Стала художником на пенсии

Изабелла Хандажапова с детства мечтала стать художником, но жизнь распорядилась иначе


Фото: личный архив И. Хандажаповой

Изабелла Хандажапова из села Усть-Орот Кижингинского района Бурятии в этом году отметила свой 81-й день рождения. Судьба этой милой женщины соткана из горьких потерь. Лишь дети, внуки и правнуки заставляют её улыбаться, а жить помогает творчество. Почти все работы художницы участвовали в районных и республиканских конкурсах, а из дипломов и грамот Изабеллы Гомбожаповны можно сложить целую книгу.







Родилась Изабелла Хандажапова в городе Кяхте, в семье швеи. С малых лет она тянулась к творчеству, много рисовала, но больше всего любила вышивать. Такого обилия цветов и оттенков ниток тогда не было, но для творчества это не стало препятствием. В школе Изабелла училась хорошо и усердно, ей с лёгкостью давалась математика, юная художница также рисовала стенгазеты.

«Женщины приносили мне свои кофточки»

После школы Изабелла Гомбожаповна окончила техникум с красным дипломом, получив образование бухгалтера. Выбор профессии не был долгим, ведь её матери нужна была поддержка.

- Я решала, на кого пойти учиться: на художника или бухгалтера. И выбрала второе, потому что, помимо творчества, всегда любила математику, да и понимала, как тяжело маме одной с тремя детьми. А чтобы учиться рисовать, нужно было куда-то ехать. Маму я оставить не могла, - вспоминает наша героиня.

Изабелла Гомбожаповна проработала бухгалтером в совхозе и колхозах больше тридцати лет. На творчество времени не хватало, и в свой единственный выходной она полностью погружалась в хозяйство. Когда время на вышивку всё же удавалось найти, мастерство Изабеллы Гомбожаповны не оставалось незамеченным.


- Я делала копии своих любимых картин маслом, но нитками у меня всё равно получалось лучше, - улыбается художница. – Любила связать что-нибудь и украсить вышивкой. Первый заказ мне поступил, когда распался Советский Союз. Многие тогда жили плохо, и некоторые женщины приносили мне свои кофточки для украшения. Всем хотелось чего-то новенького. Первой была учительница моей старшей внучки. Само собой, оплату я не брала. Давали кто сколько может, чтобы нитки оправдать.

«Кукол боялись покупать»

Одна из любимых картин мастерицы – «Явление Христа народу». Изабелла Гомбожаповна взялась за эту невероятно сложную по тонкости работу и корпела над ней почти год. Вышивку даже выставляли на районном мероприятии.


- На ней изображены тридцать три лица, и нужно было сделать их максимально похожими. Красками я не могла такое изобразить, так как не училась, а вот нитками у меня получилось. Сначала перевела каждого человека на бумагу по клеткам, а оттуда уже на ткань – на глаз такое не вышьешь и не нарисуешь, - отмечает художница. – Когда закончила картину, жила уже в Кижингинском районе, и отдел культуры района брал у меня её ко Дню Победы. В итоге отдел получил премию 110 тысяч рублей. Мне же досталась только грамота (смеётся). Тогда корреспондент районной газеты спрашивал у меня, почему так вышло, но я постеснялась сказать. Больше всего оценили мои работы старообрядцы, среди которых я всю жизнь прожила. Сказали: «У вас душа русская».


На пенсию Изабелла Хандажапова вышла в 55 и вплотную занялась любимым делом. В творчестве она попробовала, пожалуй, всё: плела из газетных трубочек и бисера, шила кукол, создавала шкатулки, вязала салфетки, писала маслом, вышивала гладью и крестом, мастерила яйца Фаберже, а также освоила пэчворк, скрапбукинг и выбивку по ткани.

Куклы мастерицы выходили такими «живыми», что некоторые односельчане даже боялись их покупать.


- Занятия куклами я оставила, потому что у меня их боялись брать – говорили, слишком живые глаза, - смеётся Изабелла Гомбожаповна. – В итоге мне и самой начало так казаться, я их раздарила. Занялась вязанием, по большей части на подарки внукам. Года идут, и задумывать свои картины – это долгая история. Поэтому сейчас я больше пейзажи рисую.


Вышивка помогла пережить потери

Сидеть дома было скучно, и пенсионерка отправилась работать в дом детского творчества. Там она обучала девочек вышивать крестом. Через два года заболел супруг Изабеллы Гомбожаповны, и они переехали на его родину, в Бичурский район.

- Мой муж умер двадцать лет назад. Он был партийным работником и часто повторял, что завидует мне, моему увлечению, и говорил: «Вот ты оставишь после себя что-то, а я нет», - вспоминает художница. – Но для меня это не просто возможность оставить что-то после себя. Моё вышивание поддерживает меня. Жить помогает. Моя старшая дочь умерла от инсульта, умер старший сын, а через год – старший внук. Только вышивка мне и помогла пережить потери.

Хоть ниточка судьбы Изабеллы Гомбожаповны ложилась не всегда ровной строчкой, ей по-прежнему есть ради кого творить. У неё двое детей, четверо внуков и 14 правнуков. Её талант и страсть творить прекрасное передались детям. Например, сын в советское время занимался резьбой по дереву и рисовал, создавал плакаты для совхозов и колхозов. Правда, ему пришлось оставить это дело из-за травмы руки.


- Он часто дарил свои изделия тем, кому они нравились, - рассказывает художница. – Дочка тоже любит вышивать крестом и делает поделки. Она без творчества не может, как и я. Я же большинство своих работ раздала детям и внукам. Например, изображение богини Белой Тары подарила внуку на день свадьбы. Остались несколько нарисованных картин, которые хранятся в моём уголке. В том числе портреты Виктора Цоя и Владимира Высоцкого.

«Хоть вижу одним глазом, но вышиваю»

Живёт Изабелла Гомбожаповна с внуком, а творит в отдельном домике, который любовно называет своей мастерской. Обстановка в ней сохранена «в советском духе», говорит художница. Сейчас зрение всё чаще подводит и вышивкой приходится заниматься в утренние часы.

- Три года назад мне неудачно провели операцию на катаракте, и в прошлом году прооперированный глаз перестал видеть, - рассказывает пенсионерка. – Пришлось делать платную операцию на второй глаз. Со временем и он стал видеть хуже. Я обращалась к врачам, чтобы меня прооперировали, но из-за моего возраста они побоялись браться. В итоге всё-таки упросила, чтобы сделали меня близорукой. Хотела повышивать ещё хотя бы два-три года. Так, недавно вышила внучкам богинь и старшей правнучке картину «Грачи прилетели». Ей очень нравится. Вышиваю я по утрам, сижу по пять-шесть часов. Хоть и вижу одним глазом, но вышиваю – врач сказала тренировать глаз. Да и мне самой кажется, что без творчества я долго не проживу.

По словам художницы, в бога она верит всю свою жизнь, несмотря на непринятие религии коммунистами. Среди её работ много изображений богинь, однако освятить их нет возможности – бурятские ламы не берутся за это.


- Во-первых, такой вышивке учиться надо, ни одной неточности нельзя допускать. Во-вторых, их должен освящать именно тибетский лама. Поэтому я вышила их в качестве картин, - говорит Изабелла Хандажапова.

На вопрос, возьмётся ли она за новые заказы, если появятся желающие, художница отвечает: «Если мне понравится картина, возьмусь. По-другому у меня просто не получится». Мечтает пенсионерка не об улучшении зрения – его уже не вернуть, а лишь об одном – успеть вышить как можно больше картин на память своим внукам.








Потребность в самовыражении присуща любому человеку независимо от возраста. Когда социальная активность идёт на убыль, творчество становится окном совершенно в другой мир. Работы, представленные на выставке декоративно-прикладного искусства «Праздник вдохновения» в краевой научной библиотеке, тому подтверждение. Организаторы помогли пенсионерам не просто выразить себя, но даже найти интересные приглашения для дальнейшего сотрудничества.

Корреспондент «АиФ-Красноярск» встретилась с художницами и узнала, как искусство может стать отличным стимулом для нового витка жизни.

Экономист-художник


Юность Надежды Кирш прошла под знаменем свободы, полёта фантазии и сочных красок. Единственной краской, которая не вошла в её палитру, стало изобразительное искусство. Её пришлось отложить на много лет.

Надежда любит экспериментировать. Она работает с картоном, салфетками, камнями, бисером, стеклом, полимерной глиной, флористикой, наклейками, синтепоном, пенопластом и многим другим. На выставке в библиотеке она представила работы из коллекции «Любимый Климт». Густав Климт - австрийский художник, график и книжный иллюстратор, он работал в стиле модерн, создавая объёмные картины, на которых персонажи буквально оживают.

«Все мы родом из детства, - рассказывает о себе Надежда. - А когда всё становится позволено, начинает присутствовать драйв и фантастика. Я долгое время работала в банковской сфере, по образованию экономист. Когда после выхода на пенсию стала свободна и выросли дети, стала заниматься собой. Интернет - наше всё. Было время, сидела часами в Сети, училась. В это время сын начал заниматься бизнесом, и у него появился свой офис. Так как мне некуда было вешать свои картины, его пустые стены в кабинете дирекции очень пригодились. Он поначалу стеснялся. А потом его партнёры по бизнесу восхитились моими работами. Продавать свои картины я не умею, в основном дарю друзьям. Да и за такие цены, которые у нас установились в Красноярке, продавать своё творчество оскорбительно, лучше вообще не продавать».


Возраст счастья


Людмила Мелихова в юности окончила художественное училище им. В. И. Сурикова, много лет работала оформителем и преподавателем, но потом возможности заниматься творчеством не стало.

«О том, что я стану художником, знала ещё в пять лет, - рассказывает Людмила Сергеевна. - В детстве посещала всевозможные кружки, окончила училище. Но потом сама сделала неправильный выбор. Да и обстоятельства тоже складывались иначе. Я перестала рисовать. Мало кто может признаться, но я могу: ни в детстве, ни в молодости, ни даже в зрелые годы я не была счастлива. Что называется, тянула лямку. И если бы мне кто-то сказал, что я обрету своё счастье и свободу после 60 лет, я бы покрутила пальцем у виска. Но всё случилось именно так. Сейчас я просыпаюсь с мыслью, как здорово мне живётся. Я могу заниматься чем хочу! Теперь для меня самое дорогое - время. Не могу заставить себя пойти гулять, даже минутку жалко. Выхожу на улицу, только когда надо найти краски, материалы или отвезти картины на выставку. Их, конечно, совсем немного, выставлять свои работы негде. Городская администрация обещала перекрыть проспект Мира и превратить его в местный Арбат, когда мне было ещё16 лет. С тех пор так ничего и не изменилось. Художникам деваться некуда».



«В краевой библиотеке представлены её картины с изображением цветов в обрамлении различных милых деталей быта и интерьера. Статуэтка, браслет из жемчуга, шкатулка, вазочки, веер, сахарница - эти очаровательные мелочи придают особый шарм каждой картине, подчёркивая красоту букета, придавая индивидуальность и стиль», - говорит о творчестве красноярки руководитель проекта Надежда Рогина.

Волшебный батик


У Ирины Шинкаренко похожая история. Она любила рисовать с детства. Но родители посчитали, что девочке лучше заниматься музыкой. Однако позже мечта всё же осуществилась.

«По призванию я технолог по деревообработке. Работала долгое время в конструкторском бюро. Около 16 лет назад научилась разным видам батика. Но заниматься этим вплотную не хотелось, потому что российские материалы были с таким специфическим запахом, что долгое время держать их в руках было небезопасно. К счастью, появилась продукция из Германии. Помню, первый подиумный показ на французскую тематику. За один месяц я создала семь нарядов для моделей. Через некоторое время поняла, что владею достаточным количеством информации и готова ею делиться. Так у меня появилась небольшая школа по батику. Кстати, в своё время я была знакома со всем художественным бомондом города. Когда спрашивала совета у знакомых, стоит ли мне официально получать творческую специальность, мне говорили: «Ира, не порть. Что в тебе есть - это и выплёскивай». Но я и без этого учусь каждый день. Хожу на мастер-классы, просматриваю интернет-уроки».



В рамках проекта «Здравствуй, добрый художник» в октябре в Государственной универсальной научной библиотеке ожидается новая выставка. И вновь малоизвестные, но очень талантливые, творческие пенсионеры - красноярцы смогут удивить публику своим мастерством. На этот раз в жанре перьевой живописи.

Обычная квартира на Ярославской обычных гомельских пенсионеров. Но здесь живёт душа. Душа, вложенная в акварельные работы, которые хозяйка дома Галина Капитан начала рисовать, выйдя на заслуженный отдых. Уютные деревенские домики, величавые храмы, извилистые реки и пышные леса… У акварелистки десятки работ. Обычно они висят в комнате на стене, но сейчас большинство представлено на персональной выставке.




Всего пару лет назад Галина Емельяновна и предположить не могла, что у неё откроется персональная выставка. Что будут приходить зрители, оценивать, наслаждаться… Да, рисовала в детстве, как большинство ребятишек. Вроде получалось. Потом учёба в институте, появились семья, дети. Долгие годы посвятила работе в Гомельском отделении Белорусской железной дороги. Особо не до увлечений. И лишь с выходом на пенсию жизнь у нашей героини закипела.



– С выходом на пенсию человеку делать нечего, – шутит акварелистка. – Кто-то бежит в аптеку или садится на диван, а я пришла как-то в центр соцобслуживания, мне предложили множество занятий – компьютер, вышивку, вязание, танцы, физкультуру. Я выбрала то, что было больше по душе, – рисование. Это было три года назад. Тогда даже и не мечтала о своей выставке.



При территориальном центре соцобслуживания Советского района уже много лет работает клуб «Акварель» для людей от шестидесяти. Руководитель клуба Нина Сергунова – активная и целеустремлённая женщина, она идейный вдохновитель различных волонтёрских мероприятий, акций, выставок. Говорит, что поначалу собрать вокруг себя увлечённых пенсионеров было непросто. Но постепенно количество людей прибавлялось, дело спорилось. Сейчас около двадцати художников-самоучек собираются раз в неделю и творят.



Выставка акварельных работ Галины Капитан представлена в библиотеке-филиале № 2 ГУ «Сеть публичных библиотек города Гомеля» (проспект Октября, 29). Продлится до 22 декабря.

Женщины сами находят сюжеты, фантазируют, экспериментируют с мазками и с цветом. Среди них нет профессионалов, но все – очень способные. Самой старшей из акварелисток далеко за семьдесят.

– Многие вначале даже линию не могут нарисовать, – говорит Галина Емельяновна, – а потом смотришь: получается, вырисовывается. Конечно, мы не мастера. Тем не менее, с каждым новым мазком получается всё лучше и лучше.



За три года посещения клуба наша героиня стала участницей одиннадцати выставок. В том числе во дворце Румянцевых и Паскевичей, первой областной выставки «Я художник, я так вижу…», которая проходила в картинной галерее Г. Х. Ващенко, третьей всебелорусской выставки «Я Моне, Я Шишкин, Я Малевич» в национальном центре современных искусств в Минске. И вот недавно открылась первая персональная – «Место, где живёт душа».



– Я очень боялась, что на открытие никто не придёт, – говорит женщина, – но была приятно удивлена большому количеству зрителей разного возраста.
На выставке представлено около 50 работ, в основном пейзажи. Техника, которую использует художница, называется «наивная акварель». Сюжеты, образы и названия картин приходят сами.



– Например, увидела картинку «Китайская деревня», в результате у меня появилась «Белорусская деревня». Рисую дворики, дома, церкви, реки и леса, животных. Мне ближе что-то естественное, родное, – улыбается акварелистка.



На работы уходит от одного дня до месяца. Как у всех творческих людей, всё зависит от вдохновения. Она может начать, бросить, потом снова вернуться к работе.

– Бывает, лежит набросок долго – неделями, месяцами, а потом села, взяла кисть и до упора, пока не дорисую, – говорит Галина Емельяновна.



Семья относится к увлечению художницы с юмором. Впрочем, сама акварелистка тоже: для неё это хобби, позволяющее быть в тонусе. Оставаться энергичной помогают также занятия йогой трижды в неделю, участие в работе клуба «Эрудит» и помощь другим людям.



– Как-то в Дуяновский дом-интернат с выставкой ездили. С собой сладостей набрали, подарков: не с пустыми же руками ехать, – говорит Галина Емельяновна. – Одинокие пожилые, как дети, радовались нам. Работники интерната даже плакали, говорили: «Приезжайте ещё, им так нравится это».


Несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем (Галина Емельяновна перенесла несколько операций и инсульт), женщина не перестаёт
повторять:

– Не думайте и не говорите о болезнях, не сидите на диване, столько кружков есть в центрах соцобслуживания, в других заведениях, есть занятия физкультурой, рукоделие. Такие вещи там пенсионеры делают: шьют, вышивают, поют, танцуют, куда-то ездят, йогой занимаются! В театр можно ходить, в кино, на выставки, концерты. В городе много занятий, найдите себе по силам, по здоровью, по душе. Это даст заряд бодрости, желание жить и быть полезным.

«Когда краски лежат в доме, они покоя не дают»

Научиться рисовать в зрелом возрасте — реально. Если вы наконец решите осуществить то, что не удалось в юности, вам откроется новый мир: полные творчества вечера наедине с мольбертом, пленеры в приятной компании, успех в соцсетях, в конце концов. Не знаете, с чего начать? Мы встретились с профессиональными художниками-педагогами и узнали, что делать желающим научиться живописи.


Лев Нецветаев, лауреат Золотой пушкинской медали в номинации “Изобразительное искусство”, почетный архитектор России, искусствовед и педагог: "О том, как научить живописи, написано много трудов, но даже у великого педагога Чистякова, учителя Врубеля и Серова, не было текстового изложения его системы. В первую очередь нужно избавиться от страха что-то сделать не так. Главное – начать; как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Для начала рекомендую рисовать карандашом на бумаге. Большую роль играет размер листа. Чем он крупнее, тем лучше, тем увереннее вы будете рисовать потом. Надо рисовать обычные, неподвижные предметы, начиная с простых; грамотно нарисовать куб - уже достаточно сложная задача.


Натюрморт Льва Нецветаева. Фото из личного архива Фото: Анастасия Гавриленко

У меня есть методика, которую я рекомендую всем, кто занимается рисунком: у любого предмета есть верхняя и нижняя точка, между ними линия наклона. От верхней и нижней можно найти любую боковую точку (она будет на пересечении направлений) . От любых двух точек ловится любая третья.

Таким образом можно рисовать довольно точно; не просто, куда рука поведет, а туда, куда указывает направление. Для этого вы сверяете это направление с натурой (при помощи длинной палочки или линейки на вытянутую руку) и переводите на свой рисунок. Достаточно аккуратности и вы будете верно рисовать даже сложные предметы. Более всего пользы приносит практика, и если вы начнете какие-то моменты проверять геометрически, то успехи пойдут еще раньше - это я видел по своим студентам. К примеру, отчеркнули две равные доли на обратной стороне линейки и, наведя края на натуру, вы точно увидите (к примеру: глаз выше или ниже середины головы?). Несмотря на то, что это механистично, польза налицо.

Если говорить об интенсивности занятий, то чем больше, тем лучше. Как-то раз один художник пожаловался Врубелю на то, что он перестал точно видеть цвет, на что Врубель ему посоветовал отбросить краски и порисовать по десять часов в день в течение года: «тогда и краски вернутся». А Брюллов в ходе работы над “Последним днём Помпеи” порой доходил до такого изнеможения, что его на руках выносили из мастерской.


Лев Нецветаев с учениками. Фото из личного архива Фото: Анастасия Гавриленко

Работа с натуры - лучший учитель. Главное - начинать с простых вещей, а в сложных искать крупные формы, из которых они состоят. Можете на спинку стула кинуть полотенце, оно уляжется прихотливыми формами; порисовать их - сложное и очень полезное упражнение. Тот же Чистяков сбивал спесь с молодых дарований так: комкал лист бумаги, бросал на стол и велел нарисовать.

Художник Ковальский в своих воспоминаниях писал, что как-то раз, во времена учебы в рисовальной школе в Киеве, он устроился на берегу Днепра, взял маленькую картоночку, разложил краски и с упоением стал заниматься. Вдруг видит, на его работу падает тень; оглядывается, а сзади стоит человек. Это был молодой Врубель : "А где же у вас первый план? Это вот, эти копны сена? Да ведь до них несколько верст! Так нельзя писать, это вы делаете вздор — изучать природу надо начинать от листка, от деталей, а не брать, как вы, всякую всячину и пичкать на ничтожном клочке — это какая-то энциклопедия, а не живопись". Так вот, куда полезнее нарисовать изогнутую ветку с 2-3 листьями, чем пытаться ухватить невозможное».

Ольга Гуревич, член Московского союза художников, член творческого союза художников России: «Все начинается с рисунка: нужно научиться держать карандаш в руках, научить свой глаз видеть предмет и правильно переносить его на лист. А дальше обучение идет более развернуто, требуется больше материалов, с которыми надо знакомиться. На собственном опыте человек понимает, с чем ему лично проще работать.

Новичкам стоит начать обучение с рисования гипсовых фигур. Добиться, чтобы конус на листе стал объемным, - это уже достаточно много.

Учиться рисовать самому - неплохой вариант, однако, если взрослый человек идет к педагогу-художнику, программа упрощается и адаптируется под ученика, и это большой плюс. Грамотный преподаватель просто направляет его туда, где быстрее пойдет становление творческой личности.

Чтобы научиться рисовать, необходима практика. Зачастую у многих не с первого раза получается штриховка: рука не слушается. Ей тоже нужно адаптироваться, освоиться. Есть много прекрасной учебной литературы, но без практики это не работает.


Картина Ольги Гуревич. Фото из личного архива

Я бы не рекомендовала онлайн-школы, так как они не дадут вам знаний. Вы видите, как художник постадийно показывает, как нарисовать ту или иную картинку, и повторяете за учителем набор действий. В результате у вас получается картина, но если вы попробуете поставить другие предметы или написать другой пейзаж, то самостоятельно вряд ли что-то сделаете. Рисовать по фото тоже в принципе не стоит. Но это имеет место быть, если не хватает натурного материала.

Очень полезно выезжать на пленеры. В такой ситуации человек может сконцентрироваться и уяснить, запомнить какие-то базовые вещи, в дальнейшем этим пользоваться.

Если у человека есть желание рисовать - рисовать нужно постоянно. Всегда носите с собой небольшой блокнот, карандаш и гелевую ручку, и в любой свободный момент - стоите в пробке или едите в метро – делаете какие-то зарисовки».

По просьбе знакомой, увлекающейся живописью, я показала Ольге ее рисунки и попросила профессионального совета.


Фото: Анастасия Гавриленко

“Определенно, есть способности, но видно много технических недочетов в работах. Обязательно нужно оставлять «воздух», пустое пространство - картине с домом и машиной этого не хватает. Есть ошибки по композиции", - объяснила художница.


Фото: Анастасия Гавриленко

"Видно, что рисунок с маками сделан по фотографии, чего я не рекомендую новичкам. Это не научит вас рисовать; всегда выбирайте натуру".


Фото: Анастасия Гавриленко

"Деревья, выполненные карандашом - более слабые работы, но здесь хочу похвалить художницу за внимательность и терпение, что необходимо в нашей профессии».

Сайда Афонина, член Международной федерации художников ЮНЕСКО, доцент живописи: «Если человек очень сильно хочет рисовать, и это желание его не покидает, нужно понаблюдать за собой, посмотреть, что именно привлекает: пейзажи, портреты, натюрморты. Подумайте, возле каких картин вы задерживаетесь на выставках или в галереях, какой пейзаж вам больше нравится.

Для начала поэкспериментируйте с красками. Сначала напишите картину только теплыми красками - оранжевым, красным, бордовым, затем-только холодными - синим, зеленым, фиолетовым. В процентном соотношении в картине всегда должно быть больше или горячего, или холодного. Красок много не выдавливайте. Также пробуйте себя в графике; для этого лучше использовать цветную бумагу, черную и белую краску.

У меня есть знакомая, которая никогда не рисовала. И вдруг появилось у нее совершенно спонтанное решение купить краски. А когда краски лежат в доме, они покоя не дают. И она начала учиться рисовать. Мой собственный первый опыт с масляными красками случился в 17 лет; мне их подарили, а я не знала тогда еще, что нужно грунтовать холст, использовать разбавитель, у меня просто было сильное желание творить. Так вот желание - самое главное.


Картина Сйды Афониной. Фото из личного архива

В интернете есть море мастер-классов, и, несмотря на то, что программы наподобие “Рисуем за один день” живописи не научат, начать нужно отсюда. Это уберет ваш страх. Хорошо иметь в окружении знакомых художников, которые могли бы помочь советом. Если таковых нет, выезжайте на пленеры, о которых в Сети много объявлений - рядом с вами будет профессионал, который укажет на ошибки и лично ответит на интересующие вас вопросы. Если радуешься процессу - это то, что нужно.

Знаю историю одной московской художницы, пришедшей к живописи в довольно зрелом возрасте - в 40 лет. В девяностые она занималась продажей КАМАЗов, но глубоко в душе всегда чувствовала, что станет художницей. И вот в удобное от работы время она стала ходить в художественное училище как вольнослушательница. Сейчас она пишет много портретов, делает выставки.

Я преподавала в Академии Глазунова девять лет и видела разных студентов. Талантливый ученик удерживает то, что в него вложили, как хорошая почва. »

Есть замечательный роман Сомерсета Моэма “Бремя страстей человеческих”. Главный герой, молодой человек, в поисках себя и своего призвания едет в Париж заниматься живописью в художественной студии. Но вскоре он понимает, что у него нет дара, который должен быть у художника. Юноша возвращается в Лондон и учится на врача. И вот как-то раз он стоял перед окном, а на улице шел дождь. Раньше эта погода наводила грусть и уныние на него, а теперь, благодаря занятиям живописи в студии, благодаря тому, что он когда-то рисовал, молодой человек стал восхищаться этими оттенками серого цвета за окном. Даже если интерес к рисованью у вас со временем угаснет, занятия живописью расширят ваше сознание, подарят позитивные эмоции и позволят взглянуть на окружающий мир под другим углом.

Софии Кныш 71, из них 33 она работала учителем, а последние 13 пишет картины и книги. Ее работы есть у коллекционеров Украины, США, Англии, Израиля и других стран. Картины участвовали в более чем 50 выставках.

Художник и писатель рассказала MC Today, как нашла свое дело, выйдя на пенсию, и сколько стоят ее произведения.


Учитель-методист высшей категории, отличник народного образования София Кныш в 71 год – известная художница и писательница

Мы встретились с Софией Кныш на выставке «Медвин», где она представляла книги для детей, открытки и картины в жанре «наивное искусство». У ее стенда было оживленно: директор издательства приглашал печататься, писатели подходили знакомиться, вручая собственные книги, дети подбегали полистать страницы с картинками.

«Обратите внимание: в моих книгах живет счастье», – уверяла София Кныш. И покупатели, упаковав товар, уходили с широкой улыбкой.

Тем временем мы беседуем с Софией о том, что побудило ее к творчеству и насколько коммерчески успешно это занятие.

Мои темы – цветы и дети

София вышла на пенсию в 52, но сидеть сложа руки не могла. Занялась беспризорниками. В конце 1990-х в Украине таких детей было очень много.


София Кныш, «Первый букет»

София организовывала семинары для волонтеров, которые работали с детьми улицы, и сотрудничала с киевскими властями. Она получила диплом директора интерната для таких детей. Но найти помещение не удалось, и с директорством не сложилось. Вместо этого София вдруг открыла в себе художественный талант.

«Как-то, возвращаясь из летнего лагеря, в котором мы кормили и обучали современных Гаврошей, ощутила непреодолимую тягу рисовать. Перекрыть эту концентрацию страданий чем-то позитивным и жизнеутверждающим. Дома нашла кисть, краски и нарисовала цветочки», – рассказывает София.


София Кныш, «Седьмое небо есть»

Сейчас цветы и дети – главные темы ее художественных работ. Занятие творчеством наполняет жизнь светом и возвращает в город на Волге Кинешму, во двор ее детства, где в саду все цвело и благоухало.

«Это мой ресурс», – резюмирует София.

Она говорит, что способности к рисованию у нее от папы. Он умел делать абсолютно все, но война и ранение ограничили его возможности – он не получил высшего образования и работал кузнецом.

Отец же показал Софии, как писать акварель. Однако тогда она не придала значения тому, что получается хорошо. Как-то ее одноклассница сказала: «Тебе надо учиться на художника». Но София выучилась на педагога и 33 года проработала в школе.


«Не Куинджи, но нравится»

Без пиара и рекламы за 10 лет творчество Софии стало популярным, а ее имя – брендом. Поклонники говорят об особой энергетике работ. «Каждая моя картина – это молитва и гимн прекрасному на Земле», – утверждает София.

Начинала с акварелей – написала сто работ с изображением цветов и развесила по квартире. Мини-выставка ее детям пришлась по душе (у Софии трое взрослых сыновей), но главный вердикт вынесла соседка: «Я прочла одну хорошую книгу по искусству и теперь в нем разбираюсь. И скажу вот что: не Куинджи, но вот эти две картинки мне понравились».


София Кныш, иллюстрация к обложке книги «Мне снова приснился Париж»

В тот период София опекала девочку Дашу, которую в одиночку воспитывал отец. Отец и дочь переживали сложные времена: бандиты забрали у них квартиру, работы не было. Но у Даши были художественные способности, и отец устроил ее в школу искусств. Как-то девочка ночевала у Софии, и они вместе масляными красками нарисовали цветочки. Так начался новый этап в жизни Софии – «картины маслом».

Сюжеты картин подсказывало воображение, а по «техническим вопросам» женщина обращалась к профессионалам: «Походила по Андреевскому спуску, пообщалась с художниками. Они научили, как натягивать на подрамники и грунтовать холсты».

Став лауреатом конкурса «Квітучі барви таланту» в 2007 году, София получила предложение создать уже персональную выставку в Доме учителя. Та вызвала большой резонанс. После нее Софию стали активно приглашать выставляться.


«Просто счастье» – картина, над которой сейчас работает София Кныш

Стиль Софии Кныш часто сравнивают со стилем Евгении Гапчинской, хотя объединяет их творчество только тема детей. А сама Гапчинская выделила ее картины на выставке-конкурсе, которую проводила совместно с брендом Lipton.

Сегодня работы Софии украшают многие престижные места. Например, в Литве в центре Сервантес ее картина – в качестве визитки Киева.

«Как-то мои картины участвовали в выставке, организованной по поводу международной министерской конференции. Работа “Бабочка подумала, что я цветочек” понравилась Нине Карпачевой, тогда первому уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, и она купила ее для своего учреждения в зал по защите прав детей», – делится София.

Дешевле $200 картины не продает


София Кныш, «Дочки-мамочки»

Художница затрудняется сказать, сколько всего у нее картин и иллюстраций – на последние получает заказы из Америки.

На выставки дает от 30 до 70 своих картин. Сетует, что ей не хватает времени на учет и бухгалтерию.

Самая большая цена, которую заплатили за ее картину, – $600. Это было на одном из благотворительных аукционов, которые организовывала Лилия Пильтяй. «Я рада, что за мои картины торгуются. Все средства от продажи работ передаю в центр детской кардиохирургии для спасения жизней детей с пороком сердца», – признается София Николаевна.

Она часто дарит картины. Ведь свою миссию видит в том, чтобы множить счастье: «Мне бы хотелось, чтобы люди вокруг были оптимистичны и более дружелюбны».

На вопрос «Сколько стоят картины?» София отвечает: «Это принципиальный момент. Я либо дарю работы, либо ставлю адекватную цену. Не меньше $200. Я пришла к этому решению, когда маляр запросила $7 за 1 кв. м поклейки обоев. Я сама умею клеить обои и могу сравнить, что почем, – улыбается художница. – Мне радостнее подарить картину, чем “продать даром”. Написание картины – занятие затратное. Цена на расходные материалы растет».

Если раньше набор из 12 красок можно было купить за 100 грн, то теперь за такие деньги София покупает один тюбик.


София Кныш и известный украинский художник Валерий Франчук

Книги под ключ

Первая книжка с именем Софии Кныш на обложке была учебной: «Геометрические задания. Тетрадь по математике». Идею сделать ее подала автор учебника математики после того, как побывала на уроке Софии Николаевны.

«Я собрала лучший материал, который использовала в работе, получила одобрение Минобразования и предложила издательству. Но там год определялись, делать пособия в цвете или нет. Тогда я и решила: все сделаю сама! И начала верстку», – рассказывает София.


София Кныш, «Моя бесконечная нежность»

Она освоила программы для верстки и работы с изображениями вроде Photoshop и QUARK XPRESS. В типографию отдала готовый для печати макет.

С тех пор создает книги для детей с собственными иллюстрациями.

«Мне нравится подбирать шрифты, рисунки и приносить в типографию готовый макет. Когда-то я предложила издательству книгу, директор мне говорит: “Ну кто вы? Ваше имя не бренд”. Ну, теперь уже бренд, и я сама выбираю, в какое издательство отдавать. Знаю весь процесс», – рассказывает София.

$300 на печать первой художественной книги «Тебя называли отверженным» Софии инвестировала Ким Валдер, учительница посольской школы. Первый тираж отдавала на реализацию по себестоимости.


София Кныш, «Мамин лен»

«Для меня были важны не деньги, но понимание того, что эти книги нужны людям. Их продавали в киосках, в Институте усовершенствования учителей, в магазинах, через интернет, на книжных ярмарках, – рассказывает София. – Сейчас отдаю тираж под реализацию по минимальной, оптовой цене, чтобы были средства для печати новых книг. Как-то один издатель дал совет: чтобы была прибыль, умножайте цену на четыре. Но у меня так не получается, я хочу, чтобы продалось как можно больше».

Обычно София заказывает тираж от 1 до 3 тыс. Меньше невыгодно: это в два-три раза удорожает печать.

Пишет на русском, но некоторые ее книги переведены на украинский и английский языки. За 10 лет у нее вышло 10 книг. Среди них и сказки, и стихи для детей, и психологический роман для подростков «Шла бы ты домой, Пенелопа».

«Самая большая цена за эту книгу, которую я видела в интернет-магазине, – 145 грн. Тираж раскуплен, но уже готов роман-продолжение – «Мне снова приснился Париж». Пока не знаю, где буду издавать», – делится София Николаевна.

Все вырученные от продаж доходы София тут же вкладывает в создание новых работ. «Как говорят миллионеры, у меня все в деле», – улыбаясь, говорит она. А живет с учительской пенсии.


София Кныш со знаменитым французским художником и оператором Андре Лабаном, другом Жака Ива Кусто

О финансовых неувязках и предсказании видящих


София Кныш, «Яблонька моя весенняя»

Писательница со смехом рассказала, что книжку «Я одна осталась дома. Счастливые стихи и картины» у нее украли – напечатали пиратский тираж без ее ведома: «Раз воруют – значит хорошая книга!»

И это не единственный казус с финансами. Один магазин-реализатор больше 9 лет не отдает автору 2 тыс. грн за проданные книжки, ссылаясь на то, что эти деньги вложены на депозит в банк, который разорился. «Наверное, сегодня этим людям деньги нужнее…» – философски замечает София.

А как-то у Софии запросили $1 тыс., чтобы провести ее персональную выставку. Художница нашла спонсора, деньги на счет перевели. Спустя время София поинтересовалась, почему ей никто не звонит. В ответ услышала: «Пришли какие-то два транша, но мы не знаем, ваши это или нет».

«С тех пор никогда не участвую в платных выставках, хотя зовут часто», – признается София Кныш.

Однажды София присутствовала на мероприятии, организованном для верующих бизнесменов. Это была встреча с пророками. «Сидела в сторонке, поскольку бизнесменом себя не считаю. А потом подумала: “Может, и мне чего скажут” – и пристроилась в конце очереди. “Вы занимаетесь творчеством. И ваши работы будут стоить больших денег”, – сразу же сказал мне человек, который только накануне приехал в страну», – делится София.

А пока ей 71. Она пишет картины и книги и наслаждается жизнью.

Читайте также: