Требования к участникам негосударственного пенсионного фонда

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. Обязательное пенсионное страхование позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости. Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Бесплатно по России

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.


Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, фонд Сбербанка или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.


Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

ПлюсыМинусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют ихПри смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государствомВ случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда)Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаяхДлительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Переводить средства из одного фонда в другой, из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

Государственное разрешение на осуществление деятельности НПФ может быть отозвано в случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.


Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 3

При всех положительных моментах системы обязательного пенсионного страхования она не в состоянии обеспечить уровень жизни пенсионеров, приближающийся к европейским стандартам. Пожалуй, ни в одной стране государственная пенсия не обеспечит человеку (если, конечно, он не является крупным госчиновником) достойный уровень жизни в преклонном возрасте. Это, по сути, пособие, чтобы не умереть с голода. "На Канары за эти деньги не поедешь, да и лечиться у хорошего врача вряд ли сможешь", - иронизирует международный финансовый консультант Исаак Беккер.

С января 2004 г. право на деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию получили негосударственные пенсионные фонды.

Таким образом, будущие пенсионеры получили право выбирать, кому доверить пенсионные накопления: частной управляющей компании (из тех, что получили право работать с пенсионными средствами по результатам ежегодно проводимого конкурса) или негосударственному пенсионному фонду, соответствующему предъявляемым Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" жестким требованиям надежности, квалификации и опыта работы.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая некоммерческая организация социального обеспечения, специально созданная для пенсионного обеспечения населения. В соответствии с законодательством негосударственные пенсионные фонды осуществляют как добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение, так и формирование накопительной части трудовой пенсии (выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию).

Участники негосударственного пенсионного страхования

Негосударственное пенсионное обеспечение является органичной составной частью пенсионной системы России. Добровольное пенсионное обеспечение осуществляется в весьма разнообразных формах как в виде пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, так и в виде личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в государственных пенсионных фондах.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, где нормы страховых взносов и условия получения пенсий установлены законом, условия добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, который заключаете негосударственным пенсионным фондом или работодатель в пользу своих работников, или гражданин в свою пользу или в пользу своих близких.

Таким образом, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения дополнительную добровольную пенсию, что позволит обеспечить ему достойную жизнь в пенсионном возрасте. Негосударственное пенсионное обеспечение населения осуществляется пенсионными фондами в двух основных формах - в форме пенсионных программ предприятий и в форме индивидуальных договоров негосударственного пенсионного обеспечения.

Деятельность НПФ регулируется Законом о негосударственных пенсионных фондах.

Упрощенная схема деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит так:

  • сбор денежных средств с граждан либо с организаций, которые готовы платить пенсионные взносы за своих работников;
  • ведение учета поступивших денежных средств и их распределение по именным счетам конкретных пенсионеров;
  • инвестирование денежных средств в целях их сохранения и прироста;
  • ведение учета прироста денежных средств и распределение его по именным счетам конкретных пенсионеров;
  • выплата пенсии пенсионеру по достижении пенсионного возраста.

Государство "отделило" фонд от денег, т.е. фонд не имеет права сам вкладывать денежные средства в ряд активов, они инвестируются через специализированные управляющие компании, которые подлежат государственному лицензированию и контролю. Таким образом, для большей надежности создана двухступенчатая система: фонд собирает деньги, но не может сам их вкладывать, а "работают" с этими деньгами специальные организации.

Фонды осуществляют обязательное страхование независимо от деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Чтобы работать в области обязательного пенсионного страхования, НПФ должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению не менее 2 лет;
  • иметь опыт ведения одновременно не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 г., а с 1 июля 2009 г. - не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;
  • величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять с 1 января 2005 г. не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 г. - не менее 50 млн руб.;
  • в целях обеспечения защиты прав участников совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять не менее 3 млн руб. со дня введения в действие Закона о НПФ, а с 1 января 2005 г. - не менее 30 млн руб.;
  • не иметь актуарного дефицита по результатам актуарной оценки в течение не менее последних 2 лет деятельности;
  • не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних 2 лет деятельности.

По добровольному пенсионному договору вкладчик обязуется уплачивать в фонд пенсионные взносы, а фонд накапливает эти взносы, инвестирует собранные средства, а потом за счет накопленных сумм (пенсионных резервов) выплачивает негосударственную, или дополнительную пенсию участникам. Чаще всего вкладчиком является предприятие (организация), а участниками - работники этого предприятия. Встречаются и вкладчики - физические лица, которые платят взносы либо в свою пользу (т.е. являются вкладчиками и участниками одновременно), либо в пользу своих родственников.

В отличие от банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов преимуществом НПФ является то, что они - организации некоммерческие, а следовательно, доходы, зарабатываемые фондами, направляются на увеличение средств на пенсионных счетах для выплаты негосударственных пенсий участникам негосударственного пенсионного фонда, а не учредителям.

В связи с тем что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества применяемых фондом пенсионных схем и фактически постоянно дополняются и изменяются пенсионные правила НПФ, проанализируем требования к пенсионным схемам НПФ, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, которые должны соблюдаться при разработке пенсионных схем. Рассматривая пенсионную схему в общем виде, т.е. пенсионный продукт, предоставляемый НПФ для реализации той или иной программы негосударственного пенсионного обеспечения, остановимся на тех моментах, на которые необходимо обратить внимание при заключении пенсионного договора.

Применяемые НПФ пенсионные схемы являются основой правил фонда и подлежат обязательной регистрации в уполномоченном федеральном органе. Эти схемы должны соответствовать Требованиям к пенсионным схемам НПФ, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.12.1999 N 1385 (далее - Требования).

Именно пенсионные схемы являются основой заключаемых фондом договоров о негосударственном пенсионном обеспечении (п. 2 Требований). А это значит, что произвольная трактовка фондом условий договоров негосударственного пенсионного обеспечения недопустима.

В названии пенсионных схем необходимо отразить их основные отличительные особенности (табл. 1), что является основой заключения договора.

Отличительные особенности пенсионных схем

Не допускается предусматривать в пенсионных схемах единовременного получения участником фонда средств, учтенных на его пенсионном счете, так как предназначение НПФ - выплата именно негосударственной пенсии и ничего иного.

Виды пенсионных схем представлены на рис. 2.

Виды пенсионных схем

В содержании каждой пенсионной схемы обязательно должны быть отражены основные положения (табл. 2).

Основные положения пенсионных схем

С финансовой точки зрения в деятельности НПФ имеется ряд особенностей, связанных в первую очередь с долгосрочностью пенсионных договоров. В связи с этим применение обычных методов финансового аудита при оценивании платежеспособности фонда невозможно. Их место занимает актуарное оценивание, под которым понимается прежде всего экспертиза соответствия пенсионных обязательств НПФ и их финансовых ресурсов. Актуарное оценивание обязательств фонда проводится по каждой действующей пенсионной схеме в соответствии с методикой актуарных расчетов, предусмотренной конкретной пенсионной схемой. Подавляющее большинство фондов использует следующую формулу расчета:

Sвык. = (Sвзн. + Imin + a x Ipr) - Sвып.,

где Sвык. - выкупная сумма;

Sвзн. - сумма взносов;

Imin - минимальный гарантированный доход;

Ipr - доход, начисленный фондом на пенсионный счет вкладчика (участника), сверх минимального гарантированного пенсионным договором дохода;

a - коэффициент, принимаемый в размере от 0 до 1 (0 Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТЛИЧИЯ

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является дополнительным видом обеспечения граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится: добровольный характер уплаты взносов; возможность получать выплату без наличия страхового стажа; возможность назначения пенсионного обеспечения досрочно.

В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего: самостоятельно оплачивать взносы; устанавливать периодичность и срок выплаты; возможность расторгнуть договор и вернуть накопленные сбережения; наследовать правопреемниками в любое время.

Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа.

Согласно закона, «О негосударственных пенсионных фондах» договор должен содержать следующие пункты:

  • основные данные сторон (наименование, личные данные);
  • сведения о предмете договора;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок внесения пенсионных взносов;
  • вид пенсионной схемы;
  • положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  • ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • сроки действия и прекращения договора;
  • порядок и условия изменения или расторжения договора;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты сторон.

КОРПОРАТИВНАЯ ПЕНСИЯ

Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.

Как правило, вкладчиком в данном случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.

Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны, но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ:

  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • увеличение рабочих мест для молодого поколения;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • привлечение ценных кадров с рынка труда;
  • наличие приоритета при выходе на международные рынки и привлечении иностранных инвестиций.

КАК ПРОИСХОДИТ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом:

  • Гражданин обращается в выбранный им НПФ для заключения договора, в соответствии с которым будет осуществляться уплата взносов, а позднее и выплата пенсии.
  • Специалисты фонда предлагают к рассмотрению несколько пенсионных схем.
  • По выбранному варианту пенсионной программы заключается соответствующий договор, где указываются все условия формирования дополнительной пенсии.
  • Осуществляется первый платеж согласно срокам выбранной схемы.
  • При достижении определенного возраста или выполнении иных условий, указанных в договоре, назначается выплата.

Стоит отметить, что гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения, как в пользу третьих лиц, так и в свою пользу. В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.

ПЕНСИОННЫЕ СХЕМЫ НПФ

Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем, можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров:

1 - От вида открываемого счета для учета накоплений:

  • солидарные (открытие счета в пользу группы определенных лиц) – в данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет;
  • индивидуальные (открытие именного счета) - такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.

2 - От срока пенсионных выплат:

  • срочные - выплачиваются в течение срока, предусмотренного договором;
  • пожизненные - уплата происходит с момента наступления оснований и продолжается всю жизнь.

Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.

3 - От числа вкладчиков:

  • с единственным лицом , уплачивающим взносы - им может быть страхователь или физическое лицо;
  • паритетные схемы - подразумевают участие в накоплении и работодателя, и сотрудника.

При этом можно выделить два общих правила, применяемых к пенсионным схемам:

  • возможность в любой момент расторгнуть договор и получить выкупную сумму;
  • наличие у вкладчика права изменить существующий вариант пенсионной программы.

ДОГОВОР ДОСРОЧНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда, по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными. По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение:

  • в форме обязательного пенсионного страхования
  • или негосударственного обеспечения.

Содержание договора досрочного НПО так же, как и состав его участников, и требований, предъявляемых к ним, идентичен обычному пенсионному договору, заключаемому с негосударственным фондом. Последние также предлагает различные варианты пенсионных программ на выбор.

Но стоит отметить, что размер взноса, уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:

  • при вредном классе он не может быть ниже 2 % от уровня дохода сотрудника;
  • при опасном классе — не ниже 4 % всех выплат и вознаграждений работника.

Для того, чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:

  • включение в трудовой договор пункта о присоединении к пенсионной программе;
  • или заключение отдельного соглашения с работодателем.

КАК ПОЛУЧИТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ?

Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий:

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя согласно реквизитам открытого им вклада или по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

РАЗМЕР И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ

Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов:

  • определяется самостоятельно вкладчиком при составлении договора;
  • рассчитывается фондом на момент назначения выплаты.

При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы. В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.

При втором варианте сумма к выплате рассчитывается, исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития, согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.

При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.

Следует учитывать, что негосударственных пенсионных фондов сейчас существует значительное число. Многие из которых, по сути, являются завуалированными финансовыми пирамидами. Как показывает юридическая практика, граждане часто подписывают договора с фондами, будучи введенными в заблуждение сотрудниками банков, обещающими, что так легче получить кредит. Либо в офисах фальшивых потенциальных работодателей, которые во время записи на собеседование сразу же предупреждают, чтобы соискатель взял с собой СНИЛС.

МЫ ГОТОВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ВАМ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ:

В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Расторжение договора с НПФ

Расторжение договора с НПФ, если вы подписали его, будучи введенным в заблуждение.

Экспертиза договора с НПФ

Экспертиза договора, предложенного НПФ с указанием всех возможных «подводных камней» и рисков.

Правовое заключение

Правовое заключение с проектом договора, и перечнем положительно зарекомендовавших себя НПФ, если вы в процессе выбора.

Выезд на переговоры в НПФ

Выезд на переговоры в НПФ, при возникновении разногласий сторон.

В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Подача искового заявления

Подготовим и подадим исковое заявление в суд.

Подача искового заявления с представительством

Подготовим и подадим исковое заявление в суд. Наш представитель разово выйдет в суд для защиты ваших интересов.

Решение «под ключ»

Полное представление интересов работника в суде до вынесения решения по делу, в не зависимости от количества выходов в суд и количества подготовленных необходимых документов.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ
"О негосударственных пенсионных фондах"

С изменениями и дополнениями от:

12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16 октября 2006 г., 6 декабря 2007 г., 30 апреля, 23 июля 2008 г., 18 июля, 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 27 июля 2010 г., 11 июля, 21, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 июля, 12 ноября, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 28 июня, 2, 23 июля, 4, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля 2014 г., 29 июня, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 26, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа 2018 г., 2 декабря 2019 г., 18 марта, 8 июня, 20 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года

ГАРАНТ:

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации в соответствии с требованиями статей 11 - 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ либо до истечения сроков, указанных в частях 2 и 3 статьи 11 названного Федерального закона, регулируется положениями настоящего Федерального закона без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных статьями 11 - 14 Федерального закона N 410-ФЗ

См. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

7 мая 1998 года

Настоящий Закон закладывает основы системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд - особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение. Фонды производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения. Согласно договору о негосударственном пенсионном обеспечении, вкладчик фонда (юридическое или физическое лицо) обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику (физическому лицу, в пользу которого заключен договор) негосударственную пенсию. Закон устанавливает нормы, призванные обеспечить платежеспособность фондов.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Статья 26 настоящего Федерального закона вводится в действие после утверждения Правительством РФ порядка и условий заключения договора фонда с депозитарием

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 13 мая 1998 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 мая 1998 г. N 19 ст. 2071

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации в соответствии с требованиями статей 11 - 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ либо до истечения сроков, указанных в частях 2 и 3 статьи 11 названного Федерального закона, регулируется положениями настоящего Федерального закона без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных статьями 11 - 14 Федерального закона N 410-ФЗ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Пункты 1, 5, 8 - 19 статьи 2 изменений вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Действие положений статей 3, 20.1, 36.2-1, 36.6-1 и 36.6-2 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г. и 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Действие положений абзаца третьего пункта 6 статьи 13, статей 36.5, 36.28 настоящего Федерального закона от (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2008 г.

Пункты 1, 2 и 6 статьи 2 изменений вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 8 названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2004 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также: