Требования к деятельности негосударственного пенсионного фонда

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. Обязательное пенсионное страхование позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости. Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Бесплатно по России

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.


Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, фонд Сбербанка или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.


Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

ПлюсыМинусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют ихПри смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государствомВ случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда)Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаяхДлительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Переводить средства из одного фонда в другой, из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

Государственное разрешение на осуществление деятельности НПФ может быть отозвано в случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.


Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Роль любого правительства, в том числе и Российской Федерации, заключается в заботе о своих гражданах. Также одна из главных обязанностей государства — выплата пенсий лицам, которые не имеют возможности трудиться из-за старости или ряда других причин. Вопросами пенсионного обеспечения, помимо ПФР, занимаются также негосударственные фонды (НПФ).

Определение НПФ и негосударственной пенсии

Основной деятельностью Негосударственного пенсионного фонда (НПФ) является негосударственное пенсионное обеспечение граждан. Данную деятельность НПФ должен осуществлять, основываясь на лицензии, которая позволяет ему выполнять все вышеперечисленные обязанности.

Негосударственная пенсия — это денежные средства, которые выплачиваются гражданину от НПФ.

В ПФР размер и график пенсионных начислений устанавливается законодательно, а выплаты происходят по достижению пенсионного возраста. В то время как в НПФ гражданин сам определяет сумму и график своих взносов.

Значительным плюсом НПФ считается то, что накопления на счету будущего пенсионера складываются не только из взносов лица, но и благодаря ежегодному инвестиционному доходу НПФ.

Закон предусматривает возможность получения накопительной части пенсии в НПФ только после выхода на заслуженный отдых. До этого времени забрать накопления нельзя.

Досрочные выплаты из НПФ возможны для группы лиц, имеющих право на пенсию по льготным условиям. К ним относятся:

  • работающие на вредных производствах;
  • инвалиды 1–3 группы;
  • шахтеры;
  • педагоги, учителя;
  • работающие на Крайнем Севере;
  • служащие МЧС;
  • имеющие дело с радиацией, ядами.

Как работают НПФ?

Чтобы определить условия пенсионных выплат от НПФ, необходимо для начала выбрать тариф. На практике существует две основные схемы.

  • размер будущей пенсии гражданина устанавливается НПФ;
  • деньги будут поступать человеку с момента его выхода на пенсию и вплоть до самой смерти;
  • размер и график пенсионных выплат закрепляет договор сторон.

  • гражданин может сам определить срок своих выплат и прописать их в договоре;
  • по желанию человек сам определяет график получения своих денег;
  • размер выплат также должен быть прописан в договоре между клиентом и фондом.

Стоит уточнить, что данные схемы могут комбинировать и заменять по усмотрению обратившегося в фонд гражданина.

Правопреемникам умершего лица

Если гражданин, имевший накопления в НПФ, умер, забрать сбережения, включая доходы от инвестирования, могут правопреемники.

Основанием для получения накопительных пенсионных средств являются:

  • завещание умершего, в котором указано любое физическое лицо;
  • родственники первой очереди – дети, супруга, родители (по законодательству);
  • при их отсутствии правопреемниками становятся представители второй очереди – сестры, братья, бабушки, дедушки, внуки. Чтобы обналичить пенсионные накопления, необходимо подать заявление в НПФ в течение 6 месяцев после смерти гражданина.

Для открытия наследственного дела нужно представить такие документы :

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • документ, подтверждающий родство, – свидетельство о браке, о рождении;
  • СНИЛС умершего; свидетельство о смерти.

Кто может получить накопительную часть пенсии единовременно

Забрать из НПФ единоразовые выплаты можно при выполнении условий, оговоренных законодательством РФ. Возраст гражданина должен соответствовать требованию: начиная с 1967 года рождения и старше. Закон предусматривает денежные выплаты накопительной составляющей в случае:

  • получения минимальной пенсии по старости;
  • участия в программе софинансирования накоплений;
  • ежемесячной накопительной выплаты не более 5 процентов от пенсии по старости с учетом фиксированной части.

Единовременно забрать накопительную составляющую могут граждане, которые имеют:

  • сертификат на материнский капитал, используемый для увеличения НЧП;
  • пенсию по потере кормильца;
  • нетрудоспособность, связанную с инвалидностью;
  • недостаточный стаж для страховой пенсии по старости;
  • право на социальное государственное пенсионное обеспечение.

Как происходит выплата?

Первое, что нужно сделать гражданину, решившему формировать свою будущую пенсию в негосударственном фонде — обратиться в НПФ с соответствующим заявлением и подготовить все необходимые документы.

Первая выплата должна произвестись гражданином в 30-дневный срок после написания заявления.

Объём и сроки выплат определяются несколькими показателями:

  • правилами конкретного негосударственного пенсионного фонда;
  • выбранной гражданином пенсионной схемой;
  • количеством накопленных средств на момент оформления пенсии.

Пенсионер может получать денежные выплаты одним из перечисленных способов на своё усмотрение: банковская карта или счёт; почтовый перевод.

Размер государственной пенсии должен быть выше прожиточного минимума.

Плюсы и минусы

Решив обратиться в НПФ и доверить ему свои деньги, гражданин должен ответственно подойти к такому шагу, ведь у НПФ, как и в любой сфере, есть как свои плюсы, так и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • будущий пенсионер может сам решать, сколько он будет перечислять в НПФ и в какой промежуток времени;
  • клиент может установить срок, с которого фонд будет перечислять ему пенсию, а также определить размер этих выплат;
  • человек, обратившийся в НПФ, может ещё на стадии подписании договора определить правопреемника своих накоплений;
  • любые взносы в НПФ можно расценивать, как долгосрочный денежный вклад, на который ко всему прочему ещё и начисляются проценты.

Главным плюсом НПФ в отличие от ПФР считается гибкость и свобода выбора, где каждый обратившийся самостоятельно определяет все условия.

  • индексация, проводимая НПФ, иногда не покрывает тех потерь финансовых накоплений, которые происходят из-за инфляции;
  • ввиду нестабильной ситуации в законодательстве невозможно предугадать, какие произойдут изменения в сфере деятельности НПФ;
  • вероятность попасться в руки мошенников, действующих от имени фонда. Они заманивают людей в свои организации различными обманными способами, поэтому обязательно нужно проверять НПФ на благонадёжность.

Если статья была полезна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

определены статьями 36.1 и 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах".

Требования к негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Обязательное пенсионное страхование может осуществлять негосударственный пенсионный фонд

в установленном порядке получивший лицензию,

зарегистрировавший в Банке России страховые правила фонда и

вступивший в систему гарантирования прав застрахованных лиц.

Обязанности негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязан:

уведомлять в порядке, определяемом Банком России, Пенсионный фонд РФ о вновь заключенных негосударственным пенсионным фондом договорах об обязательном пенсионном страховании в течение одного месяца со дня их подписания;

бесплатно предоставлять один раз в год застрахованным лицам по их обращению способом, указанным ими при обращении, информацию о состоянии их пенсионных счетов накопительной пенсии и информацию о результатах инвестирования негосударственным пенсионным фондом средств пенсионных накоплений, в том числе о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результатах их инвестирования, по форме, утверждаемой Пенсионным фондом РФ, а также предоставлять застрахованным лицам информацию о видах выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений,

в течение 10 дней со дня обращения (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);

уведомлять в порядке и сроки, которые установлены Пенсионным фондом РФ по согласованию с Банком России, Пенсионный фонд РФ об установлении накопительной негосударственным пенсионным фондом пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты застрахованным лицам (в том числе о факте, периодичности и размере установленных выплат, об их корректировке, о суммах осуществленных выплат и выплатах правопреемникам умерших застрахованных лиц) в соответствии с Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом "О накопительной пенсии", Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";

отражать на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц по состоянию на 31 декабря каждого года не позднее 31 марта следующего года результаты инвестирования негосударственным пенсионным фондом средств пенсионных накоплений, в том числе дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии;

отдельно отражать на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц, которым еще не установлена негосударственным пенсионным фондом выплата за счет средств пенсионных накоплений, по состоянию на 31 декабря года, в котором истекает кратный пяти годам срок с года вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом, не позднее 31 марта следующего года средства пенсионных накоплений, в том числе дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и гарантийного восполнения, размер которых определяется в соответствии со статьей 36.2-1 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

производить назначение и осуществлять выплату застрахованным лицам накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом "О накопительной пенсии", Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", со страховыми правилами негосударственного пенсионного фонда и с договорами об обязательном пенсионном страховании;

осуществлять выплаты правопреемникам застрахованных лиц в порядке, установленном Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом "О накопительной пенсии", правилами негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию и договорами об обязательном пенсионном страховании;

передавать по поручению застрахованного лица средства пенсионных накоплений в Пенсионный фонд РФ или другой негосударственный пенсионный фонд в случаях и объеме, предусмотренных Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

передавать средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, в Пенсионный фонд РФ в случае смерти застрахованного лица до назначения накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты;

передавать средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, в Пенсионный фонд РФ в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда РФ о передаче средств материнского капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии в негосударственном пенсионном фонде;

извещать Пенсионный фонд РФ и застрахованное лицо о невозможности передачи суммы средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, в размере, указанном в уведомлении Пенсионного фонда РФ о передаче средств материнского капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии в негосударственном пенсионном фонде;

информировать Пенсионный фонд РФ на основании его запроса о размере средств материнского капитала, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, с учетом результата их инвестирования, не позднее 10 дней со дня получения указанного запроса;

передавать средства пенсионных накоплений в Пенсионный фонд РФ в случаях, установленных законодательством РФ;

направлять ежеквартально в Банк России отчет по формам, установленным Банком России;

информировать Банк России об изменениях в учредительных документах, о персональном составе органов управления негосударственного пенсионного фонда и органов контроля за его деятельностью, о заключении, об изменении или о расторжении (прекращении) договоров с субъектами отношений по обязательному пенсионному страхованию;

требовать от управляющих компаний перечисления негосударственному пенсионному фонду денежных средств в обеспечение прав застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ, а также денежных средств, необходимых для уплаты гарантийных взносов и для осуществления отчислений в резерв по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", в порядке и сроки, установленные договорами доверительного управления с указанными управляющими компаниями;

уведомлять в случае принятия решения о приостановлении привлечения новых застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию об этом Банк России и Пенсионный фонд РФ и опубликовывать соответствующую информацию в средствах массовой информации.

Срок приостановления привлечения новых застрахованных лиц не может составлять менее одного года и начинается с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего решения.

Уведомление Банка России и Пенсионного фонда РФ и опубликование информации в средствах массовой информации должны осуществляться в срок до 31 декабря года, предшествующего году отказа от привлечения негосударственным пенсионным фондом новых застрахованных лиц.

Приостановление привлечения негосударственным пенсионным фондом новых застрахованных лиц не освобождает его от исполнения обязательств по уже заключенным договорам об обязательном пенсионном страховании:

опубликовывать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и (или) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчет о формировании средств пенсионных накоплений;

принимать и неукоснительно соблюдать кодекс профессиональной этики, соответствующий требованиям, установленным Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

соблюдать иные требования, предусмотренные Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», другими нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России и договорами с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием;

нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию работниками негосударственного пенсионного фонда, а также агентами, которые должны действовать по заданию негосударственного пенсионного фонда и под его контролем;

обеспечивать сохранность пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда;

при установлении застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" запросить у Пенсионного фонда РФ информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;

при наступлении гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" исполнять обязанности, установленные указанным Федеральным законом;

уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

представлять в Пенсионный фонд РФ информацию по форме, установленной уполномоченным федеральным органом:

о сумме средств пенсионных накоплений, переданных при переходе застрахованного лица из негосударственного пенсионного фонда в негосударственный пенсионный фонд;

о результате инвестирования средств пенсионных накоплений, отраженном на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица по итогам финансового года;

о размере назначенной застрахованному лицу соответствующей выплаты за счет средств пенсионных накоплений;

о периоде таких выплат;

о размере осуществленных выплат;

о сумме средств пенсионных накоплений, выплаченных правопреемникам умершего застрахованного лица;

  • передавать в течение трех рабочих дней в порядке, определяемом Банком России, в Пенсионный фонд РФ

все принятые заявления застрахованных лиц о переходе, заявления застрахованных лиц о досрочном переходе и уведомления о замене в Пенсионный фонд РФ и из негосударственного пенсионного фонда в негосударственный пенсионный фонд, по которым установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществлялись фондом, с которым застрахованным лицом заключен договор об обязательном пенсионном страховании.

Основные законы, регламентирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов

Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24 июля 2001 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»


Что такое негосударственный пенсионный фонд?

Негосударственный пенсионный фонд это особая некоммерческая организация, задачей которой является формирование пенсий граждан.
При создании фонда его учредители передают фонду имущество – вклад учредителя, которое становится собственностью фонда. По своим обязательствам фонд отвечает всем переданным ему имуществом.

Гарантии исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств

Гарантом исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств в первую очередь служит совокупный вклад учредителей. Его размер установлен законодательными требованиями и не может составлять менее 30 миллионов рублей.
Также фондом для обеспечения обязательств перед участниками создается страховой резерв, который не может быть менее 5% от размера пенсионных резервов фонда.
Ежегодно в негосударственном пенсионном фонде проводится независимая аудиторская проверка
Деятельность фонда подлежит ежегодному независимому оцениванию актуарием.
Результаты аудиторской проверки и актуарного оценивания представляются федеральному органом, осуществляющим надзор и контроль – Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации.

Виды деятельности негосударственного пенсионного фонда

Негосударственные пенсионные фонды могут заниматься только тремя исключительными видами деятельности:
— деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению граждан;
— деятельностью в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
— деятельностью в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (этим видом деятельности негосударственные пенсионные фонды занимаются крайне редко, поскольку правовая база по созданию профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации еще в недостаточной степени разработана).
Каждый из видов деятельности негосударственный пенсионный фонд может осуществлять в отдельности, вне зависимости от того, осуществляются ли им остальные два.

Лицензирование видов деятельности негосударственного пенсионного фонда

Каждый из видов деятельности фонда лицензируется
Лицензии фонду выдаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим надзор и контроль над негосударственными пенсионными фондами – Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР РФ).
В случае выявления нарушений в процессе деятельности фонда данные о приостановке, аннулировании, а так же возобновлении действия лицензий негосударственных пенсионных фондов ФСФР РФ размещает на своем сайте (http://www.fcsm.ru), публикует в средствах массовой информации.


Правила фонда

Негосударственные пенсионные фонды должны осуществлять свою деятельность в соответствии с документами, определяющими порядок и условия исполнения фондом своих обязательств — правилами фонда.
Правила фонда составляются отдельно на каждый вид его деятельности.
Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан регулируются «пенсионными правилами фонда», при деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию – «страховыми правилами фонда».
Правила фонда регистрируются в уполномоченном федеральном органе — Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации. Также проходят регистрацию любые изменения, которые вносятся в уже существующие правила.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан к государственной трудовой пенсии гражданина не имеет никакого отношения. Поэтому его еще называют дополнительным пенсионным обеспечением. Этот вид деятельности осуществляется исключительно на добровольных началах.
Механизм формирования дополнительной пенсии показан на рис. №1 и заключается в следующем:
Вкладчик (физическое или юридическое лицо) заключает с негосударственным пенсионным фондом пенсионный договор и уплачивает в фонд денежные средства – пенсионные взносы.
Пенсионные взносы уплачиваются в пользу участника – физического лица, которому в соответствии с пенсионным договором должны производится выплаты негосударственной пенсии.
Вкладчик и участник могут быть одним и тем же физическим лицом. В случае если вкладчик — юридическое лицо, обычно заключается так называемый «солидарный пенсионный договор», предусматривающий выплату пенсий сразу нескольким участникам.
С целью сохранения денег вкладчиков от инфляционных процессов фонд размещает их в различные финансовые инструменты. Фонды осуществляют размещение средств как самостоятельно, так и через управляющие компании.
Для того чтобы обеспечить сохранность, доходность, ликвидность и надежность размещения пенсионных средств Правительством Российской Федерации законодательно установлен перечень финансовых инструментов, разрешенных для вложений денег вкладчиков негосударственных пенсионных фондов (Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 года №63).
За счет этих средств, при наступлении пенсионных оснований у участника (достижение пенсионного возраста, инвалидность), фонд производит ему выплату дополнительных негосударственных пенсий.

Что нужно знать, заключая договор дополнительного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом

Прежде всего, потенциальный вкладчик должен изучить пенсионные правила фонда и выбрать описанную в них пенсионную схему, которая определяет порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.
По классификации схемы бывают с установленным размером взносов или с установленным размером выплат.
Также пенсионные схемы подразделяются на страховые и сберегательные. Существуют также сберегательно – страховые схемы.
Страховые схемы предусматривают пожизненную выплату пенсий. Наследование накопленной вкладчиком суммы не предусмотрено.
Сберегательные схемы предусматривают выплату пенсий в течение ряда лет и предусматривают наследование. Выплаты могут производиться как в течение ряда лет, так и до исчерпания средств на счете участника.
Сберегательно – страховые схемы предусматривают последовательное применение двух схем: на этапе накопления применяется сберегательная схема, на этапе выплат пенсий — страховая.
По условиям финансирования схемы могут быть фондируемые, нефондируемые и частично-фондируемые
Практически все схемы, заключаемые с физическими лицами – фондируемые, то есть для выполнения обязательств негосударственным пенсионным фондом создаются определенные фонды, основа которых -пенсионные взносы участника.
Нефондируемые или частично-фондируемые схемы используются вкладчиками – юридическими лицами.

Прекращение отношений с негосударственным пенсионным фондом

Прекращение отношений между вкладчиком (участником) фонда обычно наступают вследствие выполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств по выплате участнику дополнительных негосударственных пенсий, но могут быть прерваны по инициативе вкладчика или участника путем расторжения пенсионного договора.
При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику или участнику выкупную сумму или перевести ее в другой негосударственный пенсионный фонд.
Условия расчета, выплат или перевода выкупных сумм должны содержаться в правилах фонда и пенсионном договоре.
При заключении пенсионного договора на эти условия необходимо обращать повышенное внимание, поскольку единого требования к расчету и условиям выплат выкупных суммам законодательно не установлено, и фонды в этом вопросе самостоятельно определяют методику расчета и сроки выплат.


Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию

Этот вид деятельности имеет непосредственное отношение к государственной трудовой пенсии.
Смысл обязательного пенсионного страхования показан на рис. 2 и заключается в том, что каждый раз, выплачивая заработную плату, работодатель перечисляет государству за своих работников единый социальный налог. Его часть — 20% от фонда оплаты труда идет на формирование государственной трудовой пенсии каждого работающего россиянина в следующем соотношении: базовая часть (6% от фонда оплаты труда), страховая часть(8% от фонда оплаты труда) и накопительная часть (сегодня это 6% от фонда оплаты труда).
Оказывать влияние на отчисления, производимые на формирование базовой и страховой части пенсии граждане не могут, поскольку Пенсионным фондом Российской Федерации они направляются на выплату нынешним пенсионерам.
Особенность накопительной части, заключается в том, что они идут на выплату тому застрахованному, в пользу которого они перечислены. Застрахованному лицу дано право «распоряжаться» этими средствами. Гражданину дано право выбора – оставить ли эти средства в Пенсионном фонде Российской Федерации или перевести их в негосударственный пенсионный фонд, который будет отвечать за формирование и инвестирование накопительной части его трудовой пенсии.
В случае принятия решения в пользу негосударственного пенсионного фонда застрахованное лицо заключает с фондом, договор об обязательном пенсионном страховании.
Помимо договора необходимо оформить еще один документ – заявление о переводе накопительной части пенсии. Это можно сделать лично, обратившись в Пенсионный фонд Российской Федерации, направив заявление по почте, предварительно заверив свою подпись у нотариуса или воспользовавшись услугами трансферагента.
Как правило, негосударственные пенсионные фонды, выступающие страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, являются трансферагентами и бесплатно оказывают такие услуги застрахованному лицу.
После того как заявление и договор об обязательном пенсионном страховании поступят в Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионные накопления гражданина будут направлены в выбранный им негосударственный пенсионный фонд.
Заключенный договор об обязательном пенсионном страховании начнет действовать с момента поступления средств на счет застрахованного лица в негосударственном пенсионном фонде.
Чтобы пенсионные накопления не обесценились к моменту выхода на пенсию их необходимо инвестировать. Инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами происходит на тех же принципах, что и размещение пенсионных резервов, но рамки по инвестированию пенсионных накоплений более жесткие.
Инвестирование происходит только через управляющую компанию.
Ужесточен перечень финансовых инструментов для инвестирования пенсионных накоплений в сторону их большей надежности. Их перечень утвержден Федеральным законом от 24 июля 2001 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
При наступлении у застрахованного лица пенсионных оснований (приобретения права на получение государственной трудовой пенсии) негосударственный пенсионный фонд назначает и ежемесячно выплачивает застрахованному лицу накопительную часть трудовой пенсии.


Что нужно знать для заключения договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом

Договор об обязательном пенсионном страховании, к сожалению, может быть заключен не каждым гражданином Российской Федерации.
В настоящее время правом на формирование накопительной части трудовой пенсии имеют граждане России, как мужчины, так и женщины 1967 года рождения и моложе.
Однако в период с 2002 до 2005 года формирование накопительной части пенсии производилось для мужчин 1953 года рождения и моложе, а так же женщин 1957 года рождения и моложе. Отчисления составляли 2% от фонда оплаты труда.
Начиная с 2005 года, новые поступления за счет единого социального налога на накопительные счета этих граждан не предусмотрены. Но они, также как и граждане 1967 года рождения и моложе, могут распорядиться уже имеющимися на их пенсионном счете деньгами.
Если гражданином сделан выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда, то это не означает, что его пенсионные накопления останутся в этом фонде навсегда. Застрахованному лицу дано право изменить свое решение, «перейти» в другой негосударственный пенсионный фонд или вернуть свои пенсионные накопления в Пенсионный фонд Российской федерации.
В случае смерти гражданина до назначения ему трудовой пенсии предусмотрена выплата накопленных средств его правопреемникам, которых при заключении договора можно сразу указать. Если правопреемники в договоре не указаны, наследование пенсионных накоплений застрахованного происходит в соответствии с общими положениями о наследстве законодательства Российской федерации.
Негосударственный пенсионный фонд обязан ежегодно не позднее 1 сентября направлять застрахованным лицам информацию о состоянии их пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

Собственное имущество негосударственного пенсионного фонда

Потенциальным вкладчикам и застрахованным лицам негосударственных пенсионных фондов необходимо знать, что собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а так же пенсионные резервы и пенсионные накопления.
То есть при заключении договоров с негосударственным пенсионным фондом и передаче ему пенсионных взносов и/или пенсионных накоплений необходимо понимать, что эти средства становятся собственностью фонда. При этом у фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами возникают обязательства по выплате пенсий или выкупных сумм.
Использовать на свое содержание пенсионные резервы и пенсионные накопления фонду запрещено. На них не может быть обращено взыскание по долгам фонда.
Законодательством четко оговариваются предельные суммы, которые фонд может использовать на свое содержание– не более 15% от полученного дохода при размещении пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, не более 3% от сумм пенсионных взносов.

Читайте также: