Теоретические основы пенсионной системы

Пенсионное обеспечение -- одна из важнейших социально-экономических проблем современной России.

Эта тема всегда будет актуальна, ведь далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники - пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель - накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Статистические данные необходимы при регулировании пенсионного обеспечения в стране.

Перед статистикой пенсионного обеспечения стоят следующие задачи:

* сбор данных о численности получателей пенсии;

* формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением;

* Прогнозирование и анализ финансовых ресурсов ПФР;

* Ведение бухгалтерского учета и отчетности;

* Актуальное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

Выполнение этих задач необходимо для успешного функционирования всей пенсионной системы. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.

Понятие и виды пенсионных систем

В «Новом энциклопедическом словаре» дается такое определение: «Пенсия - денежное обеспечение, получаемое гражданином из пенсионных и иных фондов по окончании работы, при достижении пенсионного возраста или в иных случаях, предусмотренных законом».

Это понятие неопределенное во времени и пространстве, оно не связано с трудовым началом содержания и происхождения пенсии. Оно сформулировано или, что еще хуже, механически переписано из советских источников, которые отождествляют пенсию с некоей «подачкой» государства после выхода работника по возрасту или по другим причинам на пенсию.

Пенсия (от лат. pensio - «выплата») - это определенная часть заработной платы работника, которая в период его трудовой деятельности в обязательном (или добровольном) порядке отчислялась в виде страховых взносов в Пенсионный фонд для резервирования на будущие пенсионные выплаты, при наступлении нетрудоспособности по старости или другим причинам, предусмотренным законом.

Исходя из этого понятия, можно определить сущность самого понятия «пенсионная система» и «пенсионное обеспечение», которые не являются тождественными по значимости.

Фактически, когда речь идет о пенсионной системе, имеется в виду система, которая функционирует в том или ином государстве. Поэтому при определении понятия «пенсионная система» необходимо добавлять слово «государство», где функционирует такая система.

Понятие «пенсионная система государства» - это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность. Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Поэтому было бы целесообразно, констатировать исходя из этого более правильное определение понятия «пенсионное обеспечение», которое нельзя понимать идентично понятию «пенсионная система».

Итак, пенсионное обеспечение - это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Посредством этой государственной системы действительно обеспечиваются (а не устанавливаются) выплаты пенсий, условия их исчисления исходя из полученных в период трудовой деятельности реальных размеров отчислений обязательных или добровольных пенсионных взносов. А в накопительных пенсионных системах могут применяться еще и условия продолжительности страхового стажа, то есть продолжительности периода накоплений страховых взносов, которые также существенно влияют на размер пенсий.

Средства пенсионного обеспечения государства в отличие от других государственных расходов обеспечиваются за счет создаваемых специальных внебюджетных фондов, которые организуют сбор и финансирование выплат пенсий. Если пенсионные фонды в зависимости от своих финансовых возможностей обеспечивают стабильное финансирование пенсионных выплат, то тогда можно говорить о внутреннем финансовом обеспечении пенсионного фонда. Если же для выплат пенсий привлекаются дополнительные источники за счет государственных средств бюджета, то речь идет о внешнем или, как иногда квалифицируют, «смешанном» финансировании пенсионных выплат.

При оценке пенсионной системы конкретного государства особую значимость имеет степень зрелости системы. В условиях преобладания численности молодых плательщиков взносов над получателями пени пенсионную систему именуют «молодой системой». При постепенном изменении пропорций этого соотношения в пользу получателей пенсии систему называют «зрелой системой». Количественным показателем, определяющим качество или уровень зрелости пенсионной системы, является коэффициент зависимости (КЗ), который отражает число пенсионеров, приходящихся на одного плательщика в процентах.

Структурная и функциональная характеристики пенсионного обеспечения государства принципиально отличаются друг от друга только источниками финансирования. В этом аспекте солидарная система, являющаяся государственной, в сущности, имеет три основных источника:

· обязательное отчисление от фонда заработной платы;

В накопительной системе два источника:

· обязательные или добровольные взносы работников;

· проценты от инвестиции накоплений.

В частных накопительных пенсионных фондах:

· отчисления в виде взносов работников;

· проценты от капитализации взносов;

· переброска дополнительных средств из других социальных фондов по просьбе работников.

Принципиальный вопрос - организация выплат пенсий. В солидарной системе государство формирует и контролирует условия, размеры и сроки выплаты пенсий. В других системах выплаты пенсий их размеры, сроки и условия обслуживаются в конкретном договоре между работником и страховым агентством.

Поэтому процесс организации и управления пенсионным обеспечением является важнейшей частью социальной задачи государства. Эта задача, состоящая из сбора пенсионных взносов, аккумуляции денежных средств в руках государства или компаний и своевременного распределения этих средств пенсионерам, является основной функцией государства по перераспределению национального дохода государства, следовательно, это считается объектом экономических отношений. В экономической литературе функции пенсионного обеспечения практически не затрагиваются, хотя, это является важным элементом теоретического анализа данной категории экономических отношений людей.

В науке под функцией понимается назначение данной категории и ее роль в системе экономических отношений. В общем смысле во всех источниках пенсионное обеспечение выполняет две основные функции: распределительную и воспроизводственную. Эти две функции характеризуют общие черты пенсионного обеспечения. Но пенсионное обеспечение имеет свои внутренние, скрытые функции, которые не всегда идентично раскрываются специалистами и правильно оцениваются. Например, функции по учету продолжительности трудового стажа, которые тесно переплетаются с трудовым законодательством, учету и распределению накопительных пенсионных взносов, порядку оформления и постановке на выплату пенсий, доставке и хранению денежных средств и др. Все эти функции пенсионного обеспечения являются специфическими и присущими только пенсионному обеспечению.

Однако существует главная функция пенсионного обеспечения, которая еще недостаточно полно раскрыта в экономической литературе. Эта функция заключается, по сути, в необходимости пенсионного обеспечения в обществе и системе экономических отношений как формы разрешения противоречий между работающими и неработающими членами общества с одной стороны и с другой - между молодым и пожилым поколениями. В этом важном разделе исследования пенсионное обеспечение имеет особую функцию - согласование экономических интересов между нетрудоспособными членами общества и той частью общества, которая создает материальные блага.

Исходя из этого понимания функции пенсионного обеспечения каждое государство должно строить свою политику и принимать свои законодательные акты, которые справедливо регулировали бы всю социальную систему и пенсионное обеспечение, его организационно-экономический механизм в целях обеспечения социальной политики и экономической стабильности в государстве.

Останавливаясь на сущности пенсионного обеспечения как на экономической категории, можно его квалифицировать как обособленную часть национального дохода, которая имеет свою специфику в отличие от других разделов - тем, что оно направляется на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества.

Субъектами этих отношений являются:

3. Работающие члены общества

4. Предприятия, отчисляющие пенсионные взносы.

Объектом отношений между ними является часть созданного продукта, которая выделяется из общей структуры национального дохода и направляется на покрытие нужд нетрудоспособных. На эту часть национального дохода, именуемого финансовым активом Пенсионного фонда, претендуют различные категории нетрудоспособных, которых по их трудовому вкладу можно разделить на три группы:

1. лица, которые производительно отработали требуемый трудовой стаж и благополучно дожили до пенсионного возраста;

2. лица, которые потеряли свою трудоспособность в процессе трудовой деятельности;

3. лица, не работавшие по различным причинам (инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильцев).

Общее между ними - это то, что они все нуждаются в пенсионном обеспечении как субъекты. Различия между ними - представитель каждой группы имеет разную долю в общем объеме пенсионного обеспечения, которая предопределяется долей его участия в создании национального продукта. Это противоречие между различными группами субъектов путем дифференциации в распределении пенсионных выплат осуществляет пенсионное обеспечение. Причем каждая группа субъектов пенсионного обеспечения должна получить от общества то, что предопределяется в общем объеме средств, а именно:

Первая группа - это работники, которые плодотворно работали на протяжении всей трудовой деятельности в сфере материального (или другой) и благополучно дожили до пенсионного возраста. В материальном и духовном плане эти лица сохраняют практически все возможности полноценно жить, удовлетворяя необходимые потребности. Более того, субъекты этой группы при необходимости могут продолжить работу по прежней специальности, одновременно получая часть пенсионных выплат.

Вторая группа - представителям этой группы субъектов пенсионного обеспечения, как и субъектам первой группы, необходимо удовлетворение своих жизненных потребностей с учетом доли их участия в трудовой деятельности. Но другая специфическая сторона представителей этой группы в том, что для них существуют виновники, благодаря которым они стали инвалидами. Это предприятия и организации, которые от имени общества должны компенсировать определенную долю пенсии, чтобы инвалиды труда могли получить на эти средства лекарства, санаторное лечение, обслуживание по протезу и др.

Третья группа - это спорная группа лиц - инвалидов с детства. Субъекты этой группы пенсионного обеспечения никакого отношения к пенсионному обеспечению, как лица, не занимавшиеся трудовой деятельностью, не имеют. У них размеры пенсионных выплат определены на уровне минимальных пособий, которые регулярно меняются в зависимости от уровня изменений заработной платы и пенсии. Поэтому эти лица должны быть материально поддержаны не по системе пенсионного обеспечения, которое формируется отчислениями пенсионных взносов работающих, а по системе социального обеспечения, источником которого являются средства государственного бюджета. Только в этом случае будет правильно разрешено противоречие между потребностями субъектов, не имеющих отношения к трудовой пенсии, но получающих пенсию из пенсионных источников, и работниками, формирующими пенсионный фонд.

В условиях плановой и административной экономики организация материальной поддержки этих категорий населения имела прямой смысл, так как сама система пенсионного обеспечения полностью поддерживалась за счет дотаций государственного бюджета. Дифференциация нуждающихся по видам материальной помощи исходя из их доли трудового участия считалась неэтичной. Однако развитие рыночных отношений требует более четкого порядка организации и осуществления мер по пенсионному и социальному обеспечению нуждающихся субъектов. Рынок заставляет по-новому оценить социальный статус нуждающихся и искать новые, более совершенные формы разрешения противоречий между этими категориями населения в зависимости от экономической возможности государства.

Определяющим инструментом в распределении и перераспределении денежных средств между различными категориями населения являются разного рода фонды, которые созданы для этих целей. Фонды образуются в процессе перераспределения национального дохода как самостоятельная финансовая или общественная структура.

Другая экономическая особенность пенсионного обеспечения - она оказывает существенное влияние на процесс воспроизводства рабочей силы. Здесь мы вправе рассматривать его как экономическую категорию, влияющую как на процесс воспроизводства совокупной рабочей силы, так и на общественное воспроизводство в целом. Вполне естественный процесс, когда на смену уходящим на заслуженный отдых поколениям работников приходят молодые, обладающие новыми навыками и профессиональными качествами специалисты.

Если система пенсионного обеспечения привлекательна, то она играет роль стимулирования процесса смены поколений. Если же пенсионная система непривлекательна, то процесс смены поколений работников проходит медленно, болезненно. Эффективная и современная система пенсионного обеспечения наглядно демонстрирует, насколько прямой является связь между доходами работающих и последующими размерами пенсий. Поэтому в процессе расширенного воспроизводства пенсионное обеспечение функционирует как реальная общественная потребность. Его материальная и экономическая база постоянно возобновляется за счет роста трудовых потенциалов общества, что, в свою очередь, увеличивает возможности общества расширить условия удовлетворения материальных потребностей нетрудоспособных.

При рассмотрении теоретических аспектов пенсионного обеспечения важное место занимает вопрос о том, как распределяется пенсионное обеспечение. Здесь главенствуют два направления.

Первое - это когда пенсионное обеспечение распределяется на трудовой основе, а размеры и условия пенсий полностью являются производными от заработной платы будущего пенсионера.

Второе направление - когда пенсионные обеспечения строятся на потребности нетрудоспособных.

В этом проявляется двойственность характера пенсионного обеспечения, которая состоит в том, что наряду со свойствами продукта, распределяемого в соответствии с количеством и качеством прошлого труда, оно обладает и свойствами продукта, распределяемого в соответствии с потребностями трудоспособных. Поэтому пенсионное обеспечение, базируясь на законе о труде, несет в себе характер распределения по затратам за прошлый труд.

Что касается пенсии по инвалидности, то она носит, скорее всего, характер страхования возможных потерь и должна исходить из того, сколько мог бы получать работник, если бы он не потерял трудоспособности. И эту часть страховой возможности должно платить не общество, а конкретный виновный (предприятие или лицо, виновные в этом).

Пенсии для лиц, не имеющих трудового стажа, являются той частью общественного продукта, которая имеет характер обеспечения минимальных потребностей, и они должны расти по мере роста экономических возможностей государства.

Исходя из двойственного характера пенсионного обеспечения, можно сделать вывод, что есть отличия пенсий от других выплат социального характера.

Во-первых, пенсии предусматриваются исключительно для нетрудоспособных и устанавливаются строго при наступлении условий, дающих право получать пенсию.

Во-вторых, пенсия базируется на трудовом вкладе будущего пенсионера и строго регламентируется исходя объема и качества этого вклада.

В-третьих, пенсии назначаются только в денежной форме, что подтверждает мнение о том, что пенсия - это часть отложенной заработанной платы.

В-четвертых, пенсии выплачиваются для индивидуальных целей конкретному пенсионеру.

В-пятых, пенсия выплачивается пожизненно и носит постоянный характер. Она может пересматриваться только в тех случаях, когда появляются основания или дополнительные сведения об участии или неучастии в трудовой деятельности пенсионера.

Подводя итоги данному разделу исследования, можно сделать вывод о том, что пенсионное обеспечение как экономическая категория - это совокупность экономических отношений по поводу производства и распределения в денежной форме части вновь созданного продукта, необходимого для удовлетворения потребностей нетрудоспособных категорий населения общества.

Понятие, функции и задачи пенсионной системы Российской Федерации

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее чем в большинстве развитых стран. Страхование охватило небольшую часть населения, и только высшие слои россиян. После революции 1917 года оно было отменено, и социалистическое государство начало создавать новую пенсионную систему, основанного на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости. Пенсионная система предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского и санитарно - курортного обслуживания трудящихся.

И несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Пенсионная система до 1990 года находилась на полном государственном обеспечении, а средства на её содержание аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил в государственный бюджет страны.

Развитие Российской пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 года свидетельствует о накоплении в ней большого числа социальных проблем, которые могли быть решены только путём кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учётом требований включений бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовали применение новых организационно - правовых оснований, содействующих стабилизации и подъёму материального положения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 году был принят закон « О государственных пенсиях в РФ», который стал первым законом, в котором пенсионное страхование выделено в автономную систему, определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условие во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета стал полный отказ от бюджетный дотаций. Решающим собственным источником финансирования стал сбор страховых взносов.

В части организационной структуры управления деятельностью Пенсионного фонда по назначению и выплате пенсий сохранена прежняя система - через государственные органы социальных защит населения.

Сегодня пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Структура пенсионной системы РФ состоит из следующих элементов:

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым выступает Пенсионный фонд РФ.

Государственное пенсионное обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересов нетрудоспособного населения России, составляющего около трети жителей страны. Назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению федеральным государственным служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) в зависимости от стажа государственной службы или выслуги лет. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.

Государственная трудовая пенсия - представляет собой ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с законодательством РФ. Устанавливаются следующие виды государственных трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Он основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Как государственный внебюджетный фонд с точки зрения его экономического содержания - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он является материальной основой всей пенсионной системы РФ. Средства ПФР находятся в федеральной собственности РФ, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

Негосударственное пенсионное обеспечение - это пенсионное обеспечение в пенсионной системе нашей страны, которое рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики, территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на своё пенсионное обеспечение в страховых компаниях и негосударственных пенсионных фондах.

Основными функциями ПФ РФ являются:

целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашение по вопросам пенсий и пособий.

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц, организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

управление средствами пенсионных накоплений граждан по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, пенсионная система представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена.

Известно, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, имеют специфические, характерные для данной страны национальные черты.

Специфика российской пенсионной системы обусловлена многочисленными процессами исторического развития, влиянием тех или иных идей и переживает в настоящее время период осмысления, подвергается различным изменениям, направленным на совершенствование возложенных на неё целей и задач.

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Необходимость и проблемы утверждения страховых основ пенсионного обеспечения»

Введение

Россия является социальным государством, и гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [1]

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.

Актуальность темы. Пенсионное обеспечение, базирующееся на страховых основах - базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.

Теоретическую и научную основу исследований в области пенсионного обеспечения на данный момент образуют труды отечественных авторов, посвященные преимущественно общим проблемам развития системы социального обеспечения России. Среди работ этого направления следует выделить труды ведущих ученых и политиков, занимающихся проблемами социальной защиты - А.К. Соловьев, С.Г. Ерошенкова, В.А. Бабкин, М.Ю. Федоровой, М.Е. Баскаковой, Л.В. Федоров, А.А. Лазаревский и др.

Что же касается непосредственно страховых основ пенсионного обеспечении в России, в настоящее время нет монографических работ, которые бы конкретно и комплексно отражали данную проблему. Однако существенным подспорьем при решении текущих задач могут служить труды таких авторов, как А.Н. Полякова, Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова, Р.И. Ерусланова, Ф.Н. Емельянова, Р.А. Кондратьева, А.Н. Петров и др.

Объект исследования: система пенсионного страхования в России.

Предмет исследования: страховые основы пенсионного обеспечения.

Цель работы: изучение необходимости и проблем утверждения страховых основ пенсионного обеспечения.

Задачи:

1. Изучить этапы формирования системы пенсионного страхования в России

. Исследовать понятие и сущность пенсионного страхования

. Обозначить принципы страховых основ пенсионного обеспечения

. Проанализировать ход реформирования пенсионной системы на современном этапе

Нормативная база исследования. В качестве источников информации использовались: нормативно-правовая база РФ, регламентирующая порядок назначения государственных и трудовых пенсий, порядок и сроки уплаты страховых взносов, отношения в области пенсионного страхования.

Структура курсовой работы определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, использованной при написании работы, и приложения.

В первой главе рассматривается история становления системы пенсионного страхования в России, ее сущность, понятие и основные принципы. Во второй главе проводится анализ хода пенсионной реформы, изменения, произошедшие в 2010, а так же характеристика проблем и современного состояния страховых основ пенсионного обеспечения.

В работе использованы теоретические методы: метод анализа, сравнения, обобщения.

Теоретические основы системы пенсионного страхования

Этапы формирования системы пенсионного страхования в России

пенсионный страхование обеспечение социальный

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран - в начале 20 века, и не получило широкого распространения на все категории населения России. После Октябрьской революции государственное пенсионное страхование было, по сути, отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которое было введено в 1927 г. [7]

Действовавшая в СССР система пенсионного обеспеченияфункционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; другими формами социального обеспечения. [7]

Эта пенсионная система входила составной частью в так называемую систему социального страхования, однако она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. В то же время данная система, несмотря на многочисленные экономические недостатки, содержала одно важное преимущество - обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Поэтому пенсионная система, начиная с указанного периода и до 1990 г. получила определение как государственное пенсионное обеспечение. [7]

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь входил составной частью в государственный бюджет страны. Таким образом предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. При этом бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию.

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования. Только в 1956 г. впервые была предоставлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих и членов их семей в связи с введением в действие Закона о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г., значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в 2 раза. [7]

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца.

Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, постольку недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета постоянно возрастала, и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования. [7]

Пенсии по государственному социальному страхованиюпредставляли гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий: по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик и т.п. Для этого, в частности, в бюджетах предусматривались средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи - в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего. [7]

Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной и приравненных к ним лиц, а также их семей, осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР. [7]

Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.

Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников.

За счет средств союзного бюджета выплачивались также и персональные пенсии союзного значения.

За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения.

За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.

Полноправное пенсионное обеспечение колхозников было введено только в 1964 г. законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников пенсиями и позволило сократить несоответствие в уровнях пенсионного обеспечения нетрудоспособных колхозников, рабочих и служащих. В 1969 г. в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета. [7]

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться в возложенными на нее функциями.

Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. В результате этого финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.

Даже повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 году сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. указанное соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения тарифа отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета. [7]

Таким образом, развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны. [1]

Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. При этом предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства - стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Однако закону не суждено было стать «рабочим» в связи с развалом СССР.

Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. Правовой базой преобразований послужило принятие пакета Федеральных законов: Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 2010 года начинает свое действие Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Этот закон предусматривает переход от уплаты единого социального налога к страховым взносам во внебюджетные фонды - Пенсионный, фонды социального и обязательного медицинского страхования. [4]

Сейчас в РФ существует двухуровневая структура пенсионной системы. Первый уровень - обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей); второй - добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя добровольные взносы работодателя в пользу работников в негосударственные пенсионные фонды в рамках пенсионной программы предприятия; личные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах к пенсионному возрасту.







Теоретические основы организации пенсионной системы РФ

Структура пенсионной системы РФ

Пенсионная система - это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение- часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)- часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение (ДПО)- часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Сегодня возможно и необходимо развивать добровольное пенсионное обеспечение как механизм привлечения работодателей и самих работников к созданию достойных условий жизни после окончания трудовой деятельности.

В настоящее время структурно Пенсионную систему РФ можно представить в виде двух подсистем:

· подсистема пенсионного страхования;

· подсистема пенсионного обеспечения.

В данной таблице представлена структура новой Пенсионной системы и источники финансирования ее подсистем.

Пенсионная система РФ(источники финансирования)

Пенсионное страхование

Виды трудовых пенсий

Финансирование

Трудовые пенсии финансируются за счет страховых взносов, поступивших в бюджет ПФР

По источнику финансирования Пенсионная система РФ подразделяется на:

· пенсионное обеспечение и

Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии). Государственная пенсия предоставляется гражданам в целях:

· компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

· компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

· предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию в случае наступления инвалидности или потери кормильца.

Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсионное страхование финансируется за счет страховых взносов юридических и физических лиц (страховой метод финансирования) - это трудовые пенсии. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет суммы страховых взносов страхователей (работодателей), уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование работников в бюджет ПФР.

Для обеспечения финансирования выплаты страховой и накопительной частей за счет средств бюджета ПФР введена система обязательного пенсионного страхования, которая распространяется на граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории России:

· работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;

· самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты);

· работающих за пределами территории РФ, в случае добровольной уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами;

· иных категорий граждан.

Государственные пенсии также можно классифицировать по различным основаниям:

. По источнику финансирования все государственные пенсии можно разделить на два вида:

а) пенсии, выплачиваемые за счет средств Пенсионного фонда РФ;

б) пенсии, выплачиваемые за счет ассигнований из бюджетов различных уровней.

. По отношению к труду и иной общественно полезной деятельности государственные пенсии делятся на два вида:

а) пенсии заработанные трудом - трудовые;

б) пенсии социальные, т.е. такие, которые назначаются вне связи с трудом.

В свою очередь, трудовые пенсии делятся на три вида:

пенсия по старости,

пенсия по инвалидности,

пенсия по случаю потери кормильца.

. По кругу лиц, имеющих право на получение пенсии, можно назвать следующие виды государственных пенсий: пенсии лицам, работавшим на основании трудового договора; государственным служащим; судьям; инвалидам; лицам, проходившим военную службу; лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; детям-сиротам и др.

. По нормативным актам, на основании которых назначаются пенсии, государственные пенсии делятся на:

пенсии, назначаемые на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ;

пенсии, назначаемые на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ;

пенсии, назначаемые на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1;

пенсии, назначаемые на основании иных законов

В ч. 3 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». В развитие этой конституционной нормы сейчас у нас в стране есть негосударственные пенсии, которые могут устанавливаться различными юридическими и физическими лицами (негосударственные пенсионные фонды, отдельные работодатели, частная благотворительность).

Действующая пенсионная система предусматривает не только многочисленные виды пенсий, но и иные выплаты, которые по своей сути также являются пенсиями, но носят иное название. Например, судьи имеют право получать пожизненное содержание; граждане, осуществлявшие трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, и граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ, могут получать дополнительное пожизненное материальное обеспечение.

Читайте также: