Судебная практика по корпоративным пенсиям


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА

от 11 октября 2013 года Дело N 33-6556/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

председательствующего: Шиловой О.М.,

судей: Шемякиной О.Т., Масловой Т.В.,

при секретаре: Задорожной М.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 октября 2013 года гражданское дело по иску Атавина С.Е. к Некоммерческой организации «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» о признании права на негосударственную корпоративную пенсию, возложении обязанности по назначению корпоративной пенсии по апелляционной жалобе истца Атавина С.Е. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 января 2013 года.

Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителей ответчика НО «НПФ «Благосостояние» Чувствиной М.В., действующей на основании доверенности от . , Бодрова Е.П., действующего на основании доверенности от . , судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Атавин С.Е. обратился в суд с иском к Некоммерческой организации «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» (далее по тексту НО «НПФ «Благосостояние») о признании права на негосударственную корпоративную пенсию, возложении обязанности по назначению корпоративной пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что являлся работником ОАО АК «Железные дороги Якутии», . им было подано заявление о присоединении к договору негосударственного пенсионного обеспечения, и выбран сберегательно-страховой вариант пенсионной схемы № 2, предусматривающий ежемесячное внесение пенсионных взносов в НО «НПФ «Благосостояние» в размере 4, 9 % от заработка, пенсионные взносы уплачивались истцом в период с апреля 2007 г. по ноябрь 2009 г..

. истцу была назначена досрочная трудовая пенсия в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в июле 2009 г. он был уволен с работы. . обратился к ответчику с заявлением о назначении и выплате негосударственной корпоративной пенсии, в чем ему было отказано. Полагает данный отказ незаконным, поскольку отработал в ОАО АК «Железные дороги Якутии» непрерывно 7 лет 9 месяцев, что соответствует требованиям абз. 2 пп. «б» п. 13 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО АК «Железные дороги Якутии».

Просил признать за ним право на назначение и выплату корпоративной пенсии, возложить на ответчика обязанность установить истцу негосударственную пенсию со дня подачи заявления с . .

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (далее по тексту ОАО АК «Железные дороги»).

Истец Атавин С.Е., третье лицо ОАО АК «Железные дороги Якутии» в судебное заседание не явились. Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель по доверенности ответчика НО «НПФ «Благосостояние» Чувствин М.В. в судебном заседании исковые требования не признал.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 22.01.2013 г. в удовлетворении исковых требований Атавина С.Е. к НО «НПФ «Благосостояние» отказано.

В апелляционной жалобе истец Атавин С.Е. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что судом неверно и неполно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Суд не принял во внимание, что он достиг установленного законом пенсионного возраста в соответствии с п.п. 6 п.1 ст. 28 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и имеет страховой стаж 7 лет 9 месяцев, полагает, что имеются все условия для назначения ему корпоративной пенсии, как и другим работникам. Кроме того, третье лицо ОАО АК «Железные дороги Якутии» не было извещено о времени и месте рассмотрения дела.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Атавин С.Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчика, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой является, в том числе деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 года N 75-ФЗ негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора, договор негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионный договор) - соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее - вкладчик), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда (далее - участник) негосударственную пенсию.

Согласно п.4 ст. 13 указанного Федерального закона от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором. Вкладчики и участники обязаны сообщать в фонд об изменениях, влияющих на исполнение ими своих обязательств перед фондом.

В соответствии с п.1 ст. 14 этого же Федерального закона фонд обязан выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора.

Из материалов дела усматривается, что НО «НПФ «Благостостояние» осуществляет деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению.

. между НО «НПФ «Благостостояние» и ОАО АК «Железные дороги Якутии» заключен договор № негосударственного пенсионного обеспечения. По условиям данного договора участниками-вкладчиками признаются работники ОАО АК «Железные дороги Якутии»», присоединившиеся к договору, и уплачивающие в Фонд пенсионные взносы в свою пользу (п. 1.1 договора). Негосударственное пенсионное обеспечение участников-вкладчиков осуществляется за счет пенсионных взносов вкладчика и участников-вкладчиков в соответствии с пенсионными схемами (п. 1.4) (л.д. 8-9).

Согласно п. 8.1 договора участник, участник-вкладчик приобретает право на негосударственную пенсию при наступлении у него пенсионного основания и соблюдении иных условий, предусмотренных Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО АК «Железные дороги Якутии».

Пенсионные основания, установленные Положением, должны соответствовать основаниям на получение трудовой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению, или пенсии в соответствии с другими федеральными законами, устанавливающими пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан российской Федерации, предусмотренным законодательством Российской Федерации на дату подачи участником-вкладчиком заявления о назначении негосударственной пенсии.

Негосударственная пенсия устанавливается вкладчиком (уполномоченным подразделением вкладчика) на основании заявления участника, участника-вкладчика в соответствии с порядком, условиями и нормами Положения и (или) настоящего Договора (п. 8.2 договора).

Согласно п. 8.3 договора, основанием для производства начисления и выплаты участнику-вкладчику негосударственной пенсии является решение Фонда о назначении (изменении размеров, прекращении, приостановлении, продлении, восстановлении или возобновлении выплаты) участнику-вкладчику негосударственной пенсии. Решение о назначении негосударственной пенсии принимается Фондом при условии соблюдения пункта 7.2 настоящего договора, а также своевременного предоставления в Фонд сведений об участниках-вкладчиках и заявлений участников-вкладчиков о порядке выплаты негосударственной пенсии, составленных в соответствии с требованиями Инструкции.

29.12.2006 г. генеральным директором ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» утверждено Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (далее по тексту Положение), согласно которому право участников-вкладчиков на корпоративную пенсию определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за назначением корпоративной пенсии. В соответствии с настоящим Положением устанавливаются следующие виды корпоративных пенсий: корпоративная пенсия по старости (в связи с достижением возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости); корпоративная пенсия в связи с наступлением I и II группы инвалидности (п.п. 11, 12 Положения).

Согласно п. 13 Положения, право на корпоративную пенсию по старости участник-вкладчик приобретает при увольнении из ОАО АК «Железные дороги Якутии» и одновременном наличии условий, предусмотренных подпунктами «а» и «б» настоящего пункта.

Пункт «а» указывает на наличие оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации для установления трудовой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Подпункт «б» предусматривает выполнение одного из следующих условий: для участников-вкладчиков до 1967 года рождения и для участников-вкладчиков 1967 года рождения и моложе - наличие страхового стажа не менее 5 лет (60 месяцев); для участников-вкладчиков до 1967 года рождения, вступивших в Корпоративную систему НПО до 1 июля 2007 года или в течение трех месяцев с даты приема на работу впервые в ОАО АК «Железные дороги Якутии» - наличие на дату увольнения из ОАО АК «Железные дороги Якутии» одного из оснований, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, наличие стажа работы в организациях, указанных в пункте 21 настоящего Положения, не менее 15 лет или наличие стажа работы в ОАО АК «Железные дороги Якутии» не менее 5 лет, непрерывного периода работы в ОАО АК «Железные дороги Якутии» на дату увольнения продолжительностью не менее 24 месяцев, страхового стажа не менее 1 года.

Пунктом 15 Положения предусмотрены основания сохранения права на корпоративную пенсию, одним из которых является увольнение участника-вкладчика из ОАО АК «Железные дороги Якутии» до наступления основания, предусмотренного подпунктом «а» пункта 13, либо пунктом 14 настоящего Положения, при наличии у него страхового стажа не менее яти лет (60 месяцев) и при условии, что он не выходил из корпоративной системы НПО

Судом установлено, что Атавин С.Е. уволен из ОАО АК «Железные дороги Якутии» по собственному желанию с . в возрасте 55 лет 8 месяцев 3 дней в связи с выходом на пенсию по старости.

Трудовая пенсия истцу была назначена с . в соответствии с пп. 6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Период работы истца в организациях, перечисленных в п.21 указанного Положения, составил 8 лет 4 дня: в ОАО АК «Железные дороги Якутии» ООО «Северный Экспресс» с . по . ; в ОАО АК «Железные дороги Якутии» Южно-Якутский филиал «ЯКУТЖЕЛДОРТРАНС» с . по . , с . по . ; в ОАО АК «Железные дороги Якутии» с . по . .

Атавин С.Е. присоединился к договору негосударственного пенсионного обеспечения . , пенсионные взносы уплачивал с . по . (л.д. 22-24), его страховой стаж на период увольнения составил 26 месяцев.

Атавин С.Е. обратился в НО «НПФ «Благостостояние» с заявлением о назначении корпоративной пенсии . .

В назначении корпоративной пенсии истцу отказано с указанием: на отсутствие общеустановленного пенсионного возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; на отсутствие 1 или 2 группы инвалидности в период работы в ОАО АК «Железные дороги Якутии»; на отсутствие необходимого страхового стажа (период страхового стажа истца составил 26 месяцев) и необходимого периода работы, предусмотренного пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, в организациях, перечисленных в пункте 21 настоящего Положения, при этом, истцу разъяснено право оформить уведомление о выходе из договора негосударственного пенсионного обеспечения с выплатой выкупной суммы.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Атавина С.Е., суд, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с учетом требований закона, правильно исходил из того, что на момент увольнения из ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» Атавин С.Е. не отвечал условиям, предусмотренным п. «а» Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», в том числе предусматривающему достижение пенсионного возраста, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при условии работы в течение периода, предусмотренного указанным подпунктом, выполнялась в организациях, перечисленных в пункте 21 настоящего Положения, поскольку период работы истца в указанных организациях на момент увольнения составил 8 лет 4 дня, то есть менее 15 календарных лет, и основания, предусмотренные п. 15 указанного Положения, для сохранения за ним права на корпоративную пенсию отсутствовали, поскольку на момент увольнения его страховой стаж составлял менее пяти лет (60 месяцев). Таким образом, на момент обращения Атавина С.Е. за назначением корпоративной пенсии отсутствовали необходимые условия для ее назначения, предусмотренные пп. «а» п. 13, п. 15 указанного Положения.

При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Довод жалобы о не извещении третьего лица ОАО АК «Железные дороги Якутии» о времени и месте судебного заседания, назначенного на . опровергаются материалами дела, в адрес ОАО АК «Железные дороги Якутии» 26.12.2012 г. направлено извещение о времени месте судебного заседания, назначенного на 22.01.2013 г. (л.д.49, 51).

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 января 2013 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Атавина С.Е. оставить без удовлетворения.

Председательствующий: О.М. Шилова

Судьи: О.Т. Шемякина


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка


Система корпоративного пенсионного обеспечения зародилась в постсоветской России в начале 1990-х годов (Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 "О негосударственных пенсионных фондах"). Подавляющее большинство крупных НПФ России начинали свою деятельность именно как корпоративные пенсионные фонды, созданные на предприятиях нефтегазового сектора, энергетики, транспорта. Первоначально они обеспечивали пенсионные накопления сугубо для своих работников. Однако с течением времени первопроходцы на формирующемся рынке негосударственного пенсионного обеспечения окрепли и стали открытыми НПФ. Иными словами, пройдя определенный набор процедур, они получили право привлекать накопительную часть пенсии граждан, не работающих в компаниях – учредителях фондов.

Западные страны имеют более богатый опыт организации системы корпоративного пенсионного обеспечения. Граждане США, Великобритании, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Японии и Австралии, с одной стороны, имеют высокий уровень дохода, а с другой – размер их государственной пенсии относительно невелик. Основной доход после выхода на заслуженный отдых у жителей этих стран формируется за счет корпоративных пенсий и частных накоплений.

Законодательство многих западных государств обязывает работодателей внедрять систему корпоративного пенсионного обеспечения. По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries за 2011 год, большинство стран-членов этой международной организации включают в состав пенсионной системы форму корпоративных пенсий. В Швейцарии, Финляндии, Норвегии и Исландии профессиональными пенсиями обеспечиваются 70–80% трудоспособного населения.

Корпоративные пенсии в странах ОЭСР зачастую выстраиваются через отраслевые или общенациональные коллективные договоры: работодатели устанавливают схемы страхования (своеобразные правила игры), к которым присоединяются работники различных отраслей. Однако не все секторы экономики охвачены такими схемами.

На Западе существует также практика добровольных корпоративных пенсий, в рамках которой работник и работодатель договариваются об открытии пенсионного счета для работника и оговаривают сумму взносов, время действия счета и прочие условия корпоративного пенсионного страхования.

Перспективы корпоративных пенсий в России

Наша страна также заинтересована в развитии корпоративного пенсионного обеспечения. Очередной виток пенсионной реформы свидетельствует о том, что назрела необходимость менять подходы к формированию пенсионного обеспечения граждан. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предполагает, что к 2020 году будет сформирована трехуровневая модель пенсионной системы, включающая следующие элементы:

  • частная пенсия – формируется гражданином путем взносов в НПФ, страховую компанию или кредитную организацию (коэффициент замещения зарплаты этим видом пенсии должен составлять 5%);
  • корпоративная пенсия – формируется за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения (планируемый коэффициент замещения – 15%);
  • государственная пенсия – формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (должна обеспечивать коэффициент замещения не менее 40%).

Условия формирования корпоративной пенсии работодатель отражает в коллективном договоре либо локальном акте компании, а также в заключаемом с работником трудовом договоре (ст. 41, 57 ТК РФ).

Корпоративные пенсии: выгодно всем

Корпоративные пенсии несут в себе много плюсов не только для работников, которые завершили свою трудовую деятельность и получили прибавку к государственной пенсии, но и для работодателей. Так, корпоративное пенсионное обеспечение позволяет компаниям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму дополнительных пенсионных взносов, но не более чем на 12% от годового фонда оплаты труда (ст. 255 НК РФ). Кроме того, система корпоративных пенсий способствует ротации кадров – ведь сотрудники пенсионного возраста без опаски уходят на заслуженный отдых, зная о том, что им обеспечен достойный уровень пенсии. Тем самым освобождаются рабочие места для молодых и деятельных коллег, повышается лояльность и мотивированность персонала.

Не стоит забывать и о том, что наличие у организации системы корпоративного пенсионного обеспечения служит дополнительным конкурентным преимуществом, что позволяет привлекать наиболее ценных сотрудников с рынка труда. Особое значение корпоративное пенсионное страхование имеет для тех организаций, которые заинтересованы в привлечении западных инвестиций и стремятся выйти на международные рынки, провести процедуру IPO (то есть стать публичными компаниями, чьи акции котируются на биржах). Для осуществления этих задач необходимо повышение внутренней прозрачности и эффективности компании, а также позиционирование себя как социально ответственного работодателя.

Наличие системы корпоративного пенсионного обеспечения может быть также интересно компаниям с вредными условиями труда. Ожидается, что в 2015 году будет утверждена Концепция развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения 1 , которую разработала рабочая группа при Минтруде России с участием представителей Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, общероссийских отраслевых объединений работодателей и крупнейших НПФ. Согласно этой Концепции работодатели не будут платить дополнительные тарифы "за вредность" в ПФР, а смогут направить сэкономленные средства на корпоративное пенсионное обеспечение.

Работодатель может самостоятельно выбрать одну из трех существующих сегодня корпоративных пенсионных схем (все они допустимы на основании положений Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"):

  • солидарная – корпоративная пенсия формируется исключительно за счет работодателя – пенсионные взносы аккумулируются на солидарном счете и облагаются налогом на прибыль. Данная схема предусматривает открытие вкладчику (предприятию) солидарного пенсионного счета. Взносы на него могут вноситься единовременно, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода или один раз в год. Средства могут зачисляться в пользу одного или нескольких работников предприятия. При этом предприятие самостоятельно устанавливает следующие параметры: при солидарном счете – продолжительность и сроки выплат, при выделении из солидарного счета именного пенсионного счета – сумму пенсионных накоплений участника (работника);
  • индивидуальная – формирование корпоративной пенсии происходит также исключительно за счет работодателя, но солидарный счет не открывается, пенсионные взносы учитываются на индивидуальном счете работника и не облагаются налогом на прибыль;
  • паритетная – предусматривает долевое участие работника и работодателя в формировании корпоративной пенсии. Учет пенсионных взносов работодателя и работника ведется раздельно.

Среди этих программ корпоративного пенсионного обеспечения следует особо выделить паритетную схему, поскольку именно она может способствовать формированию в сознании работников потребности самостоятельно копить на пенсию. Учитывая некоторые результаты пенсионной реформы (в частности, повышение необходимого стажа для назначения трудовой пенсии с пяти лет до 15, прекращение программы государственного софинансирования пенсии и прочее), необходимость корпоративных программ очевидна.

Для работника корпоративное пенсионное обеспечение – это шанс на достойную жизнь в старости при минимуме вложений (или вообще без таковых в случае использования работодателем солидарной или индивидуальной схемы), а также возможность завещать свои пенсионные накопления по наследству (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета").

Пять шагов к формированию системы корпоративной пенсии

Для организации системы корпоративного пенсионного обеспечения необходимо выполнить ряд действий.

Выбрать НПФ–партнера. Компании, принявшей решение о формировании системы корпоративных пенсий, следует привлечь партнера – НПФ. НПФ разработает индивидуальную, то есть максимально подходящую именно для данной компании корпоративную пенсионную программу или сразу несколько корпоративных пенсионных программ для разных групп работников.

Разработать совместно с НПФ критерии допуска работников к участию в корпоративных пенсионных программах. Такими критериями могут стать стаж работы в компании (например, не меньше трех лет), успешное прохождение испытательного срока, достижение определенного возраста и т. д.

Определить вестинг, то есть период времени, по истечении которого сотрудник может перевести свои корпоративные пенсионные накопления с солидарного счета на свой индивидуальный. При увольнении сотрудника из компании до истечения срока вестинга пенсионные взносы работодателя в пользу этого сотрудника остаются на солидарном счете компании. При увольнении сотрудника после истечения срока вестинга пенсионные взносы уже находятся на индивидуальном пенсионном счете в полном распоряжении сотрудника.

Определить основные условия корпоративной пенсионной программы. Перед тем как приступить к разработке корпоративной пенсионной программы, работодателю необходимо решить следующие вопросы:

  • нужны ли различные подпрограммы для разных категорий работников;
  • каким будет размер дополнительной пенсии и размер взносов по каждой программе, если их несколько;
  • какими будут условия получения корпоративной пенсии.

Для оптимизации затрат на внедрение корпоративного пенсионного обеспечения и разработки наиболее эффективной для предприятия системы необходимо учитывать следующие факторы:

  • численность работников. Если штат предприятия насчитывает несколько десятков тысяч человек, корпоративная пенсионная программа, скорее всего, будет существенно отличаться от программы предприятия с численностью до тысячи человек. В первом случае под действие программы могут попадать не все работники, во втором случае, скорее всего, разумнее будет включить в систему всех сотрудников;
  • возрастная структура работников. Если коллектив преимущественно молодой, есть смысл ввести ограничение на участие в корпоративной пенсионной программе в виде возрастного ценза – установить, что для участия в программе сотрудник должен достичь возраста, например, 30–40 лет;
  • отраслевые и региональные особенности. В регионах с тяжелыми климатическими условиями (Крайний Север и приравненные к нему местности) люди выходят на пенсию досрочно. Данный критерий необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить достойной корпоративной пенсией ценных работников, имеющих право на досрочную пенсию;
  • уровень доходов населения в отрасли и регионе. Размер будущей корпоративной пенсии должен стремиться к максимально высокому коэффициенту замещения средней зарплаты по отрасли и учитывать при этом средний уровень зарплаты в регионе.

Разработать корпоративную пенсионную программу или программы, оптимальные для организации. Эта работа осуществляется совместно с НПФ и заключается в выборе схемы корпоративного пенсионного обеспечения (солидарная, индивидуальная, паритетная), подготовке локальных актов, регулирующих условия и порядок выплаты негосударственных пенсий, а также интеграции корпоративного пенсионного обеспечения в социальный пакет и систему оплаты труда.

Правильно разработать программу корпоративного пенсионного обеспечения и провести ее предварительный аудит может сделать только НПФ, давно работающий на рынке и прошедший путь от корпоративного (внутреннего, разработанного сугубо для своих работников) пенсионного фонда к открытому негосударственному пенсионному фонду.

На правах рекламы


Оксана Власьева, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО "НПФ электроэнергетики":

"Корпоративное пенсионное обеспечение – не только элемент социальной ответственности бизнеса, но и инструмент современного работодателя для мотивации и удержания персонала, дающий предприятию дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. На текущий момент специалистами нашего Фонда разработано порядка десяти пенсионных программ, которые можно по-разному комбинировать в зависимости от конкретных задач, стоящих перед компанией, – как для управления кадровым ресурсом предприятий, так и для оптимизации расходов. Реализация подобных программ позволяет руководству компаний успешно контролировать ротацию кадров, привлекать лучших специалистов на рынке, а также удерживать и мотивировать ключевых сотрудников. Но самое главное – это, конечно, социальная поддержка работников. Благодаря дополнительной пенсии работник вполне может обеспечить себе привычный уровень дохода на заслуженном отдыхе, что особенно важно в условиях новой пенсионной реформы ".


Александр Прокопенко, вице-президент НПФ "Европейский пенсионный фонд" (ЗАО):

"Для государства развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) – одна из приоритетных задач в сфере пенсионного страхования. Она закреплена в Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Сегодня есть ряд успешных проектов по внедрению корпоративных программ НПО. Но не все предприятия – в особенности средний и малый бизнес – знают о тех преимуществах, которые такие программы могут принести. Это лояльность сотрудников, эффективная система управления персоналом, которая гарантирует стабильность в будущем. И к тому же – налоговые льготы. Нужна популяризация корпоративных систем, распространение успешного опыта по всем регионам страны ".

Именем Российской Федерации

Юсьвинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Боталовой Н.Е.,

при секретаре ФИО3,

представителе ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в ФИО4, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в о признании права на единовременную выплату средств пенсионных накоплений и об обязании произвести назначение единовременной выплаты,

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в о взыскании единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Свои требования в судебном заседании уточнил, мотивировал тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ вступил в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по программе «1000х1000». На ДД.ММ.ГГГГ им выплачено по этой программе 55000 рублей. Общая сумма средств пенсионных накоплений с учетом софинансирования государством на 10.02. 2014 года составила 107183 руб. 53 коп. С ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости в соответствии статьей 7 Федерального закона от 17. 12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер трудовой пенсии по старости составляет 5639 руб. 29 коп. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости за ожидаемый период выплаты (228 месяцев) истцом рассчитан в сумме 470 руб. 10 коп., если бы он обратился за назначением накопительной части пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФ с заявлением о единовременной выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета в сумме 107183 руб. 53 коп. Однако решением от 04. 03. 2014 года ему отказали в праве на единовременную выплату, поскольку размер накопительной части в случае ее назначения составил бы более 5 процентов по отношению к размеру трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ он обратился за разъяснениями в УПФ в , с него взяли какое-то заявление, ничего ему не разъяснив.

После этого, ответчик своим решением от 19. 03. 2014 года назначил ему срочную пенсионную выплату на 10 лет в размере 949 рублей 52 копейки, на период с 14. 03. 2014 года по 14. 03. 2024 года. Он с данным решением не согласился, написал заявление с просьбой отменить решение о назначении срочной пенсионной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ УПФ в решение о назначении срочной пенсионной выплаты было отменено.

Считает, что отказ ответчика в единовременной выплате средств пенсионных накоплений противоречит действующему законодательству. Это его деньги, он имеет право сам ими распоряжаться. Они ему необходимы для покупки жилья. Просит признать суд за ним право на единовременную выплату средств пенсионных накоплений и об обязании произвести назначение единовременной выплаты.

Представитель ответчика ФИО5 с иском не согласилась, суду пояснила, что истец является застрахованным лицом в системе государственного пенсионного страхования, имеет на индивидуальном лицевом счете средства пенсионных накоплений согласно программы «1000х1000». Общая сумма средств пенсионных накоплений истца с учетом софинансирования государством, инвестиционного дохода на 10.02. 2014 года составила 107183 руб. 53 коп. С ДД.ММ.ГГГГФИО1 является получателем пенсии по старости в соответствии статьей 7 Федерального закона от 17. 12. 2001 года 3 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер трудовой пенсии по старости составляет 5639 руб. 29 коп. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости за ожидаемый период выплаты (228 месяцев) рассчитан в сумме 470 руб. 10 коп.(107183,53: 228). Размер трудовой пенсии ему был рассчитан по представленным документам.

Общая сумма начислений составила бы 6109 руб. 39 коп. (5639,29 + 470,10) – пенсия по старости + накопительная часть. Накопительная часть в процентном отношении к трудовой пенсии составляет 7,69 % (470,10 х 100% : 6109,39). ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в с заявлением в назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Однако решением от 04.03. 2014 года в единовременной выплате средств пенсионных накоплений ему отказано.

Согласно ст. 2 ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» от ДД.ММ.ГГГГ № 360-ФЗ за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат: единовременная выплата средств пенсионных накоплений; срочная пенсионная выплата; накопительная часть трудовой пенсии по старости; выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 4 Закона № 360-ФЗ единовременная выплата осуществляется лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 % и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации, - при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).

Таким образом, поскольку размер накопительной части в случае ее назначения составил бы более 5 % по отношению к размеру трудовой пенсии по старости, то у ФИО1 нет права на единовременную выплату.

Вместе с тем, истец, как застрахованное лицо, сформировавшее средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 360-ФЗ вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения или в составе накопительной части трудовой пенсии по старости. ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в с заявлением о назначении срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение 120 месяцев. После чего ФИО2ДД.ММ.ГГГГ решением № УПФ в на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была назначена срочная пенсионная выплата в размере 949 рублей 52 копейки.

Истец с данным решением не согласился, написал заявление с просьбой отменить решение о назначении срочной пенсионной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ УПФ в решение о назначении срочной пенсионной выплаты было отменено.

Считает решение Управления Пенсионного фонда РФ в от 04. 03. 2014 года обоснованным, поэтому просит в иске ФИО2 отказать. Истец может вновь обратиться за назначением срочной или накопительной части пенсии в УПФ в .

Статьей 7 Федерального закона от 17.12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Федеральный закон от 17.12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии, в том числе, на накопительную часть трудовой пенсии по старости.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 30.11. 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионный накоплений» за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:

единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

срочная пенсионная выплата;

накопительная часть трудовой пенсии по старости;

выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионный накоплений» устанавливает, что лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом от 17. 12. 2001 года, выплата средств пенсионных накоплений осуществляется в виде единовременной выплаты.

В пункте «б» части 2 (1) Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21. 12. 2009 года № изложена аналогичная норма.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона от 17. 12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Судом установлено, что ФИО1, 1954 года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по программе «1000х1000».

На ДД.ММ.ГГГГ им выплачено по этой программе 55000 рублей.

Общая сумма средств пенсионных накоплений с учетом софинансирования государством и инвестиционного дохода на 10.02. 2014 года составила 107183 руб. 53 коп.

С ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости, в соответствии статьей 7 Федерального закона от 17. 12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Размер трудовой пенсии по старости согласно представленных документов составляет 5639 руб. 29 коп. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости в случае ее назначения за ожидаемый период выплаты (228 месяцев согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона № 173-ФЗ) рассчитан в сумме 470 руб. 10 коп. (107183,53: 228).

Общая сумма начислений составила 6109 руб. 39 коп. (5639,29+ 470,10) – пенсия по старости + накопительная часть.

Накопительная часть в процентном отношении к трудовой пенсии составляет 7,69 % (470,10 х 100% : 6109,39).

В связи с чем, согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 30.11. 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионный накоплений», размер накопительной части в случае ее назначения ФИО2 составил бы более 5 процентов (7,69) по отношению к размеру трудовой пенсии по старости, поэтому суд приходит в выводу, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в правильно отказало в назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Поэтому в иске ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в о признании его права на единовременную выплату средств пенсионных накоплений и об обязании произвести назначение единовременной выплаты, необходимо отказать.

Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

В исковом требовании ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в о признании права на единовременную выплату средств пенсионных накоплений и об обязании произвести назначение единовременной выплаты, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой через Юсьвинский районный суд в течение тридцати дней.

Читайте также: