Статьи 34 проезда пенсионеров

Моя прошлая статья "Какие претензии у москвичей к Собянину" нашла большой отклик среди москвичей, в том числе пенсионного возраста, имеющим право на бесплатный проезд по Москве.

В статье были перечислены основные претензии москвичей к Мэру города, в связи с его решениями, ограничивающими права и свободы граждан. Эти претензии не выдуманы мной, а многократно упоминались в социальных сетях, СМИ, петициях, судебных исках.

Но совершенно был упущен момент лишения пенсионеров права на льготный проезд. Ведь об этом совсем не упоминается в СМИ. Возможно потому, что люди пенсионного возраста гораздо более терпеливы, доверяют власти и имеют единственный источник информации - телевизор. Спасибо людям, прокомментировавшим мою статью, и обратившим внимание на данное упущение.

Права пенсионеров на льготный проезд ограничены Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности": Вот что в нем говорится:

10.3. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы, Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы и Департаментом образования и науки города Москвы обеспечить приостановление (с последующей записью билетов в размере не менее оплаченных периодов) в указанный период возможности использования для льготного и бесплатного проезда транспортного приложения социальных карт, выпущенных на основании решений органов исполнительной власти города Москвы (уполномоченных ими организаций), для учеников 5 класса и старше образовательных организаций, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, а также обучающихся в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, образовательных организациях высшего образования (за исключением обучающихся, осуществляющих трудовую или добровольческую (волонтерскую) деятельность в медицинских организациях, а также иную трудовую или добровольческую (волонтерскую) деятельность при условии подтверждения по телефону +7 (495) 777-77-77 либо на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы (при наличии регистрации в личном кабинете), граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции в соответствии с пунктом 10.1 настоящего указа.

Пункт 10.1 этого указа:

10.1. Обязать соблюдать режим самоизоляции граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении 5 к настоящему указу, за исключением случаев покидания места проживания (пребывания) в целях прогулки и занятия физической культурой и спортом в порядке, предусмотренном приложением 8 к настоящему указу. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.

Для пущей убедительности, льготные карты попросту заблокировали. Кстати, такая мера коснулась и студентов. Получается фактически Мэр лишил пенсионеров права на льготы. А имел ли он на это полномочия?

Напомню, бесплатный проезд был установлен следующими законами:

Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 9.1 и ст. 20.

Закон «О государственной социальной помощи», ст. 21.

Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 9 ст. 6.

Закон «О государственной социальной помощи», ст. 6.2.

Региональные в Москве это:

Закон от 03.11.2004 № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».

Как может Указ Мэра, отменить действие ФЕДЕРАЛЬНЫХ и Региональных законов? Указы мэра - это подзаконные нормативные акты, которые не могут противоречить законам. . Согласно Конституции РФ (ст.76, п.5):

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам , принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Вот что говорит по поводу законности Указов Мэра Доцент факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук Светлана Сергеевна Попова, которая считает указы Мэра законными:

Как мы знаем, Мосгорсуд отклоняет один за одним иски об оспаривании законности указов Мэра.

Обоснованы решения Мэра "заботой о здоровье" наших любимых граждан. Вероятно этой же заботой продиктовано отсутствие приема профильных врачей в поликлиниках и закошмаривание пенсионеров по телевизору и в СМИ. Очень гуманный подход.

Но ведь пенсионеры не ради развлечения катаются по Москве. Кому-то нужно купить в аптеке лекарства, а цена в ближайшей аптеке может быть в 2 раза выше. Кому-то нужно обратиться в полинклинику и выписать новый рецепт. Кому-то нужно навестить и позаботиться о пожилых родителях. Получается, что людям приходится выкручиваться, искать способы, как решить свои проблемы. И в результате платить за проезд.

Давайте просто подсчитаем. Например, нужно навестить пожилого родственника. Возьмем стандартную схему проезда по Москве: автобус-ме

тро-автобус в одну сторону. Получается (40р.+40р+40р) х 2 = 240 рублей поездка. Если нужно ездить 2 раза в неделю, то это получается в месяц 2400 рублей. Вот прямой материальный ущерб, в результате отмены льготного проезда. Хотя пенсионерам ведь выплатили 4000 рублей.

Вот что пишут об отмене льготных проездов для студентов и пенсионеров (орфография и пунктуация сохранены):


екатерина бодрова

"Творится какой-то кошмар! Не могу зарегистрировать мужа 65+ на Госуслугах, система пишет, что паспорт не прошел проверку. Ошибок нет,проверяла 100 раз.. Записатся в МФЦ нельзя. Поехать к маме,ей 94 года , нельзя. Не жизнь,а какой- то ад.."


Людмила Талан

"блокировка социальных карт пенсионеров 65+ это , что "материальная поддержка"мы уже 3 месяца ездим в аптеку и поликлинику за свои деньги , те 4000 тысячи , что он "кинул" как подачку давно кончились , зато какая экономия на нас бюджету Москвы, конечно только на пенсионерах и можно экономить они все стерпят , зато сейчас когда надо будет идти на выборы будут златые горы обещать, т.к. все выборы только на пенсионерах и держатся."

"Почему Собянин отменил и когда вернёт проезд по карте Москвича ветеранами и людям за 65+. Почему они должны платить за проезд, когда законом им обеспечен бесплатный проезд. Это произвол и самодурство."

Что вы думаете об этом? Пожалуйста, поделитесь своим мнением в комментариях.

Во исполнение закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (статья 34) постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно производится при соблюдении следующих условий:

  • на дату подачи заявления о компенсации и на период проезда к месту отдыха и обратно пенсионер должен иметь статус неработающего и являться получателем страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности;
  • проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • отдых на территории РФ. В случае отдыха в ближнем или дальнем зарубежье, компенсация расходов на оплату стоимости проезда, в том числе и до приграничного населённого пункта, не производится;
  • не использование права на получение социальной услуги в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно при получении путевки на санаторно-курортное лечение в органах Фонда социального страхования.

Компенсация расходов производится 1 раз в 2 года.

Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде.

Компенсация может производиться в виде:

а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно (специальные талоны);

б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Для получения компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заявление о компенсации по установленной форме с указанием места отдыха с документальным подтверждением предстоящего пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в другом месте отдыха (путевка, курсовка, иной документ, содержащий сведения о предстоящем нахождении пенсионера в избранном им для проведения отдыха месте - например, пригласительное письмо родственника пенсионера, иного физического лица в произвольной форме, содержащее сведения о пенсионере (ФИО), адрес места отдыха и период предстоящего нахождения пенсионера в месте отдыха, без каких-либо требований к нотариальному удостоверению подписи гражданина. Распечатка с сайта информации о бронировании гостиницы).

В данном случае пенсионеру будут выданы специальные талоны, по которым оформляются бесплатные билеты на авиационный или железнодорожный транспорт в кассах транспортных организаций.

Для получения компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заявление о компенсации по установленной форме , с указанием места отдыха, с предъявлением проездных документов , выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Заявление о компенсации может быть подано лично, посредством почтовой связи, через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг, через доверенное лицо либо в электронном виде через личный кабинет застрахованного лица на официальном сайте ПФР.

При направлении заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по почте, подлинность подписи на заявлении, а также подлинность представленных копий документов заверяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае направления документов через законного представителя, дополнительно представляются документы, удостоверяющие полномочия законного представителя, а также документы, удостоверяющие его личность.

Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходовна оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) внутренним водным транспортом – в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;

в) морским транспортом – в каюте IV – V групп морского судна регулярных транспортных линий;

г) воздушным транспортом – в салоне экономического класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно;

д) автомобильным транспортом – в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

При осуществлении проезда более высокой категории стоимости, чем это предусмотрено Правилами, возмещение фактически произведённых пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного документа о стоимости проезда по маршруту и на дату, указанные в билете (Справки о стоимости проезда).

Данная справка выдается в кассах или справочных службах транспортной организации и должна содержать следующие реквизиты: наименование транспортной организации, выдавшей справку; дату выдачи справки; подпись с расшифровкой; печать.

Обращаем Ваше внимание, что справки о стоимости проезда на железнодорожном транспорте имеют право выдавать только кассы и справочные службы ОАО «РЖД».

Справки о стоимости проезда представляются в территориальный орган ПФР самим пенсионером и расходы, связанные с получением в транспортной организации данного документа, не подлежат возмещению.

В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются транспортными средствами только более высокой категории стоимости, чем это предусмотрено Правилами, возмещение фактически произведённых пенсионером расходов производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами.

Компенсации не подлежат сборы за предоставляемые дополнительные услуги:

  • сбор за оформление билета (комиссионный сбор);
  • сервисный сбор (постельное белье);
  • сборы за заказ (доставку) билета;
  • за предварительное бронирование мест;
  • и иные дополнительные услуги повышенной комфортности.

Подробные консультации о предоставлении компенсации расходов на оплату стоимости проезда можно получить, обратившись:

  • в группу обращения граждан Отделения ПФР по Архангельской области по телефону 21-77-88;
  • в клиентские службы межрайонных Управлений ПФР по месту жительства. Контактные данные клиентских служб размещены в разделе «Контакты региона».

О предоставлении компенсации расходов по проезду неработающих пенсионеров к месту отдыха и обратно в вопросах и ответах:

1. Как часто можно получать компенсацию стоимости проезда? А если пенсионер никуда не ездил, полагается ли ему какая-либо сумма компенсации за неиспользованные прошлые периоды?

Ответ: Компенсация производится один раз в два года.

Двухгодичный период исчисляется, начиная с 1 января года, в котором территориальным органом ПФР было принято решение о компенсации расходов (части расходов) на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

2. В каких размерах производится компенсация?

Ответ: Согласно пункту 10 Правил от 01.04.2005 №176 компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;

в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий;

г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса (рейсы российских авиакомпаний);

д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Как следует из вышеперечисленного, законодателем предусмотрены предельные размеры компенсации.

В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются транспортными средствами только более высокой категории стоимости (к примеру, только скорый или фирменный поезд) возмещение фактически произведённых пенсионером расходов производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).

Обращаем внимание, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на постельное белье, дополнительное питание, бронирование билетов или получение какой-либо справки из кассы, поскольку данные расходы не входят в стоимость проезда и относятся к расходам на оказание дополнительных услуг.

3. Если постоянно неработающий пенсионер временно устраивался на работу от 1 до 3 мес. в течение года, не теряет ли он право на бесплатный проезд к месту отдыха?

Ответ: В соответствии с п. 1 Правил от 01.04.2005 №176, компенсация стоимости проезда предоставляется неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Компенсация будет предоставлена, если на момент осуществления проезда к месту отдыха и обратно и на момент обращения за компенсацией пенсионер не работал.

4. Какой период пенсионер может находиться в месте отдыха?

Ответ: Правила от 01.04.2005 №176 не содержат каких-либо требований (ограничений) к периоду пребывания пенсионера в месте отдыха.

5. Получаю страховую пенсию по старости, с 1 января не работаю, собираюсь летом поехать отдыхать. Компенсируют ли мне расходы на оплату стоимости проезда в этом году или придется ждать два года с момента увольнения?

Ответ: Как неработающий пенсионер, являющийся получателем страховой пенсии по старости, при соблюдении остальных требований, предусмотренных Правилами от 01.04.2005 №176, Вы уже имеете право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда. Ждать истечения двухлетнего срока со дня увольнения не требуется.

Также следует учитывать, что использование права бесплатного проезда к месту отдыха и обратно по месту работы в период трудовой деятельности не может служить основанием для вынесения решения об отказе в назначении компенсации пенсионеру, являвшегося неработающим на период проезда к месту отдыха и обратно и на дату подачи заявления.

То есть справку с последнего места работы о неиспользовании права бесплатного проезда к месту отдыха и обратно по месту работы в территориальный орган ПФР предоставлять не нужно.

6. Принимается ли маршрут – квитанция на самолет?

Ответ: Да, в качестве документа, подтверждающего понесенные пенсионером расходы на проезд воздушным транспортом, территориальными органами принимаются к рассмотрению маршрут – квитанции.

При оформлении электронного билета на авиатранспорт пассажиру выдается маршрут/квитанция. Маршрут/квитанция оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно - телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно и является документом строгой отчетности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2006 №134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут - квитанция (электронный билет) должна содержать полную информацию о пассажире, маршруте, тарифе, форме оплаты, условиях перевозки и т.д., а так же итоговую стоимость в российских рублях.

В случае если в маршрут – квитанции отсутствуют обязательные реквизиты, то компенсация производится на основании дополнительного представленного пенсионером документа, оформленного транспортной организацией (перевозчиком), либо организацией оформившей проездной документ (маршрут – квитанцию).

7. Предоставляется ли компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно при осуществлении проезда на личном автотранспорте?

Ответ: Нет. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда личным автомобильным транспортом Правилами от 01.04.2005 №176 не предусмотрена.

8. Я отдыхала в декабре 2017 года, заявление о компенсации смогла подать только в феврале 2018 года. Когда я смогу вновь воспользоваться правом на компенсацию?

Ответ: Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором территориальным органом ПФР было принято решение о компенсации расходов (части расходов) на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Вы обратились за компенсацией на оплату проезда к месту отдыха и обратно в 2018 году, и компенсация произведена в 2018 году, двухгодичный период будет исчисляться с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года, и за следующей компенсацией проезда к месту отдыха и обратно Вы можете обратиться в период с января по декабрь 2020 года.

9. Я потеряла железнодорожный билет, в кассе мне выдали распечатку текста утерянного билета, но в пенсионном отделе мне отказали в оплате. Почему?

Ответ: В соответствии с пунктом 9 Правил от 01.04.2005 №176 заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер подает с предъявлением проездных документов.

Приказом Минтранса РФ от 05.08.2008 N 120 «Об утверждении форм перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом» утверждены формы перевозочных документов (железнодорожных билетов) на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования.

Распечатка текста утерянного проездного документа, оформленная не на бланке строгой отчетности, не является дубликатом проездного документа и не может служить основанием для выплаты компенсации.

Вам необходимо обратиться в транспортную организацию за выдачей нового проездного документа (билета) взамен утерянного (дубликата).

10. Проживаю в городе Архангельск, отдыхала в городе Северодвинск, подала заявление, но в оплате проезда отказали. Почему?

Ответ: В соответствии с п. 10 Правил от 01.04.2005 №176, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно автомобильным транспортом производится в размере, не превышающем стоимость проезда в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении (расстояние между границами населенных пунктов должно быть более 50 километров).

Маршрут Архангельск – Северодвинск является пригородным, поскольку расстояние между границами населенных пунктов составляет 44 километра.

11. Проехала по маршруту Верхняя Тойма – Коряжма, стоимость в билете была указана 700 рублей. Но почему возместили сумму меньше, чем была указана в билете?

Ответ: В соответствии с п. 10 Правил от 01.04.2005 №176, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно автомобильным транспортом производится в размере, не превышающем стоимость проезда в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Из представленного билета усматривается, что перевозка пассажиров осуществлена индивидуальным предпринимателем.

В Архангельской области ведение реестра междугородных регулярных маршрутов Архангельской области возложено на Министерство транспорта Архангельской области. Согласно информации с официального сайта Министерства, перевозчиком по маршруту Верхняя Тойма – Коряжма, указанным в реестре является ООО «МАЛавто». По информации перевозчика стоимость проезда по указанному маршруту 620 рублей в одну сторону.

То есть предельная сумма компенсации, подлежащая возмещению составляет 620 рублей.

Изменения и поправки

В целях реализации статьи 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.

3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим постановлением.

4. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно

1. Настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация).

2. Компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

3. Компенсация может производиться в виде:

а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;

б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

4. Пенсионерам из категорий граждан, указанных в статье 61 Федерального закона "О государственной социальной помощи", не использовавшим при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение право на получение социальной услуги в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, компенсация производится в соответствии с настоящими Правилами.

В случае если такие пенсионеры использовали при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение указанное право, компенсация в соответствии с настоящими Правилами не производится.

5. При следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.

6. Компенсация производится 1 раз в 2 года.

Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 г.

В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

7. Заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с предъявлением путевки, курсовки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.

Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при наличии специальных талонов (направлений) на получение в транспортной организации, с которой заключен соответствующий договор, проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно.

Специальный талон (направление) гарантирует транспортной организации оплату территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации стоимости проездных документов, выдаваемых указанному в специальном талоне (направлении) лицу для следования в соответствующий пункт назначения и обратно.

8. При наличии специального талона (направления) его выдача осуществляется в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи пенсионером заявления о компенсации.

9. Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, рассмотревший заявление об указанной компенсации, уведомляет пенсионера о принятом решении в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления.

В случае принятия решения об отказе в выплате компенсации пенсионер в указанный срок письменно уведомляется о причинах отказа.

10. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;

в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий;

г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;

д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.


В целях реализации положений статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных данной статьей, 1 апреля 2005 года приняло постановление № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно», которым устанавливается порядок, размер и условия выплаты компенсации.

Право проезда предоставляется неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, компенсация производится один раз в два года.

Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме подается в территориальный орган ПФР по месту жительства с приложением оригиналов проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха либо в ином месте отдыха, в том числе самоорганизованного. Период пребывания в месте отдыха может быть также подтвержден документом о регистрации по месту пребывания.

Возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в пределах стоимости проезда:
а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
б) воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
в) внутренним водным транспортом - в каюте 3 категории речного судна всех линий сообщений;
д) морским транспортом - в каюте 4-5 групп морского судна регулярных транспортных линий;
е) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. (Оплата стоимости расходов к месту отдыха и обратно на личном автотранспорте не производится).

За 2009 год за компенсацией расходов на оплату стоимости проезда обратилось 5533 пенсионера, выплата произведена 5266 пенсионерам на сумму 56 261 851,14 руб. Средний размер компенсации составил 10 683,99 руб.

Динамика обращений граждан из числа неработающих пенсионеров - получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности в Управления (Отделы) ПФР с заявлениями о компенсации в сравнении с аналогичным периодом 2008 года повысилась на 0,57%. Наибольший показатель повышения отмечается в Управлениях (Отделах) ПФР по г. Муравленко и в Приуральском районе (26,88% и 33,33 % соответственно), а также в Управлении ПФР г. Губкинский (10,53%).

В 2009 году также увеличились обращения пенсионеров в судебные органы с заявлениями об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта нахождения в месте отдыха), в порядке особого производства - на 34,45% в сравнении с 2008 годом.

По данным отчетов о правоприменительной практике, в 2009 году количество судебных решений, принятых в порядке особого производства, на основании которых Управления (Отделы) ПФР выносили решения о выплате компенсации, составило 242 на сумму 2 981 629,65 руб. Случаи установления юридического факта пребывания пенсионера в месте отдыха в порядке особого производства зафиксированы, в частности, в городах Надыме, Лабытнанги, Новом Уренгое, Салехарде и в Пуровском районе.

Территориальными органами ПФР в 2009 году по заявлениям пенсионеров вынесено 5 364 решения о предоставлении компенсации и 169 решений об отказе в предоставлении компенсации.

Основными причинами принятия территориальными органами ПФР решений об отказе в предоставлении компенсации являлись:
- отсутствие документов, подтверждающих пребывание пенсионера в месте отдыха (48 решений или 28,4% от общего количества отказов);
- выезд пенсионера к месту отдыха, расположенному за пределами Российской Федерации (36 решений или 21,3% от общего количества отказов);
- в связи с обращением пенсионеров за компенсацией до истечения двухгодичного периода после предоставления им предыдущей компенсации (33 решения или 19,53% от общего количества отказов).

По сравнению с 2008 годом возросло количество решений о предоставлении компенсации на 231 (на 4,5%), а об отказе в предоставлении компенсации уменьшилось - на 403 решения (на 29,6 %).


Фото: ПравозащитникИнфо, Жанна Гавшина

Последние указы мэра фактически лишили на время столичных льготников права бесплатного проезда в общественном транспорте города

С этим столкнулись сегодня многие москвичи, о чем неоднократно писали пользователи соцсетей. В частности, появлялись сообщения о том, что якобы были заблокированы карты не только тех, кого отнесли к группам риска (пожилые и больные хроническими заболеваниями граждане), школьников, но и некоторых других льготников, кого указ столичного руководства, строго говоря, не касался. О блокировке проезда сообщили некоторые столичные многодетные родители, которые, по их словам, не относятся к группам риска, подпадающим под действие указа мэра о приостановке транспортных карт.

В этой ситуации юристы рекомендуют немедленно и непосредственно обратиться в Департамент транспорта столицы с заявлением о разблокировке льготы на проезд в связи с некорректным и ошибочным решением при исполнении указа мэра.

Но что делать всем остальным категориям, которые «попали» под указ мэра о приостановке льготы и не могут сейчас передвигаться по свои делам бесплатно, несмотря на льготу, а только за деньги? Как в условиях бушующей пандемии добираться до поликлиник пожилым гражданам и школьникам, у которых поликлиники и некоторые магазины находятся не в пешей доступности? О такой проблеме, в частности, заявили льготники районов Коньково и Северное Бутово.

«Согласно ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС» региональным властям предоставлено право только определять обязательные правила поведения для граждан и ограничивать их нахождения в зонах ЧС и их угрозы. Если мэр Москвы посчитал общественный транспорт такой зоной угрозой ЧС для отдельных категорий граждан, тогда столичные власти имели право не пускать граждан группы риска и школьников, но не лишать их льготного проезда. Поставить на входах в общественный транспорт кордоны, охранять их с помощью полиции и Росгвардии, запретить проход в метро и усиленно контролировать исполнение особого прохода в зоны ЧС, признанные региональными властями опасными. Исключительно и только такие меры мэр имел право принять по федеральному и столичному законодательству. Обратите внимание: сами региональные льготы на проезд и право бесплатного проезда были установлены вовсе не мэрией Москвы, а Мосгордумой, которая определила категории льготников в законах города Москвы: «О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы». При этом п.16 последнего указанного законодательного акта даёт правительству Москвы право только вести и обслуживать реестр этих льготников через собственные учреждения, но никак не приостанавливать право нуждающихся граждан на льготу», — поясняет кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко.

По словам юриста, льгота сохраняется по закону, и это не в компетенции мэра Москвы — отменять определенные законом Москвы льготы для жителей столицы.

«Как могло бы и должно было быть сделано по закону приостановление льгот? Мосгордума должна была с помощью поправок столичного законодательства предоставить мэру специальное полномочие в рамках режима повышенной готовности и ЧС решать вопросы, касающиеся реализации права граждан на соцобеспечение. И тогда бы вопросов к московским властям не было, поскольку порядок был соблюден, а решение проведено согласно установленным нормам. Но сейчас складывается впечатление, что исполнительные власти регионов решили, что законы и установленную ими компетенцию можно при пандемии не соблюдать, что решения губернаторов и мэров обладают наивысшей юридической силой на территории РФ. Но это не так. Законы должны соблюдаться всеми, особенно мэром главного города и региона РФ, на который ориентируются в правоприменении остальные субъекты нашего государства», — говорит Екатерина Скосаренко.

Эксперт обращает внимание на то, что «в Уставе столицы есть п.8 ст. 41, определяющей полномочия мэра Москвы, согласно которой «Правовые акты, издаваемые мэром Москвы, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, указам президента Российской Федерации, постановлениям правительства Российской Федерации, Уставу и законам города Москвы». Мэр по ст.41 Устава вправе принимать только фактические экстренные меры для ликвидации последствий ЧС и их угрозы с уведомлением тех органов, в чью компетенцию это входит. Но никак не лишать, пусть и временно, льгот на проезд региональных льготников».

«В случае, если акты мэра противоречат действующему законодательству, применяются акты более высшей юридической силы – а именно – законы города Москвы, определяющие круг граждан, имеющий право на бесплатный проезд. Оспорить принятый вне компетенции указ столичных властей, нарушающий права человека и гражданина и охраняемые законом интересы, жители вправе: согласно статье 68 Устава Москвы в суде по месту нахождения столичной мэрии через административное исковое заявление к мэру Москвы. При этом граждане льготной категории, чьи права были нарушены спорным указом мэра, могут претендовать не только на компенсацию ущерба из-за его реализации и трат, осуществленных за проезд в период приостановления льгот на проезд в столице, но также на компенсацию морального вреда. Об это прямо говорит Верховный суд РФ. Так, ВС РФ в Определении по делу № 16-КГ19-2 от 22 апреля 2019 г. указал, что «если госорганы не соблюдают права граждан на соцобеспечение, в том числе на пособия и компенсации, пострадавшие от этого могут получить право на компенсацию морального вреда». По мнению высших судей, соцобеспечение неразрывно связано с личными неимущественными правами и благами граждан. Подробнее с позицией ВС РФ можно ознакомиться на сайте суда.

Читайте также: