Статьи по пенсионному рынку системе

Библиографическая ссылка на статью:
Воробьева Ю.П. Пенсионная система в России // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/04/24899 (дата обращения: 17.09.2020).

Пенсионная система России в последнее время претерпевает значительные изменения. Это касается и изменения расчета пенсии (введение системы баллов), перевода накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные фонды и т.д. Сфера, которая еще подвергалась изменениям – это пенсионный возраст. В разных странах он разный, где-то как в России, а где-то выше. А в связи с финансовыми проблемами Пенсионного фонда сейчас идет бурное обсуждение возможности его повышения.

В последние годы состояние пенсионной системы стало одним из основных вопросов социальной политики России. Один из социальных вопросов в России, который тревожит большую часть населения – это постепенное увеличение пенсионного возраста.

Пенсионный возраст – одна из важнейших характеристик пенсионной системы, показывающая в каком возрасте пенсионер может воспользоваться государственной пенсией. В соответствии с нормами законодательства России допускается одновременное получение пенсии и заработной платы. Поэтому в России возраст оформления пенсии (пенсионный возраст) может отличаться от возраста ухода с работы.

В России пенсионный возраст один из самых низких пенсионных возрастов в мире и составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Такой пенсионный возраст был установлен еще в 1932 году. Пенсионный возраст был установлен 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин; для рабочих и служащих с тяжёлыми условиями труда: 55 лет для мужчин (при стаже не менее 25 лет) и 50 лет — для женщин (при стаже не менее 20 лет); для рабочих и служащих на подземных работах, с вредными условиями труда и в горячих цехах: 50 лет для мужчин (при стаже не менее 20 лет) и 45 лет — для женщин (при стаже не менее 15 лет); для работниц предприятий текстильной промышленности — 50 лет (при стаже не менее 20 лет). В большинстве развитых стран пенсионный возраст составляет 65 лет.

По данным Росстата численность населения за 10 лет (с 2007 по 2017 гг.) увеличилась незначительно, всего на 2.8 %. с 142,8 млн. до 146,8 млн. По прогнозам ООН количество жителей России сократится. А Росстат предполагает что, с 2019 года будет отрицательной динамика в соотношении родившихся и умерших, причем ежегодная естественная убыль будет только нарастать. При этом количество трудоспособных сократится с 82,2 млн. в 2018 году до 75,7 млн., а численность людей старше трудоспособного возраста, наоборот, вырастет с 37,4 млн. до 41,6 млн.

По данным издания Росстата «Российского статистического ежегодника. 2017» среднегодовой темп прироста численности пенсионеров в России в 2006-2010 гг. составил 0,7%, а в 2011-2015г.г. 1,2%. В соответствии с информацией на сайте Росстата в тыс. человек эта динамика выглядит следующим образом: в 2011 году 41819, а в 2017 уже 45687. В общую численность пенсионеров включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда России, Министерстве обороны, Министерстве внутренних дел, Федеральной службе безопасности, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России, а так же судьи, пребывающие в отставке, состоящие на учете в Судебном департаменте при Верховном Суде России и получающие ежемесячное пожизненное содержание. Без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.

Доля работающих пенсионеров в среднем около 31%, максимум был отмечен в 2016 году, почти 34% (или 15259 тыс. чел.). А в 2017 году численность работающих снизилась до 9883 тыс. чел. в результате не индексации пенсий работающим пенсионерам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий».

При данной ситуации растет разрыв между численностью работающего населения и пенсионерами, следовательно, в будущем налоговых отчислений будет недостаточно, чтобы поддерживать пенсии на должном уровне, что создаст дополнительную нагрузку на бюджет страны. По мнению сторонников повышения пенсионного возраста это позволит избежать дефицита Пенсионного фонда в будущем.

Также аргументами сторонников за повышение пенсионного возраста является, что действующие нормы выхода на пенсию были установлены в далеком 1932 году и с тех пор не менялись, а продолжительность жизни населения выросла.

Действительно, ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет) по данным издания Росстата «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017» выросла за 10 лет и в 2016 году составила почти 72 года. По регионам следующая ситуация (2016 год): в Северо-Кавказском федеральном округе этот показатель самый высокий 75,13 лет (лидер в данном округе Республика Ингушетия 80,82 года), самая же низкая в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах 69,22 года и 69,81 года соответственно (регион с самой низкой продолжительностью жизни Республика Тыва 64,21 года).

По прогнозам Росстата продолжительность жизни будет расти.
При низком варианте прогноза к 2035 продолжительность жизни увеличится до 74.81 года, что почти на три года больше чем в 2016. Причем этот показатель у женщин 79.31 года. Если женщина выйдет на пенсию в 55 лет, то проведет там больше 24 лет, с учетом того что примерный общий стаж женщины с 22 до 55 лет составляет 33 года, то время на пенсии оказывается очень существенным. Если же рассматривать высокий вариант прогноза, то время, приходящееся на пенсионный период для женщин более 30, что практически равно возможному общему стажу. Для мужчин этот показатель меньше и составляет чуть больше 18 лет. В целом люди могут сохранять трудовую активность до 80 лет, по достижении этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Т.о. точка мнения сторонников повышения пенсионного возраста выглядит вполне обоснованной.

Также к факторам «за» повышение пенсионного возраста можно отнести изменение мироощущения людьми, достигшими пенсионного возраста и отношением к ним в обществе. Если раньше в этом возрасте людей считали «старыми», то сейчас многие не только не похожи внешне на «бабушек» и «дедушек», но порой и ведут более активную экономическую, общественную и даже спортивную жизнь, чем представители молодежи. Более 40 % людей старше трудоспособного возраста занимались какими-либо видами активного отдыха. Например, посещают занятия плаванием, водными видами спорта 22.1 % люди в возрасте 55 – 59 лет, что примерно равно показателю среди лиц старше 15 лет, способных вести активную жизнь.

Мнения министров и экспертов по вопросу повышения пенсионного возраста очень различаются. За повышение пенсионного возраста выступают в основном финансисты и экономисты. Один из главных сторонников повышения пенсионного возраста является экс-министр финансов, а ныне председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР России) Алексей Кудрин. Он считает повышение пенсионного возраста – в пользу пенсионеров. По его словам, «в варианте ЦСР за 16 лет нужно перейти к пенсионному возрасту у женщин – 63 года и за 10 лет перейти к пенсионному возрасту у мужчин 65 лет, то есть это по полгода (прибавление пенсионного возраста) в год». За повышение пенсионного возраста выступает и руководитель Федеральной службы государственной статистики (Росстата) Александр Суринов.

В МЭР уверены, что рост занятости, может быть, достигнут при повышении пенсионного возраста – до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. В случае повышения пенсионного возраста число пенсионеров к 2035 году сократится на 7 млн. человек (23%) в сравнении с 2017 годом, а число занятых вырастет на 1 млн. Без реформы количество пенсионеров увеличится на 5,4 млн. человек, а трудоспособных граждан сократится на 3,2 млн.[1].

Эксперты РАНХиГС предлагают повышать пенсионный возраст постепенно: с шагом плюс три месяца ежегодно в первые четыре года реформы, далее – по шесть месяцев ежегодно. Авторы инициативы Юрий Горлин, Виктор Ляшок и Татьяна Малева считают, что главная цель увеличения пенсионного возраста - повысить возможности для роста пенсий и снизить нагрузку пенсионной системы на бюджет и экономику[2].

В группу же противников повышения входят в основном политики и социальный блок правительства. Глава Минтруда России Максим Топилин пояснял, что «на самом деле, если говорить о повышении пенсионного возраста – это самый спорный момент с точки зрения балансировки пенсионной системы. Это только так кажется – повысили пенсионный возраст и доходы увеличились», – сказал он в интервью телеканалу «Россия-24» (ВГТРК). По его словам, повышение пенсионного возраста приведет к росту расходов, т.к. люди будут работать дольше, и как следствие, будут получать более высокую пенсию. В итоге только «несколько первых лет» будут давать выгоду для бюджета.

«Люди же дольше работают, больше формируют прав. И им в последующем нужно будет больше платить», – сказал министр[3].

Премьер Дмитрий Медведев, когда был на посту президента России, предупреждал, что повышение пенсионного возраста спровоцирует социальный взрыв.

Путин В.В. на ежегодной пресс-конференции (14 декабря 2017) сказал, что окончательные решения по вопросу повышения пенсионного возраста пока не готовы, однако в случае его повышения, это будет делаться постепенно и мягко. Вместе с тем он заметил, что решение о повышении пенсионного возраста должно происходить открыто, с привлечением общественности и, конечно, в ходе открытой дискуссии.

Путин отметил, что по вопросу повышения пенсионного возраста существуют различные мнения.

«Это не значит, что государство будет не в состоянии выплачивать пенсию, оно будет в состоянии ее выплачивать. Там не возникнет катастрофической ситуации, при которой выплаты прекратятся. Но доходы пенсионеров будут заморожены. И с учетом инфляции они будут сокращаться. Так говорят сторонники повышения пенсионного возраста», – сказал Путин.

В свою очередь противники этого решения, по словам Путина, ссылаются на то, что в связи с инновационным развитием российской экономики рабочие места на производствах будут сокращаться и в связи с этим повышение пенсионного возраста может негативно сказаться на рынке труда.

Он также заметил, что все европейские страны, включая Белоруссию, Украину и Казахстан, приняли решение о повышении пенсионного возраста, и не сделали это только в России[4].

Против повышения пенсионного возраста выступает и управляющий отделением пенсионного фонда России по Нижегородской области Владимир Тарасов. Он считает, что сначала нужно создать рабочие места, а по его словам сейчас во многие фирмы не берут на работу женщин с 50 лет и мужчин – с 55 лет.

Повышение пенсионного возраста не может быть проведено по ряду причин:

- приверженцы повышения пенсионного возраста приводят в пример пенсионный возраст в других странах. Не учитывая, что уровень пенсии в РОССИИ остается низким и соответственно после выхода на пенсию человек может оказаться на грани нищеты;

- тот факт, что в России не высокий прирост населения и в некоторых регионах рождаемость имеет отрицательное значение, говорит о тенденции к «старению» нации. Но, в отличие от европейских стран, в России показатели здоровья ниже и продолжительность жизни, особенно у мужчин, не высокая.

Люди в возрасте чаще болею, что приведет к росту «больничных» и соответственно снижает производительность труда.

Увеличение предложения рабочей силы будет способствовать снижению цены труда, что, в итоге приведет к отсутствию роста заработной платы или ее понижению.

Уровень безработицы в России остается на довольно высокой отметке, а рабочие места создаются достаточно медленно, что не соответствует скорости экономического роста. К тому же с учетом быстрого информационного развития и увеличения использования инновационных методов и средств в работе старшее поколение часто не успевает освоить новые знания. Так, необходимые сегодня навыки работы с компьютерной и оргтехникой, умение работать в условиях современных информационных технологий – есть далеко не у всех работников старше 50 лет. Это в итоге приводит к несоответствию требованиям рынка и проблемам с трудоустройством. Исключением из данной ситуации являются узкие специалисты технической направленности и инженерные кадры.

Повышение пенсионного возраста приведет к увеличению безработицы молодежи и отсутствия возможности «карьерного» роста для молодых специалистов.

Способом борьбы с безработицей является повышение квалификации, подготовка и переподготовка работников. Предприятий финансово не заинтересованы производить из собственных средств соответствующих мероприятий для людей предпенсионного возраста. Поэтому задача финансового обеспечения ложится на плечи государства, что увеличит расходы государственного и региональных бюджетов.

Для населения старше трудоспособного возраста возможность переезда в поисках работы в другой город или регион неактуальна. Это связано с высоким коэффициентом закрепленности, отсутствия жилья в другом регионе, не желанием менять привычную социальную обстановку.

Все это в целом может привести к еще большему росту уровня безработицы, что в свою очередь создаст дополнительные затраты на пособия населению по безработице.

Повышение пенсионного возраста вызовет массовое недовольство, что это ущемляет права понятно каждому – по проведенным опросам, подавляющее большинство опрошенных «против».

Большинство мужчин имеет низкую продолжительность жизни и при повышении до 65 лет просто не будут доживать до выхода на пенсию. По данным издания Росстата «Демографический ежегодник России. 2017» коэффициент смертности мужчин, начиная с возраста 25 лет в 3 раза выше аналогичного коэффициента женщин. Так, например в 2016 году коэффициент в возрасте 55-59 лет у мужчин 20,7, а у женщин 7,2 (из расчета на 1000 человек данного возраста);

Другая проблема в том, что люди, достигшие пенсионный возраст, как правило, имеют массу проблем со здоровьем, причем хронического характера, что в свою очередь значительно ухудшает их состояние, а некоторые и инвалидность, а порой задолго до пенсии (например, после инсульта). Т.о. повышение пенсионного возраста может вызвать рост выхода на пенсию по инвалидности.

Сторонники повышения пенсионного возраста в качестве доводов в сторону повышения приводят в пример европейские страны, где пенсионный возраст выше. Но в европейских странах, где пенсионный возраст выше, количество рабочих часов меньше, чем в России. А значит умственная, психологическая и физическая нагрузка на россиян выше и это имеет негативное влияние на их физическое и психологическое здоровье.

Еще одна из проблем – работодатели предпочитают не брать работников в возрасте, а на некоторых предприятиях существуют ограничения по «верхнему» уровню возраста. Причем есть различия по полу, так женщинам в предпенсионном возрасте гораздо сложнее найти работу по сравнению с мужчинами того же возраста.

Одним из экономических последствий является безработица, но она имеет и социальные последствия – напряженность в обществе из-за недостатка рабочих мест.

Также в России бабушки и дедушки играют важную роль в воспитании внуков. Повышение пенсионного возраста может негативно сказаться на рождаемости и повлечь еще больший рост беспризорности и социального сиротства. Руководитель Программы ООН по проблемам старения А. В. Сидоренко сказал: «В западной культуре есть понятие «рашен бабушка» – собирательный образ российской пенсионерки с совершенно не западным менталитетом. Это жертвенная, энергичная, трудолюбивая натура, живущая интересами своих детей и внуков. Пока пожилая немецкая фрау путешествует и танцует, наша бабуля нянчит малышей и возделывает огород. Так кто же обществу более ценен?»

Работникам в возрасте бывает очень сложно принять сильно изменившуюся за последние годы корпоративную культуру. Разобщенность между поколениями, на основе разного восприятия социально-экономических процессов повышают уровень непонимания и конфликтности в коллективе, создает проблемы с обменом опытом между старшим и молодым поколение, что приводит к ощущению «ненужности» у старшего поколения. К тому же современное общество имеет низкий уровень воспитанности и «уважения» к старшему поколению, что также создает дополнительную напряженность в коллективе.

Еще один аспект, по сравнению с европейскими странами, где продолжительность жизни больше, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени».

Проведение пенсионной реформы одновременно в рамках всей страны на всех организациях и предприятиях довольно сложная задача. Первым шагом по повышению пенсионного возраста стал ФЗ – № 143от 23 мая 2016 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан». Этот закон предполагает поэтапное повышение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости для государственных должностей и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы. Так, в 2017 году пенсионный возраст составит 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин, а с 2032 года – 63 года для женщин и 65 для мужчин.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе теперь 65 лет. Постепенно увеличиться стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет с 15,5 лет в 2017 году до 20 лет в 2026 году и последующих годах.

Государственные и муниципальные организации в полной зависимости от государства и соответственно они стали первыми, кто подвергся изменениям.

При нынешних социально-экономических условиях повысить пенсионный возраст быстро не получится, как того хотят сторонники повышения. Необходимо принять меры, направленные на увеличение продолжительности жизни, на улучшение уровня жизни и условий труда, на улучшение демографической ситуации в стране, чтобы в будущем доля пенсионеров в общей численности населения не росла такими быстрыми темпами. Важно подготовить рабочие места и заинтересовать работодателей в предоставлении рабочих мест людям предпенсионного и пенсионного возраста. А учитывая продолжительность жизни мужчин и женщин, было бы более правильным сравнять возраст выхода на пенсию до 60 лет, а мужчина не повышать.

Если не подготовиться и проводить реформу «рубя с плеча» можно получить множество негативных последствии, как с экономической точки зрения, так и социальной, в том числе и получить негативное отношение населения к государству.

А судя по принятому федеральному закону о повышении пенсионного возраста в государственных и муниципальных учреждениях, реформа неизбежна и это только вопрос времени. Но все-таки было бы более правильным оставлять выбор работать после достижения пенсионного возраста или нет самим людям, а не повышать пенсионный возраст.

К тому же что в рамках действующего в нашей стране законодательства пенсионеры могут работать и после выхода на пенсию. Нет правовых препятствий продолжению работы человека в пенсионном возрасте, если оба участника трудовых отношений – работодатель и работник согласны на такой сценарий. А повышение пенсионного возраста до 63-65 лет, не устраняет необходимость платить страховые взносы за пожилого работника.

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом пенсионная система, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 15 за период c 2001 по 2016 год).

1. Михайлов А.Г.
Генезис экономической стратегии. Геополитика и Финансы / 2016. – 258 с. – doi: 10.18334/9785906830883.
Взаимное воздействие геополитики и финансов рассмотрено на примере геополитических трансформаций России в XX веке, генезиса Pax Americana, а также при финансовых кризисах 1998, 2008, 2014 годов. Чтобы Россия не вошла в столкновение с другими мировыми центрами силы, а кризисы не повторялись, необходим отказ от инфляционной политики. Ответы на финансовые вызовы даст прагматичная (неинфляционная) экономическая стратегия государства, которая не состоится без интеграции в неё финансов.

При современном геополитическом раскладе в мире развитие экономики России можно получить только при низких ставках по кредитам и устойчивости рубля по покупательной способности, при продаже ресурсов за рубеж за рубли, при снижении фискальной нагрузки на производство и соблюдении социальных гарантий. Все перечисленные позиции достижимы в комплексе.

Национальной валюте отказывают в устойчивости по покупательной способности, что, фактически, поддерживает чужие валюты. Пока доллар обменивают на товары, собственность и «коллекционируют» про запас – доллар будет устойчив, а США продолжат диктовать свои правила и вводить санкции.

Благодаря своему укреплению у России появилась возможность активного развития и диверсификации экономики и формирования благоприятного геополитического окружения, в частности, принимая Государственные Акты РФ «О наделении суверенитетом» стран Балтии; добиваясь пунктуального исполнения учредительных документов СНГ; соблюдая стратегию военного нейтралитета; инициативно защищая свои реальные интересы. Только сильная Россия будет богатой.

Финансовый фактор един для внутреннего устройства и геополитического позиционирования государства. Это доказательно изложено в книге, в ней исторические факты даны непредвзято и вне привычных стереотипов.

2. Ким Н.Б.
Основные проблемы развития пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 24 / 2013).
В течение последнего десятилетия проводится реформирование пенсионной системы России. Ежегодно вносятся изменения в пенсионное законодательство. В статье рассматриваются основные проблемы, встающие на пути развития пенсионной системы РФ.

Ким Н.Б. Основные проблемы развития пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – с. 205-208. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8352.

3. Никифорова О.Н.
Специальные пенсионные фонды и корпоративные пенсии в развитых странах и России // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2012).
Статья посвящена особенностям развития специальных пенсионных фондов и корпоративных пенсий в развитых странах. Констатируется высокий уровень охвата трудоспособного населения этими видами пенсий за рубежом и сравнительно низким интересом к ним в России. Анализируется опыт по организации специального пенсионного фонда в Норвегии, сформированного на доходы от нефтедобычи. Это могло бы стать примером для России, особенно в условиях надвигающегося демографического кризиса.

Никифорова О.Н. Специальные пенсионные фонды и корпоративные пенсии в развитых странах и России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 4. – с. 182-187. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7325.

4. Сочнева Е.Н.
Приоритетные задачи современной социальной политики России // Российское предпринимательство. (№ 6 / 2011).
В статье рассматривается демографическая ситуация в России, оказывающая негативное влияние на рынок труда. Автор анализирует существующие государственные методы стимулирования рождаемости и борьбы с безработицей и высказывает мнение, что для смягчения негативных социальных последствий постиндустриальной экономики необходимо обратиться к кейнсианским методам регулирования рынка труда. Их реализацию автор видит в создании дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Сочнева Е.Н. Приоритетные задачи современной социальной политики России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – с. 54-60. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6561.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

5. Никифорова О.Н.
Особенности реформирования пенсионной системы России // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2011).
Статья посвящена текущим особенностям реформирования пенсионной системы, проблеме старения населения и его влияния на ход пенсионной реформы. Эта негативная тенденция осложняется тем, что в стране существует бедность и высок процент населения с небольшими доходами – этой категории граждан будет сложно сделать накопления к пенсионному возрасту, что ставит под сомнения эффективность текущей пенсионной реформы.

Никифорова О.Н. Особенности реформирования пенсионной системы России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – с. 17-22. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6656.

6. Захаров И.Н.
Современная практика актуарного оценивания пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2011).
Задача анализа пенсионной системы Российской Федерации в период нестабильности экономики, ухудшающейся социально-демографической обстановки, реформирования пенсионного законодательства крайне сложна и актуальна. Актуарное оценивание позволяет рассчитать параметры долгосрочного функционирования пенсионной системы на основе высокоэффективных методик, позволяющих своевременно выявить и предотвратить влияние негативных факторов. В статье рассматривается современная актуарная практика, выявляются особенности российского пенсионного оценивания, дается пенсионная модель с основными параметрами.

Захаров И.Н. Современная практика актуарного оценивания пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – с. 18-24. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6645.

7. Борисенко И.В.
Повышение значения накопительных механизмов формирования пенсий в современных условиях // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2010).
Стартовавший в начале текущего года новый этап пенсионной реформы нацелен на создание в России полноценной накопительной системы
за счет использования стимулов к активизации сбережений населения и софинансирования государством накопительных программ. Эта
задача невыполнима без вовлечения в структуру пенсионного обеспечения негосударственных пенсионных фондов как необходимого условия
поддержания устойчивости государственной распределительно-накопительной пенсионной системы.

Борисенко И.В. Повышение значения накопительных механизмов формирования пенсий в современных условиях // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 2. – с. 41-46. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6007.

8. Бурлака Н.П.
Основные тенденции реформирования пенсионных систем в современном мире // Российское предпринимательство. (№ 5 / 2009).
В статье рассматриваются причины кризиса пенсионных систем и основные направления их трансформирования в различных странах мира, а также проблемы, возникающие в результате осуществления пенсионных реформ, и пути их решения.

Бурлака Н.П. Основные тенденции реформирования пенсионных систем в современном мире // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – с. 25-30. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5283.

9. Магомедгаджиева Р.Д.
Формирование профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2009).
Одной из центральных проблем действующей государственной системы пенсионного обеспечения остается острая необходимость реформирования существующего порядка установления досрочных пенсий по старости для отдельных категорий застрахованных лиц, работавших в особых условиях труда.

Магомедгаджиева Р.Д. Формирование профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – с. 114-116. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3495.

10. Крючков А.В.
Организационно-экономические условия пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 10 / 2008).
В настоящее время в России наблюдается увеличение таких негативных социальных явлений, как бедность, преступность, депопуляция, вынужденная миграция, наркомания и т.п. Очевидна необходимость осмысления природы этих факторов и позитивного изменения создавшегося положения силами государства и общества. Один из путей – совершенствование пенсионной системы.

Крючков А.В. Организационно-экономические условия пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – с. 39-44. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3203.

11. Гончаров С.Ф.
Об итогах первого пятилетия пенсионной реформы // Российское предпринимательство. (№ 7 / 2007).
Пять лет назад в России начала действовать новая пенсионная система. Основными целями ее реформирования стали переход пенсионного обеспечения на страховые принципы, повышение жизненного уровня пенсионеров и достижение финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). С 2002 г. ставка пенсионного налога в ЕСН стала составлять 28%, из которых 14% направлялось на финансирование базовой части трудовой пенсии, 8% — на выплату страховой части и 6% – на формирование накопительной части. В первоначальном варианте право на накопительную пенсию получили мужчины не старше 1953 года и женщины моложе 1957 года рождения.

Гончаров С.Ф. Об итогах первого пятилетия пенсионной реформы // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – с. 101-105. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2421.

12. Ахундов О.Т.
Социальная ответственность местных властей: американская модель // Российское предпринимательство. (№ 8 / 2002).
Начавшийся процесс реформирования российской пенсионной системы в направлении частичного перехода на накопительные принципы, предусматривающие реализацию ответственных инвестиционных программ, должен опираться на опыт других стран. В частности, представляет интерес американский опыт функционирования накопительных схем пенсионного обеспечения на уровне штатов и местных органов власти.

Ахундов О.Т. Социальная ответственность местных властей: американская модель // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 8. – с. 105-108. – url: https://creativeconomy.ru/lib/704.

13. Ярошенко С.Г.
Какая пенсионная система сейчас в России? // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2002).
Продолжение. Начало в 10, 11, 12/2001, 1/2002.
В России началась пенсионная реформа. При этом часто говорится о том, что сутью пенсионной реформы является переход от распределительной пенсионной системы к накопительной. Однако почему-то никто не задает очень важный вопрос: действительно ли пенсионная система в России является распределительной?

Ярошенко С.Г. Какая пенсионная система сейчас в России? // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 2. – с. 85-89. – url: https://creativeconomy.ru/lib/585.

14. Ярошенко С.Г.
Как у пенсионеров незаметно отняли 19 миллиардов // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2002).
(Продолжение. Начало в 10, 11, 12/2001).
В России началась пенсионная реформа, целью которой является постепенный переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. Государственная дума РФ на весенней сессии 2001 г. приняла в первом чтении пенсионные законопроекты, устанавливающие новые организационные, правовые и финансовые основы государственного пенсионного обеспечения. Отличительной чертой предлагаемой пенсионной реформы является полное самоустранение государства от ее финансирования, вся тяжесть реформы падает на плечи нынешнего поколения пенсионеров.

Ярошенко С.Г. Как у пенсионеров незаметно отняли 19 миллиардов // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 1. – с. 111-112. – url: https://creativeconomy.ru/lib/562.

15. Ярошенко С.Г.
Кому выгодна «базовая пенсия»? // Российское предпринимательство. (№ 10 / 2001).
При обсуждении пенсионной реформы в России средства массовой информации широко тиражируют выступления представителей Правительства и Пенсионного фонда. Попробуем же взглянуть на предлагаемые изменения в пенсионном законодательстве глазами простых пенсионеров, а именно тех, кто в наибольшей степени почувствует эти изменения на себе. Главное, что бросается в глаза, это откровенно грабительский характер предлагаемых изменений пенсионного законодательства для нынешнего поколения пенсионеров. Характер ряда таких изменений, на первый взгляд, не виден. В данной статье мы покажем размеры потерь пенсионеров только от одной такой законодательной новации – введения «базовой пенсии»

Ярошенко С.Г. Кому выгодна «базовая пенсия»? // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 10. – с. 74-78. – url: https://creativeconomy.ru/lib/505.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «пенсионная система»?

Приглашаем в группу в Фейсбук:

Новейшие рекомендации по проведению исследований и оформлению статей, анонсы вебинаров и обучающих программ для авторов статей в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science.

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население - 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора - пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Читайте также: