Тучкова э г формирование системы пенсионного обеспечения в россии

Оглавление

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава 7.
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

§ 1. Задачи национальной пенсионной системы и основные этапы ее формирования.

§ 2. Реализация в новых пенсионных законах основных положений Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России.

§ 3. Общая характеристика новых пенсионных законов.

§ 4. Виды пенсионного обеспечения и основные сущностные признаки современной пенсионной системы.

§ 1. Задачи национальной пенсионной системы и основные этапы ее формирования

Пенсионное обеспечение в нашей стране является «классическим» направлением социального обеспечения, исторически меняющимся с учетом политических и социально-экономических условий в стране. В ходе формирования пенсионной системы в советский и российский периоды наблюдались как повышение уровня пенсионного обеспечения населения в результате соответствующих реформ (1956, 1990, 2010 гг.), так и стремительное ухудшение качества системы страны в силу, прежде всего, экономической ситуации, а также в связи с принятием ряда законодательных решений, последствия реализации которых приводили в прошлом и неминуемо приведут в будущем к девальвации социальной ценности системы в целом (1993, 2002, 2015 гг.).

«Пенсионное законодательство формирует пенсионную систему страны, предоставляющую защиту от рисков долговременного характера (старость, инвалидность и потеря кормильца), аккумулирующую и распределяющую наибольшие финансовые ресурсы общества и потому являющуюся главной составляющей национальной системы социального обеспечения. Опыт интеграции этих рисков в отдельную систему нашел свое отражение в международном праве социального обеспечения в связи с принятием МОТ в 1964 г. Конвенции № 128. Российская пенсионная система следует этому варианту развития, который преобладает в развитых странах», однако на современном этапе она позволяет удовлетворять потребности практически 40 миллионов пенсионеров лишь в самом минимальном объеме и на фоне развивающихся (но не развитых) стран выглядит относительно благополучно.

В то же время пенсионное обеспечение, как наиболее затратное для общества и государства из всех видов соответствующего публичного социального перераспределения, должно решать проблему не только выживаемости пенсионера, но и создания условий для его достойной жизни, гарантирующих человеку сохранение всех основных возможностей социального существования – потреблять услуги культуры, транспорта, туризма, медицины, спортивной и информационной сферы и т. д. и после того, когда основным источником его существования становится не доход, получаемый от трудовой деятельности, а пенсия.

Решение этой глобальной для пенсионной системы проблемы адекватности пенсий прошлому заработку, формирующему уровень жизни человека и его семьи, обеспечения их социально справедливого и экономически обоснованного размера – вот главная задача современной социальной политики России, да и других стран в стареющем мире в целом.

При этом для всех очевидно, что пенсионная система для трудящихся и их семей (подавляющая часть пенсий – это страховые пенсии, то есть определяемые с учетом трудового вклада гражданина) фактически обусловлены состоянием и качеством рынка труда. Иными словами, меры, предпринимаемые государством и социальными партнерами в трудовых и тесно связанных с ними отношениях, – это факторы, влияющие на эффективность пенсионной системы. Тот финансовый «пирог», от которого отрезается «кусок» на оплату труда работников и их будущее пенсионное обеспечение, формируется и на рынке труда. Именно на данном рынке гражданин, реализуя свои способности к труду, участвует в формировании валового внутреннего продукта страны, фондов накоплений на будущее потребление, а работодателю обеспечивает возможность получать прибыль, развивать производственные мощности, тем самым зарабатывая на жизнь себе и своей семье собственным трудом.

Поэтому без гарантированности в России максимальной занятости населения, достойного размера заработной платы всем работающим, борьбы с теневыми выплатами работникам, поступательного роста производительности труда и без многих других мер по укреплению экономического фундамента пенсионной системы, достойной пенсии, к сожалению, население не увидит.

По сравнению со многими странами для российской системы пенсионного обеспечения характерен огромный охват населения данным видом социального обеспечения. Как уже было сказано выше, более 40 миллионов наших сограждан из 144 миллионов являются участниками данных правоотношений. Такая масштабность сферы действия системы обусловливает особую опасность и непредсказуемость последствий непродуманных экспериментов и ошибок в ее правовом регулировании.

В истории формирования национальной пенсионной системы в постсоветский период можно выделить несколько этапов.

Первый этап связан с принятием первого российского пенсионного Закона от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР». Данный Закон с учетом опыта зарубежных стран закреплял национальную пенсионную систему как подлинно страховую, базирующуюся на классических принципах государственного социального страхования. В связи с его принятием впервые в нашей стране был создан Пенсионный фонд как внебюджетный финансовый источник, экономически гарантирующий реализацию Закона. По сравнению со всеми последующими пенсионными законами Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» был наиболее прогрессивным: в нем не было ни одной нормы, которая умаляла бы ранее предоставленные гражданам пенсионные права. В то же время гарантировалось, что в зависимости от продолжительности трудового стажа пенсия по старости устанавливается в диапазоне от 55 до 75% среднего заработка; минимальный размер пенсии не мог быть ниже минимальной заработной платы; предусматривалась полная индексация пенсий в связи с ростом стоимости жизни; существенно расширялся перечень периодов, признаваемых социально значимыми, которые включались в трудовой стаж; сохранялся прежний низкий пенсионный возраст; предоставлялось право на получение полной пенсии в период работы и др. По мере ухудшения экономической ситуации в России, вновь принимаемые решения девальвировали нормы данного Закона, превратив в итоге российскую пенсионную систему в уравнительную.

Второй этап формирования национальной пенсионной системы был осуществлен с 1 января 2002 г., когда в России была проведена масштабная пенсионная реформа на основе таких федеральных законов, как «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. и «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. В связи с их принятием Закон «О государственных пенсиях в РФ» был признан утратившим силу.

Основная цель пенсионной реформы состояла в ограничении функционирования распределительной пенсионной системы, базирующейся на принципах обязательного социального страхования и охватывающей всех застрахованных и их семьи. В распределительную пенсионную систему был «вмонтирован» чуждый для нее по своей правовой природе компонент накопительных пенсий (гражданин копит свои пенсионные права, выраженные в сумме поступивших за него на накопление страховых пенсионных взносов, которые изымаются из финансового источника, гарантирующего выплату текущих пенсий по распределительной системе). Механизм получения накопления пенсий в далеком будущем создает угрозу финансовой устойчивости пенсионной системы для тех, кто получает страховые пенсии сегодня. Кроме того, он разрушает один из основополагающих принципов социального страхования – принцип солидарности застрахованных, в силу которого социально-страховые системы пенсионного обеспечения по сути своей являются системами коллективной защиты застрахованных от таких социальных рисков как старость, инвалидность, утрата семьей кормильца. Индивидуализация пенсионных прав путем формирования в социально-страховой системе пенсионных накоплений привносит в эту систему элемент коммерции, который связан с очень высоким риском, обусловленным часто непредсказуемой ситуацией на финансовых рынках. В условиях экономических кризисов практически во всех странах, где функционировали системы пенсионных накоплений, они потерпели крах. В странах с рыночной экономикой такие системы могут создаваться на условиях гражданско-правового, а не социального страхования и функционировать наряду с распределительными системами. Государство не должно нести ответственность за эффективность гражданско-правового страхования, в систему которого гражданин входит на добровольной основе, в отличие от социально-страховой системы, которая является государственно-принудительной.

Кроме того, в страховую пенсионную систему был включен и еще один элемент, не связанный со страховой природой пенсий, – это твердый, фиксированный размер, дополняющий страховую часть пенсии. Первоначально это была самостоятельная базовая часть трудовой пенсии, а с 1 января 2010 г. она трансформировалась в часть самой трудовой пенсии и стала называться – фиксированный базовый размер страховой части пенсии (ФБР). Размер ФБР не зависел ни от стажа, ни от заработка застрахованного лица, в связи с чем по существу выполнял функцию социальной пенсии, которая гарантируется государством каждому нетрудоспособному гражданину как члену общества. Очевидно, что место данной выплате в системе государственного пенсионного обеспечения, поскольку те, кто трудился, обладают равными правами с теми, кто реализует право на социальное обеспечение, включая право на пенсии, как члены общества. В этом случае финансирование указанной выплаты должно гарантироваться средствами федерального бюджета, а не средствами пенсионного фонда, за счет которых следовало бы увеличить собственно страховую часть пенсии, поскольку эти средства, как уже неоднократно говорилось выше, представляют собой часть «отложенной» заработной платы, предназначенной в будущем гарантировать пенсионное обеспечение застрахованного.

Результатом пенсионной реформы 2002 г. стало также сохранение в полном объеме государственной привилегированной системы пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих. Предусмотренная ранее Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г., в нарушение Конституции РФ, поскольку государственные пенсии устанавливаются законом (ст. 39), данная система теперь была закреплена законодательно. Она предусматривает возможность обеспечения указанных служащих двумя пенсиями – пенсией за выслугу лет и страховой пенсией (по старости или по инвалидности).

В результате реформы 2002 г. пенсионная система России стала состоять с из двух относительно самостоятельных подсистем: системы трудовых пенсий (которые с 1 января 2015 г. трансформировались в страховые пенсии), закрепленной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», и системы государственных пенсий, закрепленной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственных пенсиях в РФ».

При этом основное (но не единственное) отличие трудовых пенсий от государственных – это источник их финансирования. Если государственные пенсии финансируются исключительно из федерального бюджета, то трудовые пенсии в первую очередь связаны со страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию и финансируются по смешанному, преимущественно страховому принципу, с фактически субсидиарным дополнительным финансированием из федерального бюджета нашей страны.

Разница в регулировании трудовых (страховых) и государственных пенсий также в круге лиц, обеспечиваемых ими. Получателями трудовых (страховых) пенсий являются лица, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования, и члены их семей (в случае смерти застрахованного лица), а получателями государственных пенсий являются те, кто, как правило, либо заслуживает свою государственную пенсию уникальным видом деятельности (например, военной службой) или особыми заслугами. Государственными пенсиями обеспечиваются также граждане, у которых возникает тот или иной социальный риск, признаваемый государством и обществом в силу объективных причин достаточным для регулярной государственной пенсионной помощи даже без связи с их участием в трудовой деятельности (ребенок-инвалид; ребенок, потерявший кормильца; престарелый, не имеющий трудового стажа, и т. д.). Это так называемые социальные пенсии. Именно социальные пенсии являются наиболее убедительным примером реализации в нашей стране принципа всеобщности социального обеспечения. Очевидно, что ребенок-инвалид не помог обществу (и, возможно, не поможет никогда) в формировании валового внутреннего продукта страны, но социальное государство обязано обеспечить такого ребенка постоянным источником средств существования. В данном случае не за счет страховых взносов на пенсионное страхование, а за счет общих обезличенных налоговых платежей всех налогоплательщиков страны.

Третий этап формирования пенсионной системы связан с очередной пенсионной реформой (третьей по счету), которая осуществлена в стране с 1 января 2015 г. Основные цели и способы ее реализации отражены в новых Федеральных законах: от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» изменил не только название «трудовой пенсии» на «страховую пенсию», но и установил принципиально новый правовой механизм исчисления размеров страховых пенсий по сравнению с закрепленным ранее в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ».

Право социального обеспечения России. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Учебник подготовлен в соответствии с программой учебного курса по праву социального обеспечения с учетом динамики развития законодательства в современный период. Авторы учебника, руководствуясь Конституцией РФ, отразили в нем положения современного законодательства в сфере социального обеспечения.
Нормативные акты используются по состоянию на 1 мая 2016 года.
Для студентов юридических учебных заведений высшего профессионального образования.

Читать фрагмент.


Под ред. Тучковой Э.Г. Право социального обеспечения России. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Под ред. Тучковой Э.Г. Право социального обеспечения России. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Учебник подготовлен в соответствии с программой учебного курса по праву социального обеспечения с учетом динамики развития законодательства в современный период. Авторы учебника, руководствуясь Конституцией РФ, отразили в нем положения современного законодательства в сфере социального обеспечения.
Нормативные акты используются по состоянию на 1 мая 2016 года.
Для студентов юридических учебных заведений высшего профессионального образования.

Читать фрагмент.

Внимание! Авторские права на книгу "Право социального обеспечения России. 2-е издание. Учебник для бакалавров" ( Под ред. Тучковой Э.Г. ) охраняются законодательством!


2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, 2002. — 5 60 с.

Настоящий учебник — первый учебник по праву социального обеспечения России, сформировавшемуся практически заново в 1990—2001 гг.

В учебнике рассматриваются проблемы становления и развития системы социального обеспечения в России, все узловые вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами, а также проблемы социального обслуживания в различных его видах.

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Право социального обеспечения» и методическими рекомендациями по его изучению, разработанными в Московской государственной юридической академии и на юридическом факультете Университета Российской академии образования. Его авторы — известные специалисты в данной области, доктора юридических наук, профессора М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова.

Рекомендован Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям.

Для аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, работников органов социальной защиты населения, юридических и кадровых служб предприятий и профсоюзных организаций.

Формат: doc / zip

Размер: 660 Кб

Содержание
Предисловие……………………………………………………………..3
Указатель сокращений ………………………………………16
Общая часть
Глава I. Понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы……………………………………. 18
§ 1. Основные этапы становления систем социального обеспечения………………………………………………. 18
§ 2. Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. Функции социального обеспечения
§ 3. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………….27
§ 4. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения…………………………………………………37
§ 5. Формы социального обеспечения……………………………………43
Контрольные вопросы……………………………………………………..53
Глава 2. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения………………………………………………..65
§ 1. Понятие права социального обеспечения как отрасли права…………………………………………………………..65
§ 2. Предмет права социального обеспечения…………………………. 70
§ 3. Метод права социального обеспечения……………………………. 77
§ 4. Система права социального обеспечения……………………………90
§ 5. Право социального обеспечения как научная дисциплина …………………………….98
Контрольные вопросы ……………………………102
Глава 3. Принципы права социального обеспечения……………….103
§ 1. Понятие принципов права и их классификация…………………….103
§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения ……………………………..106
Контрольные вопросы ……………………………..114
Глава 4. Источники права социального обеспечения………………..115
§ 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация ……………………………..115
§ 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения ……………………………..120
Контрольные вопросы ……………………………..128
Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению…………. 129
§ 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению ……………………………..129
§ 2. Субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению ……………………………..133
§ 3. Пенсионные правоотношения ……………………………..139
§ 4. Правоотношения по поводу пособий и компенсаций .……………..147
§ 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей……………………………..151
§ 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения.154
§ 7. Правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан…………………………………..158
Контрольные вопросы …………………………….161
Основной нормативный материал к Общей части………………….162
Особенная часть
Раздел I. Трудовой стаж …………………………….165
Глава 6. Понятие трудового стажа, его виды …………………………165
§ 1. Понятие трудового стажа, его значение и классификация ……………………………..165
§ 2. Общий трудовой стаж ……………………………..167
§ 3. Специальный трудовой стаж ……………………………..172
§ 4. Страховой трудовой стаж ……………………………..174
§ 5. Непрерывный трудовой стаж ……………………………..175
Контрольные вопросы…………………………………………………… 179
Глава 7. Исчисление и подтверждение трудового стажа ……………180
§ 1. Исчисление трудового стажа ……………………………..180
§ 2. Подтверждение трудового стажа ……………………………..182
Контрольные вопросы ……………………………..192
Основной нормативный материал к разделу I Особенной части…..192
Раздел II. Пенсионное обеспечение …………………………….195
Глава 8. Общая характеристика пенсионной системы России…….195
§ 1. Пенсионная система России, ее современное состояние ……………………………..195
§ 2. Понятие пенсий и их классификация.
Право выбора пенсии ……………………………..200
Контрольные вопросы ……………………………..205
Глава 9. Пенсия по старости ……………………………..206
§ 1. Понятие пенсии по старости ……………………………..206
§ 2. Пенсия по старости на общих основаниях ………………………. 207
§ 3. Пенсия по старости на льготных основаниях……………………….211
§ 4. Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда ……………………………..216
§ 5. Пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере ……………………………..226
§ 6. Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже ……………………………..229
§ 7. Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии…………………….230
Контрольные вопросы ……………………………..237
Глава 10. Пенсия по инвалидности ……………………………..239
§ 1. Понятие пенсии по инвалидности. Инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их юридическое значение 239
§ 2. Пенсия по инвалидности на общих основаниях…………………….246
§ 3. Пенсия по инвалидности на основаниях предусмотренных для военнослужащих ……………………………..248
§ 4. Размер пенсии по инвалидности.
Надбавки к пенсии ……………………………..250
Контрольные вопросы ……………………………..254
Глава 11. Пенсия по случаю потери кормильца……………………. 255
§ 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца. Иждивенчество .255
§ 2. Пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях ……………………………..260
§ 3. Пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих………………………….261
§ 4. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Надбавки к пенсии …………………………….263
Контрольные вопросы …………………………….266
Глава 12. Пенсия за выслугу лет …………………………….267
§ 1. Понятие пенсии за выслугу лет …………………………….267
§ 2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения …………………………….268
§ 3. Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии…………………276
Контрольные вопросы ……………………………..279
Глава 13. Социальная пенсия ……………………………..280
§ 1. Понятие социальной пенсии и основания для ее установления ……………………………..280
§ 2. Размеры социальных пенсий ……………………………..281
Контрольные вопросы ……………………………..282
Глава 14. Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда……………………………283
§ 1. Механизм исчисления пенсий и заработка, из которого они исчисляются ……………………………..283
§ 2. Правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения ……………………………..287
§ 3. Два метода исчисления пенсий. Компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий ……………………………..291
§ 4. Перерасчет ранее назначенной пенсии ……………………………..294
§ 5. Адаптация пенсионных выплат ……………………………..296
Контрольные вопросы ……………………………. 300
Глава 15. Обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет …………………………….301
§ 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение……………….301
§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения ……………………………..302
§ 3. Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия ……………………………..305
Контрольные вопросы ……………………………..309
Глава 16. Выплата пенсии ……………………………..310
§ 1. Общие правила выплаты государственной пенсии…………………310
§ 2. Выплата пенсий работающим пенсионерам…………………………314
§ 3. Удержания из пенсии ……………………………..318
Контрольные вопросы ……………………………..319
Глава 17. Пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан ……………………………..321
§ 1. Формирование привилегированной пенсионной системы ……………………………..321
§ 2. Пенсии для граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих …………………..323
§ 3. Пенсионное обеспечение отдельных категорий государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей 329
Контрольные вопросы ……………………………..334
Основной нормативный материал к разделу II Особенной части…334
Раздел III. Социальные пособия, компенсационные выплаты, обеспечение по страхованию пострадавших на производстве и их семей 343
Глава 18. Социальные пособия ……………………………..343
§ 1. Понятие пособий и их виды ……………………………..343
§ 2. Классификация пособий и методы определения их размеров ……………………………..344
Контрольные вопросы ……………………………..347
Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности………………348
§ 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности ……………………………..348
§ 2. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности ……………………………..350
§ 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия 354
§ 4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и ответственность за правильную выплату пособий по временной нетрудоспособности 359
Контрольные вопросы ……………………………..361
Глава 20. Пособие по безработице ……………………………362
§ 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице ……………………………362
§ 2. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления ……………………………363
Контрольные вопросы ……………………………366
Глава 21. Денежные выплаты (пособия) в связи с материнством, отцовством и детством………………………………………………….368
§ 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения ……………………………368
§ 2. Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности ……………………………370
§ 3. Единовременное пособие при рождении ребенка …………………374
§ 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ……………………………375
§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка ……………………………379
Контрольные вопросы ……………………………382
Глава 22. Иные социальные пособия …………………………….384
§ 1. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту…………………………….384
§ 2. Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакциональных осложнений …386
§ 3. Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека …………………………….387
§ 4. Единовременные пособия вынужденным переселенцам …………………………….390
§ 5. Единовременные пособия беженцам …………………………….392
§ 6. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы .395
§ 7. Единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом …………………………….396
§ 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот …………………………….398
§ 9. Пособие на погребение …………………………….398
Контрольные вопросы …………………………….400
Глава 23. Компенсационные выплаты …………………………….402
§ 1. Понятие и виды компенсационных выплат…………………………402
§ 2. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел 403
§ 3. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход ………406
§ 4. Компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся на питание 409
Контрольные вопросы …………………………….411
Глава 24. Государственная социальная помощь…………………….412
§ 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью …………………………….412
§ 2. Виды (формы) государственной социальной помощи …………………………….413
Контрольные вопросы …………………………….415
Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей. …………………………….416
§ 1. Введение в Российской Федерации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 416
§ 2. Основные виды обеспечения по страхованию………………………420
§ 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения ……………………………..427
Контрольные вопросы ……………………………..432
Основной нормативный материал к разделу III Особенной части 433
Раздел IV. Охрана здоровья граждан Медицинская и лекарственная помощь……………………………….438
Глава 26. Медицинская помощь и лечение……………………………438
§ 1. Медицинская помощь в системе охраны здоровья граждан и ее виды ……………………………..438
§ 2. Санаторно-курортное лечение ……………………………..443
Контрольные вопросы ……………………………..445
Глава 27. Лекарственная помощь ……………………………..446
§ 1. Правила обеспечения населения лекарственной помощью ……………………………..446
§ 2. Бесплатная лекарственная помощь ……………………………..447
§ 3. Лекарственная помощь со скидкой ……………………………..449
Контрольные вопросы ……………………………..450
Основной нормативный материал к разделу IV Особенной части 451
Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения………………………454
Глава 28. Социальное обслуживание ……………………………..454
§ 1. Понятие социального обслуживания ……………………………..454
§ 2. Реабилитация, образование и обеспечение занятости инвалидов ……………………………..458
§ 3. Протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами ………465
§ 4. Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях ……………………………467
§ 5. Социальное обслуживание детей ……………………………471
Контрольные вопросы ……………………………473
Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения…………. 475
§ 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания …………………………….475
§ 2. Дифференциация социальных льгот, их виды……………………. 476
Контрольные вопросы …………………………….482
Основной нормативный материал к разделу V Особенной части…482
Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении …………………………….488
Глава 30. Международное правовое регулирование социального обеспечения …………………………….488
§ 1. Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт……………488
§ 2. Источники международного права, их основное содержание ……………………………..490
Контрольные вопросы ……………………………..499
Список рекомендованной литературы ……………………………..499

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 09.12.2017 2017-12-09

Статья просмотрена: 4048 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России / Т. М. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46974/ (дата обращения: 07.12.2020).

Министерством финансов и экономического развития готовятся предложения, для проведения пенсионной реформы в РФ, в частности планируется расширение накопительных возможностей пенсионного обеспечения; создание гарантийного резерва; повышение пенсионного возраста. На сегодняшний день точно неизвестно, какие именно вопросы будут рассмотрены в первую очередь, какие во вторую, а каким ещё предстоят доработки. Планируется также сформировать некий «общенациональный гарантийный фонд». Откладываемые средства будут поступать из нескольких источников: первый источник обозначен как негосударственные пенсионные фонды России, второй — собственно ПФР.

После проведенной реформы в Российской Федерации пенсионная система носит смешанный характер. Во-первых, применяется распределительная система, согласно которой прямым источником выплат являются в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы, поступающие в ПФР. Во-вторых, используется обязательная накопительная система.


Рис. 1. Пенсионная система Российской Федерации

Правительство РФ в 2017 году активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Были введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Пенсионная реформа представляет собой политику государства, связанную с необходимостью внесения изменений в действующее законодательство, и направленную на изменение условий пенсионного обеспечения граждан. Так, согласно пенсионному законодательству пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

‒ 60 лет для мужчин,

‒ 55 лет — для женщин.

Так же был принят ряд законов, регламентирующих требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии [3, 224].

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

Условия получения пенсии.

№п/п

Условия необходимые для получения пенсии

Наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное увеличение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 г. до 15 лет к 2024 г.);

Величина пенсионных баллов (ИПК) (с 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов до 2025 г.).

С 2015 года для расчета страховой пенсии введены пенсионные баллы, которыми оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Количество пенсионных баллов зависит от суммы страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд за каждого работника в период осуществления последним трудовой деятельности.

Количество баллов, в свою очередь, напрямую зависит от факта официального трудоустройства. Чем выше «белая» зарплата, тем больше баллов можно заработать. Установлены максимальные значения пенсионных баллов, которые можно заработать за один год.

Максимальное значение пенсионных баллов

Максимальное значение пенсионных баллов

Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются

Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии начисляются и уплачиваются

Экономическая ситуация в России все чаще заставляет представителей государственной власти говорить о поэтапном повышении пенсионного возраста.

Такие действия Правительства РФ постепенно готовят граждан к неизбежному повышению возраста выхода на пенсию. И таким первым шагом явилось повышение с 2017 года возраста выхода на пенсию для государственных служащих. Для них установлено постепенное повешение пенсионного возраста (на 0,5 года ежегодно) до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее — до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет).

Нестабильная ситуация, сложившаяся в экономике и политике нашей страны, целиком и полностью отражается на пенсионной системе Российской Федерации. С 2014 года был введен мораторий на пенсионные накопления, который предполагалось снять уже в этом году. Однако этого не случилось, а ответом правительства по вопросу модернизации накопительной системы стало предложение ввести новый план индивидуального пенсионного капитала.

Новый способ формирования пенсионных накоплений планируется ввести в ближайшем будущем. Законопроект в настоящее время находится ещё в стадии разработки, а все принципы действия новой системы — в стадии обсуждения.

Разработанная Центробанком и Минфином и предложенная ими на Московском финансовом форуме еще осенью прошлого года модернизация накопительного элемента пенсии включает в себя несколько аспектов.

‒ направление действующего страхового взноса 22 % от дохода работника на выплаты действующим пенсионерам в полном объеме (без выделения 6 % на накопительную часть у лиц, избравших данный вариант пенсионного обеспечения);

‒ формирование накопительной пенсии только за счет уплаты добровольных взносов в выбранный гражданином НПФ;

‒ предоставление налоговых льгот и для самого работника, и для его работодателя;

‒ предоставление переходного периода предположительно в течение двух лет, в ходе которого застрахованные лица смогут принять решение о переводе уже имеющихся накоплений в новую систему или отказе от накопительной пенсии с возможностью отписаться от ИПК;

‒ разработка базовых условий внедрения новой системы для лиц, не желающих принимать самостоятельное решение по выбору отдельных параметров, касающихся: размера ставки дополнительного платежа, схемы выплаты [5, c.225].

В связи с необходимостью проведения пенсионной реформы, были определены следующие задачи реформирования в России государственной пенсионной системы, представленные в таблице 3.

Задачи реформирования пенсионной системы

№п/п

Основные задачи реформирования государственной пенсионной системы

1.

Усиление страховых принципов в перераспределении средств Пенсионного фонда России (ПФР);

2.

Создание устойчивой бюджетно-финансовой системы государственного пенсионного обеспечения;

3.

Оптимизация структуры расходов ПФР;

4.

Ликвидация обязательств, которые не обеспечены уплаченными взносами и не имеют страховой характер;

5.

Организация соответствия механизмов учета пенсионных прав застрахованных лиц и формирования пенсионных обязательств ПФР, исходя из обеспечения сбалансированности его бюджета.

Основными факторами, определившими необходимость проведения пенсионной реформы в России, являются:

1) растущая финансовая нагрузка ПФР в связи с диспропорциями бюджета, которые обусловлены снижением доли обязательных отчислений в доходах фонда и увеличением расходов на пенсионное обеспечение граждан;

2) возрастающая зависимость ПФР от субсидий из федерального бюджета;

3) ухудшение демографической ситуации, которая обусловлена проблемой старения населения и сокращением числа работающих граждан;

4) снижение размера пенсий и, как следствие, ухудшение социально-экономического положения пенсионеров [4, c. 26].

После усовершенствования в 2015 г. пенсионная система России организуется на страховых принципах, строится с учетом уровня прожиточного минимума граждан-пенсионеров, ориентирована на стимулирование накоплений пенсионных прав гражданами и направлена на прозрачность расчетов и доступность информации по пенсионному обеспечению будущих пенсионеров, кроме того в пенсионной системе установлены страховые взносы, а не выплаты.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

С момента реализации пенсионной реформы пенсионная система России претерпела значительные изменения, которые отразились на состоянии пенсионного обеспечения граждан. Преобразование пенсионной системы в Российской Федерации является на данный момент наиважнейшим для общества направлением изменения социальной политики страны, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О накопительной пенсии»
  3. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М.: МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2016. — 628 с.
  4. Шахбанова, Ю. А.. Пенсионная реформа в России 2015 года // Закон и право. — М.: «Юнити-Дана», 2015. — С. 25–28.
  5. Юзвович Л. И., Кузнецова Е. П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. — Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2017. — С. 224–228.
  6. Какие льготы, субсидии, пособия положены по закону в России, информационный ресурс // Персональные права.ру. URL: http://personright.ru/ (дата обращения: 30.11.2017).
  7. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ — www.pfrf.ru

Похожие статьи

Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской.

. страховая пенсия, пенсионное обеспечение, пенсия, страховая часть пенсии, пенсионная реформа, пенсионный балл, развитая рыночная экономика, трудовая пенсия, трудовой стаж.

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах.

Реформирование пенсионной системы в Российской.

Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсионные коэффициенты, страховая пенсия, пенсионная формула, новые условия, стаж, размер пенсии. Пенсионная реформа — это важный момент, который волнует все население.

Реформирование пенсионной системы Российской.

. пенсии, обязательное пенсионное страхование, пенсионная система РФ, пенсионная система, пенсионная реформа, заработная плата

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации. Анализ конъюнктурных параметров развития фармацевтического.

Изменения в пенсионной системе России в 2016 году

. накопительная пенсия, пенсионное обеспечение, пенсионный возраст, фиксированная выплата, пенсионная реформа, гражданин, балл, негосударственный пенсионный фонд

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах.

К вопросу выбора варианта пенсионного обеспечения

Ключевые слова: пенсионная система, страховая пенсия, накопительная пенсия.

Пенсионные права граждан теперь формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах.

К вопросу реформирования пенсионной системы Российской.

пенсионная система, пенсионное обеспечение, Россия, федеральный бюджет, накопление, накопительный элемент, пенсия, касса, система, время.

Сравнение систем пенсионного обеспечения России и Израиля

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсии, модели пенсионного обеспечения, Израиль, Российская Федерация. В Израиле нет пенсионного фонда и его функции берет на себя Ведомство социального страхования.

Ключевые слова: пенсионные системы, накопительная пенсия.

накопительная пенсия, Россия, Российская Федерация, накопление, пенсионная система, накопительный компонент, обязательное пенсионное страхование, пенсионное обеспечение.

Основы пенсионного страхования в России: проблемы.

Пенсионное страхование является основой пенсионной системы РФ, это выплата различных видов пенсий населению, засечёт ресурсов, пополняемых каждым работающим гражданином страны в виде отчислений в страховой фонд.

Читайте также: