Удержания с осужденных по исполнительным пенсия

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!

У осужденного пенсия по инвалидности третьей группы

4000 руб из которых тюремная администрация удерживает 70% на тюремные нужды. П.с. исполнительных листов, кредитов и алиментов не имеет.

Таким образом удержано свыше 100 тыс. руб.

Имеют ли право удерживать 70% и можно ли вернуть удержанные средства.


Размер удержания законом не установлен. А вот право на удержание - имеется.

"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017)

УИК РФ Статья 107. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы

1. Из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

2. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

(часть 2 в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Всего Вам самого доброго и удачного разрешения проблем.

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Уголовно-Исполнительный кодекс Российской Федерации


Имеют ли право сбербанк с моей пенсии по инвалидности производить удержания по исполнительному листу за коммунальные услуги или арестовать мой лицевой счет.


Банк такого права не имеет, но это могут сделать судебные приставы.


---Здравствуйте, только приставы имеют такое право. К ним и обращайтесь. Удачи Вам и всего хорошего.


Нет не имеет право к приставу обратитесь арест снимут и будут высчитывать с дохода не более 50%


Нет, не имеет права. Это может сделать только суд.


Имеют ли право высчитывать долг по исполнительному листу с пенсии по инвалидности 1 гр,если нет другого дохода.


Имеют право удерживать с пенсии не более 50 %


Скажите пожалуйста удерживаются ли деньги по исполнительным листам с пенсии по инвалидности? Спасибо.


Статья 101 ФЗ "Об исполнительном производстве" Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: 1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; 2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; 3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; 4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами; 6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); 7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; 8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; 9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности; 10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; 11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; 12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; 13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; 14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников.

Суды как правило существенно снижают %, пени, штрафы. Если дойдет до суда, то Вы можете направить в Суд Заявление с просьбой предоставить отсрочку или рассрочку, если суд откажет, то можете попытаться решить этот вопрос с приставами. Основной долг желательно погашать по мере возможности. Ни банкиры, ни тем более коллекторы Вас заставить платить не могут, у них нет полномочий, а если будут угрожать, вымогать, оскорблять, то по факту угроз, вымогательства и т.д., можно обращаться с Заявлениями в Полицию, Прокуратуру. Принудительно исполнять Решение Суда могут должностные лица УФССП России (Приставы), а до этого еще далеко, но если дойдет до суда, то арестовывать они могут далеко не все имущество в соответствии со статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение иных прав потребителей 1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Уменьшение неустойки Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Правила настоящей статьи не затрагивают права должника на уменьшение размера его ответственности на основании статьи 404 настоящего Кодекса и права кредитора на возмещение убытков в случаях, предусмотренных статьей 394 настоящего Кодекса.

Статья 107 УИК РФ. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 107 УИК РФ:

1. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность в полной мере распространяется и на осужденных. Но помимо уплаты налогов согласно ч. 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 107 УИК РФ они также обязаны возмещать расходы на свое содержание. В эти расходы включается стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, предоставляемых осужденным, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. При этом возмещение стоимости указанных расходов производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. В соответствии с ч. 3 ст. 99 УИК РФ и ст. 15 Закона РФ "Об учреждениях и органах. " осужденные, не работающие по независящим от них причинам (не имеющие заработка), а также осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (за счет федерального бюджета).

При уклонении осужденных от работы расходы на их содержание по приказу начальника исправительного учреждения удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах.

2. Производство удержания осуществляется дифференцированно в зависимости от ряда обстоятельств. Так, на основании ч. 5 ст. 99 УИК РФ с осужденных, освобожденных от работы по болезни, осужденных беременных женщин и осужденных кормящих матерей на период освобождения от работы удержания за питание не производятся. По другим же основаниям - о взыскании алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, - удержания с этих лиц производятся, но только по решению суда или судебному приказу (ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным инвалидам I и II группы питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно. Лица, не работающие по независящим от них причинам, а также не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет федерального бюджета.

3. Принципиальное значение имеет очередность удержаний из заработной платы или иных доходов осужденных, поскольку требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Согласно ч. 2 ст. 107 УИК РФ, ст. ст. 137, 138 ТК РФ, ст. 87 СК РФ, п. 8.9 Инструкции "Об условиях и оплате труда лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС. " удержания производятся в следующей очередности: 1) подоходный налог; 2) алименты (на основании ч. 2 ст. 67, ч. 2 ст. 78 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 4 Постановления Правительства РФ "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (в редакции от 6 февраля 2004 г.) с осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание алиментов производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях); 3) расходы по содержанию (стоимость питания, одежды и обуви, коммунально-бытовых услуг); 4) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца; 5) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением; 6) требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением государственным и негосударственным предприятиям, учреждениям и их объединениям, а также общественным объединениям; 7) возмещение материального ущерба по приказу начальника исправительного учреждения. Сумма удержаний по первым шести основаниям не должна превышать 50% начисленной заработной платы осужденного.

4. Важным гарантом реализации принципа материальной заинтересованности в конечных результатах труда осужденных является закрепление в законе нормы о сохранении за ними части заработной платы, независимо от всех удержаний (ст. 138 ТК, ч. 3 ст. 107 УИК РФ). Минимальный размер зачислений на лицевой счет осужденных - 25% от заработной платы, пенсии или иного дохода. Для отдельных категорий осужденных - пенсионеров по старости, инвалидов I и II группы, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, а также отбывающих наказания в колониях-поселениях, процент удержаний не должен превышать 50% от их дохода.

5. В случае недостаточности дохода или его отсутствия в данном месяце для полного удержания стоимости вещевого имущества и специальных медикаментов с осужденных образовавшаяся задолженность удерживается в последующие месяцы до полного ее погашения. В то же время не удержанная полностью в данном месяце стоимость питания и коммунально-бытовых услуг в последующие месяцы не взыскивается.

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратура г. Магаса разъясняет: О порядке удержания денежных средств у осужденных-пенсионеров с федеральной социальной доплаты к пенсии».

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 02 августа 2016

В соответствии с ч.3 и 5 ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) выплата пенсий осужденным осуществляется по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 УИК РФ.

Согласно ч.1 ст.107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию.

Особым значением ежемесячной денежной выплаты в системе социального обеспечения обусловливается установление ее специального правового режима. В частности, ветераны имеют возможность самостоятельно определять цели расходования ежемесячной денежной выплаты, например использовать ее для приобретения лекарств, которыми они до 1 января 2005 года обеспечивались бесплатно.

Статья 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", введенная Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривает возможность удержания из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты суммы средств, направляемой на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), а статья 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" запрещает обращение взыскания по исполнительным документам на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).

Федеральная социальная доплата к пенсии по своей правовой природе фактически является частью трудовой пенсии и на нее распространяются положения ч. 1 ст. 107 УИК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии не является льготой или мерой социальной поддержки, поскольку представляет собой денежную сумму доплаты к пенсии с целью достижения её размера до величины прожиточного минимума пенсионера.

В связи с чем, данная доплата не может быть отнесена к государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (статьи 6.1 и 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Социальная доплата к пенсии по своей правовой природе является иным доходом, из которого должны производиться удержания для возмещения расходов по содержанию осужденных, так как действующее законодательство не содержит запрета на это.

Приговор (решение по иску, вытекающему из уголовного дела) в части взыскания ущерба, причиненного преступлением имуществу, обращается к исполнению не позднее трех суток после вступления в законную силу приговора (постановления, решения) либо возращения дела из кассационной инстанции.

Обращение к исполнению производится судом самостоятельно путем выписки исполнительных документов и направления их соответствующему подразделению судебных приставов, о чем извещаются потерпевшие граждане и организации – взыскатели долга.

Если гражданский иск рассматривался районным судом, то выдается два исполнительных листа, первый – для обращения взыскания на заработную плату осужденного, второй – для обращения взыскания на принадлежащее ему имущество.

В случае если гражданский иск рассмотрен и удовлетворен судом субъекта Российской Федерации, то во исполнение принятого решения выдается один исполнительный лист на основании которого, взыскание может быть обращено как на имущество, так и на заработную плату осужденного.

Исполнительный лист для обращения взыскания на имущество должника направляется в подразделение судебных приставов по известному месту нахождения такого имущества.

В случае когда до рассмотрения дела судом меры по обеспечению иска не принимались либо имущество должника не было обнаружено, исполнительный документ направляется подразделению судебных приставов по месту жительства должника.

В отношении лица без определенного места жительства и занятий, осужденного к лишению свободы, исполнительный документ направляется в подразделение судебных приставов по последнему известному месту его жительства.

Выдача исполнительных документов для производства удержаний из заработной платы обязательна в тех случаях, когда мерами, принятыми по обеспечению иска органами следствия и судом до рассмотрения дела, взыскание ущерба за счет имущества должника или не обеспечено, или обеспечено не полностью.

На основании исполнительного листа о производстве удержаний из заработной платы должника судебным приставом-исполнителем возбуждается исполнительное производство, выносится постановление об обращении взыскания на причитающийся должнику заработок, которое вместе с копией исполнительного документа, направляется для исполнения в исправительное учреждение по месту отбывания должником наказания.

Согласно п.2 ст.10 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2008 №229-ФЗ взыскание по исполнительным документам обращается на весь заработок граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях. В то же время, ст.99 того же закона гласит, что в случаях возмещения ущерба, причиненного преступлением размер удержаний из заработной платы и иных доходов гражданина-должника не может превышать 70% процентов.

Если взыскатель не располагает сведениями о причинах не исполнения бухгалтерией исправительного учреждения требований исполнительного документа, он вправе обратиться в отдел судебных приставов по месту нахождения такого исправительного учреждения с заявлением о проведении его проверки. В соответствии с данными ему полномочиями судебный пристав-исполнитель на основании бухгалтерских и иных необходимых документов проверяет правильность удержания и перечисления взыскателю денежных средств. В случае выявления нарушений судебный пристав-исполнитель вправе привлечь виновное лицо к предусмотренной законом административной ответственности. Ответ о результатах проверки направляется взыскателю не позднее 30-дней со дня обращения с заявлением. Как показывает практика, причиной невыполнения исправительным учреждением требований исполнительного документа является, отсутствие объективной возможности трудоустроить осужденного.

После отбытия должником наказания постановление об обращении взыскания на заработную плату с указанием произведенных удержаний возвращается судебному приставу-исполнителю, который принимает меры к проверке имущественного положения и факта трудоустройства освободившегося должника.

Часть 1 статьи 100 ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует обращение взыскания на заработок граждан, осужденных к исправительным работам. Исправительные работы – мера наказания, назначаемая судом лицу виновному в совершении преступления и заключающаяся в исправительно-трудовом воздействии на осужденного, не имеющего основного места работы, на объекте, определяемом органом местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного. Размер удержаний как уже указывалось выше не может быть более 50%, а в отдельных случаях более 70%.

Удержания по исполнительному листу производятся из заработка осужденного к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.

Под такого рода удержаниями понимается сумма, устанавливаемая приговором суда в пределах от 5 до 20% от заработка, которая в соответствии со ст.50 УК РФ ежемесячно удерживается и перечисляется в доход государства.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:57 / 11 августа 2011 19:35

По решению суда я должна возместить часть судебных расходов. На меня оформили исполнительный лист. Единственный источник моего дохода - пенсия с региональной доплатой. Подали заявление о рассрочке. Суд решил, что ежемесячная выплата должна составить 80% от моей пенсии. Правомерно ли это?


Согласно п. 9 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 26.07.2017 г.) «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.

Таким образом, законодатель исключил пенсию по старости из доходов, на которое не может быть обращено взыскание.

Согласно ст. 37 Закона об исполнительном производстве взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Судопроизводство, связанное с предоставлением рассрочки, регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Указанные заявления рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса. На определение суда об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба.

Теперь о размере возможных удержаний.

Согласно ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов.

Согласно ч. 3 ст. 29 указанного закона удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством РФ случаях не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Таким образом, вышеприведенные законы устанавливают 50-процентный «потолок» удержаний (случай с удержанием не более 70% - это при алиментных обязательствах). Были все основания обжаловать определение суда в частном порядке в Мосгорсуд.

Однако вот пример из судебной практики Мосгорсуда.

Пенсионерка обратилась в суд с заявлением о рассрочке исполнения решения суда, указав, что по исполнительному листу из пенсии в пользу ответчиков производится удержание. На оставшуюся после удержания сумму в размере 4635,99 руб. с учетом существующих цен на коммунальные платежи, продукты питания и необходимые ей лекарства невозможно жить. Такое положение обрекает ее на голод и нищенское существование, и она просит суд установить размер ежемесячных удержаний из пенсии не более 15%.

Отказывая в заявлении, суд первой инстанции сослался на указанные выше нормы права, а также на положения постановления Правительства РФ, согласно которым величина прожиточного минимума для пенсионеров в настоящее время составляет 4091 руб., в связи с чем суд не согласился с доводами истицы о том, что после удержания сумма пенсии составляет 4635 руб., указав, что размер производимых удержаний из пенсии истицы не превышает установленный законом размер, в связи с чем не имеется оснований для изменения порядка исполнения решения суда.

Апелляционная инстанция Мосгорсуда согласилась с указанным выводом суда, так как он основан на правильном применении норм материального и процессуального законодательства. Отказывая в удовлетворении частной жалобы должника, судебная коллегия Московского городского суда в своем определении от 28.10.2010 по делу № 33-33121 указала, что размер производимых удержаний из пенсии истицы не превышает установленный законом размер удержаний, в связи с чем не имеется оснований для изменения порядка исполнения решения суд». Ссылка в частной жалобе на тяжелое материальное положение не может служить основанием к отмене определения суда и удовлетворении заявления Г., поскольку в силу ст. 24 Гражданского кодекса РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание, в связи с чем необходимо учитывать не только ежемесячный доход истицы, но и всю совокупность принадлежащего ей имущества. Из объяснений истицы, ее частной жалобы следует, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок в СНТ, что свидетельствует об отсутствии у нее каких-либо материальных затруднений в рамках применения положений ст. 203 ГПК РФ.

Сегодня прожиточный уровень пенсионеров в Москве во 2 квартале 2017 года составил 11 603 руб. Поэтому после удержания по исполнительному листу автору вопроса должно остаться не менее 50% пенсии, но не менее 11 603 руб. Не забудьте учесть земельные участки, автомобили и прочую «роскошь», которую можно продать и жить на вырученные деньги.

В силу сложной экономической ситуации, в которой оказалась наша страна, уровень доходов и, соответственно, материальной обеспеченности населения падает. Кроме прочего, это выражается в том, что растет закредитованность граждан, а вместе с ней и показатель просроченной задолженности.

Действующее законодательство устанавливает различные механизмы по ее взысканию. Среди них наиболее действенной является удержание части денежных средств из доходов гражданина. Как правило, речь в данном случае идет о заработной плате. При этом не допускается удержаний с различного рода социальных выплат. В этой связи у многих пенсионеров возникает вопрос, касающийся возможности принудительного удержания из пенсии по исполнительному листу. Ответ на него содержится в статье далее.

Бесплатно по России

Возможно ли взыскание

В последние годы пенсионеры все чаще являются клиентами банков и иных финансовых организаций. Следует отметить, что если раньше кредитные учреждения зачастую отказывали в займах пожилым людям, то сейчас в линейке банковских продуктов существуют отдельные программы по их кредитованию.

Пенсии в России относительно небольшие, поэтому их получатели также могут не справиться с обслуживанием своего долга. Просрочка очередного платежа по кредиту может обернуться штрафами, пенями, что приводит к увеличению суммы задолженности и полной невозможности исполнять свои обязательства. В этом случае банки обращаются в суды, на основании решений которых судебные приставы возбуждают исполнительные производства, в рамках чего осуществляют принудительное взыскание средств.

К числу доходов, с которых может быть осуществлено взыскание, относятся и пенсионные выплаты, однако с определенной оговоркой, о чем будет сказано далее.

Таким образом, часть пенсионных выплат может быть подвергнута взысканию.

В каких случаях допускается удерживать средства

Чаще всего долги возникают из-за неисполнения финансовых обязательств перед кредитными учреждениями и частными лицами.

Однако этим причины удержания из пенсии не ограничиваются. Так, долги могут возникнуть:

  • по причине невнесения платы за коммунальные услуги;
  • при возникновении просрочек по оплате налоговых и иных обязательных платежей;
  • при назначении штрафов.

Не всегда должник может догадываться о наличии у него задолженности. Чтобы своевременно иметь возможность ее погасить, не дожидаясь удержания из пенсии, рекомендуется проверять наличие долгов в базе данных исполнительных производств на сайте ФССП России.

Кроме этого, нередки случаи, когда Пенсионный фонд России начисляет денежные средства пенсионеру сверх того, что ему положено. В данной ситуации ПФР имеет право вернуть излишне уплаченные средства, осуществляя удержания из пенсионных выплат.

С какой суммы можно взыскивать

Пенсия, для большинства пожилых людей являясь единственным источником дохода, не может быть направлена на погашение задолженности целиком. Однако зачастую даже обычное удержание с выплаты приводит к тому, что у пенсионера на руках остается сумма, которая может быть значительно меньше прожиточного минимума.

Такая ситуация недопустима, поскольку прямо противоречит нормам ГПК и ФЗ «Об исполнительном производстве». Таким образом, взыскание можно производить только с учетом того, чтобы после него у должника оставалась сумма, размер которой был более прожиточного минимума на пенсионера, установленный в конкретном субъекте Федерации.

На практике же судебные приставы обращают взыскание на пенсию, невзирая на данные ограничения на то является ли пенсионер работающим или нет. Чтобы исправить это положение, пенсионеру необходимо обратиться с жалобой на действия пристава в суд или к вышестоящему должностному лицу.

Если пенсионер имеет иные источники дохода, то они также учитываются при определении размера остатка средств после удержания из пенсии.

Размер взыскания

Размер удержания с пенсионных выплат строго ограничен действующим законодательством. Так, он не может превышать половину от ее размера. Однако 50% это максимальный размер удержания. На практике, в силу конкретных обстоятельств, он может быть значительно снижен.

Отдельно законом установлен максимальный размер удержания при излишне выплаченных суммах ПФР. Он не может составлять более 20%.

Возможно ли снизить сумму

В силу различных обстоятельств 50% взыскание может привести пенсионера к крайнему финансовому затруднению. В этих случаях закон устанавливает определенные послабления в плане взыскания задолженности.

  1. Отсрочка. Под отсрочкой понимается временное прекращение исполнительных действий. Основания для предоставления отсрочки должны быть вескими, к примеру, тяжелая болезнь и необходимость дорогостоящего лечения. При отпадении оснований для отсрочки исполнительные действия возобновляются.
  2. Рассрочка. Под рассрочкой следует понимать уменьшение размера удержания. Основания для ее предоставления должны быть вескими, к примеру, значительное ухудшение материального положения.

Чтобы добиться отсрочки или рассрочки, должнику необходимо обратиться в суд, предоставив максимум доказательств своего непростого положения.

Как снять ограничения после выплаты

Как правило, после того, как долг выплачен, исполнительное производство прекращается, а удержания далее не производятся. Однако на практике граждане нередко оказываются в ситуации, когда даже после погашения задолженности пенсия все равно приходит в неполном объеме, а счета остаются под арестом.

В этой связи сразу после погашения долга пенсионеру необходимо обратиться непосредственно к своему приставу-исполнителю. В рамках личного приема ему следует получить у него копию постановления о прекращении исполнительного производства. С этим документом пенсионер обращается в пенсионный фонд и иные учреждения. На основании постановления все имеющиеся ограничения будут отменены, а обременения сняты.

Полезное видео

Правда ли, что с 01 июня 2020 года вышел новый закон о взыскании с пенсии? Подробности в видео:

Заключение

При наличии задолженности судебные приставы могут обращать взыскание на определенное имущество и доходы должника. К числу последних относится и страховая пенсия. Размер удержаний не может превышать 50%, хотя в отдельных случаях приставы вправе взыскать и до 70% пенсионной выплаты. При крайне затруднительном материальном положении пенсионер вправе заявить о предоставлении ему отсрочки или рассрочки совершения исполнительных действий.

Читайте также: