Судебные решения досрочная пенсия армия

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2017 года

Центральный районный суд . в составе:

председательствующего Овсянниковой М.Ю.

при секретаре Гулидовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в . края о признании решения незаконным, зачете периода военной службы в общий страховой стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

Истец обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края (далее – УПФР) от ДД.ММ.ГГГГ №.12.3 ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». С решением Пенсионного фонда истец не согласился, просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ №.12.3 об отказе в установлении пенсии, возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный трудовой стаж истца период военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения в ГПТУ № . (Казахская ССР) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в общий трудовой стаж истца период военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении – один день за два дня, назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края в части требований о зачете периодов учебы и военной службы в специальный стаж прекращено в связи с наличием вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда.

Истец и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края ФИО2 исковые требования не признала по доводам письменного отзыва, полагала не подлежащим зачету в льготном исчислении в общий трудовой стаж истца периода военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на отсутствие правовых основания для такого зачета в связи с тем, что пенсия истцу еще не назначена.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в УПФР с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пп.2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ №.12.3 ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.

В специальный стаж ФИО1 для досрочного назначения страховой пенсии не были включены период военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения в ГПТУ № . с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Каждому гарантируется социальное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В случае, если отработано в данных условиях не менее половины установленного срока и имеется требуемая продолжительность страхового стажа, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального Закона от 28,12.2013г. № 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

В соответствии с ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 1 января 2017 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 11,4.

В соответствии с подпунктом «б» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пп.2 п.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ применяются Списки № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а также Списки № 2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 за период работы до 01.01.1992.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516.

Согласно указанным выше Правилам (п. 4) исчисления периодов работы, при досрочном назначении по старости периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», которое действовало при назначении пенсии в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», к работе по Списку № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 приравнивается период прохождения службы, если ей предшествовала или за ней следовала работа по Списку, период обучения в училищах, если за ним следовала работа по Списку.

УПФР на основании решения Ленинского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истца засчитаны периоды работы в в качестве каменщика-монтажника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Строительно-монтажном поезде № в качестве каменщика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

Согласно решению УПФР от ДД.ММ.ГГГГ №.12.3 период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат зачету в специальный стаж, так как отсутствует факт работы по Списку №, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

Спорные периоды были предметом судебной проверки, постановлением президиума Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в их зачете в специальный стаж отказано.

Как указано в оспариваемом решении Пенсионного фонда, по представленным документам страховой стаж ФИО1 составил 38 лет 9 дней, стаж по Списку № – 6 лет 5 месяцев 1 день, что дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при достижении возраста 58 лет.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения УПФР от ДД.ММ.ГГГГ №.12.3 об отказе в установлении пенсии ФИО1 суд не находит.

С учетом того, что в настоящее время истец не имеет требуемого для досрочного назначения пенсии специального стажа и не достиг возраста 58 лет, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требования ФИО1 о зачете в общий трудовой стаж истца период военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении – один день за два дня, суд приходит к следующему.

В письменном отзыве на исковое заявление ответчик указывает, что при рассмотрении заявления истца об установлении пенсии УПФР период прохождения военной службы по призыву включен в страховой стаж ФИО1

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении размера пенсии величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяются исходя из размера страховой части трудовой пенсий (без учета фиксированного базового размера), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 №173-Ф3.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется при установлении трудовой пенсии.

Согласно п. 2 ст. 30 вышеуказанного закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

По смыслу указанных правовых норм одновременно применять при расчете размера пенсии как пункт 3, так и пункт 4 статьи 30 Закона невозможно.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

К выплате определяется наиболее выгодный вариант расчета пенсии.

Из системного анализа приведенных выше норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что правовое значение для включения периода службы по призыву в общий стаж имеет только для исчисления размера пенсии истца, который определяется при ее назначении.

То есть при условии возникновения у ФИО1 права на пенсию и ее установлении будет произведена оценка его пенсионных прав, а размер пенсии определен по выбору истца.

Вместе с тем судом установлено, что в настоящее время истец права на досрочное назначение страховой пенсии по старости не имеет в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа, в связи с чем оценка пенсионных прав истца и решение вопроса о порядке расчета размера пенсии являются преждевременными. С учетом того, что спорный период зачтен в страховой стаж ФИО1, оснований полагать, что имеет место нарушение прав истца, нет.

На основании изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2008 г. N 2-В08-7 Суд удовлетворил требование о включении периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент осуществления истцом службы действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2008 г. N 2-В08-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 25 июля 2008 г. дело по иску П.Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по надзорной жалобе П.Н.А. на постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

П.Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что ответчиком неправомерно исключены из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды его работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Устюженской средней школе N 2, а также служба в рядах Советской Армии и время нахождения на курсах повышения квалификации.

Ответчик иск не признал.

Решением Устюженского районного суда Вологодской области от 27 марта 2007 года заявленные требования частично удовлетворены.

признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области от 27 октября 2006 года N 79 в части невключения П.Н.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в Устюженской средней школе N 2 с 1 сентября 1986 года по 31 августа 1987 года, время нахождения на курсах повышения квалификации с 8 января 2003 года по 10 января 2003 года, а также обязать ответчика включить в названные периоды в специальный стаж работы.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 года указанное решение отменено в части отказа во включении в специальный стаж работы периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 17 апреля 1982 года по 30 октября 1983 года и в этой части вынесено новое решение о включении названного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Также судебная коллегия обязала Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области назначить П.Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 17 августа 2006 года. В остальной части решение оставлено без изменения.

Постановлением президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 года определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 года отменено и оставлено в силе решение Устюженского районного суда от 27 марта 2007 года.

В надзорной жалобе П.Н.А. просит отменить постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 года и оставить в силе определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 года.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е. от 30 апреля 2008 г. дело было истребовано для проверки в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е. от 20 июня 2008 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиумом Вологодского областного суда при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального права, являющиеся в силу приведенной выше нормы основанием к отмене судебных постановлений в порядке надзора, выразившиеся в следующем.

П.Н.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Устюженском районе от 27 октября 2006 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В специальный стаж не были включены следующие периоды трудовой деятельности: с 17 апреля 1982 по 30 октября 1983 - служба в рядах Советской Армии, с 1 сентября 1986 по 31 августа 1987 - работа в должности организатора внеклассной и внешкольной работы Устюженской средней школы N 2, с 8 января 2003 года по 10 января 2003 года, с 11 октября 2004 года по 16 октября 2004 года, с 6 декабря 2004 года по 10 декабря 2004 года, с 1 марта 2005 года по 2 марта 2005 года, с 27 мая 2005 года по 30 мая 2005 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Просил включить спорные периоды в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения.

Ответчиком добровольно приняты к зачету в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации в 2003-2004 годах.

Отказывая в удовлетворении требований П.Н.А. в части зачета в специальный стаж периода службы в Советской Армии, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, а действующее правовое регулирование предусматривает такое право только для лиц, проходящих службу в особых условиях, а не по призыву.

Отменяя решение суда в этой части, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда правомерно указала на то, что на момент осуществления П.Н.А. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отменяя определение судебной коллегии по гражданским дела Вологодского областного суда и оставляя в силе решение суда первой инстанции, президиум исходил из того, что в момент обращения П.Н.А. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.

Между тем, с таким выводом суда надзорной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6 , части 4 статьи 15 , части 1 статьи 17 , статей 18 , 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы П.Н.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы П.Н.А. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, неправомерна ссылка в постановлении президиума на то, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 10 Закона).

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

При таких обстоятельствах, постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 г. нельзя признать соответствующим закону, оно подлежит отмене, а определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 г. следует оставить в силе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387 , 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 г. отменить, определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 г. оставить в силе.

После окончания военного училища проходил службу на атомных подводных лодках в ВС СССР в течении четырех лет (служба связанная с риском для жизни и здоровья). Будет ли данный стаж засчитан в специальный трудовой стаж для досрочного выхода на пенсию?

Большое спасибо! Три года я боролся с этой проблемой. Суд первой инстанции посчитал что пенсионный суд не руководствуется 76-ФЗ. (Зачем тогда ст 15 Конституции " Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы." — Пенсионный фонд их не обязан соблюдать). Единственно что удалось — это засчитать время учебы в училище в двойном размере в общий стаж (5 лет срочной службы). При этом суд руководствовался Законом 1967 года «О всеобщей воинской обязанности» (аналогичная норма содержится в 76-ФЗ). Суд апелляционной инстанции оставил решение в силе. Все кассационный инстанции, как следовало ожидать, отказались рассматривать жалобы. КС также отказал в рассмотрении жалобы (оспаривалась правоприменительная практика ст.30 400-ФЗ не позволяющая включать время прохождения службы связанное с риском и здоровьем в специальный стаж), т.к. «при рассмотрении конкретного деле не применялись оспариваемые положения пп.1-8 и 11-21 статьи 30-ФЗ „О страховых пенсиях“.

Обратился в Госдуму к депутатам, комитетам и фракциям с просьбой внести изменения в законодательство. Из 15 обращений, только 2 депутата обратили внимание, попросили предоставить решения судов. Остальные в ответ переписали решение КС.

Только в нашем государстве военная служба рассматривается как фактор наказания. Достаточно вспомнить новое пенсионное законодательство и разъяснения Пенсионного фонда о праве на досрочную пенсию при наличии трудового стажа в 42 года, куда не входит служба в армии. То есть человек откосивший от армии имеет такое право — выполнивший свой долг обязан еще годик отработать. Россия.

Понравилось. Оценка 5

03 Марта 2019 23:49

Ответы юристов ( 4 )


Здравствуйте! Исчерпывающий перечень профессий для зачета стажа для назначения пенсии на льготных условиях прописан в Постановление Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (вместе с «Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», «Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»). Службы на подводных лодках там к сожалению нет. Таким образом данный стаж не будет засчитан в специальный трудовой стаж для досрочного выхода на пенсию

Списки N 1 и N 2, утвержденные данным документом, применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.

а 76-ФЗ? и если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского флота​ статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ​. Служба на лодках разве не приравнивается работе в плавсоставе?

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Вашей должности в списках нет, как я уже написал выше.

Плавсостав судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородногои внутригородского сообщения)

Кочегары и старшие кочегары судов, работающие на жидком топливе.Механики и их помощники.Машинисты, старшие машинисты.Мотористы, старшие мотористы.Электромеханики и их помощники. Это все гражданские специальности. Военных профессий к сожалению там нет.

А капитаны. помощники капитана — не входят в плавсостав? Плавсостав не зависит от должности. там же главное работа вне акватории порта.

и как же п.9.ст.2 76-Фз Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федераци

Любой закон нужно понимать буквально, гос. органы и суды его понимают тоже буквально. В законе нет поправки на ВМФ. Там написано работа мор. флот — это для гражданских судов. Вот если бы было работа в морфлоте и служба в ВМФ. Кроме того нет никаких инструкций и подзаконных актов где служба в ВМФ приравнивалась бы к работе на морфлоте в плане исчисления льготного стажа. Домысливать никто не будет.


Я могу ошибаться, но есть еще Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Согласно статье 18 Закона

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается:
военная служба

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Согласно ст. 13 этого же Закона

Право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или)на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

Согласно ст. 1 Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона

лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

Таким образом, я предполагаю, что этот стаж будет учтен в вашу выслугу лет, но его самого по себе не хватит для назначения пенсии досрочно.

С учетом, если вы подходите под требования, содержащиеся в статье 1 данного закона, т.е. имели соответствующее звание.

Данный закон действует в отношении лиц имеющих право на «военную пенсию»


Поскольку Вы проходили службу на плавсоставе, то ее можно включить в «специальный стаж», дающий право на досрочное назначение пенсии.

Здесь стоит исходить из требований ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ

«О страховых пенсиях»

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
9) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

и ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих»

3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

Единственное нужно смотреть период, когда Вы проходили службу после выпуска из училища.

Кроме того, в силу Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий»

109. Кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке;

При том, что как было разъяснено в

Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665
«О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»

Положения пункта 109 применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях»

На возможность включения военной службы в стаж работы в плавсоставе указал и Верховный Суд РФ

Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 22.05.2012 по делу N 33-5697/2012

(правда речь идет о службе по призыву, но здесь не исключена аналогия, в силу того. что применимы нормы статусе военнослужащего).

В соответствии с п. 9 ст. 27 Федерального закона РФ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.
Из материалов дела следует, что в период предшествующий службе по призыву в Вооруженных силах СССР с… года по… года, а также период непосредственно после службе с… года по… года, И работал в должностях плавсостава.
Указанные периоды зачтены решением ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в… в стаж работы необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.Поскольку, с учетом подлежащего включению периода с… года по… года и периода, включенного по решению ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в . стаж работы истца на соответствующих видах работы в должностях плавсостава, работа на которых дает право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости составляет более 12 лет шести месяцев, у И возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Таким образом, решение пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является необоснованным.
Вынести новое решение:
Исковые требования И к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда РФ в… о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда — удовлетворить.

Читайте также: