Уход за ребенком и пенсии в украине

Украинским законодательством установлено несколько вариантов социальной пенсии, которые различаются основаниями для ее начисления:

  • по состоянию здоровья: инвалидам с детства, детям-инвалидам, инвалидам всех групп, без единого дня трудового стажа;
  • по потере кормильца: несовершеннолетним лицам и студентам дневного отделения ВУЗа до достижения 23-летнего возраста, которые остались без одного/обоих родителей;
  • по старости: женщинам и мужчинам, которые не имеют достаточно трудового стажа или пенсионных баллов для оформления страховой пенсии (при неофициальном трудоустройстве или по иным причинам).

Основные понятия

Минимальный страховой стаж в 15 лет (до пенсионной реформы было всего 5 лет) дает в Украине право каждому человеку рассчитывать на пенсию по возрасту.

При 35 годах стажа для мужчин и 30 годах для женщин пенсия не может быть меньше, чем минимальная пенсия, то есть минимальный прожиточный уровень для нетрудоспособных лиц.

Важно! Если же у мужчины стаж меньше, чем 35 лет, а у женщины — 30 лет, то пенсия может быть и ниже минимальной — пропорционально имеющемуся стажу.

Закон Украины «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам» предусматривает выплату таким людям социальной помощи или, как ее еще называют, социальной пенсии.


Социальная пенсия — это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж. Целью данного пенсионного обеспечения является материальная помощь лицам, у которых нет иных источников доходов.

Выделяют следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.


Следует также отметить, что все указанные виды выплат назначаются на разный срок. Так пенсионное обеспечение по старости устанавливается до конца жизни.

Пенсия у инвалидов устанавливается на срок, в течении которого лицо признано инвалидом, хотя возможны случаи бессрочного установления выплаты. Материальные перечисления по случаю потери кормильца устанавливается до достижения ребенком совершеннолетия (или до достижения 23 лет при очном обучении в образовательных учреждениях).

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Кто имеет право

Согласно указанному Закону и Постановлению КМУ от 02.04.2005 г. № 261 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам и государственной социальной помощи на уход», право на государственную социальную помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам (далее — социальная помощь) имеют лица, которые отвечают следующим условиям:

  • лица, достигшие возраста 63 лет и, которые не имеют права на пенсию в соответствии с законодательством или признаны инвалидами в установленном порядке;
  • не получают пенсию или социальные выплаты, назначаемые для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на производстве, в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», и помощь, которая назначается в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»;
  • являются малообеспеченными лицами (кроме инвалидов I группы);
  • являются инвалидами I группы, среднемесячный совокупный доход которых за последние шесть календарных месяцев или два квартала, предшествующих месяцу обращения за назначением пособия, не превышает 115 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;

  • государственная социальная помощь на уход.

Лица, которые получают пенсию по инвалидности или государственную социальную помощь инвалидам с детства (или имеют право на их назначение), по желанию, вместо указанных выплат, могут получать социальную помощь.


Размер

Сумма государственной помощи лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим права на пенсионные выплаты, составляет разницу между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% ПМ для нетрудоспособных граждан

Перерасчет размера денежных выплат производится каждые полгода с учетом изменений имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода получателя пособия.


Обращаться в УТиСЗН для изменения суммы ранее назначенного временного пособия из-за утверждения нового размера прожиточного минимума нет необходимости. Сотрудники собеса самостоятельно проведут перерасчет с месяца установления новых государственных соцстандартов.

А вот уведомить управление соцзащиты населения об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на размер или порядок получения пособия, необходимо не позднее чем через 10 дней с момента произошедших перемен.

Порядок назначения

Для назначения социальной помощи необходимо обратиться в органы труда и социальной защиты по месту проживания и предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о присвоении ИНН;
  • декларацию о доходах и имуществе за последние полгода;
  • копию решения об установлении опеки (в случае признания лица недееспособным);
  • копию удостоверения беженца или временного вида на жительство;
  • справку о составе семьи, выданную уполномоченным органом по месту жительства, в том числе органом местного самоуправления.

Заявление о назначении социальной пенсии должно быть рассмотрено не позднее 10 дней со дня его поступления со всеми необходимыми документами. Социальная помощь назначается со дня обращения за помощью. Документом, подтверждающим факт назначения помощи, является удостоверение, которое выдается органом, который эту помощь назначил.

В случае если обращение за социальной помощью состоялось не позднее трех месяцев со дня достижения возраста, необходимого для назначения помощи, пособие назначается со дня достижения этого возраста, или со дня признания МСЭК обратившегося лица инвалидом.

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Временная помощь

В соответствии с частью первой статьи 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» гражданин Украины приобретает право на пенсию по достижении 60-летнего возраста и при наличии страхового стажа не менее 15 лет до 31 декабря 2017 года. Начиная с 1 января 2018 года, страховой стаж, необходимый для приобретения права на пенсию, будет постоянно увеличиваться и до 1 января 2028 года достигнет 35 лет.

Украинцу, который достиг пенсионного возраста, но не имеет права на пенсию в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, может выплачиваться временное пособие. На сегодняшний день существует механизм выплаты такого пособия в период с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 года.

Для назначения пособия нужно подать органу социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства или месту фактического проживания следующие документы:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • информацию об адресе зарегистрированного места жительства (адрес места фактического проживания)
  • документ о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов;
  • справку об имеющемся страховом стаже, выданную органами Пенсионного фонда Украины;
  • декларацию о доходах и имущественном состоянии (заполняется на основании справок о доходах каждого члена семьи) за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением пособий;
  • копию решения о назначении опекуна (для лица, признанного недееспособным).

Информация о составе семьи лица, обратившегося за назначением пособий, отмечается в декларации о доходах и имущественном состоянии.

Временная помощь не назначается в случае, если:

  • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев превышает 100 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
  • лицо получает пенсию или государственную социальную помощь, которая назначается в соответствии с Законами Украины “О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам” или “О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью”;
  • лицо или члены его семьи в течение 12 месяцев перед обращением за предоставлением временной помощи осуществили покупку земельного участка, квартиры (дома), автомобиля, другого транспортного средства (механизма), строительных материалов, других товаров долгосрочного потребления или оплатили услуги (единоразово) по строительству , ремонту квартиры (дома) или автомобиля, другого транспортного средства (механизма), телефонной (в том числе мобильной) связи, кроме жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и медицинских услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности, на сумму, которая на дату покупки (оплаты) превышает 50 тыс. гривен;
  • лицо работает, ведет другую деятельность, связанную с получением дохода;
  • по результатам выборочного обследования материально-бытовых условий семьи обнаружено, что лицо имеет дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача внаем или в аренду жилого помещения (дома) или его части, один или несколько членов семьи работают без оформления трудовых отношений в установленном порядке; возможность получения дохода от содержания скота, птицы, других животных, доход от народных промыслов, использования имеющейся сельскохозяйственной техники, грузовых машин, микроавтобусов и т.п.);
  • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. метр на одного члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля, другого транспортного средства.

При наличии обстоятельств, перечисленных в четвертом – шестом пункте, временная помощь может быть назначена органом социальной защиты населения на основании решений образованных ими комиссий, если в составе семьи есть человек с инвалидностью.

Кому не положено

В соответствии с законодательством Украины не все пенсионеры, которым не хватает трудового стажа для оформления пенсии, имеют право на получение временной финансовой помощи от государства. Так, в соответствии с п. 12 Постановления Кабмина № 1098 «Про Порядок назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату» от 27декабря 2017 года, соцпособие пенсионерам не назначается в случае, если:

  • лицо получает пенсию (в т.ч. социальную), работает или ведет другую деятельность, связанную с получением дохода
  • кто-либо из членов семьи в течение года перед обращением за временной помощью осуществил покупку (оплату услуг) на сумму свыше 50 тыс. гривен
  • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие полгода превышает 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц
  • в результате выборочной проверки выявлены дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача в аренду жилого помещения (дома), заработок членов семьи не трудоустроенных и т.п.)
  • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. м на 1 члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля (другого ТС, механизма)

Однако, как и с оформлением субсидии, временная финансовая помощь пенсионерам, не имеющим достаточного пенсионного стажа, может назначаться вопреки некоторым вышеуказанным ограничениям по заключению комиссии, если в составе семьи есть человек с инвалидностью. Решение принимается после обследования материально-бытовых условий лица, обратившегося за назначением такой помощи.

Обжаловать решение соцзащиты можно в органе исполнительной власти высшего уровня или в суде.

Выплату временной денежной помощи также могут отменить:

  • если были скрыты сведения или намеренно предоставлены недостоверные данные о доходах и имущественном состоянии – с месяца, следующего за тем, в котором обнаружены указанные факты;
  • в случае трудоустройства или занятия предпринимательской деятельностью – с месяца оформления на работу или регистрации предпринимателем;
  • при выезде на постоянное место жительства за границу – с первого числа месяца, следующего за месяцем выезда;
  • в связи со смертью получателя помощи – с месяца, следующего за тем, в котором человек умер;
  • по факту оформления пенсии – с даты ее назначения.


С 1 июля 2020 года в Украине планово повысили уровень прожиточного минимума. С ростом зарплат увеличилась и сумма ряда социальных выплат.

Соответствующие нормы содержатся в законе о государственном бюджете Украины на 2020 год. Как, кому и на сколько повысили социальную помощь разбиралась МГ “Объектив” на основании статьи издания Zaxid.net.

Изменения в прожиточной минимуме для основных социальных и демографических групп населения

для детей до 6 лет – 1859 грн (был 1779 грн)
детей в возрасте от 6 до 18 лет – 2318 грн (2218 грн)
трудоспособных лиц – 2197 грн (2102 грн)
лиц, утративших трудоспособность -1712 грн (1638 грн).

Пособие для беременных и родившим или так называемые “декретные”

Эту помощь оказывают в размере 100% среднемесячного дохода женщины (стипендии, зарплаты, пособия по безработице и т.д.) в месяц, но она не может быть меньше 25% размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица. То есть, с 1 июля 2020 года “декретные” не могут быть меньше, чем 549,25 грн (была 525,50 грн).

Право на это пособие в органах социальной защиты населения имеют все женщины (в том числе несовершеннолетние), которые не застрахованы в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Помощь при рождении ребенка

Государственная помощь, выплачиваемая при рождении ребенка, остается без изменений и составляет 41 280 грн. 10 320 грн – единовременная выплата и 860 грн выплачиваются ежемесячно в течение 3 лет.

Помощь на детей одиноким матерям

Ее предоставляют в размере равном разнице между двумя прожиточными минимумами (ранее был один прожиточный минимум) для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным общим доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев.

С июля 2020 максимальный размер пособия

для детей до 6 лет – 1859 грн (был 1779 грн).

от 6 до 18 лет – 2318 грн (2218 грн),

от 18 до 23 лет (если учатся на стационаре) – 2197 грн (2102 грн).

Пример: семья состоит из матери-одиночки и семилетнего ребенка. Среднемесячный доход семьи – 4000 грн, то есть, среднемесячный доход на одного члена семьи составляет 2000 грн. Размер помощи такой семье с июля – 318 грн (2318 грн – 2000 грн).

Помощь на детей, над которыми установлена ​​опека или попечительство

Размер помощи равен разнице между 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи:

для детей до 6 лет – как разница между двумя прожиточными минимумами для ребенка этого возраста – 4447, 50 грн (была 3558грн) и среднемесячным размером алиментов, пособий и пенсий за предыдущие шесть месяцев, которые предназначены ребенку;

для детей от 6 до 18 лет: как разница между 5545 грн (была 4436грн) и среднемесячным размером алиментов и пенсий за предыдущие шесть месяцев, которые предназначены ребенку;

Пример: семья взяла под опеку или попечительство семилетнего ребенка-сироту и получает на него пенсию по потере кормильца – 1712 грн. Размер пособия будет – 3833 грн (5545 грн – 1712 грн).

Если детям, над которыми установлена ​​опека или попечительство, алименты (при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать), пенсия, стипендия, государственная помощь за предыдущие шесть календарных месяцев не начислялись, данная помощь назначается в полном размере 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста: для детей до 6 лет – 4447,50грн, для детей от 6 до 18 лет – 5545 грн.

Если ребенок имеет инвалидность, то размер пособия составит 3,5 прожиточных минимумов. В частности, максимальный размер пособия для детей с инвалидностью составит для детей до 6 лет – 6226,50 грн, от 6 до 18 лет – 7763грн (без учета полученных алиментов, пенсий, пособий на ребенка).

Примечание. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц», который предусматривает увеличение размера помощи на детей, над которыми установлена ​​опека или попечительство, с 2 до 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста, а на детей с инвалидностью – до 3,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста, Верховная Рада приняла 2 июня 2020, но его еще должен подписать президент. После подписания и вступления в силу органы социальной защиты населения автоматически сделают перерасчет указанной помощи.

Помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов

Помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, а также тем, родители которых не имеют возможности содержать ребенка или их место жительства неизвестно, предоставляют в размере равной разнице между 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев.

Максимальный размер пособия для детей до 6 лет составляет 929.50 грн (был 889.50 грн), от 6 до 18 лет – 1159 грн (был 1109 грн).

Помощь лицу, ухаживающему за больным ребенком

Эта помощь предоставляется в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. С 1 июля она составляет 1712 грн.

Помощь малообеспеченным семьям

Размер этой государственной социальной помощи определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом.

С 1 июля размеры прожиточных минимумов для начисления этого пособия также меняются:

для трудоспособных лиц – 549,25 грн (525,50 грн),
для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов – 1712 грн (1638 грн),
для детей до 6 лет -2416,70 грн (1512,15 грн),
для детей от 6 до 18 лет – 3013,40 грн (1885,50 грн),
для детей от 18 до 23 лет (при условии обучения) -2856,10 грн (1786,70 грн).

Кроме того, на каждого ребенка, который входит в состав малообеспеченной семьи, установлены следующие доплаты: на ребенка до 13 лет – 250 грн, от 13 до 18 лет – 500 грн.

Помощь инвалидам с детства

Инвалиды с детства 1 группы: (подгруппа А) – 3516,48 грн (3364,64 грн), подгруппа Б – 2568.00 грн (2457 грн).

Инвалиды с детства II группы – 1712 грн (1638 грн).

Инвалиды с детства III группы – 1712 грн (1638 грн).

Помощь малообеспеченному лицу, ухаживающему за инвалида I или II группы (психические расстройства)

Размер данного пособия рассчитывается как разница между тремя прожиточными минимумами на каждого члена семьи и среднемесячным совокупным доходом семьи за предыдущие шесть месяцев, но не может быть больше, чем минимальная заработная плата.

Эта помощь предоставляется дееспособному лицу, которое зарегистрировано или постоянно проживает с инвалидом. С 1 июля максимальный размер этой помощи составит 2118 грн (2027 грн).

Помощь многодетным семьям

Этот вид помощи назначается на третьего и всех следующих детей с того месяца, в который было подано заявление со всеми необходимыми документами. И выплачивается она ежемесячно до достижения ребенком 6-летнего возраста включительно.

На каждого третьего и следующего ребенка государство выплачивает 1700 грн.

Временная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило право на пенсионную выплату

Эта помощь назначается неработающим людям, которые достигли общего пенсионного возраста, но не получили права на пенсионную выплату. И тем, кто на момент оформления социальных выплат имеет не менее 15 лет страхового стажа. Деньги будут выплачиваться до достижения такими лицами возраста, с которого они приобретают право на пенсионную выплату.

Сумма государственной помощи определяется как разница между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.

С 1 июля максимальный размер пособия составит 1712 грн (было 1638 грн).

Государственная социальная помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам

Право на социальную помощь имеют лица, не имеющие права на пенсию, и инвалиды:

– мужчины, достигшие 63 лет, и женщины – 58 лет, которые не имеют права на пенсию в соответствии с законодательством или те, кто признан инвалидом в установленном порядке;

– не получающие пенсию или социальные выплаты, назначаемые для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на производстве;

– являются малообеспеченными лицами.

С 1 июля максимальный размер пособия составит 1712 грн (было 1638 грн).

Пособие по уходу за одинокими лицами, достигшими 80-летнего возраста

Этот вид помощи вводится впервые. Ее будут предоставлять одиноким лицам, достигшим 80-летнего возраста и по заключению врачебно-консультативной комиссии, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, которые получают пенсию в соответствии с законами Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» или «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц».

С июля размер такой помощи составит 684,80 грн

Помощь члену малообеспеченной семьи на организацию предпринимательской деятельности

Это будет одноразовая беспроцентная помощь трудоспособному члену малообеспеченной семьи для организации предпринимательской деятельности и вывода семьи из бедности, которая будет предоставляться государственной службой занятости за счет средств государственного бюджета.

Размер минимальной пенсии

С 1 июля 2020 года минимальная пенсия составит 1712 грн (на 74 грн больше).

Кроме того, с 1 июля возрастет и надбавка пенсионерам за стаж – ежемесячная доплата для тех, кто имеет стаж более 35 лет (мужчины) и 30 лет (женщины). Она составляет 1% минимальной пенсии за каждый дополнительный год (до июля это было 16,38 грн, а с 1 июля – 17,12 грн).

Страховой, пенсионный и трудовой стаж в Украине: что входит, как рассчитывается коэффициент стажа для пенсии для женщин и мужчин. Узнайте, входит ли учеба в трудовой стаж (обучение в техникуме, университете).

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Таблица 1. Стаж, необходимый для выхода на пенсию в 60 лет, начиная с 2018 года
  2. Таблица 2. Стаж, необходимый для выхода на пенсию в 63 года, после 1 января 2018 года.
  3. Таблица 3. Стаж, необходимый для выхода на пенсию в 65 лет, начиная с 1 января 2019 года
  4. Особенности выхода на пенсию у женщин 1961 г.р. и старше
  5. Периоды, из которых состоит страховой стаж. Что входит в стаж
  6. Как узнать свой страховой стаж: калькулятор стажа от ПФУ
  7. Как рассчитывается коэффициент страхового стажа

После проведения в 2017 году пенсионной реформы у украинцев появилось много вопросов, относительно стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сколько нужно будет работать, чтобы заслужить пенсию, какой минимальный стаж для начисления пенсии, а также какие периоды еще входят в стаж для назначения пенсии? – расскажет Prostopravo

Стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту будет постепенно увеличиваться, начиная с 2018 года. До 31 декабря 2017 года для получения права на пенсию по возрасту достаточно иметь 15 лет страхового стажа.

Таблица 1. Стаж, необходимый для выхода на пенсию в 60 лет, начиная с 2018 года

Периодвыхода на пенсию

Стаж, необходимый для полученияпенсии

1 января 2018 г. – 31 декабря 2018г.

1 января 2019 г. – 31 декабря 2019 г.

1 января 2020 г. – 31 декабря 2020 г.

1 января 2021 г. – 31 декабря 2021 г.

1 января 2022 г. – 31 декабря 2022 г.

1 января 2023 г. – 31 декабря 2023 г.

1 января 2024 г. – 31 декабря 2024 г.

1 января 2025 г. – 31 декабря 2025 г.

1 января 2026 г. – 31 декабря 2026 г.

1 января 2027 г. – 31 декабря 2027 г.

С 1 января 2028 г.

Пенсионный возраст при этом останется неизменным – 60 лет.

При отсутствии начиная с 1 января 2018 года необходимого стажа, указанного в таблице 1, возможен будет выход на пенсию в 63 года при налички следующего страхового стажа.

Таблица 2. Стаж, необходимый для выхода на пенсию в 63 года, после 1 января 2018 года.

Период выхода на пенсию

1 января 2018 г. – 31 декабря 2018 г.

От 15 до 25 лет

1 января 2019 г. – 31 декабря 2019 г.

От 16 до 26 лет

1 января 2020 г. – 31 декабря 2020 г.

От 17 до 27 лет

1 января 2021 г. – 31 декабря 2021 г.

От 18 до 28 лет

1 января 2022 г. – 31 декабря 2022 г.

От 19 до 29 лет

1 января 2023 г. – 31 декабря 2023 г.

От 20 до 30 лет

1 января 2024 г. – 31 декабря 2024 г.

От 21 до 31 года

1 января 2025 г. – 31 декабря 2025 г.

От 22 до 32 лет

1 января 2026 г. – 31 декабря 2026 г.

От 23 до 33 лет

1 января 2027 г. – 31 декабря 2027 г.

От 24 до 34 лет

С 1 января 2028 г.

От 25 до 35 лет

После 1 января 2019 года и при отсутствии стажа, указанного в таблице 1 и таблице 2, можно будетвыйти на пенсию в 65 лет при налички следующего страхового стажа.

Таблица 3. Стаж, необходимый для выхода на пенсию в 65 лет, начиная с 1 января 2019 года

1 января 2019 г. - 31 декабря 2019 г.

От 15 до 16 лет

1 января 2020 г. – 31 декабря 2020 г.

От 15 до 17 лет

1 января 2021 г. – 31 декабря 2021 г.

От 15 до 18 лет

1 января 2022 г. – 31 декабря 2022 г.

От 15 до 19 лет

1 января 2023 г. – 31 декабря 2023 г.

От 15 до 20 лет

1 января 2024 г. – 31 декабря 2024 г.

От 15 до 21 года

1 января 2025 г. – 31 декабря 2025 г.

От 15 до 22 лет

1 января 2026 г. – 31 декабря 2026 г.

От 15 до 23 лет

1 января 2027 г. – 31 декабря 2027 г.

От 15 до 24 лет

С 1 января 2028 г.

От 15 до 25 лет

В случае отсутствия, начиная с 1 января 2018 года, необходимого страхового стажа на дату достижения возраста, указанного в таблицах 1, 2, 3, пенсию по возрасту можно будет оформить после получения страхового стажа, указанного в таблицах, на дату достижения соответствующего возраста. Например, если в 2027 году у человека, котрому исполнится на тот момент 65 лет, будет 14 лет страхового стажа, он может рабо тать еще год и выйти на пенсию в 66 лет при стаже 15 лет.

Начиная с 1 января 2028, при наличии 40 и болем календарных лет страхового стажа, пенсия по возрасту будет назначаться независимо от возраста. Например, если у человека 1970 г.р. непрерывный страховой стаж, начиная с 18 лет, в 2028 году он может выйти на пенсию в 58 лет со стажем 40 лет.

Банковские услуги для пенсионеров:

Особенности выхода на пенсию у женщин 1961 г.р. и старше

Женщины, родившиеся в 1961 году и ранее, по-прежнему смогу выйти на пенсию до достижения 60-летнего возраста и при налички стажа, указанного в таблице 1.

По 30 сентября 1956 г. включительно

С 1 октября 1956 г. по 31 марта 1957 года

С 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года

С 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года

С 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года

С 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года

С 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года

С 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года

С 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года

С 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года

С 1 апреля по 31 декабря 1961 года

Периоды, из которых состоит страховой стаж. Что входит в стаж

Страховой стаж - период (срок), в течение котрого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страхове взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса.

Помимо тех, кто ежемесячно перечисляет страховы взносы из своїх доходов, застрахованными также являются:

  • Патронатне воспитатели, родители-воспитатели детских домов семейного типа, приемные родители, если они получают денежное обеспечение в соответствии с законодательством;
  • лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности, находящиеся в отпуске по беременности и родам и получающие помощь в связи с беременностью и родами;
  • лица, проходящие срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, других образованных в соответствии с законом воинских формированиях, Службе безопасности Украины и службу в органах и подразделениях гражданской защиты;
  • лица, ухаживающие за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и в соответствии с законом получающие пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и / или при рождении ребенка, усыновлении ребенка;
  • один из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, которые фактически осуществляют уход за ребенком с инвалидностью, а также неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за лицом с инвалидностью I группы или за лицом преклонного возраста, которое по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе или достигло 80-летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают помощь, надбавку или компенсацию в соответствии с законодательством.

Кроме того, периоды трудовой деятельности и другиепериоды, которые учитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» 1 января 2004 года , засчитываются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее.

В страховой стаж для определения права на назначение пенси согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» включаются такие периоды:

1)ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения:

с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно, при подтверждении справкой о регистрации в качестве субъекта предпринимательскойдеятельности;

с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно, при условии уплаты страхових взносов независимо от уплаченного размера (кроме случав освобождения (отказа) от уплаты единого взноса)

2)прохождение военной службы по 31 декабря 2017 включительно;

3) пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 включительно;

4)пребывание в отпуске по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста с 1 января 2004 года до момента введения уплати страхових взносов женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

5)обучение в высших учебных заведениях с дневной формой обучения на условиях государственного заказа, а также обучение в аспирантуре и докторантуре с 1 января 2004 года по 31 декабря 2017 включительно.

Как узнать свой страховой стаж: калькулятор стажа от ПФУ

На портале Электронных услуг Пенсионного фонда Украины можно узнать данные о своем страховом стаже, не выходя из дома. Для этого нужно перейти по ссылке: https://portal.pfu.gov.ua/. Пенсионный калькулятор помогает самостоятельно рассчитать страховой и трудовой стаж, введя свои данные о трудовой деятельности (периоды работы).

Для просмотра предоставляются такие данные из Реестра застрахованных лиц:

- анкетные данные (ФИО, дата рождения, пол, место рождения);

- адресные данные (адрес регистрации и адрес фактического места жительства);

- данные паспорта (серия, номер, дата выдачи; кем выдан);

- данные страхового свидетельства (номер, дата выдачи; кем выдан);

- данные электронного пенсионного удостоверения (номер, дата выдачи; кем выдан);

- данные о пересечении границы зоны АТО - для переселенцев (направление пересечения границы зоны АТО и дата пересечения границы зоны АТО)

- данные о заработной плате лица - информация предоставляется по годам в разрезе страхователей. За каждый год дополнительно определяется общая сумма заработной платы за год и общая сумма заработной платы, которая учитывается для расчета пенсии;

- данные о страховом стаже лица - предоставляются данные о количестве дней работы, за которые страхователем было уплачено за человека страховые взносы; информация предоставляется по всем годам и месяцам работы лица.

Как рассчитывается коэффициент страхового стажа

Коэффициент страхового стажа, который применяется для исчисления размера пенсии, определяется с округлением до пяти знаков после запятой по формуле:

Кс= (См*Вс)/(100%*12), где:

Кс - коэффициент страхового стажа;

См - сумма месяцев страхового стажа;

Вс - величина оценки одного года страхового стажа (в процентах). За период участия в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования величина оценки одного года страхового стажа равняется 1%.



Анна Пешкова


Анна Пешкова

Раньше за уход за 80-летними можно было получить компенсацию. Правда, она была совсем смехотворной - 4 гривны и 80 копеек. Ставка делалась на то, что за престарелыми захотят ухаживать в обмен на стаж. Больше года назад эту помощь отменили из-за несостоятельности выплаты, и с тех пор тем, кто ухаживает за престарелыми пенсионерами, не светят автоматические отчисления к будущей пенсии.

В конце июля правительство приняло постановление, согласно которому одинокие пенсионеры старше 80 лет получат 685 гривен ежемесячного пособия. Экспертное сообщество восприняло это как новость о повышении объема компенсации. Но в правительстве говорят, что это не старая компенсация, а новая, специально созданная доплата. Ее экс-премьер Алексей Гончарук обещал еще во время презентации бюджета на текущий год.

Более того, пенсионеры могут на старте получить на руки даже больше 685 гривен. В постановлении указано, что оно начинает работать "задним числом", 1 января 2020 года. Министр соцполитики Марина Лазебная подчеркнула, что будет учитываться период, который уже прошел.

Пенсионеры обращаются за предоставлением выплаты в собесы, однако им пока отказывают. В чем причина заминок, и как теперь будут начислять помощь на уход?

Выплата не для всех

Правительство внесло изменения в порядок начисления помощи по уходу, который раньше включал уход по инвалидности или для малообеспеченных пенсионеров. Согласно решению правительства, одиноким 80-летним украинцам будут начислять 40% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Это гораздо больше, чем для других категорий. В порядке, в который вносятся изменения, людям с инвалидностью II группы выделяют лишь 25% от прожиточного минимума, а для IIІ группы - и вовсе только 15%. С чем связано такое распределение - неясно. Адвокат Ростислав Кравец считает, что сумма взята "с потолка" и абсолютно логически не обоснована.

Можно предположить, что законодатели отталкивались от компенсации профессиональной деятельности по уходу. Если пересчитать выделяемую сумму на 20 гривен в час, денег хватит на то, чтобы оплачивать 1 час специалиста в день. Впрочем, удастся ли найти желающих работать за такие деньги на практике - отдельный вопрос.

Кроме того, эти выплаты учтут в общем семейном доходе, как это недавно сделали с субсидиями. Поднимая один показатель в формуле выплат, законодатель отменяет другой. Так что, если оформить эту доплату, выплату для малообеспеченной семьи пенсионеры рискуют уже и не получить. Как вариант, можно оформить вместо новой выплаты уже существующую надбавку за уход, которая не учитывается в общем доходе. Но стоит ли 50 гривен в месяц бумажной волокиты?

Сейчас эти 685 гривен будут суммироваться с 500 гривнами доплат пенсионерам - их до конца карантина никто не отменял. То есть одинокие пенсионеры будут получать в общей сложности минимум 2 897 гривен. Надбавка получается неплохая. Но с учетом того, что фактический прожиточный минимум в Украине составляет более 4 тысяч гривен, даже этой суммы мало.

Отдельный вопрос - почему выплата "светит" только 80-летним. Ведь нельзя сказать, что одинокие 75-летние защищены лучше. Вероятно, это попытка правительства сэкономить. Рассчитывать на новую выплату сможет совсем небольшое количество пенсионеров, учитывая, что средний возраст жизни украинца - 72 года. Экс-глава Офиса президента Андрей Богдан говорил, что 80-летних в Украине – всего полтора миллиона.

Руководитель управления социального страхования и пенсионного обеспечения Федерации профсоюзов Владимир Максимчук считает, что выплачивать надбавки стоило исходя не из возраста пенсионеров, а из их стажа. Так как 65-летний, который официально проработал 40 лет, не сможет рассчитывать на выплату, которую получит менее трудолюбивый 80-летний с таким же стажем. По его словам, это будет провоцировать социальную несправедливость и недовольство.

Помимо того, что 80-летних в Украине немного, тех из них, кто подпадает под критерий одиночества, еще меньше. Для получения помощи нужна целая кипа бумаг: заявление, справка о составе семьи, вывод врачебно-консультативной комиссии о проблемах со здоровьем. Получить ее заключение не так уж и легко. Это не только рискованно с точки зрения коррупции, но и просто физически сложно для пожилых людей.

Впрочем, что гадать на кофейной гуще? В расчете количества тех, кто почувствует на себе позитивные изменения, можно пойти и от обратного. На новые надбавки правительство в 2020 году предусмотрело дополнительные 806 миллионов гривен. Получается, ежемесячно выплату смогут получать максимум 97 800 человек. Это меньше 1% (!) от всех пенсионеров Украины (их, по данным на начало года, в стране 11,3 миллиона). Вот такая "прорывная" соцпомощь.

До свидания, родственнички

К одиноким, согласно текущему порядку выплат, относятся граждане, не имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать. Ранее же, когда устанавливалась компенсация по уходу за 80-летними, одиночество определялось тем, что пенсионер просто проживает один.

Получается полный разворот от идей экс-министра соцполитики Андрея Ревы, который считал, что помощь по уходу за пожилым человеком должны предоставлять родственники и предлагал платить за работу им, а не соцработникам. Правда, денежная выплата была столь мизерная, что в основном эти выплаты оформляли как раз ради стажа, чтобы можно было рассчитывать на пенсию.

Теперь же трудоспособные дети, мужья, братья и сестры, которые готовы уйти с работы, чтобы следить за своими родителями, не получат ни денег, ни стажа. Для них, начиная с 2019 года, ничего не меняется. Родственники могут разве что рассчитывать на соцработника, если предоставят объективные причины, по которым не могут следить за своими родителями. А если причины покажутся соцслужбе не слишком весомыми, не будет и этого.

Отчасти, в отмене нормы со стажем есть резон, так как некоторые предприимчивые украинцы оформляли специально ради стажа, и, фактически не оказывая услуг, работали "в тени". Да и уровень ухода со стороны родственника все равно хуже, чем со стороны соцработника. К примеру, человек, который ухаживает за своей не ходячей матерью, может сорвать спину. А специалист знает, что есть скользящие простыни для перемещения больных, которые можно купить или взять напрокат. Медсестры знают, как правильно усаживать, поворачивать пожилых людей, чтобы не травмировать их, предотвратить появление пролежней, безопасно кормить, - если нужно, через специальный зонд, как оказать помощь с гигиеническими процедурами, чтобы человек сохранил достоинство даже в такой ситуации.

Но, скорее всего, правительство ушло от этой практики не только из справедливости, а и потому, что это крайне выгодно. Ежегодно увеличивается требование по количеству отработанных лет для выхода на пенсию (сейчас его нужно 27 лет, а в конце реформы понадобится 35). Чем дальше, тем больше украинцам будет не хватать стажа для выплаты. Дополнительной опции в виде ухода за престарелым не будет, а покупать месяц стажа за 2 тысячи гривен - слишком дорого. Значит, больше людей будет получать наименьшую из возможных видов помощи - минимальную пенсию.

Никакие преимущества от ухода за пенсионерам не получат и посторонние украинцы. Они вообще не будут подавать документы для такой помощи. В порядке начисления доплат речь идет только о данных о самом пенсионере.

Впрочем, есть надежда на то, что хотя бы сами пенсионеры откусят кусок пирога побольше. В постановлении идет речь о том, что правила вступают в силу "задним" числом - с 1 января. Значит ли это, что получат 4 800 гривен за все прошлые 7 месяцев?

5 тысяч гривен "задним числом"

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Экономический эксперт Олег Пендзин говорит, что норма вступает в силу с момента подписания закона, а значит, на дополнительные суммы рассчитывать не стоит. А вот адвокат Ростислав Кравец подчеркивает: пересчет будет, раз это указано в постановлении. Судя по заявлениям Минсоцполитики, Кравец прав. Но вряд ли начисления будут одномоментными. Здесь все зависит от правительства и от того, найдутся ли деньги в бюджете.

Секвестр здорово порезал социальные выплаты. Почти месяц назад Кабмину уже пришлось увеличить бюджет Пенсионного фонда из-за коронавирусного секвестра почти на 33 миллиарда гривен из-за различных доплат. Согласно украинскому Бюджетному кодексу, все нормативные акты и законы, которые предусматривают выплату различных надбавок, пособий, корректируются с нормами, заложенными в госбюджете на год. Ситуация та же, что и с выплатами для чернобыльцев, УБДшников. Пендзин уточняет, что выплату при желании можно вообще отменить.

"Это была, как мы помним, инициатива президента. И это далеко не все "прорывные" социальные нормы, которые нас ждут. Зеленский хочет, чтобы в следующем году надбавки получат пенсионеры "75+". Лазебная также много говорила об индексации пенсий, которая в 2021 году пройдет не в мае, а в марте, как положено. А еще планируют поднять минимальную пенсию в соответствии с минимальной зарплатой, пропорционально. Проблема в том, что у нас высокий дефицит Пенсионного фонда. Во всех своих выступлениях министр соцполитики говорит, что выплаты будут внедрены, если это поддержит Минфином. Мол, мы-то хотим, но злые дяди из министерства могут вставить нам палки в колеса", - говорит Пендзин.

Дополнительные права для Кабмина решать, начислять или нет такую помощь, дал закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (законопроект №2494). Сам по себе, несмотря на благие цели, он был спорный и второе чтение прошел только со второго раза.

С другой стороны, власти уже сэкономили на выплатах пенсий около 60 миллиардов гривен, когда перенесли индексацию с марта на май. Даже если пенсионерам выплатят все 8 220 миллиардов гривен за год, все равно экономия будет существенной. К слову, чиновники по любопытному совпадению заявили о надбавке для 80-летних как раз тогда, когда перенеслась индексация - возможно, в попытке сгладить негативный шлейф.

"Новой выплатой власть якобы хочет крыть те лишения, которые были до того. Но на практике это лишь несколько процентов от тех сумм, которые были сэкономлены раньше", - соглашается Ростислав Кравец.

Как можно будет распорядиться деньгами

Ростислав Кравец утверждает, что помощь можно будет потратить на свое усмотрение. Здесь все как с монетизацией проезда и услуг ЖКХ, когда человек получает возмещение за льготу, которой не пользуется. Но, судя по тому, как на данный момент выписан порядок по предоставлению помощи на уход, если вы выбираете деньги, рассчитывать на бесплатного соцработника от государства не сможете. Получается, берете либо деньгами, либо услугами.

За уточнением этого и других аспектов мы обратились в собесы по всей Украине. Звонки в управления защиты труда по всей стране заканчиваются тем, что только в городе Дубно знают о новшествах от Кабмина. Хотя мы выждали неделю после принятия постановления, чтобы представители управления ознакомились с нормой. Специалисты говорят: детально проконсультировать не могут, так как ждут принятия специального порядка назначения и выплаты соцпомощи. Однако ждать, видимо, придется долго, ведь речь идет об изменениях в уже существующий порядок.

Учитывая реалии украинского общества, скорее всего пенсионеры будут отказываться от услуг и попытаются самостоятельно выполнить всю работу по дому, чтобы позволить себе приобрести еду или лекарства. Предположить, что на эти деньги они будут нанимать сиделок, сложно: для этого выплата по уходу должна быть хотя бы в 10 раз больше. Наверное, не стоит уточнять, что начисление такого "дополнительного приятного бонуса" может быть опасно. Ведь не зря же выплата называется "на уход".

Читайте также: