Удержание из пенсии в узбекистане

Меня часто спрашивают, что делать если, например, банк выиграл суд по кредитному долгу, дело ушло к приставу, который каждый месяц взыскивает 50% с зарплаты или пенсии и в результат на жизнь денег не остается? Некоторые юристы советуют в такой ситуации требовать от пристава или через суд прекратить взыскание части денежных сумм, не позволяющих сохранить прожиточный минимум для должника. Якобы прожиточный минимум – это неприкосновенные деньги, в том числе неприкосновенные для пристава-исполнителя и, если приставы игнорируют это правило - они нарушают закон и надо с этим бороться. Сразу скажу – такая правовая позиция вот уже долгие годы терпит фиаско в судах. Поэтому о ней мы говорить здесь не будем.

Второй способ уменьшения 50-ти процентного удержания по исполнительному производству – добавление к взысканию в пользу банка денежного удержания по алиментам в пользу супруги или супруга либо пожилых родителей. Давно известно, что один из супругов, даже находясь в браке может подать иск на взыскание алиментов на содержание детей со второго супруга. Со стороны это конечно кажется странным: как так – люди в браке и судятся. Но пристав обязан исполнять такие решения суда. Тем самым к требованиям банка добавляются требования в пользу детей, которые к тому же удовлетворяются в первую очередь. Это вполне законная схема оптимизации выплаты долгов и о ней более подробно я расскажу в одном из следующих статей.

А сегодня мы рассмотрим законное уменьшение ежемесячного удержание денег приставом с зарплаты или пенсии должника, в случае, если после такого удержания у такого должника не остаётся денег на жизнь, а точнее деньги остаются – но их недостаточно для минимальных потребностей и расходов.

Как пристав удерживает 50%

Итак, Вы проиграли суды, и вот Вами уже занимается судебный пристав. Предположим у Вас есть работа с небольшим официальным доходом или Вы пенсионер. В результате пристав непременно наложит взыскание на 50% Вашей заработной платы или пенсии. Кстати с пенсий по старости и по инвалидности законом предусмотрено удержание в размере 50% от её размера. С 1 июня 2020 года с некоторых пенсий приставам и банкам запрещено удерживать денежные средства. Подробнее я рассказывал об этом в своем видеоролике, перейти на который можно будет по ссылке в конце этого видеосюжета.

Когда исполнительный лист о взыскании задолженности оказывается у пристава, он возбуждает исполнительное производство. На добровольное исполнение даётся 5 дней. По их истечению пристав начинает свою работу, выносит постановление о взыскании периодических платежей и направляет его работодателю, в банк где открыт счет у должника (в том числе расчётный, по вкладу, по потребительскому или ипотечному кредиту, счёт дебетовой или кредитной карты) или направляет такое постановление в пенсионный фонд.

Работодатель или банк, после получения постановления обязан перечислять на счета, указанные приставом часть Вашего дохода. По умолчанию это 50% он него. Если взыскиваются долги в совокупности с алиментами – удержание может достигать и 70%. Так заведено, и так предусмотрел закон. Можно сказать, что, пристав слепо выполняет решение суда и не выясняет ни уровень вашего дохода, ни семейное положение, ни наличие тяжелых заболеваний, ни наличие иждивенцев, детей, престарелых родителей ни другие, значимые для Вас детали.

По закону пристав не обязан устанавливать в какой жизненной ситуации находится должник. Поэтому сделаем первый вывод - это именно Ваша задача – уведомить пристава о своих жизненных обстоятельствах и проблемах.

Условия для снижения с 50% до меньшего размера

Ключевой довод для снижения размера удержаний — это несоответствие остающегося после удержания дохода прожиточному минимуму, установленному в Вашем регионе.

Например, пенсионер получает 14 000 рублей пенсии ежемесячно. После удержания 50% у него остается только 7 000 рублей, а прожиточный минимум для пенсионеров в его регионе составляет 12 000 рублей в месяц. Уже на этом основании можно претендовать на снижение процента взыскания, так как прожиточный минимум это установленная экспертным путем денежные сумма, которая позволяет выжить человеку в определенном регионе страны. Если денег остается меньше такого минимума – под сомнение можно ставить возможность такого человека физически выжить в заданных условиях, в том числе не остаться на улице и не лишиться еды и одежды.

Вторым значимым фактором для уменьшения ежемесячного удержания приставом - является наличие иждивенцев, чаще всего детей. Представим мать одиночку, у которой один ребенок и заработная плата, допустим, 25 000 рублей. После удержания половины, у неё остаётся 12 500 рублей. Посчитаем прожиточный минимум для неё и несовершеннолетнего ребенка: 10 000 рублей для ребенка и 10 000 рублей для матери. Итого 20 000 рублей получается прожиточный уровень на семью из двух человек.

Если пристав будет забирать половину зарплаты должницы - будут нарушены права ребенка, что конечно же недопустимо и это тоже основание для снижения! Вот 5 000 рублей в пользу банка – это та сумма, которая в рассматриваемом случае не затронет права матери и ребенка. Поэтому основания для уменьшения ежемесячного удержания с 12 500 до 5 000 рублей в рассматриваемом случае имеются.

Кому подавать заявление о снижении?

По закону, снизить процент удержания может пристав-исполнитель, как по своей инициативе что я в своеё практике не встречал, так и по Вашему заявлению. Также снизить размер ежемесячного удержания может суд по Вашему заявлению об изменении способа и порядка исполнения решения суда. В случае подачи заявления приставу, как показывает практика, всё зависит от конкретного отдела судебных приставов и от личности самого пристава. Некоторые приставы обладают человеческими качествами и снижают без проблем. Можно обратиться и сразу в суд, но я рекомендую сначала к приставам, а уже в случае отказа - в суд. Мало ли – может именно в Вашем случае пристав-исполнитель окажется пронимающим человеком.

Просто просить пристава перестать взыскивать 50% с зарплаты или пенсии конечно же недостаточно. В противном случае так бы поступали все должники, ведь никому не нравится отдавать половину зарплаты в банк. Да и пристав не может просто так взять и пойти навстречу обратившемуся к нему должнику и уменьшить взыскание с заработной платы с 50 до 10% в месяц. В этом случае могут возникнуть уже подозрения в отношении заинтересованности пристава в помощи конкретному должнику без оснований к такой помощи.

Поэтому, для того чтобы у пристава были основания удовлетворить Ваше ходатайство и была обязанность это сделать – такое ходатайство надо подредить доказательствами Ваших ежемесячных затрат: например приложить копии квитанций на оплату коммунальных услуг, иди копию договора найма квартиры. Копии чеков ежемесячных затрат на покупку лекарств, диагностических процедур и рецептов, направлений лечащего врача. Копии документов, подтверждающих затраты на содержание иждивенцев (детей или престарелых родителей) и так далее. Тут необходимо понимать, что в каждом конкретном случае перечень подтверждающих материальное положение должника документов очень индивидуален.

Подведем итоги:

Итак, я думаю Вы поняли, что, если для Вас реально является тяжелым бременем оплата долгов по требованию пристава в размере 50% от Вашей зарплаты или пенсии – есть законные способы уменьшить это бремя до вполне разумных размеров. Однако, Вы должны понимать, что выплачивать таким образом долг по тому же кредиту Вам придется очень долго – годы или даже всю жизнь.

Если Вы должны не миллионы, у Вас нет дорогостоящего имущества кроме единственного жилья, а весь доход – это пенсия или маленькая зарплата, в результате чего на каждого члена семьи доход не превышает прожиточный минимум – законом предусмотрена процедура упрощенного бесплатного банкротства физических лиц. Для такого банкротства Вам не понадобится суд, арбитражный управляющий и даже юрист. Это нововведение специально предусмотрено государством по причине того, что обычным, дорогостоящим платным судебным банкротством могут воспользоваться далеко не все граждане.

Подробнее о том, что такое упрощенное банкротство физических лиц можно посмотреть в моем видео, перейти на которое можно в конце просмотра этого видеоролика.

Мой ютуб-канал адвоката

Хотя как показал последний месяц - обещание руководителя ФССП к сожалению так и остаётся только обещанием. Пока же с 1 июля вступил в силу закон, который отрегулировал порядок взыскания приставами долгов с пенсий по старости и по инвалидности :

И второе послабление для должников-пенсионеров от властей - возможность отдавать долг приставу в рассрочку на два года :

Как и обещал, видео про упрощенное бесплатное банкротство физических лиц:

Кстати, как адвокат, я веду свой официальный сайт, на котором можно прочитать статью о судебном приказе , а также на моём сайте можно познакомиться с другими моими юридическими услугами для должников .

🎦 А еще я являюсь автором ютуб-канала , у которого уже около 100000 подписчиков. На ютуб-канале я даю свои юридические советы по решению кредитных и долговых проблем и на нём работает бесплатная юридическая консультация для подписчиков, которые задают свои вопросы в комментариях к видео и получают мои ответы на них. Подписывайтесь на мой ютуб-канал, смотрите видео, задавайте свои вопросы!


ОТ РЕДАКЦИИ. На практике нередки случаи, когда ошибочно производят излишнее удержание из пенсии. Способам защиты прав пенсионеров и посвящена наша публикация.

Ситуация. Женщина, школьный учитель, вышла на льготную пенсию по возрасту (50 лет, свыше 25 лет специального стажа) в 2004 году. У нее двое детей, 1982 и 1988 г.р. В декабре 2014 года ей снизили размер пенсии (а также удержали излишне выплаченную сумму) на том основании, что в стаж работы засчитывается время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности. А раз у нее двое детей, то значит, были выплачены излишние суммы. Это основание комиссия по назначению пенсий и пособий отдела внебюджетного Пенсионного фонда прямо указала в своем постановлении. Не согласившись с таким решением, пенсионерка обжаловала его в вышестоящее звено Пенсионного фонда. Однако ей ответили письмом, что излишние суммы образовались в результате того, что ее ошибочно перевели по достижении общеустановленного пенсионного возраста 55 лет с льготной пенсии по возрасту на обычную. Кто виноват и что делать?

КОММЕНТАРИЙ АДВОКАТА

Неправомерные удержания из пенсии по вине сотрудников Пенсионного фонда, их ошибки в немалые суммы не должны ложиться бременем на пожилых людей. Противозаконные, пусть ошибочно совершенные действия должностных лиц можно и нужно оспаривать в суде.

Внимание на даты

Льготная пенсия по возрасту (в 50 лет, с уменьшением общеустановленного возраста на пять лет) была назначена в 2004 году , а изменения в ст. 37 п. «ж» Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» от 3.09.1993 г. внесены Законом от 22.12.2010 г. № ЗРУ-272.

Статья 37. Виды трудовой деятельности, засчитываемой в стаж работы

В стаж работы засчитываются:

ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности; (пункт в редакции Закона от 22.12.2010 г. № ЗРУ-272).

Это изменение законодательства в 2010 году не должно применяться к рассматриваемому случаю, т.к. на пенсию женщина вышла раньше – в 2004 году.

Согласно ст. 31 Закона «О нормативно-правовых актах» 1 нормативно-правовые акты не имеют обратной силы и применяются к общественным отношениям, возникшим после введения их в действие , за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Действие Закона распространяется на общественные отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено Законом .

Придание обратной силы не допускается, если Закон предусматривает введение либо ужесточение ответственности юридических и физических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанной ответственности или влекли более мягкую ответственность либо наносят материальный ущерб юридическим и физическим лицам.

Так как при изменении ст. 37 п. «ж» Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» 2 (далее – Закон) никакой оговорки на обратную силу Закона нет, следовательно, применять ее и на этом основании снижать размер уже назначенной пенсии является незаконным.

Компетентность принятия решений

Согласно части первой ст. 65 Закона удержания из пенсий могут производиться на основании решений районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда.

Следовательно, обязательно должно быть вынесено решение. Компетентным органом для его принятия закон определил только районный или городской отдел внебюджетного Пенсионного фонда, т.е. именно тот отдел, в котором ведется пенсионное дело. На практике решения оформляются в виде постановления.

Такое решение является единственным законным документом для удержания суммы из пенсии.

Именно этот документ подлежит обжалованию в суде в случае несогласия с ним.

Следовательно, если решение уже вынесено и в нем указано определенное основание для удержания из пенсии, то отменить его просто письмом нельзя.

Даже если это письмо исходит от вышестоящего звена Пенсионного фонда, такое действие является неправомерным, так как это ненадлежащая процедура принятия решения и удерживать деньги из пенсии на основании такого письма нельзя.

Кто виноват и что делать

Учитывая вышеизложенное, действия сотрудников Пенсионного фонда являются неправомерными, и такое решение надлежит обжаловать в суд. В этом случае подается жалоба на действия и решения должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

Однако есть и другой вариант судебной защиты. В практике встречалось прямое письменное признание своих ошибок со стороны органов Пенсионного фонда. Ссылаясь на ст. 65 Закона, должностные лица пишут и признают, что удержание производится из-за технических или счетных ошибок сотрудников Фонда.

Действительно, закон позволяет производить удержания из пенсии на основании решений районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда вследствие счетной или другой технической ошибки. Однако виновные в этом сотрудники должны нести ответственность за свои действия. Представляется, что из-за уверенности в безнаказанности и происходит такое количество ошибок.

В свою защиту пенсионеру можно использовать механизм регрессного иска 3 . В соответствии с частью первой ст. 1001 ГК гражданин, возместивший вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

В случае, если с пенсионера удерживается сумма из пенсии по ошибке сотрудника Пенсионного фонда, то пенсионер вправе подать в суд свой иск о взыскании этой суммы с виновного сотрудника.

Следует также иметь в виду, что по регрессным обязательствам течение исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства (ст.154 ГК).

А попутно можно попробовать взыскать и компенсацию за моральный вред, и расходы на адвокатский гонорар 4 , и сумму уплаченной госпошлины при подаче иска.


В связи с реформами в социальной жизни Узбекистана, стала актуальной тема повышения пенсионного возраста. Сегодняшняя наша статья направлена на разъяснение приводящихся реформ в сфере пенсионного обеспечения, а также действующего законодательства в данной отрасли права.

Для того что бы дать вам разъяснение предложенным со стороны пенсионного фонда реформам мы дадим вам общие понятия о действующем пенсионном законодательстве Республике Узбекистан.

Основным нормативно-правовым актом в сфере пенсионного обеспечения является Закон Республики Узбекистан №938-XII от 3 сентября 1993 года «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН» .

В первую очередь стоит разобраться с видами пенсий. В Республике Узбекистан существует 3 вида пений:

- по случаю потери кормильца.

Гражданин имеющий право на несколько видов пений, может выбрать только один вид.

Самым распространённым видом пенсии является: пенсия по возрасту. С неё и начнём.

Пенсия по возрасту.

Право на пенсию по возрасту имеют:

мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Лицам, которые не имеют достаточного стажа работы, пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, при наличии не менее 7 лет стажа работы.

Пенсии при неполном стаже не могут быть ниже: 50 % (180 230 сум) минимальной пенсии по возрасту (360 460 сум [1] ) — для пенсий по возрасту.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 10 лет независимо от места последней работы имеют:

- работники, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда [2] :

мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины — при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим стаж на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет и 6 месяцев у женщин, за каждый полный год этих работ пенсионный возраст снижается на 1 год.

Работникам, проработавшим — мужчины не менее 5 лет, женщины не менее 3 лет 9 месяцев — на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год за каждый полный год такой работы;

- отдельные категории артистов цирков и концертных организаций при стаже творческой работы не менее 20 лет.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 5 лет независимо от места последней работы имеют:

- инвалиды войны и приравненные к ним лица;

- работники, которые были заняты полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда:

мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, проработавшим — мужчины не менее 6 лет 3 месяцев, женщины — не менее 5 лет на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

- матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста, — при стаже работы не менее 20 лет. При назначении пенсии наравне с родными детьми учитываются пасынки и падчерицы, если женщина воспитывала их не менее 5 лет до достижения ими возраста 8 лет;

- учителя специализированных образовательных учреждений для детей — инвалидов, домов «Меҳрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет;

- врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах;

- социальные работники, которые были непосредственно заняты обслуживанием престарелых, инвалидов и одиноких граждан :

мужчины — при наличии специального стажа работы не менее 25 лет;

женщины — при наличии специального стажа работы не менее 20 лет.

Женщины , имеющие стаж работы не менее 20 лет, приобретают право на пенсию по достижении 54 лет.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 15 лет имеют больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики:

мужчины — при стаже работы не менее 20 лет;

женщины — при стаже работы не менее 15 лет.

Обратите внимание! Лица, высвобожденные в связи с изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекших изменение численности (штата) работников или изменение характера работ, либо ликвидацией предприятия и признанные безработными, имеют право на пенсию:

мужчины — по достижении возраста 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении возраста 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсия исчисляется в следующим порядке:

Размер пенсии складывается из:

базового размера пенсии: для пенсий по возрасту — 55 процентов среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100 % официально установленной минимальной пенсии по возрасту (360 460 сум);

повышения пенсии за стаж работы : пенсии по возрасту — на 1 процент среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии;

надбавок к пенсии :

а) инвалидам войны I группы — 150 процентов минимальной заработной платы (276 450 сум [3] );

б) инвалидам войны II группы — 125 процентов минимальной заработной платы (230 375сум [4] );

г) инвалидам I группы по зрению — 100 процентов минимальной заработной платы(184 300 сум [5] );

д) инвалидам I группы — 75 процентов минимальной заработной платы (138 225 сум [6] );

е) одиноким инвалидам II группы — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [7] );

ж) участникам войны и приравненным к ним лицам — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [8] );

з) лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов, — 30 процентов минимальной заработной платы (55 290 сум [9] );

и) родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы (55 290 сум [10] );

к) лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан, — от 100 до 150 процентов минимальной заработной платы в зависимости от заслуг(от 184 300 до сум [11] ).

л) артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста, — 75 процентов минимальной заработной платы (138 225 сум [12] );

м) артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [13] );

В стаж работы засчитываются:

а) любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

При исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза не выполнял без уважительных причин установленного минимума трудового участия в общественном хозяйстве, учитывается время работы по фактической продолжительности.

Работникам, занятым творческой деятельностью, стаж работы устанавливается правлениями творческих союзов, начиная со дня опубликования или первого публичного исполнения или публичного показа произведения данного автора, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

б) военная служба и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел;

в) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности;

г) индивидуальная трудовая деятельность, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном подсобном, дехканском (фермерском) хозяйстве, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

д) время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения);

е) очное обучение в высших образовательных учреждениях, аспирантуре, институте стажеров-исследователей-соискателей, институте старших научных сотрудников-соискателей, базовой докторантуре, докторантуре и клинической ординатуре, в том числе за границей;

ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности;

з) период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, но не более 10 лет;

Порядок назначения пенсии:

Пенсии назначаются районными (городскими) отделами внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее ПФ).

Заявление о назначении пенсии подается работникам через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы.

Администрация в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые документы о стаже и заработке и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в районный (городской) отдел ПФ по месту жительства заявителя. Если работнику, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районный (городской) отдел ПФ.

Отделы ПФ обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов.

Отделы ПФ имеют право требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи.

Предприятия и организации несут установленную законодательством ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный ему вследствие несвоевременного представления документов к пенсии (перерасчету пенсии) или представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Документы о назначении пенсии рассматриваются не позднее 10 дней со дня их поступления.

Пенсия назначается со дня достижения пенсионного возраста, если обращение за пенсией последовало не позднее шестидесяти дней со дня возникновения права на нее. Пенсия назначается пожизненно;

Перерасчет пенсий производится в случаях:

представления пенсионером дополнительных документов, влияющих на размер пенсии (о стаже работы и заработке до назначения пенсии и другие);

изменения группы инвалидности;

изменения числа членов семьи, получающих пенсию по случаю потери кормильца;

изменения размеров минимальной заработной платы;

Пенсионеры могут обращаться за перерасчетом пенсии в любое время после возникновения права на нее.

Пенсии налогом не облагаются.

В Апреле 2018 года на сайте Внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан был опубликован проект Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения .

В начале проекта приводится статистические данные.

После чего, предлагается внедрение следующих изменений:

- Разработать и утвердить Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в новой редакции.

- Внедрение программного комплекса «Пенсия», позволяющего исключения стереотипов бумажного документооборота.

- Предоставить право на получение всеми работающими пенсионерами пенсий в полном размере.

- Увеличить размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов.

- В вести пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы.

- Предусмотреть увеличение размера пенсии за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на 2 % от среднемесячного заработка.

- Установить надбавки к пенсиям женщин, имеющих право выхода на пенсию в 54 года, но оформивших пенсию позже общеустановленного возраста.

- Увеличить размер среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии с 8-кратного до 12-кратного минимального размера заработной платы, установленной законодательством на дату, с которой назначается пенсия.

- Предоставить право гражданам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого трудового стажа, уплаты в разовом порядке сумму страховых взносов в Пенсионный фонд за каждый недостающий месяц стажа при расчете государственных пенсий.

- Предоставить право работающим супругам уплаты из доходов в виде оплаты труда дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд за неработающих жен (мужей) на добровольной основе.

- Увеличить минимальный требуемый стаж (7 лет) для назначения пенсии по возрасту до 10-15 лет.

- Поэтапно повысить пенсионный возраст с доведением до среднемирового уровня (для мужчин и женщин составляет 62 года).

Как всегда, госструктуры не дают расслабиться. На этот раз проблемы устроил собес.

Моя мама получает пенсию по стажу, заработанному в некоей частной конторе с 1994 по 2002 годы. Ещё во время существования этой конторы она представила полные данные о своей зарплате для расчёта пенсии, которые подшиты в её папку в собесе.

Теперь вдруг обнаружилось, что если срочно, с дымящейся задницей и пятками, не поднести собесу справку из архива о подтверждении этой самой зарплаты, пенсию ей срежут до минимальной.

Побегав по архивам, в хокимияте соотв. района я выяснил, что контора действительно существовала с 1992 по 2004 годы (о чём дали справку) но закрыта по решению суда и, вероятнее всего, документы никуда не сдавала.

Возникает вопрос: на каком основании поданные ранее сведения признаются недействительными, и пенсия честно работавшего гражданина ставится в зависимость от факторов, которые ему совершенно неподвластны? Что вообще делать в таком случае?

Что характерно, бегать приходится, естественно самому, все доказательства искать, оправдываться и т.п. - по решению какого-то нехорошего человека в глубине пенсионной системы.

Если кто может помочь, разъяснить, посоветовать - помогите пожалуйста!

Ммм. по закону они не имеют права требовать справку. Однако все может быть повернуто так, что вы якобы не сдавали эту справку и пенсия была назначена в следствие "счетной и технической ошибки". Посмотрите закон о пенсионном обеспечение и обратите внимание на след статьи:
Статья 65. Удержания из пенсий

Удержания из пенсий могут производиться:
а) на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей, нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством Республики Узбекистан производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений;
б) на основании решений районного (городского) отдела социального обеспечения в случае излишней выплаты сумм пенсий пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия по случаю потери кормильца) либо вследствие счетной или другой технической ошибки.
Никакие другие удержания из пенсий, кроме указанных выше, не допускаются.
Размер удержания из пенсии исчисляется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате.
Сумма ежемесячных удержаний не может превышать 50 процентов пенсии.
В случаях прекращения выплаты пенсии (например, вследствие восстановления трудоспособности) до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсий оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Статья 49. Условия перерасчета пенсий

Перерасчет пенсий производится в случаях:
представления пенсионером дополнительных документов, влияющих на размер пенсии (о стаже работы и заработке до назначения пенсии и другие);
изменения группы инвалидности;
изменения числа членов семьи, получающих пенсию по случаю потери кормильца;
изменения размеров минимальной заработной платы;
установления (снятия) районного коэффициента или изменения его размера;
индексации доходов.
Пенсионеры могут обращаться за перерасчетом пенсии в любое время после возникновения права на нее.
Статья 43. Порядок обращения за назначением пенсии

Заявление о назначении пенсии работникам и членам их семей (в случае потери кормильца) подается через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы.
Заявление о назначении пенсии членам колхозов и других кооперативов и их семьям подается через правление колхоза (кооператива).
Администрация (правление) в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые документы о стаже и заработке и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства заявителя. Если работнику, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа.
В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации (правления) об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районный (городской) отдел социального обеспечения.
Заявление о назначении пенсии членам дехканских (фермерских) хозяйств, лицам, занятым индивидуальной трудовой деятельностью, другим гражданам и членам их семей подается непосредственно в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства заявителя.
Отделы социального обеспечения обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсии, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов. Отделы социального обеспечения имеют право требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи.
Предприятия и организации несут установленную законодательством ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный ему вследствие несвоевременного представления документов к пенсии (перерасчету пенсии) или представления документов, содержащих недостоверные сведения.
В случае нанесения ущерба государству из-за представления предприятием или пенсионером документов с недостоверными сведениями причиненный ущерб возмещается внебюджетному Пенсионному фонду при Министерстве финансов Республики Узбекистан. При этом возмещение ущерба, причиненного предприятием, производится в течение одного месяца со дня получения соответствующего извещения из отдела социального обеспечения, а пенсионером - в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Закона. (Часть в редакции Закона РУз от 23.05.2005 г. N ЗРУ-2)


Приказом министра финансов (рег. № 2835 от 26.10.2016 г.) утверждена Инструкция о порядке удержания из пенсий, пособий и иных выплат.

Как предусмотрено законодательством, удержания из пенсий, пособий и иных выплат могут производиться на основании:

  • судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей, нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений;

  • решений отдела Пенсионного фонда в случае излишней выплаты сумм пенсий, пособий и иных выплат пенсионеру или получателю пособий вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия по случаю потери кормильца) либо вследствие счетной или другой технической ошибки.

Никакие другие удержания из пенсий, пособий и иных выплат не допускаются.

По указанным выше основаниям принудительное удержание может производиться в размере не свыше 50% причитающейся к выплате суммы. При этом сам должник (пенсионер или получатель пособия) вправе увеличить размер удержания на основании собственного заявления. Размер удержания может быть в процентном соотношении либо в твердой сумме. Размер суммы, направляемой на погашение задолженности, может быть изменен должником путем подачи нового заявления.

При поступлении нескольких исполнительных документов в отношении одного пенсионера или получателя пособия удержания из пенсий и пособий производятся в порядке очередности в соответствии со ст. 80 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов». Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди.

При этом удержания из пенсий и пособий в Пенсионный фонд подлежат удовлетворению в первую очередь.

При недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

Документы на удержания направляются непосредственно в отдел Пенсионного фонда по месту учета пенсионера или получателя пособия сопроводительным письмом с решением производить удержание и пересылать удержанные суммы взыскателю за счет должника. Указанные документы могут также передаваться с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Перечисление удержаний производится согласно адресу, указанному в требовании к исполнительному документу. Удержанные суммы пересылаются взыскателю с учетом расходов на пересылку за счет должника.

Удержание из пенсий и пособий по излишне выплаченным пенсионеру или получателю пособий сумм вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия по случаю потери кормильца) либо вследствие счетной или другой технической ошибки осуществляется на основании решения комиссии по назначению пенсий отдела Пенсионного фонда (далее — комиссия).

Злоупотреблением подразумеваются действия пенсионера или получателя пособия, направленные на получение излишних сумм пенсий и пособий.

Счетной следует считать ошибку, связанную с арифметическими действиями (сложение, вычитание, деление, умножение) при расчете пенсий и пособий, механическую ошибку при вводе данных в программное обеспечение, а также ошибку, вызванную сбоем в работе программного обеспечения.

Технической ошибкой признается ошибка, связанная с неправильным вводом данных в программное обеспечение. Такой ошибкой может также стать неправильное истолкование применения льгот по пенсионному обеспечению (с использованием методических книг, инструкций и указательных писем), ошибочный выбор коэффициентов при перерасчете заработка, применяемого для исчисления пенсии, указание неверных исходных данных для начисления пенсий и пособий, двойное перечисление пенсии и пособия, оплата одного периода по нескольким основаниям и несоблюдение правил расчета, которые предусмотрены законодательством.

Удержания на основании решений комиссии производятся в следующих размерах:

  • вследствие счетной или другой технической ошибки — 10%;
  • в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия или пособие по случаю потери кормильца, сокрытия фактов трудоустройства в период выплаты пенсий или пособий — 30%;
  • по лицам, получающим пенсию или пособие в размере менее двукратной минимальной заработной платы, — 5%.

В случае установления размера удержания решением суда удержание производится в порядке, установленном в решении суда.

Решения комиссии о взыскании излишне выплаченных пенсионеру или получателю пособий сумм пенсий и пособий могут быть обжалованы в вышестоящий орган и(или) в суд.

В случае подачи искового заявления в суд решение комиссии об удержании приостанавливается.

Удержанию из пенсий и пособий также подлежат суммы недополученных пенсий и пособий в связи со смертью пенсионера (получателя пособия), а также суммы пенсии за 6 месяцев вперед перед отъездом на постоянное место жительство за пределы Республики Узбекистан в государства, с которыми не заключены международные договоры о социальном (пенсионном) обеспечении, в случае наличия задолженности по излишне выплаченной сумме пенсии (пособия).

Группа мониторинга выплаты пенсий и пособий отдела Пенсионного фонда не имеет права уменьшить или увеличить, а также приостанавливать удержания из пенсий и пособий без указания уполномоченного органа, принявшего решение об удержании из пенсии или пособия.

При исчислении всех удержаний должны приниматься в расчет суммы доплат пенсий и пособий, выявленные при перерасчетах. Если размер пенсии или пособия уменьшен, выплаченные суммы платежей не могут быть зачтены при их удержании в текущем месяце.

Если пенсионер уезжает на постоянное место жительства за пределы Республики Узбекистан, исполнительный документ направляется соответствующему органу – отправителю исполнительного документа по месту его учета согласно поручению суда, а при его отсутствии – суду, выписавшему исполнительный документ, вместе с сопроводительным письмом с указанием причины возврата документа.

При наличии задолженности пенсионера, выехавшего на постоянное место жительства за пределы Республики Узбекистан в государства, с которыми заключены международные договоры о социальном (пенсионном) обеспечении перед государством вследствие излишней выплаты сумм пенсий ему из-за злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо недостоверными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия по случаю потери кормильца), пенсионное дело выдается после полного возмещения ущерба.

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе « Законодательство Республики Узбекистан ».

Елена ЕРМОХИНА,

наш эксперт-юрист.

Читайте также: