых взыскивается штраф.

Сумма штрафа за непредставление документов распределяется в следующем порядке:

– в бюджет ПФР – 83 процента;

– в бюджет ФФОМС – 7 процентов;

– в бюджет ТФОМС – 10 процентов (п. 2.3 Рекомендаций № 120р).

Перечисляют штрафы единой суммой (по реквизитам, указанным в решении ПФР о привлечении к ответственности), распределение осуществляет казначейство. Но приведенная информация может пригодиться строительным компаниям при оспаривании взысканных сумм (для зачета).

Читайте также: