Топилин о повышении пенсии

Повышение пенсий, деньги на которое появятся в связи с повышением пенсионного возраста, в следующем году не затронет работающих пенсионеров. Об этом в интервью «Известиям» заявил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

«Это очень важное уточнение. Мы исходим из того, что правила остаются прежними: пенсии индексируются пенсионерам, которые не работают. Пока пенсионеры работают, прибавку получать, к сожалению, не будут. Когда они прекратят работу, их пенсия будет увеличена с учетом всех индексаций, которые были произведены за то время, когда они работали», - отметил чиновник.

Подчеркнув, что пенсионная реформа не затронет сроки досрочного выхода на пенсию, он оговорился: «Для педагогов, медиков и творческих работников требования к стажу остаются прежними – 15-30 лет в зависимости от категории работников. Получить досрочную пенсию они смогут несколько позже - так же, как будет отодвигаться пенсионный возраст. Отработать им на этом рабочем месте нужно столько, сколько сейчас, и спустя восемь лет они получат право на досрочную пенсию, и, как в случае повышения общеустановленного возраста, предлагается плавный переходный период».

По расчетам минтруда, в 2019 году прибавка к пенсии составит около тысячи рублей в месяц, а средний размер пенсии – 15,4 тысячи рублей. К концу этого года средняя пенсия составит 14,4 тысячи.

«Если ничего не предпринимать, не изменять параметры пенсионной системы, не повышать пенсионный возраст, ресурсов и возможностей у пенсионной системы за счет полученных страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета просто нет, поэтому приняли решение [о повышении пенсионного возраста] , которое давно обсуждалось экспертами, различными профессиональными группами. Это единственный выход», - заявил министр.

Решение о повышении пенсионного возраста он связал с ростом средней продолжительности жизни в стране. Причем пенсии женщин планируется повысить на восемь лет, а не на пять, как у мужчин, именно потому, что женщины в России живут дольше.

«По итогам 2017 года средняя продолжительность жизни - почти 73 года. Такой серьезный рывок мы сделали в 2000–2010-е годы. В 2000 году средняя продолжительность жизни мужчин составляла 59 лет, сегодня - уже 67,5 года. Прогноз на 2030 год и задача, которую, мы считаем, можно реализовать, - продолжительность жизни почти 76 лет для мужчин. То есть за 30 лет она вырастет почти на 17 лет, - обещает Топилин. - Иногда говорят, что на Западе пенсионный возраст выше, но и продолжительность жизни выше. Но нам нужно решение принять и плавно-плавно двигаться, чтобы пенсионная система была сбалансирована, когда продолжительность жизни вырастет еще. Кроме того, мы понимаем, что число пенсионеров на одного работающего растет».

При этом журналист «Известий» заметил, что в России и сейчас высока смертность среди мужчин трудоспособного возраста.

«Мужчины в трудоспособном возрасте, к сожалению, уходят из жизни гораздо чаще, чем женщины. Нам важно еще больше усилий направить на снижение смертности в трудоспособных возрастах, прежде всего у мужчин.

Первое направление работы - пропаганда и мода на здоровый образ жизни, меры борьбы с алкоголизмом и курением. Второе направление - меры медицинского характера. Министерство здравоохранения организует диспансеризации, но результаты диспансеризации можно положить в ящик и ничего не делать. Нужно выстраивать траектории на основании диспансеризации в определенные периоды риска. Врачи знают, в каком возрасте могут быть отклонения. С помощью медицины можно, как мне представляется, проблему решать», - заявил глава ведомства, не уточняя, что должны делать медики. При этом он признал, что минтруда плохо выявляет профзаболевания у россиян. Топилин рассказал, что чиновники должны стимулировать работодателей и работников самих заботиться о своем здоровье, в том числе и «настраиванием» тарифной политики по отчислениям в Фонд социального страхования.

«Думаю, что до весны 2019 года мы должны в этой теме окончательно разобраться. Это наша гипотеза. Мы видим, что мало фиксируется профзаболеваний. Коллеги из Минфина говорят: «Если мы перестроим всё так, как вы предлагаете, что из этого выйдет?» Нам сложно сказать, потому что мы видим латентные явления, которые трудно зафиксировать, трудно сказать, что изменится, если мы систему перестроим. Это работа с гипотезой», - признал собеседник издания.

На вопрос о том, как обеспечить рабочими местами людей пожилого возраста, Топилин ответил уклончиво: «Безусловно, за этим нужно очень внимательно наблюдать, серьезно работать инспекциям по труду, если у людей, которые будут несколько дольше работать, возникнут риски (…) Часто говорят, что людей будут увольнять. Так может произойти с человеком любого возраста в любое время».

При этом он подчеркнул, что правительство не собирается вводить возрастные квоты для работодателей, так как это может лишь подтолкнуть коммерсантов к обходу такого механизма.

Также уклончиво министр ответил на вопрос о том, что будет с замороженными пенсионными накоплениями россиян с 2014 года.

«Были приостановлены ежегодное перечисление 6% страховых взносов в накопительную пенсию и соответствующий трансферт из федерального бюджета, который компенсировал разницу между 22% взносов и 6%. Новых отчислений не было в накопительную обязательную систему, а отчисления, которые были произведены раньше, так и работают в НПФ или государственных управляющих компаниях», - заявил он.

Напомним, ранее чиновники и президент РФ Владимир Путин обосновывали планы повышения пенсионного возраста желанием увеличить благосостояние пенсионеров. До интервью Топилина в правительстве не говорили, что повышение пенсий затронет только неработающих граждан.

Сможет ли новый предправления ПФР сделать его работу прозрачной




Экс-министр труда Максим Топилин возглавил Пенсионный фонд. 23 января соответствующее распоряжение премьера Михаила Мишустина было опубликовано на сайте правительства. До Топилина председателем ПФР был Антон Дроздов — он стал замминистра финансов.

Топилин, напомним, возглавлял Министерство труда и социальной защиты с 2012 года. Его уход связывают с критикой президента Владимира Путина по поводу неудовлетворительных темпов реализации нацпроектов.

Но что характерно — экс-министр, отвечающий за рост благосостояния россиян, и фактически заваливший дело (по данным Росстата, только в октябре 2019 года впервые после пятилетнего снижения реальные располагаемые доходы россиян выросли — на 3% в годовом выражении), остался «в обойме».

Возможно, разгадка в том, что именно при Топилине в России была утверждена пенсионная реформа. И как раз экс-министр с пеной у рта доказывал, как жизненно необходимо повысить пенсионный возраст.

В августе 2018-го, на парламентских слушаниях в Госдуме, он убеждал, что в ближайшие годы будет сокращаться число выходящих на рынок труда граждан. Это якобы создает «окно возможностей» для повышения пенсионного возраста, и другой шанс для проведения пенсионной реформы может представиться только через 20 лет.

По его словам, с 2019 года пенсии неработающим пенсионерам должны были увеличиться на 1000 рублей в месяц, а к 2024 году достигнуть 20 000 рублей. Сэкономленные за счет повышения пенсионного возраста 3 трлн. рублей, говорил тогда Топилин, в следующие шесть лет пойдут на повышение пенсий неработающим пенсионерам.

Во что эти обещания вылились на практике — всем известно: в мизерные прибавки к пенсиям неработающим пенсионерам, 1 трлн. рублей профицита бюджета, и повальную безработицу среди предпенсионеров.

В свете сказанного назначение Топилина главой ПФР воспринимается как открытое издевательство. Да, в Пенсионном фонде бардак — 22 января Следственный комитет раскрыл подробности уголовного дела, расследуемого в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей. Суд отправил Майбороду на месяц в СИЗО, а всем в очередной раз стало ясно: в ПФР нужно наводить порядок.

И остается только один вопрос: неужели не нашлось никого, кроме Топилина, кто мог бы этим заняться? Почему Топилина, раздражающего граждан своими высказываниями по поводу повышения пенсионного возраста, не убрали из пенсионной сферы?

— Топилин карьерный чиновник, а не политик — таких чиновников не убирают без веских оснований, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Топилин к тому же ведет «родословную» из аппарата правительства. В начале 2000-х он был помощником Валентины Матвиенко, которая занимала тогда пост вице-премьера. Добавлю, что Матвиенко считалась креатурой Евгения Примакова, а Примаков — это СВР, представитель силовиков, а не либералов.

Конечно, к Топилину можно относиться как угодно. Но он, в отличие от Антона Дроздова, является не финансистом, а социальщиком — и очень квалифицированным. Так что в Пенсионный фонд его перевели именно как профессионала, который четко и недвусмысленно выполнял то, на что его ориентировали.

«СП»: — То есть, воплощал в жизнь пенсионную реформу?

— Топилин был техническим министром, а теперь станет техническим председателем правления фонда. Но здесь самый любопытный момент.

Правление ПФР имеет сейчас на деятельность фонда минимальное воздействие. Скажем, в правлении Фонда социального страхования хорошо представлены и работодатели, и профсоюзы — в ПФР этого и близко нет. Поэтому я надеюсь, что приход туда Топилина — который все же и создал Общественный совет при Минтруда, и хорошо представляет себе принцип трехстороннего партнерства, — привнесет общественные начала в деятельность Пенсионного фонда.

Это было бы очень желательно. О делах внутри ПФР хотят самые разные слухи — например, об имуществе фонда. Замечу, Пенсионный фонд — очень большая и сложная организация, которая выполняет много функций. Достаточно сказать, что в нем работает около 300 тысяч человек.

Так вот, является ли имущество ПФР достаточным, позволяет ли оптимальным образом выполнять фонду функции, или же имущества в избытке — это все темные вопросы. Как раз их было бы хорошо обсудить именно на правлении, тремя сторонами — профсоюзами, работодателями и представителями государства.

«СП»: — Можно ли сказать, что Пенсионный фонд нуждается в кардинальных переменах?

— Это опять же вопрос для дискуссии между социальными партнерами и наукой. Я сам не раз вносил предложения на этот счет, и все они были положены под сукно.

Главное проблема — внутри Пенсионного фонда есть огромная система персонального учета. По логике, она должна превратиться в единый государственный банк социальной информации. В эту базу должна быть добавлена информация из других систем социального учета, ядро ее должно быть выстроено на основе отдельной государственной службы, и финансироваться такая служба должна государством, а не из средств пенсионеров.

Еще раз подчеркну: сбор, обработка и развитие системы социальной информации — это функция государства, а не социальных фондов. Фонды должны заниматься своими прямым обязанностями — страхованием. И если ПФР выполняет и другие функции по социальному обеспечению, порученные ему государством, они должны отдельно учитываться в бюджете РФ.

Потому что сейчас регулярно возникают подозрения, что все это делается за счет пенсионеров. А это недопустимо. Ну, не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала.

«СП»: — Топилин знает об этих проблемах?

— Прекрасно знает. Более того, не исключаю, ему дадут возможность навести порядок именно на этом направлении. Потому что вещи эти вроде бы технические, но давно назревшие и даже перезревшие. Решать их — это политика ближнего прицела, техническая политика. Но от этого она не становится менее важной.

Еще обращу внимание: поскольку Топилин 20 лет с лишним сидит в социальной тематике, он очень хорошо знает кадры — кто чего стоит. В отличие, кстати, от Дроздова, который финансист и знает совершенно другой круг людей.

Можно надеяться поэтому, что Топилин укрепит профессиональный состав Пенсионного фонда. Это очень важно, ведь ПФР по размерам — самая большая организация РФ: бюджет фонда, по самым скромным оценкам, превышает 3 трлн. рублей.

— Топилин не совершил каких-то тяжких прегрешений, и остается «в обойме», — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Да, он ушел на второстепенную позицию — но продолжает числиться в кадровом резерве Владимира Путина. С аппаратной точки зрения, смещение Топилина с министерского поста вполне оправдано, чтобы лишний раз не дразнить оппозицию, особенно в период транзита власти.

Что же касается политики Топилина на посту главы ПФР, думаю, каких-то серьезных изменений не будет. Пенсионный фонд — важная структура, но она полностью зависит от позиции руководства страны, и выполняет только технические функции.

Наша справка

Андрей Гудков — создатель Telegram-канала «Россия. Социальная несправедливость» (Social inadequacy)

В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).








Экс-министр труда и социальной защиты Максим Топилин перешел на работу в Пенсионный фонд России, заменив Антона Дроздова, который стал замминистра финансов.

Топилин возглавлял Минтруда восемь лет, при нем в нашей стране была принята пенсионная реформа. АиФ.ru вспоминает, что новый глава ПФР говорил о пенсиях, пенсионерах и пенсионном возрасте.

О высоких пенсиях

В 2017 году, выступая на Петербургском экономическом форуме, Максим Топилин заявил, что способствовать росту пенсий может выход зарплат из тени: «Если говорить о прогнозах, мы сможем совершенно спокойно достичь серьезного роста пенсий, если со всех сторон сможем реализовать тему легализации трудовых отношений. Если нам удастся решить эту задачу не силовыми, а экономическими способами, мы достаточно серьезного рывка в увеличении пенсии лет через 10–15 добьемся».

О пенсионном возрасте

В 2018 году в России был повышен пенсионный возраст — до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Тогда Топилин говорил, что такой вариант является единственным возможным для обеспечения роста пенсий выше инфляции. «Альтернативных способов просто не существует», — заявлял тогдашний министр труда. А вот что Топилин думал о пенсионном возрасте ранее:


В январе 2014 года Максим Топилин снова возвращался к вопросу повышения пенсионного возраста. Тогда он называл его неприемлемым из-за низкой продолжительности жизни. «В России продолжительность жизни пока не такая высокая: в 2012 году этот показатель составлял 70,2 года, прогноз на 2018 год — 74 года. Таким образом, повышение пенсионного возраста в России неприемлемо».

«Мы этого делать не собираемся и предлагать это не собираемся», — так Топилин комментировал вопрос о повышении пенсионного возраста в феврале 2015 года.

А через несколько месяцев, в июле, заявил следующее: «Нам через какое-то количество лет повышать пенсионный возраст придется».

В мае 2016 года Топилин признался, что повышение возраста выхода на пенсию в настоящее время не актуально — экономический эффект от такого маневра будет в разы меньше эффекта от заморозки накопительных пенсий.

«Конечно, когда-то будет актуально. Мы исходим из того, что тогда нам удастся ещё больше продвинуться в направлении увеличения продолжительности жизни, которая сейчас составляет чуть меньше 71,5 года, а это все-таки еще маловато», — пояснял он.


О заморозке накопительных пенсий

Кстати, о накопительных пенсиях. Начиная с 2014 года, их заморозка стабильно продлевается — последний раз до 2022 года. По данным Топилина, этот маневр позволил сэкономить около 2 триллионов рублей.

В 2014 году накопительный компонент пенсии он называл неэффективным: «Неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан, как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат».

Об индексации пенсий

Рост пенсий не будет останавливаться, обещал Максим Топилин. «Сокращения пенсий не будет, у нас только рост пенсий», — заявлял он в 2017 году.

«Нигде в мире, если это не Африка или не какие-то кризисные явления, пенсии не индексируются на 7%. Когда мы говорим о том, что инфляция стала низкой, мы начинаем думать, почему мы так низко индексируем пенсии. Мы не низко индексируем пенсии, мы индексируем их серьезно выше, чем инфляции», — говорил экс-министр труда тогда же.

По его словам, за пять — шесть лет действия пенсионной реформы, выплаты могут увеличиться на 8–10%. «Это серьезная прибавка, такого роста у нас реальных пенсий вообще не было никогда», — отмечал Топилин.


О новой пенсионной формуле

В 2013 году в России была принята новая пенсионная формула, разработанная Министерством труда и социальной защиты. Она предполагает, что будущая пенсия будет рассчитываться в т. н. баллах (или коэффициентах), зависящих от стажа, размера заработной платы и возраста выхода на пенсию.

«Предлагаемые изменения позволят сделать пенсионную систему более справедливой и сбалансированной. Законопроекты предусматривают отход от уравнительного принципа при установлении пенсий», — объяснял Топилин.

О пенсиях для богатых

Несколько лет назад в правительстве обсуждался вопрос приостановки выплат пенсий россиянам, чей доход составляет 1 миллион рублей в год.

«Мы исходим из того, что это не коснется большинства граждан. Эта мера будет действительно касаться высокооплачиваемых категорий граждан, 1 миллион рублей — это 83 тысячи рублей в месяц. По нашим расчетам, это коснется порядка 220 тысяч человек», — делился Топилин.


Плавное повышение пенсионного возраста должно обеспечить рост пенсий нынешних и последующих пенсионеров. Собственно, ради этого и задумана реформа. Но хватит ли на всех денег, что ждет работающих пенсионеров и как сохранить здоровье для пяти-восьми дополнительных лет работы? Эти и другие вопросы "Российская газета" задала министру труда и социальной защиты Максиму Топилину.

Максим Анатольевич, когда на заседании правительства обсуждался законопроект по повышению пенсионного возраста, было заявлено, что благодаря этому пенсии увеличатся в 2019 году на тысячу рублей, а доход пенсионеров будет расти в среднем в год на 12 тысяч. Вы можете пояснить, эту тысячу получит каждый пенсионер?

Максим Топилин: Когда мы говорим о тысяче рублей, мы говорим о среднегодовой прибавке к средней пенсии неработающего пенсионера.

Условно говоря, если у человека средняя пенсия находится на уровне 14,5 тысячи рублей в месяц на конец 2018 года, то он будет получать на тысячу рублей в месяц больше в результате индексаций в феврале и апреле будущего года, то есть около 15,5 тысячи рублей. То есть суммарно за 2019 год пенсионер получит в среднем на 12 тысяч рублей больше, чем в 2018 году.

Первая индексация производится на уровень инфляции за прошлый год, вторая - в зависимости от доходов Пенсионного фонда России (ПФР). Точная сумма прибавки зависит от того, какую человек получает пенсию. Размер пенсии каждого гражданина индивидуален и зависит от его заработка и стажа работы.

А что, если доходы ПФР не позволят в следующем году прибавить к пенсии в среднем по тысяче рублей?

Максим Топилин: Позволят. Мы это просчитали. Для того и предлагается повышение пенсионного возраста, чтобы пенсионная система была более устойчивой и государство могло гарантировать гражданам индексацию пенсии выше инфляции.

И все-таки, давайте еще раз уточним. Это касается только неработающих пенсионеров? А как насчет работающих?

Максим Топилин: По действующему законодательству индексируются страховые пенсии именно неработающих пенсионеров. Повышенную пенсию получат и работающие пенсионеры - но только после того, как оставят работу.

При прекращении трудовой деятельности актуализируется стоимость пенсионного коэффициента - она увеличивается на все пропущенные индексации. Допустим, пенсионер с пенсией в 14 тысяч рублей работает в 2018 году, в 2019 году, но решает оставить работу, например, в июле 2020 года. После прекращения трудовой деятельности он получит пенсию в большем размере - с учетом прошедших индексаций в 2018, 2019 и 2020 годах.

Будет ли отменяться балльная система? И на что ее заменят?

Максим Топилин: Правительство решает задачу значительного повышения доходов пенсионеров через повышение пенсионного возраста.

Сейчас мы прорабатываем различные варианты индексации пенсий упреждающими темпами, с учетом повышения пенсионного возраста. В том числе обсуждается вопрос об определении коэффициента индексации, гарантирующего ежегодное повышение пенсий выше уровня инфляции.

Россия готовится к ратификации Конвенции № 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения". Каких сфер жизни общества она касается?

Максим Топилин: Работа по ратификации этой Конвенции велась давно. Законопроект предусматривает ратифицировать все разделы, кроме двух - по защите от безработицы и по семейным пособиям. По этим вопросам мы пока, к сожалению, не дотягиваем до стандартов, предусмотренных Конвенцией.

Конвенция устанавливает требования, в том числе к системам пенсионного обеспечения, по страхованию от несчастных случаев, по здравоохранению, по страхованию по временной нетрудоспособности.

Проанализировав законодательство по всем этим направлениям, мы видим, что в России с учетом планируемых мер по повышению пенсий оно соответствует требованиям Конвенции.

Отмечу, что по ряду пособий мы уже превышаем стандарты Конвенции. Например, по Конвенции минимальный размер пособия по родам женщине должен составлять не менее 45 процентов утраченной заработной платы. У нас же пособие по беременности и родам застрахованной женщине выплачивается в размере 100 процентов ее среднего заработка.

Или другой пример: Конвенцией предусмотрено, что количество получателей пособий в связи с материнством должно составлять не менее 50 процентов всех работающих по найму граждан. В России все работающие по трудовым договорам женщины являются застрахованными в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Конвенция требует, чтобы у типового, то есть среднестатистического, работника коэффициент замещения пенсией утраченного заработка составлял 40 процентов. Не получится ли, что после ее ратификации все расслабятся и власти перестанут работать над повышением пенсий?

Максим Топилин: Конвенция закрепляет минимум, ниже которого страна не имеет права устанавливать гарантии.

Это не означает, что Россия остановиться на предписанных минимальных стандартах и не будет улучшать пенсионное обеспечение или обеспечение по другим видам социального страхования. Наоборот, ратификация 102-й Конвенции позволит социальным партнерам - правительству, профсоюзам и работодателям, постоянно повышать планку пенсионного обеспечения.

Копим на пенсию. Есть варианты?

А что с индивидуальным пенсионным капиталом?

Максим Топилин: Индивидуальным пенсионным капиталом занимаются Минфин России и Центробанк.

Перечисление взносов на накопительную пенсию в том виде, в котором она была придумана в 2002 году, как изъятие из стандартного тарифа шести процентов и компенсация этого изъятия Пенсионному фонду за счет трансфертов, было приостановлено. Мне кажется, что уже и минфин согласился с тем, что в таком формате она сохранена быть не может. Поэтому сейчас идет работа над идеологией индивидуального пенсионного капитала. Пока в минтруд законопроект об индивидуальном пенсионном капитале не поступал.

А есть идеи по развитию корпоративных пенсионных систем?

Максим Топилин: Корпоративные пенсионные системы существуют, но слабо развиты, потому что у нас, к сожалению, не так много компаний, которые могут содержать такие системы. Чем больше граждан в стране будут получать высокие зарплаты, тем больше у них будет возможностей откладывать на пенсию, в том числе с помощью корпоративных систем.

Плюс важно продолжать совершенствовать систему гарантий. В накопительной пенсионной системе она была создана только после 2015 года.

Часть людей предпочитают вкладывать свободные деньги, например, в недвижимость, и это тоже своего рода накопление на пенсию, попытка застраховать свою старость. Или копят деньги на счетах в банках. Каждый поступает в силу понимания надежности этих инструментов.

Считаю, что для граждан должны быть созданы дополнительные стимулы участвовать в накопительной пенсионной системе, в индивидуальном пенсионном капитале. Например, софинансирование со стороны работодателей, дополнительная защита этих накоплений.

Вы сказали, что уровень зарплат имеет первостепенное значение для ответа на вопрос - копить на пенсию или не копить. Вы планируете стимулировать работодателей повышать зарплаты или развивать пенсионные системы?

Максим Топилин: Вместе с законопроектом о повышении пенсионного возраста мы внесли в Госдуму России законопроект, который фиксирует для работодателей тариф страховых взносов в ПФР на уровне 22 процентов от фонда оплаты труда. Раньше он был установлен на уровне 26 процентов, а ставка в 22 процента была льготной, и эта льгота каждый год продлевалась. Бизнес не знал - отменят ее на будущий период или нет. Сейчас появится ясность. И это - сигнал работодателям, что нужно повышать зарплату. По крайней мере, у них для этого появится больше ресурсов.

Берегите мужчин!

Сейчас вы предлагаете повысить пенсионный возраст для женщин на восемь лет, для мужчин - на пять. А где гарантия, что спустя несколько лет вы снова не поднимете планку?

Максим Топилин: В данный момент с учетом демографических тенденций разумно установить границы пенсионного возраста после переходного периода - 65 лет для мужчин и 63 года для женщин.

Но больше 65 лет пенсионный возраст по Конвенции № 102 не может быть, если только государство не предоставит убедительные расчеты о необходимости установления более высокого возраста с учетом утраты трудоспособности.

Кстати, возможность повышения пенсионного возраста именно сейчас была прописана еще в 1995 году в постановлении правительства "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ". В нем написано: "Проблему повышения пенсионного возраста можно было бы решить с учетом демографического развития в Российской Федерации, предусмотрев в законе постепенный переход на новые условия назначения пенсий, начиная со второго десятилетия следующего века".

То есть сейчас самое подходящее время для повышения пенсионного возраста?

Максим Топилин: Мы не могли предложить это раньше, потому что продолжительность жизни была не такой высокой.

В 2000 году у мужчин она была 59 лет, в 2017 году - 67,5, то есть увеличилась на восемь с половиной лет. За тот же период у женщин продолжительность жизни увеличилась почти на шесть лет - с 72,3 до 77,6 года. И продолжительность жизни будет расти дальше.

К завершению переходного периода, то есть когда пенсионный возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, а для женщин к 2034 году - на 7,64 года и составит 85,3 года.

Однако правильно исследовать и такой показатель, как период получения пенсий гражданами после достижения пенсионного возраста. С точки зрения пенсионного страхования это единственно важный критерий и именно его берут за основу все страны при расчетах пенсионного возраста. Сейчас мужчины живут в среднем на пенсии 16,5 года, а женщины - 26. И этот период не уменьшится в условиях повышения пенсионного возраста.

Сейчас наиболее подходящий момент для начала постепенного повышения пенсионного возраста и балансировки пенсионной системы, особенно исходя из того, что на одного пенсионера в России приходится менее двух граждан в трудоспособном возрасте. Если не сделать этот шаг, придется либо существенно увеличивать тариф в Пенсионный фонд, либо понижать пенсии, что, конечно, не допустимо.

Увеличение пенсионного возраста - общемировой способ балансировки пенсионной системы. Из стран с пенсионной системой, охватывающей все населения, мы остались последними с таким низким пенсионным возрастом.

Тем не менее есть оценки, что только треть мужчин доживают сейчас до пенсионного возраста, а до 65 лет еще меньше.

Максим Топилин: Официальной статистики по этому поводу не существует. Но то, что мужчин до пенсионного возраста доживает меньше, чем женщин, - это правда.

У мужчин и женщин сильно различаются показатели смертности в трудоспособных возрастах. По разным причинам. Играют свою роль алкоголь и курение, внешние причины.

И наша ключевая задача сделать так, чтобы таких потерь среди мужчин в трудоспособном возрасте было гораздо меньше. Если мы сумеем это сделать, то продолжительность жизни в России вырастет еще больше, чем мы прогнозируем.

Что минтруд может сделать для этого?

Максим Топилин: Мы планируем переформатировать 125-й закон о страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Сейчас мы видим, что количество профзаболеваний в России очень низкое. Шесть-восемь тысяч случаев на страну, где работает 70 миллионов человек. Это значит, что мы их просто не выявляем. Должна быть определена линейка медицинских манипуляций для их выявления и перестроена система страхования, чтобы работодателям было выгодно выявлять профзаболевания работников на ранних стадиях. Надо создавать службы профпатологии, профрисков на производствах, где эти риски существенны.

Заболевания, выявленные на ранних стадиях, гораздо быстрее и менее затратно пролечить. Кроме того, если у человека обнаружены появившиеся отклонения в здоровье, его нужно переобучить, помочь найти ему другую работу.

Мы обсуждаем все эти вопросы с коллегами из минфина, они нас в принципе поддерживают.

Стаж имеет значение

Какие еще меры прорабатываются?

Максим Топилин: Возможно изменение страхования по временной нетрудоспособности. Сейчас сколько бы больничных листов ни оформляли работники и какой бы ни была их продолжительность, предприятие все равно платит в фонд соцстраха тариф 2,9 процента от фонда заработной платы.

Получается, что работодатели, которые вкладываются в систему охраны труда и здоровье работников, находятся в равных условиях с теми, кто не вкладывается. Более того, за счет предприятий, где люди редко берут больничные, платится пособие по временной нетрудоспособности работником организаций, где они их берут часто и надолго. Мы не говорим, что нужно увеличить тариф в фонд соцстраха, но полагаем, что можно было бы ввести скидки и надбавки для работодателей.

Мы планируем обсудить с профсоюзами и работодателями, как можно систему внутри этого вида страхования настроить, чтобы у работодателей был стимул сохранять здоровье людей на производстве. Это будет серьезным вкладом в рост продолжительности жизни и снижение смертности в трудоспособном возрасте.

Если, положим, после повышения пенсионного возраста человек доработал, скажем, до 62 лет и понял, что устал и дальше работать не хочет или не может, какую пенсию ему в итоге назначат?

Максим Топилин: Вы имеете в виду, если человек сам уволился и не работает до пенсии?

После наступления пенсионного возраста он получит ту пенсию, на которую имеет право, которую заработал в течение всей свой жизни - в зависимости от страхового стажа и накопленных индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Вы планируете пересмотреть страховой стаж?

Максим Топилин: Нет, не планируем. Для получения страховой пенсии он так и останется - минимум 15 лет. И накопить за этот период нужно будет не менее 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Почему вы не предложили сохранить существующие пропорции при повышении пенсионного возраста, чтобы разница у мужчин и женщин составляла, как сейчас, пять лет?

Максим Топилин: Мы попытались совместить две вещи. С одной стороны, женщины, к счастью, живут дольше мужчин - на 10 лет. Чтобы быть ближе к правильному построению пенсионной системы, разницу, которая перешла из СССР, нужно было сокращать.

С другой стороны, женщина традиционно выходит на пенсию раньше, потому что она несет более высокую семейную нагрузку, больше занимается воспитанием детей и внуков.

Хотя во многих странах мира возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин одинаковый.

Из тени - в свет

Тема борьбы с теневой занятостью станет актуальнее в связи с пенсионной реформой? Из-за серой занятости в пенсионную систему поступает меньше денег.

Максим Топилин: Конечно. Вместе с минфином, работодателями, профсоюзами, которые тоже этот вопрос ставят, мы будем прорабатывать дополнительные меры для снижения серой занятости, потому что это колоссальный дополнительный ресурс для солидарной пенсионной системы.

Все, кто работает сегодня нелегально, завтра придут за пенсиями. И будут возмущаться, если прав для страховой пенсии будет накоплено не достаточно и вместо нее им назначат социальную, которая меньше страховой и назначается на пять лет позже.

Люди должны понимать, что без страхового стажа они не смогут попасть в пенсионную систему, им нужно легализовываться. Другой вопрос - слышат они нас или не слышат и почему не всегда реагируют на наши предложения. И достаточный ли мы даем мотивационный стимул?

Есть другой аспект. Человек работает в тени, но хочет платить взносы в Пенсионный фонд, чтобы потом не остаться без пенсии.

Максим Топилин: Хочет, но не идет в Пенсионный фонд, потому что самостоятельная уплата взносов сопряжена с бумажной волокитой.

Значит, наша задача - упрощать возможность для граждан платить за себя самостоятельно или, скажем, за домашних работников. Нужно создавать удобные цифровые сервисы, чтобы человек мог зарегистрироваться в них и направлять страховые платежи с любого устройства.

Мы в рамках пакета по самозанятым, который готовят минюст и минфин, предложили внести изменения в Трудовой кодекс, чтобы физлица, нанимая работников, не заключали с ними трудовые договоры, ведь все равно этого не происходит на практике.

То есть мы должны, с одной стороны, обеспечить самозанятым простейшие возможности для легализации, а с другой - давать им постоянно сигналы: если вы не будете входить в систему, все равно мы увидим, что вы продолжаете оставаться нелегалом, а значит, ФНС примет меры по взысканию с вас всех обязательных платежей.

Как досрочно выйти на пенсию

Максим Анатольевич, давайте еще раз проговорим, что предлагается изменить для "досрочников", тех, кто может раньше выйти на пенсию.

Максим Топилин: Для работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда в угольной, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые "списки", получателей досрочной пенсии по социальным основаниям, пострадавших от техногенных катастроф (чернобыльцев, семипалатинцев), ничего не меняется.

Для работников образования, здравоохранения и творческих работников институт досрочных пенсий тоже сохраняется: новых требований к специальному стажу нет - это от 15 до 30 лет, в зависимости от категории таких работников. Но, поскольку увеличивается общий возраст выхода на пенсию, для данных граждан пенсионный возраст тоже повышается - на восемь лет.

То есть если сейчас учительница пришла работать в школу в 22 года и стаж, дающий право на досрочную пенсию для нее 25 лет, значит, она выходит на пенсию в 47 лет. По новой схеме она выйдет в 55 лет.

И здесь тоже действует мягкий переходный период. Например, если педагог выработал необходимый стаж в 2020 году, то он выйдет на пенсию в 2022 году, если выработал стаж в 2026 году и позже, то через 8 лет - в 2034 году и позже.

После приобретения спецстажа такие работники могут продолжать трудиться по специальности или уйти работать в другую сферу. В этот период за них тоже будут перечислять взносы в Пенсионный фонд, благодаря чему их пенсия в итоге будет выше, чем если бы они ушли на нее сразу.

У нас до сих пор не утверждена нормативная база по расчету пенсионных коэффициентов. Методики существуют, но не подписаны. Какова их судьба?

Максим Топилин: Действительно, методики не утверждены, но работа по их межведомственному согласованию продолжается. Отмечу, что их отсутствие не мешало индексировать пенсии, поскольку все основные показатели пенсионной системы заложены в бюджете Пенсионного фонда России, который принимается законом.


Москва, 08.12.2020, 17:21:43, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

Ранее Максим Топилин занимал должность министра труда и социальной защиты РФ. 21 января президент России Владимир Путин назначил на этот пост Антона Котякова, занимавшего должность замминистра финансов.

Почему сменили главу Пенсионного фонда


Бывший министр труда и соцзащиты не вошел в новое правительство, но без работы не остался – он возглавил Пенсионный фонд.

Топилин руководил Минтруда с 2012 года, а до этого с 2008 года работал заместителем Татьяны Голиковой. Дроздов возглавлял ПФР с 2008 года.

В новом назначении есть своя логика, поскольку именно Минтруд работает в непосредственной связке с Пенсионным фондом. Солидарная система пенсий, существующая в России, предполагает, что пособия по старости выплачиваются за счет работающих граждан. В частности, именно Министерство труда и соцзащиты де-юре было разработчиком пенсионных изменений 2018 года, в результате которых началось повышение возраста выхода на заслуженный отдых. Сам Топилин в свое время достаточно скептично высказывался о необходимости повышать пенсионный возраст, однако затем скорректировал свою позицию. В частности, он отмечал, что это решение позволит ежегодно повышать размеры пособий, которые выплачиваются пенсионерам.


Среди других коллег-министров Топилин, пожалуй, не выделялся прорывными инициативами или яркими высказываниями, однако у него сложилась репутация надежного исполнителя и чиновника высочайшей квалификации. Скандалов, связанных с личной жизнью или коррупцией, не было..

Бюджет Пенсионного фонда составляет 8 трлн руб. – почти половину федерального бюджета страны. По словам председателя социального комитета Совфеда Валерия Рязанского, доверить управление Фондом могли только «профессионалу, который будет продолжать работу по сохранности всего того, что было наработано в системе пенсионного законодательства».

В рамках реформы пенсионное законодательство было изменено таким образом, что возраст выхода на пенсию для женщин увеличится с 55 до 60 лет, а для мужчин – с 60 до 65-ти. По словам нового премьера Михаила Мишустина, правительство не будет отказываться от пенсионной реформы 2019 года. В связи с этим представитель Совфеда Рязанский прав – назначение Топилина в ПФР можно назвать «логичным». Бывшего министра труда он назвал человеком с «высокой государственной репутацией».

Со своей стороны в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) ждут, что новый глава Пенсионного фонда Максим Топилин возобновит индексацию пенсий работающих пенсионеров. О своих ожиданиях сообщил глава ФНПР Михаил Шмаков. По его словам, Топилин неплохо знает вопросы пенсионного обеспечения.

«Самое главное, чтобы не было никаких предложений, ухудшающих положение пенсионеров. Я бы ему рекомендовал, и что запомнится на этом посту, – вернуть индексацию работающим пенсионерам», – заявил Шмаков.

Что Топилин говорил о пенсиях


Экс-министр труда и социальной защиты Максим Топилин перешел на работу в Пенсионный фонд России, заменив Антона Дроздова, который стал замминистра финансов. Топилин возглавлял Минтруда восемь лет, при нем в нашей стране была принята пенсионная реформа.

В связи с новым назначением россияне также как и СМИ вспоминают, что новый глава ПФР говорил о пенсиях, пенсионерах и пенсионном возрасте:

В 2017 году, выступая на Петербургском экономическом форуме, Максим Топилин заявил, что способствовать росту пенсий может выход зарплат из тени:

«Если говорить о прогнозах, мы сможем совершенно спокойно достичь серьезного роста пенсий, если со всех сторон сможем реализовать тему легализации трудовых отношений. Если нам удастся решить эту задачу не силовыми, а экономическими способами, мы достаточно серьезного рывка в увеличении пенсии лет через 10–15 добьемся».

В 2018 году в России был повышен пенсионный возраст — до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Тогда Топилин говорил, что такой вариант является единственным возможным для обеспечения роста пенсий выше инфляции:

«Альтернативных способов просто не существует», — заявлял тогдашний министр труда.

Россияне хорошо помнят, что в 2013 году Топилин думал о пенсионном возрасте другое:

«Повышение пенсионного возраста не предполагается и не предусматривается. Все, что кто-то там говорит, не верьте. Хочешь — работай больше, отложишь назначение пенсии и получишь пенсию кратно выше».

В январе 2014 года Максим Топилин снова возвращался к вопросу повышения пенсионного возраста. Тогда он называл его неприемлемым из-за низкой продолжительности жизни.

«В России продолжительность жизни пока не такая высокая: в 2012 году этот показатель составлял 70,2 года, прогноз на 2018 год — 74 года. Таким образом, повышение пенсионного возраста в России неприемлемо».

«Мы этого делать не собираемся и предлагать это не собираемся», — так Топилин комментировал вопрос о повышении пенсионного возраста в феврале 2015 года.

А через несколько месяцев, в июле, заявил следующее:

«Нам через какое-то количество лет повышать пенсионный возраст придется».

В мае 2016 года Топилин признался, что повышение возраста выхода на пенсию в настоящее время неактуально — экономический эффект от такого маневра будет в разы меньше эффекта от заморозки накопительных пенсий.

«Конечно, когда-то будет актуально. Мы исходим из того, что тогда нам удастся ещё больше продвинуться в направлении увеличения продолжительности жизни, которая сейчас составляет чуть меньше 71,5 года, а это все-таки еще маловато», — пояснял он.

Кстати, о накопительных пенсиях. Начиная с 2014 года, их заморозка стабильно продлевается — последний раз до 2022 года. По данным Топилина, этот маневр позволил сэкономить около 2 триллионов рублей.

В 2014 году накопительный компонент пенсии он называл неэффективным:

«Неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан, как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат».

Рост пенсий не будет останавливаться, обещал Максим Топилин.

«Сокращения пенсий не будет, у нас будет только рост », — заявлял он в 2017 году.

«Нигде в мире, если это не Африка или не какие-то кризисные явления, пенсии не индексируются на 7%. Когда мы говорим о том, что инфляция стала низкой, мы начинаем думать, почему мы так низко индексируем пенсии. Мы не низко индексируем пенсии, мы индексируем их серьезно выше, чем инфляция», — говорил тогда экс-министр труда.

По его словам, за пять — шесть лет действия пенсионной реформы, выплаты могут увеличиться на 8–10%.

«Это серьезная прибавка, у нас такого роста реальных пенсий вообще не было никогда», — отмечал Топилин.


В 2013 году в России была принята новая пенсионная формула, разработанная Министерством труда и социальной защиты. Она предполагает, что будущая пенсия будет рассчитываться в т. н. баллах (или коэффициентах), зависящих от стажа, размера заработной платы и возраста выхода на пенсию.

«Предлагаемые изменения позволят сделать пенсионную систему более справедливой и сбалансированной. Законопроекты предусматривают отход от уравнительного принципа при установлении пенсий», — объяснял Топилин.

Несколько лет назад в правительстве обсуждался вопрос приостановки выплат пенсий россиянам, чей доход составляет 1 миллион рублей в год.

«Мы исходим из того, что это не коснется большинства граждан. Эта мера будет действительно касаться высокооплачиваемых категорий граждан, 1 миллион рублей — это 83 тысячи рублей в месяц. По нашим расчетам, это коснется порядка 220 тысяч человек», — делился Топилин.

Читайте также: