Учет и отчетность пенсионного обеспечения







В п. 8.4.1 были рассмотрены содержание пенсионных планов и их предназначение. В МСФО 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения» определяется информация, кото­рую необходимо раскрыть по каждому такому плану. Стандарт до­полняет МСФО 19 «Вознаграждения работникам».

Положения стандарта должны применяться к отчетности по пенсионным планам, адресованной всем участникам плана, неза­висимо от того, является ли данный план:

• планом, управляемым страховой компанией;

• планом с установленными выплатами (или установленными
взносами);

• планом, финансируемым другими сторонами, а не компанией-
работодателем;

• формальным или неформальным соглашением.

Стандарт применяется также независимо от того, представлен пен­сионный фонд специально созданным юридическим лицом или тако­вое не создавалось, и независимо от наличия доверительных собствен­ников — кому перечисляются взносы и кем выплачиваются пенсии.

Положения МСФО 26 не распространяются на другие формы материального поощрении сотрудников: пособия за выслугу лет; выходные пособия, выплачиваемые при увольнении; выплаты, проведенные в рамках специально разработанных планов по уволь­нению или по сокращению кадров; выплаты в рамках премиальных и медицинских планов.

В стандарте употребляются термины, содержание большей части которых раскрыто в МСФО 19: «пенсионные планы», «пенсионные планы с установленными взносами», «пенсионные планы с установ­ленными выплатами», «актуарная дисконтированная стоимость». Содержание этих понятий было раскрыто в п. 8.4.1 учебника.

Вместе с тем вводятся и новые понятия. Так, члены пенсион­ного плана или другие лица, имеющие право на получении пенсии, определены стандартом как участники.

В стандарте дано понятие «гарантированные пенсии» — подразумеваются пенсии, право на получение которых в соответствии с условиями пенсионного плана не обусловлено продолжением трудо­вых отношений между сотрудниками и компанией.

Чистые активы пенсионного плана — разница между активами пенсионного плана и обязательствами, отличающимися от актуар­ной дисконтированной стоимости будущих пенсий.

Финансовая отчетность пенсионного плана с установленными взносами должна включать в себя:

• отчет о чистых активах пенсионного плана, которые могут
быть использованы для выплат;

• отчет об изменениях в чистых активах пенсионного плана,
которые могут быть использованы для выплат;

• основные положения учетной политики;

• описание пенсионного плана и любых изменений, произо­шедших в нем в течение данного периода, включая их влия­ние на отчетные показатели плана;

• описание политики финансирования пенсионного плана.
Порядок учета и представления отчетности. Как отмечалось в

п. 8.4.1, согласно МСФО 19 все пенсионные планы подразделяются следующим образом:

1)планы с установленными взносами;

2)планы с установленными выплатами.

МСФО 26 определяет состав отчетности по каждому из них.

Финансовая отчетность пенсионного плана с установленными взно­сами. Обязательства компании-работодателя, располагающей таким планом, погашаются за счет взносов, регулярно начисляемых с раз­мера заработной платы работников и перечисляемых в фонд. Поэто­му все участники плана заинтересованы в его эффективной работе, осуществлении контроля за целевым расходованием средств фонда, следовательно, и в представлении прозрачной отчетной информации.

Отчетность пенсионного плана с установленными взносами должна содержать раздел о чистых активах пенсионного плана, характеризующих реальные возможности фонда погашать обяза­тельства перед пенсионерами. Кроме того, раскрывается содержа­ние политики финансирования пенсионного плана.

Финансовая отчетность пенсионного плана с установленными выплатами представляет собой набор отчетных форм. Согласно МСФО 26, она должна включать в себя:

• отчет, составляющий чистые активы пенсионного плана,
которые могут быть использованы для выплат, и актуарную
приведенную (дисконтированную) стоимость причитающих­ся пенсий с указанием на итоговый профицит (дефицит)
пенсионного плана или иметь ссылку на эту информацию.

В прилагаемом к финансовому отчету актуарном отчете. Ак­туарные оценки согласно существующей практике проводят­ся с периодичностью, не превышающей три года.

Если на дату составления отчетности актуарная оценка проведена не
была, за основу принимается последняя из имеющихся оце­нок; при этом указывается дата ее проведения;

• отчет об изменениях в чистых активах пенсионного плана,
которые могут быть использованы для выплат;

• отчет о движении денежных средств;

• основные положения учетной политики;

• описание пенсионного плана и любых изменений в нем за
отчетный период; отдельно раскрывается влияние этих из­менений на отчетные показатели плана.

Кроме того, финансовая отчетность должна содержать разъясне­ние взаимосвязи, существующей между актуарной приведенной стои­мостью причитающихся к выплате пенсий и чистыми активами пен­сионного плана, которые могут быть использованы для выплат, а так­же сведения о политике финансирования пенсионных обязательств.

Инвестиции, составляющие активы любого пенсионного плана (как с установленными выплатами, так и с установленными взно­сами), отражаются по справедливой стоимости.

Персонифицированный учет - это учет сведений о каждом работнике организации или о лице, самостоятельно уплачивающем взносы в системе Пенсионного фонда РФ. Данный процесс осуществляется с целью реализации прав (пенсионных) человека в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом сведения, отраженные в системе персонифицированного учета, служат фундаментом для определения и расчета всех видов социальных выплат.

Персонифицированный учет и действующее законодательство

Персонифицированный учет основывается на нормах, закрепленных Федеральным Законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и призван усовершенствовать порядок получения сведений о лицах, получающих социальную помощь от государства.

Отметим, что помимо граждан России, персонифицированному учету подлежат и иностранные граждане:

граждане другого государства, постоянно или временно проживающие в РФ;

граждане другого государства, временно находящиеся в РФ, но имеющие трудовой договор на 6 месяцев.

Каждый месяц все работодатели-страхователи должны передавать информацию о каждом физическом лице, которому были начислены выплаты и вознаграждения, облагаемые страховыми взносами.

Кто является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд России

Все застрахованные лица подразделяются на:

людей, которые страхуют себя и выплачивают взносы самостоятельно;

людей, работающих на основе договора, который был заключен с лицом.

Плательщиком обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России являются лица, которые

работают на основании заключенного трудового договора;

работают на основе гражданско-правового договора или авторско­го договора;

не работают, но поставлены на учет в Службе занятости.

Кто участвует в системе пенсионного страхования

В системе Обязательного Пенсионного Страхования можно выделить следующих участников:

страховщик. Им может выступать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионный фонды;

страхователи. Это работодатели, т.е. организации и предприниматели, которые отчисляют пенсионные взносы за себя и за своих сотрудников;

застрахованные лица – это лица, которые являются собственниками пенсионных накоплений.

Цели персонифицированного учета

Под целями персонифицированного учета понимается:

Создание всех необходимые условий, позволяющих назначить застрахованному лицу будущую пенсию, исходя из итогов трудовой деятельности;

Обеспечение достоверности предоставляемой информации о стаже и заработной плате (дохо­де), которые являются основной информацией для назначения величины трудовой пенсии;

Создание и постоянное ведение информационной базы данных для того, чтобы назначать пенсию, учитывая итоговый трудовой стаж застрахованного лица, а также основываясь на вносимые страховые суммы;

Контролирование уплаты страховых вносов застрахованными лицами;

Упрощение порядка и ускорение процесса назначений трудо­вой пенсии застрахованным лицам.

Именно для этих важных целей и ведется в Пенсионном Фонде России персонифицированный учет.

При этом каждому застрахованному лицу открывается индивидуальный лицевой счет. Счет необходим для учета страховых взносов, которые поступают за сотрудника организации от работодателя.

Отметим, что кроме работодателя, такие взносы может делать само застрахованное лицо. Данный счет ведется обычно в информационной базе данных.

Какие сведения относятся к персонифицированному учету

К сведениям персонифицированного учета относится следующая информация о застрахованном лице:

дата и место рождения;

ИНН (при наличии);

сумма дохода по итогам отчетного периода (зарплата и прочие выплаченные вознаграждения);

размер уплаченных страховых взносов;

период трудового стажа.

На основании сумм страховых взносов, перечисленных страхователем за сотрудника, ПФР рассчитывает показатель пенсионных баллов.

При наступлении страхового случая (например, пенсионный возраст) данный показатель учитывается при расчете пенсии.

Также при расчете и назначении пенсии учитывается показатель трудового стажа.

Как работает система персонифицированного учета

На базе системы персонифицированного учета взаимодействуют три субъекта правоотношений обязательного пенсионного страхования:

застрахованное лицо (сотрудник).

Реализация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:

При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).

Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.

В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.

На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат.

Какая информация подлежит сбору и хранению при осуществлении индивидуального персонифицированного) учета

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах – это сбор и хранение следующей информации:

суммы страховых взносов, которые были начислены данному работнику работодателем;

суммы, которые поступили на страховой счет от страхователя за весь период;

размер установленной пенсии с учетом последующей индексации.

Персонифицированный учет Пенсионным фондом России ведется на постоянной основе.

Система Персонифицированного учета является гарантом того, что поступления и взносы не пропадут и будут учтены при расчете будущей пенсии.

Но при этом не стоит забывать: для того чтобы эти поступления были, необходимо работать официально, либо самостоятельно делать взнос (из неофициальной заработной платы) на личный лицевой счет в Пенсионный фонд России.

Ответственность за непредставление данных индивидуального учета

Работодатель, имеющий наемных работников, по отношению к которым он выступает страхователем, обязан подавать в ПФР данные персонифицированного учета в соответствии с порядком, утвержденным ФЗ-27 от 01.04.1996.

Если организация или предприниматель не представил данные персонифицированного учета, или в случаях, когда представлены недостоверные данные, предусмотрен штраф по каждому сотруднику от 300 до 500 рублей (ст.15.33.2 КоАП).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

"Бухгалтерский учет", 2007, N 24

Пенсионные планы подразделяются на планы с установленными взносами и планы с установленными выплатами. Настоящая статья посвящена особенностям отражения в учете и отчетности информации о пенсионных планах каждого типа.

Международный стандарт финансовой отчетности 26 "Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)" (далее - МСФО 26) дополняет МСФО 19 "Вознаграждения работникам", который рассматривает определение и представление затрат по пенсионному обеспечению в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций-работодателей, заключивших договоры пенсионного обеспечения своих работников.

МСФО 26 определяет пенсионный план как единицу финансовой отчетности, отделенную от работодателей или участников плана. Иначе говоря, это отчетность, составленная самим пенсионным фондом.

Пенсионный план представляет собой соглашение (договор), по которому организация предоставляет пенсии своим сотрудникам по окончании их службы. При этом пенсии по пенсионным планам имеют следующие особенности:

а) они могут предоставляться как в виде определенной суммы дохода, выплачиваемой ежегодно, так и в виде единовременной выплаты;

б) сумма пенсии может быть определена (рассчитана) заблаговременно до выхода на пенсию;

в) сумма вклада работодателя для выплаты определенной пенсии работнику должна и может быть определена заблаговременно как по представленным документам, так и на основании принятой в организации-работодателе практики.

Отчетность пенсионного плана не имеет ничего общего с отчетностью перед отдельными участниками плана об их пенсионных правах. Та отчетность пенсионного плана, формирование которой регулирует МСФО 26, является отчетностью перед всеми участниками этого плана в целом как группы.

Пенсионные планы подразделяются на:

  • планы с установленными взносами, в соответствии с которыми размеры пенсий, подлежащих выплате, определяются на основе взносов в пенсионный фонд и прибыли на эти вложения, полученной от инвестирования сумм пенсионных взносов;
  • планы с установленными выплатами, в соответствии с которыми размеры пенсий, подлежащих выплате, определяются по формуле, в основе которой обычно лежит размер вознаграждения, получаемого работником, и (или) выслуга лет.

Организационно пенсионные планы могут быть обеспечены путем:

  • создания отдельных пенсионных фондов - юридических лиц;
  • передачи средств в доверительное управление управляющим компаниям;
  • инвестирования средств в страховые компании (кроме случаев, когда контракт со страховой компанией заключается от имени конкретного участника пенсионного плана и обязательства по пенсионным выплатам являются обязательствами исключительно самой страховой компании).

Отчетность пенсионного плана должна содержать следующую информацию:

  • описание существенной деятельности за отчетный период и эффект воздействия любых изменений в отношении пенсионного плана, членства в нем, сроков и условий;
  • об операциях и результатах инвестиционной деятельности за период;
  • о финансовом положении плана по состоянию на конец отчетного периода;
  • об инвестиционной политике плана;
  • актуарную информацию, представленную либо как часть отчетности, либо в виде отдельной отчетности.

Рассмотрим особенности отражения в учете и отчетности информации о пенсионных планах каждого типа.

Пенсионные планы с установленными взносами

Отчетность по пенсионному плану с установленными взносами должна содержать:

  • раздел о чистых активах пенсионного плана;
  • описание политики его финансирования.

В данных пенсионных планах размер пенсии работника определяется следующими факторами:

  • взносами работодателя;
  • взносами самого работника;
  • результатами деятельности пенсионного фонда;
  • инвестиционными доходами пенсионного фонда.

Обязательство работодателя обычно погашается путем внесения взносов в фонд. Организация признает обязательство по перечислению взносов в пенсионный фонд в том периоде, в котором работник оказал организации услуги. Оказание работником услуг отражается в учете путем начисления ему заработной платы. Одновременно признаются (как правило, в установленном проценте от суммы заработной платы) затраты в сумме взносов в пенсионный фонд, либо сумма взносов включается в стоимость активов.

Пенсионные планы с установленными выплатами

Отчетность по пенсионному плану с установленными выплатами должна содержать либо отчет, показывающий:

  • чистые активы пенсионного фонда, служащие источником выплат пенсий;
  • актуарную дисконтированную стоимость причитающихся пенсий (АДСПП), с разделением на гарантированные и негарантированные пенсии;
  • итоговое превышение или дефицит;

либо отчетность о чистых активах пенсионного плана, включающую:

  • примечание, показывающее актуарную дисконтированную стоимость причитающихся пенсий , с разделением на гарантированные и негарантированные пенсии;
  • ссылку на эту информацию в сопровождающей отчетности актуария .
Гарантированные пенсии - это пенсии, право на получение которых согласно условиям пенсионного плана не обусловлено продолжением трудовых отношений сотрудников.
АДСПП - это дисконтированная стоимость ожидаемых выплат по пенсионному плану, причитающихся вышедшим на пенсию и работающим сотрудникам в зависимости от их трудового стажа.
Актуарий - лицо, которое отвечает требованиям, установленным для лиц, осуществляющих проведение актуарного оценивания деятельности пенсионных фондов.

Во многих странах актуарные оценки проводятся не чаще одного раза в год. Поэтому если актуарий не подготовил актуарной оценки на дату составления отчетности, то в качестве основы для подготовки отчетности должна использоваться самая последняя из имеющихся оценок, с указанием даты ее выполнения.

Для формирования актуарной дисконтированной стоимости причитающихся пенсий расчет должен основываться на:

  • размере пенсии, причитающейся работникам в соответствии с условиями плана за услуги, оказанные работодателю к данному моменту;
  • текущем или планируемом уровне заработной платы.

Метод, используемый актуарием для расчета, также должен раскрываться в отчетности. Отчетность должна пояснять взаимосвязь между актуарной дисконтированной стоимостью причитающихся пенсий и чистыми активами пенсионного плана, а также политику финансирования причитающихся пенсий.

Для этого пенсионный план с установленными выплатами периодически нуждается в консультации актуария для оценки финансового состояния, проверки актуарных допущений и получения рекомендаций об уровне будущих пенсий.

Цель отчетности по пенсионному плану с установленными выплатами состоит в периодическом предоставлении информации о финансовых ресурсах и деятельности пенсионного плана для оценки взаимосвязи между накоплением ресурсов и пенсионными выплатами на протяжении всего периода.

Дисконтированная величина ожидаемых выплат по пенсионному плану может рассчитываться и, соответственно, представляться в отчетности, основываясь:

  • на текущих уровнях заработной платы;
  • на прогнозируемых уровнях заработной платы до момента выхода на пенсию участников плана.

Основания, по которым предпочтение отдается одному из вышеперечисленных методов, представлены в табл. 1.

Дисконтированная величина ожидаемых выплат по пенсионному плану

В отчетности пенсионного фонда помимо раскрытия актуарной дисконтированной стоимости причитающихся пенсий дается развернутое объяснение контекста, в котором эта стоимость должна восприниматься.

Такое объяснение может иметь форму информации:

  • о достаточности планируемых будущих отчислений в пенсионный фонд;
  • о политике финансирования пенсионного фонда, основанной на прогнозах размеров заработной платы.

Эта информация включается либо в раздел финансовой информации, либо в отчетность актуария.

Информация о пенсионных планах с установленными выплатами отражается в одном из трех форматов, которые отражают различные сложившиеся в практике методы раскрытия и представления актуарных данных. Характеристика форматов представлена в табл. 2.

Рассмотрим использование информации, предоставленной пенсионным фондом, для формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, имеющей пенсионный план с установленными выплатами (см. табл. 3, 4).

Основные показатели деятельности пенсионного фонда за отчетный год

Расчет стоимости активов и обязательств пенсионного фонда на конец года

Затраты на выплату процентов - увеличение дисконтированной стоимости обязательств по пенсионному плану с установленными выплатами в течение периода, возникающее в связи с приближением на один период момента выплаты пенсий (МСФО 19).

Актуарные прибыли и убытки могут возникать за счет изменения стоимости активов и обязательств пенсионного плана: неточности в расчетах текучести кадров, смертности после выхода на пенсию, ставки дисконтирования, ставки доходности инвестиций и пр.

Таким образом, актуарные разницы возникают на конец каждого года. Однако, в силу такого количества неопределенностей, МСФО 19 "Вознаграждения работникам" предписывает признавать актуарные прибыль и убытки только в части, выходящей за пределы "коридора", который рассчитывается по установленным правилам.

Сумма актуарной прибыли (убытка) относится на прибыль (убытки) отчетного периода в течение среднего оставшегося срока службы работников организации. Признание актуарной прибыли (убытка), рассчитанной на конец отчетного периода, осуществляется в следующем периоде.

Рассчитаем "коридор" для определения суммы актуарных прибылей (убытков), которые должны быть признаны в периоде, следующем за отчетным, исходя из данных табл. 3, 4. Расчет представлен в табл. 5.

Процент, равный 10, как для справедливой стоимости активов плана, так и для дисконтированной стоимости обязательств установлен п. 92 МСФО 19 "Вознаграждения работникам".

В бухгалтерском учете организации - участника пенсионного плана признается только та сумма актуарного убытка, которая вышла за пределы "коридора".

Оценка стоимости активов и обязательств пенсионного фонда производится на каждую отчетную дату. Как правило, организация - участник пенсионного плана признает в своем балансе чистое обязательство пенсионного фонда. Чистый актив признается в очень редких случаях.

Инвестиции пенсионного плана оцениваются по справедливой (рыночной) стоимости. Так как пенсионные фонды имеют право делать инвестиции только в ценные бумаги, то в случае инвестиций в ценные бумаги, котируемые на фондовых биржах, под справедливой стоимостью понимается рыночная стоимость этих ценных бумаг на дату составления отчетности. Если средства пенсионного фонда вложены в инвестиции, по которым не определяется справедливая стоимость, в бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты причины того, что инвестиции невозможно оценить по справедливой стоимости. Отчетность по пенсионному плану включает:

  • отчетность о чистых активах пенсионного фонда:

активы по состоянию на конец периода в соответствии с классификацией;

метод оценки активов;

детальные сведения о каждой отдельной инвестиции, превышающей либо 5% чистых активов пенсионного плана, либо 5% от общей стоимости ценных бумаг любого класса или типа;

детальные сведения о каждой инвестиции работодателя;

любые обязательства, кроме АДСПП;

  • отчетность об изменениях в чистых активах пенсионного плана:

инвестиционный доход (проценты, дивиденды);

пенсии, выплаченные или подлежащие выплате по категориям;

налоги на прибыль;

прибыли и убытки от реализации инвестиций и изменения в стоимости инвестиций;

переводы из одних планов в другие;

  • описание плана:

названия работодателей и групп работников, охваченных данным планом;

количество участников, получающих пенсии;

тип плана (с установленными выплатами или взносами);

примечания, поясняющие, делают ли взносы участники плана;

описание пенсий, причитающихся участникам;

описание каждого из условий прекращения плана.

МСФО 26 — стандарт, посвященный вопросам учета и отчетности по формированию средств на накопление будущей пенсии. Рассмотрим особенности его применения.

Значение стандарта для РФ

Международные стандарты в РФ с 2010 года получили официальное признание (ст. 3 закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ), и теперь их правила (при условии того, что конкретный стандарт признан и опубликован в РФ) применимы в нашей стране на законодательном уровне (постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107).

Первый вариант МСФО 26 был введен в РФ в действие приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н. С 09.02.2016 его сменил текст, ставший приложением к приказу Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

Стандарт рассматривает вопросы формирования пенсионных накоплений, включая в круг связанных с ними лиц всех участников этого процесса: работодателя, работника и организацию, получающую, сохраняющую и инвестирующую полученные средства пенсионных сбережений (актуария). В рамках существующих пенсионных программ не имеет значения, какая из организаций является получателем этих средств: специально созданный фонд или страховая компания. Но важно наличие целевого назначения их: это должны быть средства, предназначенные именно для систематического формирования пенсии по определенной пенсионной программе.

Виды программ пенсионных платежей

МСФО 26 выделяет 2 возможных вида пенсионных программ:

  • С установленными взносами, когда размер платежей определяет либо работодатель, либо работник (или обе эти стороны). Работник пользуется правом контроля за поступлением средств в организацию, формирующую пенсионные накопления, а также за ростом их в результате инвестиционной деятельности актуария. Будущая пенсия зависит от величины взносов и инвестиционного дохода.
  • С установленными выплатами, когда величина платежей подвергается периодической корректировке в зависимости от реального либо перспективного финансового положения работника и работодателя. Такая программа требует проведения систематической (обычно 1 раз в 3 года) оценки возможностей обеих сторон, а также периодических консультаций с организацией, накапливающей и инвестирующей полученные пенсионные средства. Размер будущей пенсии (актуарная приведенная стоимость) при этой программе зависит главным образом от величины дохода работника и количества отработанных им лет.

  • спонсоров пенсии, не являющихся работодателями;
  • ограничения обязанностей работодателей по обычным программам;
  • программ смешанного вида, и тогда к ним применяют правила программы с установленными выплатами.

О том, от каких показателей зависит величина пенсии в РФ, читайте в статье «Как рассчитать пенсию в 2016 году (нюансы)?».

Особенности учета активов для пенсии

Стандарт предполагает, что активы, используемые актуарием для формирования пенсии, как правило, учитываются по справедливой (т. е. рыночной) стоимости. Допустимо использование:

  • выкупной стоимости — для ценных бумаг с фиксированной конечной ценой выкупа;
  • иной (отличной от рыночной) стоимости — для ситуаций, когда определить справедливую стоимость активов невозможно, с обязательным указанием в отчетности причины этого.

Отчетность по МСФО 26

Вне зависимости от вида применяемой пенсионной программы в отчетности по ней, составляемой актуарием, должны иметь место:

  • описание принципов учетной политики, в т. ч. используемого метода оценки активов;
  • данные о применяемой политике финансирования, в т. ч. инвестиционной;
  • описание действующей пенсионной программы и фактически осуществленных инвестиций, в т. ч. тех из них, величина которых превышает 5% от суммы активов, доступных для выплат пенсии;
  • данные об изменениях в стоимости пенсионных активов, в т. ч. обо всех поступлениях в них и обо всех произведенных пенсионных выплатах и иных расходах;
  • сведения об обязательствах, имеющихся помимо выплат по пенсиям, информация о начисленных налогах и о финансовых результатах работы.

Об отчете, отражающем финансовые результаты, подробнее читайте в материале «Порядок оформления отчета о прибылях и убытках по МСФО».

По программам с установленными выплатами приводятся:

  • описание сделанных для расчета будущих пенсионных выплат допущений и самой методики этого расчета;
  • величина актуарной стоимости пенсионных выплат (будущих пенсионных платежей), рассчитанная либо от текущих, либо от прогнозируемых уровней зарплаты, с разбивкой их на уже осуществляемые платежи и на будущие выплаты.

Описание используемой пенсионной программы может присутствовать в виде отдельного отчета. При этом все виды отчетности допускают наличие в них ссылок на другие доступные источники информации о деятельности актуария.

Итоги

Отчетность, составляемая в отношении формирования средств на накопление будущей пенсии, должна не только содержать сведения в части движения денежных средств, формирующих отчетные показатели, но и детально раскрывать принципы применяемой актуарием политики.







В п. 8.4.1 были рассмотрены содержание пенсионных планов и их предназначение. В МСФО 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения» определяется информация, кото­рую необходимо раскрыть по каждому такому плану. Стандарт до­полняет МСФО 19 «Вознаграждения работникам».

Положения стандарта должны применяться к отчетности по пенсионным планам, адресованной всем участникам плана, неза­висимо от того, является ли данный план:

• планом, управляемым страховой компанией;

• планом с установленными выплатами (или установленными
взносами);

• планом, финансируемым другими сторонами, а не компанией-
работодателем;

• формальным или неформальным соглашением.

Стандарт применяется также независимо от того, представлен пен­сионный фонд специально созданным юридическим лицом или тако­вое не создавалось, и независимо от наличия доверительных собствен­ников — кому перечисляются взносы и кем выплачиваются пенсии.

Положения МСФО 26 не распространяются на другие формы материального поощрении сотрудников: пособия за выслугу лет; выходные пособия, выплачиваемые при увольнении; выплаты, проведенные в рамках специально разработанных планов по уволь­нению или по сокращению кадров; выплаты в рамках премиальных и медицинских планов.

В стандарте употребляются термины, содержание большей части которых раскрыто в МСФО 19: «пенсионные планы», «пенсионные планы с установленными взносами», «пенсионные планы с установ­ленными выплатами», «актуарная дисконтированная стоимость». Содержание этих понятий было раскрыто в п. 8.4.1 учебника.

Вместе с тем вводятся и новые понятия. Так, члены пенсион­ного плана или другие лица, имеющие право на получении пенсии, определены стандартом как участники.

В стандарте дано понятие «гарантированные пенсии» — подразумеваются пенсии, право на получение которых в соответствии с условиями пенсионного плана не обусловлено продолжением трудо­вых отношений между сотрудниками и компанией.

Чистые активы пенсионного плана — разница между активами пенсионного плана и обязательствами, отличающимися от актуар­ной дисконтированной стоимости будущих пенсий.

Финансовая отчетность пенсионного плана с установленными взносами должна включать в себя:

• отчет о чистых активах пенсионного плана, которые могут
быть использованы для выплат;

• отчет об изменениях в чистых активах пенсионного плана,
которые могут быть использованы для выплат;

• основные положения учетной политики;

• описание пенсионного плана и любых изменений, произо­шедших в нем в течение данного периода, включая их влия­ние на отчетные показатели плана;

• описание политики финансирования пенсионного плана.
Порядок учета и представления отчетности. Как отмечалось в

п. 8.4.1, согласно МСФО 19 все пенсионные планы подразделяются следующим образом:

1)планы с установленными взносами;

2)планы с установленными выплатами.

МСФО 26 определяет состав отчетности по каждому из них.

Финансовая отчетность пенсионного плана с установленными взно­сами. Обязательства компании-работодателя, располагающей таким планом, погашаются за счет взносов, регулярно начисляемых с раз­мера заработной платы работников и перечисляемых в фонд. Поэто­му все участники плана заинтересованы в его эффективной работе, осуществлении контроля за целевым расходованием средств фонда, следовательно, и в представлении прозрачной отчетной информации.

Отчетность пенсионного плана с установленными взносами должна содержать раздел о чистых активах пенсионного плана, характеризующих реальные возможности фонда погашать обяза­тельства перед пенсионерами. Кроме того, раскрывается содержа­ние политики финансирования пенсионного плана.

Финансовая отчетность пенсионного плана с установленными выплатами представляет собой набор отчетных форм. Согласно МСФО 26, она должна включать в себя:

• отчет, составляющий чистые активы пенсионного плана,
которые могут быть использованы для выплат, и актуарную
приведенную (дисконтированную) стоимость причитающих­ся пенсий с указанием на итоговый профицит (дефицит)
пенсионного плана или иметь ссылку на эту информацию.

В прилагаемом к финансовому отчету актуарном отчете. Ак­туарные оценки согласно существующей практике проводят­ся с периодичностью, не превышающей три года.

Если на дату составления отчетности актуарная оценка проведена не
была, за основу принимается последняя из имеющихся оце­нок; при этом указывается дата ее проведения;

• отчет об изменениях в чистых активах пенсионного плана,
которые могут быть использованы для выплат;

• отчет о движении денежных средств;

• основные положения учетной политики;

• описание пенсионного плана и любых изменений в нем за
отчетный период; отдельно раскрывается влияние этих из­менений на отчетные показатели плана.

Кроме того, финансовая отчетность должна содержать разъясне­ние взаимосвязи, существующей между актуарной приведенной стои­мостью причитающихся к выплате пенсий и чистыми активами пен­сионного плана, которые могут быть использованы для выплат, а так­же сведения о политике финансирования пенсионных обязательств.

Инвестиции, составляющие активы любого пенсионного плана (как с установленными выплатами, так и с установленными взно­сами), отражаются по справедливой стоимости.

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет бухгалтерский учет и ведет отчетность в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Фонд обязан при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений.

Фонд ведет учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению, отдельно по обязательному пенсионному страхованию и отдельно по профессиональному пенсионному страхованию.

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение трех лет начиная со дня исполнения своих обязательств по пенсионному договору.

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам накопительной части трудовой пенсии в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фонд представляет в уполномоченный федеральный орган один раз в год заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого актуарием. Указанное заключение является неотъемлемой частью годового отчета фонда.

Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Фонд представляет годовой отчет о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом.

Форма отчетности фонда и требования к осуществлению отчетности устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Фонд обязан публиковать годовой отчет о своей деятельности в периодической печати не реже одного раза в год.

В негосударственных пенсионных фондах бухгалтерский учет ведется в соответствии с Приказом Минфина России от 19.12.2000 N 110н « Об утверждении указаний об утверждении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению», утвердившим Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению.

Формирование пенсионных резервов за счет поступивших пенсионных взносов отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 72 «Страховые взносы», субсчет «Расчеты по пенсионным взносам».

Формирование пенсионных резервов за счет дохода Фонда от их размещения отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Аналитический учет по субсчету «Резервы покрытия пенсионных обязательств» счета 96 «Резервы предстоящих расходов» ведется в разрезе каждого вида пенсионных резервов.

Учет резервов покрытия пенсионных обязательств ведется на субсчете «Резерв покрытия пенсионных обязательств» счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

Учет страховых резервов ведется на субсчете «Страховой резерв» счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

При размещении Фондом пенсионных резервов самостоятельно средства, вложенные в ценные бумаги и иные финансовые вложения, учитываются в общем порядке на счете 58 «Финансовые вложения».

Полученный (начисленный) доход от использования средств пенсионных резервов отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, счетом 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Полученный (начисленный) доход от использования средств пенсионных резервов отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, счетом 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Рассмотрим отражение бухгалтерских операций по учету пенсионных взносов и пенсионных резервов и накоплений:

Дебет 51 Кредит 72 поступление пенсионных взносов;

Дебет 72 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет пенсионных и страховых взносов;

Дебет 84 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет доходов от размещения пенсионных резервов и накоплений;

Дебет 86 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет целевых взносов;

Дебет 79 Кредит 51 размещение пенсионных резервов и накоплений по договору доверительного управления;

Дебет 58 Кредит 51 размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов самостоятельно;

Дебет 79, 76 Кредит 91 начисление доходов от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений;

Дебет 96 Кредит 74 начисление пенсий, выкупных и наследуемых сумм;

Дебет 74 Кредит 68 удержание налога на доходы физических лиц с начисленных выплат; Дебет 74 Кредит 50,51 фактические выплаты участникам и вкладчикам фонда.

Для обобщения информации негосударственных пенсионных фондов о состоянии средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности фонда, используется счет 86 «Целевое финансирование», субсчет «На покрытие расходов фонда». Все расходы фонда на ведение уставной деятельности обобщаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету счета 26 отражаются расходы, связанные с оформлением пенсионных договоров, размещением пенсионных резервов, с осуществлением управления фондом, и другие виды расходов, включаемые в смету, которая обязательно должна быть утверждена советом фонда.

Рассмотрим отражение операций в бухгалтерском учете при использовании счета 86 «Целевое финансирование»:

Дебет 51 Кредит 86 поступление целевых взносов от вкладчиков;

Дебет 72 Кредит 86 отчисление пенсионных взносов не более 3%;

Дебет 84 Кредит 86 отчисление от доходов от размещения пенсионных резервов не более 15%;

Дебет 84 Кредит 86 отчисление от доходов от инвестирования пенсионных накоплений не более 15%;

Дебет 84 Кредит 86 поступление дохода от использования имущества фонда;

Дебет 86 Кредит 26 списание расходов фонда на ведение уставной деятельности.

Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного налогового периода (года), расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. Для этого предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н, для негосударственных пенсионных фондов, которые являются юридическими лицами по законодательству РФ и которые получили лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению должны сдавать отчетность, формы которой утверждены Приказом Минфина России от 21.02.2001 N 15н «О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов»:

- Бухгалтерский баланс по форме N 1-НПФ;

- Отчет о прибылях и убытках по форме N 2-НПФ;

- Отчет о движении средств целевого финансирования и резервов по форме N 3-НПФ;

- Отчет о движении денежных средств по форме N 4-НПФ;

- Приложение к Бухгалтерскому балансу по форме N 5-НПФ;

- Отчет о целевом использовании полученных средств по форме № 6-НПФ.

Статьей 251 НК РФ определены доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы налогоплательщиков.

Целевые поступления, поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммер ческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использова нные вышеуказанными получателями по назначению , не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Налогоплательщики, получив шие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных произведенных в рамках целевых поступлений.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, иму­ щественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных рас­ ходов в порядке, установленном НК РФ.

В пункте 2 статьи 251 НК РФ поименованы виды целе­ вых поступлений, которые не учитываются при определении налоговой базы некоммерческими организациями при выполнении ими условий для их получения. К целевым поступлениям на содержание не коммерческих организаций и ведение ими ус тавной деятельности отнесены:

со вокупный вклад учредителей негосударствен­ ных пенсионных фондов (подпункт 5 п. 2 ст. 251 НК РФ);

пенсионные взносы в негосударствен­ ные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенси­онных резервов негосударственного пенсионно­ го фонда (подпункт 6 п. 2 ст. 251 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 295 НК РФ к дохо­ дам, полученным от уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов , кроме доходов, предусмотренных ст. 249 и 250 Кодекса, в частности, относятся отчисле­ ния от дохода от размещения пенсионных ре­ зервов, направленных на формирование имуще­ ства, предназначенного для обеспечения устав­ной деятельности фонда, осуществляемые в со ответствии с законодательством о негосудар ственных пенсионных фондах.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 296 НК РФ к рас ходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов фондов, кроме доходов, утвержденных в ст.254-269 Кодекса (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ о НПФ), относятся расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, учитывается в составе выручки от реализации товаров, работ, услуг негосударственного пенсионного фонда.

К расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов фондов, относятся расходы по оплате труда работников фонда.

За счет вышеуказанных поступлений, являющихся выручкой от реализации товаров, работ, услуг, осуществляются расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности, в том числе по оплате труда работников фонда.

Следовательно, расходы по оплате труда работников НПФ учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходах, связанных с производством и реализацией.

Статья 17 закона № 75-ФЗ установлено, что имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, формируется и за счет благотворительных взносов, а также и других законных поступлений.

НПФ должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (признанных) в рамках целевых поступлений, и доходов (расходов), связанных с производством и реа лизацией товаров, работ, услуг, имущественных прав, внереализационных доходов и расходов, а также других доходов — безвозмездно полу­ ченных средств.

При определении налоговой базы для целей налогообложения прибыли принимаются расхо ды, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть обо снованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления дея тельности, направленной на получение дохода.

Средства, которые направлены на содержание фонда (кроме средств пп.5,6 п.2 ст. 251 НК РФ) считаются безвозмездно полученными и учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса как внереализационные доходы.

При этом безвозмездно полученные средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль не могут уменьшаться на расходы, свя занные с содержанием и ведением уставной деятельности, а также на расходы от деятель­ ности, связанной с производством и реализаци ей товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внериализационные расходы, связанные с осу­ ществлением коммерческой деятельности.

В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах вто ром и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоя­ щего Кодекса, признаются выплаты и иные воз награждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и граж данско-правовым договорам, предметом которых является

выполнение работ, оказание ус луг (за исключением вознаграждений, выплачи ваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что ука занные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в кото рой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выпла ты не отнесены к расходам, уменьшающим нало говую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая вышеизложенное, заработная пла та работников фондов подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановлен ном порядке.

Более подробно с учетом и налогообложением в сфере негосударственного пенсионного обеспечения Вы можете познакомиться в разработке ЗАО «Интерком – Аудит» «Негосударственные пенсионные фонды».

Автор статьи консультант
ЗАО «Интерком-Аудит» Кожедубова И.И.
Телефон: (095) 937 – 34 - 51

Читайте также: