Статья про учителей пенсионеров

Сейчас в провинциальных школах очень много учителей, чей возраст приближается к 70 годам. Хорошо, если пожилой учитель сохраняет чувство юмора, уважение к своим ученикам, живость ума: при таких характеристиках да большим опытом работы действительно можно научить на 100 баллов на ЕГЭ.

Но к сожалению, часто в этом возрасте работающий в школе человек уже полностью эмоционально выгорает и ходит на работу по привычке, чтобы как-нибудь пересидеть, получить зарплату, которую, как правило, даже некуда истратить, потому что желания закончились, и опять идет на работу.

Истории про странных учителей

Мне, как учителю, приходилось работать в коллективе с пенсионерами, да и возмущенные родители часто рассказывают истории про таких странных педагогов, и я решила их вспомнить и некоторые пересказать.

История про учителя английского языка

В одной из школ вместе со мной работала 68-летняя учительница английского языка. Она в детстве переболела полиомиелитом и осталась инвалидом на всю жизнь: болезнь поразила центральную нервную систему, одна нога отказалась работать полностью, вторая частично. Она всю жизнь проходила на костылях, получила высшее образование, стала отличным учителем английского языка, но с годами приобрела скверную привычку: если ученик начинал безобразничать, она брала костыль и запускала его в негодника.

Если ученик не успевал пригнуться - это были его проблемы. Причем костыль мог задеть не только виновника, но и вполне послушного ученика. Поэтому на уроках настороже были все: вдруг костыль внезапно начнет летать.

Потом провинившийся ребенок должен был принести оружие мести и средство передвижения назад, к столу учителя. Старуху держали из-за влиятельного родственника, который имел политический вес и при желании смог бы наказать директора, уволившего вздорную женщину.

История про учителя химии

Однажды в нашу школу пришел пожилой учитель химии, и ему отдали часть ставки другого учителя, который вел и химию, и биологию. Это была женщина 65 лет, проработавшая на Северном Урале до пенсии в качестве заведующего гороно. После достижения 65 лет ее уволили с руководящей должности, и она приехала в Приморье, к замужней дочери, которой все время помогала финансово, пока работала. У дочери в возрасте 40 лет было двое детей-подростков, и она нигде не работала, потому что маминых денег ей вполне хватало.

И тогда добрая старушка решила пойти работать, чтобы продолжить оказывать финансовую поддержку ленивой дочери. Человеком она была хорошим, но здоровье было сильно подорвано. У нее была язва желудка, которая при стрессах активизировалась, а так как в школе - сплошные стрессы, от нее всегда несло резким запахом желудочной кислоты. Но она работала до тех пор, пока ее прямо на работе не разбил инсульт.

Хорошо, что на уроке в этот день у нее был директор школы, и она быстро поняла, что происходит, и вызвала скорую. Врачи провели все нужные мероприятия, и женщина вышла из больницы с небольшими потерями: у нее плохо функционировала правая сторона, но она могла себя обслуживать. Конечно, ее уволили.

История про учителя математики

Вместе с англичанкой, кидающейся костылем, в коллективе работал престарелый учитель математики. Родители, дети и даже коллеги рассказывали про нее разные вещи:

  1. Надолго остановить речь во время объяснения материала, а потом спросить у детей, чем они с ней занимались.
  2. Дать контрольную работу по теме, которую по программе проходят в старшем классе, и выставить колонну двоек.
  3. Задать одно домашнее задание, а спросить другое.
  4. Вместо объяснения материала начать обсуждение посторонних вещей, а потом задать учить то, что не удосужилась объяснить, домой.
  5. При объяснении нового могла молча встать лицом к доске, написать способ решения примера, потом без комментариев повернуться к детям и сказать: Видели - решайте, и дать номера для самостоятельной работы.

У нее были явные проблемы с психикой. Однажды на своем столе в учительской она увидела стопку школьных тетрадей другого учителя, и тут же выбросила их в школьный коридор. При разборках гневная фурия объяснила, что она - пожилая женщина, и врач-невропатолог ей порекомендовал не сдерживать гнев, а тут же выпускать его наружу, что она и сделала. Ничего личного.

Когда родители на родительском собрании начали с ней разговор об ее особенностях преподавания математики, она им сказала:

- Ну что вы, я уже настолько стара, что у меня одна мечта - умереть на рабочем месте.

Родители не оценили мечту учителя и подняли бунт, старушку отправили ждать смерти дома.

История про учителя начальных классов

Эта дама учила мою дочь в первом классе, в начале второго я перевела дочь в другой класс. При всем своем опыте работы с психикой у нее тоже были большие проблемы.

В классе был мальчик, который ее так боялся, что прятался под партой всякий раз, когда учитель обращала на него свое пристальное внимание. Вместо того чтобы найти общий язык с ребенком, она его уже в первом классе выгоняла из класса, водила к директору, в учительскую, чтобы кто-нибудь другой решил эту проблему.

В первом классе она еще как-то справлялась, и дети, несколько раз переписав контрольные работы, в итоге выполнили все задания, что дало учителю право отрапортовать, что у нее с качеством знаний все прекрасно.

Во втором классе она взяла себе еще один класс первоклассников, и все свои дамские силы оставляла там, а когда очередь доходила до класса моей дочери, она поудобнее устраивалась за большим экраном компьютера и спокойно засыпала с чувством выполненного долга. Когда дети начинали шуметь, разбуженная дама выглядывала из-за компьютера и говорила:

- Вы думаете, я сплю, нет, я не сплю, я за вами наблюдаю.

В тетрадках у дочери кроме числа и классной работы ни по русскому, ни по математике ничего не было в течение всего сентября. Я пошла к учителю с претензиями, она вызвала директора. Тот, выслушав меня, перевел дочь в другой класс, а учительница до сих пор работает с детьми, выпуская классы, у которых нет никакой базы.

- Работайте, работайте, кем же я вас заменю, - успокаивающе похлопала директриса нерадивого учителя по руке, не глядя на меня.

История про учителя русского языка

С этой дамой я встретилась в профессиональном училище. Ей было 70 лет, и школа от нее избавилась. Но дама не растерялась и с лозунгом "Я еще молодая", пришла в наше училище, подвинув меня, одинокую мать.

Я в то время работала на двух работах, чтобы достойно содержать семью, и вполне справлялась с нагрузкой. Но директор решил, что я сильно разбогатею, если он оставит мне все часы, которых было всего чуть больше ставки. Ей дали историю и часть моих часов, русского и литературы.

Помещение училища плохо отапливалось, было холодно, мы кутались в шерстяные накидки, а старушка бегала по ледяным коридорам в белой блузочке без рукавов.

Вам не холодно? - спросила я у нее.

Ой, я такая знойная, - ответила она мне, что я даже опешила, потому что у слова знойная есть сексуальная окраска, для 70 лет как-то не подходящая.

В это время ввели диспансеризацию, и врачи выявили у нашей молодой и знойной бабушки много старческих болячек, не позволяющих ей работать в принципе, не то что с детьми.

Она доработала до конца учебного года и ушла после экзаменов, которые прошли с многочисленными нарушениями. Дети просидели на экзамене 12 часов вместо положенных шести, потому что пожилой учитель не смог организовать рабочую обстановку ни в течение обучения, ни на экзамене.

Сейчас я жду - не дождусь ухода из школы, где учится моя дочь, еще одной 70-тилетней старушки с большими тараканами в голове, учителя русского языка. В ее поведении присутствуют все черты пожилого человека, которому уже давно пора на покой, но она по привычке, образовавшейся почти за 50 лет, ходит в школу, вызывая ненависть к себе и заодно к родному языку у своих учеников. Подробнее об особенностях преподавания русского языка в нашей школе в частности написано здесь .

Эта истории я привожу как доказательство, в продолжении статьи: Почему я против пенсионеров в школе: 5 честных причин

Лента новостей

  • 13:09 В Ереване полиция начала задержания участников акций протеста
  • 12:42 В Москве задержан зампрокурора Зеленограда
  • 12:20 В МИД РФ пояснили, какие документы передали США в сфере вооружений
  • 11:49 Онищенко предложил рестораторам Петербурга компромисс
  • 11:18 В России второй день подряд снижается число новых случаев COVID
  • 10:55 В Бурятии задержан зампред правительства Мишенин
  • 10:23 Минцифры определило список российских приложений для предустановки на гаджеты в России
  • 09:50 В рамках пострегистрационных испытаний «ЭпиВакКороны» привиты более 770 человек
  • 09:14 Минздрав предложил назначить главой Фонда помощи тяжелобольным детям священника
  • 08:39 МВД разработало новый порядок взаимодействия ГИБДД с автошколами
  • 08:12 Бары и кафе Петербурга создали «Карту сопротивления» против запретов по COVID
  • 07:40 Судно «Академик Черский» покинуло место строительства «Северного потока — 2»
  • 07:13 Жильцов многоквартирных домов с нового года ждет ряд запретов
  • 05:01 NASA публикует подробности своей лунной программы
  • 03:59 Все три панды зоопарка Вашингтона останутся там до 2023 года после сделки с Китаем
  • 02:55 Visa изучает законность контента PornHub
  • 01:58 Француз подарил деньги живущим в Эрмитаже 50 кошкам
  • 00:53 Франции, возможно, придется отложить отмену локдауна
  • 00:12 Brexit: Джонсон и фон дер Ляйен поставили свой разговор на паузу
  • 00:08 Нефть дешевеет на фоне расширения пандемии и напряженности между США и Китаем
  • вчера, 23:58 Директор по науке Inserm: данные российской вакцины «Спутник V» «выглядят убедительно»
  • вчера, 23:30 На Кубке Первого канала капитаном сборной России будет московский динамовец Вадим Шипачев
  • вчера, 23:13 Еще 71 человек с COVID-19 скончался за сутки в Москве
  • вчера, 23:00 Трамп намерен в первую очередь обеспечить вакцинами американцев
  • вчера, 22:48 Токио рассматривает возможность допуска в Японию весной небольших тургрупп
  • вчера, 22:14 Определились соперники сборной России по футболу в квалификации к ЧМ-2022
  • вчера, 21:40 КС Молдавии приостановил действие поправок, ограничивающих полномочия избранного президента
  • вчера, 21:16 Суд арестовал политолога Валерия Соловья на 10 суток за проведение несогласованной акции
  • вчера, 20:43 Александр Лукашенко временно отстранен от всех мероприятий МОК, включая Олимпиады
  • вчера, 20:08 Губернатор заявил, что Петербург на пороге полного локдауна
  • вчера, 19:34 Всемирный экономический форум в 2021 году перенесен из Швейцарии в Сингапур
  • вчера, 19:00 Роспотребнадзор утвердил правила перевозки и хранения вакцины «Спутник V»
  • вчера, 18:27 У львов в зоопарке Барселоны обнаружен коронавирус
  • вчера, 17:57 Новый глава «Роснано» пообещал реструктуризацию долга
  • вчера, 17:27 Депутат пожаловался на мошенническую рекламу в Google
  • вчера, 16:57 Боб Дилан продал права на свои песни Universal Music
  • вчера, 16:27 Несколько регионов России сделали 31 декабря выходным
  • вчера, 16:02 Суд Франции приговорил россиянина Винника к 5 годам тюрьмы
  • вчера, 15:40 Суд в Стамбуле освободил журналистов НТВ
  • вчера, 15:25 Мурашко заявил, что не предлагал ограничить передвижение россиян
  • вчера, 14:55 Международный авиасалон в Ле-Бурже отменен из-за COVID-19
  • вчера, 14:25 Путин призвал не допустить превращения детских школ искусств в кружки
  • вчера, 13:54 Задержанных в Турции журналистов НТВ обвинили в шпионаже
  • вчера, 13:47 В Кремле не знают о похоронах с почестями убийцы учителя в Чечне
  • вчера, 13:22 Актриса Лариса Голубкина попала в больницу
  • вчера, 12:52 Защита экс-футболиста Василенко сочла его приговор чрезмерно суровым
  • вчера, 12:44 Число пострадавших в бассейне в Астрахани выросло до 30
  • вчера, 12:15 Привлеченные «Норникелем» эксперты оценили ущерб от аварии на ТЭЦ в Норильске в 18 млрд рублей
  • вчера, 11:46 Мосгорсуд приговорил экс-футболиста Василенко к 12 годам колонии за шпионаж
  • вчера, 11:42 В Минздраве пояснили слова Мурашко об ограничении на передвижение россиян по стране

Все новости »

Результаты опроса показывают, что педагоги предпочитают трудиться в школах после наступления пенсионного возраста, потому что не хотят терять доход. Однако собеседники Business FM отмечают, что причина не только в этом


Фото: Сергей Красноухов/ТАСС -->

Большинство российских учителей (84%) продолжат работать в школе после наступления пенсионного возраста из-за нехватки доходов, пишет РБК. Издание ссылается на опрос 40 тысяч преподавателей, который провели негосударственный пенсионный фонд «Сафмар» и Общероссийский профсоюз образования.

Оставить работу означает резко снизить свой уровень жизни, отметила в беседе с Business FM заслуженный учитель русского языка и литературы из Москвы Валентина.

«Я пенсионер, уже, наверное, третий год. Продолжаю работать учителем русского языка и литературы по многим причинам. Во-первых, потому что очень люблю свою работу. Во-вторых, на ту пенсию, которую я получаю после долгих лет работы, просто невозможно прожить. Хотя, честно говоря, очень обидно. Помимо того что я почетный работник образования России, я еще и кандидат филологических наук, но пенсия у меня ужасно маленькая, она не индексируется. Можно ли прожить на 16 тысяч рублей в месяц, которые я получаю? В нашей школе, например, очень много учителей-пенсионеров».

Учителя не хотят уходить на пенсию не только из-за снижения доходов — большинство просто боятся скуки и бездействия, говорит директор московского центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский.

— Никто не хочет уходить. Если учитель хорошо себя чувствует, занимается спортом, ведет здоровый образ жизни, уходить не хочет. Могу спросить: почему ты не уходишь? Мне отвечают: на пенсии скучно.

— И, наверное, из-за дохода все-таки?

— Про доход никто ничего не говорит.

— А много у вас учителей пенсионного возраста?

— Я и еще есть десятка три. И хорошо, что такие есть, конечно.

Мнение Ефима Рачевского разделяет директор центра образования № 1409 в Москве Ирина Ильичева.

Ирина Ильичева директор центра образования № 1409 в Москве «Нужно ли работать в пенсионном возрасте — вопрос риторический. Если у человека есть силы, если он действительно всю жизнь развивается, учится, это замечательно, когда люди старшего поколения остаются в школе. Соблюдается баланс: есть молодые специалисты, но в то же время и опытные. Пенсионный возраст — понятие относительное. Что касается зарплат педагогов, если говорить о московских школах, они достаточно высокие. Когда учитель покидает свое рабочее место и выходит на пенсию, происходит резкое снижение уровня его дохода, по этой причине есть желание продолжать работать. Но главная причина, на мой взгляд, заключается в том, что человек себя просто не представляет без работы. У нас есть несколько педагогов старшего возраста, которые являются фундаментом, мы их очень бережем. У людей, которые полны сил, энергии, еще миллион планов, я не вижу причин, почему они их не могут реализовывать».

Для педагогов сохранился досрочный выход на пенсию: страховые выплаты назначаются не при достижении пенсионного возраста, а после приобретения не менее 25 лет выслуги.

В рамках пенсионной реформы срок выхода на пенсию педагогических работников будет поэтапно увеличиваться, в общей сложности на пять лет — будет расти промежуток между выработкой специального стажа и реальным получением пенсии.

Молодым везде у нас дорога? Совсем недавно писали о проблемах неопытных педагогов, а с какими проблемами или дискриминациями сталкиваются седовласые учителя? Будем разбираться.

Пенсионная реформа наделала немало шума. Правительство России приняло решение: выход на пенсию для мужчин в 65 лет, для женщин — в 63. Да и правительства других стран не отстают, постоянно поднимая пенсионный возраст.

Каково это — строить подростков, которые годятся во внуки? Как это — ежедневно собираться на работу вместо заслуженного отдыха? И самое главное: как не отстать от молодых, более шустрых коллег и оставаться не только заслуженным, но и востребованным учителем? С такими задачами ежедневно сталкиваются педагоги предпенсионного возраста.

Немного статистики: средний возраст российского педагога — 52 года. При этом доля учителей от 50 до 60 лет составляет в среднем треть педагогических коллективов, а десятая часть работающих учителей приходится на пенсионеров старше 60.
В Европе в образовательных заведениях принято уходить на пенсию в 60–65. Но для работающих с учениками младших классов более жесткие требования. Здесь возрастной ценз до 40 лет. Среди стран СНГ пока только в Азербайджане педагогов старше 65 лет стараются выпроводить на пенсию.

Стоит ли работать учителю на пенсии или нет? Вопрос неоднозначный. Например, у одной из наших коллег в школе была учитель физкультуры, любовно называемая всеми Дмитриевной, дама глубоко за 50 лет. Она даже сейчас даст фору на гимнастике любой старшекласснице, хотя ей уже слегка за 70. Такой учитель — лучшая реклама ЗОЖ и физкультуры.

Но бывает и так, что с одышкой учителю сложно произнести тему урока, а стопка тетрадей становится неподъемным грузом. В таком случае и правда лучше уйти на пенсию.

Сильные и слабые стороны учителя пенсионного возраста

Родители и более молодые коллеги думают, что пенсионера в школе держит только зарплата или страх одиночества. Хотя администрация констатирует, что к очевидным достоинствам такого учителя относят:

    Опыт. За десятилетия педагогической деятельности такой учитель застал столько реформ и инноваций, что ничто новое не пугает его. Да и свой предмет изучил вдоль и поперек. Для него нет белых пятен в школьной программе, он не боится выходить за рамки.

Достижения. У него есть ученики-победители олимпиад, авторы научных работ, рекордсмены по количеству набранных баллов на ЕГЭ и т.д. Именно поэтому опытных педагогов часто выбирают для репетиторства.

Сосредоточенность на работе. Учительница предпенсионного возраста не уйдет в декрет, у нее внезапно не заболеет ребенок. Да и сама вряд ли резко поменяет школу в середине учебного года. Так что раз взялась вести детей, значит сделает это ответственно и качественно.

  • Выше ответственность. Чтобы там ни говорили, а советское образование и закалка конкретно затачивали человека под специальность и сферу работы. Опытные учителя вряд ли на уроке будут делать селфи или переписываться в чатах с друзьями. Если они на работе, то значит на работе. И точка.
  • Как угнаться за молодежью?

    Чтобы пенсионеру самому чувствовать себя комфортно среди более молодых коллег, советуем:

      Следить за стилем. Знаем: денег мало, детям-внукам помогать надо и т. д. Но внешний вид учителя, особенно пенсионера, рассматривается учениками и их родителями под лупу. Пара юбок или брюк, блузы или рубашки — и вы неотразимы. Главное, чтобы вещи были целы, выглажены и современно выглядели.
      Как это сделать в рамках ограниченного бюджета, мы рассказывали на вебинаре «Имидж современного учителя».

    Перестать жаловаться. Возраст, болезни, седина, скачущее давление могут мешать преподавать и нести умное, доброе, вечное. Но пересказывать коллегам свою историю болезни, делиться сплетнями из очереди в поликлинике точно не стоит.
    Но не стоит и молчать, как партизан, если стало плохо. Работа в школе — не каторга, а вы — не раб, прикованный цепью. Трудовой подвиг на фоне гипертонического криза никому не нужен.

    Долой экскурсы в историю. «Вот в наше время/Теперь молодежь и т. д» — все эти лирические отступления неинтересны и только подчеркивают ваш возраст. Подобные заметки могут быть интересны на уроках истории в рамках той темы, очевидцем который были. И все.
    Старайтесь вести урок точно по плану. Если и делаете отступление, то только чтобы рассказать интересный факт по теме занятия.

    Не бояться новинок. Не признавать интерактивных досок и требовать им взамен кусок мела побольше. Порицать электронные дневники, не разобравшись в их преимуществах и возможностях — ошибки, которые могут допустить опытные педагоги. Хотя должны понимать, что современное образование использует все методы, чтобы быть эффективным для детей, а не удобным для пенсионерки Марьи Ивановны. Согласны?
    Чтобы подружиться с инновациями, смотрите вебинары и читайте блог ЦРТ «Мега-Талант».

    Объективно оценивать свои силы. Если вы утром с трудом поднимаетесь с кровати и буквально волочете ноги в «любимую» школу, то зачем мучить себя, коллег и детей.
    Седовласому педагогу с солидным педстажем на пенсии реально зарабатывать репетиторством в комфортным условиях дома. И никуда спешить не надо, и контакт с детьми не прекращается — одни плюсы.

    Но если вы просыпаетесь до будильника, «живете» своей работой и горите педагогикой, то не спешите в отставку. Кто тогда будет воспитывать новых Менделеевых или Перельманов?

    Вам слово: как вы считаете: до скольких лет учитель может работать в школе? Делитесь рекордами педстажа собственными или коллег. Интернет должен знать своих героев.

    р.п. Степное, ул. 50 лет Победы, 13
    тел.: (84566) 5-05-83, (84566) 5-05-79
    факс: (84566) 5-05-88
    E-mail:

    Категории новостей

    • «Заря»
    • Акция
    • Анонс
    • В регионе
    • Даты
    • ЖКХ
    • Культура
    • Медицина
    • О тех, кто рядом
    • Образование
    • Общество
    • Официально
    • Профессионалы
    • Сельское хозяйство
    • События
    • Спорт
    • Творчество наших читателей
    • Это интересно
    • Другие







    Авторизация


    21 декабря свой юбилей отмечает Александра Андреевна Жакина – заслуженный учитель школы Российской Федерации, Почётный гражданин Советского района.

    Более 40 лет Александра Андреевна отдала служению школе, детям, любимой работе. А словно бы только вчера она блестяще, с золотой медалью, окончила школу, выбрав профессию на всю жизнь, посвятив ей себя без остатка и ни разу не пожалев об этом. Её педагогическая биография – это непрерывное совершенствование, постоянная учёба, постижение педагогического мастерства. Учитель русского языка и литературы, организатор воспитательной работы, завуч, заслуженный учитель школы РФ – таковы ступени её педагогической карьеры.

    Как человека творческого и талантливого, Александру Андреевну всегда отличало стремление уйти в преподавательской деятельности от обыденности и однообразия. Она просто виртуозно владела словом, ярко и зажигательно вела уроки, так что ученики всегда с нетерпением ждали её уроков, учились рассуждать, высказывать своё мнение – учитель это всегда ценил.

    У Александры Андреевны, по словам её коллег, с лёгкостью получалось буквально всё, к чему бы она ни прикасалась, будь то уроки, подготовка к конкурсу чтецов или смотр художественной самодеятельности. Всё успевала делать, не становясь суетливой, в каждое дело вносила «изюминку», вселяя в коллег уверенность в успех.

    «Учитель учителей» – именно так называли А.А. Жакину педагоги нашего района. И это неслучайно: в каждом коллеге она отмечала сильные стороны, начинающих кропотливо и тактично учила тонкостям методического мастерства. За советом к ней шли и опытные, и молодые, и для каждого у Александры Андреевны находилось доброе слово. Её всегда отличали обаяние и широкая эрудиция, простота и интеллигентность, скромность и целеустремлённость, требовательность и чуткость.

    А сколько их прошло за многие годы через её добрые учительские руки! Скольким воспитанникам она дала путёвку в жизнь, и они с честью продолжают дело своего любимого учителя.

    В Год учителя Александре Андреевне Жакиной было присвоено звание «Почётный гражданин Советского муниципального района». Это высокое призвание Александра Андреевна разделила со своими коллегами, отдавшим детям десятки лет жизни, вспомнив добрым словом тех, кто создавал школу № 2 – Ю.З. Пизенгольца, А.А. Шевырёву, В.П. Кинаш, кто сделал её базовой, опорной – Г.И. Гаврилову, В.К. Клышникову, Н.Е. Закрой, тех, кто развивал её добрые традиции в последующие годы – Т.Н. Махалину, С.В. Чубарых, В.Ф. Шустову.

    – Мои ученики не очень любили технические средства обучения, – вспоминает учитель. – Они предпочитали живое слово, чтение наизусть стихов и прозы. Теперь я понимаю, что на всю жизнь они запомнили именно те минуты духовной общности, когда мы вместе смеялись и плакали над страницами Л.Н. Толстого и М.А. Шолохова, наслаждались «пленительной сладостью» стихов А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. Всегда считала себя счастливым человеком, и было столько поводов для радости – удачный урок, оригинальное сочинение, первое место ученика на конкурсе, душевная беседа с трудным подростком, который доверил тебе свои проблемы… Я – счастливая мама и бабушка. У меня замечательные и заботливые дочери, прекрасные внуки, чудесный правнук. А еще я стараюсь быть в курсе событий в районе, родной школы, которая стала лицеем, и радуюсь успехам лицеистов и педагогов, ценю их бережное отношение к традициям и уважение, с которым коллектив относится к ветеранам педагогического труда.

    О коллеге – с любовью

    Педагогический коллектив лицея п. Степное

    Л.Н. Толстой писал: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Именно таким учителем является Александра Андреевна Жакина, с которой нам посчастливилось рядом работать рядом, перенимая её опыт, общаясь по душам. Таких людей, как Александра Андреевна, и раньше было немного, а теперь и вовсе единицы. Она – педагог от Бога, отдающий ученикам все свои знания, вкладывающий в них душу. С огромной благодарностью вспоминаем уроки русского языка и литературы, с которых не хотелось уходить: спокойный голос учителя, красивая, чистая русская речь, всегда ново, интересно, увлекательно.

    В жизни каждого человека есть свой учитель, без которого всё дальнейшее могло бы не состояться. Для нас таким учителем, строгим и ласковым, мудрым и чутким, стала Александра Андреевна. Как заместитель директора, она хорошо знала психологию каждого учителя, находила общий язык со всеми коллегами, родителями, учащимися.

    Восемьдесят – солидная цифра! Восемьдесят лет достойной жизни. Сколько Вы сделали добра! Искренне желаем Вам здоровья самого крепкого, бодрости духа. Пусть тёплое отношение детей и внуков согревает Ваше сердце. С юбилеем Вас, многоуважаемая Александра Андреевна!

    Валентина Петровна Кинаш, Отличник народного просвещения

    Александра Андреевна – прекрасный, душевный человек, высококвалифицированный специалист, с большой любовью относилась к своей работе, которой была бесконечно предана. Она всегда была душой коллектива, любила принимать все новшества и смело внедряла их в работу образовательного учреждения; она руководила университетом для родителей, являясь самым активным пропагандистом семейных отношений, пользовалась заслуженным авторитетом среди родительской общественности.

    Наталья Вячеславовна Перова, преподаватель русского языка и литературы лицея п. Степное

    Считаю Александру Андреевну своим другом наставником; благодаря ей я состоялась как учитель и проработала в школе 30 лет. Я её очень люблю, уважаю и считаю второй мамой. Мы постоянно созваниваемся, общаемся. Я надеюсь, что наша дружба будет продолжаться! А пожелать Александре Андреевне хочу крепкого здоровья и счастья.

    Ольга Викторовна Гладкова (Сенчугова), любимая ученица, выпускница 1973 года

    Благодаря Александре Андреевне моими любимыми предметами были русский язык и литература. Что особо вспоминается? Её прекрасные уроки, чтение по ролям, работа над сочинениями. уважительное отношение к ученикам. Ей мы доверяли свои тайны, разговаривали по душам о первой любви, зная, что она всё поймёт. Александра Андреевна – чудесный учитель, человек с внутренним достоинством и высокой культурой. Будьте счастливы и здоровы!

    Просмотров: 5832

    • Назад
    • Вперед

    Просмотры: 583 | 05 Октября 2019 - 10:33 | | Все статьи


    А вы знаете, где собрана вся информация об учителях, где можно узнать всё про каждую школу и посмотреть фотографии, сделанные в учебных заведениях нашего города много лет назад? Настоящим хранилищем истории ачинского образования является Дом учителя. Именно там мы побывали накануне профессионального праздника всех педагогов.

    Такая история

    Оказывается, Дом учителя в Ачинске появился намного раньше, чем управление образования и педучилище. Произошло это по приказу Владимира Ленина в далёком 1921 году, когда в стране было много безграмотных. Дома учителя были созданы во всех больших городах и занимались исключительно просветительской работой.

    В ачинский Дом учителя, который располагался тогда в здании сегодняшнего Центра занятости, съезжались педагоги со всего уезда. Здесь они проходили обучение, здесь же и жили: в одном кабинете проводились занятия, в другом – была гостиница.

    После открытия специализированных учебных заведений для педагогов необходимость в их дополнительной подготовке отпала, и Дом учителя взял на себя культурную функцию. В то время не было профессиональных творческих коллективов, зато активно развивалась самодеятельность. В каждой школе были хоры, театральные студии, причём не только детские, но и взрослые. Организацией досуговых мероприятий как раз и занимался Дом учителя.

    Однако со временем и этот «пробел» был закрыт – появились отдельные учреждения культуры. Казалось бы, в Домах учителя отпала необходимость. И на самом деле они были закрыты в Минусинске, Канске, Шарыпове. Но ачинскому Дому учителя удалось устоять. Сегодня в крае только два таких учреждения – в Красноярске и у нас.

    – Сейчас мы занимаемся и просветительской и культурно-досуговой деятельностью, но в первую очередь работаем, конечно, для педагогов, – рассказывает руководитель отдела социокультурной работы при управлении образования Ирина ЮЩИШИНА. – Хотя процентов тридцать наших ветеранов – люди, не имеющие никакого отношения к школе: бывшие работники АГК, НПЗ, железной дороги. Это творческие люди, им хочется сюда приходить: здесь проводятся литературные гостиные, кинолектории, ставятся театральные постановки, поются песни под гитару. Им у нас интересно, ну, а мы никого не гоним – всем рады.

    Для души и не только

    Любая профессия накладывает свой отпечаток. Учителя на протяжении всей своей жизни находятся в центре внимания – именно к ним постоянно прикованы детские взгляды, они всегда готовы отвечать на вопросы и приходить на помощь, если это требуется.

    После выхода на пенсию потребность в общении и привычка быть полезными, конечно, никуда не деваются, но где найти себе применение, если школа уже осталась в прошлом? Тут и до депрессии недалеко…

    – Многие говорят, что здесь их второй дом, – делится Ирина Петровна. – Мужья умерли, дети разъехались – времени свободного много. Куда его девать? Вот приходят сюда, общаются, устраивают чаепития, отмечают праздники, дни рождения. Для кого-то из ветеранов это единственная возможность «выходить в свет». Кстати, они у нас, и правда, всегда при параде: губки подкрашены, шляпки, туфельки. На входе обязательно переобуваются, хотя никто не заставляет – так привыкли. Это, как ни крути, особый пласт интеллигенции.

    Кстати, на встречах клуба «Ветеран» бывают и молодые педагоги. Таким образом у пенсионеров появляется возможность поделиться чем-то своим, а у начинающих работников образования – послушать, задуматься, перенять опыт. Такой преемственностью может похвастаться далеко не каждый город. Не будь в Ачинске Дома учителя, где бы и как пересекались педагоги разных поколений.

    Это важно

    Если вдруг кто-то из ветеранов заболевает, друзья по Дому учителя обязательно навещают его в больнице или дома. Здесь никогда не бросят, не оставят человека наедине со своей бедой.

    – Нашей долгожительнице Валентине Фёдоровне ПОЛКАНОВОЙ в этом году исполнилось 97 лет, она до последнего к нам ходила: и романсы пела, и стихи читала. Но у неё защемило нерв, сейчас она не ходит. Мы к ней приезжаем, звоним ей. Ещё у нас есть ветеран Великой Отечественной войны Маргарита Ивановна ПУТРЕНКО – с ней тоже держим связь, – рассказывает Ирина ЮЩИШИНА. – Бывает и так, что внезапно приходит беда. Не так давно у одного из наших педагогов появилась болезнь Альцгеймера, и это заболевание стало быстро прогрессировать – женщина начала теряться в городе. Родных в Ачинске у неё нет. Мы ей звонили, находили её, привозили домой. Сейчас нам удалось связаться с её сыном, который живёт в Иркутске. Он приехал, теперь решает, что делать дальше. В общем, наши ветераны стараются всегда поддерживать друг друга, помогать, чем могут.

    Жажда жизни

    Между тем среди педагогов-пенсионеров есть такие активисты, которые заставляют даже нас, молодых, по-новому взглянуть на некоторые вещи. Например, в клуб «Ветеран» ходит 79-летняя женщина, которая сама водит иномарку. Она выучилась, получила права и впервые села за руль в 68 лет! Чем не пример для вдохновения? А ещё удивляют истории любви, случающиеся в 70-80 лет. Оказывается, в Доме учителя есть пары, которые воссоединились в этом почтенном возрасте.

    – Ума не приложу, где они друг друга находят: в Интернете же явно не сидят. Но где-то знакомятся, приводят свои «вторые половинки» в клуб, – говорит Ирина Петровна. – Про одних могу сказать: встретились в глазной больнице, где проходили лечение. Тогда им по 80 лет было, сейчас уже 90. Десять лет как вместе. Остальные – даже не знаю… Это молодёжь гадает, как устроить свою личную жизнь, а наши педагоги и в 70, и в 80 находят себе пары. Ещё и выбирают среди ухажёров!

    Открыты для всех

    Стоит отметить, что в Доме учителя собираются не только пенсионеры. Здесь встречаются участники клуба «Педагог города», репетирует академический хор, ансамбль народной песни, проводятся разные фестивали, концерты, конференции для действующих работников образования.

    – Большой популярностью среди учителей пользуются так называемые квизы – брей-ринги на логическое мышление, – рассказывает Ирина ЮЩИШИНА. – Тематика разная. Например, «80-летие управления образования» или «85 лет Красноярскому краю». Участники заранее готовятся к этим интеллектуальным играм, углубляются в историю, а это очень важные знания. Но главное – педагогам нравится такая форма общения: у нас столько заявок, что квизы проходится проводить два дня. Еще одна новая форма – квесты. Мы организуем их в парке «Троицкий». Там можно расслабиться, отдохнуть от уроков, побегать. Это не просто увлекательно, но и полезно, ведь после участия в таких играх педагоги могут провести то же самое у себя в школах с учениками.

    При этом руководство Дома учителя не собирается останавливаться на достигнутом и с оптимизмом смотрит в будущее. По секрету нам рассказали, что в ближайшее время на базе учреждения должна начаться большая просветительская работа с населением. Ачинцев ждут лекции, родительские собрания и другие мероприятия, в которых будут задействованы не только педагоги, но и специалисты здравоохранения, соцзащиты, сотрудники полиции и другие специалисты.

    – Через два года Дому учителя 100 лет. Отметим юбилей, а там, думаю, и до 150 доживём! – с улыбкой говорит Ирина Петровна.

    Автор: ,





    Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.


    Мы поговорили с учителями пенсионного возраста о том, как им работается, почему не воспользовались правом отправиться на отдых, и как они относятся к предлагаемой пенсионной реформе.


    Не каждый выдюжит работать в школе до 63 лет

    Ирина Кирилловна, учитель биологии, 60 лет: «Когда мне исполнилось 55, и я оформила пенсию, у меня даже мысли не было уходить из школы. Решила, что пока силы есть, здоровье позволяет, - буду работать. Дома сидеть скучно, на путешествия нет денег, внуки живут далеко, так что смысл моей жизни только в моей работе. И, конечно, пенсия вдобавок к зарплате – это хорошо. И это не подачка, я ее сама заработала за столько-то лет. Считаю справедливым: сначала я почти 40 лет с каждой своей зарплаты платила в пенсионный фонд, теперь он мне платит. На одну зарплату тоже, конечно, бы прожила, но пришлось бы тогда в школе брать часов побольше, а это в моем возрасте уже тяжело. Если Путин подпишет эту реформу, буду очень сочувствовать коллегам, которым сейчас еще не исполнилось 55. Не каждый выдюжит работать в школе до 63 лет».

    Два года я еще проработаю

    Татьяна Григорьевна, учитель русского языка и литературы, 58 лет: «Я для себя решила, что уйду на пенсию в 60. Потому что уже реально тяжело работать. Сложнее всего учиться новому. В этом году меня отправили на курсы тьюторов, да не только меня, всех в нашей школе. Ездили весь год раз в неделю на лекции, а дома контрольные выполняли. И у меня реально мозги с трудом скрипели. Воспринимать большой массив новой информации тяжело, удерживать на ней внимание в течение всей лекции тяжело, да и контрольные эти непросто давались. Я от этой учебы уставала сильнее, чем от работы. И понимаю, что это не последние курсы в моей жизни, еще отправят. Ну и здоровье, конечно, подводит. Любой мало-мальский стресс – и давление вверх. А стрессов в нашей работе много. Мне еще 60 нет, а я уже живу на таблетках. Ну, положим, два года я еще проработаю, а вот если бы пришлось до 63 – не знаю, не уверена, что хватило бы сил и здоровья».

    Правительству виднее, как правильно тратить деньги

    Ирина Игоревна, учитель английского языка, 62 года: «Отчасти я эту реформу поддерживаю. Потому что это действительно нелепо – записывать в пенсионеры женщин в возрасте 55 лет. Это вполне нормальный возраст: силы, здоровье, энтузиазм, горящие глаза еще есть, можно трудиться с полной отдачей. Мне уже 62, но я не чувствую себя пенсионеркой, на покой пока не пора. Правительству виднее, как правильно тратить деньги. Если на пенсии сейчас не хватает, - не страшно, сдюжим. Русские люди двужильные. Я считаю, что не наше это дело – оценивать решения властей, мы всей полнотой информации не обладаем. Если они принимают такие законы, значит, они придуманы не на пустом месте, значит, основания есть именно такие решения принимать. А наше дело – принять к сведению и стараться на своем месте».

    В этом-то и цель – выжать каждого досуха и на свалку

    Анна Дмитриевна, учитель истории, 60 лет: «Я готова работать, я вполне способна это делать. Начисляемая пенсия позволяет брать посильную нагрузку в школе, потому что 30 часов меня бы просто убили. А до пенсии было и 30, и больше часов. Если бы в нашей стране зарплаты были бы нормальными, а не копеечными, то поднятие пенсионного возраста многие бы приветствовали. Но с нашими зарплатами тянуть лямку до 63 лет – это просто немыслимо. И тогда уже непонятно, куда отправляться в 63 года – на пенсию или сразу на кладбище. Больше всего возмущает, что эту реформу одобряют депутаты, которые установили себе зарплату в полмиллиона, и пенсии у них тоже будут не чета нашим. Моей сестре сейчас 46 лет, она на фабрике работает. Ноги, как колоды, от стоячей работы. Астму еще заработала. И что? Ей придется еще 17 лет вкалывать до пенсии? Да она просто не доживет. Видимо, в этом-то и цель – выжать каждого досуха и на свалку. А сэкономленные триллионы растащить по карманам».

    Я устала

    Ольга Николаевна, учитель математики, 58 лет: «Я не чувствую себя пожилым человеком, пенсионеркой. Но, если бы пенсия была бы хотя бы в 3 раза больше, я бы ушла из школы. Я устала. Проработала 36 лет, а это немало. Никогда не халтурила, выкладывалась, и вот – устала. Я больше не спешу на работу по утрам, я не скучаю по школе во время отпуска, и нашего долгого отпуска мне не хватает, чтобы восстановиться. Я стала равнодушным, апатичным учителем. А может быть, уже и не учителем, а урокодавателем. Я не очень верю в то, что в нашей профессии можно сохранять задор, энтузиазм и азарт в течение 40 и больше лет. Наша профессия нас изматывает. Да, можно, наверное, работать в школе до 63 лет, но нужны ли такие, уставшие и погасшие учителя? Среди моих коллег есть учителя, которые старше меня, у них ровно та же проблема: работают по накатанной, ничего не хотят, ни к чему не стремятся, воспринимают работу, как обузу, которую необходимо нести ради заработка».

    Читайте также: