Ссср пенсионный фонд и судебные приставы слабое место всех структур рф

С обнищавшими россиянами будут бороться радикально




Судебные приставы в России превратились в полноценную силовую структуру. Профессиональных взыскателей долгов фактически приравняли к полицейским и военнослужащим.

Приставы получат право взламывать двери квартир

На днях президент Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым с 1 января 2020 года в Федеральной службе судебных приставов будут проходить государственную службу, а не федеральную государственную гражданскую службу как прежде. Для приставов это нововведение сулит очень большие возможности.

Во-первых, сами сотрудники ФССП теперь станут настоящими силовиками, как и сотрудники полиции, Росгвардии или Федеральной службы исполнения наказаний. То есть, они получат специальные звания, будут выходить на пенсию раньше, как полицейские и росгвардейцы. Повысятся и требования к тем, кто хочет поступить на службу в ФССП — возрастные и профессиональные. Отбор будет более строгим. Руководители государства и самой ФССП рассчитывают, что такие меры повысят качество личного состава службы судебных приставов и сделают приставов более ответственными в своей работе. Ведь местом со специальным званием и ранней пенсией будут дорожить гораздо больше, чем обычной работой.

Во-вторых, у судебных приставов значительно вырастут полномочия. До последнего времени судебные приставы, хотя и занимались взысканием долгов с граждан, но все же не обладали теми правами, которыми были наделены полицейские или военнослужащие ФСБ. Теперь все меняется. Так, недавно приставы получили возможность взламывать двери в квартиры и дома граждан. Правда, речь идет об исключительных случаях, но, как говорится, лиха беда начало.

Обычно, когда идет речь о расширении полномочий судебных приставов, власть сразу вспоминает о том, что они занимаются взысканием долгов с граждан. Чаще всего говорят про алименты — а как еще добиться сочувствия у миллионов российских матерей, в одиночку воспитывающих детей? Выстраивается такая картина — вот «негодяй», не желающий содержать своего же ребенка, а вот благородные приставы, которые получают возможность более оперативно таких «негодяев» выявлять и заставлять их отдать детям причитающиеся деньги.

При этом старательно молчат о том, что приставы взыскивают долги и по просроченным кредитам, и по жилищно-коммунальным платежам, работая с наиболее обездоленной частью российского населения. Между тем, уже сам факт того, что приставы получат право ломать двери в квартиры россиян, говорит о многом. Все больше становится ведомств и служб, наделенных подобными полномочиями.

К чему приведет расширение полномочий приставов?

Стремление власти к расширению полномочий приставов понятно. Чем больше в стране силовых структур, тем в большей безопасности власть себя чувствует. Тем более, что и задолженность населения по обязательным платежам, «коммуналке», кредитам достигает невероятных размеров и, скорее всего, будет только расти, учитывая такие социально неблагоприятные факторы как повышение пенсионного возраста, инфляция, безработица, углубляющееся неравенство мегаполисов и маленьких населенных пунктов.

Среди российских юристов и правоведов нет единой точки зрения по поводу расширения полномочий судебных приставов. Так, юрист Александр Холанд считает, что расширять полномочия ФССП не стоит.

— Есть полиция. Если требуется вскрыть дверь, то те же «газовики» или жилищная инспекция могут обратиться за помощью к полиции и в присутствии сотрудников полиции дверь и вскроют. А наделять таким правом все новые и новые службы это означает будоражить граждан.

Адвокат Тимур Харди, сам в прошлом работавший в структуре Федеральной службы судебных приставов, не видит особой опасности для граждан в расширении полномочий приставов. Но любое увеличение полномочий, по мнению адвоката, должно сопровождаться и ужесточением контроля государства за деятельностью правоохранительных органов. Прокуратуре и другим надзорным органам придется более внимательно относиться к деятельности ФССП, особенно на местах.

Приставы пойдут на пенсию как военные и полицейские

Но дело даже не столько в том, что приставы получат возможность взламывать двери в квартиры россиян. В конце концов, от наличия такого права у сотрудников полиции подобные случаи все равно не стали массовыми. Проблема в другом. Сам факт превращения института судебных исполнителей — приставов, некогда выполнявшего сугубо технические функции, в новую мощную силовую структуру не может не настораживать. У судебных приставов уже есть даже свои спецподразделения, хотя их предназначение не очень понятно. Зачем он взыскателям алиментов и проблемных долгов? Защита зданий Минюста? Но по такой логике свой спецназ должны создавать и больницы, и школы и даже библиотеки.

Когда власть повышает пенсионный возраст россиян, то говорит о нехватке средств на выплату пенсий труженикам, достигшим 55−60-летнего возраста. Мол, придется повышать возраст, иначе кормить пенсионеров не сможем. Но создание все новых и новых силовых структур как то не соотносится с такой политикой. Ведь те же приставы, получив права военных и полицейских, также будут выходить на пенсию в 40 лет, использовать многочисленные льготы, хотя у большинства профессиональных взыскателей долгов служба, будем откровенны, не столь опасна и трудна. Или водителю автобуса, слесарю «Водоканала», сварщику или кровельщику, фельдшеру «скорой помощи» работается легче, чем судебному исполнителю?

Подобными решениями власть лишь провоцирует дополнительное общественное недовольство. Нужно ли это Кремлю? Выходит, что нужно, если сейчас один заведомо непопулярный закон следует за другим.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Создание удобной среды обитания во время самоизоляции стало актуальным, как никогда

Перед выборами в Госдуму политику загоняют в прокрустово ложе законов

Новочеркасский расстрел 1962 года и незаконная передача Крыма в 1954 году в состав УССР — звенья одной цепи

Краткое содержание:


Как известно, Пенсионный фонд России был создан в декабре 1990 г. с подачи Ельцина, как внебюджетный фонд для управления пенсионных накоплений и выплаты пенсий.

Тогда декларировалось, что вновь создаваемый фонд обеспечит всех высокими и справедливыми пенсиями.

Различия российской и советской пенсионных систем

В СССР не сразу и не всем, но пенсии стали и продолжали выплачивать до самого развала Союза, причем без какого-либо посредника – пенсионного фонда.

Формально в СССР посредник все-таки был – это общественный фонд потребления, деньги в который поступали из доходов предприятий, налогов и части заработной платы работников.

Некоторое время пенсионные выплаты колхозникам также выплачивались из специализированных фондов, создаваемых колхозами.

Однако за выплату пенсий в достаточном объеме в Советском Союзе отвечало государство. Оно же гарантировало выплату установленных пенсий из государственного бюджета. Пенсии платили абсолютно всем при достижении пенсионного возраста: 55 лет – женщинам, 60 лет – мужчинам. Это была безусловная социальная гарантия.

В России пенсионный возраст воспринимают, не как достойную обеспеченная старость, а как возраст дожития.

В России выплата пенсии фактически не является безусловной обязанностью государства.

Даже если человек всю жизнь трудился, он может не получить право на страховую пенсию по старости (возрасту). Во-первых, работодатель может не платить взносы в Пенсионный фонд, и работник таким образом считается не «встроенным» в систему страховых взносов.

Рекомендация работникам самим следить за тем, платит ли страховые пенсионные взносы работодатель или нет, на мой взгляд, является абсурдной.

Во-вторых право на пенсию зависит не только от пенсионного возраста, который был значительно поднят, но и от так называемой балльной системы – индивидуального пенсионного коэффициента. Нет баллов – нет и права на пенсию.

Конечно, для таких тружеников есть обязательная социальная пенсия. С 01.04.2020 размер социальной пенсии по старости составляет 5606,15 руб. Как видите, гораздо ниже даже прожиточного минимума. Да и получить такую пенсию можно только на 5 лет позже, чем все остальные: женщинам – с 65 лет, мужчинам – с 70 лет.

В итоге получается, что гарантированная пенсия, выплачиваемая из бюджета, осталась, по сути, только у депутатов и чиновников. Остальные о своей пенсии должны позаботиться сами, но при этом в условиях тех ограничений, которые сейчас существуют (заморозка накопительной части пенсии, отсутствие возможности самостоятельной уплаты взносов и т.д.).

На сегодняшний день даже изъятие прибыли госкомпаний в бюджет в размере 50% является лишь планами. Фактически государству от доходов госкорпораций перепадает 10–40% прибыли. Остальное распределяется между «посредниками». В Советском Союзе распоряжение доходами было полноправным.

Одним из таких посредников, на мой взгляд, является также и Пенсионный фонд РФ, который постоянно нужно содержать.

Одним из главных посылов повышения пенсионного возраста был постоянный дефицит бюджета Пенсионного фонда. Но с повышением данный дефицит не исчез, а продолжает процветать. Например, в 2020 году дефицит бюджета ПФР по плану составит 209,2 млрд руб.,

в 2022-м – 94,8 млрд руб. При этом зарплатный фонд ПФР в 2021 году составит 27,87 трлн руб., в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб.

В то же время, в соответствии с бюджетом ПФР на 2021–2023 годы, на приобретение новых зданий для фонда только в трех субъектах-–в Свердловской, Курганской областях и Республике Крым – будет потрачено более 700 миллионов рублей.

Есть и более банальные расходы.

Например, в 2008 году в Пенсионном фонде Свердловской области пропал 1 миллиард рублей. В соответствии с законом ПФР обязан хранить деньги в Центробанке или рассчетно-кассовом центре. Но председатель фонда Свердловской области хранил деньги тружеников в коммерческом банке. За это он получал ежемесячные взятки представителей этого коммерческого банка. Председателя регионального фонда осудили на 8 лет, а коммерческий банк обанкротился. Ну а миллиард пропал.

Такие случаи далеко не единичны.

Нужен ли России Пенсионный фонд? Не слишком ли велики расходы на существование Пенсионного фонда? Можно ли администрировать пенсии без него?

Что вы думаете по этому поводу? Если не сложно, поделитесь вашим мнением в комментариях.

Если понравилась публикация – ставьте так называемые лайки, нажав на иконку ДА ("палец вверх"), если нет, то, соответственно, НЕТ («палец вниз»), делитесь публикацией со своими подписчиками и друзьями в социальных сетях. Спасибо.

«Кредитная» история или как это было.

Из истории института судебных приставов

Исполнение судебных решений – это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые в частном порядке или на законных основаниях боролись с должниками. Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда был актуален вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов. Каков же портрет тех, кто являлся предшественниками или прототипами современных судебных приставов?

Дружинники

В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель выезжал он с дружиной на полюдье собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы. Волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление. После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, – она установила «уроки» (фиксированный размер повинности) и создала новую форму получения дани – «повоз» (дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища). Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054) общественные отношения, в том числе имущественные, регулировались сводом законов Русская Правда. Уже в ХI веке в Русской Правде был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники – отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, – они собирали судебную пошлину и содействовали в получении назад заемного имущества. В период с конца XI века по XV век были приняты нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.

Первые приставы феодальной Руси и Московского государства

Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, скорее, так называли исполнителя различных судебных обязанностей. В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII – XV веками упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и пр.). В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 годов. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях – применять расспрос и пытку. Кроме этого, Судебники вводят новый институт – «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три». В XVI – XVII веках формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.

Недельщики

В допетровской Руси, с начала XV по XVII век, судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, «быть в неделях». Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге.

В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков. При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Таким образом, уже в XV – XVI веках начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия. Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника, приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников», – столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий, повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.

В это время, согласно Соборному Уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали «правежом» – их привязывали к позорному столбу и секли. В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами, также была отменена мера пресечения «отдача за пристава». Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

Полицейские приставы

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы.

В XVIII – XIX веках в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы. Но недоимки росли, и с 1769 года в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

Судебные приставы Российской империи

В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. 20 ноября 1864 года императором Александром II были утверждены «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Судебные уставы определили новые принципы судоустройства и судопроизводства в России, кроме того, в соответствии с ними при судебных местах должны были находиться судебные приставы.

Вопрос о реализации уставов был решен «Высочайше утвержденным Положением о введении в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г.», которое содержалось в именном императорском указе от 19 октября 1865 года. При этом новые установления планировалось вводить в действие с 1866 года в течение четырех лет. В первую очередь они были введены в округах Санкт-Петербургской и Московской судебных палат, а в подведомственных им судах были назначены судебные приставы в количестве 203 человек.

Деятельность приставов, состоявших при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. В соответствии с «Учреждением судебных установлений» эту должность не могли занять иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием. Большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата: чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью». Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы. Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.). Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Таким образом, с момента подписания в 1865 году императором Александром II Положения о введении в действие судебных уставов правовой статус и компетенция судебного пристава получили законодательную регламентацию. Институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века. Судебные приставы, с которыми история российской государственности была неразрывно связана на протяжении многих веков, заняли достойное место в системе государственной службы.

Поэтому дата 19 октября 1865 года считается отправной точкой в истории Российского института судебных приставов.

После перехода России на новое летоисчисление указанной исторической дате стала соответствовать (по новому стилю) дата 1 ноября. Именно она легла в основу Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2009 № 1019, которым был установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава.

Судебные исполнители СССР

В период 1917 – 1991 годов дореволюционная система исполнения судебных решений постепенно разрушалась. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных приставов. Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт судебных исполнителей. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции. Судебные исполнители состояли в штате суда и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду. Этот факт, безусловно, свидетельствует о некоторой преемственности между дореволюционной службой приставов и советской.

Возрождение службы судебных приставов

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов. Их применение привело к определенным положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Значительно обновленное за истекшее время законодательство Российской Федерации также потребовало корректировки ряда норм федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» и внесения изменений в эти законы, поскольку вопросы исполнения судебных и иных актов касаются практически каждого правоприменителя, гражданина и организации, осуществляющих свою деятельность в нашей стране.

Потребности в изменении законодательства об исполнительном производстве, в последнее время находившегося в центре внимания, как законодателя, так и общества в целом, обусловили разработку и принятие нового Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившего в силу 1 февраля 2008 года.

Сегодня работа по совершенствованию механизмов исполнительного производства продолжается, и если дальнейшая его реформа будет проходить при активном участии профессионального юридического сообщества, государство получит максимальный процент исполнения судебных решений. Важно знать и чтить историю России. Ведь оценка исторических фактов позволяет по-новому взглянуть на современные процессы развития отечественной правовой системы. А опыт прошлых веков дает ясное осознание того, что с помощью меча и батогов, конечно, можно заставить ответчика вернуть долг, но основное и наиболее эффективное оружие – это Закон.

С обнищавшими россиянами будут бороться радикально




Судебные приставы в России превратились в полноценную силовую структуру. Профессиональных взыскателей долгов фактически приравняли к полицейским и военнослужащим.

Приставы получат право взламывать двери квартир

На днях президент Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым с 1 января 2020 года в Федеральной службе судебных приставов будут проходить государственную службу, а не федеральную государственную гражданскую службу как прежде. Для приставов это нововведение сулит очень большие возможности.

Во-первых, сами сотрудники ФССП теперь станут настоящими силовиками, как и сотрудники полиции, Росгвардии или Федеральной службы исполнения наказаний. То есть, они получат специальные звания, будут выходить на пенсию раньше, как полицейские и росгвардейцы. Повысятся и требования к тем, кто хочет поступить на службу в ФССП — возрастные и профессиональные. Отбор будет более строгим. Руководители государства и самой ФССП рассчитывают, что такие меры повысят качество личного состава службы судебных приставов и сделают приставов более ответственными в своей работе. Ведь местом со специальным званием и ранней пенсией будут дорожить гораздо больше, чем обычной работой.

Во-вторых, у судебных приставов значительно вырастут полномочия. До последнего времени судебные приставы, хотя и занимались взысканием долгов с граждан, но все же не обладали теми правами, которыми были наделены полицейские или военнослужащие ФСБ. Теперь все меняется. Так, недавно приставы получили возможность взламывать двери в квартиры и дома граждан. Правда, речь идет об исключительных случаях, но, как говорится, лиха беда начало.

Обычно, когда идет речь о расширении полномочий судебных приставов, власть сразу вспоминает о том, что они занимаются взысканием долгов с граждан. Чаще всего говорят про алименты — а как еще добиться сочувствия у миллионов российских матерей, в одиночку воспитывающих детей? Выстраивается такая картина — вот «негодяй», не желающий содержать своего же ребенка, а вот благородные приставы, которые получают возможность более оперативно таких «негодяев» выявлять и заставлять их отдать детям причитающиеся деньги.

При этом старательно молчат о том, что приставы взыскивают долги и по просроченным кредитам, и по жилищно-коммунальным платежам, работая с наиболее обездоленной частью российского населения. Между тем, уже сам факт того, что приставы получат право ломать двери в квартиры россиян, говорит о многом. Все больше становится ведомств и служб, наделенных подобными полномочиями.

К чему приведет расширение полномочий приставов?

Стремление власти к расширению полномочий приставов понятно. Чем больше в стране силовых структур, тем в большей безопасности власть себя чувствует. Тем более, что и задолженность населения по обязательным платежам, «коммуналке», кредитам достигает невероятных размеров и, скорее всего, будет только расти, учитывая такие социально неблагоприятные факторы как повышение пенсионного возраста, инфляция, безработица, углубляющееся неравенство мегаполисов и маленьких населенных пунктов.

Среди российских юристов и правоведов нет единой точки зрения по поводу расширения полномочий судебных приставов. Так, юрист Александр Холанд считает, что расширять полномочия ФССП не стоит.

— Есть полиция. Если требуется вскрыть дверь, то те же «газовики» или жилищная инспекция могут обратиться за помощью к полиции и в присутствии сотрудников полиции дверь и вскроют. А наделять таким правом все новые и новые службы это означает будоражить граждан.

Адвокат Тимур Харди, сам в прошлом работавший в структуре Федеральной службы судебных приставов, не видит особой опасности для граждан в расширении полномочий приставов. Но любое увеличение полномочий, по мнению адвоката, должно сопровождаться и ужесточением контроля государства за деятельностью правоохранительных органов. Прокуратуре и другим надзорным органам придется более внимательно относиться к деятельности ФССП, особенно на местах.

Приставы пойдут на пенсию как военные и полицейские

Но дело даже не столько в том, что приставы получат возможность взламывать двери в квартиры россиян. В конце концов, от наличия такого права у сотрудников полиции подобные случаи все равно не стали массовыми. Проблема в другом. Сам факт превращения института судебных исполнителей — приставов, некогда выполнявшего сугубо технические функции, в новую мощную силовую структуру не может не настораживать. У судебных приставов уже есть даже свои спецподразделения, хотя их предназначение не очень понятно. Зачем он взыскателям алиментов и проблемных долгов? Защита зданий Минюста? Но по такой логике свой спецназ должны создавать и больницы, и школы и даже библиотеки.

Когда власть повышает пенсионный возраст россиян, то говорит о нехватке средств на выплату пенсий труженикам, достигшим 55−60-летнего возраста. Мол, придется повышать возраст, иначе кормить пенсионеров не сможем. Но создание все новых и новых силовых структур как то не соотносится с такой политикой. Ведь те же приставы, получив права военных и полицейских, также будут выходить на пенсию в 40 лет, использовать многочисленные льготы, хотя у большинства профессиональных взыскателей долгов служба, будем откровенны, не столь опасна и трудна. Или водителю автобуса, слесарю «Водоканала», сварщику или кровельщику, фельдшеру «скорой помощи» работается легче, чем судебному исполнителю?

Подобными решениями власть лишь провоцирует дополнительное общественное недовольство. Нужно ли это Кремлю? Выходит, что нужно, если сейчас один заведомо непопулярный закон следует за другим.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Создание удобной среды обитания во время самоизоляции стало актуальным, как никогда

Перед выборами в Госдуму политику загоняют в прокрустово ложе законов

Новочеркасский расстрел 1962 года и незаконная передача Крыма в 1954 году в состав УССР — звенья одной цепи

Фото © ТАСС / Станислав Красильников

" src="https://static.life.ru/publications/2020/5/1/338900086524.06323.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

С 1 июня вступил в силу закон, запрещающий судебным приставам принудительно списывать долги с социальных выплат. Лайф разобрался, какие выплаты теперь в безопасности и что делать, если деньги с карты всё-таки будут списаны.

Итак, согласно закону под полную защиту попадают: суммы, положенные в связи с возмещением вреда здоровью, и компенсации пострадавшим от различного рода катастроф; пенсии по потере кормильца и выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами; средства материнского капитала; пособия на детей и некоторые виды алиментов.

Также освобождаются от взыскания средства, направленные на лекарственное обеспечение или для компенсации проезда инвалидам и пенсионерам. Подобный запрет существовал и ранее, об этом гласит ст. 101 закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", но приставы и банки всё равно "замораживали" счета по любому поступившему исполнительному листу, а уже после разбирались, какие именно деньги следует "разморозить".

Если списали пенсию

К сожалению, частичное или полное списание пенсии (денежного пособия, иной материальной компенсации) приставами — это не редкость. Даже с учётом положений новых поправок под мораторием на списание окажутся не все пенсии вообще, а только "по потере кормильца". С пенсиями по старости, увы, всё осталось по-прежнему: как брали 50%, так и будут брать.

Другое дело, что объяснения службы ФССП о том, что при направлении в банки уведомлений о взыскании пристав не имел информации о характере поступающих доходов и поэтому были взысканы и "пенсионные деньги", теперь несостоятельны.

Согласно поправкам теперь лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, а также банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов, обязаны в расчётных документах указывать соответствующий код вида дохода (это предусмотрено частями 5, 5.1 и 5,2 ст. 70 закона № 229-ФЗ), а пристав обязан будет следить, чтобы лишнего не списали.

Каникулы особого режима. Как Сбербанк под видом кредитных каникул увеличивает ваш кредит

Если обнаружилось, что приставы списали/заморозили пенсию, следует придерживаться следующего алгоритма действий. Во-первых, узнать, кто занимается исполнительным производством. Часто эту информацию сообщают в банке, но проще найти информацию через сайт службы судебных приставов. Там в поиске нужно ввести свою фамилию и напротив вашего дела будет указана фамилия пристава и его телефон. Во-вторых, связаться с приставом и уточнить основания списания, сделать акцент, что это деньги пенсионные. И, в-третьих, при несогласии с вынесенным решением оформить заявление, к которому приложить документы, подтверждающие необоснованность списания средств, жалобу направить и в службу судебных приставов, и в прокуратуру.

Если долг погашен, но его продолжают взыскивать


Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

Например, у человека спорная задолженность по ЖКХ, но управляющая компания получила решение о взыскании и направила его приставам, а те в свою очередь, выяснив, что у должника есть счета в разных банках, выставляют требования о взыскании сразу во все кредитные учреждения, где есть счета должника (законом это не запрещено). В результате происходит списание в объёме большем, чем указано в решении суда, при этом нередко в счёт долга списывают и различные единовременные выплаты, которые были начислены государством, но не обналичены должником. Списание единовременных выплат и пособий от государства в счёт долга — незаконно, теперь это прямо закреплено в п. 18 ч. 1 ст. 101 закона № 229-ФЗ.

В теории приставы должны сами установить, что списали лишнее, и вернуть то, что не положено забирать по закону. Но на практике всё происходит не так. Излишки списанного могут месяцами храниться на счёте подразделения ФССП, при этом должник, особенно если он пенсионер, будет буквально выживать на 50% своей пенсии.

Если списали больше того, что указано в судебном решении, следует составить заявление и лично передать его в канцелярию того подразделения, которое проводило взыскание, одновременно с этим следует составить жалобу на портале "Госуслуги" (заполнить форму), это поможет рассмотреть ваше обращение быстрее. Особое внимание следует обратить на то, что согласно ст. 446 ГПК РФ при удержании долга приставы должны оставлять в распоряжении должника денежные средства в размере не менее прожиточного минимума.

Если заставляют платить долг за однофамильца

Сложнее в ситуации, когда взыскивают с того, кто на самом деле должником не является.

Известны случаи, когда приставы проводили ошибочное списание из-за должника-однофамильца, или того хуже — когда списание производится из-за того, что на человека мошенническим способом был оформлен кредит. Ситуация усугубляется тем, что даже если разбирательство по поводу незаконного списание уже идёт, пока должник будет доказывать неправомерность взысканий, с его счёта продолжат списывать деньги.

Спам, который мы разрешили. Как отозвать согласие на рекламные звонки и письма

На практике наибольшее число пострадавших от мошеннических действий — это пенсионеры и списание с их счетов иногда происходит даже без суда.

Мошенники обращаются к приставам с исполнительной надписью нотариуса по кредитному договору, ведь согласно ст. 91.2 Основ законодательства РФ "О нотариате" кредитор имеет право закрепить в договоре внесудебный порядок взыскания. Цель мошенников — списание денег с карты жертвы. Тем более что многие не знают, что в случае, если о такой "исполнительной надписи" стало известно от приставов, то она подлежит отмене, так как до начала её исполнения должник обязательно должен быть уведомлен нотариусом, и это, скорее всего, было исполнено, только мошенники идут не к реальному должнику, а к тому, с кого рассчитывают получить незаконный доход.

Поэтому, если происходит неправомерное взыскание по исполнительной надписи, кроме обращения в правоохранительные органы следует как можно быстрее подать отдельное заявления о приостановлении всех взысканий и судебным приставам, и в суд.

При этом стоит помнить, что согласно новым поправкам приставы обязаны отслеживать источник поступления средств на счёт пенсионера — и большая часть этих средств списанию не подлежит. Пристав в постановлении о возбуждении производства обязывает должника передать документы, подтверждающие наличие у него доходов, которые взыскать нельзя.



Этот спор должника-пенсионера и приставов рассматривали астраханские суды и дружно встали на сторону приставов. Но Верховный суд РФ с решением не согласился и привел аргументы, которые могут оказаться полезными для граждан, попавших в сложную ситуацию.

Итак, в Астраханской области в районный суд пришел пенсионер с иском к Службе судебных приставов. Он хотел с помощью суда повлиять на сумму, которую с его пенсии списывает пристав. Истец в суде объяснил, что получает пенсию немногим больше 10 тысяч рублей. Из этих денег пристав в счет долга списывает ровно половину, оставляя ему на жизнь, пять тысяч рублей. А это совсем мало, уверял пенсионер, ведь даже прожиточный минимум в области - семь тысяч. До суда пожилой должник обращался с письмом в Службу судебных приставов и просил брать 25 процентов, а не 50. Но приставы на письмо не отреагировали. Истец надеялся, что в суде к его просьбе отнесутся внимательней.

Но Советский районный суд Астрахани должнику в иске отказал. А областной суд возражать не стал. Определением судьи Астраханского областного суда истцу отказано было и в передаче кассационной жалобы на рассмотрение суда кассационной инстанции. Но пенсионер все же дошел до Верховного суда РФ и попросил все предыдущие решения отменить.

По мнению судей Верховного суда, "существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судами первой и апелляционной инстанции".

Вот как пересматривал спор Верховный суд. Из материалов дела видно, что истец - получатель пенсии по старости. В 2016 году, когда началась эта история, его пенсия составляла 10 тысяч 149 рублей. По словам старика, это единственный источник его существования. В это же время, судя по постановлению областного правительства, прожиточный минимум в области составлял 7 тысяч 220 рублей. По постановлению пристава из пенсии ежемесячно удерживали 50 процентов. Через пару месяцев после начала вычетов должник написал заявление, что ему совсем туго, и попросил брать 25 процентов, но приставы ему письменно отказали. Суды тоже отказали.

В местных судебных решениях сказано, что действия пристава правомерны, так как соответствуют законам "Об исполнительном производстве" и "О страховых пенсиях". По ним предусмотрена возможность брать даже больше: до 70 процентов страховой пенсии в возмещении ущерба.

Вот с этими доводами Верховный суд и не согласился, заметив, что они "основаны на неправильном применении норм материального права". Высокий суд заявил, что в том же законе "Об исполнительном производстве" сказано, что исполнительное производство осуществляется, в том числе, на основании принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи. В этом же законе записано, что с должника можно удерживать не более 50 процентов зарплаты и "иных доходов". А еще в этом законе приведены ограничения размера удержания - не больше 70 процентов, если речь идет об ущербе от преступления. По закону о страховых пенсиях также можно брать не более 50 процентов, и в редких случаях, прописанных в законах, - не больше 70. Но это максимальные параметры, заметил Верховный суд, а пристав вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

Верховный суд особо подчеркнул - Конституционный суд неоднократно (шесть раз) высказывал свою правовую позицию по такому поводу. По ней, если для должника пенсия - единственный источник существования, то необходимо обеспечить баланс интересов кредитора и должника. Требуется защита прав должника пенсионера путем сохранения для него и тех, кто находится на его иждивении, "необходимого уровня существования, чтобы не оставить их за пределами социальной жизни".

В нашем случае судебный пристав, получив письмо от пенсионера, не проверил его материальное положение, что обязан был сделать. В Кодексе административного судопроизводства сказано, что именно надо проверять суду, рассматривая такие дела. В этом списке пунктов много. Часть из них доказывает тот, кто обратился в суд, а часть - организация или лица на то уполномоченные.

Местные суды, рассматривая иск пенсионера, не стали выяснять, действительно ли человеку так плохо и является ли пенсия его единственным источником существования, не спросили, обеспечен ли должник "необходимым уровнем существования после удержания платежей". По мнению Верховного суда, это существенные нарушения, которые и повлекли за собой принятие незаконных судебных постановлений. Дело пенсионера-должника велено пересмотреть по новой.

Читайте также: