Топилин о повышении пенсионного возраста


Плавное повышение пенсионного возраста должно обеспечить рост пенсий нынешних и последующих пенсионеров. Собственно, ради этого и задумана реформа. Но хватит ли на всех денег, что ждет работающих пенсионеров и как сохранить здоровье для пяти-восьми дополнительных лет работы? Эти и другие вопросы "Российская газета" задала министру труда и социальной защиты Максиму Топилину.

Максим Анатольевич, когда на заседании правительства обсуждался законопроект по повышению пенсионного возраста, было заявлено, что благодаря этому пенсии увеличатся в 2019 году на тысячу рублей, а доход пенсионеров будет расти в среднем в год на 12 тысяч. Вы можете пояснить, эту тысячу получит каждый пенсионер?

Максим Топилин: Когда мы говорим о тысяче рублей, мы говорим о среднегодовой прибавке к средней пенсии неработающего пенсионера.

Условно говоря, если у человека средняя пенсия находится на уровне 14,5 тысячи рублей в месяц на конец 2018 года, то он будет получать на тысячу рублей в месяц больше в результате индексаций в феврале и апреле будущего года, то есть около 15,5 тысячи рублей. То есть суммарно за 2019 год пенсионер получит в среднем на 12 тысяч рублей больше, чем в 2018 году.

Первая индексация производится на уровень инфляции за прошлый год, вторая - в зависимости от доходов Пенсионного фонда России (ПФР). Точная сумма прибавки зависит от того, какую человек получает пенсию. Размер пенсии каждого гражданина индивидуален и зависит от его заработка и стажа работы.

А что, если доходы ПФР не позволят в следующем году прибавить к пенсии в среднем по тысяче рублей?

Максим Топилин: Позволят. Мы это просчитали. Для того и предлагается повышение пенсионного возраста, чтобы пенсионная система была более устойчивой и государство могло гарантировать гражданам индексацию пенсии выше инфляции.

И все-таки, давайте еще раз уточним. Это касается только неработающих пенсионеров? А как насчет работающих?

Максим Топилин: По действующему законодательству индексируются страховые пенсии именно неработающих пенсионеров. Повышенную пенсию получат и работающие пенсионеры - но только после того, как оставят работу.

При прекращении трудовой деятельности актуализируется стоимость пенсионного коэффициента - она увеличивается на все пропущенные индексации. Допустим, пенсионер с пенсией в 14 тысяч рублей работает в 2018 году, в 2019 году, но решает оставить работу, например, в июле 2020 года. После прекращения трудовой деятельности он получит пенсию в большем размере - с учетом прошедших индексаций в 2018, 2019 и 2020 годах.

Будет ли отменяться балльная система? И на что ее заменят?

Максим Топилин: Правительство решает задачу значительного повышения доходов пенсионеров через повышение пенсионного возраста.

Сейчас мы прорабатываем различные варианты индексации пенсий упреждающими темпами, с учетом повышения пенсионного возраста. В том числе обсуждается вопрос об определении коэффициента индексации, гарантирующего ежегодное повышение пенсий выше уровня инфляции.

Россия готовится к ратификации Конвенции № 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения". Каких сфер жизни общества она касается?

Максим Топилин: Работа по ратификации этой Конвенции велась давно. Законопроект предусматривает ратифицировать все разделы, кроме двух - по защите от безработицы и по семейным пособиям. По этим вопросам мы пока, к сожалению, не дотягиваем до стандартов, предусмотренных Конвенцией.

Конвенция устанавливает требования, в том числе к системам пенсионного обеспечения, по страхованию от несчастных случаев, по здравоохранению, по страхованию по временной нетрудоспособности.

Проанализировав законодательство по всем этим направлениям, мы видим, что в России с учетом планируемых мер по повышению пенсий оно соответствует требованиям Конвенции.

Отмечу, что по ряду пособий мы уже превышаем стандарты Конвенции. Например, по Конвенции минимальный размер пособия по родам женщине должен составлять не менее 45 процентов утраченной заработной платы. У нас же пособие по беременности и родам застрахованной женщине выплачивается в размере 100 процентов ее среднего заработка.

Или другой пример: Конвенцией предусмотрено, что количество получателей пособий в связи с материнством должно составлять не менее 50 процентов всех работающих по найму граждан. В России все работающие по трудовым договорам женщины являются застрахованными в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Конвенция требует, чтобы у типового, то есть среднестатистического, работника коэффициент замещения пенсией утраченного заработка составлял 40 процентов. Не получится ли, что после ее ратификации все расслабятся и власти перестанут работать над повышением пенсий?

Максим Топилин: Конвенция закрепляет минимум, ниже которого страна не имеет права устанавливать гарантии.

Это не означает, что Россия остановиться на предписанных минимальных стандартах и не будет улучшать пенсионное обеспечение или обеспечение по другим видам социального страхования. Наоборот, ратификация 102-й Конвенции позволит социальным партнерам - правительству, профсоюзам и работодателям, постоянно повышать планку пенсионного обеспечения.

Копим на пенсию. Есть варианты?

А что с индивидуальным пенсионным капиталом?

Максим Топилин: Индивидуальным пенсионным капиталом занимаются Минфин России и Центробанк.

Перечисление взносов на накопительную пенсию в том виде, в котором она была придумана в 2002 году, как изъятие из стандартного тарифа шести процентов и компенсация этого изъятия Пенсионному фонду за счет трансфертов, было приостановлено. Мне кажется, что уже и минфин согласился с тем, что в таком формате она сохранена быть не может. Поэтому сейчас идет работа над идеологией индивидуального пенсионного капитала. Пока в минтруд законопроект об индивидуальном пенсионном капитале не поступал.

А есть идеи по развитию корпоративных пенсионных систем?

Максим Топилин: Корпоративные пенсионные системы существуют, но слабо развиты, потому что у нас, к сожалению, не так много компаний, которые могут содержать такие системы. Чем больше граждан в стране будут получать высокие зарплаты, тем больше у них будет возможностей откладывать на пенсию, в том числе с помощью корпоративных систем.

Плюс важно продолжать совершенствовать систему гарантий. В накопительной пенсионной системе она была создана только после 2015 года.

Часть людей предпочитают вкладывать свободные деньги, например, в недвижимость, и это тоже своего рода накопление на пенсию, попытка застраховать свою старость. Или копят деньги на счетах в банках. Каждый поступает в силу понимания надежности этих инструментов.

Считаю, что для граждан должны быть созданы дополнительные стимулы участвовать в накопительной пенсионной системе, в индивидуальном пенсионном капитале. Например, софинансирование со стороны работодателей, дополнительная защита этих накоплений.

Вы сказали, что уровень зарплат имеет первостепенное значение для ответа на вопрос - копить на пенсию или не копить. Вы планируете стимулировать работодателей повышать зарплаты или развивать пенсионные системы?

Максим Топилин: Вместе с законопроектом о повышении пенсионного возраста мы внесли в Госдуму России законопроект, который фиксирует для работодателей тариф страховых взносов в ПФР на уровне 22 процентов от фонда оплаты труда. Раньше он был установлен на уровне 26 процентов, а ставка в 22 процента была льготной, и эта льгота каждый год продлевалась. Бизнес не знал - отменят ее на будущий период или нет. Сейчас появится ясность. И это - сигнал работодателям, что нужно повышать зарплату. По крайней мере, у них для этого появится больше ресурсов.

Берегите мужчин!

Сейчас вы предлагаете повысить пенсионный возраст для женщин на восемь лет, для мужчин - на пять. А где гарантия, что спустя несколько лет вы снова не поднимете планку?

Максим Топилин: В данный момент с учетом демографических тенденций разумно установить границы пенсионного возраста после переходного периода - 65 лет для мужчин и 63 года для женщин.

Но больше 65 лет пенсионный возраст по Конвенции № 102 не может быть, если только государство не предоставит убедительные расчеты о необходимости установления более высокого возраста с учетом утраты трудоспособности.

Кстати, возможность повышения пенсионного возраста именно сейчас была прописана еще в 1995 году в постановлении правительства "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ". В нем написано: "Проблему повышения пенсионного возраста можно было бы решить с учетом демографического развития в Российской Федерации, предусмотрев в законе постепенный переход на новые условия назначения пенсий, начиная со второго десятилетия следующего века".

То есть сейчас самое подходящее время для повышения пенсионного возраста?

Максим Топилин: Мы не могли предложить это раньше, потому что продолжительность жизни была не такой высокой.

В 2000 году у мужчин она была 59 лет, в 2017 году - 67,5, то есть увеличилась на восемь с половиной лет. За тот же период у женщин продолжительность жизни увеличилась почти на шесть лет - с 72,3 до 77,6 года. И продолжительность жизни будет расти дальше.

К завершению переходного периода, то есть когда пенсионный возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, а для женщин к 2034 году - на 7,64 года и составит 85,3 года.

Однако правильно исследовать и такой показатель, как период получения пенсий гражданами после достижения пенсионного возраста. С точки зрения пенсионного страхования это единственно важный критерий и именно его берут за основу все страны при расчетах пенсионного возраста. Сейчас мужчины живут в среднем на пенсии 16,5 года, а женщины - 26. И этот период не уменьшится в условиях повышения пенсионного возраста.

Сейчас наиболее подходящий момент для начала постепенного повышения пенсионного возраста и балансировки пенсионной системы, особенно исходя из того, что на одного пенсионера в России приходится менее двух граждан в трудоспособном возрасте. Если не сделать этот шаг, придется либо существенно увеличивать тариф в Пенсионный фонд, либо понижать пенсии, что, конечно, не допустимо.

Увеличение пенсионного возраста - общемировой способ балансировки пенсионной системы. Из стран с пенсионной системой, охватывающей все населения, мы остались последними с таким низким пенсионным возрастом.

Тем не менее есть оценки, что только треть мужчин доживают сейчас до пенсионного возраста, а до 65 лет еще меньше.

Максим Топилин: Официальной статистики по этому поводу не существует. Но то, что мужчин до пенсионного возраста доживает меньше, чем женщин, - это правда.

У мужчин и женщин сильно различаются показатели смертности в трудоспособных возрастах. По разным причинам. Играют свою роль алкоголь и курение, внешние причины.

И наша ключевая задача сделать так, чтобы таких потерь среди мужчин в трудоспособном возрасте было гораздо меньше. Если мы сумеем это сделать, то продолжительность жизни в России вырастет еще больше, чем мы прогнозируем.

Что минтруд может сделать для этого?

Максим Топилин: Мы планируем переформатировать 125-й закон о страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Сейчас мы видим, что количество профзаболеваний в России очень низкое. Шесть-восемь тысяч случаев на страну, где работает 70 миллионов человек. Это значит, что мы их просто не выявляем. Должна быть определена линейка медицинских манипуляций для их выявления и перестроена система страхования, чтобы работодателям было выгодно выявлять профзаболевания работников на ранних стадиях. Надо создавать службы профпатологии, профрисков на производствах, где эти риски существенны.

Заболевания, выявленные на ранних стадиях, гораздо быстрее и менее затратно пролечить. Кроме того, если у человека обнаружены появившиеся отклонения в здоровье, его нужно переобучить, помочь найти ему другую работу.

Мы обсуждаем все эти вопросы с коллегами из минфина, они нас в принципе поддерживают.

Стаж имеет значение

Какие еще меры прорабатываются?

Максим Топилин: Возможно изменение страхования по временной нетрудоспособности. Сейчас сколько бы больничных листов ни оформляли работники и какой бы ни была их продолжительность, предприятие все равно платит в фонд соцстраха тариф 2,9 процента от фонда заработной платы.

Получается, что работодатели, которые вкладываются в систему охраны труда и здоровье работников, находятся в равных условиях с теми, кто не вкладывается. Более того, за счет предприятий, где люди редко берут больничные, платится пособие по временной нетрудоспособности работником организаций, где они их берут часто и надолго. Мы не говорим, что нужно увеличить тариф в фонд соцстраха, но полагаем, что можно было бы ввести скидки и надбавки для работодателей.

Мы планируем обсудить с профсоюзами и работодателями, как можно систему внутри этого вида страхования настроить, чтобы у работодателей был стимул сохранять здоровье людей на производстве. Это будет серьезным вкладом в рост продолжительности жизни и снижение смертности в трудоспособном возрасте.

Если, положим, после повышения пенсионного возраста человек доработал, скажем, до 62 лет и понял, что устал и дальше работать не хочет или не может, какую пенсию ему в итоге назначат?

Максим Топилин: Вы имеете в виду, если человек сам уволился и не работает до пенсии?

После наступления пенсионного возраста он получит ту пенсию, на которую имеет право, которую заработал в течение всей свой жизни - в зависимости от страхового стажа и накопленных индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Вы планируете пересмотреть страховой стаж?

Максим Топилин: Нет, не планируем. Для получения страховой пенсии он так и останется - минимум 15 лет. И накопить за этот период нужно будет не менее 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Почему вы не предложили сохранить существующие пропорции при повышении пенсионного возраста, чтобы разница у мужчин и женщин составляла, как сейчас, пять лет?

Максим Топилин: Мы попытались совместить две вещи. С одной стороны, женщины, к счастью, живут дольше мужчин - на 10 лет. Чтобы быть ближе к правильному построению пенсионной системы, разницу, которая перешла из СССР, нужно было сокращать.

С другой стороны, женщина традиционно выходит на пенсию раньше, потому что она несет более высокую семейную нагрузку, больше занимается воспитанием детей и внуков.

Хотя во многих странах мира возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин одинаковый.

Из тени - в свет

Тема борьбы с теневой занятостью станет актуальнее в связи с пенсионной реформой? Из-за серой занятости в пенсионную систему поступает меньше денег.

Максим Топилин: Конечно. Вместе с минфином, работодателями, профсоюзами, которые тоже этот вопрос ставят, мы будем прорабатывать дополнительные меры для снижения серой занятости, потому что это колоссальный дополнительный ресурс для солидарной пенсионной системы.

Все, кто работает сегодня нелегально, завтра придут за пенсиями. И будут возмущаться, если прав для страховой пенсии будет накоплено не достаточно и вместо нее им назначат социальную, которая меньше страховой и назначается на пять лет позже.

Люди должны понимать, что без страхового стажа они не смогут попасть в пенсионную систему, им нужно легализовываться. Другой вопрос - слышат они нас или не слышат и почему не всегда реагируют на наши предложения. И достаточный ли мы даем мотивационный стимул?

Есть другой аспект. Человек работает в тени, но хочет платить взносы в Пенсионный фонд, чтобы потом не остаться без пенсии.

Максим Топилин: Хочет, но не идет в Пенсионный фонд, потому что самостоятельная уплата взносов сопряжена с бумажной волокитой.

Значит, наша задача - упрощать возможность для граждан платить за себя самостоятельно или, скажем, за домашних работников. Нужно создавать удобные цифровые сервисы, чтобы человек мог зарегистрироваться в них и направлять страховые платежи с любого устройства.

Мы в рамках пакета по самозанятым, который готовят минюст и минфин, предложили внести изменения в Трудовой кодекс, чтобы физлица, нанимая работников, не заключали с ними трудовые договоры, ведь все равно этого не происходит на практике.

То есть мы должны, с одной стороны, обеспечить самозанятым простейшие возможности для легализации, а с другой - давать им постоянно сигналы: если вы не будете входить в систему, все равно мы увидим, что вы продолжаете оставаться нелегалом, а значит, ФНС примет меры по взысканию с вас всех обязательных платежей.

Как досрочно выйти на пенсию

Максим Анатольевич, давайте еще раз проговорим, что предлагается изменить для "досрочников", тех, кто может раньше выйти на пенсию.

Максим Топилин: Для работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда в угольной, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые "списки", получателей досрочной пенсии по социальным основаниям, пострадавших от техногенных катастроф (чернобыльцев, семипалатинцев), ничего не меняется.

Для работников образования, здравоохранения и творческих работников институт досрочных пенсий тоже сохраняется: новых требований к специальному стажу нет - это от 15 до 30 лет, в зависимости от категории таких работников. Но, поскольку увеличивается общий возраст выхода на пенсию, для данных граждан пенсионный возраст тоже повышается - на восемь лет.

То есть если сейчас учительница пришла работать в школу в 22 года и стаж, дающий право на досрочную пенсию для нее 25 лет, значит, она выходит на пенсию в 47 лет. По новой схеме она выйдет в 55 лет.

И здесь тоже действует мягкий переходный период. Например, если педагог выработал необходимый стаж в 2020 году, то он выйдет на пенсию в 2022 году, если выработал стаж в 2026 году и позже, то через 8 лет - в 2034 году и позже.

После приобретения спецстажа такие работники могут продолжать трудиться по специальности или уйти работать в другую сферу. В этот период за них тоже будут перечислять взносы в Пенсионный фонд, благодаря чему их пенсия в итоге будет выше, чем если бы они ушли на нее сразу.

У нас до сих пор не утверждена нормативная база по расчету пенсионных коэффициентов. Методики существуют, но не подписаны. Какова их судьба?

Максим Топилин: Действительно, методики не утверждены, но работа по их межведомственному согласованию продолжается. Отмечу, что их отсутствие не мешало индексировать пенсии, поскольку все основные показатели пенсионной системы заложены в бюджете Пенсионного фонда России, который принимается законом.








Евгения Корельская, «АиФ»: Максим Анатольевич, правда ли, что дополнительные деньги, которые появятся в результате повышения пенсионного возраста, будут направлены на индексацию пенсий? Какую прибавку в таком случае стоит ждать пенсионерам в 2019 г. и дальше?

Максим Топилин: Правительство и предпринимает этот шаг - изменение пенсионного возраста, чтобы в пенсионную систему поступало больше средств. Все дополнительные средства, которые появятся в результате такой меры, пойдут на пенсии. Мы рассчитали, что средняя прибавка к средней ежемесячной пенсии неработающего пенсионера в 2019 г. составит 1 тыс. руб. То есть если сейчас пенсионер в среднем получает 14,4 тыс. руб. в месяц, то в 2019 г. размер его среднемесячной пенсии будет 15,4 тыс. руб. В итоге за 2019 г. пенсионер получит примерно на 12 тыс. руб. больше, чем в 2018-м. В последние годы, к сожалению, мы могли индексировать пенсии лишь на 300-500 руб. в год. Я говорю именно о средней прибавке, поскольку размер пенсии индивидуален.

Индексация пенсий будет не только в 2019 г., но и далее. Повысив пенсионный возраст, мы сможем ежегодно индексировать пенсии на уровень выше инфляции, а не по инфляции, как сейчас. Работающие пенсионеры тоже получат прибавку - но когда прекратят работать: им пересчитают пенсию с учётом всех прошедших индексаций.

- На ваш взгляд, каким должен быть достойный размер пенсий в нашей стране, чтобы старики чувствовали себя обеспеченными и не считали каждую копейку?

- Безусловно, пенсии должны быть выше. Но надо понимать, что пенсия - это производная от зарплаты. Нам - и правительству, и коммерческому сектору - необходимо решать задачу роста заработной платы. Будут зарплаты выше - значит, и пенсии будут выше. Кроме того, нужно развивать сектор добровольных пенсионных накоплений. И здесь надо работать над повышением доверия граждан к НПФ и совершенствованием гарантий для участников накопительных программ. Этими вопросами плотно занимаются Минфин и Центробанк. Дополнительный ресурс для повышения пенсий - это вывод из тени тех, кто работает нелегально, ведь за них не уплачиваются страховые взносы. Сейчас таких граждан, по нашей оценке, около 15 млн. Если бы они трудились официально, в пенсионную систему приходило бы больше взносов.


Что ждёт досрочников?

- В большинстве стран пенсионный возраст у мужчин и женщин одинаковый. Почему у нас предлагается мужчинам работать дольше, если живут они меньше?

- Многие страны идут по пути уравнивания возрастов выхода на пенсию мужчин и женщин. Мы же предлагаем сохранить разрыв, учитывая роль женщины в российской семье. Женщина рожает и воспитывает детей, в основном женщина занимается домашними делами - таков уклад нашей жизни, его нельзя списывать со счетов.

Что касается продолжительности жизни мужчин, то, дей­ствительно, они живут меньше женщин, но всё же сейчас мужчины живут дольше, чем в 90-х. С 2000 по 2017 г. рост продолжительности жизни мужчин составил 8,5 года, это значительный рывок. И, по прогнозам, этот показатель будет расти - в 2030 г. будет уже 75,8 года.

Конечно, здесь важны программы по ЗОЖ, против алкоголя и табакокурения, охрана труда в травмоопасных отраслях, повышение качества услуг в здравоохранении и так далее. Это комплексный вопрос, и правительство им занимается.


- Как будет увеличиваться возраст для большинства граждан страны, понятно. А что ждёт педагогов, медиков и творческих работников?

- Для них институт досрочной пенсии сохраняется. Не меняется и длительность профессионального стажа - 15-30 лет в зависимости от категории работников. По завершении переходного периода в 2034 г. пенсия им будет назначаться через 8 лет трудовой деятельности, и не имеет значения какой - продолжение это работы, допустим, учителем или другим специалистом. Для примера: если учитель начал работать в 21 год, выработал стаж в 46 лет, то пенсия будет назначена в 54 года. В течение переходного периода кто-то выйдет через 2 года после выработки стажа, кто-то - через 4 и т. д. Сейчас около 80% учителей и медиков продолжают работать после назначения пенсии.

- Северянам тоже предлагается поднять пенсионный возраст. Не начнёт ли население переезжать в более комфортные места и Крайний Север опустеет?

- Крупные работодатели на северных территориях создают такие условия для своих работников, что люди там закрепляются. И в целом сегодняшние условия жизни там, конечно, не сравнимы с теми, которые были в 50-е гг., когда северянам был установлен пониженный пенсионный возраст. Мы отмечаем, что на Севере продолжительность жизни в некоторых регионах выросла даже больше, чем по России: например, на Чукотке - на 6,9 года за 2010-2016 гг., тогда как в среднем по стране рост составил за тот же период 2,9 года.

Для северян также предусматривается переходный период. По его завершении мужчины будут выходить на пенсию в 60 лет, женщины - в 58 лет. То есть для этой категории работников возраст выхода на пенсию и после повышения будет ниже обще­установленного.


«Безработица выше среди молодёжи»

- Будут ли меняться другие параметры нынешней пенсионной системы: пенсионные коэффициенты, необходимый стаж и баллы и др.?

- Нет, здесь всё без изменений. Чтобы получить право на страховую пенсию, гражданам надо иметь не менее 15 лет стажа и 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Эта норма в полном объёме вступит в силу в 2025 г. Если человек не формировал достаточно прав для страховой пенсии, ему будет назначена социальная пенсия. Она ниже страховой и оформляется на 5 лет позже, чем страховая.

- Профсоюзы называют главные риски повышения пенсионного возраста - безработица среди пожилых людей и возможное увеличение количества бедных. Как Минтруд собирается решать эти проблемы?

- Безработица среди граждан старшего возраста - преувеличенная проблема. Да, на определённых рабочих местах действительно эффективнее молодые. Но ни один работодатель не отпустит квалифицированного специалиста, который работал на него продуктивно, просто из-за возраста. Я сам пытаюсь удержать нескольких сотрудников, которые достигли пенсионного возраста. Кроме того, численность граждан в трудоспособном возрасте сокращается из-за демографической ямы 90-х. Это, наоборот, даст возможность людям старших возрастов трудиться дольше.


Мы допускаем, что потребуется увеличить объём программ повышения квалификации или переобучения для работников старшего возраста. Региональные службы занятости занимаются обучением граждан предпенсионного и пенсионного возраста с 2014 г. и продолжат это делать. Кроме того, инспекция по труду, а также суды разбирают и будут разбирать все жалобы граждан по причине дискриминации. В целом я не ожидаю всплеска безработицы граждан старших возрастов. Сейчас безработица гораздо выше среди молодёжи, чем среди пожилых.

- Некоторые эксперты прогнозируют, что в случае повышения пенсионного возраста увеличится количество получателей пенсий по инвалидности и бюджет может проиграть. Как вы относитесь к такому мнению?

- Мы прорабатывали этот вопрос и не согласны с таким мнением. В предпенсионном и раннем пенсионном возрасте тенденция роста доли инвалидов только начинает проявляться и определяется исключительно состоянием здоровья, а не наличием или отсутствием работы. Более значительный рост числа инвалидов отмечается в старших возрастных группах - 70 лет и старше.


- Минтруд предложил обеспечить единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в регионах. Приводятся цифры: в 14 регионах он занижен, в 71 - завышен. Что это значит? Не будут ли в результате сокращены социальные доплаты к пенсии в 71 регионе?

- Единый подход обеспечит более корректный расчёт прожиточного минимума пенсионера. Пенсионерам не стоит беспокоиться: эти изменения не скажутся на размере дохода. В законодательстве закреплено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера с учётом социальной доплаты к пенсии не может быть меньше той суммы, которую он получал в предыдущем году.

В Минтруда считают, что предпенсионеры полны сил и рвутся на работу



Количество рабочей силы в России остается «практически стабильным», несмотря на снижение численности населения трудоспособного возраста. Об этом заявил глава Минтруда РФ Максим Топилин на встрече министров труда стран G20 в японском городе Мацуяма.

По данным Топилина, за последние пять лет в России доля лиц старше трудоспособного возраста в численности занятых увеличилась с 8,5% до 9,6%. В итоге более 95% экономически активного населения страны работают. Он также добавил, что в РФ введены специальные меры по недопущению дискриминации на рынке труда пожилых людей.

«Сейчас в России занято 7,3 млн. человек старше трудоспособного возраста», — уточнил Топилин.

Заметим, эта оптимистичная картина не вполне стыкуется с данными Пенсионного фонда. Ранее газета «Известия» со ссылкой на ПФР сообщила, что больше половины предпенсионеров в России оказались безработными. Только 4 из 10 миллионов россиян этого возраста трудоустроены — речь, напомним, идет о людях, которым до выхода на пенсию остается пять лет. Все это — следствие повышения пенсионного возраста в ходе пенсионной реформы.

Но суть не только в этом. Интересны причины, по которым глава Минтруда пытается представить дело так, будто пожилые в России преисполнены энергии и сил (в ходе своего выступления Топилин особо подчеркивал, что за последние 15 лет средняя продолжительность жизни россиян увеличилась на восемь лет, в том числе мужчин — на 9,2 года), так и рвутся на работу. Глава ведомства также сообщил, что к 2030 году средняя продолжительность жизни достигнет 80 лет (против 73-х сейчас). Нам бы всем порадоваться таким перспективам, только как-то не до веселья. Ведь если продолжительность возрастет, то государству надо будет больше тратиться на пенсионеров. И все результаты нынешней пенсионной реформы, с точки зрения властей, пойдут коту под хвост.

Похоже, Минтруда начинает готовить общественное мнение к еще одному повышению пенсионного возраста. И это не конспирология. Вспомните, что именно с бодрых рапортов о демографическом рывке России начиналась «артподготовка» нынешней пенсионной реформы, в ходе которой пенсионный возраст подняли сразу на пять лет. На сколько поднимут пенсионный возраст на этот раз — на три года, на четыре, на пять?

Можно вспомнить и другое. На Апрельской конференции в Высшей школе экономики был представлен доклад Юрия Горлина и Виктора Ляшка «Повышение пенсионного возраста: пейзаж после…». Из него следовало, что отставание уровня пенсий от зарплат будет нарастать, и вести к падению качества жизни пенсионеров. В результате после 2028 года властям придется вернуться к обсуждению нового повышения пенсионного возраста.

По расчетам авторов доклада, нынешнее повышение пенсионного возраста дало результат. Без него коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате, которое по стандартам МОТ должно быть не менее 40%) снизился бы с 32,8% в 2018 году до 27,9% к 2030 году, а потом и до 22,9% к 2050 году. Эти выкладки справедливы, если исходить из более-менее реалистичного прогноза роста ВВП на 1,5% в год.

Повышение возраста выхода на пенсию при таком росте ВВП динамику снижения замедляет.

Проблема, однако, в том, что разрыв пенсий и зарплат будет увеличиваться при ускорении роста экономики. Чем выше будут темпы роста ВВП, тем больше пенсии будут отставать от зарплаты, отмечали авторы доклада.

Тем временем пенсионные обязательства государства будут расти, возникнет риск устойчивости пенсионной системы, а после 2024 года, и особенно после 2028-го, когда закончится переходный период пенсионной реформы, возможности сохранения заявленного государством роста пенсий (к которому уже «привыкнет» население) будут ограничены, отмечали аналитики.

По мнению авторов доклада, обсуждение этих проблем нельзя откладывать. Как минимум надо отойти от представления, что с нынешним повышением пенсионного возраста все проблемы решены.

Так что, возможно, Топилин и работает в данном направлении — напоминает, что болезненную операцию придется повторить, даже если общество воспринимает эту идею в штыки.

— Когда Топилин говорит, что 95% активного населения РФ работает, он выдает желаемое за действительное, — считает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Скорее всего, реальные цифры о состоянии рынка рабочей силы засекречены. Потому что их публикация вызывала бы шок в обществе: ну откуда в России могут взяться рабочие месте, когда практически все промышленное производство прекратило свое существование?!

Я, например, живу в подмосковном рабочем поселке Тучково. Еще 30 лет здесь работало около десятка предприятий, а сам поселок был центром строительной индустрии Московской области. Сегодня ни одно из этих предприятий не работает, а люди находят работу исключительно в Москве.

Тучкову повезло — до столицы 80 км на электричке. Мужчины, как правило, устраиваются в Москве работать охранниками, женщины — продавщицами и уборщицами. Но в России масса городов, где население сидит без работы и без шансов трудоустроиться вообще.

Недавно я побывал в Кондопоге (Карелия). Там в советское время был знаменитый целлюлозно-бумажный комбинат — один из крупнейших в Союзе. На нем трудилось чуть ли не половина населения города.

Сегодня комбинат практически встал. Кроме того, встали все другие предприятия Кондопоги. В результате в городе, численность населения которого за последние годы сократилась на 20%, найти работу практически невозможно.

И вот на этом фоне звучат победные реляции Топилина, что безработица в стране снижается, а трудоспособное население устроено и счастливо работает.

«СП»: — Ситуация с занятостью может повлиять на дальнейшее увеличение пенсионного возраста?

— У меня нет сомнений, что правительство будет пытаться найти выход из нынешнего положения, повышая пенсионный возраст. 20 лет назад Владимиром Путиным был взят курс на построение сырьевой энергетической сверхдержавы. Этот курс привел Россию к системному кризису. Причем, ситуация вокруг «Северного потока-2» показывает, что попытки США посадить Европу на американский сжиженный газ вполне могут увенчаться успехом. И тогда деньги, вложенные нашим правительством в газопроводы, попросту пропадут — наше сырье в Европе окажется ненужным.

И что, спрашивается, мы будем в такой ситуации делать? Как правительство сможет кормить пенсионеров?

Вот тогда у кабмина, я считаю, останется единственный выход: повышать пенсионный возраст. Чтобы люди, которые должны были получать пенсию, выкручивались своими силами.

«СП»: — Что это будет означать в масштабах страны?

— Полную ликвидацию социального государства. Неспроста в правительственных кругах уже давно идут разговоры, что социальное государство является тормозом развития экономики РФ.

На деле, речь идет о возвращении России в социальных вопросах на уровень XIX-го столетия. В то время как развитые страны движутся в прямо противоположном направлении: достаточно посмотреть на уровень социальной поддержки населения в Норвегии, Швеции или тех же США.

Но Россию ее нынешнее руководство, похоже, ведет особым путем. И это, к сожалению, неизбежно приведет к тяжелым последствиям.

«СП»: — Почему вы так считаете?

— Потому что люди окажутся в безвыходном положении — до пенсии далеко, а устроиться на работу невозможно. Дело не только в дефиците рабочих мест. Работодателям не нужны пожилые сотрудники, которых невозможно использовать на всю катушку. В итоге миллионы людей, я считаю, будут лишены средств к существованию.

Это, уверен, чревато дестабилизацией ситуации в стране. Такое впечатление, что наше руководство так и не сделало выводов из истории Росси за последние 100 лет. Кремль считает, что при любом раскладе удержит ситуацию под контролем. На мой же взгляд, власти совершают роковую ошибку.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: