Судебная практика о назначении досрочных пенсии плавсоставу

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

10 июля 2018 09:24

Интервью c заместителем управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области О.В. Шубиной о досрочном пенсионном обеспечении работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Ольга Васильевна, на какие виды досрочного пенсионного обеспечения могут рассчитывать работники плавсостава?

Страховая пенсия по старости работникам плавсостава может быть назначена ранее общеустановленного возраста в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее – Закона № 400-ФЗ), а также по Списку № 2 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 данного Федерального закона.

Разъясните, пожалуйста, условия досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30?

В соответствии с указанной нормой досрочная пенсия устанавливается лицам, работающим в плавсоставе независимо от наименований профессий и должностей: мужчинам в возрасте 55 лет, если они имеют не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа и 25 лет страхового стажа; женщинам - в 50 лет, если они имеют не менее 10 лет специального стажа и 20 лет страхового стажа.

С 01.01.2013 года периоды льготной работы включаются в стаж для назначения досрочной пенсии при условии начисления и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, а с 01.01.2014 года при соответствии класса условий труда на рабочих местах работников вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Кроме того, с 2015 года при назначении пенсии требуется наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Ольга Васильевна, какую категорию лиц можно отнести к плавсоставу судна?

Под плавсоставом на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности понимается экипаж судна, состоящий из капитана, штурмана, механика, и других лиц командного состава и лиц рядового состава (матросы, мотористы, пекари, медицинские работники, кочегары и другие), обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

В плавсостав, как правило, включаются лица, работающие на основании трудового договора, заключенного с судовладельцем.

Скажите, какие условия досрочного пенсионного обеспечения работников плавсостава по Списку № 2?

Требования к возрасту и стажу точно такие же, как и при назначении пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. При этом имеется одно преимущество. В случае если отработано не меньше половины требуемого стажа по Списку № 2, возможно назначить досрочную пенсию при неполном стаже. Законодательством предусмотрено пропорциональное снижение возраста от общеустановленного (60 и 55 лет) на один год за каждые два года шесть месяцев льготной работы для мужчин и за два года льготной работы для женщин. Например, у мужчины имеется 8 лет работы в качестве помощника механика на судах портового флота (работа по Списку № 2), право на пенсию возникает в возрасте 57 лет.

Поясните, пожалуйста, кто из работников плавсостава пользуется правом на досрочную пенсию по Списку № 2?

Перечень профессий и должностей плавсостава на определенных судах морского и речного флота поименован в подразделе 3 «Морской и речной флот», раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с данным Списком пользуются машинисты и мотористы всех наименований, механики и их помощники и т.д.

Такие же профессии поименованы в подразделе 2 «Морской флот» раздела XXX «Транспорт», Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, который действовал до 01.01.1992 года.

Ольга Васильевна, в каком порядке исчисляется стаж льготной работы работников плавсостава?

Согласно Правилам от 11.07.2002 № 516, стаж на соответствующих видах работ работникам плавсостава может исчисляться в соответствии с пунктом 5 Правил в календарном порядке или в соответствии с пунктом 13 указанных Правил, когда период работы в течение полного навигационного периода учитывается за полный год.

Например, гражданин с 10.04.2012 по 10.11.2012 отработал в качестве моториста рулевого теплохода, при этом навигационный период длился с 08.05.2012 по 09.11.2012 , таким образом, в льготный стаж будет учтен полный 2012 год, а не фактический период работы.

Дело № АЛЛ 15-482

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 19 ноября 2015 г.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю.,

при секретаре Горбачевой Е.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Забурненко С Л о признании недействующим в части пункта 3 раздела XXVIII Списка № 2 производств, работ, профессий должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № ю,

по апелляционной жалобе Забурненко С.Л. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения заявителя, поддержавшего апелляционную жалобу объяснения представителя Правительства Российской Федерации Ерохиной Ю.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утверждены Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список № 1), и Список № 2 производств, работ профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список № 2). В пункте 3 раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2 (позиция 23003010) указан плавающий состав морского и речного флота и к нему отнесена машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных пригородных и внутригородского сообщения), а именно: кочегары судов работающих на жидком топливе; машинисты всех наименований; мотористы всех наименований; механики и их помощники, главные и старшие механики электромеханики и их помощники, электромеханики старшие.

Забурненко С.Л. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации приведенное положение Списка № 2 в части указания судов служебно вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта. По мнению заявителя, предоставление права на пенсию по старости на льготных условиях исключительно машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, нарушает его право на получение досрочной пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенное ограничение по типам судов не соответствует подпунктам 2 и 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пунктам 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях Забурненко С.Л. ссылался на то, что в результате применения оспариваемой нормы ему отказано в досрочном назначении пенсии, хотя его работа в составе машинной команды судов транспортного флота (общей продолжительностью 7 лет 8 месяцев 3 дня, из которых до 1 января 1992 г. - 9 месяцев 3 дня отличалась более тяжелыми условиями труда, чем работа машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта. Как указал заявитель, в случае признания Списка № 2 в оспариваемой части недействующим машинная команда всех судов, кроме служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения, будет иметь право на предоставление названной льготы, как это предусмотрено Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (далее Список № 2 1956 года).

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2015 г в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Забурненко С.Л., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Как указано в жалобе Список № 2 в оспариваемой части предоставляет право на пенсию по старости на льготных условиях только машинной команде судов служебно вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, что противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральному закону «О страховых пенсиях которыми плавсостав портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения исключен из списка работ, профессий с тяжелыми условиями труда. При этом машинная команда плавсостава судов морского и речного флота, имеющая по закону право на назначение пенсии с соответствующим уменьшением возраста, данной льготы лишена.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения не находит.

Отказ суда первой инстанции в признании Списка № 2 в оспариваемой части недействующим следует признать правильным, поскольку какого-либо нормативного правового акта большей юридической силы, которому бы он противоречил, не имеется.

В части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях закреплены условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства, действовавшего до вступления этого федерального закона в силу, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда. При этом в данной части не указаны критерии отнесения к специальному трудовому стажу соответствующих периодов работы с особыми условиями труда. Право утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии делегировано Правительству Российской Федерации (часть 2 названной статьи).

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» сохранило действие Списка № 1 и Списка № 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, применявшихся на территории Российской Федерации сначала на основании пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 (издано в пределах компетенции, определенной статьей 83 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР»), а затем на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 (принято в рамках полномочий, предоставленных пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Как следует из содержания заявления и объяснений Забурненко С.Л. и его представителя в судебном заседании 11 августа 2015 г., заявитель оспаривает Список № 2 в связи с тем, что он по сравнению со Списком № 2 1956 года ограничил круг лиц из числа работников плавсостава судов морского и речного флота, наделенных правом на назначение пенсии по старости на льготных условиях.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 были утверждены новые списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, включая оспариваемый заявителем Список № 2. Эти списки, введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., применялись при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании пунктов «а» и «б» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 27, с 1 января 2015 г. согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» - пункты 1 и 2 части 1 статьи 30).

После принятия постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 работникам плавсостава судов морского и речного флота поименованным в Списке № 2 1956 года и не названным в Списке № 2, стало известно, что их работа после 1 января 1992 г. не будет включаться в стаж дающий право на назначение пенсии на льготных условиях по Списку № 2. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Указанное изменение оценки профессиональной деятельности работников плавсостава судов морского и речного флота применительно к льготному пенсионному обеспечению согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П, в силу которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Довод апелляционной жалобы о том, что, поскольку Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О страховых пенсиях» исключили плавсостав портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения из списка работ профессий с тяжелыми условиями труда, Список № 2, предоставляя право на пенсию по старости на льготных условиях лишь машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, противоречит этим федеральным законам ошибочен по следующим основаниям.

Как ранее действовавший Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и действующий в настоящее время Федеральный закон «О страховых пенсиях», вопреки утверждению заявителя, не исключают плавсостав портовых судов, постоянно работающих в акватории порта служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения из списка работ, профессий с тяжелыми условиями труда. Право на досрочное назначение пенсии по старости лицам длительное время проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда следует из пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые указываемое Забурненко С.Л исключение не содержат.

Исключение плавсостава портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения из льготной категории лиц установлено другими нормами данных федеральных законов. Так, исходя из пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную пенсию по старости предоставлено мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Таким образом, приведенное исключение относится к случаям назначения досрочной пенсии по старости только по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (ранее по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), а не по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») - в связи с работой с тяжелыми условиями труда. С учетом изложенного Список № 2 и пункт 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (подпункт 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») относятся к разным основаниям назначения досрочных пенсий по старости и поэтому не могут противоречить друг другу.

Согласно статье 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, кроме положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2015 г оставить без изменения, апелляционную жалобу Забурненко С Л - без удовлетворения Председательствующий р.в. Манохина Члены коллегии В.Ю. Зайцев

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2016 года Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Сакович Т.Н., секретаре Ермолиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело по иску **** к

ГУ – ПФ РФ № 7 по г. Москве и Московской области об обжаловании решения, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии

Истец **** обратился в суд с данным иском к ответчику ГУ – ПФ РФ № 7 по г. Москве и Московской области, с учетом уточненных исковых требованйи от ****г. просит суд признать решение ГУ – ПФ РФ № 7 по г.

Москве и Московской области № **** от ****г. незаконным в части отказа включить периоды учебных отпусков, предоставленных в Невельской базе тралового флота, Сахалинской области с ****г.по **** г., с ****г. по **** г., с ****г. по **** года, период обучения в Учебно-тренажерном курсовом центре Невельской базы тралового флота в период с ***г по **** г., включить периоды нахождения в отгулах резерве в ЗАО «Волна»: с **** г.

по **** года, с **** г. по **** года, **** г. по **** г., ****г по ****г. По ООО «Сако и К»: с **** г. по **** года, 28 дней без указания периода, с **** г. по **** года, с **** г. по **** года, с **** г. по **** года, включить период работы в ОАО «Пеленга» с **** года по **** года, в должности помощника капитана, в ООО «Охотоморские ресурсы» с **** года по **** года в должности старшего капитана, в ООО «МОРРЫБПРОМ» с **** по **** года в должности старшего капитана ; обязать ГУ–ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области зачесть указанные периода работы истца в специальный стаж, признать право истца на досрочное назначение пенсии по старости и обязать ГУ – ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области назначить пенсию с ****г., в обоснование своих требований истец указал, что указанным решением ГУ – ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам. С указанным решением ответчика истец не согласен, в связи с чем обратился в суд с данным иском.

Истец ****, представитель истца по доверенности **** в судебное заседание явились, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, полагали иск подлежащим удовлетворению.

Представители ответчика по доверенности ****., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что решением № **** от ****г.

комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ ГУ ПФР 7 по Москве и Московской области было отказано истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на работах в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Из стажа истца были исключены оспариваемые истцом периоды по основаниям, изложенным в решении.

В стаж работы истца дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на работах в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности ответчик зачел ** лет ** месяца **дней.

Рассматривая заявленные исковые требования, то суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старост назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судом, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей.

Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно- вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Согласно статье 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

В силу Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11 октября 1990 года N 403/18-85 "Об утверждении Списка отдельных видов судов, профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста" капитаны-директора, капитаны (старшины) и их помощники, штурманы, кочегары судов, механики всех наименований и их помощники, мотористы и машинисты всех наименований и их помощники, рулевые и матросы всех классов и наименований относятся к видам профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста.

Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-п по делу о проверке конституционности пункта 1 ст. 10 и пункта 2 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал разъясняется, что исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

При этом суд отмечает, что согласно Архивной справке Государственного архива документов по личному составу Сахалинской области от ****г.

№ ***, истец с **** г. по ****г. истец находился в отгуле без оплаты за работу в экспедициях, с ****г. по **** года, с **** г. по **** года, **** г. по **** г., истец находится в отпуске без сохранения заработной платы, в связи с чем суд соглашается с возражениями ответчика в этой части, согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516.

Кроме этого, суд также отмечает, что согласно справке ЗАО «Сако и К» истец за время работы на данном предприятии не находился в отпусках без сохранения заработной платы и неоплачиваемых отгулах. В оспариваемом истцом решении ответчика указано, что Истец в период с **** года по **** года находился в отпуске без сохранения заработной платы, тогда как из справки капитана порта города Невельска в период с **** года по **** года он находился в рейсе и данные сведения объективны и взяты из судовых ролей, также исключены ** дней за *** год.

Статьями 8 и 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст.1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Таким образом, отсутствие в выписке из лицевого счета сведений о коде льготы не может повлиять на право работника на включение в его специальных стаж спорных периодов работы, поскольку составление и заполнение данной справки возлагается на работодателя и истец не имеет возможности каким-либо образом повлиять на полноту отраженных в ней сведений.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

Согласно статье 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Аналогичные положения предусматривала и ранее действовавшая ст. 112 КЗоТ РСФСР.

Учебные отпуска, подлежат включению в специальный стаж и на основании ст. 196 КЗоТ РФ (действовавшего в спорный период), поскольку за работником в указанный период сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Факт нахождения истца в учебных отпусках подтверждаются письменными материалами дела.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что при включении указанных выше периода в специальный стаж истца, у него образуется необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по основаниям п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу о наличии у истца права на досрочное пенсионное обеспечение с даты возникновения права, т.е. с **** года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать решение комиссии по пенсионным вопросам ГУ - Главного Управления ПФР №7 по г. Москве и Московской области № **** от ** июня ** года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости **** незаконным в части отказа включить периоды учебных отпусков, с ****г.по **** г., с ****г. по **** г., с ****г. по **** года, с **** по ****г.; в ООО «Сако и К»: с **** г. по **** года, ** дней без указания периода, с **** г. по **** года, с **** г. по **** года, с **** г. по **** года, периоды работы в ОАО «Пеленга» с **** года по **** года, в должности помощника капитана, в ООО «Охотоморские ресурсы» с **** года по **** года в должности старшего капитана, в ООО «МОРРЫБПРОМ» с **** по **** года в должности старшего капитана в стаж на работах в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Обязать ГУ - Главного Управления пенсионного фонда РФ №7 по г. Москве и Московской области включить **** Убовицкой Л.П. авом на дополнительный отпуск и обеспечением молоком (отся к 3 классу опасности, Дубовицкая Л.казательствами.4 рв стаж работы, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии периоды учебных отпусков, с ****г.по **** г., с ****г. по **** г., с ****г. по **** года, с ****г. по **** г.; в ООО «Сако и К»: с **** г. по **** года, **дней без указания периода, с **** г. по **** года, с **** г. по **** года, с **** г. по **** года, периоды работы в ОАО «Пеленга» с **** года по **** года, в должности помощника капитана, в ООО «Охотоморские ресурсы» с **** года по **** года в должности старшего капитана, в ООО «МОРРЫБПРОМ» с ****г. по **** года в должности старшего капитана.

Обязать ГУ - Главного Управления пенсионного фонда РФ №7 по г. Москве и Московской области назначить **** досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права, т.е. с **** года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Судья Сакович Т.Н.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия


Сегодня хочу рассказать о другом своем деле, где мне пришлось проявить очень бурную фантазию для защиты интересов своего доверителя. Точнее, о трех делах сразу.

Речь пойдет о досрочной пенсии плавсостава.

В соответствии с положениями пп. 9 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действующего на момент возникновения спора о праве), трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В настоящее время - это п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016, с изм. от 05.12.2017) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017).

Примерно до 2012 года для удовлетворения требований о включении в стаж, дающий право на досрочную пенсию плавсоставу, достаточно было предоставить справку из Российского Речного (или морского) Регистра о типе судна.

Вот, например, рассмотренное с моим же участием дело в 2010 году:

Однако, после 2012 г. практика по этой категории дел кардинальным образом поменялась. Регистры отказались выдавать справки о типе судов, объясняя это претензиями со стороны ПФР. А учитывая то, что в Астраханской области практически не осталась своих судов, все имеющиеся либо - брошены, либо проданы, либо - сданы на металлолом, а самих организаций, которые содержали бы на балансе суда, не осталось вообще, то найти подтверждающие документы по отнесению судов к соответствующей категории, в общем и целом невозможно.

Кроме того, теперь характер работы суды отказывались устанавливать с помощью свидетельских показаний.

В этот раз у меня доверители (их было двое) один за другим привели с собой целую команду, которые рассказывали мне о типах судов, на которых они работали. Чего мне стоило все это понять! Если в машинах я разбираюсь прекрасно, то о судах имею очень поверхностные, причем ещё детские познания. Очень-очень давно, мой отчим работал на Астраханской судоверфи им. С.М. Кирова. И часто брал меня с собой на ходовые испытания построенных или отремонтированных кораблей. В общем, "вспоминала бабка первый поцелуй".

Вытянуть эти два, казалось бы безнадежных дела мне помогли неприметные, на первый взгляд, документы. А самое главное - ссылка доверителей на х/ф "Белое солнце пустыни". Помните таможенника Верещагина:

- Я - мзду не беру. Мне за державу обидно.

Вот - аналог того самого баркаса, который есть в кадрах фильма - это и было основное место работы моих доверителей.

Проекты судов и все, что попутно попадалось в поисковике - изучала самым тщательным образом. И вот что попалось на глаза:

Постановление Минтрудсоцразвития РФ от 25.05.1998 г. № 8 «Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота». Согласно которого, определялось рабочее время и время отдыха плавсостава, поскольку для этой категории работников и рабочее время и время отдыха может отличаться от установленного трудовым законодательством. Применительно к тем работникам, которые длительное время находятся в дали от дома, не могут полноценно отдыхать в навигационный период, устанавливается возможность предоставления дней отдыха после окончания рейса или навигации.

Тогда как из решения ПФР об отказе в назначении досрочной пенсии следовало, что мои доверители в определенный период получали отгулы за переработку в навигационный период. Тем, кто работал на судах акватории порта и т.п., проще говоря, с 8-00 до 17-00 - никаких отгулов не предоставлялось.

А ещё, интересен оказался следующий документ:

- "Санитарные правила для речных судов СССР" № 4058-85, утвержденные Заместителем главного государственного санитарного врача СССР 25.12.1985 г., а также, введенных в последствие СанПиН 2.5.2-703-98 Водный транспорт Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания Дата введения 1998.07.01

Из этого документа следовало, что в силу раздела 1.3

1.3.1. Все суда внутреннего (речные и озерные) и смешанного река - море плавания применительно к требованиям настоящих Правил разделяются на три группы судов с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту: I группа - свыше 16 ч; II группа - до 16 ч; III группа - до 8 ч.

Примечание. Данное деление на группы не распространяется на разъездные суда. Санитарно-гигиенические требования на их проектирование в каждом конкретном случае уточняются и согласовываются органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Вот тут и пригодились проекты судов - с обязательным включением в проект душевых, санитарных комнат, камбуза, кают-компании, и кают для отдыха экипажа. Поскольку построенные в то время вспомогательные, портовые, разъездные и т.п. суда не имели ни кают, ни душевых, ни камбузов.

В решениях об этом упоминается вскользь. И я даже предполагаю почему - чтобы потом не воспользовались данным способом доказывания. Но именно это для суда было самым убедительным.

Читайте также: