Тренировка мозговой деятельности в пенсионном возрасте



В старости память — копилка, которую невозможно открыть.

Очень часто случается, что человек переходит границу и уже врачи про него говорят — . после 50. после 60, после 70. Память теряет свою форму и ему предлагают выполнять упражнения для тренировки памяти у пожилых людей. Но всегда ли это необходимо?

Старость – синоним «слабоумия»?


Принимал участие в создании Устава Лиги Наций — в частности, предложил мандатную систему. Философ, один из основателей философского течения современного холизма.

Не совсем так и, следовательно, не у всех. Считается что, несмотря на то, что уже к 40 годам нейроны в мозгу начинают гибнуть, объем «серого вещества» из-за таких потерь уменьшаться, а полости заполняются цереброспинальной жидкостью – это не должно катастрофически влиять на остроту ума человека в возрасте.

Природа позаботилась снабдить мозг резервным запасом клеток, поэтому естественная потеря некоторых из них малосущественна для нашего интеллекта и памяти. Но тренировка памяти у пожилых людей является панацеей от слабоумия.

Так почему же кто-то и в семьдесят пять, и в восемьдесят лет превосходно соображает, а о ком-то в 60 говорят, что он выжил из ума?

Главной причиной здесь являются нарушения мозгового кровообращения связанные с микроинсультами, происходящим малозаметно, но губительно для мозга. У всех разный образ жизни — подвижность, питание, экология и наследственность, конечно.

И у некоторых людей, при неблагоприятных факторах и начинается старческое слабоумие. Которое проще предупредить, чем полностью вылечить. Так как же улучшить память после 60 лет? Это можно поправить и не без успеха. И лекарствами и специальными упражнениями для тренировки памяти.

Тесты на память для пожилых людей

Для начала оцените свое состояние и пройдите простые тесты для проверки памяти.

Вариант теста на проверку памяти №1

Чаще всего люди страдают потерей кратковременной памяти. В одно ухо влетело, в другое вылетело. Но сейчас проверим вашу способность запомнить небольшой список слов одной тематики. Например, вы пошли в магазин за покупками и хотите купить небольшой набор привычных товаров:

  1. Хлеб
  2. Молоко
  3. Сыр
  4. Пакет для мусора
  5. Помидоры
  6. Зубочистки
  7. Батарейки
  8. Мыло
  9. Яблочный сок
  10. Пряники

Просмотрите этот список в течении 40 секунд и запомните. Попробуйте написать его на бумаге и посчитайте ошибки. Ошибок нет:

  • У вас нет проблем с памятью. Поздравляю! Но учтите — список простой. Не возгордитесь уж слишком! Или вы еще слишком молоды?

До 4-х ошибок

  • Вы не слишком выделяетесь из всех. У вас нормальная память для пожилого возраста. Но лучше само по себе, без выполнения упражнений и тренировок уже не станет.

5 ошибок и более

  • Самим понятно, что без поддержки ваш мозг угасает. Надо что-то делать. (А вы, наверное, добавили в этот список батон? Значит у вас еще и шаблонное мышление.

Кстати забыть список покупок в магазине можно не только по причине плохой памяти. Попытки удержать его в голове может помешать перегруженность мозга стоящими перед вами задачами. Вы хотите помнить список, а в голове крутится: выключила ли я утюг, а позвонила ли внучке и надо встретиться с МарьИванной — вчера договорились.

Поэтому в магазине желательно расслабиться и сосредоточиться только на том деле, которым вы сейчас занимаетесь. Все равно остальные одновременно не сделать.

Вариант теста на проверку памяти №2

Попробуйте нарисовать циферблат часов.

Вариант теста на проверку памяти №3

Возьмите листок бумаги и составьте список 5-10 абонентов — ваших близких, например — и их телефонные номера, которые вы помните. Если вы сможете сделать это по памяти, то все хорошо. Если нет — посмотрите в телефонной книжке. Постарайтесь запомнить номера. Запишите их снова, не подглядывая. Вспомните их на другой день, через 3 дня.

  • Если вы смогли правильно написать большую часть контактов, то с вашей памятью все в порядке.
  • Если путаница в цифрах начинается уже с 4-5 символа в номере, то очевидно, что у вас есть проблемы с памятью.
  • Если через какое-то время вы не помните ни одного номера, то с долговременной памятью проблемы.

Для запоминания применяйте специальные методики, основанные на мнемотехнике.

Как тренировать память пожилым людям: упражнения

Главное упражнение — физическая активность

Важно понять, что когнитивные способности — возможность думать, соображать — зависит от мозгового кровообращения. И здесь тренировка памяти заключается в его сохранении и поддержании на должном уровне. Всем, кому за 50, пожилым и пенсионерам, как воздух нужна физическая активность.


Но здесь есть одна засада: вы быстро устаете, вам лень двигаться, заниматься спортом или хотя бы простыми физическими упражнениями. И, раз уж вы малоподвижный пожилой пенсионер, не гоняете кровь по венам и артериям, то организм продолжает зашлаковываться токсинами, образующимися в результате жизнедеятельности организма, отчего появляется лень и апатия.

Круговорот из которого сложно выйти без невероятных событий, которые вас подтолкнут к действию. Но это может быть как резкое ухудшение здоровья, так и встреча жизнерадостными друзьями которые потянут вас за собой обратно к молодости и здоровью.

Упражнение 1 — Руки в зеркале

Кладем перед собой лист бумаги и рисуем двумя руками зеркальные изображения.


Правой рукой круг и левой круг. Затем квадрат, треугольник и другие фигуры. Сначала маленькие, затем побольше. Если получается — рисуем несимметричные фигуры — облачко, чашку с ручкой, цветок и т.п. Сразу это не получится, поэтому можно просто взять картинку и обводить ее контуры левой и правой рукой одновременно. Самое сложное — рисовать одновременно разные фигуры разными руками. Но это уже не у всякого молодого с твердой памятью получиться. Но стремиться к этому можно и нужно. Это упражнение для поддержания обоих полушарий мозга в согласии.

Упражнение 2 — Бабушки на скамейке. Для тренировки памяти и образного мышления

— У моей жены очень ужасная память!
— Что, ничего не помнит?
— Нет. Она помнит все!

Вспомните только, что увиденного человека, прошедшего мимо вас. Попробуйте мысленно составить его портрет. Описать его внешность, во что одет, обут, что несет в руках. Какая у него походка. Продолжите уже изобретать, выдумывать, что тоже полезно — откуда и куда он идет, зачем. Это упражнение развивает не только наблюдательность, но и фантазию.

Упражнение 3 — Пишем изложение

Помните — как в школе на уроках по русскому языку?
Прослушав небольшую передачу или новости по радио или телевидению, составьте краткое изложение услышанного. Можете про себя, но для тренировки памяти лучше на бумаге. При этом нам необходимо:

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой

Упражнение 4 — Отвыкаем от привычек

Многие вещи мы делаем на «автопилоте», не задумываясь, а значит ни капли не нагружая мозг.
Попробуйте «проснуться», сделать привычные действия по новому, положите одежду перед сном в другое место, почистите зубы левой рукой, походите по городу новыми маршрутами. Делайте что-то с закрытыми глазами: помойте посуду, сложите одежду в шкафу стопочкой, найдите ключи в ящике с мелочами, попейте чай или кофе с булочками или печеньем.

Упражнение 5 — Осмысленность видимого изображения

Вы привыкли каждому объекту приписывать определенные привычные свойства. А что если сбить с толку ваш мозг таким простым заданием. Каждое слово выделено своим цветом. Смотрите на текст и вслух называйте цвет, которым он написан. Сначала медленно, а затем как сможете быстро. Читайте вперед, назад, вразнобой. красный синий зеленый черный синий голубой белый синий красный коричневый красный зеленый синий черный белый желтый коричневый зеленый синий красный голубой желтый Левое полушарие мозга специализируется на тексте , речи. Правое — на обработке информации. Когда вы пытаетесь вывести мозг из заблуждения между тем, что видите и тем, что читаете, происходит восстановление ослабленных связей между нейронами и восстановление работы мозга. Попробуйте еще раз:

Упражнение 6 — Запоминание списка

Это упражнение подходит для запоминания списка как связанных, так и не связанных общим смыслом предметов, вещей, явлений. Каждому предмету придумывается действие, связывающее его с другим предметом и так описывается вся цепочка из списка. Для этого существуют специальные тренажеры. Вот пример того, как выглядит один из них.
Вам показывается список слов, по одному на несколько секунд, за это время вы придумываете с ними рассказ, который можете легко запомнить. Например: Я посмотрел вверх класса и увидел выход. Пролетев в него я оказался перед входом и мне на голову упала капля из трубы, которую держал президент, ведущий кружок. и т.д. и т.п. Бред! Скажете вы. Так и есть! Но именно он и запоминается. Можете проверить. Иначе бы такого метода запоминания информации из списка слов не существовало.

Упражнение 7 — Учим стихи

Если давно не читали стихов, то вам обязательно понравиться. Это улучшает и память, и внимание, и пробуждает интерес к творчеству. Приятно будет посидеть с книжкой в уютном кресле, перелистывая страницы книги.

Упражнение 8 — Играем на музыкальных инструментах

Конечно, если вы уже раньше умели играть на гитаре или баяне, то все просто. Вспоминайте старые мелодии. А если не умели — то хоть играйте на ложках, но не слишком громко :) В любом случае мозг будет работать лучше.

Упражнение 9 — Позитивное мышление

К старости многие начинают ворчать и брюзжать. «Не та нынче молодежь пошла». Как только захотите что-то или кого-то покритиковать — дерните себя за рукав и остановитесь. При позитивном настрое улучшается настроение и кровообращение. А с ними и работа мозга. Вы можете одеть себе резиночку на запястье и щелкать ей по коже. Неприятные ощущения, связанные с этим, отучат вас от постоянной критики.

Упражнение 10 — Развитие мелкой моторики пальцев

Его легко можно делать в любой обстановке — дома, на работе , в транспорте. Для начала достаточно взять маленькую палочку, простую авторучку или карандаш и вращать ее между пальцами. Пальцам будет тяжело, они не будут слушаться, будут двигать палочку не в ту сторону, в какую вы хотите. Она будет дергаться, дрожать и падать на пол. А может все будет хорошо с самого начала. В любом случае произойдет позитивное развитие мелкой моторики, что благоприятно скажется на развитии обоих полушарий мозга. Выполнять лучше с менее развитой руки и уделять ей больше внимания. Затем можно делать это задание двумя руками сразу. В конце уже использовать одновременно две палочки в одной руке. Палочку нужно фиксировать в некоторых положениях и сжимать ее рукой, массировать кончики пальцев, что так-же стимулирует кровообращение мозга, хоть вы и разминаете пальцы а не голову.

Видео сборник упражнений для развития и укрепления мозга у пожилых

Это интересные упражнения, советую посмотреть. Такие отзывы к нему оставляют зрители:

С возрастом способности мозга угасают, и вот наши бабушки и дедушки уже с трудом осваивают новую технику. Родители преклонных лет все чаще вспоминают, как в молодости они легко все делали сами без интернета. Внимание и память дают сбои, мышление замедляется, а вслед за этим ухудшаются и навыки общения. Как вернуть старшему поколению живость ума, бодрость духа и интерес к жизни?

Почему это происходит

Работоспособность мозга, а значит — и наша продуктивность, зависят от количества и прочности нейронных связей. Во время роста и развития ребенка эти связи постоянно наращиваются. Любое знание, новый навык, непривычное действие запускают механизм образования новых синапсов. Это процесс передачи импульса от одной нервной клетки к другой. Чем больше умений, тем больше синапсов. Но если это умение не использовать, данная нейронная связь разрушается. Поэтому важно не только количество, но и качество этих связей. Повторяя одни и те же действия мы оттачиваем навык, а связь в мозгу — укрепляется.


Освоив базовые навыки и получив образование, мы начинаем применять свои знания в определенной профессиональной или бытовой сфере. Чтобы оставаться «на волне» или сменить нелюбимую работу, мы учимся чему-то новому. Но рано или поздно мы достигаем некоторой планки, на которой нас все устраивает. Мы считаемся профессионалами своего дела и не стремимся развиваться дальше. Пожилые люди уходят на пенсию, кто-то занимается хобби, кто-то смотрит телевизор и хлопочет по дому. Таким образом, в определенный момент времени мы начинаем выполнять только автоматические действия, отточенные навыки. Это расслабляет наши функции мозга — не нужно ничего запоминать, можно упустить какие-то детали из виду. Так происходит деградация когнитивных функций. Без нагрузки нейронные связи разрушаются. Это сравнимо с мышцами, которые перестали качать — в них постепенно угасает сила. Но этот процесс обратим.

Что с этим делать

Наш мозг удивителен, он обладает невероятной пластичностью. Если его постоянно нагружать, он начнет создавать новые связи. Да, чем позже — тем медленнее и сложнее, но этот процесс все равно будет происходить.

Внимание

Сначала нужно активизировать внимание. Это базовая когнитивная функция, которая запускает работу всех остальных. Внимание очень быстро включается посредством зрительных стимулов. Именно поэтому нас захватывают вирусные видео, салюты и фейерверки. Но если кроме визуального шоу ничего не происходит, остальные функции мозга работают в фоновом режиме, не активизируясь. Включив внимание, его надо тренировать. Рассеянность, когда пожилой человек не может вспомнить, куда положил вещь — следствие неусточивости внимания. Чем активнее и дольше мы можем концентрироваться на чем-то, тем менее рассеянными становимся.

Память

От силы внимания зависит наша память. Она обладает различными свойствами — объемом, прочностью, скоростью воспроизведения, а также делится на типы — краткосрочная, долговременная и рабочая. Мы привыкли, что тренировать память надо в школе, один раз и на всю жизнь. Там нас заставляли учить стихи и пересказывать литературные произведения. Перестав ее использовать, мы теряем навык запоминания новой информации, и даже забываем то, что когда-то хорошо помнили. В любом возрасте тренировать память можно теми же стихами, а также различными методиками. Например, таблицы Шульте — это научный способ тренировки памяти при помощи внимания. Нужно находить периферическим зрением все цифры от 1 до 25 в таблице 5 на 5 клеток, где они расположены хаотично. Эта методика является эффективной, поскольку комплексно задействует сразу 2 базовые функции мозга, заставляя их работать сообща.

Мышление

Внимание и память позволяют нам быть собранными, применять свой предыдущий опыт для новых ситуаций и решения задач. Но задачи невозможно решить без мыслительного процесса. Мышление — самая сложная из базовых функций мозга, и именно ее угасание заметнее всего. Когда человек не может сообразить, как выполняется какая-то операция, действие, как применить свои умения — это сбой мышления. Особенно, если раньше он легко справлялся с такими задачами. Мышление нужно тренировать в комплексе с вниманием и памятью. Для этого отлично подходят логические задачи. Порой необходимо дважды прочесть условия, чтобы понять, где кроется ответ. А иногда нужно просто запомнить факты и числа, чтобы правильно ими оперировать.

Комплексный подход

Если выбрать одно или несколько занятий для тренировки функций мозга, рано или поздно произойдет то же, что с нашей деятельностью — мы начнем автоматически решать однотипные логические задания, учить стихи молниеносно. Для поддержания хорошего тонуса мозга нужны разнообразные упражнения и постепенное увеличение нагрузки. И сегодня это можно доверить программе или алгоритму.

Викиум разработал и запатентовал уникальную программу, которая позволяет комплексно тренировать все три функции мозга — внимание, память и мышление. Программа состоит из когнитивных тренажеров, которые основаны на 19 научных методиках исследования мозга. Алгоритм каждый день формирует новый набор тренажеров, чтобы нагрузка была разнообразной и не происходило привыкания к выполнению однотипных задач. Кроме того, программа отслеживает прогресс занятий и постепенно усложняет тренировку для повышения эффективности. Тренировки проходят онлайн — достаточно иметь компьютер, планшет или смартфон с доступом в интернет. Занимаясь ежедневно по 10 минут, вы сможете усилить концентрацию и устойчивость внимания, укрепить память и стимулировать мышление. Сохраняйте бодрость ума вместе с Викиум!

-Цитатник

Химчистка организма по методу Валентины Кондаковой Лет 10 назад мне посчаст.

Привет! Привет… Ну, здравствуй, как живёшь? Да как всегда, гоню вперёд на красный. А как сама.

Потеряла свой пост, теперь цитирую:)) (Мнение специалиста по биоэнергетике) Почему пете.

-Музыка

-Ссылки

-Метки

-Рубрики

-Фотоальбом

-Видео

-

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Статистика


10 советов как улучшить память в пожилом возрасте


Преклонный возраст нередко сопровождается ухудшением памяти. Это происходит из-за общего возрастного снижения активности мозга, снижения возбудимости нервных клеток, нарушения связей между нейронами. К сожалению, старение, процесс необратимый, но сохранить ясность ума до самых преклонных лет, в большинстве своем в наших силах. Давайте поговорим о том, как улучшить память в пожилом возрасте.

Общие правила

Здоровые окружающие условия. Все просто — для хорошей памяти необходимо здоровое функционирование головного мозга, а для этого в свою очередь, необходимо ежедневно поддерживать здоровые окружающие условия работы и отдыха. А именно:

работать НЕ на грани физического либо умственного перенапряжения;

отдыхать каждый день, каждую неделю, каждый год;

ежедневно гулять на воздухе.

Регулярная физическая нагрузка. Для хорошей работы головного мозга нужно иметь хорошее кровообращение, для чего важно регулярно заниматься физическими упражнениями, держать мышцы своего тела в тонусе. Во время выполнения физических упражнений улучшится кровообращение, а значит, мозг получит больше питательных веществ. Также полезно ходить пешком. Полезны и анаэробные упражнения, они включают в себя бег и силовую подготовку. С учетом возраста, лучше всего заниматься под присмотром тренера, он поможет составить программу тренировок исходя из вашего состояния здоровья, возраста, опыта и перенесенных болезней.

Правильное питание. Для хорошей работы мозга нужно правильно питаться. Так ученые установили, что в каждодневном рационе пожилого человека должны присутствовать жирные кислоты омега-3 (их много в рыбе). Положительное воздействие на мозг оказывает и черничный сок. Именно эта ягода больше всего насыщена антиоксидантами. Они благотворно влияют на организм, и замедляют процесс деградации. Важен и прием глюкозы. Врачи часто назначают пожилым пациентам специальные препараты с высоким содержанием глюкозы. Этот компонент необходим для нормального функционирования памяти, но с возрастом становится сложнее усваивать его из пищи, поэтому лучше принимать таблетки. Ноотропы также помогают улучшить кровообращение в мозге. Но помните, что любые лекарственные препараты должен назначать только врач.

Советы как улучшить память в пожилом возрасте

Помимо физической нагрузки и особого питания, что еще можно предпринять, для улучшения памяти в пожилом возрасте?

Важно нагружать память. Изучение иностранного языка, решение задач на логику, разгадывание кроссвордов — все что заставляет «мозги работать», то есть запоминать, вспоминать, думать. Любая деятельность, где головой приходится обрабатывать большой объем информации, пойдет на пользу для вашей памяти.


Во время работы каждый час нужно делать небольшие перерывы. Можно встать, походить по помещению, сделать несколько физических упражнений. Так мозг будет переключаться с одного вида деятельности на другой, и это пойдет на пользу его функционированию.

Стоит стараться избегать стрессов и переживаний, так как они ведут к потерям нервных клеток, из-за чего происходит снижение внимания и ухудшение памяти. К стрессам для организма можно отнести и хроническое недосыпание. Для полноценного отдыха мозга, очень важно хорошо высыпаться каждый день.

Помочь старческой забывчивости поможет органайзер. Сейчас в магазинах представлен большой выбор блокнотов разного размера и цвета. Любой человек найдет что-то себе по вкусу. В нем можно фиксировать все важные даты и планировать дела. Также это позволяет «разгрузить голову».

Хорошо тренирует память чтение книг, так как во время чтения работает не только зрительная память, но и моторная, развиваются логическое, ассоциативное, абстрактное мышление. Но для улучшения памяти важно не просто читать, необходимо правильно это делать, с пересказом того, что прочитали, так как больше всего мы тренируем память в то время, когда вспоминаем прочитанное! Полезно, во время чтения, отмечать детали характеров главных героев, их привычки и тому подобное. После прочтения книги вспомните все сюжетные линии. Такая тренировка памяти пойдет на пользу.


Особенность всех гениальных людей – это внимательность к деталям, они могут сразу при встрече с новым человеком увидеть множество мелких деталей и запомнить их. Гениальные люди, это люди с хорошо работающей головой, это бесспорно. Поэтому для улучшения памяти в пожилом возрасте, можно взять на вооружение этот прием одаренных умов и постараться научиться быть внимательнее. Для этого нужно стараться разглядывать какой-либо выбранный вами предмет очень внимательно, и отметив детали его вида, потом стараться воспроизвести их в своей памяти. Заимейте себе такую полезную привычку.

Есть полезное упражнение для улучшения памяти в любом возрасте – заучивание стихов наизусть. Выбирайте любого интересного вам поэта и начинайте наизусть изучать все его творчество. А потом в любое время вспоминайте.

Давно известно, что занятия музыкой благотворно влияют на работу головного мозга. В пожилом возрасте можно петь, самому или в хоре, или начать изучать игру на каком-либо музыкальном инструменте, или все это вместе одновременно. Во время репетиций, заучивания текстов, нот, освоения нового, мозг будет получать нагрузку, что положительно скажется на состоянии памяти.


Не стоит забывать и о психологии. Позитивные установки помогают справиться с любым делом. Пожилые люди больше всех остальных подвержены депрессии, а она тоже ведет к ухудшениям памяти. Такие установки, как: «Я слишком стара для обучения новым вещам», «Я после 30 лет (40, 50 и т.д.) ни на что уже не гожусь» и тому подобное, не только ведут к подрыву самооценки, но и косвенно приводят к ухудшению памяти. Поэтому важно правильно настроить себя. Поверьте в то, что в старости жизнь не кончается, а только начинается — дети выросли, работа закончилась, есть пенсия, можно жить в свое удовольствие!

В любом возрасте будет полезно освоить приемы мнемотехники (мнемоники) — науке упрощения запоминания путём образования ассоциаций, замены запоминаемых объектов и фактов на знакомые понятия и представления.

Как овладеть приемами мнемоники, смотрите в передаче видео журнала Говорит ЭКСПЕРТ «Как улучшить память?»

МОЗГ И ЕГО ФУНКЦИИ.

  • вы почувствуете неуверенность в себе, раздражительность
  • вам станет трудно сосредоточиться и принять решение в трудной ситуации,
  • заметите, что стрессовая ситуация наступает все чаще и чаще, а уходит все медленнее и медленнее
  • заметите легкое нарушение координации.

Например, вы отлично видите дверной косяк или шкаф, но, проходя мимо, ударяетесь об него, заполучив синяк. Или отчетливо видите стоящие на столе чайную чашку или стакан, но, попытавшись взять их, опрокидываете.

Все эти вроде бы мелочи, свидетельствуют о том, что первый звоночек от вашего мозга уже прозвенел, и посылом этого сигнала мозг требует внимания к себе.
В народе говорят, что «если Бог кого-то хочет наказать, то лишает его разума». Этот афоризм доказывает огромную важность сохранения человеком способности к умственной деятельности. Человек, утративший ум, перестают быть человеком, Личностью. И что же делать? Ведь процесс старения мозга – это естественный биологический процесс, а со старением мозга ослабляется мыслительная деятельность, ухудшается память, снижается концентрация внимания.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с функциями мозга.
Homo sapiens – человек разумный, т.е существо, обладающее разумом и сознанием.
По безграничности возможностей, человеческий мозг можно сравнить с компьютером. Наш мозг с самого рождения настроен на познание мира. Он каждый день познает что-то новое, запоминает информацию, хранит ее, а при невостребованности оной удаляет.
Мозг разделен на два полушария: левое и правое. Каждое из них выполняет свои функции.
Наблюдая за деятельностью ума, можно убедиться, что он – великий труженик, потому что никогда не отдыхает. А еще ум – великий обманщик, потому что он создает иллюзию собственного отдыха. Так, например, человек, который жалуется на постоянный недосып, отсутствие энергии, вялость и находит кучу причин для оправдания своего состояния, улучив свободную минутку, садится за компьютер и проводит не один час за компьютерными играми.

КИНЕЗИОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СТАРЕНИЯ МОЗГА.

В современном мире проблемы с памятью стремительно «молодеют». И физиологическими причинами ухудшения памяти являются не только возрастные изменения, и проблемы с кровоснабжением мозга, уменьшение числа нервных клеток мозга, атеросклероз, снижение уровня физической активности, но и отсутствие тренировки мозга. И если не тренировать ум и память, то процесс деградации остановить будет невозможно, и восстановить утраченную функцию не удастся. Но при систематической необременительной тренировке мозга интеллектуальными нагрузками память и ум можно восстановить.
Нельзя забывать об общем физическом состоянии, потому что оно влияет на интеллект и память. Активный образ жизни способствует повышению и физического, и психологического тонуса, улучшению настроения и самочувствия. Мозг, утомленный большими умственными усилиями, восстанавливается значительно быстрее после выполнения физической нагрузки. Под ее воздействием происходят структурные изменения в мозге, которые способствуют росту нервных клеток и выработке нейрохимических веществ, стимулирующих рост и восстановление клеток мозга.
Общеизвестен тот факт, что при работе мозг использует только 10-15% своего потенциала. Но применяя гимнастику для ума, можно повысить эффективность мозговой деятельности.
Вы удивитесь, да разве могут физические упражнения повлиять на работу головного мозга? Да, могут. Есть упражнения, которые могут стимулировать работу мозга. Существуют специальные упражнения гимнастики для мозга для пожилых людей.
Врач из США Пол Деннисон еще в 70 годы прошлого века разработал систему занятий несложными физическими упражнениями, получивших название «Гимнастика для ума». Время показало, что эта гимнастика очень эффективна, особенно для детей и для людей пожилого возраста. В России эта практика стала известна в конце 80-х годов ХХ столетия и дала развитие новому направлению в медицине – кинезиологии.
Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение.
На базе этой науки была разработана педагогическая программа образовательная кинестетика.
Нам, привыкшим к тому, что наш мозг управляет телом, трудно поверить, что движение приносит пользу в развитии мозга и улучшает умственные способности. Но координированные движения, особенно перекрестные, повышая резервные возможности мозга, увеличивают количество нервных связей, повышая его резервные возможности. Занимаясь практическими разработками в этой области, кинезиологи доказали, что гимнастике для ума, как и любви, «все возрасты покорны», но особенно хороша она для детей и людей зрелого возраста. Гимнастика для ума – это метод сохранения способности к концентрации внимания, восстановления памяти. Она очень проста, требует не более получаса и заниматься ею можно всегда и везде независимо от места и времени.
Упражнений для тренировки ума – великое множество. Необходимо выбирать то, которое решит именно вашу индивидуальную задачу, не надо гнаться за большим количеством упражнений. Вспомните мудрость пословицы: «Трудно усмирить стаю обезьян, но с одной обезьяной справить намного легче». Постарайтесь справиться именно со «своей обезьяной». Ум поддается тренировке, как и тело, только немного медленнее.
Мозг запоминает повторяющиеся медленные движения, поэтому нужны регулярные ежедневные занятия. Хорошо было бы выполнять весь предложенный комплекс ежедневно, но при современном цейтноте достаточно выполнить одно упражнение, которое даст в эту минуту нужный результат. Просто для этого надо иметь под рукой список упражнений с их терапевтическим эффектом.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА И РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ.

Есть одна важная особенность освоения гимнастики для ума именно русскими людьми. Мы привыкли считать, что «без труда не вынешь рыбку из пруда», т.е. для достижения сколь-нибудь стоящего результата надо потрудиться до седьмого пота. Уж такова особенность нашего менталитета. А гимнастика для мозга не требует ни пота, ни напряжения, ни усилий, потому что это не спорт.
Вот и сомневается русский человек в возможности положительного результата. А зря сомневается!
Упражнения чрезвычайно просты, для них не надо ни инвентаря, ни спортивной формы. Программа занятий составлена для детей. Но эта программа «Гимнастика для ума» и для пожилых людей великолепно подходит. А поскольку дети любят играть и не любят учиться, то и названия эти упражнения получили забавные. Это не должно вызывать тревоги у занимающихся, потому что упражнения с такими несерьезными названиями дают достаточно серьезный положительный результат.

КИНЕСТЕТИКА И УПРАЖНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Эти упражнения – практическая часть образовательной кинестетики. Они полезны как детям, так и родителям, а также дедушкам и бабушкам, потому помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины. Особенно они рекомендуются «очкарикам», так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное, стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Упражнение «КРОСС КРОЛЫ».


Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать на месте или с минимальным продвижением.
Вариант 2.
Стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях пальцами вверх.
Поднимите правое бедро и одновременно наклонитесь к нему левым плечом. Выпрямитесь.
Поднимите левое бедро и одновременно наклонитесь к нему правым плечом.
Голова слегка поворачивается в сторону наклона.
Рот и губы расслаблены.

Терапевтический эффект.
Упражнение улучшает интеграция левого и правого полушария. Активизируется работа прямых и косых мышц живота, что способствует снижению веса и улучшению работы внутренних органов. Заставляя работать мышцы живота, расслабляет поясничную мышцу и тем самым снимает боль в спине при радикулите, но выполнять упражнение нужно медленно в положении лежа.


Упражнение «КНОПКИ МОЗГА».

Большой и указательный пальцы левой руки поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Правая рука расположена на пупке. Слегка помассируйте ямки в течение минуты. Поменяйте положение рук.
Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами.

Терапевтический эффект.

Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца, поэтому упражнение синхронизирует работу крупных сосудов мозга и сердца. Упражнение увеличивают тонус коры головного мозга, а массаж биологически активных точек позволяет заставить работать обе половинки мозга.


Упражнение «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ».

Возьмитесь за верхнюю часть уха, так чтоб большой палец был сзади, а остальные четыре на переднем крае, и мягко массируйте, продвигаясь по краю уха сверху вниз и слегка растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.
Затем поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове уходить все дальше и дальше. При этом старайтесь заглянуть назад как можно дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела, прекратите выполнение упражнение.
Поверните то же вправо.

Терапевтический эффект.
На крае уха расположено много биологически активных точек, связанных с позвоночником. Массаж этих точек позволяет растянуть и расслабить весь позвоночник. Улучшается кровоснабжение мозга, активизируются мыслительные процессы.

Упражнение «СОВА».

Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине, слегка поверните голову влево.
Разминайте мышцу, на выдохе сжимая пальцы и произнося «УХ». Глаза расширьте и смотрите, как сова. Голову немного поворачиваете из стороны в сторону.
Повторите то же левой рукой.

Терапевтический эффект.

Благодаря «уханью», снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых). Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.

Упражнение «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ».



Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты. Тело расслаблено.
Согните левую руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Нарисуйте лежащую восьмерку, следя глазам за движением большого пальца.
Повторите то же правой рукой.
Потом выполните его двумя руками вместе.

Терапевтический эффект.
Восьмерки в воздухе для синхронизации деятельности мозга и тела.
Во время движения глаз, следящих за движением пальца, растягиваются все восемь пар глазных мышц, улучшается кровоснабжение глаз, и это способствует восстановлению зрения. Глаза тесно связаны с позвоночником и общим лимфотоком в организме. Ленивые восьмерки активизируют работу крестцовых и мышц живота и улучшает работу внутренних органов. Они раскрепощают шейный отдел позвоночника, в связи с чем лучше циркулирует спинномозговая жидкость.

Упражнение «КРЮКИ ДЭНИСОНА».


Поставьте ноги скрестно, руки вытяните вперед ладонями наружу.
Соедините ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди.
Язык прижмите к небу, глаза поднимите вверх.
Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.
2 часть.
Стойка – ноги врозь, ладони соедините лодочкой, руки вниз на уровне низа живота. Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу. Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.
Это упражнение можно выполнять, сидя на стуле. Ладони, соединенные лодочкой нужно положить на колени, посмотреть на них и подумать о проблеме, вызвавшей стрессовую ситуацию.

Терапевтический эффект.
В перекрестном положении рук и ног происходит мощная интеграция полушарий головного мозга. Эта поза помогает человеку постепенно успокоиться, снять стресс и напряжение.

ВИДЕО С КОМПЛЕКСОМ «ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА».

Если у вас после прочтения статьи и просмотра видео с отдельными упражнениями еще остались вопросы, посмотрите видео с единым комплексом, где упражнения даны в определенной последовательности.

Видео по теории и методике занятий «Гимнастикой для мозга»

А это видео поможет вам найти ответы на вопросы по теории и методике применения «Гимнастики для мозга». В нем Ольга Троицкая, известный психолог и консультант, член московского общества семейных терапевтов и консультантов, в беседе с Александром Гордоном дает мастер-класс по обучению «Гимнастике для ума».

Читайте также: